2 просмотров

Лодка какая категория

Права на управлением плавательным средством, обзор необходимых понятий и категорий.

Гидроцикл, моторная лодка, парусное судно, катер – если вы только приобрели или задумались над приобретением одного из этих маломерных судов, то стоит вспомнить что для управления ими нужны права. Надзор за пользованием таких плавательных средств во внутренних водах и морях Российской Федерации осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России). И так, давайте рассмотрим основные понятия и категории в управление плавательными средствами согласно ГИМС, которые помогут разобраться в формальностях управления маломерными судами.

Маломерные водный транспорт очень сильно отличается по конструкции и своими характеристиками друг от друга. Кому-то больше по душе скорость и драйв гидроцикла, а кто-то предпочитает более спокойное хождение под парусом. Для кого то важен комфорт и возможность преодоления больших расстояний, и он покупает себе катер, а другие довольствуются рыбалкой на лодке с подвесным мотором.

Для каждого вида водного транспорта существуют соответствующие права на управление. По закону права на управление не требуются только на те судна, где мощность мотора не превышает 5 л.с. Так же есть разъяснение от ГИМС МЧС России, согласно которому, если лодка не регистрируется в ГИМС (т.е. имеет общую массу до 200кг и на ней установлен мотор до 10 л.с.) – данный комплект можно эксплуатировать не имея прав управления на маломерное судно. Более подробно ознакомится с данным письмо можно в Разьяснение ГИМС. Рекомендуем распечатать его, иметь с собой во время управления не зарегистрированными маломерными судами.

Статья в тему:  Как самому сделать кресло для лодки пвх

Категории прав согласно ГИМС всего четыре, плюс еще четыре подкатегории парусных судов.

Официальные категории согласно ГИМС:

Гидроцикл (водный мотоцикл, скутер, водный скутер) – это скоростное персональное водное транспортное судно, со стационарным двигателем внутреннего сгорания.

Моторная лодка (мотолодка) – это любое водное плавательное средство с навесным мотором мощностью от 5 л с. Именно наличие навесного силового агрегата, а не стационарного, является признаком, который отличает моторную лодку от катера.

Катер – это небольшое водное судно, которое имеет в качестве стационарной силовой установки любой двигатель или двигатели.

Парусное судно – любое плавательное средство (маломерное прогулочное судно), которое использует парус для трансформации силы ветра в движение судна.

Все права на управлением маломерными судами должны содержать сведения о разрешенных районах плаванья. Есть три вида таких районов, в зависимости от типа водного бассейна.

Разрешенные районы для плаванья

  1. Морские пути – МП. Это районы акватории морей удаленные от берега более чем на 12 морских миль.
  2. Внутренние водные пути – ВВП. Реки и озера, имеющие регулярное транспортное сообщение.
  3. Водные пути – ВП. Внутренние водные бассейны, на которых не осуществляется регулярная навигация водного транспорта т.е. это воды, где нет регулярных водных маршрутов и перевозок.

Основные моменты связанные с маломерными судами

  1. Необходимые документы – это судовой билет (выдается при регистрации лодки) с техническим освидетельством (техосмотр) и удостоверение на право управления маломерного моторного судна, в нем отмечены категории маломерных судов, которыми разрешено управлять и разрешенные районы плавания. Так же не забудьте про номерной знак – для любого маломерного судна необходим отличительный регистрационный номер, расположенный на борту судна.
Статья в тему:  Как отрегулировать карбюратор на скутере ямаха

  1. Регистрация лодки и мотора в ГИМС – мотор мощностью до 8 кВт (10,8 л.с.) регистрации не подлежит, если он установлен на судно длинною до 20 метров и собственной массой до 200 кг. включительно. Массу судна устанавливает производитель (может быть проверяться практическим замером, если необходимо) Навесное оборудование в массу судна не входит – т.е. подвесной мотор не входит в массу судна, как и остальные предметы на борту.

  1. Права на управлением маломерного судна – государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления маломерного моторного судами с двигателями или с подвесными моторами мощностью более 3,68 кВт (5 л.с.) Пройти аттестацию судоводителей и получить удостоверение на право управлением маломерным судном, можно в региональный отделениях ГИМС МЧС России. В Иркутске это например Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Иркутской области, расположенная по адресу: улица Красноармейская, 15.

Полезный совет: 9.9 л.с. – это очень удобный вариант мощности мотора, его не надо регистрировать. Сравнение моторв 9,9 и 15 л.с. с одинаковой кубатурой показывает, что разница заметна только на облегченной лодке с минимальной загрузкой. Как только лодку догружают, разница в скорости теряется, и на первое место выходит объем мотора.

Видео Клуба

Группы категорий судна по СЕ классификации

Категория судна определяет район эксплуатации Вашей лодки исходя из ее проекта.

Статья в тему:  Как атомная подводная лодка пробивает полярный лед

Существуют четыре категории:
Категория А – океан
Судно спроектировано для океанских путешествий, когда сила ветра превышает 8 баллов, а высота волны может быть значительно более 4 м.

Категория В – море
Судно предназначено для морских путешествий, когда сила ветра доходит до 8 баллов, а высота волны – достигает 4м.

Категория С – прибрежные воды.
Судно предназначено для эксплуатации в прибрежных водах, больших заливах и бухтах, реках и озерах, в условиях силы ветра около 6 баллов и высоты волны 2м.

Категория D – защищенные воды (внутренние водоемы)
Судно предназначено для использования в небольших озерах, речках и каналах, где условия силы ветра – не более 4 баллов, а высота волны – около 0,5 м.

Обратите внимание на Ваше руководство по эксплуатации, если категория не указана, что может быть у отечественных лодок, тогда следует обратить внимание на максимальную высоту волны. Ниже приведу шкалу Бофорта с картинками и пояснениями. Это поможет Вам грамотно выбрать район плавания в зависимости от погодных условий и размеров водоема.

В1806 году английский адмирал Ф.Бофорт разработал условную (двенадцатибалльную) шкалу для визуальной оценки силы (а говоря точнее, скорости) ветра по его действию на наземные предметы или по волнению на море.
К концу прошлого века шкала получила широкое признание и применение. В 1963 году Всемирная метеорологическая организация уточнила шкалу Бофорта и она была принята для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море.
Средняя скорость ветра указывается на стандартной высоте 10 метров над открытой ровной поверхностью.

Статья в тему:  Как подобрать якорь для надувной лодки
0 баллов Штиль: Дым (от трубки капитана) поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны.
Зеркально гладкое море. ветер 0 – 0,2м/с
1 балл Тихий: Дым отклоняется от вертикального направления, на море легкая рябь, пены на гребнях нет.
Высота волн до 0,1м.
ветер 0,3 – 1,5м/с.
2 балла Легкий: Ветер чувствуется лицом, листья шелестят, флюгер начинает двигаться, на море короткие волны максимальной высотой до 0,3м.
ветер 1,6 – 3,3м/с.
3 балла Слабый: Листья и тонкие ветки деревьев колышутся, колышутся легкие флаги, легкое волнение на воде, изредка образуются маленькие барашки.
Средняя высота волн 0,6м.
ветер 3,4 – 5,4м/с.
4 балла Умеренный: Ветер поднимает пыль, бумажки; качаются тонкие ветви деревьев, белые барашки на море видны во многих местах.
Максимальная высота волн до 1,5м.
ветер 5,5 – 7,9м/с
5 баллов Свежий: Качаются ветки и тонкие стволы деревьев, ветер чувствуется рукой, повсюду видны белые барашки.
Максимальная высота волн 2,5м, средняя – 2м.
ветер 8,0 – 10,7м/с.
6 баллов Сильный: Качаются толстые сучья деревьев, тонкие деревья гнутся, гудят телефонные провода, зонтики используются с трудом; белые пенистые гребни занимают значительные площади, образуется водяная пыль.
Максимальная высота волн – до 4м, средняя – 3м.
ветер 10,8 – 13,8м/с
7 баллов Крепкий: Качаются стволы деревьев, гнутся большие ветки, трудно идти против ветра, гребни волн срываются ветром.
Максимальная высота волн до 5,5м. ветер 13,9 – 17,1м/с.
8 баллов Очень крепкий: Ломаются тонкие и сухие сучья деревьев, говорить на ветру нельзя, идти против ветра очень трудно. Сильное волнение на море.
Максимальная высота волн до 7,5м, средняя – 5,5 м.
ветер 17,2 – 20,7м/с.
9 баллов Шторм: Гнутся большие деревья, ветер срывает черепицу с крыш, очень сильное волнение на море, высокие волны.
(максимальная высота -10м, средняя -7м).
ветер 20,8 – 24,4м/с.
10 баллов Сильный шторм: На суше бывает редко. Значительные разрушения строений, ветер валит деревья и вырывает их с корнем, поверхность моря белая от пены, сильный грохот волн подобен ударам, очень высокие волны.
(максимальная высота – 12,5 м, средняя – 9 м).
ветер 24,5 – 28,4м/с.
11 баллов Жестокий шторм. Наблюдается очень редко. Сопровождается разрушениями на больших пространствах. На море исключительно высокие волны (максимальная высота – до 16м, средняя – 11,5м), суда небольших размеров временами скрываются из виду.
ветер 28,5 – 32,6м/с.
12 баллов Ураган: Море все покрыто полосами пены. Воздух наполнен пеной и брызгами. Видимость очень плохая. Полный абзац судам небольших размеров, яхтам и прочим кораблям. Лучше не попадать.
Ветер 32,7м/с и более.
Статья в тему:  Как сделать прицеп под лодку пвх

В наиболее распространенном случае, у нас, маломерные суда не используются на морских просторах, за исключением Белого, Четного морей и Тихого океана. В условиях больших закрытых водоемов типа Рыбинки и Финского залива особое внимание следует уделять силе ветра, т.к. большие, более 2м. волны – большая редкость. Но и короткая озерная и речная волна может доставить массу неприятностей.

Несколько может настораживать тот факт, что например категория плавания популярной у нас лодки Квик Сильвер 340 указана как – С, а для аналогичного Каймана 330-360 не указана вовсе, есть только ограничение по высоте волны. Чем вызвано это различие – не ясно, но соваться в двухметровую волну на лодочке такого размера, ИМХО, смертельно опасно!

Права на управление лодкой: на какие модели нужны и как их получить?

  1. На какие лодки необходимы права?
  2. Категории
  3. Как получить?
  4. Оформление документов
  5. Наказания за отсутствие

Не все осведомлены, что для вождения водного транспорта нужно приобрести соответствующее разрешение, поэтому многие пользователи покупают моторные лодки и иные судна, не задумываясь об этом. Однако это довольно серьезная ошибка — в нашей стране за несоблюдение норм закона в части правил управления любым ТС предусмотрена ответственность, и водные виды ТС не стали исключением.

На какие лодки необходимы права?

Не всегда собственники водного транспорта задумываются о том, чтобы оформить водительское удостоверение для вождения судна. Дело в том, что это требование относится не ко всем категориям водного ТС, а только к его отдельным разновидностям. В первую очередь оно распространяется на лодки с двигателем: если у ТС присутствует мотор, то для езды на нем требуется разрешение, иначе выход в любое водное пространство ему будет запрещен; владеть подобной лодкой можно, а вот управлять ей — нет.

Статья в тему:  Где порыбачить с лодки

Необходимость получения разрешения на вождение всякого маломерного судна встает, когда параметры транспортного средства превышают следующие нормативные значения:

  • общая масса судна (то есть вес непосредственно корпуса и двигателя) свыше 200 кг;
  • мощность движка — больше 10,88 лошадей, когда установлен электромотор — его мощность свыше 8 кВт;
  • если плавсредство относится к спортивным парусникам без мотора и без обустроенной зоны отдыха.

Моторные лодки является вовсе не единственным типом транспорта, владение которым диктует обязательное наличие специальных морских прав. Под действие законодательных норм также попадают различные самоходные суда. В отдельных случаях в разрешении на вождение нуждается катер — это касается того транспорта, грузоподъемность которого превышает 100 кг включительно. Ещё одной разновидностью водного транспорта, который не стал исключением из правил, являются байдарки — впрочем, это касается только тех моделей, вместимость которых превышает 150 кг.

Не требуется водительские права на управление весельными резиновыми лодками, а также надувными плавсредствами из ПВХ. Под действие установленных правил не попадают судна с мотором меньше 10 л. с.

Категории

В наши дни в РФ существует несколько основных категорий прав:

  • на вождение моторных, а также всех видов парусных лодок;
  • на вождение моторных лодок;
  • на вождение гидроцикла.

Соответственно, все разновидности ТС на воде подразделяются на ряд категорий:

  • гидроцикл – представляет собой бескорпусное ТС с мотором, используется для перемещения по водному пространству;
  • моторная лодка со стационарным мотором – такое судно оборудовано стационарным либо и подвесным лодочным мотором;
  • парусное судно — этот транспорт дополнительно оснащается парусным элементом.
Статья в тему:  Как сделать клей для резиновой лодки

Еще до прохождения обучения определите, в каких районах вы планируете передвигаться в водном пространстве. Все водные пути условно разделяют на:

  • морские — представляют собой воды внутренних морей РФ, а также пути территориальных морей;
  • внутренние водные — к ним относят реки, а также водохранилища и озёра, которые полностью располагается на территории страны;
  • внутренние — несудоходные водоемы в пределах страны.

Собственниками перечисленных групп плавсредств могут быть как юридические, так и физические лица. Любое ТС надо непременно зарегистрировать в ГИМС в установленном законом порядке.

Как получить?

Оформить разрешение на вождение водных типов ТС совсем непросто. Процесс условно можно поделить на несколько важных этапов:

  • проверка потребности в оформлении водительского удостоверения;
  • сбор документации при прохождении медкомиссии;
  • обучение вождению;
  • обязательная сдача испытаний;
  • подача заявки на выдачу прав;
  • оформление удостоверения водителя судна.

Обращаем внимание на то, что необязательно строго придерживаться указанной последовательности действий — вы всегда можете отложить или перенести этап подачи комплекта документов для оформления разрешения на езду, но, во всяком случае, делать это нужно лишь после того, как весь курс обучение и сдача тестов останется позади.

Остановимся чуть подробнее на самых важных этапах оформления разрешения.

Медосмотр

Прохождение медкомиссии для оформления водительских прав на управление плавредством ничем не отличается от осмотра, который нужен в ситуации с автомобилями и другим наземным транспортом. Имеется группа запретов, при которых судовладелец не сможет получить водительских прав на управление водным ТС. Отсутствие таких противопоказаний непременно должно быть зафиксировано в виде заключения медицинской комиссии, состоящей из:

  • окулиста,
  • хирурга;
  • психиатра;
  • специалиста-невролога;
  • нарколога;
  • терапевта.
Статья в тему:  Какое масло лить в 4 х тактный лодочный мотор

Если хотя бы один из указанных медработников не сделает отметку о допуске судовладельца к езде на водном ТС, об оформлении прав можно попросту забыть.

Выводы медкомиссии являются важнейшим документом, в отсутствие которого у вас не получится в дальнейшем оформить заявку на выдачу водительского удостоверения, потому обучение вождению судна до получения результатов медкомиссии о группе здоровья не имеет смысла, в отдельных учебных центрах даже требуют результаты медкомиссии до зачисления на курсы.

Обучение

В России пройти обучение вождению водного ТС можно в специальных высших учебных заведениях, техникумах либо на курсах. Вся программа подготовки делится на 2 этапа: теоретический и практический. Первый вариант представляет собой посещение лекций, более того, многие учебные курсы в наши дни допускают дистанционное прохождение обучения. Вторая часть – практическая. Если при оформлении водительского удостоверения на автотранспорт всё ясно — ученики учатся ездить на реальных авто, то в случае с судами ситуация немного иная. Практические занятия здесь проходят на симуляторах-тренажерах, поскольку без получения прав водителя судна гражданам запрещается выходить в открытое водное пространство.

Обучение завершается испытанием – если слушатель курса не сможет его сдать, то разрешение на вождение лодки он не получит. Впрочем, не надо огорчаться, любой человек имеет шанс на одну или несколько пересдач. Как и сами курсы, экзаменационная часть подразделяется на теоретическую и практическую. Сперва ученикам предлагается ряд вопросов, которые определяют уровень знаний, важных для вождения моторной лодки. Как правило, теория сдаётся в форме теста. Когда первый этап будет успешно завершен, судовладелец переходит к практическому испытанию. Как свидетельствует практика, подавляющее большинство учеников именно на этой стадии сталкиваются со сложностями и попросту «срезаются».

Статья в тему:  Как перевести лодочный мотор вихрь на 92 бензин

После успешного прохождения экзаменов судовладельцу выдается свидетельство удачного завершения учебы. Такой документ непременно должен присутствовать у любого человека, который намерен управлять собственным судном.

Альтернативой считается лишь диплом о высшем образовании по специальности, связанной с вождением водного ТС.

Оформление документов

Для оформления заявки на получение разрешения управления плавсредством надо собрать и передать в регистрирующий орган набор следующих документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • правоустанавливающие документы на ТС, которым вы планируете управлять;
  • заявление на получение разрешительного удостоверения водителя судна;
  • сертификат об успешном окончании обучения на курсах судоводителей или же документ о высшем образовании по специальности, связанной с вождением;
  • квитанция об оплате необходимой госпошлины;
  • медзаключение о группе здоровья;
  • фотографии 3х4.

Кроме того, понадобится взять с собой ксерокопии всех документов.

Госпошлина в среднем составляет 1300 рублей. Если вы не занимались ранее постановкой лодки на учёт, то придется дополнительно оплатить ещё один сбор в сумме 1600 руб.

С подготовленным комплектом надо обратиться в ГИМС. В стенах данного учреждения регистрируются все водительские права на моторные судна.

В целом на подготовку и выдачу документа уходит около месяца. Подать заявление возможно тремя способами, гражданам в наши дни предложено:

  • напрямую в ГИМС;
  • передать пакет документов в МФЦ;
  • подать сведения через портал «Госуслуг».

Наиболее оперативным и удобным является первый вариант— водительское удостоверение обычно выдается довольно быстро. А вот при обращении в МФЦ процесс будет замедлен, пользователям нередко приходится ждать по полтора, а то и два месяца для того, чтобы увидеть разрешение на вождение ТС. Для передвижений в морском водном пространстве следует сделать международные права.

Статья в тему:  Как найти собственную скорость лодки формула

Наказания за отсутствие

Обращаем внимание на то, что согласно действующему закону нашей страны за езду на водных видах транспорта без оформленного разрешения установлена административная ответственность:

  • за вождение лодки, не имея при себе необходимого удостоверения, – предупреждение либо штраф в размере 100 рублей;
  • за передачу прав на вождение водного ТС лицу, не имеющему при себе разрешительного документа, – штраф в размере 100 рублей;
  • за управление плавсредством лицом, не имеющим водительских прав, – штрафные санкции от 1 до 2 тысяч рублей;
  • за передачу вождения ТС лицу, не имеющему допуска к управлению лодками, – штраф от 1 до 2 тысяч рублей.

После наложения штрафа судовладельцу выдается 10 дней для обжалования его в суде, после этого постановление вступает в силу и подлежит оплате. В соответствии с КоАП РФ штраф следует оплатить в течение 70 суток с момента выдачи квитанции. Если этот срок будет пропущен, то человек получит просрочку и, соответственно, дополнительную меру ответственности.

Как правило, реквизиты для оплаты суммы штрафа указываются в самой квитанции или в судебном постановлении.

Штраф можно оплатить несколькими способами:

  • при помощи онлайн-сервисов, например, WebMoney или Яндекс-деньги;
  • через портал «Госуслуг»;
  • при помощи платёжного терминала Сберегательного банка;
  • через операторов любого банка, который принимает данный вид платежей.

Обращаем ваше внимание на то, что разрешенный период действия прав на вождение судном составляет 10 лет, после этого нужно продлить их в установленном законом порядке.

Статья в тему:  Как атомная подводная лодка пробивает полярный лед

Оформление прав на управление судном — обязательное требование, обусловленное нормами безопасности передвижений в водном пространстве. Именно поэтому не следует им пренебрегать – от наличия водительских прав зависит не только целостность вашего бюджета, но и сохранность жизни и здоровья всех участников движения на воде. В случае частого нарушения норм законодательства возможно полное лишение прав на управление водным транспортом на несколько лет.

О том, как проще всего получить права судоводителя, смотрите в следующем видео.

Категории прав

Для законного управления катером, яхтой, гидроциклом или моторной лодкой требуются специальные права. На данный момент в Российской Федерации существуют следующие категории прав:

  • на управление парусно-моторным судном;
  • на управление гидроциклом;
  • на управление моторным судном.

Для их получения необходимо пройти курсы по обучению судовождению в ОАНО ДПО «Штурвал» и сдать экзамен в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). После чего вам выдадут официальный документ «Удостоверение судоводителя маломерного судна».

Разрешенные районы для плавания

До получения прав необходимо определить, в каких районах вам будет разрешено плавание. Все водные пути принято делить на:

  • морские пути (МП) – это внутренние морские воды РФ и пути территориальных морей;
  • внутренние водные пути (ВВП) – это судоходные водные пути, которые полностью находятся на территории РФ (судоходные реки, водохранилища и озера);
  • внутренние пути (ВП) – это несудоходные внутренние водоемы РФ.
Статья в тему:  Где порыбачить с лодки

На МП (морских путях) действуют Международные правила о предупреждении столкновений судов в море. При плавании по ВВП (внутренним водным путям) необходимо соблюдать Правила плавания по ВВП.

Типы маломерных судов

К маломерным судам относятся:

  • несамоходные и самоходные суда, которые предназначены для внутреннего плавания в РФ, вместимостью до 80 т;
  • гидроциклы;
  • небольшие суда с пассажировместимостью до 12 человек, предназначенные для плавания в морских водах.

Их владельцами могут быть и физические, и юридические лица. Все маломерные суда необходимо обязательно зарегистрировать в ГИМС. Исключением являются:

  • суда весом до 200 кг включительно, оснащенные двигателем мощностью до 10,88 л.с. (до 8 кВт);
  • спортивные яхты длиной до 9 м без оборудованных специально мест для отдыха.

Типы современных маломерных судов в РФ:

  • гидроцикл – бескорпусное транспортное средство с мотором, предназначенное для передвижения по воде;
  • катер – моторное судно с установленным стационарным двигателем;
  • моторная лодка – небольшое судно с подвесным лодочным мотором;
  • парусное – судно, оснащенное парусным вооружением;
  • парусно-моторное – парусное судно с подвесным или стационарным мотором.

Мы проводим полную подготовку, включая обучение практическим навыкам управления маломерным судном, которая позволит вам успешно сдать экзамен в ГИМС и получить необходимую категорию прав. Вы изучите безопасность и правила движения на водоемах, а также познакомитесь с сигналами и знаками, используемыми участниками плавания по водным путям.

Статья в тему:  Какое масло лить в 4 х тактный лодочный мотор

После прохождения обучения в ОАНО ДПО «Штурвал» вы будете уверенно управлять моторной лодкой, катером или гидроциклом и спокойно чувствовать себя на воде.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: