10 просмотров

Лодка как дельфин

Почему лодка ПВХ дельфинирует и как это устранить?

Каждый рыбак и просто любитель порассекать по водным просторам хочет чувствовать себя уверенно при движении на лодке или катере. Но вот беда — судно колеблется вверх и вниз, нарушая всё спокойствие. Какое уж тут глиссирование! У такого явления есть отдельное название — дельфинирование. Слово красивое, а вот значение не очень. Плавсредство начинает просто прыгать по воде. Почему лодка дельфинирует и как это устранить — рассказываем в статье.

Что такое дельфинирование?

Дельфинирование также называется продольной неустойчивостью. Такое нарушение устойчивости движения связано с возникновением угловых колебаний корпуса плавсредства в вертикальной плоскости, когда угол атаки днища и его смоченная поверхность постоянно меняются. Научные термины, конечно, хорошо, но проще посмотреть это на видео:

У этого явления серьёзные минусы:

  1. Не получается достичь максимальной скорости (V) движения плавсредства. Иногда невозможно даже включить двигатель на всю мощность, падает эффективность его работы, а сопротивление воды очень велико.
  2. Сильно ухудшается маневрирование. Плавсредство легко буксует на поворотах и тяжко входит в виражи. И вообще управлять дельфинирующим катером ох как не просто.
  3. Если дельфинирование — частый спутник ваших водных походов, то судно быстро износится, так как двигатель постоянно испытывает повышенную нагрузку.

В чём же кроется корень проблемы? В том, что положение центра тяжести плавсредства не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического действия по продольной части дна.

Статья в тему:  Как определить год выпуска плм ямаха

Длина участка днища, который контактирует с водой, изменяется в ходе движения и зависит от той самой буквы V (скорость), в ходе набора этой самой V и может нарушаться важное соответствие. Так на дно лодки оказывается давление большой силы, что вкупе с гидродинамическими воздействиями приводит к тому, что корпус плавсредства резко опускается на воду всем своим днищем.

Если объяснение кажется вам слишком замудрённым, расслабьтесь и посмотрите видео:

Не думайте, что дельфинирование свойственно только большим плавсредствам, катерам. На самом деле оно наблюдается и у коротких прогулочных лодок, у которых стоят очень мощные моторы.

Как избавиться от дельфинирования?

Если ваша прогулка на катере стала омрачаться дельфинированием, попробуйте:

  1. Переместить центр тяжести вперёд, изменив расположение пассажирских мест, тяжёлого снаряжения.
  2. Отогнуть днище вниз у транца. Учитывайте, что в таком случае увеличится смоченная часть, сопротивление трению, а также снизится V.
  3. Утяжелить катер для регулировки балансировки, если на вашем плавсредстве слишком мощный для лёгкого судна мотор.

Полезно помнить и о влиянии следующих факторов:

  1. При маленьких скоростях короткие и широкие корпуса становятся менее устойчивыми, также как и корпуса, у которых дно поднято вверх у транца или сильно сужается в корме.
  2. Дельфинирование может быть следствием сильного развала надводного носового борта и слишком активного встречного ветра, который отрывает нос судна от воды.

Если хотите избавиться от дельфинирования, дерзайте! У вас всё получится! Немаловажное значение в этом деле имеет и качественное плавсредство с подходящим мотором. Подходящий вариант вы найдёте в нашем магазине.

Статья в тему:  Когда наша лодка направилась к берегу

Рыбачьте с удовольствием!

Вопрос — ответ

Вопрос: Почему лодка ПВХ при плавании дельфинирует и как это устранить?

Имя: Ильдар

Ответ: Дельфинирование связано с угловыми колебаниями корпуса судна в вертикальной плоскости. Избавиться от такого эффекта можно, изменив расположение пассажирских мест, снаряжения, чтобы переместить центр тяжести. Ещё можно утяжелить катер, если мотор слишком мощный для этой лодки.

Вопрос: Лодка ПВХ дельфинирует: что с этим нужно делать?

Имя: Владимир

Ответ: От этого нужно избавляться, потому что из-за дельфинирования страдает скорость и маневрирование лодки. Есть несколько способов бороться с этим, например, можно отогнуть днище вниз у транца. Но это приводит к снижению скорости.

Вопрос: Что такое эффект дельфинирования на моторной лодке?

Имя: Рамиль

Ответ: Это продольная неустойчивость, когда лодка колеблется вниз и вверх. Если лодка часто дельфинирует, то быстро изнашивается, так как увеличивается нагрузка на движок.

Вопрос: Почему на полном ходу обычная лодка неприятно дельфинирует?

Имя: Иван

Ответ: Центр тяжести лодки не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического воздействия по продольной части днища. Некоторые факторы, влияющие на дельфинирование — мощный встречный ветер и сильный развал надводного носового борта.

как победить эффект дельфинирования? (Просматривает: 1)

A.duben68

  • 14.03.2016

Hozinh

  • 14.03.2016

kAvrovec

  • 14.03.2016

A.duben68

  • 14.03.2016

Она, в два лица всё хорошо, а когда один прыгает.

———- Сообщение добавлено в 22:37 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:36 ———-

Статья в тему:  Лодочный мотор хватает воздух как устранить

Hozinh

  • 14.03.2016

На ней дно специфичное,интерцептора как такового нет,в одного так и будет.Попробуй сместиться максимально вперед,даже с удлиннителем румпеля,бак и все барахло крепи в носу. Все надо пробовать.И гидрокрыло,чем черт не шутит.

———- Сообщение добавлено в 22:43 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:42 ———-

A.duben68

  • 14.03.2016

На ней дно специфичное,интерцептора как такового нет,в одного так и будет.Попробуй сместиться максимально вперед,даже с удлиннителем румпеля,бак и все барахло крепи в носу. Все надо пробовать.И гидрокрыло,чем черт не шутит.

———- Сообщение добавлено в 22:43 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:42 ———-

Миша,а лодка какая?

kAvrovec

  • 14.03.2016

У меня пластиковая, полусамодельная, 2.5 м длиной. Долго на глис выходила, она тяжеленькая, и дельфинировала под Т9.8, если на корме сидел. Если впереди на кресле, с удлинителем румпеля, то все нормально. Поставил гидрокрыло, все стало отлично. И выход быстрый, и дельфина нет, и управляемость хорошая.
Правда вдвоем на глисс так и не выходила.

Лодка как дельфин

Я часто удивляюсь «запасу прочности» советских проектов разных судов. Разработанные в середине прошлого века, многие из них до сих пор находят себе применение в разных сферах. Почти (или совсем) забытые проекты вдруг воскресают, чтобы удивлять нас своим внешним видом, ходовыми качествами, а также неким духом ретро, которым от них веет.

Статья в тему:  Разбор существительного лодка как часть речи

Я уже писал о тесте пассажирского катера на подводных крыльях «Крылатка» и тогда рассказывал, что готовится еще более масштабный и интересный проект компании Premium Hydrofoil Boats – морской катер «Дельфин». Созданный в 70-х годах в ЦКБ имени Р. Е. Алексеева в Нижнем Новгороде, тогда он не снискал особой славы, как и его «младший брат». На воду было спущено не так много корпусов, большая часть из которых оказалась на Черном море в ведении береговой охраны. История умалчивает об их судьбе, могу лишь сказать, что мне они в Черном море не встречались. Однако сама идея скоростного морского катера на подводных крыльях оказалась живучей, и вот, спустя много лет, на воде красуется первый корпус проекта «Дельфин», вернувшийся к жизни после долгих лет забвения.

В отличие от «Крылатки», этот корпус был построен с нуля с помощью того самого ЦКБ Алексеева и по оригинальным чертежам. После того как корпус был готов, специалисты Premium Hydrofoil Boats принялись делать из него шедевр. На катере пришлось многое менять, так как изначально сам корпус и крыло были рассчитаны на существенно менее мощный двигатель, нежели тот, которым оснастили «новинку». В том, что работа была проделана колоссальная, можно убедиться, взглянув на этого красавца.

Мастера Premium Hydrofoil Boats превзошли сами себя, и результат воистину впечатляет. Сочетание разных сортов красного дерева в отделке корпуса выглядит… даже не богато, нет, – это вид английского лорда в собственном замке: он знает себе цену, знает, какое производит впечатление, и снисходительно позволяет падать перед ним на колени. Есть что-то королевское в этом «Дельфине». Белая кожа интерьера, хром приборов, удобные кресла и диван. Это роскошный лимузин, который может носиться с огромной скоростью и комфортом по водной глади. Впрочем, о скорости и комфорте чуть позже.

Статья в тему:  Как выбрать надувную лодку для рыбалки

Тестируемый катер был оборудован складным ходовым тентом, который полностью прячется в специальные рундуки и нисколько не портит внешний вид. Он легко ставится, так что при желании можно закрыть катер хоть полностью, и тогда вам не страшны ни палящее солнце, ни дождь, ни ветер.

Двигатель скрывается под массивным люком на электроприводе. Массивный он еще и потому, что там установлена тройная шумоизоляция, а это крайне положительно сказывается на ощущениях во время езды. В нашем случае был дизельный двигатель MerCruiser мощностью 350 л. с. Дизель, разумеется, менее приемист, нежели бензиновый мотор, но скорости вам хватит, а за экономичность вы еще скажете спасибо во время эксплуатации.

Нашлось и несколько приятных мелочей: CD-проигрыватель с колонками вряд ли кого удивит, а вот выдвижные боковые ступеньки для удобства выхода пассажиров, а также выдвижная секция кормового дивана, которая превращается в столик, отлично сработана и наверняка будет востребована.

Захотелось освежиться – на корме имеется душ. Если же вы просто хотите насладиться быстрой и красивой поездкой, смело устраивайтесь в кресле и ничего не бойтесь: ваши мягкие места будут буквально убаюканы пневмоподвеской кресел.

Но довольно лирики. Передать восторг легче с помощью фотографий, а вот сухие факты требуют устного изложения. Вдоволь нащупавшись и насмотревшись, мы отправились в путь. Кстати, подход и швартовка упрощены до предела благодаря оригинальному гидрореактивному подруливающему устройству – в отличие от традиционных подрулок, разворачивающие лодку «импульсы» обеспечивает здесь одна мощная водяная помпа, расположенная внутри лодки и передающая напор воды в сопла в носу и корме через проложенные в корпусе шланги. Штука очень удобная и эффективная. А еще и тихая, как и подобает на таком роскошном катере.

Статья в тему:  Что такое лодки риб

Тест проходил на Клязьминском водохранилище, при идеальной погоде: еле заметный ветерок и почти зеркальная гладь воды. Идиллия. Оказавшись на просторе, мы приступили к исследованию гидродинамических качеств вверенного нам водно-транспортного средства на подводных крыльях. Говоря человеческим языком, мы принялись гонять по акватории в разных режимах и на разных скоростях, веселясь как дети.

«Дельфин» впечатляет. На крыло он встает уже где-то при 1500 об/мин и уверенно идет, не обращая внимания на мелкую рябь или волну от встречных судов. Максимальная скорость, которую нам удалось развить, – 59,2 узла, то есть мы легко преодолели барьер в 100 км/ч на воде, и это было восхитительно. Впрочем, удивительно даже не это. Мне доводилось кататься на разных катерах, которые могли развивать и большую скорость, и ничего, кроме раздражения, многие из них у меня не вызывали. Дело в том грохоте и шуме, который неизменно сопряжен с подобными покатушками. Я же десять раз из десяти выберу «Роллс-Ройс», а не «Феррари» (например) именно из-за тишины и комфорта. На борту «Дельфина» на максимальной скорости и максимальных оборотах, защищенные мощным ветровым стеклом, мы могли вполне нормально беседовать, ничуть не повышая голоса. При этом, если сместиться в корму, шум становится заметнее не из-за близости к мотору, а из-за свистящего ветра, но это удовольствие мне уже по душе.

Статья в тему:  Как написать подводная лодка на английском

В управлении катер норовист, и к нему нужно привыкнуть. Огромные скорости и малая площадь соприкосновения (летим на крыле) заставляют постоянно «подлавливать» катер на ходу, но в этом есть своя прелесть – чувствуешь, будто действительно оседлал какое-то мощное животное. При прохождении волны высотой около метра (любезно предоставленной нам катером с фотографом) мы не почувствовали ровным счетом ничего. Этим «Дельфин» очень выгодно отличается от «Крылатки» благодаря большим габаритам и весу.

РЕЗЮМЕ

Как лодку назовешь, так она и поплывет, и «Дельфин» – название почти подходящее. С одной стороны, это действительно изящный, быстрый и игривый катер, прокатиться на котором я искренне желаю каждому. С другой, это роскошный лимузин, подняться на борт которого сочтут за честь сильные мира сего. Возможно, в этой его двойственности и кроется значительная часть его очарования, но я бы добавил к названию проекта еще одно слово – «королевский».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

«Дельфин»

Нагрузка – 2 чел. плюс 150 л топлива, силовая установка – турбодизель MerCruiser QSD 4.2 (350 л. с.) с колонкой Bravo III XR, ходовой тент убран, температура воздуха +22 °С, температура воды +16 °С, штиль, акватория – Клязьминское вдхр, Московская обл.

Погружающийся ракетный катер. Проект 1231 «Дельфин»

История военного кораблестроения подарила нам немало необычных проектов, которые не перестают удивлять нас спустя десятилетия. Интересные смелые задумки посещали умы многих конструкторов во всем мире. В этом плане советская кораблестроительная школа не была исключением. К необычным нереализованным проектам советского периода можно отнести погружающийся ракетный катер проекта 1231 «Дельфин», который представлял собой гибрид ракетного корабля и подводной лодки.

Статья в тему:  Что значит если снится плыть в лодке

Рождение идеи ныряющего ракетоносца

Стоит отметить, что советские конструкторы были не первыми, кто предлагал проект, сочетающий в себе качества надводного и подводного корабля. Первые попытки создать такой корабль предпринимались еще в конце XIX века. Несмотря на достаточно большое количество проектов и идей, создать надводно-подводный корабль не удалось никому. Определенных успехов на этом поле экспериментов добились французы, которые еще до начала Второй мировой войны создали необычную подводную лодку – подводный крейсер «Сюркуф», который помимо характерного для субмарин торпедного вооружения нес на борту башню с двумя 203-мм орудиями. Лодка, введенная в строй в 1929 году, осталась единственной в своем роде, до самого конца Второй мировой войны удерживая рекорд по размеру и водоизмещению. Не отказались французы от идеи создания подобных кораблей и сегодня. Так, в 2010 году на выставке EURONAVALE-2010 был представлен проект боевого корабля будущего – ныряющего фрегата SMX-25, объединяющего в себе черты надводных боевых кораблей и подводных лодок.

В Советском Союзе идею создания подобного корабля подал лично Никита Сергеевич Хрущев. Осматривая базирующиеся в Балаклаве быстроходные катера (спроектированные инженерами ЦКБ-5 и ЦКБ-19) и находящиеся там же подлодки, генсек предложил объединить их качества в новом корабле. Мысль, высказанная Хрущевым, заключалась в том, чтобы обеспечить скрытность действий флота, особенно это важно было в условиях возможной атомной войны. Тогда же «погрузить» под воду решили один из существующих или перспективных ракетных катеров.

Статья в тему:  Кто остался на лодке в живых

Высказанная первым лицом государства мысль была воспринята со всей серьезностью. К работам по созданию ныряющего ракетоносца привлекли специалистов ЦКБ-19. Главным конструктором будущего малого погружающегося ракетного корабля стал начальник бюро Игорь Костецкий. Реализовывать проект планировалось на Ленинградском Морском заводе, который являлся строительной и опытной базой ЦКБ-19. В дальнейшем после объединения ЦКБ-19 и ЦКБ-5 работы по проекту возглавил начальник ЦКБ-5 Евгений Юхин. Считается, что необычный проект 1231 «Дельфин» сыграл немаловажную роль в объединении двух советских конструкторских бюро, ставших в будущем Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», которое существует и сегодня.

Стоит отметить, что еще в довоенные годы в СССР существовал проект создания ныряющего катера. Считается, что первым советским конструктором, представившим такой проект, был Валериан Бжезинский, который в 1939 году работал в особом техническом бюро НКВД. Данное бюро работало в Ленинграде при заводе №196. Представленный проект погружающегося торпедного катера получил обозначение М-400 «Блоха». По замыслам разработчиков необычный корабль должен был развивать в надводном положении скорость хода 33 узла, а в подводном положении 11 узлов. Вооружить катер водоизмещением 35,3 тонны планировалось двумя 450-мм торпедными аппаратами. Строительство экспериментального корабля началось в Ленинграде в 1939 году на заводе имени А. Марти. К началу Второй мировой войны проект был завершен на 60 процентов, но в условиях блокады проект был заморожен, а после повреждения катера в результате артиллерийских обстрелов в 1942 году, полностью свернут. По замыслу разработчиков «Блохи», катер должен был сближаться с кораблями противника в подводном положении, а после торпедного залпа всплывать и выходить из боя уже в надводном положении.

Статья в тему:  Почему лодка не сдвигается с места

Какие задачи должен был решать «Дельфин»

Главным преимуществом всех реализуемых в разные годы проектов погружаемых боевых кораблей являлась скрытность. Суда приближались к противнику в подводном положении, поэтому обнаружить их было достаточно трудно. При этом на борту планировалось размещать оружие, которое использовалось на обычных надводных кораблях. Все проекты сочетали в себе скрытность, а иногда и возможность подводного применения оружия, характерные для подводных лодок, с высокой огневой мощью и скоростью хода, как у надводных боевых кораблей.

Советский проект погружающегося малого ракетного катера «Дельфин» вписывался в данную концепцию. По замыслам разработчиков, катер проекта 1231 должен был специализироваться на нанесении внезапных ракетных ударов по боевым кораблям и транспортным судам вероятного противника. Использовать небольшие погружающиеся ракетные катера планировалось на подходах к военно-морским базам и крупным портам противника, в узких местах. Предполагалось, что корабли смогут решать задачи по отражению десантов на побережье, будут участвовать в обороне побережья и баз советского флота, осуществлять радиолокационный и гидроакустический дозор в местах базирования, действовать на морских коммуникациях противника, мешая транспортировке вооружений и грузов.

Создатели рассчитывали, что группа ракетных катеров будет заранее развернута в заданном районе, где сможет оставаться незамеченной противником, находясь длительное время в подводном положении. Сближаться с кораблями противника для атаки погружающиеся ракетные катера должны были также в подводном положении. Приблизившись к противнику, корабли всплывали и на большой скорости выходили к рубежу атаки. После пуска ракет катера вновь погружались под воду или, развив максимальную скорость хода, уходили от места боя в надводном положении. Высокая скорость и возможность погружаться под воду должны были сократить время нахождения корабля под огнем противника и защитить судно от ударов с воздуха.

Статья в тему:  Разбор существительного лодка как часть речи

Особенности конструкции катера проекта 1231 «Дельфин»

Практически с самого начала проектирования основной особенностью проекта стало движение на подводных крыльях, конструкторы остановились на такой схеме для обеспечения катеру высокой скорости хода. При этом в рамках работ рассматривались различные варианты комбинаций формы корпуса катера и подводных крыльев. Для испытаний строились модели, которые отправлялись в аэродинамическую трубу и опытный бассейн, проводились также испытания на озере. Всего было представлено три основных варианта формы корпуса и подводных крыльев: без подводных крыльев (водоизмещение до 600 тонн), с одним носовым подводным крылом (водоизмещение 440 тонн) и с двумя подводными крыльями (водоизмещение 450 тонн). При этом ширина корпуса катеров с крыльями составляла 9,12 метра, в варианте без крыльев – 8,46 метра. Основными отличиями представленных вариантов были скорость надводного хода, размеры и водоизмещение. Длина вариантов с подводными крыльями составляла чуть более 50 метров, без крыльев – 63 метра.

В ходе работ конструкторы пришли к мысли, что наиболее подходящим для развития является проект малого ракетного катера, оснащенного одним носовым крылом. Данный проект выбрали даже несмотря на меньшую скорость хода. Максимальная скорость надводного хода 38 узлов против 42 узлов у варианта с двумя крыльям. Под водой корабль должен был развивать скорость хода в 4-5 узлов. В пользу данного проекта было то, что катер мог развить полную скорость хода без перегрузки главной силовой установки. При этом характеристики балансировки и управляемости катером в подводном положении были выше, чем у более скоростного варианта, оснащенного двумя подводными крыльями.

Статья в тему:  Кто остался на лодке в живых

В процессе проектирования конструкторы остановились на модели с двумя отсеками, расположенными в прочном сварном корпусе. В носовом отсеке конструкторы поместили центральный пост корабля, посты акустика и радиста, помещение электроэнергетики, а также аккумуляторную яму. Именно из этого отсека командир управлял ракетным катером, отсюда осуществлялось управление силовой установкой, ракетным вооружением и радиотехническим оборудованием. Во втором прочном отсеке находились главные двигатели и электродвигатели, дизель-генератор и другое оборудование. В надстройке катера в отдельном прочном контейнере конструкторы расположили жилой отсек корабля, в котором имелось 6 спальных мест (на половину команды), камбуз, запасы провизии и пресной воды. В аварийной ситуации жилой отсек планировалось использовать для спасения личного состава катера из подводного положения. В случае повреждения жилого отсека можно было эвакуироваться и из центрального поста, но уже методом свободного всплытия на поверхность или поднимаясь по буйрепу. В надстройке катера находилась проницаемая ходовая рубка, в которой располагался второй пост управления главными двигателями корабля, используемыми в режиме надводного хода.

Основным вооружением катера проекта 1231 «Дельфин» должны были стать четыре крылатых ракеты П-25, максимальная дальность стрельбы которых достигала 40 километров. Ракеты размещались в одиночных ПУ контейнерного типа (герметичные), расположенных под постоянным наклоном к горизонту. Все пусковые установки располагались вне прочного корпуса катера и могли выдержать давление максимальной глубины погружения судна. Дополнительного вооружения, в том числе средств ПВО, на корабле не предусматривалось. Ставка делалась на внезапность нападения и быстроту выхода из боя.

Статья в тему:  Что такое лодки риб

В качестве силовой установки инженеры выбрали дизельный двигатель М507. Данный агрегат представлял собой спарку из освоенных советской промышленностью серийных двигателей М504. В качестве движителей на катере использовались широколопастные винты фиксированного шага. Конструктивной особенностью проекта была возможность продувки цистерн главного балласта выхлопными газами дизельных двигателей, такое решение обеспечивало быстрое всплытие погружающегося ракетного катера.

Согласно проектным расчетам все три варианта ракетных катеров могли погружаться на рабочую глубину – 70 метров, предельной была глубина – 112 метров. Под водой необычный корабль мог находиться непрерывно не более двух суток. Общая автономность катера не превышала пяти суток. Мореходность не превышала 3-4 баллов. Для вариантов с подводными крыльями дальность хода составляла 700 морских миль, в подводном положении – не более 25 миль. Экипаж катера состоял из 12 человек.

Судьба «Дельфина»

Как отмечали позднее специалисты, ключевым моментом в проектировании любого боевого корабля является планируемая тактика его боевого применения. В то же время в отношении погружающегося малого ракетного катера подобная тактика применения не была всесторонне проработана и изучена, особенно с учетом возможного противодействия со стороны вероятного противника. Тактико-техническое задание на проектирование нового ракетного катера изначально не было в полной мере обоснованным. Полученные в процессе проектирования уникального корабля технические характеристики, состав и возможности устанавливаемого ракетного вооружения позволили военным и конструкторам лучше оценить варианты боевого использования судна. Стало очевидно, что в реальных боевых условиях потери «Дельфинов» будет не ниже потерь обычных надводных малых ракетных катеров советского ВМФ. При этом стоимость постройки кораблей проекта 1231 очевидно была бы выше стоимости постройки традиционных судов, а военно-экономический эффект от использования погружающихся ракетных катеров посчитали сомнительным.

Статья в тему:  Почему лодка не сдвигается с места

Проектирование малого погружающегося ракетного катера велось в СССР с января 1959 года по конец 1964 года. После ухода с поста генерального секретаря Никиты Хрущева работы были остановлены. При этом остановка работ по проекту 1231 носила не столько политический, сколько сугубо практический контекст. Несмотря на всю самоотверженность советских конструкторов и рассмотрение различных концепций, работы вряд ли могли закончиться успешно. Создание подобных кораблей связано с неразрешимыми техническими проблемами, которые возникают в силу абсолютно разных требований к подлодкам и надводным кораблям. Ранее ни один из проектов (советский «Дельфин» не стал исключением) не был доведен до логического завершения или, как французская лодка «Сюркуф», не был успешным, во всем уступая специализированным кораблям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: