3 просмотров

Лодка долбленка как называется

Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева

На наш взгляд, незаслуженно забыт еще один тип маломерного судна. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой и «несуразностью» скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества. Отсутствие дефицитных материалов и минимальный набор требуемых инструментов позволяют изготовить такую лодку-долбленку непосредственно на берегу, вдали от населенных пунктов, в местах охоты или рыбалки.

На протяжении многих десятилетий секреты мастеров-лодочников передавались «из уст в уста», от отца к сыну, без чертежей и расчетов. А поскольку занималось этим промыслом ограниченное количество людей, найти сегодня специалиста, способного грамотно, по всем правилам сделать настоящую долбленку, очень трудно. Усугубляется это и тем, что сейчас, в эпоху современных материалов и технологий, практически не существует мастеров молодого поколения, а старые, к сожалению, уносят с собой опыт и мастерство: их искусство умирает с ними. Поэтому мы и решили познакомить самодельщиков с процессом изготовления лодки-долбленки. Возможно, кто-то из них заинтересуется этой темой. Надеемся, традиции народного ремесла с их помощью сохранятся и продолжатся, принося пользу.

При описании порядка работы над лодкой мы исходим из возможностей в основном мастера-одиночки, без применения им станочного оборудования и каких-либо подъемных механизмов. Однако в любом случае и сам процесс изготовления, и сама лодка принесут вам истинное удовольствие.

Статья в тему:  Чем мыть лодки пвх

Общие рекомендации по постройке лодки-долбленки

Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:

1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.

2. Не пренебрегайте рекомендациями в вопросах выбора материала, размеров, а также временем сруба древесины. Они диктуются не нашей прихотью, а многолетними наблюдениями не одного поколения. Именно так советовали наши прадеды.

3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.

4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.

Выбор материала и размеров лодки-долбленки


Лодку-долбленку можно сделать непосредственно на берегу реки.
На фото — старейший мастер-лодочник Яков Евменович Соломенников.

Самодельную лодку-долбленку из цельного дерева можно изготовить из сосны, кедра, лиственницы, осины или тополя. В нашей местности предпочтение отдается осине и тополю, так как их древесина долговечна и легко подвергается обработке. Время года для сруба дерева особого значения не имеет; это может быть и зима, и лето. Важно, чтобы это выполнялось на полную луну. По опыту старых мастеров, если рубить дерево «на молодой месяц», то изготовленную лодку будет очень трудно разводить, а при эксплуатации она быстро выйдет из строя. Возможно, кому-то это покажется предрассудками, но такой совет дошел к нам из старины.

Длина лодки выбирается, исходя из необходимой грузоподъемности (обычно около полутоны), состояния водоема, где она будет использоваться, а также из наличия древесины подходящего размера. Обычно используются следующие размерения: 4,5 м, 7 м и 9 м. Чем длиннее лодка, тем она, естественно, более трудоемка в изготовлении, но зато она лучше на ходу. Подходящий диаметр ствола подбирается так: обхватывают дерево двумя руками, и если пальцы не сходятся на 30–40 см, это то, что надо (длина окружности примерно 180–200 см).

Статья в тему:  Нужны ли документы на лодку с мотором

Инструмент, необходимый для изготовления долбленой лодки


Тесла: А — боковая левая, Б — прямая.

Для изготовления лодки потребуются следующие инструменты: топор; тесла — прямая и боковая (изготавливаются из топора с последующей закалкой); отвес; коловорот или дрель со сверлом диаметром 10 мм; рубанок двуручный (подойдет и обычный, одноручный, но им работать труднее); поперечная столярная пила или бензопила.

Подготовка дна лодки-долбленки

Уложив срубленный ствол выбранных размеров на две толстые жерди (так будет удобнее работать в одиночку), приступают к подготовке дна будущей лодки. Для этого осматривают заготовку по длине и находят ровный по всей длине участок, без видимых провалов и искривлений посередине — это и будет дно. Выбранное место ошкуривается шириной чуть больше ширины лезвия топора, а затем на получившейся полосе с помощью отвеса и шнура отбивается черта. Теперь вдоль черты аккуратно снимаем слой древесины, следя, чтобы не было горбов и впадин.


Начало работы. Отбивка разметочной линии.

Перевернув ствол на жердях и закрепив его так, чтобы плоскость дна оказалась горизонтально, определяем середину бревна. Для этого используется отвес и линейка. Пробив шнурком середину, отступаем вправо и влево от этой линии примерно на 40–45 мм (на два пальца) и прочерчиваем еще две боковые линии.


Определение средней линии, обработка и разметка дна лодки.

Подготовка носа и кормы лодки

Приступая к разметке носа и кормы, нужно помнить, что комель заготовки будет носом лодки, а вершина — кормой, то есть нос по размерам должен быть больше кормы. Этот фактор связан с особенностями эксплуатации, например — с подвесными моторами.

Статья в тему:  Что слышит акустик на подводной лодке

После выполнения всего перечисленного со стороны носа и кормы по отвесу отбиваем линии, являющиеся как бы продолжением серединной и боковых линий дна. Отступив от нижнего края бревна на 120–150 мм, перпендикулярно вертикальным линиям прочерчиваем нижние кромки носа и кормы.


Разметка торцов заготовки.

Теперь надо определить длины носа и кормы. При изготовлении лодки рекомендованных габаритов они равны примерно 500–600 мм и 400–500 мм соответственно. В общем случае они зависят от диаметра ствола и могут меняться в ту или другую сторону. Но при любом значении длина носа должна быть больше длины кормы на 100–120 мм. Чтобы впоследствии «не потерять» нужные точки (места пересечений линий нижней кромки с вертикальной разметкой на торцах и боковых линий горизонтальной разметки с ограничителями длин кормы и носа) выделите их ярким карандашом или углем.


Определение длины носа и кормы лодки. Выделение реперных точек.

Разделка носа и кормы выполняется топором. Здесь важно не торопиться и не зарубать за отмеченные точки. Наклон щек должен быть не слишком крутой и не слишком пологий. Какие-либо другие рекомендации при этом вряд ли уместны: дерево нужно просто чувствовать и при выборе размеров полагаться сперва на интуицию, а впоследствии на опыт. Итак, остро отточенным топором придаем щеке форму, показанную на рисунке. Точно так же обрабатываем заготовку с другой стороны. Затем соединяем реперные точки и удаляем лишнее так, чтобы получилась узкая наклонная поверхность.

Статья в тему:  Как пробить лодочный мотор по номеру

Обработка оконечностей:
А — формирование щек, Б — обработка штевня.


Обработка оконечностей заготовки лодки.

Обработав описанным способом обе оконечности и не переворачивая заготовки, ошкуриваем ее по всей видимой поверхности. От крайних горизонтальных разметочных линий снимаем древесину лентами, чтобы в сечении ствол принял яйцеобразную форму. Обычно для этого требуется пройти 4–5 лент. Конечно, надо не забывать о симметричности бортов, а также не допускать видимых провалов и выпуклостей. Выход ленты к носу и норме должен быть плавным. Эта работа несложная, но требует аккуратности и не терпит торопливости. В заключение заготовку переворачиваем и окончательно ошкуриваем.

Я. Соломенников, И. Соломенников, с. Каратуз, Красноярский край.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Лодка долбленка как называется

Для изготовления таких судов использовались стволы деревьев. длиной до 20 м, шириной в разводе до 3 м. Дощатые набои еще более увеличивали их размеры. Крепление обшивки и соединение частей корпуса производилось корнями деревьев, ветвями, ивняком, дубовыми или иных древесных пород гвоздями, кожаными ремнями, а позднее металлическими гвоздями, скобами и пробоями. Суда имели на носу и корме большие весла — потеси для управления, с помощью которых могли маневрировать на воде. Лодку внутри выжигали, а форму ей придавали грубым инструментом.

По бортам — небольшие отверстия, которые могли служить как для крепления на растяжках небольшой мачты, так и для привязывания вёсел. Это самый большой челн из тех, что известны сегодняшней науке. Эти простейшие лодки, первые управляемые человеком суда древнейших эпох. Они пришли на смену плотам, которые несло по воле волн и ветров. Изобретение челна-однодерёвки — такая же революция в хозяйственной деятельности древнего человека, как и открытие бронзы или умение обжигать глину. Именно такие примитивные суденышки открыли людям морские дороги.

Статья в тему:  Как попасть на подводную лодку по контракту

Подобные челны строились и эксплуатировались уже 12 тысяч лет тому назад. Создавали их и в Черноморском регионе. От Бендер до Днестровского лимана, впадающего в Черное море, всего 80 км. Отсутствие специальных знаний, а с ними и пил, сверл, крепких топоров, не давало возможности создавать быстроходные лёгкие лодки, но грубо тесаные однодерёвки получались у древних хоть и неказистыми, но прочными и устойчивыми. Строили их так: в стволе большого дерева сначала выжигали середину, затем внутреннюю поверхность обрабатывали топором. Толщина борта уменьшалась до 8-10 сантиметров.

Выдолбленный чёлн заполняли водой, в которую опускали раскаленные на кострах камни. Происходил процесс распаривания древесины; потом ее раздвигали поперечными распорками и клиньями. Метровый в диаметре ствол хвойного дерева при такой обработке можно было растянуть до 1,5 метров. Высота такого челна составляла 0,6-0,7 метра; длина, возможно, достигала 10-12 метров. После изготовления остова судна его основные борта наращивали досками. Эти грубые доски изготовляли без применения пил, раскалывая стволы клиньями и обрабатывая топорами.

Суда-однодерёвки с наращенными бортами имели простое парусное вооружение. Античный историк Страбон писал: «Некоторые черноморские народности живут морским разбоем, для чего у них есть небольшие, узкие и легкие лодки вместимостью приблизительно до 25 человек; у греков они называются «камарами» — крытыми судами…» Снаряжая флотилии таких «камар» и нападая то на купеческие корабли, то даже на какую-нибудь страну или город, прибрежные племена господствовали на море. Иногда им помогали даже жители Боспора, предоставляя свои корабельные стоянки, рынок для сбыта добычи.» Подобные плавсредства были, по утверждению Тацита, и у крымских тавров.

Статья в тему:  Yamaha ybr 125 как переключать передачи

Пользуясь ими, тавры совершали нападения на проплывавшие или терпевшие бедствие в море лодки или корабли. Эти суда строились без единого железного или медного гвоздя и имели следующую особенность: верхние части их бортов располагались близко друг к другу, а корпус расширялся. Во время штормовой погоды борта наращивались досками, образуя крышу, защищавшую судно от захлестывания волнами. Острые, загнутые внутрь нос и корма способствовали тому, что судно могло при необходимости пристать к берегу любым концом.

История Черноморских однодерёвок не заканчивается «камарами». Через полторы тысячи лет подобные «камарам» суда-однодерёвки с наращиваемыми бортами строили черноморские казаки. Своими лодками они наводили ужас на турецкий флот. Д’Асколи пишет: «в 1624 г. 300 с лишним челнов вышли в море и сразились с целым флотом падишаха». Однако, с тех пор до тридцати и более челнов казаки спускали ежегодно на воду и в битвах причиняли столь жестокий вред, что берега всего Черного моря стали совсем необитаемыми, за исключением некоторых местностей, защищенных хорошими крепостями».

Д’Асколи также отмечал, что суда эти вмещают до 50 человек, ходят на веслах и под парусами. Гийом Боплан писал: «Казацкие челны — грубой работы, ручной техники: прямой парус почти никогда не поднимают, идут под 20-30 веслами, вместо руля — весла на носу и на корме. В основе корпуса — дуплянка (однодерёвка — прим.авт.) без киля. Челн не способен под парусом идти близко к ветру, держится на волне только благодаря камышу.

Статья в тему:  Как снять мотор с лодки

На таких судах в море могли выходить только отчаянные люди, и то в летние месяцы». Технология строительства лодок на базе одного ствола дерева просуществовала более четырех тысяч лет! Кикладские и критские суда, корабли «народов моря», черноморские «камары», казацкие «чайки» — вот неполный перечень однодерёвок, бороздивших черноморские просторы.

Мещёрская лодка долблёнка – история, возрождение

Возрождение уникальных мещёрских лодок – долблёнок продолжается! Продолжается усилиями краеведов, историков-этнографов, рыбаков, хранящих традиции предков.
7-8 июля в городе Рошаль, который постепенно становится столицей Подмосковной Мещёры, благодаря осуществлению программы «Сердце Мещёры», можно будет увидеть гонки на “чёрных лодках”. Это настоящий подарок этнографам, патриотам и людям неравнодушным к истории и культуре своей страны.
Этот вид исконных народных забав берёт свои корни от древнего купальского обряда, просуществовавшего до середины XX века на озере Дубовом Шатурского района Московской области. Суть события заключалась в том, что парни и девки, на так называемых чёрных лодках, отправлялись на остров Купальский, что по среди озера, где праздновался день Ивана Купалы.
Исследователи относят чёрные лодки к судам однодеревкам блочного типа, которые получили своё названия от тёмного цвета – осмоления. Они уникальны, их распространение этнографически зафиксировано в малом регионе, локально расположенном в Окском бассейне на стыке московской, владимирской и рязанской областей.
Блочные долбленые суда происходят от однодеревых долбленок из цельного дерева и прослеживаются в европейском археологическом материале с первых веков до н. э. В России наиболее древней фрагмент блочной лодки был найден в 1947 году во время раскопок на Ярославовом дворище в Новгороде Великом и датируется XII-XIII вв., при этом инструменты для изготовления таких лодок – тёсла были обнаружены при раскопках в слоях XI–XIII вв. в Серенске, Старой Рязани, Москве, Слободке, Переславле Рязанском, Великом Новгороде и других местах.
Технология изготовления мещёрских чёрных лодок дожила до наших дней. Лодка состоит из пяти частей: плоского днища, двух прямых бортовых досок, долбленых по всей длине в виде желоба, и двух оконечностей – «кокор». Оконечности лодки делаются одинаковыми по форме, благодаря чему, судно может хорошо ходить и вперёд, и назад, не разворачиваясь. На некоторых лодках носовая и кормовая вставки имели прямую (горизонтальную) плоскость, на других – дугообразную (в виде желоба). Лодки, изготовленные в селе Тюрьвищи Владимирской области, имеют своё характерное отличие – оформление нижней части носовой и кормовой вставок в виде прямоугольного выступа, который предназначен для удобства вытаскивания лодки на берег.
В настоящее время ещё сохранившиеся в сёлах мастера сколачивают части корпуса железными гвоздями и скобами, а ранее, «сшивали» гибким можжевеловым корнем – вицей.
Лодка управляется вёслами-«гребками», а не распашными вёслами, закреплёнными в уключинах. Техника такой гребли и управления судном древняя и появилась в эпоху позднего неолита – ранней бронзы, во времена появления первых лодок однодеревок. Умелые рыбаки до сих пор способны вести лодку одной рукой, придавая ей движение вперёд, гребя только с одного борта, а также грести стоя.
«Чёрная лодка – долблёнка» название скорее научное, классификационное. Мне удалось найти старинный аналог названия лодки – «колтас». От древнеславянского «кл-кол» – колоть, стучать, долбить, «кол-колышек», с помощью которых бревно раскалывалось вдоль ещё во времена до возникновения продольных пил. «Клтус» постепенно превратился в «колтас». Практически полностью это слово сохранилось в литовском языке – «kaltelis» – инструмент для выдалбливания изделий из древесины.Ещё есть расшифровка значение слова колтас-калтус – не слишком вязкое болото или сильно заросшее озеро. (арх.обл и сиб.) А для таких мест и предназначена эта лодка!
Важнейшие рабочие части лодки, соединяющие борта, определяющие её ход по воде – «кокоры». Слово «кокора» – завораживает своей древностью. Оно происходит от древнеславянского «кокр», «кокорь», обозначающее дугообразную комлевую часть дерева с частью корня, образующие угольник.
Это слово звучит одинаково на всех славянских языках: кокорь (русск.), kokora (словенск., польск.), cecers (латышск), чекор (болг.), кокоравь (сербск, церковно-славянск.) Благодаря значению самого слова, становится понятной старая технология изготовления кокор: не из древесины ствола дерева, а из откопанной комлевой части с корнем (русск. синоним «копань»).

Статья в тему:  Лодка сколько лет

Эти слова возникли тогда, когда не было еще многих европейских языков, а были наречия, имеющие общие индо-европейские, арийские корни. Например, в глинистых берегах реки Клязьмы рыбаки до сих пор вырывают(выдалбливают) огромные землянки – пещеры (кельи), подпёртые кольями. В древности на этой реке так жили все. Поэтому её и назвали Клезем, Келезем, Клязьма. Никакой связи якобы с финно-угорским происхождением названия реки: клязь – маа (грязная, глинистая земля) здесь нет.
В 2016 году краеведы и энтузиасты краеведческого клуба “Сердце Мещёры”, созданного в городе Рошаль Московской области, совместно с сотрудниками Гусь-Хрустального историко-художественного музея, решили возродить старинный купальский обряд, который корректно спортизирован специалистами Федерации этноспорта России. В ходе этнографических исследований, группой под руководством Юрия Белоусова, при поддержке глав городского округа Рошаль и г. Гусь-Хрустальный, в сёлах Окского бассейна, найдены мастера, сохранившие до наших дней секреты производства чёрных лодок. К лету 2017 года по традиционной технологии изготовлено семь судов у мастера -Николая Ивановича Гогина – жителя Гусь-Хрустального района, 7-8 июня проведена историко-этнографическая экспедиция по селам Приозёрной Мещёры по сбору информации о лодках, традиционных народных играх и обрядах.
7 – 8 июля 2017 года, в рамках Фестиваля славянской культуры и этноспорта “Игры Мещёры”, проводимого Администрацией городского округа Рошаль и Региональной общественной организацией “Рыцари Ринга Подмосковья, состоятся Традиционные игры “Мещёрские гонки – 2017”, главным событием которых станут соревнования по традиционной гребле.
Гонки на чёрных лодках пройдут в трёх вариантах:
Первый вариант представляет собой гонки экипажей, состоящих из двух человек, и проходящие в женской, мужской и смешанной категориях (парные гонки). Команды стартуют с берега. Их задача спустить лодку на воду, забраться в неё и гребя сидя, преодолеть дистанцию в 100 метров, затем затащить лодку на берег до установленной отметки. Победители отдельных заплывов встречаются в итоговом, где определяется лучшая команда.
Второй вариант представляет собой гонки экипажей, состоящих из одного человека, и проходящих в смешанной категории (одиночные гонки). Задача такой гонки не просто преодолеть дистанцию на скорость, а двигаться по установленному маршруту маневрируя. Дистанция составляет 100 метров. Победители отдельных заплывов встречаются в итоговом, где определяется лучшая команда.
В рамках игр состоятся состязания в исконных забавах:
молодецкие забавы, игровые поединки, стрельба из лука по бабкам, клюшкование, свайка, игровой курагод, мещёрские забавы, кулачки стенка-на-стенку и один-на-один (без ударов в голову).
Состязания в исконных забавах для всех желающих. Кроме этого – купальские обряды и концертная программа. Начало: 7 июля в 17:00, 8 июля в 12:00. Думаю и нам – жителям Владимирской части мещёрского Приозёрья тоже стоит подумать об участии в этих соревнованиях, чтобы со временем они стали традиционными и у нас в Гусь-Хрустальном районе.

Статья в тему:  Какие подвесные лодочные моторы выпускают в россии

Лодка долбленка как называется

18 июля мы спускали на воду лодку-долбленку, называемую в народе “Душегубкой” из-за своей верткости на воде, из частной коллекции лодок моего друга и соседа Михаила Николаевича Столярова (Вологодская область, Белозерский район, село Маэкса).
Вот небольшой сделанный мной ролик об этом событии.

Лодки такого типа известны с очень древних времен. Распространение такие лодки имели на очень большой территории нашей страны, да и такого типа лодки можно встретить практически по всему миру, где можно найти подходящее по толщине и свойствам древесины дерево и где есть реки и озера.
Лодки такого типа можно встретить и в Африке, например, в Уганде.

Фото найдено на просторах интернета. Автор фото Сергей Козинцев.

Также, похожие лодки можно найти в Непале, например в Читванском национальном парке.

Фото взято из интернета, авторство мне не известно.

А вот такие лодки и в Финляндии-Карелии.
В этом ролике 1936 года отлично показан практически весь процесс изготовления такой долбленки.

Также известно о бытовании таких лодок на Нижегородской земле.

И в Сибирских краях на Енисее.

Изготавливали такие лодки чаще всего из осины. Эта древесина не боится воды, легко поддается обработке и достаточно пластична при разведении бортов лодки.
Такие лодки использовались, в основном, для хождения по малым озерам со спокойной водой, так как они очень неустойчивы. У таких лодок, как правило, отсутствует киль, который призван добавлять лодке устойчивость при боковых кренах. Неустойчивость этих лодок часто приводила к переворачиванию и, даже, жертвам. Отсюда и народное название – “Душегубка”.
Часто такие лодки использовали и в болотистой местности охотники. Эти лодки, даже использовали, в виде волокуш, на которых можно было перетягивать из труднопроходимых мест свой улов или охотничьи трофеи.
По рассказам Михаила Николаевича, большие лодки вместимостью на пять человек и более, часто снизу оснащали бревном (деревиной), которая выполняла роль киля.
На охоте стрелять с такой лодки можно было только вдоль оси движения лодки, так как отдача от выстрела могла запросто привести к перевороту лодки.
Да и на этой лодочке, Михаил Николаевич, говорит, что ощущал себя неуютно, все опасался оверкиль исполнить.
Эта лодка попала в коллекцию Михаила Николаевича из Енинского края с Урозера. Была она изготовлена лет около полста назад. До нашего спуска лодочка не была на воде лет тридцать.
У Михаила Николаевича давно родилась мысль – сделать современные копии древних лодок и на дни рыбака устраивать на них регаты и гонки. Но пока эта масштабная идея воплощается только в малой толике – катание на “Рюхо” и “Чунях” (архаичные виды долбленок, но о них будет другой пост и, возможно, другой ролик). Но, надеюсь, и сегодняшний спуск долбленки на воду даст свежий импульс в реализации этой мишиной идеи.

Статья в тему:  Чем мыть лодки пвх

Вот некоторые материалы о Михаиле Николаевиче Столярове и его коллекции-музее:
Фильм Анатолия Константиновича Ехалова “Белозерск. Сквозь пелену тысячелетий.”

Фильм Марины Барышевой, Михаила Макарова и Дмитрия Чернецова “Сказ о Белоозере” (О Михаиле Николаевиче 45-48 минуты фильма).

Передача Вологодского телевидения от 23 августа 2012 года “Белоозеро. 10 веков спустя”.

Репортаж Екатерины Соловьевой ( katias ) на “Православие и Мир” “Петр, Павел и Михаил из Маэксы”

Пост в ЖЖ известного питерского кулинара Максима Сырникова ( kare_l ) “В ожидании снетка”

О Михаиле можно рассказывать долго, пусть это будет другой темой в следующий раз.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: