3 просмотров

Лодка чукчи как называется

Чукчи

Чукчи. В представлении большинства из нас, знающих о них лишь из анекдотов, – это не особо умные люди, живущие где-то на Севере. Но что на самом деле это за народ? Как и где они живут? Каков их быт? Что они едят? Чем занимаются? Каковы их традиции и праздники? Узнаем об этом подробнее, что, возможно, поможет изменить наше отношение к этому немногочисленному народу.

Слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» – то есть «богатый оленями».

Есть кочевые чукчи, живущие в глубине Чукотки и всюду следующие за своими оленями. Придя на место, где много корма для животных, они устанавливают жилища, а когда оленья «еда» заканчивается, чукчи переселяются на другое пастбище.

Но есть и другие чукчи – они оседло живут на побережье и занимаются рыболовством и охотой на морских животных.

На сегодняшний день чукчи насчитывают чуть более 15 тысяч человек, большинство из которых живет на Чукотке (Россия). Первые чукчи появились здесь в третьем тысячелетии до нашей эры.

Согласно мифологии, чукчи – избранная богами раса, а остальные северные народности (эвенки, коряки и другие) нужны лишь для помощи чукчам.

Создателем мира чукчи считают ворона по имени Куркыль. Именно он, по их мнению, создал все на Земле и научил всему людей. А к сотворению всего, что есть в Космосе, «приложили руку» северные животные.

Статья в тему:  К чему снится грести на лодке

Яранга

Яранга – традиционное жилище чукчи. Она представляет собой большой покрытый оленьими шкурами шатер, снаружи укрепленный тяжелыми камнями. Посредине яранги устанавливается огнище для обогрева, а вокруг него – сани с хозяйственным скарбом. В задней части яранги меховыми шкурами отделяется небольшая «комнатка», в которой чукчи спят и едят.

Костюм чукчи

Зимняя национальная одежда чукчей

Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков – молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой – мехом к телу, внешний – мехом наружу.

Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.

Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.

Летняя одежда чукчей

Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.

Одежда младенца представляет собой комбинезон с наглухо зашитыми краями рукавов и штанин. На его задней стороне, там где у ребенка находится попа, есть специальный разрез, через который подкладываются чистые и вытаскиваются грязные «пеленки». Почему слово «пеленки» мы взяли в кавычки? Потому что они мало похожи на привычные нам пеленки – это мох с оленьей шерстью. Это, скорее, памперс по-чукотски.

Национальная женская прическа – косы, украшенные пуговицами и бусами.

Что едят чукчи

Едят чукчи мясо оленей, китов и тюленей (как свежезамороженное, так и вареное), ливер, кровь, моллюсков, кору ивы, ягоды и щавель.

Статья в тему:  Какие подводные лодки у азербайджана

Есть у чукчей национальное блюдо, которое вряд ли кто захочет попробовать – это моняло. Оленя, которого собираются заколоть, кормят мхом и выжидают определенное время, чтобы он начал перевариваться в желудке. Затем животное убивают и достают содержимое желудка – это и есть моняло. Из него готовят первые блюда (горячий суп с кровью, жиром и кусочками мяса), едят в свежем виде и делают консервы. Как говорится, приятного аппетита!

Пьют они, как правило, отвары из трав.

Чукчи любят выпить, но им категорически нельзя употреблять алкоголь, так как в их организмах не перерабатывается этиловый спирт. Но, как водится, к предостережениям прислушиваются немногие, в итоге – высокая смертность. Согласно статистике, из-за пьянства численность малых народов Севера значительно сократилась, а некоторые исчезли вовсе.

Свадебные традиции

В суровом климате раньше жило немного людей, да и сейчас ситуация не намного лучше. И когда приходило время создавать семью, молодым и выбирать-то особо было не из кого – уж слишком мало было «свободных» людей. Что же делать? Заключать родственные браки и обмениваться женщинами.

Нередко чукчи крали женщину из другой семьи, например, невесту для своего сына. Тогда родственники этой девушки могли требовать отдать им какую-нибудь женщину из той семьи. Зачем? Вовсе не для любовных утех, просто потеря одной пары рабочих рук могла нанести серьезный урон для быта, поэтому и брали взамен украденной другую женщину. А уж если она могла составить пару кому-то неженатому – это было настоящим подарком!

Статья в тему:  Как арендовать лодку на корфу

У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.

Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.

Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Этот обычай появился вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости. Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.

Беременность и роды

Беременные женщины не должны были отдыхать. Они наравне с другими женщинами занимались бытом и, кроме того, заготавливали мох. Зачем? Во-первых, он был нужен во время родов – его стелили в той части яранги, где они проходили. Во-вторых, мох использовался при уходе за малышом в качестве «натурального памперса».

Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества – он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.

Статья в тему:  Сколько атомных подводных лодок у франции

Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.

Чукчи — величайшие воины севера

В нашем бытовом фольклоре давно закрепился образ чукчи, как персонажа из анекдотов. На самом деле, в свое время чукчи были величайшими воинами севера. Бесстрашными, воинственными, опьяненными мухоморами и носящими экзотические доспехи, которые могли остановить пули казаков. Чукчи были настолько свирепы, что русские колонизаторы так и не сумели покорить этот народ — полностью присоединить их удалось только в XX веке.

Внешний вид, подготовка и традиции

Лучше всего образ чукчи описал капитан Д.И. Павлуцкий, долгое время воевавший с этим народом, вошедший в их мифологию в виде злобного персонажа и в конце-концов чукчами же и убитый:

«Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу и не терпящий обмана, мстительный, а во время войны, будучи в опасном положении, себя убивают».

— Исчерпывающая характеристика, особенно ценная тем, что ее написал их непримиримый противник.

Собственно, сами чукчи делились на оленных кочевников, занимавшихся в основном разведением оленей, и оседлых рыболовов и охотников на морского зверя. Оленные чукчи были самыми подготовленными и сильными и воспринимали оседлых как более слабых и изнеженных, что не мешало им в случае морского набега, объединяться вместе, чтобы пограбить тех же американских эскимосов. Любопытно, что иногда некоторых воинов в поход заставляли идти против их же воли.

Статья в тему:  Как посадить жителя в лодку

О частоте боевых столкновений с эскимосами говорит хотя бы такой обряд: когда встречались два этих народа и собирались торговать, перед торгом проводили жертвоприношение, убивая двух оленей и по тому, как они падали, определяли, кто в случае ссоры нападет первым.

Если ссора действительно случалась, все расходились, готовились, отправляя женщин и детей подальше, и с рассветом нападали на противника. Сама практика такого ритуала, говорит о том, что драки и войны были настолько обыденными, что их уже стали заранее регулировать с помощью жертвоприношения.

Оленные же или по другому, кочевые чукчи с детства тренировались в беге, переносе тяжестей и боевых и охотничьих искусствах. Мальчики подолгу бегали, преследуя оленей, и занимаясь выпасом стад, учились легко переносить голод и жажду, стрелять из лука и биться копьем и ножом, носить доспехи и бороться.

Ловкость юных чукчей доходила до того, что в их боевых обычаях закрепилась привычка уворачиваться от стрел во время битвы, если на них не было доспехов. Рассказывают, что малолетних чукчей приучали чуять опасность таким образом: к ничего не подозревающему мальчику подкрадывался родитель и прижигал ему кожу раскаленным ножом. И так до тех пор, пока парень не начинал отскакивать в сторону от каждого шороха.

А во время финального испытания за юным чукчей крался отец с луком и неожиданно стрелял в спину. Если парень уворачивался — становился воином. Если нет — умирал от раны, ибо такой неумеха был не нужен.

Статья в тему:  Как самому сделать киль на лодку пвх

Военное дело

Оседлые чукчи чаще всего делали набеги на больших лодках-байдарах под парусом на своих американских соседей, или жителей островов. А вот оленные чукчи занимались кражей стад у коряков и других местных жителей, отправляясь в грабительские набеги в основном зимой, когда могли передвигаться с ощутимой скоростью на запряженных оленями нартах.

Чаще всего набег выглядел так: к стойбищу подкрадывались на рассвете, когда жертвы спали в яранге, общем жилище из шкур оленя и жердей, в котором кругом располагались палатки отдельных семей. С помощью аркана роняли ярангу и начинали бить копьями через шкуры по ничего не соображающим спросонья людям, а выбиравшихся наружу — убивали. В это время другие чукчи уже угоняли оленей.

Правда, иногда жители яранги начинали стрелять через специальные бойницы в стенах из луков или огнестрельного оружия, и если убивали нескольких чукчей, те предпочитали сбежать.

Иногда чукчи устраивали засады на казаков или местных жителей, которые прятались в русских крепостях-острогах. Для этого небольшой отряд нападал на острог и получив отпор притворно сбегал, а если их начинали преследовать, заманивал врага в засаду, где его поджидали гораздо большие силы.

При крупных сражениях чукчи старались основным отрядом напасть с фронта, отвлекая противника, а вторым — обойти с тыла, внося неразбериху и панику в ряды врага.
Осаждать крепости и брать их штурмом чукчи не особо умели, да им это чаще всего было не нужно.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка на пульте управления

Оружие и боевые приемы

Самыми важными орудиями войны у чукчей были луки и копья. Этим оружием учились владеть все, так как они были не только военным, но и охотничьим снаряжением. Луки были сложносоставные, а наконечники стрел изготавливали сначала из камня и кости, а с приходом русских — из железа, так как у самих чукчей металлургия была не слишком развита. Также в качестве наконечников использовали и старые ножи.

Копья чаще всего приспосабливали специально для рукопашной схватки, наконечники также старались делать из металла, делали их длинными и широкими, так, чтобы ими было легко рубить. Существовала и иная разновидность древкового оружия — что-то вроде тесака на древке, которым иногда умудрялись отрубить противнику голову в одного удара. Ну и конечно любой чукча имел при себе нож. Гораздо реже использовали топоры, тесаки, дубины и пращи для метания камней.

Сами воины разделялись на тяжеловооруженных — одетых в доспехи, стрелявших из лука, а затем идущих в рукопашную, а также легких — уворачивающихся от стрел и после победы догонявших разбегающихся врагов.

Доспехи чаще всего были пластинчатые, причем пластинки часто изготавливали из китового уса или кости, при этом качество выделки было таким, что мелкокалиберное огнестрельное оружие его не всегда пробивало. Позже доспехи стали изготавливать из металла.

Шлем носили редко, предпочитая защищать голову с помощью крыльев — шитков из дерева, покрытых пластинами, которые сзади закрывали затылок, и привязывались к рукам, позволяя не только стрелять из лука, но и легким движением закрываться крылом как щитом. Обычно воин носил одно крыло, вставая к врагу так, чтобы всегда можно было защититься крылом от стрелы. Часто на доспехи наносили изображение убитого врага — считалось что так его дух не сможет повредить своему убийце.

Статья в тему:  Что может быть проще чем плыть в одной лодке

Нарты использовали не только для передвижения, но и как колесницы — с них могли во время движения стрелять из лука. Запрягали в них обычно пару холощеных оленей. Кастрировали же их раздавливая зубами канальцы яичек у молодого самца, а иногда отгрызая ему одно яичко. Такое свежеотгрызенное лакомство отдавали самому почтенному старцу или дорогому гостю — оно считалось деликатесом.

Также нарты использовали в виде временных полевых укреплений, ставя их кругом, наподобие гуситского вагенбурга, и отстреливаясь из-за такой импровизированной стены. Бывало, что чукчи защищались, забравшись на холм, и полив водой тропинку, ведущую к вершине. Вода замерзала, и навстречу наступающему противнику пускались тяжеленные нарты, заполненные камнями и утыканные спереди копьями и заостренными рогами оленей. После того, как такой таран сносил первые волны врага, чукчи шли в атаку.

В бою чаще всего участвовали молодые мужчины, которые хотели доказать свое мужество, а также опытные воины, получавшие от набегов добычу. Впрочем, иногда воевали и женщины, особенно если на ярангу нападали враги, в то время как мужчина был на охоте.

Бывало, что женщин брали и в набег, и иногда они даже участвовали в битве. Когда семья оставалась без кормильца, девочки тренировались точно также как мальчики, и такие воительницы могли участвовать в походах на равных с мужчинами. Но вообще, традиционно драться с женщиной считалось позорным.

Статья в тему:  Rdr 2 где найти лодку

Особо стоит отметить у чукчей существование своеобразной касты транссексуалов. Дело в том, что вся чукотская традиционная религия пронизана верой в духов и иногда они нашептывали мужчине или женщине о смене пола. Тогда такой человек начинал носить одежду и подражать голосу того пола, который выбрали духи. Мужчины-транссексуалы выходили замуж или оказывали сексуальные услуги, а женщины-транссексуалы выполняли мужскую работу и ходили на войну.

Отношение к смерти и воинские традиции

Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.

Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.

При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.

Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага, рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.

Статья в тему:  Как настроить микшерный пульт yamaha

Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.

В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов.

Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.

Настоящие, северные, хищные:
Как чукчи охотятся на моржей и китов

К спящему на камнях моржу наша лодка подошла почти вплотную. Ревущие моторы его не разбудили — животное даже не повернулось в нашу сторону. Первая пуля пробила голову моржа и заставила его встрепенуться. После второй зверь завалился на спину и прикрыл ластом глаза. Казалось, перед нами лежал раненый человек, решивший заслониться от неминуемой смерти. Охотники не спешили стрелять — ждали, пока морж откроется, окликнули его по-чукотски. Как только животное взглянуло на нас, раздался очередной выстрел. Кровь фонтанчиками забила из отверстий.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка на пульте управления

Морж оказался худой и, по всей видимости, больной. Раскроив шкуру зверя острым ножом, «чтобы медведю было проще его есть», охотники двинулись дальше. Про животное коротко сказали: «отмучился».

Наблюдать гибель этих фантастических, ни на что не похожих существ всегда грустно. Но таков промысел, от которого зависит выживание здешних людей. Как говорят сами чукчи, если на охоте появляются мысли о жалости, значит, надо перестать охотиться.

Казалось, перед нами лежал раненый человек, решивший заслониться от неминуемой смерти.

Мантак и кымгыты

Во всем мире — за исключением Норвегии, Исландии и Дании — охота на моржей и китов запрещена. Официальное право на промысел этих животных есть лишь у некоторых коренных народов Севера: эскимосов, алеутов, индейцев племени маках и чукчей.

Разрешен лишь некоммерческий промысел, поэтому всю пойманную в море добычу на Чукотке не продают, а раздают — на берегу каждый житель может подойти и бесплатно отрезать кусок мяса или китовой кожи. Охотники работают за зарплату, у каждой бригады зверобоев есть план по добыче.

…всю пойманную в море добычу на Чукотке не продают, а раздают — на берегу каждый житель может подойти и бесплатно отрезать кусок мяса или китовой кожи.

Самая лакомая часть кита — кожа (мантак). Ее едят сырой, с солью и перцем, или вареной. Из моржей заготавливают кымгыты — куски мяса и сала, завернутые в шкуру наподобие рулета для дальнейшей закваски в специальных хранилищах в ледниках или в холодных мясных ямах.

Статья в тему:  Как настроить микшерный пульт yamaha

Поселкам выделяют квоты на китов и моржей. Невыбранные китовые квоты осенью перераспределяют — приоритет получают самые населенные деревни. Правда, чтобы добыть «дополнительного» кита, зверобоям требуется дополнительное топливо — а его не дают. Чукчи не всегда могут выйти в море за свой счет и порой вынуждены отказываться от охоты.

Несколько месяцев назад в Нешкане добыли и вытащили на берег первого и единственного кита. Маленького. Больших нешканцы не берут — местные охотники когда-то утопили в море свой трактор и с тех пор китов здесь вытаскивают вручную, всем поселком. Туши, тяжелее пяти-шести тонн, с места не сдвинуть. При этом именно у нешканских охотников прерогатива в добыче «гренландца»: этого крупного кита нельзя вытащить на берег ни в одном поселке, тогда как нешканское мелководье позволяет подогнать животное как можно ближе к суше.

Чукотский стол

В двенадцати километрах от поселка Энурмино расположено самое большое на Чукотке лежбище моржей. Охотники держались от него подальше, чтобы не нарушить естественную среду обитания млекопитающих и не лишить себя возможности охотиться зимой (если за летне-осенний сезон зверобои в море не успевают добыть необходимое количество животных по промысловой квоте, с приходом холодов они отправляются в район лежбища — на покол моржей).

Но и вдалеке от лежбища было много моржей — все они прятались возле скал, и даже на такой тихоходной лодке, как наша, не представляло большого труда настичь животных. Добыли ровно столько, сколько смогли разделать и увезти. Разделка происходила прямо в море, на выдающемся плоском камне — «столе», как обозначали это место охотники.

Статья в тему:  Сколько атомных подводных лодок у франции

В редкие моменты тучи рассеивались и появлялось ощущение фантастического и безлюдного «курорта»: синяя гладь воды и неба, не по-осеннему жаркое солнце заставляло чукчей раздеться. Но уже спустя два часа шквальный ветер и холодный туман возвращали нас в реальность. Немногословные чукчи спокойно принимают такие перемены погоды. В каждой лодке есть примус и запас пресной воды. Продолжительная стоянка может быть скрашена горячим чаем и коротким обедом или ужином из куска вареного мяса и буханки хлеба.

Разделка происходила прямо в море, на выдающемся плоском камне — «столе».

Утром один из энурминских охотников перетащил с берега два фрагмента молодого моржа, добытого сутки назад. Чукчу с его поклажей я встретил при выходе из поселка: упряжка ездовых собак, надрываясь, тащила по песку металлические нарты, груженные мясом.

На станции было много собак, прибежавших из Энурмино, — запах свежатины привлек целые стаи. Отрезанный ласт моржа переходил из одной собачьей пасти в другую, и в конце концов животные скрылись с ним в траве.

На второй день охоты добыли полтора десятка моржей. Трактором затаскивали гигантские туши на берег и парами волокли наверх, на поляну, где шла разделка. Здесь наравне со всеми трудился 13-летний Виктор. С шести ходит с дедом на охоту, в следующем году собирается самостоятельно гарпунить моржей. Подросток ловко управлялся с ножом, а затем на упряжке собак отправился в поселок. Как и все дети его возраста, Виктор осенью улетает на учебу в Лаврентия и возвращается в поселок только в середине весны.

Виктор с шести лет ходит с дедом на охоту. В следующем году собирается самостоятельно гарпунить моржей.

Яранга – традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото)

Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни.

Статья в тему:  К чему снится грести на лодке

Без оленя не будет яранги – это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для “строительства” – оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга – мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как “дефицит”. Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.

Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма “Территория”

Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум – это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом (береста, шкуры и т.п.). Устройство яранги значительно сложнее.

Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги

Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды “иии, раз”, только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.

Статья в тему:  Какие подводные лодки у азербайджана

“Усиление” яранги, чтобы не сдуло покрышку

Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.

Яранга в амгуэмской тундре


Третья бригада МУСХП “Чаунское”


Яранга в Янракыннотской тундре

Внешне яранга готова. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство – чоттагин. Чоттагин – это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра.

Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог – жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду (посредством естественного испарения влаги), а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки. За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека – это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу.

Статья в тему:  Что может быть проще чем плыть в одной лодке

Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.

Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.

Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.


Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга – это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период, в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка (генератор), которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться?

Статья в тему:  Как арендовать лодку на корфу

В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: