1 просмотров

Кто входит в экипаж подводной лодки

За Подплав!

“Автономка” Александра Викторова

  • Главная
  • АВТОНОМКА-1
  • АВТОНОМКА-2
  • АВТОНОМКА-3
  • АВТОНОМКА-4
  • О СЕБЕ
  • Видео подплава
  • ВОСПОМИНАНИЯ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • БАЙКИ ПОДПЛАВА
  • ПЕСНИ ПОДПЛАВА
  • ФОТОАЛЬБОМЫ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
  • РАЗНОЕ
  • САЙТЫ ПОДПЛАВА
  • КАРТА САЙТА
  • УЗЕЛ СВЯЗИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ

Список экипажей подводных лодок

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Первый экипаж рпкСН проекта 667а «К-236»

КТОФ
8 дипл 15эскпл ТОФ

( на 1.01.1971 г.)

Агавелов Святослав Владимирович

Старший помощник командира пл

Парамонов Эдуард Николаевич

Заместитель командира пл по полит части

Фроловский Михаил Серафимович

Старший помощник командира по боевому управлению

Помощник командира пл

Карпов Анатолий Александрович

Островский Александр Иосифович

Знатков Александр Сергеевич

Маренов Борис Иванович

Цындренко Валерй Александрович

Командир Д-1 БЧ-5

Командир турбинной группы

Командир Д-2 БЧ-5

Командир Д-3 БЧ-5

Шумилин Владимир Григорьевич

Начальник службы «Х»

Начальник службы «М»

Старший лейтенант м/с

Тауберг Валерий Михайлович

Командир группы гидроакустики

Программист РТС

Джаниашвили Сергей Иванович

Первый экипаж пларк «К-23» проекта 675 КТОФ

26 дипл

( на 1.01.1968 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Капитан 2 ранга

Можейкин Александр Ефимович

Старший помощник командира пл

Капитан 2 ранга

Пылев Анатолий иванович

Заместитель командира пл по полит части

Капитан 3 ранга

Скитович Анатолий Егорович

Помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Катилов Анатолий Иванович

Островский Александр Иосифович

Горенко Евгений Иванович

Капитан 3 ранга

Садовый Владимир Степанович

Головешкин Лев Николаевич

Тарасенко Владимир Григорьевич

Командир БЧ-4- начальник РТС

Можайкин Юрий Александрович

Капитан 3 ранга

Гуськин Михаил Николаевич

Статья в тему:  Когда менять масло в редукторе лодочного мотора

Командир Д-1 БЧ-5

Корытько Иван –Виктор Вмкторович

Кузьмин Александр Васильевич

Командир турбинной группы

Командир Д-2 БЧ-5

Коробкин Виктор Максимович

Митрофанов Юрий Михайлович

Командир Д-3 БЧ-5

Плыгунов Виктор Михайлович

Начальник службы «Х»

Еременко Владимир Яковлевич

Начальник службы «М»

Список 331 экипажа пларк проекта 659 КТОФ

45 дипл 15 эскпл

(На 1.01.1965 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Капитан 1 ранга

Рябов Вилен Петрович

Старший помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Софронов Альфред Павлович

Заместитель командира пл по полит части

Капитан 2 ранга

Бахлюстов Виктор Михайлович

Помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Смирнов Ян Серафимович

Капитан 3 ранга

Яценко Леонид Иосифович

Островский Александр Иосифович

Черненко Вячеслав Константинович

Горелов Юрий Александрович

Командир БЧ-4-начальник РТС

Капитан 3 ранга

Командир Д-1 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Горбарец Василий Алексеевич

Гронский Олег Иванович

Кулаков Валерий Павлович

Голубев Василий Алексеевич

Толстошкуров Леонид Андреевич

Командир турбинной группы

Горшков Юрий Александрович

Командир Д-2 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Кудряшов Виктор Михайлович

Вильсон Эдуард Алексеевич

Командир Д-3 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Начальник службы «Х»

Начальник службы «М»

Шуляковский Юрий Михайлович

Список первого экипаж пларк «К-151» проект 659 КТОФ

26 дипл

( на 1.01.1966 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Капитан 1 ранга

Василенко Иван Васильевич

Старший помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Иванов Николай Тарасович

Заместитель командира пл по полит части

Капитан 2 ранга

Помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Пылев Анатолий Иванович

Капитан 3 ранга

Ершов Владлен Семенович

Статья в тему:  Кто главный на подводной лодке

Островский Александр Иосифович

Садовый Владимир Степанович

Капитан 3 ранга

Силин Александр Петрович

Капитан 2 ранга

Коршунов Леонид Сергеевич

Командир Д-1 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Пшеничный Алексей Матвеевич

Лихоманов Александр Григорьевич

Командир турбинной группы

Командир Д-2 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Командир Д-3 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Начальник службы «Х»

Начальник службы «М»

Капитан 2 ранга в отставке Островский А.И.

Список экипаж пл « С-290» проект 613 КТОФ

19 бригада 6 эскпл эскадра

( на 1.01.1972 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Капитан 2 ранга

Кодес Александр Александрович

Старший помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Заместитель командира пл по полит части

Шубин Юрий Александрович

Помощник командира пл

Васин Олег Иванович

Комаров Борис Михайлович

Командир рулевой группы

Островский Александр Иосифович

Командир торпедной группы

Чебураков Милан Тимофеевич

Командир группы движения

Начальник службы «М»

Список экипаж пл «С-333 » проект613 КТОФ

4 обпл 6 эскпл

(На 1.04.1962 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Абрамов Михаил Борисович

Старший помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Ларионов Владимир Иванович

Заместитель командира пл по полит части

Карабчак Иван Иванович

Помощник командира пл

Терентьев Владимир Васильевич

Островский Александр Иосифович

Командир торпедной группы

Командир группы движения

Начальник службы «М»

675 пларк к-108 1965-1969

Уважаемый Александр Иосифович!
Случайно наткнулся на список экипажей ПЛ ПЛ
Очень приятно вспомнить службу в дни молодости
Хочу уточнить список экипажа ПЛ К-151.
На указанную дату служили КЭГ кап- лейтенант Житков Владимир Иванович, КД2 Тур Владислав Григорьевич С уважением кап. 2 ранга в отставке Житков В.И.Екатеринбург 31.05.2013г

Статья в тему:  Как сделать документы на лодочный мотор в украине

Cписок 331 экипажа под номером 20 Толстошкуров Леонид Андреевич! Дочь.

Родной брат моей бабушки Косицин Семен Андреевич ходил на подводной лодке, на которой была авария и он получил облучение. К сожалению в каком звании и на каком флоте он служил не знаю. Где можно найти информацию.

“ЭТГ”-электротехническая группа
“Д” = дивизион

Ну, никто мне не ответил, пришлось в своем сочинении про подводников избегать аббревиатур и названий в которых не уверен. Как получилось можете оценить:

Напишите расшифровки аббревиатр пожалуйста. Я два часа гуглил но так и не смог понять что такое “ЭТГ” и “Д-2”. Информация у вас интересная, но ее стоит давать так чтобы было понятно простому, непросвященному юзеру.

На подлодке

Пишет Михаил Михин

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971, класс «Барс»

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 (класс «Барс») создана конструкторским бюро «Малахит» (г. Ленинград) по постановлению 1976 г. на базе АПЛ пр.945 с использованием существующего тактико-технического задания без эскизного проектирования. Согласно ТТЗ уровень шумности новой АПЛ пр.971 должен быть не менее чем в 5 раз меньше шумности самой совершенной отечественной торпедной лодки 2 поколения. Технический проект новой АПЛ был утверждён в сентябре 1977 г. В последующем в него вносились изменения, обусловленные повышением требований к гидроакустическому и вооружению. Проект был завершён в 1980 г., а лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками и систему управления вооружением, обеспечивающую применение крылатых ракет типа «Гранат».

Статья в тему:  Скольки лодка барк 240с

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей, нанесения ударов по береговым объектам, ведения противолодочной обороны боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника и т.д. АПЛ пр.971 имеет комплексную автоматизацию боевых и технических средств, а управление кораблём и его вооружением сосредоточено в едином центре – главном командном пункте. Комплексная автоматизация позволила сократить экипаж лодки до 73 человек, в т.ч. 31 офицер (экипаж американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» 141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новой АПЛ улучшены и условия обитаемости.

АПЛ пр.971 – двухкорпусная одновинтовая подводная лодка с высоким кормовым оперением, на котором размещён обтекатель для буксируемой антенны. Корпус, выполненный из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2, имеет противогидроакустическое покрытие и разделен на 7 отсеков. В качестве двигательной установки используется одновальная однореакторная атомная энергетическая установка ВВР типа ОК-650Б. Большие скорости обеспечиваются главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА, а молошумные при поиске цели – гребным электродвигателем. Уровень шумности АПЛ пр.971, который был определён еще в ходе испытаний, определяет качественно более высокий уровень акустической скрытности.

АПЛ пр.971 отличается мощным ударным вооружением, которое по числу и калибру торпедных аппаратов, общему ракетно-торпедному боекомплекту значительно превосходит потенциалы аналогичных отечественных и зарубежных подводных лодок. Носовой торпедно-ракетный комплекс включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц: торпеды – 28 533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 12 650-мм типа 65-76А; противолодочные управляемые ракеты типа «Водопад»; крылатые ракеты морского базирования «Гранат»; противокорабельные ракеты «Бирюза».

Статья в тему:  Лодочный мотор из чего состоит

Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 «Скат-3» (развитая носовая антенна, 2 бортовые антенны большой протяженности, буксируемая протяжённая антенна в контейнере на вертикальном оперении) с цифровой системой обработки информации отличается мощной системой шумопеленгования и гидролокации. Обеспечивает обнаружение целей на дальности в 3 раза большей, чем лодки 2 поколения при значительном сокращении времени определения параметров движения цели. Кроме ГАК АПЛ пр.971 имеет высокоэффективную, не имеющую мировых аналогов систему обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу, аппаратура которой фиксирует такой след спустя многие часы после их прохождения.

По классификации НАТО АПЛ пр.971 обозначаются Аkula. Поэтому приказом Главкома ВМФ от 10.10.1990 г. лодке К-317 дано название «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие АПЛ этого проекта. Лодка К-480 получила название «Барс», которое стало нарицательным для всех атомоходов пр.971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана «Барс» был переименован в «Ак-Барс». По словам главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончался в 1997 г.), «Барс» имеет большие модернизационные возможности, что позволяет, в частности, повысить поисковый потенциал атомохода примерно в 3 раза.

Каждая лодка пр.971 способна создать угрозу и сковать значительную морскую группировку противника. Даже в самых благоприятных гидрологических условиях Баренцева моря в зимний период эти АПЛ могут быть обнаружены лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности не более 10 км, а в худших условиях обнаружить АПЛ класса «Барс» гидроакустическими средствами практически невозможно. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда, американские корабли не в состоянии сопровождать эти лодки при движении на скоростях менее 6-9 узлов. По его мнению, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам шумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.

Статья в тему:  Как заклеить лодку пвх по шву видео

На пирсе у подлодки дежурит ВВВ – вооружённый верхний вахтенный.

Экипаж лодки состоит сплошь из контрактников. Никаких матросов срочной службы на «Пантере» нет. Объясняется сие легко – в силах постоянной готовности должны служить профессионалы. В экипаже подлодки профессионалы нужны настоящие. Не липовые. Поинтересовался у товарищей моряков на счёт тягот и лишений. Подводники для начала отмолчались, потом подумали и сообщили: курить на подлодке нельзя. И в дальнем походе тоже нельзя. Некурящим не понять, а курящим объяснять не надо.

Ну а теперь впечатления и итоги наблюдений: что удивило сразу же – рубка, которая возвышается над корпусом – «необитаемая». Внутри темновато, отовсюду торчат целые снопы труб, какие-то вентили везде понатыканы, кое-где прорезаны небольшие квадратные лючки, под ногами специальный, кажется, стальной настил, похожий на тропинку. Металлическая «тропинка» привела бодрого московского путника к люку, ведущему в недра боевого подводного корабля. Люк, вообще-то говоря, нормального диаметра, а вот я – несколько ненормального. Плюс к тому – термобельё, фуфайка, толстая куртка – «аляска» с капюшоном, спецштаны, варежки, шапка и рюкзак с фототехникой.

Об том, чтобы пролезть внутрь с рюкзаком за плечами – не могло быть и речи. Опустить его вниз никак нельзя, люк высокий, рюкзак тяжёлый, груз внутри – хрупкий. Кинуть кому-то вниз – опасно. Руки сломаются, стекляшки побьются. Принял волевое решение поставить рюкзак себе на голову и спускаться не видя куда именно. Так и поступил. Еле протиснулся. Было очень смешно спускаться. Подниматься, конечно, было ещё смешнее, но чего ж не сделаешь ради редкого кадра!

Статья в тему:  Сколько стоят права на лодочный мотор

В центральном посту.

Внутри подлодки, надо заметить, всё выглядело совершенно иначе. Нежели снаружи. Не сказать, что кругом стало сильно просторно, но и тесноты я не заметил. Осмотревшись в центральном посту, полюбовавшись видами Гаджиево через командирский перископ, отправился на импровизированную экскурсию в сопровождении помощника командира. Чтобы никто бесконтрольно не болтался где попало, везде были расставлены моряки, вежливо направлявшие заблудших на истинный путь. Очень правильная линия поведения, считаю.

Обнаружил комнату отдыха и психологической разгрузки для экипажа, осмотрел живые растения в нишах и небольшую сауну. Поразмыслив, направился, конечно, на камбуз. Честно говоря, как театр начинается с вешалки, так и пресс-тур на флот или в армию начинается с камбуза. Так вот – на камбузе царит полный порядок, питание всегда вкусное, разнообразное, четырёхразовое. Красное вино экипаж тоже получает, это правда. Говорят, ничего общего с выводом каких-то мифических радионуклидов оно не имеет, а вот для психологической разгрузки после вахты вполне годится. На сладкое экипажу положен, например, шоколад. Одну из шоколадок удалось выцыганить в качестве сувенира. Маленькая плитка с надписью «Гвардейский» (задарил потом камраду voutsen_cv). Выпил чайку, вскипевшего, разумеется, прямо на атомном реакторе. И отправился дальше.

Командир подлодки, капитан 1 ранга Сергей Евгеньевич Старшинов у командирского перископа.

Кто входит в экипаж подводной лодки

При обсуждении условий службы особую важность приобретают два принципиально важных фактора: первый — физические условия существования в отсеках подводного корабля, второй — жалование и слава элитных воинов кригсмарине.

Статья в тему:  Как вібрать лодочный мотор

Перед отправкой в боевой поход, который мог продолжаться 12 недель, субмарина принимала до 14 т запасов, полный боекомплект и полностью заливала цистерны топливом. Свободного пространства в отсеках фактически не оставалось вовсе. Все заполнялось свежей пищей — яйцами, овощами, фруктами, мясом. Свежую провизию поглощали в первую очередь, чтобы она не успела испортиться, затем команда переходила на консервы. Из напитков на субмаринах имелось чай, кофе, какао, соки, молоко. Иногда экипажам удавалось разнообразить свой рацион после потопления особо удачного транспорта, перевозившего, скажем, свиней и курей. Если обстановка позволяла, курей и свиней спасали, дабы пустить их под нож на камбузе U-бота. К примеру, в мае 1942 г. лодка U-162 торпедировала транспорт «Parnhuha», загруженный как раз свиньями и курами. Германские подводники организовали спасательную операцию, в результате которой получили возможность отведать свежатинки.

Организовать трехразовое питание для команды получалось не всегда. Считается, что подводные лодки ходят под водой, где нет качки, но это — не так, по крайне мере было не так. Субмаринам приходилось довольно часто всплывать на поверхность для подзарядки батарей. Командиры старались выполнять данную операцию в максимально безопасное время и в максимально безопасном месте. Ночью или в шторм, когда особенно не наготовишь.

Фото: кубрик подводников, тесно в нем.

Интерьеры отсеков были таковыми, что говорить о комфорте, даже относительном, не приходится. Когда лодка находилась на поверхности, в шторм через открытые рубочные люки внутрь постоянно поступала вода. В подводном положении из-за разности температур воздуха внутри лодки и забортной воды на стенках отсеков скапливался конденсат. В теплых водах из-за плохой вентиляции воздух в отсеках нагревался очень сильно. Температура в 50 градусов Цельсия в машинном отделении считалась нормальной. Теснота, жара, отсутствие возможности не то что помыться, а нормально умыться — представьте себе амбрэ! А говорят подводникам везло — они питались лучше других! Консервами большей частью.

Статья в тему:  Как построить лодку из спичек

Фото: лодка VII серии в спокойных водах. Моряки дышат свежим воздухом на верхней палубе. Лодка — довольно крупная, но палуба все равно узковата.

Внутренние объемы являлись очень важным конструктивным фактором субмарин. Типичные лодки, корабли VII или IX серии, для своего времени являлись относительно крупными, но только при осмотре снаружи. Как известно, эти лодки были двухкорпусными — внешний, легкий, корпус служил «коконом» для внутреннего прочного корпуса. Естественно, прочный корпус по своим размерам был значительно меньше наружного. Пространство между прочным корпусом и легким корпусом заполнялось не только морской водой, здесь размещали некоторые запасы (торпеды, снаряды, спасательные плотики). В самом широком месте диаметр прочного корпуса не превышал 5 метров, к носу и корме корпус сужался. Большую часть внутреннего объема прочного корпуса занимали двигатели, электромоторы, разнообразные механизмы и трубопроводы. Для людей места оставалось совсем немного. Одновременно поспать экипаж субмарины не сумел просто в силу нехватки лежачих мест. Спали где придется — лишь бы имелась возможность растянуться в полный рост, например на торпеде.

Определенным комфортом пользовался лишь командир подводной лодки, единственный в экипаже обладатель личных аппартаментов в виде одноместной каюты. Каюта, однако располагалась в непосредственной близости от центрального поста, где никогда не бывало тихо.

Каюты офицеров были двухместными, с откидными койками. Старшины спали на лавках, рядовые подводники — в гамаках или где ни попадя. Одно спальное место делили двое моряков — не подумайте чего нетрадиционного: они спали не вместе, а по очереди! Спальные места простых матросов размещались в носовой и кормовой оконечностях субмарины, где шумность была наиболее высока.

Статья в тему:  Как сделать лодку из пластилина

Фото: Релаксация. Одной из самых больших проблем для людей на субмаринах во время длительных походов являлась проблема свободного времени. Его было много, а заполнить время было нечем. Многие командиры старались собрать на своих кораблях побольше пластинок, в надежде, что матросы станут слушать музыку, а не изобретать самогонные аппараты. Подводники любили альтернативную для того времени музыку — джаз к примеру. Обычно командиры лодок не возбраняли своим людям слушать иновещание, что категорически преследовалось в Рейхе. К услугам любителей почитать на лодках держали неплохие собрания повестей и романов, однако под водой экономили электроэнергию, поэтому почитать получалось редко. Традиционное развлечение — игра в карты, хотя некоторые командиры азартные игры запрещали, разве что в «пьяницу»…

Отдельные командиры пытались читать свободным от вахты морякам лекции на тему о влиянии национал- социализма на половую активность северного сияния, например. Чтение лекций на политические темы не поддерживал Дениц. Свободные от вахты моряки занимались регламентными работами, мелким ремонтом, приборкой. Попытки организовать в отсеках занятия строевой подготовкой успех не имели по многим объективным и субъективным причинам.

На рисунке — двое играют в карты, один читает, кок чистит картошку.

Поклонники формального соблюдения дисциплины на лодках не приживались. Высокий моральный дух экипажей объяснялся прежде всего высочайшей самосознательностью и самодисциплиной каждого моряка, вне зависимости от его должности и звания.

Статья в тему:  Как вібрать лодочный мотор

Условия существования на лодках были таковы, что морские традиции вроде чистой синей формы с белыми рубашками, адмиральского чая в серебряном подстаканнике и рояля в кают-компании отдыхали. Об уставной форме одежды в отсеках никто не вспоминал — носили чего удобнее.

На лодках постоянно нехватало свежей пресной воды, из-за чего возникали проблемы с личной гигиеной, например — с бритьем. Большинство подводников возвращались из походов бородатыми. Выдающиеся германские химики сумели разработать особое мыло, которое сохраняло свои моющие свойства в морской воде, но для бритья им пользовались немногие. Большинство предпочитало бороды. По прибытию в базу бороды полагалось немедленно сбривать, но известно немало фотографий бородатых подводников в полной парадной форме… если нельзя, но очень хочется — то можно. Тем не менее, бороды брили. Находился на каждого подводника свой германский Петр I.

На типичной субмарине имелось два гальюна. На раннем этапе похода один из них использовался в качестве кладовой для провизии. В результате на 50 человек команды оставалось одно очко. Другой вопрос: не все и не всегда в это очко ходили. Пробраться сквозь тесноту отсеков к вожделенному заведению было весьма затруднительно, а в боевых условиях из-за задраенных переборок еще и невозможно. Так чего мы про амбрэ говорили? Потом, не все члены команды полностью соблюдали тонкости процесса в гальюне, из-за чего его оборудование выходило из строя. Смех — смехом, но минимум одна субмарина — U-206 — пошла ко дну из-за аварии выпускной системы гальюна. Когда вода стала поступать внутрь корпуса через очко, командир лодки отдал команду на срочное всплытие. На поверхности лодку атаковала авиация союзников. К счастью для экипажа, происшествие имело место в прибрежных водах, поэтому погибших не было, а история с гальюном стала достоянием общественности. А сколько лодок утонуло со всем экипажем? Кто знает, может у некоторых из них туалет сработал «в другую сторону»?

Статья в тему:  Сколько стоят права на лодочный мотор

Фото: туалет за бортом. Для подобных операций на субмаринах имелись специальные сидалища — обратите внимание, моделисты. Чтобы не упасть за борт моряк обоими руками держится за страховочный конец (за страховочный!). Риск существовал при таком оправлении, зато не воняло, как в гальюне.

Наиболее тяжелыми были условия в машинном отделении. На германских субмаринах стояли мощные дизели длинной 6 м. При работе дизели издавали невероятный шум и давали сильнейшую вибрацию. Многие обитатели машинного отделения теряли со временем слух.

Камбуз субмарины, как и все другие отсеки лодки, не отличался простором. В небольшом закутке с трудом помещались две электроплиты и рабочая поверхность в виде довольно небольшого стола. Здесь готовилась еда для 50 здоровых мужиков с волчьим аппетитом. При нахождении субмарины на поверхности готовить горячее не удавалось, поэтому коки старались готовить в то время, когда лодка находилась под водой и не испытывала качки.

Через несколько недель похода атмосферный воздух в отсеках превращался в затейливый коктейль из остатков атмосферного воздуха, паров дизельного топлива и смазки, пота, человеческих испражнений, смачно приправленного большим количеством одеколона. Одеколон лили везде, дабы не так воняло.

Тяготы службы на подводных лодках казалось бы должны компенсироваться высоким жалованьем. На самом деле зарплата подводников была эквивалентна зарплате военнослужащих других родов войск, хотя существовали доплаты за особые условия — за службу в ограниченном пространстве, «глубинные» и ряд других. В целом прибавка получалась совсем некислой, что позволяло подводникам основательно кутить на берегу.

Статья в тему:  Как заклеить лодку пвх по шву видео

Помимо зарплаты служба на U-ботах давала возможность ускоренного роста в должностях и званиях, особенно в военное время.

Служба в подплаве имела и еще одно очень ценное для военного человека преимущества. После 12 недель похода на субмарине по ее возвращению в базу оставалось совсем немного людей из команды — остальные, не меньше половины экипажа, получали 12-суточный отпуск. За время нахождения субмарины в базе, отпуск «отгуливала» вся команда. Причем в отпуск моряков отвозили домой в Германии специальными поездами-экспрессами, которые прозвали BdU Zug. Получалось, что подводники даже в войну каждые шесть месяцев проводили две недели дома. На Восточном фронте солдаты часто сидели в окопах по 18 месяцев безвылазно. Не всегда, правда сидели. Иногда бегали: поначалу чаще на восток, а потом все больше на запад — домой, наверное, хотели.

В походе подводники отдыхали совсем иначе. Большую часть похода субмарины проводили в поисках противника, тем не менее свободное время у моряков имелось. Кто-то читал, кто-то играл в карты. Беда, что в подводном положении старались экономить электроэнергию, из-за чего освещение отсеков сводилось к минимуму, а в темноте не сильно почитаешь. Зато существовала возможность слушать радио, причем — иновещание: разлагающую тлетворную музыку, которую транслировали британские и американские широковещательные радиостанции. В Германии прослушивание иностранных радиопередач строго каралось, однако эти карательные меры никогда не применялись к подводникам. Командиры лодок часто устраивали различные соревнования, возможные в тесном пространстве внутрилодочных отсеков. Первым призом чаще всего являлась возможность подышать свежим воздухом — нести внеочередную вахту на мостике. Учитывая атмосферу в отсеках, приз был очень ценным, но погодные условия Северной Атлантики делали ценность приза весьма относительной.

Статья в тему:  Скольки лодка барк 240с

Если выпадал случай, когда субмарина находилась в безопасных водах и стоял штиль, то командир мог разрешить морякам подняться на верхнюю палубу, чтобы позагорать, а то и поплавать. По случаю пересечения экватора устраивались традиционные для моряков всего мира церемонии с участием Нептуна, в которого переодевался кто-нибудь из членов команды. Как всегда торжественная церемония оборачивалась форменным безобразием.

Фото: отдых па палубе. Субмарина находится в абсолютно безопасных с точки зрения вероятного появления противника водах. Командир разрешил большей части команды подняться на верхнюю палубу: позагорать и искупаться. Художник намеренно объединил несколько событий в одну картину. В действительности одновременно не могли происходить пересечение экватора (обратите внимание на Нептуна), чистка ствола орудия, окраска рубки и купание моряков. На рубке нарисован бык — эмблема субмарины Гюнтера Прина, на которой он утопил в Скапа-Флоу линкор «Ройал Оук». В память о славном подвиге известного подводного аса, эмблема в виде быка была нанесена на все субмарины 7-й флотилии U-ботов. Вахта на мостике неслась постоянно, вне зависимости от уровня активности неприятеля.

Хорошие командиры пользовались безоговорочным уважением и доверием со стороны простых матросов. Многие выдающиеся подводники Рейха не стеснялись во всеуслышание говорить, что Рыцарский крест или Дубовые листья к нему получил весь экипаж, а не он сам-один.

Разговор по душам с командиром атомного подводного ракетоносца

Повтор материала* Пожалуй, эта военная профессия – одна из самых секретных, сложных и в то же время романтичных. Может быть, именно море, безбрежное и могучее, безжалостное и нежное одновременно, накладывает свой отпечаток на этих людей. Нередко свою судьбу они выбирают ещё в детстве, глядя на службу отцов и дедов. Так случилось и с героем моей публикации, командиром АПЛ “Тула” Константином ГОЛОВКО.

Статья в тему:  Кто главный на подводной лодке

– То, что после окончания средней школы я решил поступать в училище ВМФ, никому в семье не показалось удивительным, так как я подводник в третьем поколении, – рассказывает Константин Владимирович. – Отец, конечно, одобрил моё решение, а мама переживала: не самая безопасная профессия, но со временем она и вся семья привыкли к моей работе и воспринимали спокойно, а отец ещё и с гордостью.

А до этого момента в судьбе нынешнего командира подводного крейсера была школа, переезды из Полярного в Мурманской области, где он родился, в Западную Лицу и Гаджиево, где служил его отец. В 1996 году Константин окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола в Санкт-Петербурге и по распределению попал в Гаджиево на атомный ракетоносец проекта 667 БДР “Рязань”, на котором дослужил до должности командира корабля.

– Когда “Рязань” перевели на Тихоокеанский флот, меня назначили командиром подводного крейсера “Екатеринбург” (проект 667 БДРМ). Сейчас прохожу службу в Северодвинске: мой экипаж АПЛ “Тула”, того же проекта, что и “Екатеринбург”, обеспечивает ремонты и восстановление технической готовности кораблей дивизии Северного флота.

Отец, Владимир Головко, служил на дизельных и атомных подводных лодках. В должности командира К-502 проекта 671 РТМ совершал походы в труднодоступные и до сих пор малоизученные районы Арктики. В 1985 году участвовал в операции “Апорт”. На пике “холодной войны” американские атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами заняли свои позиционные районы в Северной и Центральной Атлантике. В ходе масштабной операции силы ВМФ СССР выявили эти районы и вскрыли систему охраны ПЛАРБ США, убедительно доказав вероятному противнику, что для его подводных ракетоносцев в Атлантике безопасных мест нет. Вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.

Статья в тему:  Когда менять масло в редукторе лодочного мотора

2. Прибытие АПЛ “Тула” на ремонт.

– Константин Владимирович, что тяжелее всего на боевом дежурстве: не в связи с ответственностью, а постоянно, в быту, у пультов, в жизни под водой?

– Пожалуй, соотносить повседневную жизнь на подводном крейсере с тем чувством опасности, которое всё равно должно присутствовать в душе, чтобы не было чрезмерного расслабления экипажа. Ощущение близкой опасности не превалирует в жизни подводников, но необходимо постоянно помнить, что специальность эта сложная. Условия, где мы выполняем задачи, тоже: мы отдалены от берега, иногда находимся в арктических районах, поэтому чувство опасности должно не угнетать деятельность моряка, а наоборот, стимулировать на изучение своей специальности, на ответственное несение вахты.

3. Отец – Владимир Головко служил на дизельных и атомных подводных лодках.

– Экипаж на базе и в походе – это действительно два разных экипажа? Меняются ли в море отношения, привычки, обращение друг с другом?

– Нет, я бы так не сказал. Деятельность командования и должна способствовать тому, чтобы личный состав сплачивался не только в море, но и в первую очередь на берегу. В море не так много времени для решения психологических вопросов, весь морально-психологический климат для выхода в море закладывается на берегу, то есть люди хорошо узнают друг друга, привыкают друг к другу, каждый узнаёт, кто на что способен и что от кого ожидать, в том числе где слабые места человека по специальной подготовке и сильные стороны. Во время выхода в море всё это уже учитывается. Экипаж готовится на берегу, а в море решает конкретные задачи.

Статья в тему:  Как сделать лодку из пластилина

– Бывало такое, что вы увидели офицера или мичмана и сразу поняли: с ним я в море не пойду?

– Нет, такого не было, и в первую очередь это заслуга психологической службы, которая работает на соединениях подводных лодок. Она заранее ограждает таких людей, которые могут подвести в море, или ненадёжных людей от службы в экипажах подводных лодок.

Дед Владимир Головко (на снимке) родился в потомственной шахтерской семье. Работал на шахте. С объявлением партийного призыва на флот переведен на обучение в ВВМУ им. Фрунзе. Служил на Тихоокеанском флоте на подводных лодках, в годы войны – в соединении строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. Вышел в отставку в звании контр-адмирала.

4. Дед Владимир Головко (на снимке) родился в потомственной шахтерской семье.

– Несомненно, профессия подводника накладывает отпечаток на всю семью.

– Семья должна с пониманием относиться к тому, что мужчина, который служит на подводной лодке, да и вообще на кораблях Военно-морского флота, имеет ненормированный рабочий день, часто отсутствует дома, не всегда может по-участвовать в школе на утреннике, в детском саду. Не всегда есть возможность летом съездить всем вместе в отпуск. Семья очень часто существует автономно, отдельно от папы, который служит на подводной лодке. Близкие к этому привыкают.

– Если ваш сын скажет: папа, хочу стать подводником, будете отговаривать?

Статья в тему:  Лодочный мотор из чего состоит

– Я уже сейчас рассказываю своим детям о подводных лодках, о службе на подводном флоте, но не с целью сформировать желание стать военным моряком, а с тем, чтобы мой сын принял решение пойти по моим стопам, уже понимая, какая перспектива его ждёт.
Я положительно отнесусь к такому выбору сына, но пока ещё решение окончательно не принято. Когда я поступал во флот, ситуация в стране и армии была тяжёлая. А сейчас, когда ВМФ пополняется новой техникой, новыми кораблями, развиваются вооруженные силы, я думаю, что это будет хорошим выбором – продолжить семейную династию и стать офицером-подводником.

Олег КУЛЕШОВ

PS: zvezdochka_ru наконец получилось 😉

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: