4 просмотров

Кто управляет лодкой в венеции

Интересные факты о венецианских гондолах и гондольерах

В Венеции нам понравилось всё. Особую любовь вызвали окна. Они большие и удобные. Даже не столько окна, сколько вся их конструкция. Каждое окно закрывается наличниками. Причём так легко и плотно, что ни один лучик света не проходит. Изнутри окно задергивается лёгкой шторой и плотной гардиной. Звукоизоляция окон превосходная. Высыпаешься отлично +морской воздух, + пешие прогулки до упаду. И всё бы хорошо, да вот случилась такая странная штука…

Это наши окна. Они выходят на узенький канал и мостик, под окнами ночует гондола. Значит сосед наш – гондольер. Транспорт свой паркует прямо под окном. Так что первым делом мы изучили устройство лодки.

Немного истории о гондолах и гондольерах в Венеции

Эта достопримечательность города с момента своего появления много раз видоизменялась, чтобы ее конструкция получилась наиболее удобной и практичной. Поэтому гондола в современном исполнении совершенно не похожа на свой прототип, который впервые появился в 1094 году. В этот период времени венецианский дож Vitale Falier (Витале Фальера) разрешил некоторым горожанам строить судна для перевозки людей и различных грузов.

Изначально гондолы в Венеции можно было встретить в самых разных цветах, но с 1562 года ситуация изменилась. Теперь корпус лодки практически всегда красили в черный цвет (традиция сохранилась до сегодняшнего дня). Поэтому туристы, которые заселяются в отели Италии у моря, могут наблюдать гондолы с традиционно черным корпусом. Выбор в пользу черного цвета неслучаен, он является символом траура венецианцев, который напоминает им о многочисленных жертвах, жизни которых унесла чума.

Статья в тему:  Как сделать лодку black desert

В начале 1500-х годов «внешность» гондол серьезно изменилась. Более того, их начали использовать для перевозки нищих. Спустя столетие лодки приобрели такой вид, в котором они предстают перед туристами сегодня. В 1800-х годах их «внешность» немного дополнили: начали создавать гондолы в ассиметричном дизайне. Благодаря такому техническому решению гондольеры получили возможность управлять лодкой с большей маневренностью и легкостью.

Нельзя не отметить тот факт, что раньше на гондолах присутствовали деревянные кабины (felze), которые фиксировались в центральной части корпуса. Эти конструкции устанавливали на гондолы только в непогоду. Они позволяли пассажирам укрыться от дождя и ветра. Сегодня туристы, заселившиеся в Лидо ди Езоло отели 3 звезды, уже не встретят подобных надстроек. От них решили отказаться, поскольку кабины закрывали гондольерам видимость.

Другие значения

Что такое гондолы еще? Представим еще ряд значений:

  1. Кабинка, предназначенная для перевозки пассажиров по канатной дороге. Аналог кресла, вагонетки.
  2. Гондола — это и вид торгового островного оборудования, один из типов стеллажей для выкладки товаров. Имеют ограниченную высоту — 1,5-2 м. Обязательно сконструирован нижний ярус, который шире, чем предшествующие полки. Навесами, кроме последних, могут быть кронштейны, зажимы, крючки и проч. Более характерны для магазинов самообслуживания — на гондолах можно размещать и обувь, и продукты, и бижутерию, и аптечные товары, и головные уборы. Внутри себя разделяются на два типа:
  • Пристенные (односторонние) — имеют ограниченную высоту, поэтому используются более в торговых пространствах, ограниченных по ширине.
  • Двусторонние — оборудованы полками с обеих сторон. Их размещают в центре торгового зала для зонирования последнего, а также направления потока посетителей.
Статья в тему:  Чей лодка барк 240с

Кто такие гондольеры и в чем особенность этой профессии?

Профессия «гондольер» является семейным «бизнесом», который передается из поколения в поколение. Во многом это объясняет тот факт, что гондольеры работают исключительно на своем «речном транспорте», стоимость которого варьируется в пределах 25 – 75 тыс. евро.

Испокон веков к освоению этой романтической профессии допускали лишь представителей сильного пола. Впрочем, управлением «черных лебедей» также занимались и женщины, но это единичный случай.

Для управления лодкой будущий «водитель» обязательно должен получить соответствующую лицензию, которую правительство города выдает после 9-тимесячных курсов. К тому же, чтобы гондольера допустили к управлению лодкой и разрешили перевозить туристов, решивших забронировать отель в Италии, ему необходимо сдать экзамен на знание английского языка.

5 интересных фактов про лодки с богатой историей:

  1. Мэрия Венеции установила жесткие стандарты, которые важно соблюдать при создании суден. Так, масса гондолы должна составлять 700 кг. Ее конструкция должна включать 280 элементов, вырезанных из разных пород древесины (вишня, лайм, орех, дуб, пихта, красное дерево, лиственница).
  2. В 2010 году за «штурвал» гондолы впервые встала женщина, ею оказалась дочь гондольера – Джорджия Босколо. Стоит отметить, что освоить профессию гондольера также пыталась Алекс Хай, родом из Германии. Несмотря на успешную сдачу экзамена на знание английского языка, девушка не смогла сдать экзамен по управлению лодкой.
  3. Нос гондолы выполнен из железа, традиционно имеет S-образную форму, которая символизирует изгибы Гранд-канала. Его придумали с целью, чтобы гондольер легко балансировал лодкой, используя вес собственного тела.
  4. Если вы заселились в отель рядом с Венецией, обязательно посетите верфь Скверо Сант-Тровазо. Здесь протекает строительство и обслуживание лодок. Поскольку строительство судна занимает около 500 часов, на воду спускается не больше 20 судов в год.
  5. В первую субботу сентября в Венеции проводят парад гондол и гондольеров. Также в этот период проходит «Регата Сторика» и соревнования гондол.
Статья в тему:  Как правильно упаковать резиновую лодку

Стоимость прогулки на легендарном «лебеде» обойдется туристу в 80 евро за 40 минут. Это арендная плата за все судно. Поэтому с целью сэкономить, лучше отправляться на прогулку в компании из 4 – 6 человек.

Предыдущие статьи

Пляжи Венеции

Предлагаем вашему вниманию перечень самых популярных пляжей Венеции. …

Произношение

В русском языке слово гондола

традиционно произносится с ударением на второй слог:
гондо́
ла
[3][4]. До начала XX века в русской литературе преобладало ударение на первый слог: го́
ндола
[5]. По одной из версий, переход к традиционному варианту произношения произошёл под влиянием русских поэтов, изменивших ударение так, чтобы слово рифмовалось со словом баркарола
[6][7].

Классическое произношение слова го́

ндола
используют гиды российского туристического бизнеса, имеющие отношение к Италии. По их мнению, в Венеции это слово уместнее произносить так, как оно звучит в оригинале, то есть с ударением на первый слог[8][9].

Характеристики

Каждый «Squero» состоит из площади, имеющей спуск к воде для доступа лодок, окруженного забором с двух сторон, и чуть поодаль деревянного здания, называемого «tesa», которое используется в качестве хранилища для инструментов и для защиты от непогоды. Прямо доком раньше всегда находился дом главного «squerarolo» или владельца мастерской.

Гондолы, которые производят в «Скуеро», имеют длину около 11 метров и вес около 600 килограммов. Каждая из лодок имеет характерную асимметрию между правой и левой стороной (более, чем на 20 сантиметров), и плоское дно, что позволяет навигацию даже при очень мелкой воде. Гондола состоит из 280 частей и имеет древесный корпус черного цвета вследствие обработки гидроизоляционным материалом на основе смолы. При изготовлении гондол мастера используют восемь видов древесины — дуб, ель, вяз, вишня, лиственница, орех, липа и красное дерево.

Статья в тему:  Где взять надувную лодку в гта 5

Так рождается гондола

Несмотря на похожесть гондол, каждая из них уникальна, потому что она сделана «под гондольера», который будет управлять ею. В частности, для строительства лодки мастера учитывают не только рост и вес гондольера, чтобы сбалансировать лодку, но и является гондольер правшой или левшой.

Есть в конструкции гондол и место символизму. Так, форма «ферро», железного наконечника, защищающего нос лодки и служащего определителем высоты моста и возможности прохода гондолы под ним, содержит шесть выступов, символизирующих шесть районов города, к ним иногда присоединяются три фризы, символизирующие острова Мурано, Бурано и Торчелло. С другой стороны закрепляется наконечник «risso di poppa», который символизирует остров Джудекка.

Гондола оснащена только одним веслом, что было вызвано узостью каналов, где широкие лодки не могли разминуться. Единственное весло закрепляется в «fоrcola», замке для весла, имеющем очень сложную форму. Действительно, «форкола» позволяет гондольеру медленно перемещаться вперед и назад, быстро грести вперед, разворачивать лодку и выполнять другие важные маневры.

Рабочие нюансы

Гондольеры — это люди, которые должны хорошо знать город и все каналы, иметь ораторские способности и отличный голос, так как им приходится петь множество песен. Но некоторые, например баркаролу, лодочники исполняют лишь за дополнительную оплату. Цена договорная. Нередко бывает, что на борт гондолы приглашают артистов и певцов с аккомпанементом.

Форма специальная — обязательна соломенная к которой прикреплены ленты, полосатая футболка, и поверх нее можно надеть простую белую рубашку. Дресс-код прописан в правилах, и соблюдать его необходимо неукоснительно.

Статья в тему:  Mini dayz где найти лодку

Где строят гондолы

Если несколько веков назад Венеция была полна доков, сегодня из существует лишь пять. Это два исторических дока Сан-Тровазо — самый старинный — расположенный на Гранд-канале в квартале Дорсодуро, и Трамонтин в Оньисанти. К ним присоединились открытые сравнительно недавно Squero Bonaldi, расположенный рядом с доком Tramontin, Crea и Costantini – De Rossi в Джудекка.

Примечания

  1. Гондола, венецианская лодка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Lib.ru/Классика: Толстой Петр Андреевич. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)
  3. Толковый словарь русского языка: В 4 т. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.
  4. multitran.ru: Гондола (рус.)
  5. gramota.ru: Гондола (рус.)
  6. Гондольеры не берут в плавание документы и телефон. news.ntv.ru (рус.)
  7. Поэтическая функция итальянских имен и слов. imk.msu.ru (рус.)
  8. Гондолы (Венеция) goitaly.ru (рус.)
  9. Италия. Гондолы.vokrugsveta.ru
  10. О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1988 (второе издание), Часть Вторая, Глава XIII «Якоря, малые плавучие средства и рули», раздел «Мелкие суда», страница 383 ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano
  11. В Венеции появилась первая женщина-гондольер
  12. знаменитая Regata Storica (Историческая регата)

Предостережение

Каста венецианских красавцев-гондольеров всегда привлекает внимание женщин, особенно иностранок, причем любых возрастов. Потомственные гондольеры начинают обучать своих детей с 10 лет не только мастерству, но и общению с богатыми туристами-иностранцами, аристократическим манерам и тому, как делать умопомрачительные комплименты женщинам.

Статья в тему:  Как открыть ворота для лодки в гренни 2

Гондольеры—«жиголо» создали свой профсоюз с кодексом поведения, где прописаны правила соблазнения богатых иностранок-туристок. Там есть и существенный запрет: не разбивать пары, а соблазнению «подлежат» лишь одинокие женщины, путешествующие без мужчин. Вспоминается кинофильм «Плащ Казановы», в котором русская туристка принимает ухаживания жиголо за любовь.

Совет одиноким туристкам: будьте бдительными! Члены этого профсоюза постоянно обмениваются информацией.

Сувениры

На память можно купить фигурки гондолы (от 4 евро), брелки (от 2 евро), макеты гондолы из дерева (от 5 евро), шляпы гондольеров (как настоящие — от 10 евро) и другие сувениры.

Есть определенные правила передвижения по каналам Венеции. И порой неразговорчивые с пассажирами гондольеры частенько перекликаются друг с другом. Это делается в целях безопасности: чтобы не произошло столкновения.

У любого города есть свои запоминающиеся звуки. Возможно, звуки Венеции — и есть эти голоса гондольеров, эхом отдающиеся от стен, и их мелодичные песни, звучащие вдоль каналов.

Гондольеры в Венеции, сколько гондол в Венеции?

Гондольеры в Венеции являются таким же туристическим аттракционом, как фотка на мосту Риальто и прогулка по площади Сан Марко.

Впрочем, весь город является памятником под открытым небом, и основной туристический транспорт ещё одна венецианская достопримечательность.

В Венеции передвижение только на лодках, никакого колёсного транспорта в городе нет и быть не может. Некоторые лодки выглядят великолепны, подстать города по которому они перемещаются.

Статья в тему:  Кто имеет право проверять документы на лодку в украине

Что такое гондола

Гондола — это изящная черная лодка, без которой образ города представить невозможно.

Конструкция лодки по своему уникальна, длина 11,05 метра, ширина 1,4 метра. Есть несколько конструктивных особенностей,: левый борт лодки на 24 сантиметра выше, борта имеют разную длину и если посмотреть сверху, то гондола своими очертаниями напоминает банан.

Все эти ухищрения сделаны для удобства управления и лучшей манёвренности. Благодаря чему, гондольер может управлять лодкой одним веслом, стоя сбоку.

На носу все гондолы имеют массивное украшение — ферро. Украшение выполненное в виде гребня с шестью зубцами, ровно по числу венецианских районов. Плюс одна полоса, символизирующая остров Джудекку. Закругление сверху изображает шляпу правителя Венеции — дожа.

Ферро имеет массивный вес (примерно 30 кг) не просто так, а носит исключительно прикладное назначение. Вес является противовесом гондольеру, высота украшения помогает определить габариты лодки по высоте (может ли гондола пройти под мостом).

Сколько стоит покататься на гондоле

Если вы посетили Венецию, то обязательно потратьтесь и прокатитесь на местной лодочке. Пройти нужно самым живописным каналам города, а не по самым известным. Уверяю вас, водная прогулка навсегда останется в вашей памяти.

Развлечение не из дешёвых, увидеть город с воды — бесценно. В этой части поста я расскажу сколько стоит покататься на гондоле, и как можно сэкономить.

Статья в тему:  Сколько отсеков в подводной лодке

Стоимость получасовой прогулки примерно 100 евро, есть небольшой коридор для торга, но торгуются неохотно, да и в наличии платежеспособной публики Венеции не занимать.

Цена поездки зависит от многих факторов, днём обычно дешевле, вечером дороже. Есть официальные стоянки гондольеров, на них вывешен прайс и маршрут. Можно «поймать» гондольера где угодно, или заранее договориться о поездке, тут ценник договорный.

Стоимость поездки на гондоле в самых туристических местах Венеции (площадь Сан Марко, мост Риальто) не сильно отличается, а вот маршрут и длительность поездки может быть сильно урезан.

Экскурсия на гондоле по Венеции

Самый простой способ покататься на гондоле — вот тут заказать экскурсию (по ссылке моя подборка экскурсий). Следует помнить, экскурсии бывают индивидуальные (они дороже), и групповые (значительно дешевле).

Как сэкономить

Есть несколько легальных способов сэкономить. Можно собрать небольшую группу из туристов и в складчину прокатиться на гондоле. Туристов в Венеции много, с этим проблем быть не должно. Вас прокатят по стандартному туристическому маршруту, время поездки тоже стандартное.

Если вам удалось собрать группу единомышленников, то мой вам совет: не садитесь на правый борт (тот который ниже). Все дело в том, что при движении лодку может сильно раскачивать. Сидя спиной к борту возникает ощущения, что она вот-вот перевернётся. Скорей всего такое невозможно, но ощущение имеется.

Статья в тему:  Вдруг лодка натолкнувшись на что то опрокинулась

На борту следует прислушиваться к требованиям гондольера. Если вас посадили не туда куда вы хотите, это он сделал не из вредности, а для безопасности вашей поездки (развесовка лодки).

Для самых экономных есть возможность прокатиться по венецианским каналам за сущие копейки — воспользоваться услугами трагетто (traghetto). Стоимость поездки от 1 евро, места стоянки, правила использования и точные цены, ищите в посте про общественный транспорт Венеции.

Следует помнить, что сами венецианцы на гондолах не передвигаются, а пользуются местным общественным транспортом.

Сколько гондол в Венеции

В XV—XVI веках в Венеции было от 15 000 до 25 000 гондольеров. Сегодня их численность строго регламентирована и составляет 425 человек.

Почему в Венеции 425 гондольеров?

Цифра немного лукавая, так как есть информация, что лицензий чуть больше, а владельцев гондол, чуть меньше. Считается, что не у всех лодочников имеется своя гондола, кто-то работает на «подмене».

Есть ещё одна венецианская байка. Считается, что профессия передается строго по наследству, и якобы в ней нет посторонних. На самом деле в городе работает платная школа (стоимость обучения 4000 евро в год), где учат всем премудростям. Скорей всего потомственным гондольерам учёба даётся чуть проще.

Гондольер, как и любой индивидуальный предприниматель имеет ненормированный рабочий день. Рабочий день начинается рано утром, и длиться до последнего клиента.

Статья в тему:  Сколько отсеков в подводной лодке

Стоит отметить, несмотря на тот факт что лишь 25% от собранных денег идёт в карман гондольера в виде чистой прибыли, они зарабатывают прилично.

В среднем венецианский лодочник, за месяц может заработать 10000 евро. В то время как владелец небольшого кафе имеет чистую прибыль не превышающую 5000 евро.

У гондольеров есть дресс-код — полосатая футболка, черные классические брюки и соломенная шляпа с синей или красной лентой.

За дресс-кодом и этикой должны следить, но на практике всё это пущено на самотёк и в традиционных костюмах никто не ходит. На ношение шляп все поголовно забивают. Бывают конечно исключения.

В наши дни, гондола своего рода романтический аттракцион для богатых туристов. Как я говорил ранее, венецианцы на гондолах уже давно не передвигаются.

Мой вам совет, не жадничайте и доставьте себе удовольствие увидеть Венецию с воды.

Хорошего вам отдыха в Италии.

Италия. Венецианские гондолы и гондольеры

Один из символов Венеции — лодка гондола. (Кстати, правильно произносить слово надо с ударением на первое «о».) Эти изящные черные лодки в городе любви повсюду, без них образ Венеции представить просто невозможно.

Венеция — город, где не разрешен колесный транспорт. Здесь надо либо ходить пешком, либо плавать. Сегодня по каналам Венеции во множестве курсируют катера, но раньше основным транспортом была гондола.

Статья в тему:  Вдруг лодка натолкнувшись на что то опрокинулась

Нынче гондола в большинстве случаев выполняет функции романтического аттракциона для туристов. Сами венецианцы на гондолах не катаются в первую очередь по причине очень высокой цены. Получасовая прогулка по каналам стоит от 100 евро в зависимости от времени суток и количества желающих кататься. Поскольку желающих кататься всегда предостаточно, то торговаться бесполезно. В гондоле помещается до 6 человек. Единственный способ сэкономить — собрать компанию желающих. Но, конечно, многие приезжающие в Венецию романтические парочки катаются вдвоем.

Если обойтись без романтики, то можно прокатиться на гондоле всего за 50 евроцентов, переправившись через Большой канал как на городском транспорте.

Такие специальные гондолы-траджетто (Traghetto) курсируют между берегами канала, надо лишь найти остановку, таковых между мостом Риальто и площадью Сан-Марко достаточно. Никакого подвоха с оплатой нет, действительно стоит переправа 50 центов, но в гондоле Вы будете находиться лишь пару минут.

По всей Венеции оборудованы выходы к воде, к которым при необходимости причаливает лодка — гондола или иная.

Стоянки гондол повсюду — это ряды длинных деревянных шестов, называемые палинами, вбитые в дно канала.

Конструкция гондолы уникальна, ничего подобного нет нигде в мире. Длина ассиметричной лодки 11,05 метра, ширина 1,4 метра, левый борт на 24 сантиметра выше, чтобы гондольер мог управлять лодкой, стоя сбоку. У гондолы только 1 весло, так как она предназначена для плавания по узким каналам.

Статья в тему:  Как сделать лодку black desert

При движении лодки гондольер прикладывает одинаковое усилие независимо от того, пустая гондола, или с пассажирами. Весло должно совершать движения по определенной траектории, напоминающей букву «J».

На носу гондолы установлено высокое массивное украшение — ферро (ferro) в виде гребня из 6 полос по числу районов города и одной дополнительной полосы, символизирующей остров Джудекка. Закругление сверху изображает шляпу правителя Венеции — дожа. Весит ферро около 30 килограмм и предназначено служить противовесом гондольеру, стоящему на другом конце гондолы. Также ферро помогает определить, может ли гондола проплыть под мостом по высоте.

Гондолу можно вполне считать произведением искусства. Для ее изготовления требуется 10 сортов древесины, 280 деталей гондолы вытачиваются вручную. Готовая лодка покрывается несколькими слоями особого лака черного цвета.

Сегодня гондолы производит небольшой коллектив ремесленников, который именует себя верфь Сан-Тровазо. Стоимость изготовления гондолы составляет около 45000 евро.

Первыми гондольерами в Венеции были черные рабы, которые принадлежали аристократическим семьям. Со временем работа стала престижной, ею начали заниматься граждане Венеции, образовалась корпорация гондольеров. В 15-16 веках в Венеции было по разным данным от 15 до 25000 тысяч гондольеров.

Сегодня ассоциация ограничивает число гондольеров цифрой 425. Их не может быть больше ни при каких обстоятельствах. Профессия передается по наследству, молодой гондольер сдает экзамен по управлению гондолой, а также экзамены по истории и географии Венеции и английскому языку. В 2009 году в Венеции появилась первая женщина-гондольер, эмансипация добралась уже и до Венеции…

Статья в тему:  Как правильно упаковать резиновую лодку

Рабочий день гондольера длится до 15 часов, это тяжелый труд. Обязательный дресс-код — полосатая футболка и соломенная шляпа с синей или красной лентой. Нельзя сказать, что соблюдают правила неукоснительно, хотя предусмотрено даже лишение лицензии за выход на работу в другой одежде.

Некоторые источники утверждают, что гондольеры также сдают экзамены по пению. Приставала с расспросами и с просьбами спеть к гондольеру во время прогулки на гондоле. Он информацию об экзаменах по пению категорически опроверг и петь баркаролу (итал. лодка — barca) отказался.

Гондолы по традиции все черного цвета. Существует несколько версий, откуда пошла такая традиция. По первой, стали они черными в 1562 году, когда в Венеции была эпидемия чумы, и на гондолах нередко перевозили трупы умерших. По другой громоздкие украшения с гондол убрали просто потому, что некоторые излишне увлекались и порой такие лодки с трудом передвигались. Самая романтичная версия — гондолы стали делать все одинаковыми, чтобы не выделяться. Ведь на гондолах под прикрытием ночи плавали влюбленные к своим дамам сердца.

Говорят, что, проплывая под мостами Венеции на гондоле, надо целоваться с любимыми или хотя бы делать это мысленно, если половины рядом нет, чтобы обрести вечное счастье.

У всех читающих эти строки есть возможность проплыть вместе с автором блога под мостом на гондоле. Смотрите видеосюжет и целуйтесь!

Статья в тему:  Сколько стоит лодка гулянка

Мостов в Венеции 466, но целоваться под одним из них не стоит.

Мост Вздохов соединяет дворец Дожей со зданием тюрьмы, поэтому романтикой в этом месте не пахнет, хотя большинство прогулок по каналам на гондоле начинаются именно здесь.

В любое время суток под мостом Вздохов можно увидеть вереницу плывущих по улице-каналу Rio del Palazzo гондол.

Сегодняшние гондольеры украшают свои гондолы ковриками, бархатными накидками на сиденья, кисточками, цветами, бронзовыми подсвечниками, но меру соблюдают. В целом лодки смотрятся строго.

Правил, которые необходимо соблюдать, у гондольеров немало. Контроль за соблюдение правил возложен на карабинеров, штрафы немалые. Например, полагается зажигать фонарь на носу гондолы в сумерки и ночью. Нельзя выходить на гондоле в открытую лагуну. При повороте в каналах полагается кричать что-то типа «ООООЭЭЭЭЭ», чтобы не столкнуться с возможно поворачивающей другой лодкой.

У каждого города есть свои звуки. Наверно, звуки Венеции — это эхом отдающие от стен домов голоса гондольеров. Жаль, что песен теперь они уже не поют…

eponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Венецианская гондола. Романтична или практична?

Венеция – великолепный город. Даже с блестящим Парижем не сравнимый. Потому что в Париже нет Лагуны. Не найти там такого водного пространства. А значит, и гондол там тоже нет.

Статья в тему:  Где взять надувную лодку в гта 5

Гондола – она типичная дочь Венецианской лагуны. Проворная, стройная лодка чёрного цвета, скользит по каналам, пробирается между зданиями, ныряет по мосты. Прокатиться на гондоле – удовольствие дороговатое, но множество туристов заглатывает этот блестящий крючок: хочется немного почувствовать себя венецианцем.

Певучее слово «гондола», возможно, происходит от итальянского слова «dondolare» (раскачиваться), а возможно от греческого названия коротких лодок, «kondura». Строго говоря, ударение следует ставить на первый слог слова, но в этом случае оно бы плохо рифмовалось. Вот своевольные поэты, дабы воспеть Венецию, и сместили ударение на один слог к концу.

В 1920-е годы слово «гондола» стало также и техническим термином. На аэропланах так называли место установки двигателя, которое затем закрывалось металлическим обтекателем, а у стратостатов – герметичную кабину для экипажа.

Гондола – лодка традиционная. Как всякий предмет, изготовление которого связано с традицией, венецианские лодки изготавливаются неспешно. Гондолу собирают из 280 деревянных деталей, которые изготавливают из 8 различных пород дерева. Раньше одну лодку делали за год, теперь – за несколько месяцев. Поэтому стоимость гондолы высока – около 40 тысяч евро.

Гондола – это асимметричная лодка длиной около 11 метров, левая сторона у которой шире, чем правая. Асимметрия упрощает управление лодкой, а управляется она с помощью всего лишь одного длинного весла. Весло вставляется в фигурную уключину, форма которой также освящена традицией и которая называется фóркола (fórcola). Форкола для гондолы, как ключ для автомобиля. В конце дня гондольер ставит свою лодку на прикол, вытаскивает форколу из соответствующего отверстия в корпусе гондолы и забирает с собой.

Статья в тему:  Чей лодка барк 240с

Гондола – лодка достаточно длинная, однако она имеет плоское дно и у неё нет киля. Это делает её чрезвычайно вёрткой при плавании по нешироким городским каналам. В воду погружена только небольшая часть корпуса, а нос и корма приподняты над водой. Поэтому гондола может легко маневрировать, едва ли не разворачиваясь на месте. При этом гондольер должен мастерски держать равновесие, чтобы не свалиться с кормы в воду. При движении по узким венецианским каналам, когда нельзя увидеть за поворотом встречную лодку, гондольер обозначает своё присутствие характерным криком «оэ!», и крик этот тоже стал одним из признаков Венеции, необычного города на воде.

У деревянной гондолы только две большие металлические части – это железное покрытие кормы и носа. Главное назначение этих металлических деталей – защита от ударов. Корму защищает fero di poppa. (Теперь строгие бабушки могут объяснить хулиганистым внучатам происхождение не совсем красивого русского слова: poppa по-итальянски – это корма)
И если на железную обивку кормы мало кто обращает внимание, то железное украшение носа венецианской гондолы, fero da próva, у всех на виду. Не заметить такую красоту невозможно. Характерная «зубастая» форма носа гондолы, шесть зубьев, обращённые вперёд – это шесть больших островов-районов Венеции (которые потому и называются «сестиери»). Один зуб носа гондолы обращён назад. Это символ большого острова Джудекка, защищающего город с юга. Верхушка наконечника, как считается, копирует форму шляпы венецианского дожа, а дугообразный выступ на нём – мост Риальто. Таким образом весь нос гондолы – это символ Большого канала. Если приглядеться, между большими зубцами, которые отображают районирование Венеции, можно увидеть три маленьких фигурных зубца. Это символы островов Мурано, Бурано и Торчелло, которые находятся в Лагуне, но на некотором отдалении от центральной части города. Добраться на эти острова на гондоле-плоскодонке затруднительно, почти невозможно. Такое отдаление, в том числе, и транспортное, исторически способствовало изоляции островов, где венецианское правительство селило «секретных специалистов», в первую очередь, стеклодувов и зеркальщиков. Затеряться в кварталах Венеции представлялось возможным, на островах же каждый человек был под присмотром.

Статья в тему:  Как открыть ворота для лодки в гренни 2

Как уже было сказано, гондола – лодка традиционная. А поэтому кажется, что она неизменной пришла к нам из глубины веков. Это, конечно, не так. Форма городских лодок в Венеции изменялась с течением времени. На картинах, изображающих венецианскую жизнь в 15 – 16 веках, можно увидеть совсем другие суда. Они были более короткими, более широкими, а главное, не асимметричными. Плоские нос и корма не поднимались над водой так высоко, как теперь. Никакого украшения на носу не было, только строго функциональная обивка железным листом. Уключины (форколы) тоже были очень простыми. В общем, лодка была как лодка. Этому баркасу ещё предстояло получить высокое имя венецианской гондолы.

В 17-м веке гондолы стали всё чаще использоваться для представительских поездок. Тогда-то их вид начал приближаться к нынешнему, каноническому. Длина лодки увеличилась, железные носы взметнулись вверх и стали более украшением, чем функциональной деталью. Корма и нос поднимаются над поверхностью воды, становятся наклонными. Красиво? Красиво! Но не удобно. Поэтому на корме появляется отдельная плоская площадка для гондольера – упор-то ему нужен. Форкола тоже забыла свое простое уключное происхождение и стала изогнутой и, можно сказать, ветвистой. Но здесь всё-таки большую роль играла функциональность. Такая форма улучшала управление лодкой, гондола могла теперь проходить по самым узким городским каналам. Длина гондолы окончательно установилась: 11 метров.

Статья в тему:  Mini dayz где найти лодку

Свой благородный чёрный цвет гондолы приобрели в 17-м веке после нескольких указов Венецианского Сената, направленных на борьбу с излишней пышностью убранства. Обычные городские лодки начали золотить и обивать дорогими тканями! Стыд и позор! Скромность, господа, спасёт наш город, только скромность!

Оказалось, что градоначальники ошибались. В 18-м веке экономическое значение Венеции падало, зато всё гуще становился романтический флёр вокруг города. Сюда приезжали уже не зарабатывать деньги, а тратить их. Соответственно, гондолы становятся романтическим городским транспортом. И вновь появляются весёленькие украшения, золочение, бархатные сидения и тенты, делающие поездку более интимной и комфортной. Гондольеры также приобретают романтический вид. Сила рук и знание городской географии по-прежнему в цене, но входит в моду красивый голос и умение исполнять местные сладкие венецианские песни, da batèlo. Именно тогда гондолы становятся асимметричными: гондольер как бы отделялся от пассажиров. Кучер ушёл на свой облучок.

Венеция создана, как необычный город на воде, Венеция создана, чтобы любоваться ею с воды. Поэтому гондола стала одним из неотъемлемых символов Венеции. Попробуйте представить этот город без гондол. Правда, чего-то важного не хватает?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: