9 просмотров

Кто создал подводную лодку щука 139

ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ ПЕРЕХОД ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-423 ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ

Подводная лодка «Щ-423» ( «Щ-315», «Щ-139»,) , – советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта Щ – «Щука». Заложена под заводским номером 85 на заводе № 112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде 17 декабря 1934 года.

27 апреля 1935 года спущена на воду.

5 декабря 1937 года лодка вошла в состав Балтийского флота под обозначением Щ-315.

9 мая 1939 года субмарина совершила переход по Беломоро – Балтийскому каналу с Балтики на Север и 21 июня 1939 года вошла в состав Северного флота.

17 июля 1938 года получила обозначение «Щ-423».

В августе – октябре 1940 года первой из подводных лодок СССР осуществила переход с Северного флота на Тихоокеанский, базировалась в бухте Золотой Рог.

В 1942 году переименована в Щ -139.

Начало боевых действий против Японии 9 августа 1945 года Щ-139 встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок с базированием на бухту Владимир.

В боевых действиях не участвовала.

  • 9 ноября1956 года выведена из боевого состава флота, поставлена на консервацию.
  • 29 марта1957 года отправлена на разоружение, демонтаж и разделку на металл.

Тип корабля: Средняя ДПЛ

Обозначение проекта: «Щука», серия X

Скорость (надводная): 12 узлов

Скорость (подводная): 8 узлов

Рабочая глубина погружения: 75 м

Предельная глубина погружения: 90 м

Автономность плавания: 20 суток

Экипаж: 37 человек

Водоизмещение надводное: 592 т

Водоизмещение подводное: 715 т

Длина наибольшая (по КВЛ): 58,5 м

Ширина корпуса наиб.: 6,2 м

Средняя осадка (по КВЛ): 3,9 м

Артиллерия: 2 45-мм орудия 21-К, 1000 выстрелов

Носовые ТА: 4×533 мм,

Кормовые ТА: 2×533 мм

Боекомплект (торпед): 10

80 лет назад подводная лодка Щ-423 первой в мире пробилась сквозь льды Северного Ледовитого океана, пройдя вдоль всего побережья России от Мурманска до Владивостока.

Статья в тему:  Сколько стоит ямаха р1 в беларуси

В период с 5 августа по 17 октября 1940 г. экипаж подводной лодки «Щ-423» под командованием капитана 3-го ранга Зайдулина Измаила Матигулловича впервые в мировой истории совершил переход за одну навигацию по Северному морскому пути с запада на восток (из Полярного во Владивосток) через 8 морей.

Долгие годы об этом выдающемся достижении советских подводников упоминалось лишь в специальных изданиях.

Маршрут перехода на карте. 1940 год

Такой поход сравним скорее с космическим полетом, чем с обычным морским путешествием. Корабль мог быть раздавлен льдами или, в лучшем случае, оказаться в ледовом плену, вмерзнуть на много месяцев в застывшие воды Северного океана. Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское моря – все их надо было пройти, чтобы попасть из европейского севера России во Владивосток. Поход завершился успехом, но легко мог обернуться гибелью во льдах.

Северный морской путь вдоль берегов России был в разы короче, чем другие маршруты с запада на восток страны и, главное, не зависел от политики и военных сил других государств.

Большую часть года лед здесь настолько толстый и плотный, что делает невозможным и смертельно опасным любое плавание для обычных кораблей.

Сегодня в морях Ледовитого океана работают атомные ледоколы, но у наших предков такой мощной техники не было.

Впервые надводный корабль смог пройти вдоль северного побережья России за одну навигацию лишь в 1932 году. Ледокол “Александр Сибиряков” в июле вышел из Архангельска и в октябре смог достичь Петропавловска-Камчатского. Сложность такого плавания подчеркивает тот факт, что даже ледокол “Сибиряков” в Чукотском море поломал гребной винт о глыбы застывшей воды и был вынужден спасаться при помощи самодельных парусов.

В следующем 1933 году новейший, только что построенный пароход “Челюскин”, пытаясь пройти тем же путем, был намертво блокирован льдами в Чукотском море. Пять месяцев беспомощное судно дрейфовало в ледовом плену, было раздавлено льдами и погибло. Северный морской путь показал свой характер.

Статья в тему:  Подводная лодка курск на какой глубине

30-е годы XX века моряки СССР сумели накопить немалый опыт таких экстремальных плаваний. Северный путь из Мурманска или Архангельска до Чукотки, Камчатки или Владивостока был слишком нужен стране – помимо задач развития российского Заполярья его необходимость диктовала и политическая обстановка.

Почти одновременно с прохождением Северного морского пути военными судами, возникла мысль аналогичным способом перебросить во Владивосток и подводную лодку. На Тихом океане СССР не имел большого флота, тогда как военно-морские силы Японии по праву считались одними из самых крупных в мире. Но возможность быстро и незаметно перебросить к дальневосточным берегам подводные лодки могла серьезно изменить баланс сил и удержать Японию от враждебных действий.

Для экстремального плавания выбор пал на подводную лодку типа “Щ”, моряки их именовали “Щуками”. Сложности добавляло то, что корпус такой подлодки не приспособлен для плавания в толстых льдах и мог быть легко поврежден.

Задачу по подготовке субмарины к небывалому походу поручили морскому инженеру Андрею Дубравину, специалисту по ледоколам. Он предложил “одеть” корпус лодки в специальную “шубу”, обшивку из двух слоев дерева, толщиной 20 сантиметров, прикрытых сверху металлическими листами. При этом лодка сохраняла возможность погружения и подводного хода.

Приготовления не ограничились лишь укреплением бортов, морским инженерам во главе с Дубравиным пришлось продумать все детали и возможные трудности плавания во льдах. Долговечные в соленой воде, но хрупкие бронзовые винты заменили на стальные со съемными лопастями – их могли заменить в случае поломки о куски льда при стремительном вращении. Изменили конструкцию и форму рулей подлодки – их сделали более короткими и прочными, также предусмотрев возможность замены в случае поломки о лед.

Изначально плавание подводной лодки Северным морским путем запланировали на лето 1938 года. Но в 1937 году выдалась очень сложная навигация, льда было слишком много и в Арктике вмерзло и застряло на всю зиму свыше 20 кораблей, один из них – пароход “Рабочий” – был раздавлен льдами и затонул.

Статья в тему:  Когда можно заплывать на лодке

Подводной лодкой решили не рисковать, отложив плавание на год для лучшей подготовки. Но лето 1939 года, накануне Второй мировой войны, выдалось слишком тревожным. Все лодки оставили на Балтике и Баренцевом море на случай возможных боевых действий. И только в 1940 году приняли решение рискнуть и попытаться провести лодку через 5 тысяч километров северных морей.

Для решения такой сложной задачи выбрали подводную лодку Щ-423, её экипаж имел немалый опыт плавания в холодном Баренцевом море.

23 мая 1940 года приказом командующего флотом была сформирована Экспедиции особого назначения. Руководить её подготовкой назначили военного инженера Иосифа Сендика, в 1936 и 1937 годах дважды участвовавшего в прохождении боевых кораблей Северным морским путём.

Командиром подводной лодки Щ-423 назначили капитана 3-го ранга Измаила Зайдулина.

Капитан 3-го ранга Измаил Зайдулин.

© Архив Тихоокеанского флота МО РФ

В целях секретности площадку с лодкой оградили высоким забором и усиленной охраной. За месяц Щ-423 одели в деревянную «шубу», заменили винты и рули, провели иные приготовления по плану инженера Дубравина.

22−24 июля 1940 года в Мотовском фьорде на самом северо-западе Мурманской области лодка провела последние учения и подводные погружения перед походом. Северный морской путь одетая в «шубу» субмарина должна была пройти в надводном положении, но при необходимости она могла погружаться и даже стрелять из торпедных аппаратов. 5 августа 1940 года лодка вышла в море. В дальний поход её провожало всё высшее командование Северного флота. Лодка шла не одна — её сопровождал транспортный пароход «Серов», а в проливе, соединяющим Баренцево море с Карским, ждал ледокол «Ленин». Пароход вёз не только оборудование для ремонта, но и запасы на случай, если лодка вмёрзнет во льды и придётся долгие месяцы зимовать в холодной пустыне Северного Ледовитого океана. Внутренние помещения подводной лодки не подходили для такой экстремальной зимовки — и для всех подводников на пароходе «Серов» был предусмотрительно оборудован жилой кубрик.

Статья в тему:  Для чего нужна рубка на подводной лодке

5 августа 1940 года подводная лодка Щ-423 отправилась из Мурманска во Владивосток.

Через две недели плавания лодка достигла полуострова Таймыр и вошла в море Лаптевых. Здесь «экспедиции особого назначения» пришлось преодолевать многолетние нетающие льды, пытаясь найти проходы между торосами, достигавшими 3−4 метров толщины. Сменяя друг друга, впереди попеременно шли три ледокола — «Ленин», «Сталин» и «Литке».

Ледоколы прокладывали путь подводной лодке. Кадр сделан с борта ледореза «Ф.Литке».

© Архив Тихоокеанского флота МО РФ

Самой сложной задачей стало пройти в районе так называемого Айонского ледового массива — его многолетние, никогда не тающие льды протянулись не на одну сотню километров севернее Чукотки. Подлодке и ледоколам пришлось пройти почти две тысячи километров во льдах вдоль чукотского берега. В северной навигации существует так называемая «шкала сплочённости льда», измеряемая в баллах. Когда льда нет — 0 баллов, если ледяные глыбы занимают 90% поверхности — 9 баллов. Последний 10-й балл означает, что просветов в ледяном панцире нет. Севернее Чукотки «экспедиции особого назначения» пришлось постоянно идти в ледовой обстановке 9−10 баллов. На отдельных участках ледоколы буквально тащили за собой на тросах лодку в крошеве из глыб и обломков застывшей воды.

Подлодка Щ-423 во льдах Карского моря, 1940г.

© Архив Тихоокеанского флота МО РФ

Лодка постоянно шла в ледяной воде при заполярных морозах, к холоду добавлялась повышенная влажность, неизбежная в море на таком судне. Конденсация влаги выводила из строя электропроводку, в отсеках стоял настоящий туман. В условиях постоянной ледовой опасности командованию лодки приходилось почти неотлучно находиться на открытом, продуваемом полярными ветрами мостике. О сложности жизни экипажа свидетельствует такой факт: чтобы в Чукотском море обсушить помещения лодки, пришлось с ледокола несколько раз подавать закреплённый на тросе шлаг, по которому внутрь субмарины пускали раскалённый пар.

Статья в тему:  Какое масло yamaha ybr 125

9 сентября 1940 года, через 37 суток «ледяного похода» лодка пришла в бухту Проведения на Чукотке.

Северный морской путь был успешно пройден, но субмарине предстояло ещё пройти более 4 тысяч километров до Владивостока по Тихому океану. Поэтому в бухте Провидения экипаж капитана Зайдулина 6 суток занимался осмотром и ремонтом механизмов, прежде чем пройти Берингово, Охотское и Японское моря. Лишь на рассвете 17 октября 1940 года лодка Щ-423 встала на якорь в бухте Золотой Рог. Её моряки впервые за 74 дня увидели огни большого города — Владивосток стал конечным пунктом небывалой в мире северной одиссеи подводного корабля.

Подводная лодка Щ-423 за 74 суток (из них 56 ходовых) прошла 7227 миль (из них 682 – во льдах) через два океана и восемь морей. Задание Родины было выполнено с честью. Командование Тихоокеанского флота поздравило экипаж с завершением этого исторического плавания. Народный комиссар ВМФ объявил всему экипажу «Щ-423» благодарность и наградил участников похода знаком «Отличник РК ВМФ». Командир ЭОН-10 военинженер 1 ранга И.М.Сендик и инженер экспедиции военинженер 2 ранга А.И.Дубровин были награждены золотыми именными часами.

7 ноября 1940 г. И.М.Зайдулину присвоили звание капитана 2-го ранга. Подводная лодка Щ-423 после докового осмотра, смены винтов и снятия ледовой защиты уже через три недели вышла в море на боевую подготовку.

В дальнейшем, по пути проложенному Щ-423 прошли целые караваны подводных лодок послевоенной постройки.

С появлением атомных подводных лодок в 60-е гг. советские подводники покорили Северный полюс и стали осуществлять трансарктические переходы в подводном положении. Их подвиги стали возможны благодаря мужеству и героизму тех, кто были первыми. К числу таких первопроходцев по праву можно отнести и экипаж подводной лодки Щ-423 с командиром И.М. Зайдулиным, первым из подводников покорившим Арктику и открывшим Северный морской путь для подводного флота России.

Статья в тему:  Как свадебные аксессуары yamaha

Подводные хищники. Подлодки типа «Щ» («Щука»)

Подводные лодки серии III «Щука» стали первым типом средних подводных лодок, которые были построены в Советском Союзе. Строительство субмарин шести различных серий велось с 1930 по 1945 год, всего было построено 86 подводных лодки типа «Щ», что сделало их самым многочисленным типом советских подводных лодок в годы Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями данных субмарин были сравнительная дешевизна в производстве, повышенная живучесть и маневренность.

Лодки приняли активное участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. За годы войны данные субмарины потопили 45 и повредили 8 боевых кораблей и коммерческих судов противника – более трети от общего количества потопленных всеми советскими подводными лодками судов. При этом из 44 воевавших подводных лодок погибла 31 субмарина. За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, еще 11 субмарин были награждены орденом Красного Знамени.

Проектирование первых подводных лодок III серии типа «Щука» велось параллельно с проектированием подводных лодок серии I «Декабрист». «Щука» представляла собой полуторакорпусную подводную лодку, ее прочный корпус был разделен на 6 отсеков. Проект разрабатывался в конструкторском бюро, которое возглавлял Б. М. Малинин. Изначально лодки проектировались как малые, они были предназначены для действий в стесненных в навигационном отношении районах Балтики. Их планировалось использовать в акватории Финского залива с его небольшими глубинами, шхерами и узкими местами. В дальнейшем по принятой в СССР предвоенной классификации лодки были отнесены к средним.

Первая серия подводных лодок типа «Щ» – серия III создавалась советскими инженерами в невероятной спешке. Эскизный проект лодки был завершен в конце 1929 года. Не дожидаясь утверждения, на Балтийском заводе приступили к созданию рабочих чертежей. При этом еще на этапе проектирования в их конструкцию вносились многочисленные изменения. К примеру, военные потребовали разместить на борту лодки запасные торпеды. Размещение на борту еще четырех торпед потребовало от конструкторов «Щуки» проявления чудес изобретательности.

Статья в тему:  Как приклеить рым на лодку пвх

Любопытным представляется тот факт, что на проект лодок типа «Щ» оказало влияние поднятие и обследование британской подводной лодки L-55, которая с октября 1929 года находилась на восстановительном ремонте в Кронштадте. От этой лодки «Щукам» достались обводы с линейным преобразованием и общий архитектурный тип: полуторакорпусной, с булевыми цистернами главного балласта. Английская лодка L-55 затонула в южной части Финского залива 4 июня 1919 года при попытке атаки эсминцев «Азард» и «Гавриил». В результате сноса лодки неучтенным течением она подорвалась на английском же минном заграждении. Летом 1928 года лодка была успешно поднята на поверхность, а затем восстановлена и введена в состав советского флота. При поднятии и обследовании лодки были обнаружены останки 38 английских подводников, которые были переданы британской стороне для захоронения на родине.

Тактико-технические характеристики субмарин типа «Щ» изменялись от серии к серии незначительно. Всего было построено 86 лодок шестью разными сериями. Главным образом, шло изменение характеристик лодок в сторону мощности установленных дизелей, увеличения скорости надводного и подводного хода, некоторого снижения дальности плавания. Вооружение лодок (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата и два 45-мм артиллерийских орудия) оставалось неизменным (кроме четырех лодок III серии, вооруженных одним орудием). Подводные лодки типа «Щука» имели 6 отсеков в прочном корпусе: первый и шестой отсеки были торпедными; второй – жилой (в нем же под разборным настилом из деревянных щитов находились аккумуляторы, а под ними топливные цистерны); третий отсек – центральный пост лодки; четвертый – дизельный отсек; в пятом отсеке располагались два главных электродвигателя и отдельно – два электродвигателя экономического хода.

Так как с самого начала работы над проектом новые подлодки рассматривались как массовые, основным требованием к ним была максимальная простота конструкции. Такое требование было направлено и на максимально возможное удешевление производства. В то же время это не лучшим образом отразилось на тактико-технических характеристиках «Щук». Недопустимо большим было время погружения лодок: из крейсерского положения – более минуты, а время продувки главного балласта составляло более 10 минут. Надводная скорость лодок III серии также оказалась значительно ниже той, что содержалась в спецификации – порядка 12 узлов. Размещение четырех запасных торпед в жилом отсеке существенным образом ухудшало обитаемость субмарины. Неудачной была и конструкция торпедопогрузочного устройства, в результате чего общее время погрузки боекомплекта на лодку занимало более суток. Механизмы подводных лодок издавали много шума, что демаскировало их и повышало шансы быть обнаруженными противником. Несмотря на все недостатки, проект пошел в серийное производство. Всего было построено четыре «Щуки» III серии, все четыре лодки вошли в состав Балтийского флота и несли номера от Щ-301 до Щ-304. Три из них не смогли пережить Великую Отечественную войну, до конца боевых действий дожила лишь лодка Щ-303 «Ёрш».

Статья в тему:  Где делают лодки пвх

Помимо обозначенных недостатков у лодок типа «Щ» были и явные достоинства, которые и были подтверждены приемо-сдаточными испытаниями. К достоинствам подлодок III серии относили прочность и простоту их конструкции, хорошие мореходные качества и надежность установленных механизмов. По своим тактико-техническим характеристикам новые советские подлодки не уступили иностранным лодкам такого же класса, к примеру, французским подводным лодкам типа «Орион», которые строились одновременно с советскими подводными лодками типа «Щука».

Первые лодки III серии были заложены в Ленинграде на Балтийском заводе №189 в 1930 году (лодки Щ-301, 302 и 303), лодка Щ-304 строилась на заводе Красное Сормово №112 в Горьком (Нижний Новгород). Первые лодки вошли в состав флота в 1933 году, а всего к концу 1941 года было построено 84 подлодки, которые строились и вступали в строй следующими сериями: III серия – 4 лодки (1933 год), V серия – 12 лодок (1933-1934 годы), V-бис серия – 13 лодок (1935-1936 годы), V-бис-2 серия – 14 лодок (1935-1936 годы), X-серия – 32 лодки (1936-1939 годы), X-бис серия – 9 лодок вступили в строй уже в 1941 году, в том числе после начала войны, еще две были переданы флоту в июле 1945 года.

Щуки второй модификации относились к V серии и были построены в большем количестве. 12 таких подводных лодок пополнили состав Тихоокеанского флота. На место лодки переправлялись по железной дороге в разобранном виде, их конечная сборка осуществлялась уже на Дальнем Востоке. Существенных изменений по сравнению с лодками III серии они не имели, за исключением некоторых изменений корпусных конструкций, в частности, форштевню корабля был придан «океанский» наклон. Заметным отличием стала установка второго 45-мм орудия, которое затем присутствовало на «Щуках» всех последующих серий. При этом артиллерийское вооружение было слабым местом всех «Щук». К примеру, немецкая средняя подводная лодка тип VII (самый крупносерийный тип подводных лодок в истории) несла на борту 88-мм артиллерийское орудие и 20-мм зенитный автомат. А советские подводные лодки типа «С» вооружались 100-мм и 45-мм орудиями. Во многом многочисленные модернизации лодок типа «Щ» были связаны с тем, что ввод в строй средних лодок нового типа «С» затягивался. Всего в строй вступила 41 субмарина типа «С», но к началу Великой Отечественной их имелось только 17.

Статья в тему:  Как сделать алюминиевую лодку своими руками

Помимо острой потребности флота в новых подводных лодках, субмарины типа «Щ», даже не смотря на все огрехи первых серий, в оперативно-тактическом отношении считались достаточно удачными кораблями, в первую очередь по сочетанию боевых качеств и стоимости. По этой причине было принято решение развивать этот тип субмарин, постепенно устраняя выявленные в ходе эксплуатации лодок первых серий недостатки. Более того, меньшие размеры позволяли таким лодкам лучше себя чувствовать в акватории Финского залива и Черного моря, по сравнению с более крупными лодками типа «С». Не случайно последние лучше всего проявили себя в составе Северного флота, а не на Балтике.

Результатом дальнейшего усовершенствования «Щук» стали подводные лодки серий V-бис и V-бис-2. Мощность главных дизелей лодок была повышена примерно на 35 процентов, при этом их масса и габариты почти не изменились. Помимо этого была улучшена форма рулей, что позволило нарастить скорость надводного хода лодок на 1,5 узла. Также по опыту предшествующей эксплуатации лодок V серии были осуществлены улучшения отдельных механизмов и деталей субмарин. Лодок V-бис серии было построено 13. Восемь из них отправились служить на Тихоокеанский флот, три – на Черное море и две – на Балтику. В годы войны «Щуки» V-бис серии активно привлекались к решению транспортных задач в акватории Черного моря. Лодки могли принять на борт вместо запасных торпед до 35 тонн топлива, либо 30 тонн груза, либо до 45 человек с личным оружием.

Статья в тему:  На что ловить с лодки в отвес

На кораблях V-бис-2 серии в очередной раз конструкторами был переработан теоретический чертеж и форма рубки субмарины. Это позволило нарастить скорость надводного хода еще на 0,5 узла, улучшив мореходность. Кормовая переборка второго отсека получила ступенчатую форму. Такое решение позволило хранить торпеды в собранном виде. Помимо этого переделали торпедопогрузочное устройство. Это был очень важный шаг, так как одновременно снизилась загроможденность отсеков лодки и уменьшилось время погрузки торпед на борт – с 25-30 часов до 12 часов. Также конструкторы изменили передачу электромотора экономического хода с шестеренчатой на ременную, что сделало ее работу бесшумной. Электродвигатели кормовых и носовых горизонтальных рулей разместили в концевых отсеках, оставив в центральном посту лишь ручное управление. Важным достижением лодок данной серии стало значительное уменьшение шумности механизмов на борту лодки, что повышало боевые возможности кораблей. Благодаря всем внесенным в конструкцию изменениям, подводные лодки V-бис-2 серии заслужили высокие оценки со стороны советских подводников. Всего было построено 14 лодок серии V-бис-2. По пять из них получили Балтийский и Тихоокеанский флот и четыре – Черноморский флот.

Самой многочисленной серией «Щук» стали лодки X серии, которых было построено сразу 32 шутки. 9 лодок получил Тихоокеанский флот, 8 – Черноморский и Северный флот, 7 – Балтийский флот. Данные субмарины выглядели наиболее экзотично за счет внедрения в конструкцию обтекаемого ограждения рубки, так называемого «лимузинного» типа. В целом же данные подводные лодки почти ничем не отличались от кораблей V-бис-2 серии. В качестве основной силовой установки на них использовались дизельные двигатели 38-К-8 Коломенского завода мощностью 800 л.с. при 600 оборотах в минуту. Скорость их надводного хода увеличилась до 14,1-14,3 узлов.

Статья в тему:  Подводная лодка курск на какой глубине

Низкий профиль новой рубки лодок X серии негативным образом отразился на увеличении ее заливаемости даже при сравнительно небольшом волнении моря, что особенно критично было для субмарин, которые служили на Северном флоте. В результате появилась еще одна серия подводных лодок типа «Щ» – серия Х-бис. Модернизационный потенциал «Щук» к тому моменту уже был почти полностью исчерпан, поэтому обновления свелись главным образом к возврату к традиционному ограждению рубки, а также к небольшим правкам в водяном трубопроводе и системе воздуха высокого давления. На ТТХ подлодок это существенным образом не отразилось. Всего было заложено 13 субмарин Х-бис серии. Из них удалось достроить 11 лодок: две еще до войны, остальные в ходе Второй мировой. Четыре подводные лодки участвовали в боях на Балтике, одна – на Черном море. Остальные подлодки действовали в составе Тихоокеанского флота. Из «европейских» «Щук» данной серии уцелела лишь одна балтийская лодка. На Тихом океане одна «Щука» серии Х-бис погибла в результате взрыва в базе. В боевых действиях против Японии участвовала лишь одна субмарина этого типа.

Внешний облик «Щук» в годы войны менялся в ходе различных модернизаций. К примеру, откидные части орудийных площадок со временем заменялись постоянными и оснащались релингами. По накопленному опыту плавания в битом льду на части субмарин были демонтированы наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второй 45-мм пушки на части субмарин устанавливался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК, при этом на Тихоокеанском флоте наряду со стандартной тумбовой установкой встречались и самодельные. В годы Великой Отечественной войны некоторые подлодки успели получить гидролокаторы «Асдик» («Дракон-129»), а также специальное размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.

Статья в тему:  Какое масло yamaha ybr 125

Всего в СССР было построено 86 средних подлодок типа «Щука» разных серий. Из них 31 субмарина погибла в годы Великой Отечественной войны, что составляет 36 процентов от их общего количества или 69 процентов от числа субмарин, которые воевали на европейском театре военных действий. Потери были очень существенными. В какой-то мере это объяснялось активным использованием данных подлодок в боях, а также тяжелейшими условиями для подводников в акватории Финского залива, где многие советские лодки стали жертвами минных заграждений противника.

При этом, несмотря на не самые высокие тактико-технические характеристики, подводные лодки типа «Щ» показали себя грозным и результативным оружием. На Севере они сумели потопить 6 боевых кораблей и транспортов противника торпедным оружием, а также повредить один транспорт (не взорвалась торпеда). На Балтийском море «Щуки» торпедами смогли потопить одну подводную лодку противника, а также 17 транспортных и боевых кораблей. Еще пять кораблей были серьезно повреждены. На Черном море лодки типа «Щ» записали на свой торпедный счет 12 транспортов и боевых кораблей противника, еще два корабля были серьезно повреждены. При этом 9 транспортов им удалось потопить своим артиллерийским вооружением.

Тактико-технические характеристики лодок типа «Щука» X серии (наиболее многочисленной):
Водоизмещение: надводное – 584 тонны, подводное – 707,8 тонны.
Габаритные размеры: длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м, осадка – 4 м.
Силовая установка – два дизеля 38-К-8 мощностью 2х800 л.с. и два главных гребных электродвигателя мощностью 2х400 л.с.
Скорость хода: надводная – 14,3 узла, подводная – 8,1-8,3 узла.
Скорость экономического хода: надводная – 7,9 узла, подводная – 2,6 узла.
Дальность плавания (нормальный запас топлива) – до 2580 миль (надводный ход), до 105 миль (подводный ход).
Глубина погружения: рабочая – 75 м, предельная – 90 м.
Вооружение артиллерийское: 2х45-мм пушки 21-К и 2х7,62-мм пулемета.
Торпедное вооружение: 4х533-мм носовых торпедных аппарата и 2х533-мм кормовых торпедных аппарата, общий запас торпед – 10 штук.
Автономность плавания – 20 суток.
Экипаж – 37-38 человек.

Статья в тему:  На что ловить с лодки в отвес

Подлодки типа «Щука». Зубастые лидеры подводного флота СССР

Как создавались субмарины, ставшие в годы Великой Отечественной войны самыми активными в советском ВМФ

Средние подводные лодки типа «Щ», или «Щука», стали первыми субмаринами такого типа, спроектированными и построенными в СССР. Если первые советские большие подлодки типа «Декабрист» строились очень небольшой серией, то «Щук» различных серий набирается больше восьми десятков – согласитесь, внушительное число! Половина из них принимала участие в Великой Отечественной войне, и три четверти из воевавших лодок погибли. При этом подводные лодки типа «Щ» оказались наилучшими, пожалуй, советскими подлодками по соотношению скорости и стоимости постройки, эффективности и живучести, чем заслужили искреннюю любовь у моряков.

Взять лучшее у наших и не наших

За проектирование «Щук» специалисты Научно-технического комитета Морского ведомства (НТКМ) принялись в 1928 году, определив основные тактико-технические элементы лодки. Все понимали, что советскому военному флоту нужна лодка относительно небольшого размера, которая могла бы чувствовать себя свободно в балтийских водах, но при этом иметь серьезное вооружение. «Щуки» и правда получили внушительный арсенал: шесть торпедных аппаратов – четыре носовых и два кормовых – и 45-миллиметровую пушку, установленную на платформе перед ограждением рубки.

Год спустя Техбюро №4 Балтийского завода во главе со знаменитым конструктором подводных лодок Борисом Малининым, занимавшееся одновременно проектированием «Декабристов», закончило разработку проекта новых средних подлодок. Поскольку сроки проектирования были очень жесткими, конструкторы взяли за основу новой субмарины уже пошедшую в постройку серию подводных минных заградителей «Ленинец». «Щуки» должны были отличаться от них чуть меньшими размерами и простотой конструкции, так как не имели минных труб. Учли в проекте типа «Щ» и некоторые технические решения, примененные в свое время англичанами на лодке L-55, которую как раз в конце 1920-х годов советские моряки обнаружили на дне Финского залива и сумели поднять.

Статья в тему:  Для чего нужна рубка на подводной лодке

В результате получилась относительно небольшая полуторакорпусная подводная лодка, имеющая вполне достойное вооружение и неплохие, судя по расчетам, ходовые характеристики. Проблемой стала обитаемость лодки. Поскольку военные моряки и командование вооруженными силами получили возможность познакомиться с проектом далеко не на начальной стадии, их пожелания, в частности, возможность принять на борт четыре запасных торпеды или разделить двигательный отсек на два, пришлось учитывать позже. Из-за этого условия на лодке стали стесненными, и справиться с этой проблемой удалось не сразу.

Такие разные «Щуки»

Первые три субмарины нового типа «Щука» заложили на Балтийском заводе 5 февраля 1930 года. Присутствовавший на закладке первых «Щук» начальник Военно-морских сил РККА Ромуальд Муклевич подчеркнул, что эти лодки открывают новую эру в советском судостроении. Лодки получили собственные имена «Щука» (головной корабль серии), «Окунь» и «Ерш». Еще через 18 дней на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде заложили «Язь» (позднее «Ударник») – четвертую и последнюю лодку серии. Поскольку при ее строительстве использовались в том числе и 2,5 млн рублей, собранные по инициативе ЦК ВЛКСМ комсомольцами всей страны, то еще на стапеле эту лодку переименовали в «Комсомолец».

Первая серия подлодок типа «Щука» получила название «серия III». В этом нет ничего удивительного: тогдашняя серийная нумерация была сквозной, и серией I назывались «Декабристы», а серией II – «Ленинцы». Именно поэтому последующие серии лодок типа «Щ» тоже имели не последовательные номера, а с «перескоками». Так, следующая серия из 12 подлодок, заложенных на трех ленинградских судостроительных предприятиях – Балтийском заводе, заводе имени Марти и Северной верфи, получила название V серии, поскольку IV серией назывались подлодки типа «Правда».

Статья в тему:  Сколько стоит ямаха р1 в беларуси

«Пятерки» предназначались для воссозданных Морских сил Дальнего Востока, будущего Тихоокеанского флота. Тут как раз и пригодились относительно небольшие размеры новых подлодок. Их закладывали и начинали строить на заводах европейской части СССР – в Ленинграде и Нижнем Новгороде (позднее Горьком), а затем недособранными отправляли по железной дороге во Владивосток и Хабаровск. Там подлодки собирали полностью, спускали на воду, заканчивали дооборудование и вводили в строй. Делалось все это ударными темпами. Решение о постройке лодок серии V приняли в декабре 1931 года, а предъявить их к испытаниям полагалось к 1 ноября 1932-го. Выручало то, что серия мало чем отличалась от предыдущей, хотя рубка имела другую, более обтекаемую форму, за ней появилась вторая 45-миллиметровая пушка, а прочный корпус делился не на шесть, а на семь отсеков, что повышало непотопляемость. С другой стороны, «пятерки» начали строить, еще не имея опыта достройки лодок серии III, из-за чего в их конструкции оказалось немало дефектов.

За серией V последовала серия V-бис из 13 подлодок, строившихся для Тихого океана, Балтики и Черного моря. Балтийские и черноморские лодки уходили из Ленинграда и Горького по внутренним водным путям, тихоокеанские по-прежнему уезжали по железной дороге. Эта серия незначительно отличалась от предыдущей, поскольку все изменения в основном сводились к устранению ранее обнаруженных недостатков и дефектов конструкции. А потом начали строить лодки серии V-бис-2, в которую вошли 13 подлодок, тоже незначительно отличавшихся от своих предшественниц.

Статья в тему:  Когда можно заплывать на лодке

Самой большой серией подлодок типа «Щука» – 32 субмарины! – стала серия Х. Эти лодки получили очень характерные ограждения рубки нового типа (так называемый «лимузин»), что должно было повысить их подводную скорость. На деле этого почти не произошло, а в надводном положении мостик очень сильно заливало. Этот недостаток устранили только на «Щуках» серии Х-бис, которым вернули ограждение рубки привычной формы. Лодки этой серии успели заложить до войны, а достраивали уже после ее начала, причем закончены постройкой были только девять «Щук»; две лодки разобрали на стапеле, а от строительства еще двух отказались.

Основное вооружение всех подлодок типа «Щ» – шесть торпедных аппаратов – оставалось неизменным на протяжении всего времени строительства и у всех серий. А вот артиллерийское могло варьироваться. У первых «Щук» было всего одно 45-миллиметровое орудие на баке, у лодок V серии – на баке и на юте, а были варианты установки на лодки 37-миллиметровых зенитных автоматов, крупнокалиберных пулеметов ДШК и даже попытки поставить 76-миллиметровые пушки!

Подвиги в мирное время и на войне

«Щуки» стали самыми многочисленными довоенными подводными лодками советского военно-морского флота. Неудивительно, что именно эти лодки превратились в своего рода «плавучие парты» для командного и рядового состава советских подводников. В соответствии с предвоенной доктриной ВМФ Советского Союза должен был представлять собой в основном силы прибрежного действия, предназначенные для борьбы с противником прежде всего в собственных территориальных водах. Большая роль в этом отводилась именно подводным лодкам, что потребовало не только строить их с невероятной скоростью, но и с такой же скоростью обучать их экипажи.

Именно поэтому практически все знаменитые довоенные рекорды, связанные с автономностью плавания, пришлись на долю «Щук». Первой поход продолжительностью 40 суток в январе-феврале 1936 года совершила дальневосточная Щ-117. Потом были походы Щ-122 (длительностью 52 дня), Щ-123 (75 суток), а Щ-113 добилась совершенно невероятного результата, проведя в автономном плавании 102 дня – с 14 сентября по 25 декабря 1936 года. В 1940 году подводная лодка Щ-423 стала первой в мире субмариной, которая совершила переход по Северному морскому пути: 5 августа лодка вышла в поход из Полярного, а 17 октября прибыла во Владивосток, пройдя 7227 морских миль, в том числе 682 мили во льдах.

Статья в тему:  Где делают лодки пвх

Все эти эксперименты и рекорды очень пригодились советским морякам в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные «Щуки», достаточно хорошо вооруженные и способные на длительные плавания, стали главной ударной силой подводного флота Советского Союза. На их долю приходится треть всего тоннажа вражеского флота, уничтоженного советскими подводниками: по разным данным, от 79 855 до 233 488 брутто-регистровых тонн. При этом пять лодок Балтийского флота, три – Северного и две – Черноморского были награждены орденами Красного Знамени, две балтийские, две черноморские и одна североморская стали гвардейскими, а подлодка Щ-402 Северного флота стала гвардейским Краснознаменным кораблем.

За эти успехи подводникам, воевавшим на «Щуках», пришлось заплатить немалую цену. Три из четырех воевавших субмарин этого типа не вернулись в родные гавани, навсегда погрузившись на дно. А «Щуки», сумевшие уцелеть в грозные военные годы, продолжали служить на флоте вплоть до конца 1950-х годов. Конечно, большинство из них дослуживали свой срок в роли уже не боевых подлодок, а плавучих зарядных или учебно-тренировочных станций. Но были и такие, что до последнего стояли на страже морских рубежей страны, – например, тихоокеанская Щ-137, которая вступила в строй в 1941-м, а покинула боевой состав только в 1957 году.

Командир счастливой “Щуки”.

Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости страницы! Как и обещал, напишу блог, посвященный Северному флоту. Вчера был праздник и я обещал написать подробнее. Вообще, так сложилось, что о машине пишу мало, не обессудьте. И так, начнем. Вчера я долго думал, как и самое главное — с чего начинать. Поначалу хотел написать про подводные лодки “КУРСК”, ” К-3″, “К-19”, “КОМСОМОЛЕЦ” или “К-8″. Ну или наконец, про подводные лодки типа ” Щука”, экипажи которых проявили стойкость и мужество в годы Великой Отечественной войны. И вот как раз последнее и захотелось затронуть, но на примере одной кинокартины. О какой именно — думаю, что догадаетесь по ходу описания. Место действия — г. Мурманск, бригада подводных лодок. В 1942 году немецкие войска готовились к захвату Мурманска. Поэтому было принято решение активизировать Северный флот для борьбы с врагом. Подводная лодка “Щ-721” с боевым экипажем под командованием капитана 3-го ранга Алексея Петровича Строгова готовится к очередному боевому походу.

Статья в тему:  Как приклеить рым на лодку пвх

На самом деле, на фото подводная лодка “Щ-403”, а почему именно она, напишу чуть позже. Экипаж подводной лодки «Щ-721» выполняет задачу по уничтожению вражеского транспорта с солдатами и боеприпасами. Подлодка Алексея Строгова считается счастливой.

Экипаж под его руководством творит чудеса и выпутывается из сложных ситуаций. Во время похода Алексей Строгов разрабатывает тактику бесперископной торпедной атаки вопреки скептицизму коллег и руководства.

Точно не помню, но по-моему в этот момент командир отказывается от атаки под перископом и принимает решение атаковать “вслепую”.
В ходе выполнения боевой задачи на борт лодки пришлось принять эвакуированный экипаж советской подводной лодки “Щ-703” под командованием капитан-лейтенанта Валерия Рудакова. Фашисты ведут на “Щ-721” долгую охоту. В конце концов она оказывается в почти безвыходной ситуации — на дне и почти без кислорода.

А ждать приходилось долго. Возможно, атаки длились часами, а то и целые сутки. Тяжело морякам подводного флота и представить это сложно. А во время Великой Отечественной войны и подавно. Но экипаж стойко переносит все тяготы и невзгоды. И даже поздравляет с Днем Рождения одного из членов экипажа — старшину 2-й статьи Шота Хорадзе.

Кок Булкин решил приготовить праздничный торт именно так. Уж почему в виде мины, не могу сказать. Возможно идёт сравнительная оценка — настоящей мины, приносящей беды подводным лодкам и мины сладкой.
Но это война, враг отслеживает подводную лодку и кидает бомбы и в какой-то момент наступает затишье. И осталось подождать совсем чуть-чуть и кислород на исходе, но всплывать нельзя. И в этот момент происходит немыслимое. Большая часть команды без сознания, и одному матросу взбрело в голову всплыть, вопреки приказам командира…Лодка всплывает и оказывается на виду у немцев. Матрос, тот самый, который нарушил приказ, бросается к 45-ке, но тут же повержен пулеметной очередью с корабля противника. Командир, оказавшись на палубе с другим своим подчиненным принимает единственное и на его взгляд правильное решение — отдать приказ к погружению, но ценой собственной жизни, поскольку немцы уже выслали команду на катере для захвата подлодки.

Статья в тему:  Как свадебные аксессуары yamaha

“Как брошу папиросу — срочное погружение!” И лодка погружается, командир остаётся на палубе. Немцы за орудия, но поздно, подводная лодка успела погрузиться. Пройдут годы и закончится война. И уже командир подводной лодки “Алексей Строгов” Голик будет командовать экипажем. И конечно же он почтит память своего командира и возложит венки на месте его гибели.

И сколько бы я не смотрел данную кинокартину, меня не покидала мысль, что в ней все по-настоящему и что так было на самом деле. Так и есть. Образы командира и подводной лодки — собирательные. Не зря я упомянул в самом начале о подводной лодке “Щ-403”. Её командир, Семен Коваленко, в безвыходной ситуации отдаёт приказ к погружению, а сам остаётся на верхней палубе. Правда при этом командир попадает в плен. Но основным прототипом героя к кинофильму послужил капитан 3-го ранга Видяев Федор Алексеевич, кавалер трех орденов Красного Знамени. Службу начинал на подводной лодке “Щ-421” в звании капитан-лейтенанта и был по истине командиром счастливой щуки.

То, что “Щука” была счастливой говорит в её пользу один факт.

Во время боевого похода лодка лишилась двух винтов и потеряла ход. Экипажем был изготовлен парус из брезента и этот самый парус был водружён на перископ. Под самым носом у немцев прошли. Видимо они приняли нашу подлодку за рыболовное судно, им и в голову не пришло, что эта наша подводная лодка. На помощь “Щ-421” пришла подводная лодка “К-22”. И экипаж был спасен. Подводная лодка “Щ-421” затоплена. По фильму “Щ-721” спасает экипаж “Щ-703”. Там был и парус. Кадров именно этого момента не нашёл. Но есть фото из реальной жизни.

Статья в тему:  Как сделать алюминиевую лодку своими руками

К слову о командире Видяеве Федоре Алексеевиче. Позднее он стал командиром подводной лодки “Щ-422”. За время боевой службы его подводная лодка совершила 19 боевых походов.
В июне 1943 года Ф. А. Видяев был награждён третьим орденом Красного Знамени. Перед очередным выходом в море, Федор написал своей семье в Ленинград. Сообщил, что скоро приедет в отпуск. В конверт вложил фотографию. На обороте её написал:

«Моему сыну Константину, будущему защитнику нашей дорогой Родины, от отца. Видяев. 23 июня 1943 года. Действующий флот».

Это было его последнее письмо. 1 июля Федор Алексеевич Видяев ушел в свой последний, девятнадцатый поход. 25 июля приказом наркома ВМФ “Щ-422” была преобразована в гвардейскую. Подводники радовались за друзей, ждали их к празднику, но видяевцы так и не узнали о высокой оценке Родины. На базу они не вернулись…
Такая вот история, и реальность гораздо трагичнее, чем хотелось бы. Но тем не менее сходства с кинофильмом и тем, что было на самом деле присутствуют.
Всем спасибо за внимание.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: