4 просмотров

Кто расстрелял подводную лодку курск

Расстрелянная подлодка «Курск»: вопросы и ответы

Автор сенсационной версии гибели атомной субмарины отвечает на критику читателей

Версия Александра Лескова, высказанная в интервью «Свободной Прессе» о причинах гибели атомной субмарины «Курск» девять лет назад, вызвала буквально шквал откликов и вопросов у наших читателей. Более того, некоторые бумажные СМИ перепечатали наш материал, сопроводив собственными комментариями. Мы решили продолжить тему и попросили известного подводника, экс-командира АПЛ, капитана первого ранга в отставке Александра Лескова ответить на наиболее спорные вопросы, которые обсуждали наши читатели.

«СП»: — Александр Яковлевич, самый безапелляционный комментарий к вашей версии гибели «Курска» дала газета «Комсомольская правда», перепечатавшая с сайта «СП» нашу публикацию, почему-то, правда, без указания авторов. Автор комментария председатель питерского клуба подводников, как и вы — бывший командир АПЛ Игорь Курдин.

— Да, я читал этот отзыв директора клуба подводников — он назвал мою версию полным бредом. Вообще г-н Курдин является последние десть лет для масс-медиа главным специалистом по всем делам подводного флота в нашей стране. Снимая шляпу перед бизнес-талантами клубного подводника, не могу вместе с тем не отметить некоторую его заинтересованность в защите своего финансового благодетеля — Главного штаба ВМФ. И это особенно обидно, потому что Игорь в былые годы сам был непосредственным участником трагедии, которой навешан стандартный ярлык — «по вине личного состава». Тут я вспоминаю, как 25 лет назад главный правительственный телеканал показывал репортаж из кабинета генштаба Министерства обороны СССР. Начальник генштаба водил указкой по огромной схеме, доказывая, что южнокорейский «Боинг» благополучно пролетел над нашей территорией в сторону Японского моря… А закончил свой доклад генерал-полковник гневным замечанием: «Все домыслы в отношении того, что самолет мог быть сбит, — полный бред…»

Статья в тему:  Что случилось с подводной лодкой

Вспомнил я об этом и когда смотрел театральное выступление главного прокурора России на фоне боевой рубки изуродованной АПЛ «Курск»… И уже тогда я задался вопросом: почему такая путаница в простейших и очевидных фактах? По глупости или по умыслу?

А все эти официальные сообщения в первые двое суток после трагедии, пока с экранов не выгнали пресс-секретаря Дыгало, и право вещания не перешло лично к командующему флотилией подводных лодок Северного флота Моцаку. Еще раз повторю: одна маленькая неправда обязательно тянет за собой большую ложь.

Приведу только один пример из многочисленных нестыковок в официальных объяснениях причин гибели «Курска». Было объявлено, что АПЛ в течение последних перед взрывом двенадцати часов не выходила на связь и ее местонахождение неизвестно. А где-то через месяц было обнародовано, что перед самой аварией командир «Курска» Лячин передал радиодонесение (РДО), заканчивающееся словами: «Пытаемся отстрелить торпеду». И вот тут стоп! Любое РДО предваряется обязательными широтой и долготой местонахождения АПЛ. Если катастрофа связана со взрывом торпеды, то надводные корабли должны были прибыть в точку аварии не позднее, чем через час. Это не говоря о том, что по плану учений, местонахождение любого участника штабной игры расписано по минутам. Если данное сообщение командир передал по УКВ, то тем более, место гибели АПЛ было известно с высокой точностью. И это значит, что правда о трагедии была известна сразу, но, видимо, имелась необходимость что-то скрывать… Отсюда и понеслись версии про различные столкновения, сначала, якобы, — с неопознанным сухогрузом, а потом доболтались до того, что гады-американцы запустили в «Курск» торпеду.

Статья в тему:  Проводить наши лодки что обветшали

В одной из публикаций настоящий (не клубный) подводник, Герой Советского Союза Е. Д. Чернов (тоже начисто отрицающий версию взрыва торпеды на подводной лодке) предположил, что гибель «Курска» могла произойти от столкновения лодки с крупным военным надводным кораблем. Я допускаю версию тарана. Об этом свидетельствуют и вогнутые вовнутрь края облицовки прочного корпуса, но мне кажется, что в этом случае не могло быть столь масштабно губительных и мгновенных разрушений…

Печальная традиция руководства ВМФ СССР — никогда не говорить правду, прикрываясь грифом секретности, — сохранилась и в нынешнем главном штабе ВМФ. Испытал ее на себе и я, когда 40 лет тому назад после страшной трагедии на атомоходе «К-3» давал подписку о неразглашении… И вот последние 20 лет ветераны-подводники безнадежно бьются в тщетных попытках восстановить правду по отношению к погибшим в Норвежском море героям Первой Атомной лодки и снять с них незаслуженно навешанный позорный ярлык — «по вине личного состава».

Слава Богу, что с гибелью «Курска» нарушена другая печальная традиция советского ВМФ — впервые страна воздала должное героической профессии военного моряка-подводника. Воздала сполна — и морально, и материально. Впервые останки моряков-подводников захоронены на одном из центральных кладбищ города, а не в заброшенных сопках, как это было с братской могилой «К-3»…

“СП”: — А как вы прокомментируете утверждение нашего читателя, что на полигоне, где затонул «Курск» нет таких глубин — в три длины АПЛ, но лодки все равно погружаются?

Статья в тему:  Как правильно установить лодочный мотор на пвх лодку

— Да это ерунда! В одном только Мотовском заливе глубина — полторы тысячи метров.

«СП»: — Дискуссию вызвало и ваше утверждение о выдвижных системах подлодки?

— Выдвижные системы — антенна, радар, станции опознавания, всего их восемь, и мы их называем «забор». Так вот, этот «забор» на «Курске» был поднят, а поднимается он только в надводном положении. И еще раз: лодка длиной 153 метра не может ни подниматься с глубины в 100 метров, ни погружаться — она просто зацепится за дно! Допустим, она погружается, дифферент на нос, и что? — она непременно воткнется в землю! АПЛ такого класса в Баренцевом море погружаются лишь там, где глубина начинается от 500 метров. А таких полигонов в этом регионе хватает. Есть заливы, где глубина в тысячу метров.

В месте, где погиб «Курск», погружение такой лодки исключено еще и потому, что работают циркуляционные насосы, подающие воду в систему охлаждения реактора. Если они, не дай Бог, со дна засосут ил, полетит вся система. Поэтому атомные подводные лодки не имеют право ложиться на грунт. Это в художественном кино могут такое показывать. Но на самом деле АПЛ категорически запрещено приближаться ко дну ближе, чем на 50−100 метров. Дизельные лодки — да, спосбны погружаться на небольшой глубине.

«СП»: — Среди откликов попадались рассуждения об РДП — работа дизеля под водой?

— Какие РДП на атомных лодках? Шахты РДП существовали только на дизельных. С помощью РДП лодкам не надо было всплывать на поверхность для зарядки аккумуляторных батарей и вентилирования отсеков.

Статья в тему:  Где найти лодку в гта 5

“СП”: — Александр Яковлевич, вот что написал нам читатель под ником «Никанет»: «Был запуск баллистической ракеты из шахты, содержащей три ракеты. Запуск был произведен из космоса, срабатывание защиты, проходящей над „Курском“ подлодки. В это же время производился запуск ракеты с „Курска“, а перед этим были произведены запуски с кораблей. Именно запуск с кораблей и привел к срабатыванию сигнала на пуск ракеты из-под земли. Ракета большая, крылышки куцые, их две, зад у ракеты имеет отличие от запускаемой с „Курска“, у них отличие в форме трубок (они поплоще), прикрытые корпусом. Ракета пришла с запада с разворотом на север под углом 90 градусов. Ракета легла на корпус и придавила „Курск“, и это был первый удар, снизу пошли пузыри, затем как кольцом охват по корпусу и ракета исчезла, взорвавшись. Нос на нос. Наши уходили вниз и вперед, но, увы. А американская подлодка стояла недалеко и смотрела, затем медленно стала уходить, и когда ракета стала приближаться, её уже не было видно. Ракета прошла под носом у корабля, и пошла на подлодку „Курск“. Настойчивая отработка „Булавы“ в стадии лётных испытаний может закончиться аналогичной трагедией. Всё дело в словоблудии и безответственности высших чинов типа Иванова и его хвоста…»

— Знаете, здесь довольно умная вещь высказана. Но я ничего не могу добавить, поскольку этот комментарий писал ракетчик. Он знает, о чем говорит и поддерживает мою версию, дает ей техническое обоснование. Вот он и рассказал, как ракеты приходили к «Курску», он все объяснил. Я-то думал, что из шахты выходят две баллистические ракеты, а оказывается, три. Про запуск, произведенный из космоса, тоже ничего не могу сказать. Но этот человек определенно что-то знает, он хорошо осведомлен, и, похоже, находится под подпиской о неразглашении военной тайны и открыто сказать не может.

Статья в тему:  Как правильно перевозить 4 тактный лодочный мотор

«СП»: — Один из наших читателей утверждает, что нет таких ракет «земля-земля», и что ракеты не могут долететь до Баренцева моря из Плисецка и Подмосковья.

— А как же ракета, которая была пущена из Плесецка, попала на Дальний Восток?

«СП»: — А как вы относитесь к версии, что «Курск» подбили американцы?

— Не может этого быть. Если бы иностранная подлодка подбила «Курск» — это бы означало начало войны. Наши ответили бы тем же. Если нас атаковали, значит, нужно отвечать! Но американцы не такие дураки, чтобы в наших территориальных водах начинать войну. Они, конечно, там крутились, они обязаны были это делать, и следили за нашими учениями, так же как и мы следим за шестым американским флотом, когда у них идут учения. А потом, существует корпоративная этика, что ли, профессиональная честь: никогда подводники не будут безо всяких оснований друг друга убивать. Наоборот, если несчастье случается, они приходят на помощь друг другу. Ни наш командир, ни американский не имеют права начинать мировые войны.

«СП»: — А идея о том, что «Курск» был потоплен ракетой с «Петра Великого»?

— Маловероятно, поскольку слишком много было бы свидетелей. Хотя… могли заплатить, то есть, купить это молчание. Я же в основу кладу самое главное из своей собственной практики: при любой аварии у командира всегда есть время для того, чтобы оповестить, принять какие-то меры по спасению экипажа. Не может сразу экипаж весь погибнуть. Здесь же были настолько сильные, притом мгновенные разрушения, что у командира не было ни секунды. От чего могло быть такое повреждение? Ну, предположим, «Петр Великий» ударил. Все равно «Курск» остается на плаву, он не идет на дно! Он подтопится, но будет болтаться на поверхности.

Статья в тему:  Ведьмак 3 последнее желание как сесть в лодку

«СП»: — Официальная версия утверждает, что взрыву предшествовал сильнейший пожар?

— Каким бы сильным ни был пожар, он не может продолжаться одну минуту и быть во всех отсеках сразу. Когда у нас на «К-3» был стремительный объемный пожар, все равно личный состав вылетал из отсеков, где он бушевал. Мы загерметизировали горящий отсек, и те, кто успел оттуда уйти, был спасен. На «Курске» объемного пожара быть не могло, горело что-то конкретное.

«СП»: — Якобы на «Курске» была новая ракета, которую китайцам хотели продать?

— Ничего не могу про это сказать. Не знаю. Я убежден, что «Курск» погиб по вине своих.

«СП»: — Генпрокурор утверждал, что торпеды сдетонировали?

— Торпеды не могут детонировать! Тогда бы мы каждый раз шли на самоубийство, собирая по двадцать торпед в одном отсеке — одна взрывается, а остальные детонируют? Ну, что вы! Так не бывает. Нам говорят, что между первым взрывом и вторым было какое-то время, значит, командир мог сообщить об аварии. Почему он этого не сделал?

А вот про «Булаву» читатели вспоминают не зря. Ее носит и шатает туда и сюда, и здесь такая история могла произойти запросто. Путину ведь отрапортовали, что ракета в Тихом океане поразила цель. В общем, она наводится куда угодно. Хотя я не утверждаю, что «Курск» поразила именно «Булава». Но месяц тому назад президент Медведев расформировал конструкторское бюро, которое разрабатывало ракеты «Булава». Все — закрыто. «Булава» снята с вооружения.

Статья в тему:  Надувные лодки пвх как выбрать для

А теперь, если позволите, у меня есть вопросы:

1. Почему так тщательно охраняли первый отсек, который затем был уничтожен?

2. Удалось ли члену Совета Федерации господину Попову в бытность его командующим Северным флотом «посмотреть в глаза тому человеку, который все это придумал»?

Кто убил лучшую подводную лодку?

Нашу подводную лодку «Курск», которая на то время была лучшей и самой мощной подлодкой в мире, убил страх, страх и предательство. Страх наших извечных врагов перед русским оружием и предательство наших чиновников (в том числе и военных), которые уже несколько сотен лет (со времени захвата власти Романовыми) старательно занимаются своим чёрным ремеслом.

Вот, что пишет об этой лодке капитан Виталий Доценко, историк:

«…Это считается лодка 21 века, и по вооружению и по электронике на борту – это была наилучшая подлодка в мире. Американцы не зря его прозвали “убийца авианосцев”. Площадью с футбольный стадион, длиной 154 метра, высотой в 7-этажное здание, он наполнен сверхсовершенным оружием. Его 24 ракеты “Гранит” снабжены уникальной технологией автонавигации…

У “Курска” было множество торпед. Особенно торпеда-ракета “ШКВАЛ”. Ни одна из стран не смогла ещё разгадать её секрет. Эти торпеды, созданные в России, способны с помощью системы суперкавитации, образуя газовую оболочку вокруг неё, развивать колоссальную скорость – более 500 км/ч под водой, тогда как скорость обычной торпеды не превышает 60 км/ч. Россия постоянно её усовершенствует. Это грозное оружие скорее и стало причиной гибели “Курска”…»

Статья в тему:  Лодка переплывает реку так что направление

Вот, почему была уничтожена наша лучшая Атомная Подводная Лодка «Курск»! Она была слишком хороша, чтобы жить и защищать Россию.

Её боялись до дрожи в коленках, до икотки. И ей вынесли приговор. Где? В вашингтонском обкоме, конечно. Иудо-демократы, всё время норовящие покомандовать на Земле, никогда не прекращали войну против Руси. И при каждом удобном случае наносили удар побольнее и почувствительнее. А если случай долго не представлялся, то они старались создать условия, при которых можно было бы безнаказанно куснуть Великую Русь, или отщипнуть от неё кусочек чего угодно.

История предательства некоторых чинов Российской военной верхушки абсолютно точно имела место ещё в 1904 году в войне с Японией. Когда русская военная эскадра шла на Дальний Восток, при переходе через экватор, по приказу Адмиралтейства, был увлажнён пироксилин в артиллерийских снарядах, якобы, чтобы не случилось самовозгорания. Потом в Цусимском сражении эти снаряды не взрывались, что собственно и спасло японскую эскадру от уничтожения в первые же минуты боя… Тем не менее, Россия практически разгромила Японию, но стараниями С.Ю. Витте – члена Госсовета и министра финансов – был подписан позорный для России мир с Японией… (подробнее о предательстве России см. 1-й том книги академика Н.В. Левашова «Россия в кривых зеркалах», раздел 2.27.).

А в Первой Мировой войне Россия победила после «Брусиловского прорыва», несмотря на откровенный саботаж командующего Западным фронтом генерала А.В. Эверта, который не выполнил приказ Ставки и НЕ нанёс основной удар по немецким войскам! А Северным фронтом командовал ещё один «заслуженный» военный – генерал А.Н. Куропаткин, который тоже не выполнил свою часть плана летнего наступления русской армии. И, тем не менее, генерал А.А. Брусилов, дисциплинированно выполняя отвлекающий манёвр очень небольшими силами, смог обратить в бегство противника и фактически решить исход Первой Мировой войны, развязанной иудеями именно против России (подробнее см. 12 главу 2-го тома книги академика Н.В. Левашова («Зеркало моей души»).

Статья в тему:  Как встать с лодки

После успешного завершения государственного переворота 1917 года, устроенного сионизмом на деньги американских, немецких и английских евреев, число предателей и предательств в российской армии росло угрожающими темпами. Об этом уже кое-что известно, но это только маленькая частичка того, что ещё предстоит выяснить и обнародовать.

Перед Второй Мировой войной в СССР были казнены многие военачальники высшего звена. Но, к большому сожалению, далеко не все предатели были выявлены и наказаны, т.к. измена была почти тотальной. Именно поэтому оказались практически беззащитными и безоружным перед началом войны западные области, именно поэтому имели место колоссальные жертвы и среди военных, и среди мирного населения СССР. Именно поэтому потери русского и других коренных народов России достигли в той войне 30 млн. человек и превышают потери всех остальных стран, принимавших в ней участие.

После предательства М. Горбачёва вместе почти со всем своим окружением, власть в России захватили иудеи, кормящиеся из рук мирового сионизма. И началось планомерное, хладнокровное, циничное убийство России. Здесь уже пострадала не только лодка «Курск» со всем своим экипажем. Здесь целенаправленно уничтожается вся российская армия! Здесь ежегодно убивают миллионы людей, а остальных, кого не удаётся убить быстро, пытаются растлить, приучить к наркотикам, сделать послушными «овцами», как написано в Библии…

Вероятнее всего, подводная лодка «Курск» была уничтожена ракетами «земля-земля». Об этом очень убедительно пишет бывший подводник, капитан первого ранга в отставке, экс-командир подлодки К-147, представитель Общества ветеранов Третьей дивизии атомных подводных лодок Северного флота Александр Лесков:

Статья в тему:  Неожиданно лодка на что то натолкнулась это что то

«…Вообще запас плавучести АПЛ очень велик и рассчитан на то, что лодка остается на плаву при двух и даже трех затопленных отсеках. И не бывает таких аварий, при которых разом уничтожается практически вся лодка, включая командный пункт… Так бывает при очень мощном внешнем воздействии. Иными словами, если в лодку попадают ракеты. Думаю, “Курск” погубили именно ракеты, когда он двигался по поверхности моря в район учений. Наши ракеты. Думаю, было одно за другим два смертельных попадания. Но, как видим, даже при таком попадании кормовые отсеки остались целы, а люди – живы. И это отдельная история… Это береговая ракета, вероятно, класса “земля-земля”. Её могли пустить откуда угодно: из Подмосковья, из Плесецка. » («Подлодку “Курск” расстреляли ракетами»)

Вероятнее всего, так всё и было, и непосредственной причиной гибели АПЛ «Курск» было попадание двух ракет. Но это, если хорошо задуматься, оказывается, не самым главным вопросом…

Самым главным вопросом, на наш взгляд, мог бы быть вопрос о людях, получивших приказ сверху – от сионистской верхушки – и организовавших выполнение этого приказа на месте. На самом деле это не вопрос, а комплекс вопросов, который тоже вполне может найти своего исследователя. Тем более что, когда знаешь главное – цель, то детали, даже крупные, намного легче собрать воедино, в понятную и ясную картину очередного, крупного предательства.

Статья в тему:  Где найти лодку в гта 5

И сделать это не очень сложно. Здесь даже не нужно искать никакую военную или секретную информацию! Нужно просто подсобрать разных газет за те годы и поискать, кто из крупных военных чиновников в то время вдруг начал жить значительно более обеспеченно, кто быстренько уехал за Запад и там «хорошо устроился»… В общем, навести справки о том, кто из возможных виновников вдруг начал жить не по средствам. И тогда многое может стать понятным, можно даже выявить всю цепочку подельников, до самого вашингтонского обкома…

А почти вся остальная информация на эту тему, по нашему мнению, – это дымовая завеса, отвлекающие манёвры с целью привлечения внимания к ложным версиям и недопущения обнаружения и осуждения настоящих виновников этого преступления.

Этой же цели служит и фильм «французских» документалистов «Курск: подводная лодка в мутной воде», который является ещё одной неуклюжей попыткой доказать, что нашу лодку потопила некая американская торпеда. В доказательство этой версии в фильме показано якобы отверстие от попадания торпеды в корпус лодки на уровне первой шахты правого борта. Однако любой разумный человек быстро сообразит, что отверстие такого размера (от 2-х до 3-х метров в диаметре) не способна оставить никакая торпеда. Это был просто аккуратный вырез во внешнем корпусе лодки. Только и всего. И там внутри не было никаких разрушений! Первая и последующие пусковые шахты остались целёхонькими, чего никак не могло бы быть, если бы туда действительно попала торпеда…

Статья в тему:  Как встать с лодки

Всё, что нужно было спрятать, военные спрятали. А то, что «случайно» просочилось к «французским» документалистам, было широко растиражировано, а потом якобы было строго засекречено, является примитивной попыткой очередного обмана широкой публики, т.к. специалистов на такой мякине не проведёшь.

Кстати сказать, из этого тоже можно сделать интересные выводы. Прежде всего, это говорит о том, что сокрытием правдивой информации о преступлении занимается группа лиц из разных стран! Дальше, допуск «французских» документалистов на секретный объект и разрешение на съёмки суперсекретной атомной подводной лодки говорит о том, что этим «документалистам» был дан зелёный свет большим начальством в России. Это начальство уже тоже можно легко вычислить и назвать поимённо! Кроме этого, финансирование съёмок фильма, его широкая реклама по всему миру и одновременно якобы «зажимание», делающее фильм ещё более желанным, свидетельствуют о том, что и эта синематографическая операция была хорошо продумана и достаточно профинансирована.

Из всего этого следует однозначный вывод о том, что гибель АПЛ «Курск» не была случайной! Это была специально подготовленная преступная акция, целью которой было лишить Россию мощного оружия и сделать её ещё чуть-чуть менее защищённой перед лицом постоянной опасности со стороны глобальной сионистской мафии, громко именующей себя «мировым правительством».

Отрывок из книги Александра Лескова «Правда и ложь о трагедии “Курска”».

Последний аргумент: мог ли крейсер “Петр Великий” потопить подлодку “Курск”

Юрий Антипов, независимый технический эксперт

Из – за острого дефицита информации и на волне самопиара часть публикаций того времени ( да и сейчас тоже ) утверждали , что АПЛ ” Курск ” была потоплена атакой со стороны атомного тяжёлого крейсера ” Петра Великого “. Почему свой потопил своего ? Авторы данных публикаций называют много причин . Причём все они не имеют никаких объективных фактов . Этим авторам так думается , вот и пишут , фантазируя , лишь бы отметиться в данной теме .

Статья в тему:  Как правильно перевозить 4 тактный лодочный мотор

Поэтому хочу поставить в этих инсинуациях точку . Жирную точку . И таким образом увести ” Курск ” из – под удара ” Петра Великого “. Потому как не это надуманное событие является причиной гибели подводной атомной лодки .

Итак , ещё раз смотрим на правый бок корпуса ” Курска “. См . фото № 1.

Именно это характерная пробоина является ключом к пониманию причины гибели подлодки . Но мог ли крейсер ” Петр Великий ” своим вооружением сделать такое отверстие . И не важно сейчас , каким видом вооружения крылатой ли ракетой , торпедой или другим видом . Вопрос – мог ли в принципе ? И сейчас получим на него ответ .

Смотрим на акваторию катастрофы и место потопления ” Курска “. См . фото № 2 .

Внизу участок суши – это территория России . И это понятно , ведь военно – морские учения проходили в наших территориальных водах .

Теперь смотрим , в каком положении на дне моря был обнаружен ” Курск “. См . фото № 3 ( фото из моего исследования ч .2).

Становится понятным , что носовая часть ” Курска ” была направлена в северо – западном направлении . При этом ” Курск ” не маневрировал в момент ЧП , а значит , именно в таком положении он получил пробой в правый борт .

А теперь ещё раз смотрим на фото № 1. По деформации металла корпуса около пробоя становится понятным , что объект , сделавший такое отверстие в борту двигался , как бы догоняя со стороны и сзади подводную лодку . Иными словами , этот предмет двигался с ВОСТОЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ .

Статья в тему:  Неожиданно лодка на что то натолкнулась это что то

Ну теперь последнее .

У автора книги о ” Курске ” Бориса Кузнецова ” Она утонула ” есть упоминание о диспозиции кораблей в момент ЧП . См . фото № 4.

Нет оснований не доверять автору , который достаточно досконально пытался разобраться с причиной трагедии .

Так вот , согласно его данным , которые никто не опровергал , крейсер ” Пётр Великий ” находился относительно АПЛ ” Курск ” СЕВЕРО – ЗАПАДНЕЕ . А значит , никаким своим вооружением крейсер не мог нанести удар по подводной лодке с восточного направления .

Вот так , путём несложных сопоставлений фактов из разных источником отметается многолетняя ложь об атаке на АПЛ ” Курск ” крейсером ” Пётр Великий “.

Памяти героев. Как и почему погиб “Курск”

Фото: © РИА Новости/ Игорь Самойлов

“Всем привет, отчаиваться не надо” — предсмертная записка капитан-лейтенанта Колесникова.

12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут на крейсере “Пётр Великий” зафиксировали сильную вспышку в акватории, где шли учения российского Северного флота, а затем — гидравлический удар. В тот момент этому не придали особого значения. Ещё через пять часов по плану следовал сеанс связи с подводной лодкой К-141 “Курск”. Но в назначенный срок в эфире стояла тишина. Руководившие учениями адмиралы забеспокоились, но ещё никто не думал, что разворачивается одна из крупнейших трагедий современности.

Статья в тему:  Ведьмак 3 последнее желание как сесть в лодку

Подводный крейсер в смутное время

Ещё в брежневскую эпоху командование флота СССР размышляло над тем, как противостоять авианосным группировкам США. Аналогичную программу строительства тяжёлых авианесущих кораблей СССР не мог себе позволить. Поэтому ответ на этот вызов решили искать асимметричный. Так появились на свет подводные лодки проекта 949А, они же “Антеи”, подводные ракетные крейсеры. Эти монстры с девятиэтажный дом размером оснащались противокорабельными ракетами “Гранит”.

Правда, уже исходная конструкция “Антеев” содержала немало спорных решений.

В течение 80-х годов “Антеи” постепенно вводились в строй на Тихоокеанском и Северном флотах. Они стали своего рода последним подарком советской кораблестроительной программы морским силам современной России: последнюю из 11 достроенных подлодок заложили в августе 1991 года, когда СССР уже распадался. Десятый “Антей”, заложенный в 1990 году и спущенный на воду в 1994-м, получил номер К-141 и название “Курск”.

В 90-е годы “Курск” нёс службу на Северном флоте. Этот период был для страны и флота невероятно трудным, что сказалось, разумеется, на состоянии подлодки, а также на квалификации экипажа и командования. На возможностях “Курска” сказывались все проблемы тогдашних Вооружённых сил России. Нехватка средств не позволяла постоянно проводить тренировки. В 1998 и 1999 годах “Курск” ни разу не проводил торпедных стрельб в море.

Летом 2000 года начался плановый ремонт корабля, проведённый со множеством нарушений регламента. К июлю экипаж не выходил в море уже почти девять месяцев. Теперь ему предстояло участвовать в крупных учениях Северного флота совместно с другими боевыми кораблями.

Статья в тему:  Лодка переплывает реку так что направление

При этом задача, поставленная морякам “Курска”, вовсе не выглядела элементарной. Дело в том, что перед походом “Курск” получил торпеды типа “Кит”, которыми экипаж ранее не стрелял вообще никогда. На борту не имелось даже соответствующих эксплуатационных документов. Команда “Курска” попросту не была подготовлена к использованию конкретного типа торпед, моряки никогда не имели с ним дела.

10 августа “Курск” ушёл в свой последний поход и приступил к выполнению программы учений. 12-го числа в 08:45 утра командир субмарины Геннадий Лячин вышел на связь и сообщил, что всё идёт по плану. В десять часов лодка занимает позиции для учебной стрельбы.

Гаснущие надежды

Позднее гибель “Курска” породила множество версий о том, что произошло на борту. Однако о некоторых моментах можно судить точно. В 11:28 происходит взрыв торпеды в первом отсеке. Все, кто находится в первом и втором отсеках, убиты наповал, а внутри возникает высокотемпературный пожар. Моряки, находившиеся в третьем отсеке, начинают уходить на корму, но успевают пройти лишь до четвёртого. Лодка клюёт носом и через короткое время бьётся о дно на глубине 108 метров. В этот момент из-за пожара детонируют оставшиеся на борту торпеды. Взрывная волна идёт по отсекам. Её остановили только сверхпрочные переборки вокруг атомного реактора.

В живых остались 23 моряка в кормовых отсеках. Сигнальный буй, который мог указать точное место для поисков, оказался заблокирован. Выжившие подводники собрались в девятом отсеке после остановки ядерного реактора.

Тем временем над поверхностью воды уже начали испытывать беспокойство. Как ни странно, на доклад акустиков с “Петра Великого”, зафиксировавших хлопок и гидравлический удар от взрыва, никто не отреагировал. Однако часы шли, стрельб подлодки не наблюдалось, затем она не вышла на связь.

Статья в тему:  Надувные лодки пвх как выбрать для

Крейсер “Пётр Великий” начал подавать сигналы, вызывая “Курск” на поверхность. Ответа нет. Только за полчаса до полуночи на флоте объявили тревогу. Учения прекращаются, спасатели выходят в море.

В 04:51 утра лодку обнаружили лежащей на дне. “Рудницкий” отправляется туда и прибывает около девяти утра следующего дня. Беда в том, что на Северном флоте просто нет необходимого оборудования, чтобы добраться до лодки, а уровень подготовки моряков недостаточен.

Фото: © arhivach.org

В это время в кормовом отсеке “Курска” мучительно умирали последние моряки.

Частично свет на их судьбу проливают записи капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он составил список собравшихся на корме, вкратце описал положение дел и, наконец, набросал пару строк для своей жены Ольги. Офицер понимал, что, скорее всего, погибнет: “Шансов, похоже, немного, процентов 10–20”.

Тем не менее паники среди оставшихся на борту не было. Чтобы избежать затопления, подводники слегка увеличили давление и облачились в утеплённые костюмы. Освещение отсутствовало, но пока функционировали фонари.

Теоретически моряки могли бы спастись через аварийно-спасательный люк. Однако спасательного снаряжения не хватало на всех, а главное — пока никаких оснований использовать его и не было. Самостоятельная эвакуация через аварийно-спасательный люк вообще в большей степени жест отчаяния, чем реальная возможность покинуть лодку.

У группы Колесникова оставалась возможность продержаться ещё довольно долгое время за счёт системы регенерации воздуха. Тем не менее ситуация в любом случае неизбежно ухудшалась. В девятый отсек медленно, но всё же поступала вода.

Статья в тему:  Что случилось с подводной лодкой

Капитан-лейтенант Садиленко также набросал короткий текст о состоянии дел на лодке, и из него становится ясно, каким кошмаром были последние часы:

“В девятом отсеке 23 человека. Самочувствие плохое, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Протянем ещё не более суток”.

Вскоре произошло событие, ещё сильнее сократившее время жизни остаткам экипажа. Аварийную регенерацию воздуха на лодке обеспечивали устройства на основе перекиси калия и натрия, выделяющие кислород. Проблема в том, что при определённых условиях эта смесь может легко вспыхнуть. Во время перезарядки регенерационного устройства на пластины попало машинное масло.

Мгновенно последовала химическая реакция, вызвавшая короткий, но очень интенсивный пожар. Он быстро погас, и моряков убили не ожоги. Огонь быстро выжег кислород, остававшийся в девятом отсеке, и наполнил помещения угарным газом, который и убил всех, кто до сих пор оставался в живых.

Фактически это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.

Бессильные спасители

Фактически к моменту, когда “Рудницкий” появился на месте происшествия, речь шла уже об извлечении тел. Однако в первый же день работ командование Северного флота дало ложную надежду всей стране. Было объявлено, что с экипажем установлен контакт, изнутри подают сигналы стуком. Убийственная реальность состояла в том, что стучали якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Однако прежде чем на месте разобрались с природой звуков, командование флотом уже успело доложить о якобы имеющемся контакте высшему руководству страны и публике.

Безответственное поведение как командования, так и СМИ только подливало масла в огонь. По мере того, как угасали надежды на спасение хотя бы части команды, наружу выплёскивались эмоции. Не только родственники моряков, но и вся страна была возмущена. Баренцево море. Зона подъема атомной подводной лодки “Курск”. Тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий” (слева) и подъемная крупногабаритная баржа “Гигант-4”. Фото: © РИА Новости/ Олег Ласточкин

Статья в тему:  Проводить наши лодки что обветшали

19 августа на место трагедии прибыли норвежские спасатели. Водолазы, обследовав лодку, по косвенным данным решили, что, судя по всему, девятый отсек затоплен. Вскоре они вскрывают люк и обнаруживают воздушный пузырь, но ни одного живого человека. 21-го числа после полудня командующий Северным флотом доложил о гибели экипажа.

Началось следствие, но оно не могло дать никаких ответов прежде, чем удастся поднять лодку на поверхность. Подъём “Курска” стал отдельным сложным международным проектом. В течение 2001 года лодку удалось оттранспортировать в док. 115 тел погибших были обнаружены и захоронены. Однако после траурных мероприятий осталось много вопросов.

Разбор полётов

Следствие рассмотрело широкий круг версий.

Версия о подрыве на мине времён Второй мировой критики не выдерживает. Мина не может свободно плавать в толще воды десятилетиями, а повреждения от неё достаточно характерны, чтобы не перепутать их с чем-либо ещё.

Куда шире разошлась и намного популярнее оказалась версия о гибели АПЛ от столкновения с американской подводной лодкой, а то и торпедирования “вероятным противником”. Эту версию под большим секретом излагали некоторые старшие офицеры Северного флота, благо предательская атака списывает всё и позволяет не отвечать на вопросы о собственном профессиональном уровне.

Однако в ходе следствия эта версия также отпала. Натовские подводные лодки, разумеется, находились в Баренцевом море. Между тем обе американские подлодки, теоретически способные участвовать в столкновении, намного меньше “Курска” и столкновение — тем более такое, что вызывает взрыв торпеды в аппарате — просто уничтожило бы их.

Статья в тему:  Как правильно установить лодочный мотор на пвх лодку

Гораздо любопытнее версия о торпедировании “Курска”. Однако здесь сторонников конспирологической версии тоже поджидает неудача. В пользу этой версии трактовали фотографию “Курска”, на которой видно круглое отверстие в борту. Однако на пробоину от торпеды оно похоже только на первый взгляд. Торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями.

Ч тобы обосновать версию о торпедировании “Курска” американцами, приходится допустить слишком много случайностей: чужая субмарина должна войти в зону учений, не быть никем обнаруженной, зачем-то выпустить торпеду и поразить “Курск”, не оставив следов, в участок, куда торпеда, по идее, попасть не должна.

Фото: © Flickr/Olatz eta Leire

Внутри подлодки не было обнаружено никаких фрагментов чужой торпеды. Зато обнаружились следы деформации от внутреннего взрыва торпедного аппарата № 4.

Что же произошло в реальности? Судя по известным сведениям, произошёл взрыв “практической” (учебной) торпеды. В торпеде 65-76, использовавшейся в тот день на “Курске”, применяются пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода разлагается на воду и кислород с чудовищным выделением тепла (до трёх тысяч градусов), то есть, попросту говоря, взрывается. Следы именно этого взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды. Вопрос в том, произошёл взрыв в результате дефекта торпеды или в результате действий экипажа. Следствие остановилось на первом варианте.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: