2 просмотров

Кто придумал атомную подводную лодку

Секретный “Ленинский комсомол”. Топ-10 неизвестных фактов о первой атомной подлодке России

Закладка первой отечественной АПЛ (головной корабль проекта 627 “Кит”) состоялась на заводе №402 (ныне — ПО “Севмаш”, в составе Объединенной судостроительной корпорации) 24 сентября 1955 года. Строительство шло ускоренными темпами. В создании атомохода участвовало 135 предприятий со всей страны. 17 декабря 1958 года лодку передали Военно-морскому флоту (ВМФ). За успешное выполнение этого задания правительства судоверфь была награждена орденом Ленина.

В 1991 году субмарина была выведена из состава Северного флота. В 2005-м поставлена на акваторию судоремонтного завода “Нерпа” (филиал Центра судоремонта “Звездочка”), куда пришла на утилизацию. Судоремонтники первыми начали борьбу за спасение корабля, высказав идею сделать лодку музеем. В 2010 году было принято окончательное решение главкомом ВМФ РФ не утилизировать К-3 и сохранить ее для истории.

“Создание К-3 было национальной задачей — на ее решение работало 35 институтов, более 20 конструкторских бюро, около 100 промышленных предприятий Советского Союза, — рассказал ТАСС генеральный директор ПО “Севмаш” Михаил Будниченко. — “Севмашу” выпала честь стать родиной первого атомохода. Для нашего молодого предприятия, как и для всей промышленности в целом, это была революция. За немыслимо короткий срок был построен первый подводный корабль, движимый атомной энергией. С того дня создание АПЛ стало приоритетной задачей нашего завода. Со стапелей предприятия сошли 134 АПЛ. Среди них корабли, которым нет равных в мире”.

По словам Будниченко, и сегодня предприятие не сбавляет темпов — 2021 год для “Севмаша” стал одним из самых напряженных за последние 20 лет. “В сдаточной программе — несколько кораблей поколения “4+”. Летом мы вывели из цеха многоцелевую АПЛ “Красноярск” проекта “Ясень-М”, а весной передали ВМФ головной ракетоносец этого проекта “Казань”. На очереди — “Новосибирск”, “Князь Олег” и “Белгород”. Эти корабли до конца года должны выполнить еще несколько выходов в море на заводские и государственные испытания. На сегодня все работы по сдаточным АПЛ укладываются в графики. Корабли хорошо себя показывают в море, подтверждая свои характеристики”, — сказал он.

Статья в тему:  Какой якорь нужен для лодки пвх 380

После того как эти ракетоносцы уйдут на флот, заводской стапель “Севмаша” пустовать не будет. В этом году были заложены еще две атомные субмарины — “Дмитрий Донской” и “Князь Потемкин” проекта “Борей-А”. “Они замкнули линейку крейсеров стратегического назначения, строительство которых сегодня ведется в заводских эллингах. Продолжаются работы и на многоцелевых АПЛ. Для ритмичного строительства прикладываем максимальные усилия”, — отметил глава судоверфи.

Строительство К-3 в режиме строжайшей секретности

Ход строительства первой АПЛ был строжайше засекречен. Нельзя было даже выносить чертежи в цех, где строился атомоход. Перед рабочей сменой корабелы заходили в специально отведенное помещение, читали чертежи и запоминали их. С полученной информацией шли трудиться. “Какой-то мастер не сдал вовремя документ военпреду военной приемки, назавтра его уже понижают в должности! За срыв сроков. Это был очень строгий спрос! И за качество, и за срыв сроков”, — рассказал ТАСС участник создания подлодки, Герой Социалистического Труда Александр Лагунов.

Сегодня практически невозможно представить, как с помощью одной логарифмической линейки так оперативно просчитывались многочисленные варианты параметров отдельных систем и компоновка отсеков в целом. К концу 1954 года завод №402 располагал основной массой рабочей документации: было разработано 5500 из намеченных к выпуску 7400 чертежей.

Детали, изготовленные в других цехах, транспортировали в цех, где строилась К-3, под покровом ночи. Их укрывали брезентом, строили дощатые ограждения.

Статья в тему:  Как переоформить надувную лодку

“Детали прочного корпуса, шпангоуты рамные, другие крупногабаритные детали выгружались из цеха только ночью, так как днем было запрещено при световом дне, на улицу показывать эти детали, потому что предупредили, что там где-то фотографируют, там спутники летают, нельзя этого делать, — вспоминал ветеран “Севмаша” Геннадий Правилов. — Нас везде настраивали, что мы работаем на посудостроительном заводе, посуду делаем и прочее”.

Для АПЛ все создавалось с нуля: сам корабль и его начинка — приборы, механизмы, навигационное оборудование, производственная база, материалы, вооружение. С целью сохранения секретности работы по изготовлению деталей корпуса в заготовительных цехах производились по 12 другим заказам, где заказчиками значились самые различные предприятия различных ведомств. Например, детали для АПЛ делались якобы для торгового флота и должны были отправляться в Архангельск. И те, кто был связан с заготовкой корпусных деталей, не имели полного представления о том, что делали в самом засекреченном цехе №42.

“Первые детали корпуса были изготовлены без чертежей! Не было чертежей, мы сами рисовали эскизы деталей прочных корпусов, отсылали в Ленинград, детали изготовлялись на Ижорском заводе, мы получали их на завод и получали обечайки и секции в поперечном пролете 8-го цеха. А затем из него в условиях строгой режимности по ночам эти секции перевозились в не достроенный еще 42-й цех”, — вспоминал главный инженер Севмашпредприятия (с 1988 по 1994) Федор Шушарин.

Статья в тему:  Лодочный мотор 9 9 какой лучше

При спуске на воду кораблестроители опасались, как бы кто-нибудь не увидел или не сфотографировал атомоход. АПЛ постарались максимально замаскировать: на рубку натянули парусину, все выступающие части обшили фанерой. Позаботились и о том, чтобы на берегу не оказалось посторонних. Число присутствующих на спуске режимного объекта предельно ограничили.

Секретность сохранялась и для экипажа. Его в ноябре 1954-го направили для обучения управлению реактором на первую в мире атомную электростанцию. Моряки получили указание: надеть гражданскую одежду, называть друг друга только по имени, никому не говорить, что они подводники. Нельзя было произносить слово “реактор”. Даже на занятиях преподаватели называли его “кристаллизатором” или “аппаратом”.

Макет АПЛ разместили в пяти зданиях

При проектировании К-3 главный конструктор АПЛ Владимир Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков лодки. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет атомохода длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому его разместили в пяти разных местах. На одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых с гигантской торпедой — в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы “Астория”. Макеты сооружали из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом проектанты получали возможность видеть всю лодку как на ладони. Иногда приходилось прямо на макете ножовкой отпиливать одно “устройство” в виде деревянной чурки и переносить его на более удобное место.

Статья в тему:  Как сделать лодки из пенопласта

Военные не имели отношения к проекту первой АПЛ

Министерство обороны Советского Союза и ВМФ не имели отношения к идее создания первой отечественной АПЛ проекта 627. Инициатива исходила от ученых, а военные были допущены к проекту лишь тогда, когда был создан первоначальный чертеж подводного корабля, движимого атомной энергией.

“Эффект начальства” и первый пуск реактора

В то время, когда К-3 заканчивала швартовные испытания, на “Севмаш” прибыл заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Устинов. Он хотел сократить время мероприятий и как можно быстрее провести следующий ответственный этап — физический пуск реактора. Нужно было исключить возможные осложнения. Дмитрий Федорович был достаточно информирован и спрашивал научного руководителя строительства АПЛ Анатолия Александрова о возможности пуска, мотивируя это тем, что все зависит только от академика.

Ответ Анатолия Петровича был таким: “У нас действительно все готово. Приступим к физпуску, как только вы уедете. Физический пуск — дело серьезное. Когда на нем присутствуют высокопоставленные лица, обязательно что-нибудь пойдет наперекосяк”. Этот феномен он назвал “эффектом начальства”. Другого ответа Устинов не добился и уехал. Физпуск реактора был назначен незамедлительно.

АПЛ движется без угля и мазута

4 июля 1958 года буксиры отвели от заводского пирса подводную лодку черного цвета необычной архитектуры — первую советскую АПЛ. В 10 часов 3 минуты академик А.П. Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки корабля, сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта: “Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар”. У Никольского буя лодка отдала буксир и перешла на движение под главный турбозубчатый агрегат, плавно увеличив ход. Находящиеся на корабле руководители ВМФ и промышленности, члены межведомственной комиссии, личный состав корабля и члены сдаточной команды обратили внимание на тот факт, что в носовых отсеках не слышно шумов работающих главных механизмов корабля и не ощущается временами неприятной для ног ходовой вибрации палубы.

Статья в тему:  Какой аккумулятор лучше для лодочного мотора

Мебель из лимонного дерева

При строительстве К-3 большое внимание уделялось условиям жизни подводников. Каждая каюта была окрашена в свой цвет, использовались матовые краски, чтобы избежать бликов. Мебель для подлодки создавалась по специальному заказу. Для ее производства закарпатские мастера использовали ценные породы дерева. Длинный стол для кают-компании был сделан из лимонного дерева. В случае необходимости его можно было использовать как операционный. По стоимости он был сравним с легковым автомобилем.

Первая подводная лодка в мире: название, кто изобрёл, год появления

Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимать под словом «изобрёл»: описал идею? спроектировал? построил? испытал? Мы не будем считать изобретателями подлодок тех, о ком сохранились только легенды: неизвестно.

Оставим в стороне и документы, в которых содержатся лишь описания и наброски (автором одного из них, кстати, был Леонардо да Винчи). Учтём также, что в старину не раз удавалось построить аппараты для успешного спуска под воду и возвращения. Однако их нельзя считать прототипами субмарин: ведь лодка должна быть способна ещё и к управляемому плаванию.

Вдоль по Темзе-реке

Чаще всего создателем первой подводной лодки называют голландца Корнелиуса Дреббеля. Жил и трудился он в Англии и в 1620 году построил судно, которое могло плыть под водой. Лодка была деревянной, обтянутой изнутри прочной кожей. Выведенными наружу веслами и рулями управляли сидящие внутри гребцы. Вдоль корпуса шёл узкий киль, который удерживал субмарину от переворотов. В лодке были объёмистые кожаные меха. Заполняясь водой и освобождаясь от неё, они обеспечивали погружение и всплытие.

Статья в тему:  Как часто менять масло в редукторе лодочного мотора

Последняя, самая крупная модель брала на борт до 15 человек. Проблем с дыханием под водой не возникало. Дреббель, увлекавшийся ещё и химией, сумел наладить поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Погрузившись на четыре-пять метров, лодка проплывала несколько километров.

Эти путешествия стали популярным аттракционом, собиравшим на берега Темзы тысячи зрителей-лондонцев. Рассказывают, что подводную прогулку однажды совершил британский монарх Яков I, главный покровитель Дреббеля. Однако командование королевского флота отнеслось к новинке без энтузиазма. Так что вскоре её изобретатель переключился на конструирование… инкубатора для цыплят.

Лишь через полтора столетия, в 1773 году в США построили боевую субмарину. Она носила имя «Tёртл» («Turtle» – черепаха), пыталась атаковать британские фрегаты, но всякий раз неудачно. В конце концов, англичане огнём из пушек потопили плывущую на поверхности «Черепаху» вместе с буксиром, который её тащил.

«Потаённое судно»

В 1720 году на Галерном дворе Санкт-Петербурга появился неграмотный крестьянин Ефим Никонов. Это случилось после того, как царю подали его челобитную: мол, берусь построить боевой корабль, который «будет ходить в воде потаённо». Пётр I заинтересовался, встретился с умельцем и приказал принять его на работу для постройки действующего образца.

Никонов справился за год. Его субмарина была похожа на огромную деревянную бочку, скреплённую железными обручами. Погружаться она должна была, впуская вовнутрь себя воду, всплывать – после её откачивания ручным насосом. Первое ходовое испытание проводили на Неве в присутствии царя. Изобретатель, перекрестившись, спустился внутрь «бочки». Однако погружение пошло слишком быстро, она ударилась о дно, дала течь и Никонова едва спасли.

Статья в тему:  Как сделать лодку из пластиковых бутылок своими руками видео

Ещё несколько раз, после очередных доделок, умелец пытался совершить погружение, но всякий раз аппарат давал течь. Уже при Екатерине I «проект» закрыли, самоучку разжаловали в плотники и отправили строить корабли в далёкую Астрахань.

Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I. Wikimedia Commons / Serguei Fadeev (CC BY-SA 3.0)

Впоследствии попытки создания российского подводных кораблей делались не раз. В 1880–1881 годах военное ведомство получило 50 субмарин конструкции Степана Джевецкого. Это были первые подлодки России, выпущенные серийно. Они несли службу на Балтике и в Чёрном море.

Как в СССР построили первую атомную подлодку, которая убила экипаж

Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки открыла новую эру в истории человечества. Атомную. Оказалось, что убить огромное количество людей можно легко и непринужденно, с минимальными усилиями. Военная машина двух сверхдержав вздрогнула и немедленно, даже с удовольствием шагнула в этот новый страшный мир. Теперь-то казалось, что ядерным может быть все.

Содержание

  • Догнать и перегнать американцев
  • По сотне предельных доз облучения каждому
  • Дырявая посудина на Северном полюсе
  • Копеечная запчасть ценой в 39 жизней
  • На пути в музей

Что касается подводных лодок, работающих на атомной силовой установке, то СССР оказался в числе догоняющих. В 1954 году США спустили на воду «Наутилус» — первую в мире атомную подлодку. Но Советский Союз не собирался сдаваться. Он готовил свою машину — куда более совершенную, чем то, что вышло у заклятого друга. Как это часто бывает, не все пошло по плану. Более того, первая советская атомная подлодка стала символом одной из самых страшных трагедий в истории морского флота.

Статья в тему:  Фильм 72 метра про какую лодку

Догнать и перегнать американцев

Создателя первой советской атомной подлодки называли «Туполевым кораблестроения». В начале 1920-х годов, спасаясь от голода на Поволжье, совсем юный Владимир Перегудов прибыл в Петроград, где поступил в Военно-морское инженерное училище. Так вышло, что он оказался среди тех, кому довелось работать над первыми советскими подлодками. Потом специалист отсидел в сталинских лагерях, чудом вернулся, а в 1952-м его вызвали в Кремль.

Задача сложная. Разведке стало известно о разработке атомной подлодки в США — значит, нужно сделать если не быстрее их, то лучше. Перегудов, которому к тому времени перевалило за 50, согласился курировать проект.

Вместе с командой конструкторов и академиков он днями и ночами не выходил из конструкторского бюро. Предстояло решить огромное количество проблем, с которым до сих пор не приходилось сталкиваться. Как поведет себя атомный реактор под водой? Как на работе системы отразятся качка и сложные маневры? В конце концов, как вообще должна выглядеть атомная подлодка?

Невероятно, но буквально за год большинство основных вопросов были решены. К моменту спуска на воду американского «Наутилуса» Перегудов разработал подлодку, которая не имела ничего общего с проектом из США. Если «Наутилус» фактически повторял форму дизельного собрата, то советская «К-3» была похожа на торпеду.

Строительство первого атомохода Советского Союза началось 24 сентября 1955 года в Северодвинске. Проект был секретный, и о том, что именно собирают в доках, было известно считанным людям. При этом масштабы стройки были колоссальными — над «К-3» работала фактически вся страна. В Ленинграде собирали паротурбинные установки, в Горьком — реакторы, в Москве раскатали особо прочную сталь, с разных уголков СССР подбирали самых способных моряков.

Статья в тему:  Как сделать оригами подводную лодку

Разумеется, все делалось в авральном порядке. Немаловажен и тот факт, что ответственным за строительство атомной подлодки было назначено Министерство среднего машиностроения, подавляющее большинство сотрудников которого вообще ни разу не видели моря. Многое приходилось переделывать буквально на ходу.

Взять хотя бы вооружение. Изначально в ведомстве решили, что судно надо вооружить огромной водородной торпедой длиной 28 метров и диаметром 1,5 метра. Предполагалось, что подлодка добирается до места назначения, выпускает эту торпеду и быстренько ретируется. Лишь когда за дело взялись специалисты, оказалось, что при выстреле атомоход встанет на попа, его будет невероятно сложно выровнять, но даже если это удастся, то на поверхность поднимется гигантский воздушный пузырь, который выдаст месторасположение судна врагу.

В результате проект изменили, носовую часть подлодки пришлось перестраивать — на это ушел год. Зато в конце концов «К-3» оснастили торпедами нормального размера. Но это лишь один пример. Всего во время проектирования и строительства объекта в его конструкцию было внесено более тысячи правок! Тем не менее вскоре судно было более-менее готово.

По сотне предельных доз облучения каждому

Один из важнейших вопросов на атомной подлодке — безопасность экипажа. Здоровье матросов фактически оберегал лишь тонкий слой металла, разделявший два контура: первый непосредственно охлаждал ядерный реактор, а второй считался чистым и отвечал за вращение паром турбин.

Статья в тему:  Можно ли выходить на лодке в запрет

Парогенераторы постоянно протекали, появлялись радиоактивные аэрозоли, буквально отравлявшие воздух вокруг. Дозиметры, по воспоминаниям очевидцев, немедленно начинали зашкаливать. При этом тогда считалось, что здоровью крепкого мужчины не угрожает даже сотня предельно допустимых доз облучения.

Особенно несладко приходилось матросам, которые служили в пятом и шестом отсеках, примыкавших к реактору. Им доставалось больше всех. В какой-то момент командование решило разделить радиационную опасность поровну на весь экипаж.

— Когда предельно допустимая доза облучения превышалась в энергетических отсеках в сто раз, мы по всей лодке открывали переборки в другие отсеки и перемешивали радиоактивный воздух.

Таким образом, все члены экипажа — рулевые, торпедисты, командование и даже корабельный кок — получали равную дозу с управленцами и турбинистами. И только когда по сто доз получал каждый, мы всплывали и вентилировали отсеки в атмосферу, иногда даже приходилось быстро подавать в отсеки воздух высокого давления. А потом снова погружались — практически все испытания должны были проводиться в подводном состоянии. И так до следующего раза, — вспоминал капитан «К-3» Лев Жильцов.

Ситуация усугублялась бесконечными доработками, усовершенствованиями и просто починками. Из-за многочисленных переварок труб вода из первого контура оказалась на три-четыре порядка более радиоактивной, чем на подлодках следующего поколения. Поэтому испарение даже одной вытекшей капли приводило к резкому всплеску радиоактивности практически во всех отсеках судна.

Статья в тему:  Фильм 72 метра про какую лодку

Дырявая посудина на Северном полюсе

Первую советскую атомную подлодку спустили на воду весной 1957 года в обстановке строжайшей секретности. Корпус облепили фанерными конструкциями, сверху накинули парусину — поди пойми, что за зверь там таится.

Более года проводились испытания самой лодки и настройка оборудования. Еще год потребовался на дальнейшее решение формальностей, и наконец в марте 1958-го «К-3» официально вошла в состав советского ВМФ. К тому времени со стапелей уже сходили последователи, но именно на первенца возлагалось особенно много надежд, в том числе и, как сейчас бы сказали, маркетинговых.

При этом «К-3» была совершенно не готова к эксплуатации. Первые годы подлодка фактически все время находилась в состоянии перманентного ремонта. Протекали все парогенераторы, один из двух реакторов боялись запускать, повсеместно отказывали отдельные системы и механизмы. Но начальство торопило — надо действовать, пора показать кузькину мать и все такое. На кону находились погоны, премии, дачи — в общем, слишком многое, куда более ценное, чем чьи-то жизни.

Тогда специально для «К-3» придумали особенный термин — «опытная эксплуатация». Это означает, что судно вроде как и принято на вооружение, но работу по его улучшению можно продолжать прямо во время эксплуатации.

Таким образом подлодку и продолжали использовать: выходили в море, ломались, кое-как возвращались, резали, заваривали, и так по кругу. При этом по некоторым параметрам советская разработка и правда умудрилась превзойти своего американского конкурента. Так, при необходимости «К-3» могла достичь скорости в 30 узлов, тогда как «Наутилус» был в полтора раза медленнее.

Статья в тему:  Лодочный мотор 9 9 какой лучше

А в 1962 году атомоход двинулся в сторону Северного полюса. Это был своеобразный подарок правительству. Летом в Мурманскую область собирался наведаться Никита Хрущев. Командование ВМФ решило отметить событие чем-нибудь необычным. Фактически аварийную «К-3» отправили на север. По пути судно ремонтировали, и чудом оно все же продвигалось подо льдами.

В какой-то момент штурман заметил неожиданное поднятие рельефа дна. Воды под килем становилось все меньше и меньше. Оказалось, случайно открыли настоящий подводный хребет! А 17 июля в 6:50 лодка «К-3» впервые в мире достигла Северного полюса. Хрущев был доволен — вручил медали, раздал ордена и звания Героев Советского Союза.

Атомоход, который вскоре опять сломался, переименовали в «Ленинский комсомол» и отбуксировали в Северодвинск. Там на заводе вырезали весь реакторный отсек, выбросили его и заменили новым. До страшной трагедии оставалось пять лет.

Копеечная запчасть ценой в 39 жизней

1967 год для «Ленинского комсомола» мало отличался от всей прошлой истории подлодки. Поломки постоянно преследовали машину. Во время патрулирования в Средиземном море внезапно скончался один из членов экипажа. Пришлось вызывать корабль, чтобы передать тело. После всплытия судно было рассекречено, значит, надо возвращаться на базу.

Было около двух часов ночи 8 сентября 1967 года, до базы оставалось меньше двух тысяч миль. Внезапно раздался сигнал тревоги. На центральный пульт поступил аварийный сигнал. Вахтенный щелкнул тумблером, но в ответ услышал только крики людей и страшный шум (как впоследствии выяснилось — бушующего пламени).

Статья в тему:  Как переоформить надувную лодку

Никто толком не понял, что произошло. В мгновение ока первый и второй отсеки выгорели дотла вместе с 39 членами экипажа. Лишь позже в ходе расследования оказалось, что виной всему — маленькая уплотнительная прокладка на одном из узлов гидравлической системы. Она должна быть сделана из меди, но в ходе одного из бесчисленных ремонтов кто-то вместо нее поставил шайбу из паронита, совершенно не приспособленную к перепадам давления.

Прокладка со временем прохудилась, горючая жидкость начала протекать, скопились легко воспламеняющиеся пары. Небольшая искра — и первый отсек вспыхнул. Через открытую переборку пламя ворвалось во второй. Когда члены экипажа, дежурившие в третьем отсеке, попытались разведать ситуацию и приоткрыли дверь, то тоже начали терять сознание от угарного газа.

Благо переборку успели захлопнуть. Также во время воспламенения кто-то из матросов закрыл люк, ведущий в торпедный отсек. В противном случае вся подлодка была бы уничтожена.

В конце концов атомоход всплыл. Запустили дизель-генераторы и в течение нескольких часов провентилировали не затронутые огнем отсеки. На базу возвращались самостоятельно в течение четырех суток в надводном положении с наглухо загерметизированными первым и вторым отсеками.

На пути в музей

За инцидентом последовали разборки. Сначала специально сформированная комиссия назвала членов экипажа героями. Потом их же обвинили в пожаре — в одном из помещений нашли зажигалку.

Статья в тему:  Как сделать лодку из пластиковых бутылок своими руками видео

Тем временем «К-3» почистили, подварили, подкрасили и укомплектовали новым экипажем. Служба подлодки продолжалась еще четверть века, пока не умер СССР. В 1991 году судно вывели из состава ВМФ и хотели превратить в музей. Но наступили тяжелые времена, и о «Ленинском комсомоле» надолго забыли. А когда вспомнили, оказалось, что атомоход сгнил и фактически развалился.

Несколько лет назад останки подлодки вот-вот должны были утилизировать. Однако на этот раз у Министерства обороны России нашлись деньги. «К-3» законсервировали и, поменяв реакторный отсек на пустой, даже спустили на воду. Сегодня судно стоит в порту в Мурманской области и ожидает очередного транша денег для превращения в плавучий музей.

Самая большая подводная лодка и история создания субмарин

Красота спасет мир! Есть такое расхожее выражение. Вот только если вдуматься, то это не совсем так. Есть очень много безумно красивых военных самолетов, которые созданы для того, чтобы ее отнимать. Защищать тоже, но все равно высокой ценой. И если с самолетами еще более менее понятно, и они могут просто в воздушном бою отгонять или сопровождать цели потенциального противника, то подводная лодка куда более ультимативная штука. Ее задача в случае применения оружия исключительно разрушение. Когда-то они охотились на корабли, а сейчас могут стирать с лица земли чуть ли не целые государства, но они часто тоже очень красивые.

Статья в тему:  Какой аккумулятор лучше для лодочного мотора

Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

В отличие от обычного надводного судна, подводная лодка имеет возможность преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения под воду. Она может уходить на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта. Всплытие производится за счет восстановления плавучести

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Статья в тему:  Как сделать лодки из пенопласта

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Ставка на атомный подводный флот

Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.

Как работает АЭС? Опасны ли атомные станции?

В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.

В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.

Статья в тему:  Как сделать оригами подводную лодку

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.

Как создавалась самая большая подводная лодка

Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.

Вот она гордость советского и российского атомного флота.

Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”

Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.

Статья в тему:  Какой якорь нужен для лодки пвх 380

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении.

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”

По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.

В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.

Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.

Статья в тему:  Как часто менять масло в редукторе лодочного мотора

Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Технологии не стоят на месте, и мы с вами привыкли, что ежедневно ученые совершают судьбоносные открытия, находят ответы на сложные вопросы, проводят исследо…

Не так давно с радаров и карт вместе с людьми исчез рейс малайзийских авиалиний номер 370. Однако это не первый раз, когда трагическое исчезновение потрясает…

Смотрите — что это в небе? Это птица! Это самолет! Это Супермен! Что за фигня пролетела через небо Австралии? На прошлой неделе австралийцы из городов Мельбу…

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Как переоформить надувную лодку
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: