0 просмотров

Кто потопил подводную лодку курск

Сбывшееся пророчество о «Курске»

Еще в 1980 году известная прорицательница Ванга произнесла пророчество, которое не воспринял бы серьезно любой здравомыслящий человек. Кто знал, что это предсказание в точности сбудется, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей.

«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Кто тогда, в далекие восьмидесятые, мог понять, что речь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь этого города. Пророчество оказалось страшной правдой, и 12 августа 2000 года весь мир узнал об ужасной трагедии в холодных водах Баренцева моря. Катастрофа подводной лодки К-141 «Курск» и по сей день остается загадочным, полным противоречий событием, оставшимся глубоким шрамом на истории современной России…

  1. История создания
  2. Вооружение
  3. Служба подводной лодки К-141 «Курск»
  4. Катастрофа и спасательные работы
  5. Альтернативные версии гибели подводной лодки
  6. Память
  7. Видео

История создания

Атомная подводная лодка «Курск» — субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» — была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.

Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.

Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

Вооружение

АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.

Статья в тему:  Нужно ли платить налог с лодки

Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

Служба подводной лодки К-141 «Курск»

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.

Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.

Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» — с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Статья в тему:  Как посадить собаку в лодку в майнкрафте

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.

Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.

Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.

В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.

Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.

В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.

Статья в тему:  Кокпит лодки что это

Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.

И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:

  • Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
  • Преступная халатность при установке боевых торпед;
  • Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.

Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.

Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.

Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.

Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.

Статья в тему:  Гта вайс сити как пройти миссию трюки на лодке

С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.

О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.

Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.

Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.

Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.

Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.

Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.

Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.

Статья в тему:  Сколько стоит прокат лодки в цпкио

Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».

Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.

Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».

Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.

Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.

Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» — большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

Видео

Не забывайте оставлять свои комментарии на сайте и делится своим мнением о субмарине «Курск».

Затонувшую подводную лодку торпедировала американская субмарина?

«Курск»: 20 лет тайны на дне

12 августа исполняется 20 лет гибели подводного атомохода «Курск». Одна из самых лучших, мощных и новейших субмарин российского Военно-морского флота утонула в Баренцевом море во время учений. В результате погибли все 118 членов экипажа, что сделало катастрофу «Курска» крупнейшей трагедией в послевоенной истории отечественного ВМФ.

Статья в тему:  Сколько стоит заклеить лодку пвх

Официально считается, что причиной гибели атомохода стал взрыв торпеды 65-76А «Кит», произошедший в торпедном аппарате № 4. Взрыв вызвал пожар и последовавшую за этим детонацию остальных торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Однако до сих пор многие специалисты уверены: торпеда ни при чём, «Курск» погиб по другой причине. Истина известна, но по политическим причинам тщательно скрывается.

Передо мной лежит подаренная мне лично Юрием Крючковым книга «Подводные лодки и их создатели, 1900–2000». Автор, сам конструктор подводных лодок, в книге допускает такой пассаж, приводя официальное сообщение правительственной комиссии по расследованию причин гибели АПЛ К-141 («Курск»): «Во время погрузки перекисно-водородной торпеды 65-76 её случайно ударили о пирс. Надо было бы отправить торпеду на склад для осмотра и заменить другой. Но, как всегда у нас водится, «авось и небось», да и начальство «вставит фетиля». Поэтому торпеду погрузили на лодку, несмотря на возможные внутренние повреждения от удара. Атомная подводная лодка «Курск» ушла на полигон для учений и погибла…».

Не будем осуждать мэтра за то, что он поверил правительственной комиссии. И гении не застрахованы от ошибок. На злосчастную торпеду списали все беды – значит кому-то это было нужно.

Сам в прошлом минёр-торпедист-подводник, не раз стрелявший и перекисными торпедами, я не верю в эту версию. Особенно, когда мне посчастливилось неофициально поговорить с флагманским минёром дивизии, куда входила АПЛ «Курск». Он сам рвался на выход лодки на учения, но, по его словам, «желающих в поход за орденами и медалями было столь велико, что мне места не досталось». Как видно теперь, к счастью…

Официально

Согласно результатам расследования, проведённого Генпрокуратурой, причиной катастрофы АПЛ «Курск» стал взрыв торпеды 65-76А в торпедном аппарате № 4, вызванный утечкой компонентов топлива торпеды. Возникший из-за этого пожар повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке. Второй взрыв привёл к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки. В соответствии с указом президента РФ от 26 августа 2000 года № 1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.

Огонь по «Курску» открыла «Толедо»?

Статья в тему:  Как рыбачить с лодки на озере

Итак, 12 августа 2000 года было передано сообщение о том, что при невыясненных обстоятельствах атомная подлодка Северного флота легла на дно. Почему лично я не верю, что так всё и было на самом деле? Да потому, что каждый подводник-профессио­нал знает: атомные подлодки в отличие от дизель-электрических на грунт ложиться не могут!

Между тем люди, кое-что знавшие о ЧП в Баренцевом море, уходят в мир иной, как, например, мой однокурсник контр-адмирал Геннадий Семёнов, вращавшийся в правительственной комиссии по расследованию причин гибели «Курска». Он говорил, что знает причину на 88%, но истинную правду никто никогда не узнает.

Вольно или невольно, в открытых СМИ появляются факты о трагедии, анализ которых полностью опровергает официальную версию – взрыв учебной торпеды. Потому всё более похожей на правду представляется версия, о которой говорили многие: АПЛ «Курск» могла быть потоплена выстрелом с американской подлодки.

Кстати

Осенью 2000 года наша газета первой среди отечественных СМИ написала о том, что вероятной причиной гибели «Курска» стало столкновение с американской подводной лодкой. При этом редакция опубликовала спутниковый снимок повреждённой субмарины американцев, проходящей срочный ремонт на норвежской военной базе Хоконсверн.

Что случилось после этого? В редакцию пришли «люди в штатском». Они провели обыск, изъяли компьютеры и допросили сотрудников отдела расследований. Надо полагать, случись подобное сегодня, всё закончилось бы совсем иначе, однако тогда времена стояли вегетарианские и прессовать журналистов в итоге не стали.

Свидетельств об этом становится всё больше. 27 сентября 2013 года на сайте журнала «Меченый атом» появилась статья контр-адмирала Владимира Коржавина «Как погибла АПЛ «Курск». Он, видимо, подписку о неразглашении не давал и потому решил рассказать что знал. А его мнение заслуживает внимания, так как он был в составе походного штаба на ракетном крейсере «Пётр Великий» в момент аварии.

Так вот, Коржавин утверждал: затонувший «Курск» был найден быстро, и при его нахождении был сделан вывод, «что на дне находятся две подводные лодки – наша и иностранная».

Статья в тему:  Где произошёл пожар на подводной лодке

Мнение Коржавина не столько сенсационное, сколько заставляющее задуматься. Заход 18 августа 2000 года американской АПЛ «Мемфис» якобы для ремонта антенных устройств в норвежский порт был всего лишь частью операции по выведению из-под удара АПЛ «Толедо», быстро уходящей в США. И если принять во внимание многие факты, то возможная ситуация начинает выглядеть так.

В ходе учений в Баренцевом море за АПЛ «Курск» вели наблюдение сразу две американские подводные лодки – АПЛ «Мемфис» и АПЛ «Толедо». При этом «Толедо» шла рядом с «Курском» на опасной близости, а «Мемфис» находился в отдалении. В результате «Толедо» и «Курск» столкнулись. Предполагая, что «Курск» произвёл торпедную атаку по «Толедо», с «Мемфиса» был произведён пуск торпеды.

Зачем в Москву прилетал директор ЦРУ?

Главным источником подробностей о причинах гибели АПЛ К-141 остаётся книга, написанная бывшим генеральным прокурором РФ Владимиром Устиновым, «Правда о «Курске».Именно Устинов руководил расследованием и, казалось бы, он должен знать об обстоятельствах случившегося досконально. Однако перлы, которые встречаются на страницах книги, способны поразить моряков-подводников. Вот, к примеру, самое главное утверждение о причинах гибели «Курска», приведённое на стр. 276. «… Огромной силы раскалённые газы вышибли заднюю крышку торпедного отсека и устремились в прочный корпус, в первый отсек…». С точки зрения профессионала всё это звучит как галиматья. Знает ли прокурор устройство торпедного аппарата? Его передняя крышка начинает отжиматься при повышении давления в трубе всего на 0,5 атмосферы. А зад­няя закрывается кремальерой намертво! Это значит, что если бы торпеда даже начала газовать внутри аппарата, то это отжало бы переднюю крышку, а не вышибло заднюю.

Главное

В ходе расследования причин катастрофы АПЛ «Курск» было выдвинуто множество версий. В итоге главной из них оказалась та, где говорилось о взрыве учебной торпеды, так называемой толстушки (65-76А). Во многих публикациях появляются высказывания, что эта идея якобы была подсказана американцами, преследующими двойную цель – отвести подозрения от себя и добиться снятия с вооружения ВМФ торпеды 65-76А, предназначенной для поражения авианосцев. Как бы то ни было, после гибели АПЛ «Курск» «толстушка» действительно была снята с вооружения.

Рассматривая постранично «литературное» творение генпрокурора, поражаешься противоречиям приводимых фактов, отсутствию юридической точности в датах, общим рассуждениям, не относящимся к «Курску», путанице в терминах и даже грубым ошибкам. Вместо точности по фактам расследования сплошь и рядом не приводятся даты, время суток, распространены слова-неточности «в основном», «в целом» и прочие.

12 августа 2000 года было передано сообщение о том, что при невыясненных обстоятельствах атомная подлодка легла на дно. Почему лично я не верю, что так всё и было на самом деле? Да потому, что каждый подводник-профессионал знает: атомные подлодки в отличие от дизель-электрических на грунт ложиться не могут!

Вот лишь несколько таких примеров: на стр. 8 – о совещании: «в первые же дни катастрофы» (какие дни?); на стр. 24 – о совещании: «первое в сентябре 2000 г.» (а когда второе?); то же на стр. 38–39: «на август», «к августу 2000 г. экипаж в основном прошёл курс…» (12 августа тоже август). На той же стр. 39 указано об экипаже «Курска»: «… укомплектован на 100%», а на стр.40 – «… и прикомандированные военнослужащие-подводники имели допуски…». Так кто же был на «Курске» – штатный 100-процентный экипаж или сборная команда? На стр. 44 читаем «… техническая исправность «Курска» в целом подтверждена…».

Статья в тему:  Какое название дать лодке

Однако помимо вольного обращения с точностью дат, времени суток, что для книги юриста, наверное, недопустимо, по тексту книги возникают вопросы, на которые нет ответов. Так, на стр.79 читаем: «…произошло повреждение комингс-площадки, к которой должен пристыковаться аппарат…». Что за повреждение, не указано, да и ТВ после подъёма «Курска» никаких повреждений не показало. А ведь это важнейшее обстоятельство, которое позволяет судить, можно ли было спасти 23 моряков-подводников в 9-м отсеке.

А на стр. 87 есть свидетельство того, что «…в Москву прибыл директор ЦРУ…». Это так, глава американской разведки Джордж Тенет действительно негласно прилетал в те дни в Россию. Зачем? Никаких комментариев по этому факту нет. Не потому ли, что в это время «Курск» уже лежал на дне и требовалось не допустить в работу версию причастности к ЧП иностранной АПЛ? А ведь она так и просилась. В районе учения были замечены иностранные субмарины. Когда «Курск» рухнул на дно, неподалёку от места аварии видели аварийный буй натовской раскраски, а чуть позже спутники зафиксировали заход одной иностранной подлодки в норвежский док для ремонта. После этого тогдашний министр обороны Игорь Сергеев попросил допустить наших экспертов на эту лодку, потому что была большая вероятность, что именно эта субмарина столкнулась с «Курском». Но американцы отказали. Не много ли странных совпадений?

Статья в тему:  Сколько стоит заклеить лодку пвх

Много, слишком много возникает вопросов… Остаётся надеяться только на то, что когда-нибудь всплывут документы, сегодня хранящиеся за семью печатями, проливающие свет на эту трагедию, без сомнения, повлиявшую на нашу жизнь. Конечно, если они не уничтожены, как и сама подлодка «Курск». 31 мая 2002 года начался подъём первого отсека. Длился он долго. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна, чтобы не оставить следов столкновения с американцами. Где теперь эти обломки, одному богу известно. А потом это место перепахали глубинными бомбами.

Зачем американцы следили за «Курском»?

Слежение за чужими подводными лодками – обычная практика. Однако «Курск» интересовал американцев особенно, и на это были свои причины.

Дело в том, что ранее АПЛ «Курск» поставила весь 6-й американский флот, базирующийся на Средиземном море, мягко говоря, в неловкое положение, а янки не прощают своих поражений.

Ещё в 1998 году атомный подводный ракетоносец был назначен на боевую службу в Средиземное море. Экипаж начал готовиться к походу, для чего сдал лодку второму экипажу и отправился на подготовку в учебный центр. Время было тревожное, наш флот ещё не вышел из стрессового состояния, а командование ВМФ торопилось показать товар лицом. Уже было доложено высшему командованию о перспективах такого похода. В итоге экипажу даже не дали закончить курс обучения и отозвали обратно. В общем, начались гонки со временем.

Статья в тему:  Где произошёл пожар на подводной лодке

Вскоре случилось неожиданное. В ночь на 25 марта 1999 года на Белград и Сербию обрушился мощный ракетно-бомбовый удар, в том числе и со стороны Средиземного моря. 6-й флот США показывал свои мускулы. До этого обстановка в этом регионе была тяжёлая, но такого не ожидал никто. Время торопило, и «наш ответ Дяде Сэму» мог дать только такой корабль, как «Курск» со своими сверхзвуковыми крылатыми ракетами. Недаром корабли такого класса были признаны «убийцами авианосцев». Американцы всегда уважали силу, если не сказать больше – уважали и боялись силу, способную им противостоять. Для усмирения аппетита авианосца «Теодор Рузвельт» и было решено отправить в Средиземное море «Курск».

Было ясно, что главной сложностью похода станет незаметный проход из Атлантики на оперативный простор Средиземного моря. Выйдя в Баренцево море, лодка погрузилась, легла курсом на запад. Первый этап плавания в Атлантике прошёл успешно. Экипаж притёрся к «железу», а лодка не подвела, показав все свои хорошие качества. Можно было приступать ко второму этапу похода.

Прибыв в район пролива Гибралтар со стороны Атлантики, командир «Курска» начал наблюдение и разведку для принятия решения. Здесь он и получил радио о том, что в Средиземном море ожидается смена авианосно-ударных групп. На смену авиа­носцу «Теодор Рузвельт», координирующему бомбёжку Югославии, шёл другой – «Дуайт Эйзенхауэр». Авианосцы, чтобы не вызывать любопытства прибрежных жителей, обычно проходили Гибралтарский пролив ночью. Этим и решил воспользоваться командир «Курска». Затаившись у входа в пролив, лодка ждала, пока в пролив не начала втягиваться огромная туша авианосца, а за ним с носа и кормы как сторожевые псы следовали корабли охранения. В их составе должна быть и подводная лодка, на что и рассчитывал командир АПЛ. Так, пристроившись за кормой авианосца, субмарина смогла пройти в Средиземное море.

Её появление стало для американцев неприятным сюрпризом. Среди офицеров 6-го флота США поднялась паника, какой не наблюдалось со времени противостояния с 5-й ОПЭСК ВМФ СССР. Все силы НАТО в Средиземном море были брошены на обнаружение и слежение за «Курском», что недёшево обошлось Штатам. Именно потому американцам было важно изучить характеристики «Курска» и записать её шумы, для чего лодке-шпиону требовалось подойти поближе. Кроме того, есть версия, что во время учений «Курск» должен был произвести пуск новой торпеды «Шквал», которая также интересовала американцев.

Статья в тему:  Сколько стоит прокат лодки в цпкио

sosizrygalov

Записки о государстве, которое хотят погубить

‘Wprost 24’, Польша

Американский след

Виктор Батер, перевод Инофорума

12 августа 2000 года американцы потопили русскую подводную лодку «Курск». Эта гипотеза, ранее почти единогласно отвергнутая, возвращается теперь, после вступления в президентство Владимира Путина в России. О нападении кораблей Военно-морских сил США говорит нам адъютант русского Генерального штаба. Внизу его отчёт. На следующих страницах оценки экспертов из Великобритании, Норвегии и Польши.

Версию о торпедировании «Курска» американской подводной лодкой представили в 2005 году канадские журналисты телеканала «History Channel» и французский режиссёр Жан-Мишель Карре в фильме «Курск — подводная лодка в мутной воде». Но авторы по-разному описывали учения в Баренцевом море, путая, в частности, роли американских кораблей. Они были согласны в одном — русские знали с самого начала о военных кораблях US Navy наблюдавщих за учениями, сразу после аварии подняли в воздух две эскадрильи самолётов для уничтожения подводных лодок. Бомбардировку убегающих американцев остановил личный приказ Владимира Путина. Канадцам и французам, однако, недоставало подтверждения представленных фактов. Нам удалось впервые встретиться с высокопоставленным офицером русских спецслужб, который — сохраняя анонимность — в своём рассказе о событиях в субботу 12 августа 2000 года в Генштабе в Москве подтверждает версию о так называемом американском следе, и тот факт, что с первых минут были проведены беспрецедентные российско-американские консультации на высоком уровне.

Раньше о торпедировании «Курска» американцами писали также некоторые русские эксперты. Но они были в России лишены права голоса. Несколько публикаций на эту тему появились лишь в малотиражных и сомнительных таблоидах, таких как «Версия — Совершенно секретно». В результате эти газеты были либо закрыты, либо их руководители прошли строгую проверку со стороны ФСБ.

Статья в тему:  Нужно ли платить налог с лодки

Канадцами тайно сделанные фотографии правого борта «Курска» с чётким, круглым входным отверстием от американской торпеды Mk48, в России были засекречены. За-то их можно найти на веб-сайтах, посвящённых катастрофе. Специалисты, которые придерживаются версии торпедирования «Курска» американцами, сходятся в одном: 12 августа 2000 года мир чудом избежал ядерного конфликта между двумя сверхдержавами, Россией и США, и начала третьей мировой войны. Вот альтернативная версия событий.

«Это было в субботу вечером, — вспоминает подполковник Андрей, тогда один из адъютантов Валентина Корабельникова, глава Главного разведывательного управления Генерального штаба (ГРУ). — Атмосфера в штабе, мягко говоря, была напряжённая. Мы знали, что «Курск» затонул. Но тогда это была секретная информация. Мы не знали подробностей. Адмирал Попов с крейсера “Пётр Великий”, который сделал первые доклад, говорил что-то о столкновении с иностранной подлодкой. Мы знали, что учения в Баренцевом море велись под внимательным наблюдением иностранных разведок, в том числе американцами, но нам не хватало конкретных данных».

По словам подполковника Андрея малая подводная лодка AS-15 быстро после катастрофы обнаружила «Курск». Но не было никакого решения о спасательной операции — хотя на борту были водолазы, способные работать на глубине до 200 метров. «Курск» лежал на 108.

«Мы думали, что экипаж погиб, не было никаких контактов с ними, — говорит подполковник. — Когда я варил Корабелникову кофе, зазвонил телефон. Командир побледнел, выслушал и пробормотал: “Буду в одно мгновение”. Кофе больше не хотел, оперся на стол и выпалил: “Эти американские говнюки затопили наш корабль, понимаешь? Будет война, лять, будет война! “Первый” (то есть Путин) приехал из Сочи, есть также Тенет. Если кто-нибудь об этом узнает — застрелю сам”».

Андрей признаётся, что в коридорах Генштаба говорили о неожиданном визите Джорджа Тенета — тогдашнего директора ЦРУ. Это была сенсация. О том, что Путин прервал только что начатый отпуск, знала только горстка людей. Андрей до сих пор боится, поэтому он не согласился чтобы было опубликовано его настоящее имя. «Ты читал Суворова, не так ли? — спрашивает он (имеется в виду Виктор Суворов — прим. перев.). — Знаешь, что ГРУ делает с предателями».

Статья в тему:  Как переоформить моторную лодку

Я спросил, почему он решил нарушить молчание. «Обременяет меня это, как камень, — говорит взвешивая слова. — Вокруг “Курска” скопилось так много лжи и слухов, и мало кто знает, что мир оказался на грани ядерного апокалипсиса, мы пожертвовали нашими во имя мира».

Офицер ГРУ с угрызениями совести? Андрей показывает мне документы. Из них следует, что на самом деле 12 лет назад он работал в Генеральном штабе. В отделении военной разведки. Уже пять лет в запасе.

Американец в Москве

Вернёмся к событиям 12 августа 2000 г. Тенет прибыл в Москву с посланием от Билла Клинтона и миротворческой миссией. Его задача — любой ценой не допустить эскалации конфликта. Обо всем Андрей узнает уже после встречи, в которой помимо Путина, Тенета и Корабельникова принимали участие глава Федеральной службы безопасности Николай Патрушев и министр обороны Игорь Сергеев.

Было принято решение: никакой информации для прессы. Первые сообщения о гибели корабля агентство ИТАР-ТАСС опубликовало только в понедельник. В понедельник также возвращается в Москву Тенет, уже не секретно.

«Это было беспрецедентное событие, — говорит капитан Виталий Доценко, который оставил службу после катастрофы «Курска» и в настоящее время преподаёт в Академии Генерального штаба. — Глава ЦРУ никогда не приезжал в Россию официально. Кроме того, я склонен полагать, что он был здесь не только один раз. Версия о его внезапной визите в субботу, весьма неожиданна».

Путин официально прервал отпуск через пять дней после аварии, 17 августа. До этого момента, говорит Андрей, хорошо смазанный механизм дезинформации делает своё дело. Любые предположения об «американском следе» были «торпедированы» вице-премьером Ильей Клебановым, который возглавлял правительственную комиссию расследования причин катастрофы.

«Во многом можно упрекать власти России, когда думаешь о тех днях полных надежды на спасение 23 моряков в девятом отсеке “Курска”, — говорит Андрей. — Моряки, которые пережили второй взрыв в торпедном отсеке, отдали свою жизни в обмен на мир и хорошие отношений между Россией и США. На самом деле, власти пожертвовали ими».

Статья в тему:  Гта вайс сити как пройти миссию трюки на лодке

Если бы тогда правда выявилась, могло случиться худшее. Тем более, что в своей последней записке, написанной незадолго до смерти в девятом отсеке «Курска», через два, три дня после катастрофы, один из матросов, Дмитрий Колесников, точно описал ход событий. Эта записка, в отличие от предыдущих, адресованных к семье, никогда не была обнародована и находится в секретном архиве ГРУ.

«Шквал» на море

О какой правде мы говорим? На основании показаний подполковника Андрея, а также на основе опубликованных документов и результатов расследования прокуратуры, можно с высокой степенью вероятности воссоздать события 12 августа 2000 г.

В 8 часов 51 минут капитан «Курска» Геннадий Лячин докладывает адмиралу Попову на «Пётр Великий» о готовности к запуску в рамках учений торпеды новейшего типа «Шквал». «Курск» находится на перископной глубине 18 метров. С этого момента Лячин дал приказ о тишине в эфире. Он знает, что за «Курском» следят две американские подлодки «Мемфис» и «Толедо». За его движениями также следят: спутники НАТО, норвежский разведывательный корабль «Марьята» и британский крейсер. Вокруг «Курска» собираются российские корабли, принимающие участие в учениях, чтобы обеспечить спокойствие экипажу судна перед запуском «Шквала».

Для русских — это великое событие. Торпеды «Шквал» должны быть проданы Пекину — китайские офицеры наблюдали за манёврами с борта «Петра Великого». «Для США продажа этих торпед Китаю была бы огромным ударом, это подорвало бы баланс в Азиатском регионе, — говорит Андрей. — Эти двухтонные ракеты развивают под водой скорость 500 км/ч, в то время как классические торпеды не развивают скорость более, чем 60 км/ч».

Всё это благодаря конструкции, разрешающей окружить торпеду воздушным пузырём. По мнению Андрея американцы пытались украсть секреты «Шквала», их операцию, однако, сорвали русские спецслужбы. Речь идёт о задержании за месяц до погружения «Курска» американского агента, бизнесмена, Эдмонда Поупа. Он хотел купить у конструктора торпеды планы «Шквала». Транзакцию прервал русский спецназ.

Статья в тему:  Как рыбачить с лодки на озере

Критические минуты

В Баренцевом море у американцев нет больше выхода и они рискуют, пытаясь сорвать запуск торпеды на глазах китайских офицеров. Небольшой по сравнению с «Курском» «Толедо» маневрирует вокруг российского корабля заслоняя видимость. «Мемфис» следит за всем на радаре на некотором расстоянии.

В 11 часов 28 мин. «Курск» был готов к запуску «Шквала». «Толедо» приблизился к нему на опасное расстояние, произошло столкновение. Тогда у россиян и американцев больше не выдерживают нервы. Гидролокатор «Мемфиса» регистрирует звук открытия торпедного люка «Курска». Чтобы предотвратить затопление «Толедо» торпедой «Шквал», капитан, «Мемфиса» выпускает торпеду Mk48.

Судьба «Курска» уже решена. Американская торпеда пробивает корпус корабля в задней части торпедного отсека, в непосредственной близости от командирского мостика. Это приводит к взрыву и зажиганию урана, возникает пожар. Огонь добрался к остальным 24 торпедам. Через 2 минуты и 15 секунд от удара Mk48 происходит огромный взрыв в торпедном отсеке. Уничтоженный «Курск» идёт на дно.
(Я видел этот канадский документальный фильм: там было сказано, что американская торпеда МК48 спроектирована таким образом, что всегда поражает капитанский мостик вражеской подлодки. Она пробивает корпус и затем взрывается внутри корабля, уничтожая его командный состав – прим. Сосипатра Изрыгайлова)

Сила взрыва была настолько велика, что его зафиксировали даже норвежские сейсмические станции. Ударная волна повредила также «Мемфис», выбросив из него спасательный буй. Россияне были уверены, что «Курск» затопил «американец», который, тем временем, сбежал в сторону Норвегии. Там он потом был обнаружен спутниками в ремонтном доке.

Побег «Мемфиса» — это лишь манёвр, чтобы отвлечь внимание от «Толедо», который с повреждениями после столкновения с «Курском» убегал в США. Пока русские об этом не знали, адмирал Попов отдал приказ покинуть место крушения, а сам вместе с китайскими офицерами вернулся на берег под Мурманском, откуда подал рапорт в Генштаб.

Статья в тему:  Как посадить собаку в лодку в майнкрафте

Генерал Корабельников отдаёт приказ о поисковой операции капитану подводной лодки АС-15. Тот быстро находит лодку, но все убеждены, что экипаж не выжил. На борту, однако, находятся 23 ядерные ракеты П-700 Гранит (одну «Курск» днём раньше выпустил в направлении мнимого противника). Чтобы не допустить захвата корабля и его ракет чужими боевыми единицами, адмирал Попов приказал систематически бомбардировать лодки глубоководными минами.

«Мы были убеждены, что произошло столкновение с иностранным судном, а взрыв в торпедном отсеке произошёл в результате столкновения с дном, — говорит подполковник Андрей. — Американцы, однако, сразу же признались, что действительно произошло, отправив к нам Тенета с секретной миссией. Это был шок. Только благодаря Путину не было ядерной контратаки, хотя многие адмиралы до сих пор бросают ему серьёзные упрёки, что надо было отвечать, а не торговаться».

Затирание следов

Тенет признаёт, что «Мемфис» в панике, первым открыл огонь. Американцы и россияне ищут выхода из кризисной ситуации. Путин, который был тогда президентом менее чем полгода, решается на спираль лжи. Власти сначала уверяли, что «Курск» погиб в воскресенье, а не в субботу, что никто не выжил из-за взрыва и пожара, что на борту судна не было ядерного оружия. Не было ни слова об иностранных кораблях в Баренцевом море; о блокированных в девятом отсеке 23-х моряках, которых можно было спасти; о ядерной угрозе; о включённых на полную мощность как во время атаки двигателях «Курска».

Несколько адмиралов, которые пытались представить, иную чем официальная версию событий, были уволены со службы. А официальная версия гласит, что на борте «Курска» была утечка топлива из одной 30-летней учебной торпеды ПВ 65-76 «Кит».

Адмирал Валерий Рязанцев, возглавлявший правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, утверждает, что торпеды «Кит» плохо использовались. «Пока они перед учениями лежали спокойно на складе, ничего плохого с ними не происходило, — утверждал адмирал. — Но переход в состояние боевой готовности требовал от экипажа соответствующей подготовки и предохранение торпед, чего не произошло. Экипаж совершил ошибку, которая стоила жизни 118 подводникам».

Статья в тему:  Кокпит лодки что это

По его версии в торпедах, среди прочего, не были обеспечены клапаны с сжатом воздухом. Хуже того, экипаж первого торпедного отсека не закрыл вентиляционные люки, ведущие ко второму торпедному отсеку. Когда произошёл взрыв торпеды в первом отсеке, ударная волна проникла через клапаны в соседний отсек.

«К-141 «Курск», с затопленным первым отсеком и серьёзно повреждённым вторым, ударился обо дно со скоростью три узла под углом 40-42 градуса, что привело к разрушению торпедных аппаратов 1, 3, 5 и 6, и взрыву находящихся в них торпед», — говорится в окончательном отчёте Рязанцева. Командование Военно-морского флота объясняло, что использование старых торпед на ультрасовременной подводной лодке было продиктовано экономическими соображениями.

Часть материалов исследования была засекречена. Доступ к обломкам «Курска» после подъёма был ограничен. С правой стороны видна, однако, чёткая, очень протяжённая вмятина — след после удара торпеды Mk48. После подъёма лодка с этой стороны была сфотографирована только один раз. После извлечения останков 118 членов экипажа, «Курск» был очень быстро утилизирован. Пощадили только командирский мостик, который три года назад стал частью памятника погибшим морякам.

«Американский след» был удалён из списка официальных версий. После второго визита главы ЦРУ в Москву, США аннулируют российский долг и дают Москве долгосрочный кредит в размере 10 миллиардов долларов. Дело «Курска» было официально закрыто. Любые попытки получить комментарии в пресс-службе русской военной разведки, Генштабе или Министерстве иностранных дел кончались неудачей: «Нам это не известно, ничего подобного мы не можем подтвердить».

И сразу же ответный вопрос: «А вы откуда обо всём этом знаете?!»

Как утверждает Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги, для Путина самым важным было тогда поддержание хороших отношений с Соединенными Штатами. Перезагрузка отношений на линии Москва-Вашингтон находилась под угрозой, как никогда раньше. Прагматизм взял верх над эмоциями. Путин не подчинился давлению со стороны военных ястребов.

Тайна гибели подлодки “Курск” нашлась в НАТО. Идёт яростный торг?

Гибель “Курска” – одна из самых страшных трагедий двух последних десятилетий. И сказанное адмиралом Вячеславом Поповым полностью меняет картину произошедшего. Виновника трагедии следует искать в НАТО, уверен Попов. Но и это ещё не конец истории.

Статья в тему:  Как рыбачить с лодки на озере

В момент трагедии адмирал Вячеслав Попов занимал должность командующего Северным флотом. Спустя 20 лет после катастрофы с “Курском” он смоделировал ситуацию и объяснил, почему затонула подлодка. Сказанное Поповым вошло и в известный фильм о трагедии, вышедший несколько месяцев назад. На своей версии Попов настаивал и в беседе с “РИА Новости”.

В поисках иностранной подлодки

По мнению Попова, в гибели русских подводников виноваты страны НАТО. Адмирал убеждён, что “Курск” затонул после столкновения с иностранной подлодкой.

Русский военачальник привёл важное доказательство. Дело в том, что в момент трагедии был получен сигнал SOS из того района, где тонул “Курск”. Однако военный уверен, что его подавала не русская субмарина, а иностранная, которая также получила повреждения в результате столкновения.

Подлодку, которая могла столкнуться с “Курском”, обнаружили позже у берегов Норвегии. “И она какое-то время находилась на грунте и восстанавливала свою способность двигаться”, – рассказал адмирал в интервью.

По версии Вячеслава Попова, скорее всего, иностранная подлодка следила за манёврами “Курска”. Потом связь была потеряна, и на субмарине решили приблизиться, чтобы продолжить слежку. Однако иностранные подводники не рассчитали и столкнулись с русской подлодкой.

Адмирал уточнил, как могла произойти трагедия.

“Курск” совершает какие-то действия, манёвр какой-то или действия технические, что у него меняется, или пропадает, или снижается уровень шумности. Он перестаёт его видеть, он стремится подскочить, чтобы услышать снова, чтобы контролировать. А он в это время совершил поворот – вот тебе на, вот тебе столкновение. Ну, я моделирую.

Свидетельства американца

В мае прошлого года в американском сетевом издании “Интерсепт” вышел материал о трагедии “Курска”, в котором сотрудник Агентства нацбезопасности США настаивал, что информация о проблеме на нашей подлодке оказалась в распоряжении Осло за 3,5 часа до того, как Северный флот ВМФ России узнал о происшествии. Другими словами, 3,5 часа военные в Осло наблюдали, как гибнут наши моряки, и ничего не предпринимали. И это снова отсылает нас к версии участия НАТО в трагедии.

Статья в тему:  Кокпит лодки что это

Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов в беседе с Царьградом подтвердил, что подобное могло произойти.

Вполне возможно, что норвежцы получили какие-то данные со своих сейсмических станций, которые находятся поблизости, или с судна “Марьята”, которое находилось рядом. Такой вариант тоже не следует исключать,

– сказал эксперт, добавив, что экипаж на этом судне полностью американский.

С другой стороны, не следует забывать и о реалиях того времени: 20 лет назад в наших ведомствах, в том числе в Минобороны России, запросто сидели американские советники, которые “говорили, что надо резать и как”, отметил Блытов. А резать нужно было “всё, что мешает американцам в море”. В продолжение темы Блытов добавил, что если норвежцы действительно первыми получили информацию о “Курске”, то они наверняка сразу информировали США. С другой стороны, Блытов заметил: есть вероятность, что и наши военные сразу поняли, что на борту “Курска” есть проблемы. Однако сначала пытались проверить информацию, а потому время было потеряно.

Яростный торг

Военный корреспондент Дмитрий Стешин поделился своими воспоминаниями по следам высказываний Попова. Он полагает, что адмирал в отставке не случайно напомнил Западу про старый должок с “Курском”. Только так можно объяснить обнародование этой информации спустя 20 лет.

Стешин и сам в своё время пытался выяснить, что же произошло с подлодкой. Вопрос задал вице-адмиралу, с которым был дружен:

Мы очень крепко подружились – ровесники, куча общих интересов и так далее. Но на вопрос, что случилось с “Курском”, он отвечать не стал. И я его прекрасно понял и больше к этой теме не возвращался.

Дмитрий Стешин считает, что множество деталей гибели подлодки, действительно, остались за кадром. А информация и сейчас выдаётся дозированно:

Где-то идёт яростный торг за российские интересы и зоны влияния и “наши мёртвые нас не оставят в беде”.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: