1 просмотров

Кто изобрел надувную лодку

Как появилась лодка и весло?

Лодка почти не изменилась с древнейших времён до наших дней. Острый нос, углубление для размещения гребца, лопатообразное весло — так выглядела лодка наших предков, таков общий облик и современной лодки. А изготовлена она может быть разными способами и из разных материалов — будь то цельный ствол дерева или отдельные доски, каркас, обтянутый шкурой или современным водонепроницаемым материалом, кора или пластик.

Плот — плод наблюдений

В основе всех открытий и изобретений с древнейших времён до наших дней лежит любопытство и наблюдательность. Изобретатели черпают идеи из природы. Древние люди заметили, что упавший в воду ствол дерева не тонет и даже удерживает животное, попавшее в поток.

Схватившись за плавающее бревно, человек тоже удержится на плаву. Если связать несколько брёвен, можно на этом сооружении плыть, не погружаясь в воду. Так люди изобрели плот. Большой плот удержит несколько человек с грузом.

Когда появился плот?

Время изобретения плота подсказывает история Австралии. Первые люди появились там около 40 тыс. лет до н. э. Преодолеть большое расстояние от ближайших островов до Австралии без плавсредств невозможно.

И переселенцы, австралийские аборигены, вероятно, с детьми и поклажей, явно доплыли туда не на брёвнах. Вывод: люди плыли на плотах, следовательно, возраст плота более 40 тыс. лет.

Статья в тему:  Лодка куда ставится ударение

Водный транспорт

Древним людям приходилось кочевать в поисках мест, где охотники ещё не переловили дичь, а собиратели не обобрали растительность. Свой скарб было жалко бросать при переезде, но и тащить на себе по бесконечным степям или через непролазные джунгли тяжело. Ещё не были изобретены колесо и повозка, и даже лошадь ещё не была приручена, да и дорог не было. Но везде были реки, по которым можно путешествовать со всем скарбом на плотах. Плыли по течению на мелководье, вдоль берегов, управляя плотом с помощью шеста — длинной палки, которой упирались в дно.

Вместо утиной лапы

Возможно, плот изначально использовали только как платформу для рыбалки, чтобы ловить рыбу в удалении от берега, на глубине, превосходящей человеческий рост. Но плот относило течением, а двигать плот шестом против течения было трудно. Человек заметил, что водоплавающие птицы плывут, загребая перепончатыми лапами, и вырезал из дерева замену «гребной лапы» — плоскую доску для гребли и управления плотом. Так появилось весло, с которым можно было двигаться и по течению, и против него и ловить рыбу не только у берега.

Превращение бревна в лодку

Неизвестно, до чего наши предки додумались раньше — связать несколько брёвен или слегка обработать одно, чтобы на нём плыть. Чтобы переправиться через поток, древний человек мог срубить лёгкое дерево, очистить ствол от ветвей, лечь на него и плыть, загребая руками.

Статья в тему:  Сколько стоит yamaha axis 50

Плыть было удобнее тонким концом бревна вперёд, и человек понял, что, если заострить носовой конец бревна, легче будет «взрезать» поток. Лежать проще на плоской поверхности, и пловец стесал горбыль бревна-лодки. А ещё лучше сидеть внутри бревна, чтобы вода не заливала и крокодилы не достали, — надо выдолбить или выжечь углубление для гребца. Края выдолбленного бревна распирали палками. Так из бревна получалась лодка-долблёнка. В долблёнке, называемой также челном, однодеревкой или каноэ, помещалось обычно до трёх человек, но из стволов огромных деревьев делали лодки на десятки человек.

Надувная лодка

Надувная резиновая лодка — плавсредство, представляет собой надувную конструкцию для плаванья по поверхности воды. Простое и популярное решение для передвижения по воде на небольшие расстояния.

Часто применяются при охоте и рыбалке, отдыхе на воде. Лодка с тентом — надувной спасательный плот, входит в оснащение практически всех судов. На военной службе надувные мотолодки используются для морских десантов и тайных диверсионных вылазок.

Надувные резиновые лодки появились в XIX веке. В 1840-х годах Питер Халкетт сконструировал так называемое лодку Халкетта для британских исследователей в Арктике.

В настоящее время для производства надувных лодок, чаще всего используется синтетическая (полимерная) ткань, которая по своим эксплуатационным свойствам превосходит резину. На смену лодкам из резины и «тентовых» тканей пришли надувные лодки из специальной лодочной ткани на основе армированного поливинилхлорида. Лодки изготавливаются из высококачественной ПВХ-ткани — масло-, бензо-, износостойкой и не подверженной влиянию ультрафиолетового излучения. В современных моделях надувных лодок применяется пятислойная ткань, состоящая из одного армирующего слоя, двух герметизирующих и двух защитных слоев. Весовая плотность ткани варьирует от 750 г/м 2 для малых гребных лодок до 1100 г/м 2 и более для моторных лодок длиной от 360 см.

Статья в тему:  Чем покрывают подводные лодки

По вариантам использования делятся на лодки общего применения (любительские) и лодки специального назначения (патрульно-спасательные, армейские и т. д.).

По классу движителя делятся на гребные и моторные лодки. В некоторых моделях гребных лодок предусмотрен навесной (съёмный) транец, допускающий установку лодочного мотора.

Конструктивно делятся на сланевые плоскодонные лодки, лодки с разборными пайолами и надувным килем, лодки с надувным жёстким дном (англ. air desk) и лодки с жестким корпусом и надувными баллонами (англ. Rigid Inflatable Boat или RIB).

Плоскодонные надувные лодки характеризуются наименьшим весом и габаритами транспортировочной сумки, минимальным временем приведения в рабочее состояние. Минимальную жесткость днищу придает слань (настил) из водостойкой фанеры. Прямоугольные элементы настила монтируются в предусмотренные для этого тканевые пазы на внутренней стороне днища.

В лодках с жёстким дном (разборными пайолами) используется дополнительный баллон, расположенный продольно между пайолами и внутренней стороной тканевого днища. Давление воздуха в этом баллоне придает днищу лодки килеватость, что делает ее более комфортной при движении в режиме глиссирования. Пайолы изготавливают из водостойкой фанеры или анодированного алюминия.

На лодках с надувным жёстким дном вместо пайол используется настил из специального материала с поперечными волокнами (англ. Double Wall). В это днище нагнетается воздух под достаточно высоким давлением. Вес таких лодок, время приведения в рабочее состояние и жёсткость днища меньше, чем у лодок с пайолами.

Статья в тему:  Как освободить лодку год оф вар

Наилучшими мореходными характеристиками отличаются лодки с жёстким корпусом (RIB) и надувными баллонами по периметру лодки (за исключением кормовой части). По сути, это гибрид надувной лодки и катера с цельнопластиковым корпусом. Баллоны предохраняют лодку от опрокидывания на виражах и удерживают судно на плаву при движении в водоизмещающем режиме. При глиссировании лодка соприкасается с водой только днищевыми поверхностями.

Лодка

Лодка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Виды лодок
    • 2.1 Лодки из дерева
    • 2.2 Надувные лодки
    • 2.3 Лодки из металла
    • 2.4 Лодки из пластика
    • 2.5 Лодки комбинированные
  • 3 Особенности конструкции
  • 4 Основные характеристики
  • 5 Эксплуатация и хранение
  • 6 Правила регистрации лодок
  • 7 Видео
  • 8 См. также
  • 9 Источники

История

Средства для передвижения по воде создавались людьми и в самые отдаленные времена, причем выполнялись они из тех материалов, которые на тот момент человек мог обработать и приспособить. Самые простейшие лодки изготавливали из тростника или папируса, совершая плавание на них не только по рекам и озерам, но при наличии паруса и по морям. Позднее люди научились выдалбливать плавучие средства из ствола дерева, используя для этого дуб или ливанский кедр. Изготавливали их и из надутых воздухом шкур животных, и из кожи на костяном или деревянном каркасе. Основным условием для лодки тех времен была ее способность не тонуть. И только несколько веков спустя люди стали приспосабливать плавучие средства для рыбалки.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка выдра

Эволюция таких лодок также развивалась в зависимости от материалов, которые человек научился обрабатывать в то или иное время. Конструкция плавучих средств становилась сложнее, а для их постройки применялись более усовершенствованные материалы. Долбленые и сколоченные из досок лодки сменили скрепленные между собой баллоны, накачанные воздухом. Именно они стали прототипом надувных конструкций, которые совершили настоящий переворот в маломерной рыболовной отрасли. Конечно, те далекие предки кардинально отличались от современных лодок из ПВХ: сегодня эта продукция значительно привлекательнее по внешнему виду, имеет лучшие эксплуатационные качества и гораздо надежнее.

С середины XX-го века началось массовое производство металлических лодок, и любители рыбной ловли смогли приобретать в свое пользование пусть небольшое, но настоящее судно, которое наилучшим образом было приспособлено для удачной рыбалки. Такие модели маломерных судов из металла, как «Казанка» и «Воронеж» тысячами появились на водоемах и стали новой вехой в развитии технологий для рыболовства.

Открытие материалов из полимера привело к тому, что на поток был поставлен выпуск пластиковых лодок. Позже в продаже появились специальные маломерные суда, которые оснащались приспособлениями, необходимыми для рыбалки: устанавливались отдельные рундуки для складирования пойманной рыбы и перевозки, хранения живцов, а также крепления для снастей.

Виды лодок

Современные лодки, предназначенные для любительской ловли, подразделяются на несколько видов.

Лодки из дерева

Относятся к самым древним плавучим средствам, при изготовлении которых мало что изменилось за прошедшие столетия. Рыболовы-умельцы при строительстве лодок используют фанеру или специальным образом подготовленные оструганные доски, такие конструкции достаточно крепкие и надежные и служат хозяевам не одно десятилетие.

Статья в тему:  Сколько стоит билет на подводную лодку

В каждом регионе существуют свои традиции изготовления деревянных лодок, именно этим и обусловлено обилие разнообразных моделей. Ведь каждый рыболов-любитель стремится приспособить свое творение под местные условия ловли.

По сей день деревянные лодки являются одним из основных атрибутов многих любителей рыбалки, проживающих в сельской местности, и тех, чей населенный пункт расположен рядом с большим водоемом.

Надувные лодки

Эластичная резина, из которой начали изготавливать надувные лодки, появилась в 19-м веке, ее прототипом стала водонепроницаемая ткань, пропитанная соком каучукового дерева, произраставшего в Южной Америке.

Создаваемые в течение долгих лет маломерные суда для рыбалки из прорезиненной ткани, были очень тяжелыми и недолговечными, но в прошлом веке обладатели настоящих переносных лодок среди рыболовов-любителей считались счастливчиками и становились кумирами.

С течением времени изменялись и совершенствовались материалы и технология их изготовления: появились ткани из ПВХ (поливинилхлорида) и методы их сваривания. Это привело к тому, что лодки из этого новейшего материала стали основным атрибутом в арсенале рыболовов и постепенно вытеснили другие виды маломерных судов. Плавучие надувные средства из ПВХ имеют устойчивое днище, а оснащенные мощным мотором, значительно превосходят по своим эксплуатационным характеристикам лодки пластиковые и металлические. Сейчас они широко используются не только рыболовами и охотниками, но служат и патрульными, спасательными средствами.

Лодки из металла

За последние годы популярность лодок, производимых промышленностью из алюминия, дюралюминия и стали, то взлетала на недосягаемую высоту, то наблюдался ее резкий спад. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что на рынке плавучих средств появлялись суда из других инновационных материалов, что и приводило к значительному снижению продаж металлических лодок.

Статья в тему:  Какие струны подойдут для yamaha f310

Маломерные суда для рыболовства из алюминия и его сплавов обладают сравнительно небольшим весом и удобством при транспортировке, они не требуют особого ухода и несложны в ремонте. При правильной и грамотной эксплуатации такие лодки способны прослужить не один десяток лет.

Но у них имеется один существенный недостаток в виде «гремучести», так как даже при малой волне вода, бьющаяся о борт лодки способна отпугнуть рыбу на несколько метров. Хотя в последнее время конструкторы стараются устранить эти отрицательные качества, и им это удается, примером может служить все та же знаменитая «Казанка». К тому же металлические лодки имеют достаточно высокую цену, поскольку при их изготовлении используются довольно сложные и трудоемкие технологии производства.

Лодки из пластика

Плавучие средства из полимеров выпускаются современной промышленностью в широчайшем ассортименте и имеют многочисленные достоинства:

  • Материал, из которого изготовлен корпус, не гниет и не подвергается воздействию коррозии даже в соленой воде;
  • Непотопляемость. Даже если такую лодку заполнить водой, она не утонет, поскольку в корпусе предусмотрены пустоты, удерживающие ее на плаву при любых условиях;
  • Сравнительно невысокая стоимость;
  • Хорошая проходимость. Пластик позволяет производить лодки, имеющие различную форму и конфигурацию дна. Судно с плоским дном способно беспрепятственно передвигаться по мелководью и местам, заросшими водорослями.

Однако и у пластиковых лодок имеются минусы – это большой вес, который не уступает массе металлических аналогов, и недолговечность. Корпус из пластика довольно быстро приходит в негодность, особенно при частых ударах о твердую поверхность, причем самостоятельно такую модель починить вряд ли удастся.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка риб

Лодки комбинированные

Сейчас на водоемах все чаще появляются небольшие рыболовные лодки, для постройки которых применяются разные виды материалов, например, комбинируются полимеры и деревянные элементы.

Наиболее популярными стали средства, в создании которых используется влагостойкая фанера, обычно бакелизированная, с покрытием из стеклоткани с эпоксидными наполнителями. Такие лодки обычно строят народные умельцы-любители рыбной ловли, хотя и промышленность выпускает аналогичные модели.

Комбинированное маломерное судно обладает чрезвычайной легкостью, надежностью при эксплуатации, непотопляемостью, благодаря вкладкам из пенопласта, и долговечностью.

Простота изготовления и пластичность материалов позволяет рыболову создавать уникальные лодки, которые полностью приспособлены для рыбалки и отвечают его собственным запросам. К минусам комбинированных образцов можно отнести хрупкость корпуса.

Особенности конструкции

По бокам (бортам) большинства лодок имеются уключины для вёсел, что позволяет совершать медленные (или бесшумные) перемещения, а также двигаться в случае отказа мотора.

Место крепления мотора к лодке — транец — представляет из себя плоскую вертикальную стенку (борт) толщиной 1—3 см в задней части (корме) судна, высотой около 30—50 см над поверхностью воды и 10—20 см под водой. Ширина транца в зависимости от класса и ширины судна составляет от 30—50 см до 1 метра, на широкий транец большой лодки можно установить одновременно два мотора (соединив их тягами для синхронного управления или управляя одновременно правой и левой руками). Возле транца справа и слева предусмотрены сиденья для водителя (рулевого). На больших лодках дистанционное управление может быть выведено в переднюю часть судна.

Статья в тему:  Какую длину лодки выбрать

Лодочный мотор «надевается» сверху скобами крепления на транц и закрепляется (прижимается) винтами аналогично струбцине. Размеры моторов (по крайней мере одного класса мощности) и их управление практически стандартизованы, так что большинство лодок и моторов совместимы.

Основные характеристики

  • Грузоподъемность лодки – определенный вес на транспортировку которого рассчитана лодка. На грузоподъемность влияют транспортировочные свойства, габариты и вместимость.
  • Пассажировместимость лодок основывается на грузоподъемности. К примеру, лодка грузоподъемностью 120 кг предназначена для одного человека, а грузоподъемности в 500 кг хватит для четырех-пяти человек. Естественно, что в четырехместную лодку, при большом желании, можно поместить и восемь человек, но в плане удобства и безопасности это категорически не рекомендуется.

Эксплуатация и хранение

Для того чтобы лодка не поцарапалась и не вышла из строя, ее следует переносить в поднятом положении, не волоча изделие по земле. Лучше для этих целей использовать тележку на колесиках.

На морозе материал может затвердеть, поэтому в холодную погоду следует проявлять особое внимание к устранению факторов, способных навредить лодке. Хранить изделие следует в подвешенном состоянии, дабы его не испортили крысы или мыши.

Если вдруг произошла аварийная ситуация, ремонт лодок допустимо совершать на месте, следуя четким рекомендациям производителя. Если же ситуация более серьезная, то придется обратиться в мастерскую, дабы ремонт был выполнен максимально качественно. Грязь и песок приводят к преждевременному выходу из строя лодки.

Статья в тему:  Какую лодку выбрать для моря

Поэтому после каждого использования лодки ее элементы следует тщательно вымыть водой. Лучше собирать и разбирать элементы изделия на плотном куске полиэтилена.

Правила регистрации лодок

Согласно Федерального закона Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». К маломерным судам относятся: катамараны, гидроциклы, байдарки, катера, яхты, моторные и гребные лодки.

Регистрации не подлежат:

  • надувные безмоторные лодки массой до 200 килограммов включительно;
  • моторные лодки массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10,88 л.с.) включительно.

В 2014 году отменено получение прав на моторы от 5 л.с. Если мощность двигателя маломерного судна превышает 8 кВт (10,88 л.с.) необходимо иметь удостоверение на право управления маломерным судном.

При приобретении маломерного судна владелец обязан зарегистрировать его в течение 10 дней со дня покупки. Стоит отметить, что в ГИМС обращают внимание на мощность в киловаттах, которая указана в паспорте мотора!

Необходимые документы:

  • документы на судно (договор купли-продажи, дарения или генеральная доверенность, товарный чек (накладная);
  • технический паспорт на судно;
  • технический паспорт на мотор (если есть);
  • регистрационная карточка-заявление;
  • удостоверение личности владельца;
  • квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию и выдачу судового билета.

Процедура регистрации

  • Необходимо привезти лодку и мотор на осмотр в ГИМС. Лодка для осмотра должна быть надута.
  • Инспектор составляет Акт осмотра.
  • Заявление на регистрацию вместе с копиями документов о покупке передаются инспектору.
  • Через одну – три недели получаете судовой билет.
  • Необходимо нанести на корпус лодки бортовые номера.
Статья в тему:  Лодка куда ставится ударение

Видео

«За бортом по своей воле». Как простой врач пересек Атлантику на надувной лодке и доказал всем свое бесстрашие

«Лента.ру» продолжает рассказывать о знаменитых путешественниках, землепроходцах и первооткрывателях. Новым героем стал молодой французский врач Ален Бомбар, переплывший Атлантический океан на резиновой шлюпке и доказавший, что выжить после кораблекрушения возможно. О сражениях любителя приключений с водной стихией и 65-дневной диете из планктона — в материале «Ленты.ру».

Благие намерения

Переплыть Атлантический океан на резиновой лодке без еды и воды француз Ален Бомбар решил неслучайно. Однажды в 1951 году, будучи еще никому не известным молодым врачом, Бомбар дремал во время ночного дежурства в госпитале в графстве Булонь. Внезапно раздался телефонный звонок. Траулер «Нотр-Дам-де-Пейраг» разбился после столкновения с молом Карно — гидротехническим сооружением, защищающим берег и порт от сильных волн.

Никто не ожидал катастрофы и серьезных последствий: ветра нет, море тихое, а значит эвакуироваться с промыслового судна не составит труда. Но, зайдя в приемный покой, Бомбард увидел ужасающую картину. «Сорок три человека, наваленные друг на друга, словно растерзанные марионетки, лежали передо мной — все босиком и все в спасательных поясах», — вспоминал мужчина. Несмотря на оперативную помощь, никого из членов экипажа не удалось вернуть к жизни. Просчет был ничтожным, но в результате привел к 43 трупам и 78 сиротам.

Статья в тему:  Сколько стоит yamaha axis 50

Почему эти люди погибли, находясь всего в сотне метров от суши? Почему им не помогли спасательные жилеты? Как тогда возможны истории знаменитых путешественников, которые могут неделями искать спасения в открытом море без пропитания? И это при том, что, согласно статистике, ежегодно умирают до 50 тысяч человек, уже находящихся в спасательных шлюпках.

Ален Бомбар и французский актер Жан Маре в надувной лодке на озере в Париже, 1953 год

Фото: Jean Jacques Levy / AP

Эти вопросы беспокоили молодого врача и стали отправной точкой для авантюры, изменившей его жизнь. Он предположил, что в кризисной ситуации человек способен выйти за грани физиологических рамок, которые медики определили как допустимые для выживания.

Тогда Ален Бомбар решил смоделировать ситуацию, максимально приближенную к кораблекрушению, и на собственном опыте доказать, что возможностей нашего организма хватит на длительное трансатлантическое плавание в экстремальных условиях.

Подготовка

Экспедиции предшествовала тщательная подготовка. Бомбар месяцами занимался лабораторными исследованиями в Океанографическом музее Монако, изучал химический состав морской воды, физиологию разнообразных рыб и виды планктона. Он выяснил, что большинство морских обитателей на 80 процентов состоят из пресной воды, так что выжатым из их тела соком можно утолить жажду. Также для питья в небольших количествах подходит морская вода.

Отдельной эпопеей в подготовке стало продумывание конструкции плота. Переговоры с инженером постоянно откладывались, в расчеты приходилось вносить многочисленные правки. Изготовление продлилось несколько недель. В итоге для плавания соорудили лодку с закругленным носом, длиной четыре с половиной метра, шириной — почти два.

Статья в тему:  Чем покрывают подводные лодки

Бомбар никак не мог найти попутчика среди знакомых и дал объявления в газетах. Однако его затею почти никто не воспринял всерьез, и чаще всего ему писали либо потенциальные самоубийцы, желающие обрести покой посреди Атлантики, либо шутники с просьбами взять на борт тещу или начальника. «Я очень хороший попутчик, к тому же я дам вам разрешение съесть меня, когда вы проголодаетесь», — писали ему в письмах. Но спустя некоторое время подходящая кандидатура была найдена в лице Джона Палмера, безработного яхтсмена из Панамы.

Для начала мужчины решили организовать пробное плавание из Монако на Майорку, однако спустя две недели эксперимента Палмер отказался принимать дальнейшее участие в экспедиции. До конца так и неясно, что остановило бывшего яхтсмена. Что бы это ни было, страх за свою жизнь или нежелание славы, но в назначенный день отплытия он так и не явился. Бомбар отправился в океан в одиночку.

Ален Бомбар погружается в лодку «Еретик», на которой он совершал плавание

Фото: Charles Hewitt / Picture Post / Hulton Archive / Getty

Вокруг затеи молодого врача был ореол скептицизма и легкой иронии. Его называли еретиком, пророчили смерть в первую неделю и советовали вместо морского справочника взять с собой молитвенник. А как еще охарактеризовать человека, возомнившего, что он сможет переплыть океан на неуправляемой посудине, питаясь одними дарами моря? Но это не останавливало воодушевленного француза, и в ответ на нападки он лишь назвал свое судно «Еретиком».

Статья в тему:  Как освободить лодку год оф вар

«Даже опытные моряки на кораблях не считают, что они всегда могут справиться с бушующим морем, ветрами и течениями. И в то же время какой-то новичок без колебаний доверяет свою жизнь и жизнь своего товарища обыкновенной ореховой скорлупке, которая не была даже осмотрена морским инспектором!» — писали в газетах.

Посреди океана

Утром 19 октября 1952 года Бомбар покинул столицу Канарских островов Лас-Пальмас. На торжественном отплытии его провожали жена с новорожденной дочерью.

Маршрут для путешествия был выбран неслучайно. Атлантический океан идеально подходил для планов Бомбара: он достаточно большой, чтобы наверняка доплыть до какой-нибудь суши за два месяца, но при этом на пути ему встретится минимум «соблазнительных» для остановки островов. Бомбар плыл по следам Христофора Колумба, который следовал из Испании в Гран-Канарию, а затем к островам Зеленого Мыса и Антильским островам. Ему помогали пассаты, которые несколько веков назад подгоняли каравеллы первооткрывателя в сторону Америки.

В первые же дни авантюриста настиг шторм. Все, что он мог делать в шлюпке, которую мотало из стороны в сторону, — это вычерпывать воду шляпой, так как взять черпак он забыл. Спустя несколько часов обессиленный Бомбар потерял сознание и очнулся уже в почти затопленном судне, которое всего лишь на пару сантиметров показывалось над поверхностью. Едва буря стихла, случилась новая беда. У «Еретика» лопнул парус, который пришлось заменить на запасной. Но и он вскоре пришел в негодность из-за очередного порыва ветра. Оставшиеся 60 дней пути врач шел с зашитым вручную парусом.

Статья в тему:  Сколько стоит билет на подводную лодку

Здесь не было ничего общего со Средиземным морем, этим часто посещаемым людьми цивилизованным озером, воды которого бороздят многочисленные суда. Покинув испытательную площадку Средиземного моря, я плыл теперь по бескрайнему океану

Помимо непогоды сохранности надувного плота угрожали морские обитатели. Резину могла запросто проткнуть рыба-меч, а как-то ночью неизвестное существо отгрызло часть тента. Однажды путешественнику пришлось отмахиваться веслом от акулы, так и норовившей вцепиться в него зубами. Еще более опасными оказались ракушки, которые гнездились на клееных швах лодки и стремительно прорастали, что неизбежно вело к разрыву резины. Понимая, что даже самая маленькая поломка может привести к концу не только его эксперимента, но и жизни, каждый день француз выделял час на осмотр и починку шлюпки.

На борту плота царила строгая дисциплина. Осознавая, что тянущееся бесконечно время стирает грань адекватного восприятия реальности, Бомбар придерживался заранее продуманных ритуалов: сверялся с системой навигации, отслеживал свое состояние, добывал пищу и читал книги. Он понимал: когда весь мир сужается до размеров лодки, в которой невозможно встать в полный рост, единственный способ не сойти с ума — упорядочить свой день.

Диета

Бомбар из принципа не взял с собой удочки и сети, а обходился подручными материалами и соорудил импровизированный гарпун из ножа и весла, для крючков использовал кости первой добытой рыбы. Поначалу ему не везло с рыбалкой — в прибрежных водах водится в основном всякая мелочь, которую довольно трудно поймать.

Статья в тему:  Какую длину лодки выбрать

Но, отплыв дальше в открытый океан, мужчина поразился обилию абсолютно непугливой рыбы, которая легко клевала и была вполне съедобна в сыром виде. По утрам путешественник собирал урожай: за ночь на крохотный борт шлюпки выбрасывалось от пяти до 15 летучих рыб. Лучшие из них были лакомством на завтрак, остальные отправлялись в запас.

Фото: Charles Hewitt / Picture Post / Hulton Archive / Getty

Ловил он и птиц, поедая их сырыми и обгладывая кости и хрящи. В новый рацион также вошел планктон, который, по мнению Бомбара, был способен уберечь от цинги. Взятая с собой коробка с аварийным запасом так и осталась нераскрытой.

В течение всего плавания мужчина придерживался строгого распорядка дня. Напрашивается вопрос: а какой смысл соблюдать расписание завтраков и ужинов посреди океана? По словам самого Бомбара, «каша» из приемов пищи — это лишняя нагрузка на желудок, который привык переваривать еду в определенное время.

Через некоторое время француз изучил повадки всех животных, которые встречались на его пути. Черная птичка качурка-буревестник обычно садилась с правой стороны кормы, а стайка из шести дорад всегда плыла рядом, но настороже — как бы не быть пойманной.

Проблемная высадка

Спустя месяц в открытом океане обессилевший Бомбар начал замечать признаки долгожданной земли: то по ветру пролетал лист с дерева, то паутинка, то бабочка! До суши оставалось всего несколько десятков миль, которые плот не мог преодолеть из-за штиля. Однако земля не спешила показываться, и мучительное ожидание растянулось на недели. Пусть и нескоро, но чудо случилось. Француз заметил землю на горизонте и поплыл навстречу спасению, однако высадиться сразу у него не вышло.

Статья в тему:  Какую лодку выбрать для моря

«Еретик» достиг острова Барбадос на 65-й день экспедиции, 22 декабря 1952 года. Бомбар преодолел 4400 километров в одиночку. Ценой за подвиг стало абсолютное физическое истощение. Бомбар похудел на 25 килограммов, заработал расстройство зрения, а уровень гемоглобина и эритроцитов в организме граничил со смертельным. У него отслоились ногти на пальцах ног, почти вся кожа разбухла и свисала красными высушенными лентами, а где чудом осталась на месте — покрылась сыпью.

Бомбар на своем опыте доказал, что в теории потерпевший кораблекрушение может выжить, если будет пить морскую воду и сок рыбы. Его плавание пытались повторить, но врачи пришли к выводу, что подобная «диета» крайне опасна.

Теперь я буду бороться за то, чтобы моя «ересь» была понята и стала христианской верой для всех, кто в будущем может потерпеть кораблекрушение

Итогом этого приключения стала книга «За бортом по своей воле», собранная из заметок, которые путешественник вел непрерывно, даже если последние из них напоминали бредни умалишенного.

На своем примере мореплаватель продемонстрировал торжество разума и человеческих возможностей над отчаянием, губительным спутником кораблекрушений. Бомбар доказал, что любой бедствующий может выжить и достигнуть земли при должной подготовке и знаниях. Развивая свой успех, он обосновал необходимость обязательного оснащения всех судов спасательными шлюпками, которые в народе стали называть «бомбарами».

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Какие струны подойдут для yamaha f310
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: