5 просмотров

Когда появятся подводные лодки

Как появились и как выглядели первые подводные лодки

Ещё Леонардо да Винчи, величайший деятель Эпохи Возрождения, обдумывал концепцию подводной лодки. Эта лодка, согласно дошедшим до нас наброскам, должна была представлять собой корпус с заострённой башенкой и рубкой. Внутри подлодки мог находиться лишь один моряк. Да Винчи считал, что единственная цель подобной лодки — топить судна противников. Моряк, управляющий ей, должен был подойти в гавани к вражескому кораблю, прикрепить к корабельной обшивке прочный трос, а второй его конец с тяжёлым грузилом отправить ко дну. И когда судно начнёт движение, его обшивка оторвётся и оно потеряет свою водонепроницаемость.

Но от этого своего проекта да Винчи впоследствии отказался. Он не воплотился в реальность, и поэтому назвать титана Эпохи Возрождения изобретателем подлодки можно назвать с большой натяжкой.

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Статья в тему:  Какой длины должны быть весла для резиновой лодки

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).


Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.

Статья в тему:  Как сделать лодку из пвх


Современная 3D-модель лодки Дреббеля

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.


Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

Статья в тему:  Сколько стоит багги yamaha viking

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Статья в тему:  К чему снится ловить рыбу с лодки


Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Первая подлодка, сумевшая потопить корабль

Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.

Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.


Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.

Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.

Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.

Статья в тему:  Как летать на лодке в майнкрафте


«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.


Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.

Статья в тему:  Как изготовить стеклопластиковую лодку


Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.


Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

Статья в тему:  Почему надувная лодка имеет малую осадку физика

Первая подводная лодка в мире: название, кто изобрёл, год появления

Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимать под словом «изобрёл»: описал идею? спроектировал? построил? испытал? Мы не будем считать изобретателями подлодок тех, о ком сохранились только легенды: неизвестно.

Оставим в стороне и документы, в которых содержатся лишь описания и наброски (автором одного из них, кстати, был Леонардо да Винчи). Учтём также, что в старину не раз удавалось построить аппараты для успешного спуска под воду и возвращения. Однако их нельзя считать прототипами субмарин: ведь лодка должна быть способна ещё и к управляемому плаванию.

Вдоль по Темзе-реке

Чаще всего создателем первой подводной лодки называют голландца Корнелиуса Дреббеля. Жил и трудился он в Англии и в 1620 году построил судно, которое могло плыть под водой. Лодка была деревянной, обтянутой изнутри прочной кожей. Выведенными наружу веслами и рулями управляли сидящие внутри гребцы. Вдоль корпуса шёл узкий киль, который удерживал субмарину от переворотов. В лодке были объёмистые кожаные меха. Заполняясь водой и освобождаясь от неё, они обеспечивали погружение и всплытие.

Последняя, самая крупная модель брала на борт до 15 человек. Проблем с дыханием под водой не возникало. Дреббель, увлекавшийся ещё и химией, сумел наладить поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Погрузившись на четыре-пять метров, лодка проплывала несколько километров.

Статья в тему:  На каком боку перевозить лодочный мотор

Эти путешествия стали популярным аттракционом, собиравшим на берега Темзы тысячи зрителей-лондонцев. Рассказывают, что подводную прогулку однажды совершил британский монарх Яков I, главный покровитель Дреббеля. Однако командование королевского флота отнеслось к новинке без энтузиазма. Так что вскоре её изобретатель переключился на конструирование… инкубатора для цыплят.

Лишь через полтора столетия, в 1773 году в США построили боевую субмарину. Она носила имя «Tёртл» («Turtle» – черепаха), пыталась атаковать британские фрегаты, но всякий раз неудачно. В конце концов, англичане огнём из пушек потопили плывущую на поверхности «Черепаху» вместе с буксиром, который её тащил.

«Потаённое судно»

В 1720 году на Галерном дворе Санкт-Петербурга появился неграмотный крестьянин Ефим Никонов. Это случилось после того, как царю подали его челобитную: мол, берусь построить боевой корабль, который «будет ходить в воде потаённо». Пётр I заинтересовался, встретился с умельцем и приказал принять его на работу для постройки действующего образца.

Никонов справился за год. Его субмарина была похожа на огромную деревянную бочку, скреплённую железными обручами. Погружаться она должна была, впуская вовнутрь себя воду, всплывать – после её откачивания ручным насосом. Первое ходовое испытание проводили на Неве в присутствии царя. Изобретатель, перекрестившись, спустился внутрь «бочки». Однако погружение пошло слишком быстро, она ударилась о дно, дала течь и Никонова едва спасли.

Ещё несколько раз, после очередных доделок, умелец пытался совершить погружение, но всякий раз аппарат давал течь. Уже при Екатерине I «проект» закрыли, самоучку разжаловали в плотники и отправили строить корабли в далёкую Астрахань.

Статья в тему:  Что такое килеватость лодки

Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I. Wikimedia Commons / Serguei Fadeev (CC BY-SA 3.0)

Впоследствии попытки создания российского подводных кораблей делались не раз. В 1880–1881 годах военное ведомство получило 50 субмарин конструкции Степана Джевецкого. Это были первые подлодки России, выпущенные серийно. Они несли службу на Балтике и в Чёрном море.

Строительство подводных сил ВМФ России в 2021 году

19 марта свой профессиональный праздник отметили моряки-подводники. В этот день газета «Красная Звезда» опубликовала интервью с главнокомандующим ВМФ России адмиралом Николаем Евменовым. Главком поздравил подводников с профессиональным праздником, а также раскрыл актуальные планы по развитию подводных сил, в т.ч. по строительству и модернизации кораблей.

Особое внимание

Адмирал отметил, что вопросы оснащения подводной составляющей флота получают особое внимание. Это связано с необходимостью сдерживания и нейтрализации угроз морским границам страны. В соответствии с географическими факторами и актуальными вызовами составляются планы по дальнейшему развитию подводного флота. Текущие планы предусматривают строительство атомных и неатомных кораблей 4 поколения, отличающихся высокими характеристиками и широкими возможностями.

Главком ВМФ раскрыл актуальные планы по строительству и приемке подлодок в этом году. Ожидается сдача очередного ракетного подводного крейсера стратегического назначения пр. 955 и закладка двух новых. Также двумя кораблями пополнится флот многоцелевых АПЛ пр. 885. Ожидается ввод в строй еще одной дизель-электрической подлодки пр. 636.3 и закладка двух следующих кораблей этого типа.

Статья в тему:  На сколько погружается атомная подводная лодка

Параллельно со строительством АПЛ актуального 4 поколения ведутся работы по перспективному 5-му. Продолжаются работы по неатомным подлодкам пр. 677. В ближнесрочной перспективе ВМФ примет два таких корабля, но точные сроки главком не назвал. Также продолжается уже начатая модернизация АПЛ проектов 949А и 971.

Атомные перспективы

Рассмотрим подробнее оглашенные планы по атомному подводному кораблестроению. Главным пополнением флота в этом году станет очередной РПКСН пр. 955А «Борей» – «Князь Олег». Этот корабль был заложен в 2014 г. и спущен на воду в июле прошлого года. Достройка завершена, и сейчас подлодка проходит швартовные испытания.

По следам интервью главкома ВМФ стали известны возможные подробности последующих работ. ТАСС, ссылаясь на свои источники, пишет, что в ближайшие месяцы АПЛ «Князь Олег» пройдет государственные испытания, в ходе которых выполнит пуск ракеты «Булава» из подводного положения. Сдача подлодки будет приурочена к Дню ВМФ, который отметят 25 июля. «Князь Олег» станет пятым «Бореем» в составе подводных сил и третьим для Тихоокеанского флота.

Еще три «Борея» находятся на разных стадиях строительства, причем один из крейсеров, «Генералиссимус Суворов», будет спущен на воду уже в этом году. Согласно предыдущим новостям, он войдет в состав ВМФ до конца следующего года. В ближайшее время начнется строительство еще двух подлодок – «Дмитрий Донской» и «Князь Потемкин». Их служба начнется в 2026-27 гг.

Статья в тему:  Что такое килеватость лодки

Поступают важнейшие новости о строительстве многоцелевых АПЛ пр. 885 «Ясень». К настоящему времени флот успел получить только головной корабль этого типа, тогда как строительство следующих заметно затянулось. После нескольких лет ожидания и ряда переноса сроков, в ближайшее время состоится передача лодки «Казань», строившейся с 2009 г. по обновленному проекту «885М». До конца года ожидается принятие в состав ВМФ следующей АПЛ «Новосибирск». Недавно СМИ сообщили о подготовке к спуску на воду корабля «Красноярск». Его выведут из эллинга до конца лета.

По результатам 2021 г. в составе Северного флота будет две АПЛ «Ясень». Третью передадут Тихоокеанскому флоту. В процессе строительства находится еще шесть подлодок, включая «Красноярск». Их будут сдавать в период с 2022 по 2028 г.

Дизельное будущее

В ближайшие дни должен состояться спуск на воду очередной ДЭПЛ пр. 636.3 «Варшавянка». Новый «Магадан» в течение нескольких следующих месяцев пройдет достройку и испытания, и до конца года войдет в состав ВМФ. Затем лодку отправят на Тихий океан. Кроме того, в этом году спустят на воду корабль «Уфа», которому предстоит начать службу в 2022-м. В ближайшие месяцы заложат «Можайск» и «Якутск».

Текущее строительство «Варшавянок» осуществляется в интересах Тихоокеанского флота. Он уже получил два корабля из запланированных шести – «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Таким образом, благодаря ожидаемому «Магадану» будет выполнена половина текущих планов по переоснащению КТОФ.

Статья в тему:  Какой длины должны быть весла для резиновой лодки

В августе прошлого года был подписан контракт на строительство 13-й по счету «Варшавянки». Корабль «Петрозаводск» заложат в 2022 г. и будут строить для Балтийского флота. Вероятно, в дальнейшем появятся новые заказы на технику для подводников-балтийцев.

По словам адмирала Евменова, в перспективе флот получит две ДЭПЛ пр. 677 «Лада» – «Кронштадт» и «Великие Луки». Это заявление подтверждает ранее появившуюся информацию. В начале февраля завод «Адмиралтейские верфи», строящий «Лады», раскрыл планы по этой серии. Первый серийный корабль, «Кронштадт», уже находится на швартовных испытаниях. «Великие Луки» пока строят, но спустят в следующем году. До конца 2022 г. обе ДЭПЛ сдадут флоту.

Таким образом, многострадальный проект 677 справился со всеми трудностями и доходит до серийного строительства. Головной корабль этого типа давно числится в составе ВМФ, запланировано получение еще двух, а три следующих ДЭПЛ уже законтрактованы. Вероятно, их заложат в одно время со сдачей предыдущих кораблей.

Строительство продолжается

К настоящему времени в области подводного кораблестроения были получены примечательные результаты, и эта тенденция сохраняется. Ежегодно удается достраивать и ставить в строй по несколько атомных и неатомных подлодок всех основных классов и типов, от больших дизель-электрических до стратегических ракетоносцев. В результате этого растет как общая численность подводных сил, так и доля новых кораблей.

Наилучшие результаты получены в наиболее простом направлении, в сфере ДЭПЛ. В 2010-20 гг. построили и передали двум флотам восемь «Варшавянок». Работы продолжаются, и не позднее 2023-24 гг. завершится строительство серии таких лодок для КТОФ, что позволит перейти к перевооружению других флотов. Также следует напомнить, что с 2010 г. в опытной эксплуатации находится «Санкт-Петербург» пр. 677.

Статья в тему:  К чему снится ловить рыбу с лодки

С целью обновления морской компоненты ядерных сил запланировано строительство 10 РПКСН пр. 955(А). «Князь Олег» станет пятым в серии – его передача флоту ознаменует выполнение половины текущей программы. Вторая половина строительства будет выполнена в 2022-28 гг.

Хуже всего пока выглядит ситуация со строительством многоцелевых АПЛ пр. 885(М). Готова только одна лодка, и после длительного ожидания в этом году ВМФ получит еще две. Проблемы с «Ясенями» в некоторой мере компенсируются планами по модернизации наличных многоцелевых подлодок с заменой ключевой аппаратуры и основного вооружения. Впрочем, в отдаленной перспективе количество современных «Ясеней» будет расти, и это позволит постепенно отказаться от устаревших образцов.

Следует учитывать, что развитие подводных сил осуществляется не только за счет строительства новых кораблей. Создаются необходимые объекты береговой инфраструктуры, улучшаются процессы подготовки личного состава и бытовые условия для него и т.д. Уже ведутся активные работы по следующим поколениям подлодок.

Таким образом, свое 115-летие российский подводный флот встретил в хорошем состоянии и с хорошими перспективами. Работы продолжаются и позволяют рассчитывать на выполнение всех поставленных задач. Актуальные планы составлены на несколько лет вперед, почти до конца десятилетия. В результате их выполнения облик подводных сил серьезно изменится, а их возможности вырастут. И существенную часть таких результатов можно наблюдать уже сейчас.

Бесшумность и оснащение «Калибрами»: какими возможностями будут обладать новые подлодки Тихоокеанского флота

Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Николай Евменов заявил, что 1 ноября на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге будут заложены две подлодки проекта 636.3 — «Уфа» и «Магадан». Об этом главком ВМФ сообщил во время совещания, на котором обсуждались вопросы хода строительства серии неатомных подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота.

Статья в тему:  Сколько стоит багги yamaha viking

Во время совещания начальники профильных управлений доложили о готовности к закладке подлодок и обсудили вопросы применения технологий при строительстве этих подводных кораблей с учётом их эксплуатации в условиях Дальнего Востока.

Генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков доложил главкому о состоянии производственных мощностей предприятия, отметив, что закладка двух подлодок одновременно является уникальным событием для судостроителей.

«Это иллюстрирует возможности завода и отлаженность процесса серийного строительства неатомных подводных лодок», — приводит слова Бузакова пресс-служба Минобороны России.

Участники совещания проанализировали результаты испытаний первой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Петропавловск-Камчатский». По данным Минобороны, подлодка подтвердила все заявленные тактико-технические характеристики и полностью выполнила испытательную программу, включая погружения.

В свою очередь, главком ВМФ напомнил, что в декабре этого года на воду будет спущена вторая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Волхов» для Тихоокеанского флота.

Морское обновление

Главные приоритеты развития ВМФ определены в указе президента об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года, который Владимир Путин подписал ещё в 2017 году.

В марте 2019 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в соответствии с госпрограммой вооружения до 2027 года российский Военно-морской флот пополнят более 180 новых кораблей и судов.

29 июля 2019 года, принимая Главный военно-морской парад по случаю Дня ВМФ России, Владимир Путин заявил, что флот «осваивает новейшую технику, эффективно использует и разрабатывает не имеющие аналогов в мире перспективные инженерные и конструкторские решения».

Статья в тему:  На каком боку перевозить лодочный мотор

«Только в этом году состав ВМФ пополнят 15 кораблей и боевых катеров. Обновляются морская авиация и береговые войска, совершенствуется инфраструктура военно-морских баз, восстановлена практика кругосветных походов», — подчеркнул президент России.

По его словам, уникальные образцы российских вооружений — гарантия того, что флот сможет дать «достойный отпор любому агрессору».

Президент отметил, что «уровень современных образцов вооружения и военной техники на флоте превысил 62%» и государство не намерено на этом останавливаться, а будет продолжать процесс перевооружения ВМФ.

Третье поколение

Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» относятся к третьему поколению подводных кораблей и являются продолжением советских дизель-электрических субмарин проектов 636 и 877, разработанных ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург).

Своё необычное название «Варшавянка» унаследовала от проекта 636 — лодки были предназначены для экспорта в страны Варшавского договора в годы холодной войны. В 1990— 2000-х годах упрощённые модификации «Варшавянки» также экспортировались в Китай, Алжир и Вьетнам. Всего было изготовлено и продано за рубеж около 20 таких подлодок.

Длина субмарины проекта 636.3 составляет 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение — около 2,3 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, подводная скорость — 20 узлов (37 км/ч), экипаж — 52 человека. «Варшавянка» относится к классу подлодок третьего поколения, но оснащена современным оборудованием, которое позволяет в значительной степени автоматизировать процессы управления.

Статья в тему:  На сколько погружается атомная подводная лодка

Одним из главных достоинств лодок проекта 636.3 является их предельно малая шумность — на Западе их за это называют «Чёрной дырой».

Особенностью подлодок проекта 636.3 является их оснащение комплексом ударного ракетного вооружения «Калибр-ПЛ» и обновлённым радиоэлектронным оборудованием. Также подлодка оборудована шестью торпедными аппаратами калибр 533 мм.

Боевое крещение «Варшавянка» получила в декабре 2015 года у берегов Сирии, произведя пуски по боевикам «Исламского государства»*. Это были первые в истории российского флота ракетные удары из подводного положения в условиях реальных боевых действий.

В марте 2019 года Минобороны сообщило, что на стадии строительства находятся шесть субмарин серии «Варшавянка», предназначенных для Тихоокеанского флота. При этом в ведомстве подчеркнули, что все корабли будут изготовлены с применением новых гидроакустических пластин, которые позволят «полностью скрыть подводные лодки от радаров».

Применение новых технологий вкупе с современным вооружением делает эти подлодки одними из самых востребованных российскими моряками, отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

«В проект строительства вносят определённые корректировки, поскольку появляются новые технологии, но главное — эти малошумные подлодки приспособлены для стрельбы «Калибрами». Американцы и натовцы дали этим моделям название«Чёрная дыра», потому что не смогли засечь их на своих радарах. Естественно, при строительстве их лучшие качества сохранятся и будут добавлены наработки, которые появились за время применения этих лодок, в том числе и для решения боевых задач в территориальных водах Сирии», — рассказал эксперт.

Статья в тему:  Как летать на лодке в майнкрафте

Ракетное преимущество

Использование «Варшавянкой» ракет «Калибр» является её принципиальным отличием от лодок схожих проектов, отметил в беседе с RT доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

«Подводная лодка проекта 636 практически идентична подлодке проекта 877 «Палтус». Главное отличие — это пусковые установки, которые позволяют поставить ракеты «Калибр». Кроме того, на новой подлодке установлено более совершенное поглощающее покрытие, благодаря которому иностранные подлодки не смогут её обнаружить. В Средиземном море такие подлодки смогли обнаружить новейшую британскую субмарину, чем сорвали её участие в ударе по Сирии», — напомнил эксперт.

В свою очередь, Юрий Кнутов в разговоре с RT отметил, что подлодки смогут уничтожать как наземного противника, так и морского, потому что ракеты «Калибр» могут поражать не только сухопутные и морские цели, но и подводные корабли.

«Но всё же главной целью этих российских подводных лодок Тихоокеанского флота станут американские ракеты средней и меньшей дальности, которые будут размещены на территории Южной Кореи и Японии после распада Договора РСМД», — отметил Кнутов.

По словам эксперта, в дальнейшем на подлодках проекта 636.3 будут применять и другие виды высокоточного оружия, которое в последние годы было разработано в России.

«Ракеты «Калибр», которые могут запускаться с подводного положения, являются основным видом вооружения для подлодок этого класса. Однако намечается переход к универсальным пусковым установкам, которые будут более современными и совершенными, что в перспективе позволит новым подлодкам использовать в том числе и гиперзвуковые ракеты «Циркон», — заключил Юрий Кнутов.

Статья в тему:  Как сделать лодку из пвх

* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: