4 просмотров

Когда появились первые моторные лодки

Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение

Моторная лодка — это небольшое судно, отличительной особенностью конструкции которого выступает подвесной мотор. Эти плавсредства благодаря своей практичности получили широкое распространение. Они удобны для охоты, рыбалки, патрулирования водоемов, проведения спасательных операций, для спортивных состязаний, увеселительных мероприятий, туризма, служебных целей, гражданских и грузовых перевозок.

Моторная лодка — история создания

Водная стихия с древних времен представляла интерес для человека. По рекам кочевники передвигались и переправляли свой багаж, а в глубине вод водилась рыба, которая использовалась для пропитания. И для всего этого необходимо было плавательное средство.

Первым изделием такого рода стал плот. Заметив, что дерево не тонет в воде, человек соорудил плот, связав стволы между собой. Для перемещения на плоту использовался шест, а на глубине — так называемые гребные доски, вскоре получившие форму весла.

Первые лодки представляли собой выдолбленные внутри стволы деревьев. Процесс их изготовления был очень длительным и трудоемким, поэтому вскоре люди научились делать лодки из древесной коры, которые потом обмазывали смолой. В северных районах, где отсутствовала подходящая растительность, для изготовления лодок использовали шкуры животных.

Через много лет стремление человека не зависеть от течения и направления ветра, а также от необходимости постоянно грести, чтобы придать судну необходимую скорость, привело к первым попыткам оснастить гребную лодку паровым или бензиновым двигателем. В начале 19 в был изобретен подвесной мотор. Его сконструировал американец Ол Эвенруд. С 1905 г в Соединенных Штатах мотолодки с подвесным двигателем поступили в серийное производство. А с течением времени моторная лодка распространилась по всему миру и стала привычным плавательным средством, надежным и удобным, используемым повсеместно и для разных целей.

Статья в тему:  Как найти массу лодки

Конструкция судна

Моторная лодка достигает в длину 5 метров. Ее корпус либо не имеет палубы, либо является частично запалубленным. Во втором случае открытая часть кокпита занимает большую часть длины корпуса, а закрытая предназначается для погрузки снаряжения, вещей, продуктов питания и пр.

На бортах плавательного средства устанавливаются уключины для весел. Гребля веслами осуществляется в случае неисправности мотора, а также по желанию пассажиров для медленного и спокойного движения.

Место, где мотор монтируется на лодку, носит название транец. Это плоская вертикальная стенка на корме лодки. Транец поднимается над водой на 30-50 см и продолжается под воду на 10-20 см. Его ширина варьирует с учетом класса и ширины лодки (от 30 см до 1 м). На метровый транец иногда устанавливаются два мотора и соединяются тягами. По бокам транца имеются сиденья для члена экипажа, управляющего судном. Большие плавсредства имеют дистанционное управление, которое расположено в носовой части.

Мотор устанавливается на транец и фиксируется при помощи скоб и винтов. Параметры двигателей и способы управления ими унифицированы, поэтому можно установить на любую лодку практически любой движок. Гребные винты в конструкции двигателя легко снимаются и меняются при поломке или при необходимости изменить параметры скорости или тяги.

Типы лодочных моторов

Моторная лодка может оснащаться одним из двух типов двигателей: бензиновым (ДВС) либо электрическим.

Статья в тему:  Как поднять лодку в майнкрафте

Электрический движок легче, бесшумнее, проще по конструкции и в эксплуатации, а также значительно дешевле. При этом мощность их невелика — до 50 л.с. Для большей мощности понадобилось бы комплектовать моторы слишком большими аккумуляторами. Еще одним недостатком электромотора выступает ограниченность времени плавания, поскольку любой аккумулятор имеет определенную емкость.

Такие двигатели рекомендуется применять там, где нежелателен шум либо прямо запрещены бензиновые моторы из соображений экологии.

Мощность бензиновых двигателей намного больше, а длительность путешествия на лодке с ДВС-мотором намного больше, особенно при наличии запаса горючего. Судна на бензине могут выходить в режим глиссирования, соответственно, топливо расходуется экономнее. Но такие движки по массе значительно превышают электрические, поэтому их устанавливают на тяжелые судна.

Виды моторных лодок
Основных типов мотолодок несколько:
  • Хозяйственные и транспортные.
  • Глиссирующие туристические.
  • Надувные.
  • Спортивные.
Хозяйственные и транспортные мотолодки

Это водоизмещающие судна с большим объемом и грузоподъемностью, применяемые для переправы людей и грузов на короткие дистанции, для навигации по водоемам, для рыбалки. От них не требуется высоких скоростей, поэтому лодки оснащают подвесными моторами малой мощности с гребными винтами. Допускается установка и стационарных двигателей внутри корпуса. Материалом изготовления является дерево или сталь.

Глиссирующие туристические лодки

Эта моторная лодка довольно объемная, способна перевозить крупный груз и становиться в глиссирующий режим за счет формы корпуса и установки мощного подвесного двигателя. Это плавсредство подходит для транспортировки людей, багажа, оборудования, а также для затяжных турпоходов. Для комфорта в конструкции судна предусмотрены багажные отсеки, ветровые стекла и тенты. Корпус выполнен из сплавов алюминия, что придает маленький вес.

Статья в тему:  К чему снится делать лодку

Глиссирующие разъездные мотолодки

Это разновидность туристической лодки, отличающаяся малым весом и размером. Их используют для плавания небольшими группами без багажа на короткие дистанции. Помимо туристических мероприятий, такая лодка годится для обслуживания больших кораблей и земснарядов, для охоты и рыбалки.

Надувные резиновые лодки
Сегодня надувные лодки с подвесными моторами пользуются большим спросом. Их неоспоримые достоинства — это:
  • Небольшая масса.
  • Компактность.
  • Простота транспортировки в сдутом виде.
  • Возможность хранения дома.
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Высокая проходимость.
  • Безопасность в использовании.

Надувная моторная лодка проста по своей конструкции. Она состоит из цилиндрической камеры, изготовленной из прорезиненной ткани путем склеивания или сшивания, которая наполняется воздухом. Для пошива камеры применяют синтетические материалы. Основу изготавливают из нейлона или капрона, а сверху покрывают неопреном или хайполоном, устойчивыми к трению и другим внешним воздействиям.

Форма камеры может быть трех видов:
  1. U-образная, или «подкова» (для моторных плавсредств с мощным двигателем, движущихся в глиссирующем режиме).
  2. О-образная замкнутая (такая форма применяется для небольших двух- или трехместных лодок с тихим ходом).
  3. В виде двух отдельных цилиндрических поплавков с общим днищем и декой в носу (для суден с моторами мощностью более 10 л.с.).

Кроме того, в устройстве лодки имеется жесткий транец для установки подвесного двигателя. Также отличительным атрибутом некоторых быстроходных надувных плавательных средств является козырек для защиты пассажиров от брызг.

Статья в тему:  Как рыбачить с лодки на реке

Резиновые лодки имеют довольно широкую сферу применения. Они подходят для туристического отдыха, особенно, если к месту сбора приходится добираться на автомобиле, для охоты и рыбалки, а также для поисковых и спасательных мероприятий. В нашей стране такое плавсредство — практически символ активного образа жизни.

Спортивные мотолодки

Необходимы для тренировок и состязаний в водно-моторных спортивных дисциплинах. Особенности их конструкции — малые габариты, особая форма корпуса и минимальный вес, что обеспечивает лодке высокие скоростные характеристики. Каждая спортивная моторная лодка на соревнованиях относится к определенному классу и должна соответствовать установленным техническим требованиям. Поэтому при их конструировании и оснащении ориентируются на регламент водно-моторного спорта.

Достоинства и недостатки моторных лодок

Моторная лодка, как и любое изделие, имеет свои преимущества и недостатки.

Как появилась лодка и весло?

Лодка почти не изменилась с древнейших времён до наших дней. Острый нос, углубление для размещения гребца, лопатообразное весло — так выглядела лодка наших предков, таков общий облик и современной лодки. А изготовлена она может быть разными способами и из разных материалов — будь то цельный ствол дерева или отдельные доски, каркас, обтянутый шкурой или современным водонепроницаемым материалом, кора или пластик.

Плот — плод наблюдений

В основе всех открытий и изобретений с древнейших времён до наших дней лежит любопытство и наблюдательность. Изобретатели черпают идеи из природы. Древние люди заметили, что упавший в воду ствол дерева не тонет и даже удерживает животное, попавшее в поток.

Статья в тему:  Какой садок выбрать для ловли с лодки

Схватившись за плавающее бревно, человек тоже удержится на плаву. Если связать несколько брёвен, можно на этом сооружении плыть, не погружаясь в воду. Так люди изобрели плот. Большой плот удержит несколько человек с грузом.

Когда появился плот?

Время изобретения плота подсказывает история Австралии. Первые люди появились там около 40 тыс. лет до н. э. Преодолеть большое расстояние от ближайших островов до Австралии без плавсредств невозможно.

И переселенцы, австралийские аборигены, вероятно, с детьми и поклажей, явно доплыли туда не на брёвнах. Вывод: люди плыли на плотах, следовательно, возраст плота более 40 тыс. лет.

Водный транспорт

Древним людям приходилось кочевать в поисках мест, где охотники ещё не переловили дичь, а собиратели не обобрали растительность. Свой скарб было жалко бросать при переезде, но и тащить на себе по бесконечным степям или через непролазные джунгли тяжело. Ещё не были изобретены колесо и повозка, и даже лошадь ещё не была приручена, да и дорог не было. Но везде были реки, по которым можно путешествовать со всем скарбом на плотах. Плыли по течению на мелководье, вдоль берегов, управляя плотом с помощью шеста — длинной палки, которой упирались в дно.

Вместо утиной лапы

Возможно, плот изначально использовали только как платформу для рыбалки, чтобы ловить рыбу в удалении от берега, на глубине, превосходящей человеческий рост. Но плот относило течением, а двигать плот шестом против течения было трудно. Человек заметил, что водоплавающие птицы плывут, загребая перепончатыми лапами, и вырезал из дерева замену «гребной лапы» — плоскую доску для гребли и управления плотом. Так появилось весло, с которым можно было двигаться и по течению, и против него и ловить рыбу не только у берега.

Статья в тему:  Как установить ходовой тент на лодку пвх

Превращение бревна в лодку

Неизвестно, до чего наши предки додумались раньше — связать несколько брёвен или слегка обработать одно, чтобы на нём плыть. Чтобы переправиться через поток, древний человек мог срубить лёгкое дерево, очистить ствол от ветвей, лечь на него и плыть, загребая руками.

Плыть было удобнее тонким концом бревна вперёд, и человек понял, что, если заострить носовой конец бревна, легче будет «взрезать» поток. Лежать проще на плоской поверхности, и пловец стесал горбыль бревна-лодки. А ещё лучше сидеть внутри бревна, чтобы вода не заливала и крокодилы не достали, — надо выдолбить или выжечь углубление для гребца. Края выдолбленного бревна распирали палками. Так из бревна получалась лодка-долблёнка. В долблёнке, называемой также челном, однодеревкой или каноэ, помещалось обычно до трёх человек, но из стволов огромных деревьев делали лодки на десятки человек.

Когда появилась первая моторная яхта?

В 2021 году исполняется 135 лет со дня спуска на воду первой в истории моторной яхты.

Первая моторная лодка была построена в 1886 году на немецкой верфи Lurssen по заказу изобретателя Готтлиба Даймлера, который хотел испытать свой новый бензиновый двигатель. Годом ранее Даймлер запатентовал технологию нагнетания воздуха в двигатель внутреннего сгорания с помощью шестерённого насоса.

Мотор Даймлера был одноцилиндровый, весил 60 кг и на 700 оборотах выдавал всего 1,5 л. с. До озера в Штутгарте, где должны были пройти ходовые тесты, этот двигатель тащили 11 человек.

Статья в тему:  Как снять лодку с лафета

Их усилия могли оказаться тщетными: спуску на воду Rems — так назвали первую моторную лодку в истории — воспротивились местные жители. Они прослышали, что лодка приводится в движение взрывами, и сочли эксперимент смертельно опасным. Впрочем, Даймлеру все же удалось убедить штутгарцев, что его лодка никого не убьет.

В 1887 году Даймлер провел испытания моторной лодки с усовершенствованным двигателем: он оснастил изобретение вторым цилиндром, расположив его под углом 15 градусов к первому. Новый мотор от Даймлера имел мощность уже 4 л. с. Так родился двигатель.

Lurssen продолжила сотрудничество с Даймлером, и в 1896 году их совместными усилиями на воду была спущена моторная яхта Daimler.

Первые моторные яхты

Пока Даймлер примерял к лодкам автомобильные бензиновые двигатели внутреннего сгорания, другой немец — Рудольф Дизель — изобретал и испытывал первый дизельный двигатель. Дизеля заключалось в том, что внутри поршней двигателя сжималось не само топливо, а воздух, и уже в ходе сжатия воздуха выделялось тепло, благодаря которому топливо самовоспламенялось. Первый рабочий дизельный двигатель удалось собрать — под руководством Дизеля — компании MAN.

Дизельные двигатели оказались значительно эффективнее паровых, использовавшихся в то время в коммерческом и военном флоте. Уже в 1903 году был построен первый корабль с дизельным двигателем. Это был речной танкер Vandal.

Первые дизельные двигатели были огромными и очень тяжелыми — это мешало применять их на прогулочных судах. Распространение в яхтенном мире дизель получит только со второй половины 20 века, но об этом речь впереди.

Статья в тему:  Как собрать пол в лодке

Лодки с моторами одновременно разрабатывали сразу в нескольких странах. В 1888 году в Англии компания Priestman Brothers провела испытания первой моторной яхты. Ее двигатель работал на керосине и использовал инновационную высоковольтную систему зажигания. Priestman Brothers первой начала серийное производство моторных лодок, и к 1890 году лодки Пристмана успешно использовались для буксировки грузов по каналам.

В 1903 году в Ирландии в гавани Корка прошли первые в истории гонки на моторных лодках. Учредителем соревнований стал британский газетный магнат Альфред Чарльз Уильям Хармсворт. Он немного опередил князя Монако Альбера I, который тоже мечтал организовать такие гонки в , но идея сорвалась.

Победителем первых соревнований на моторных лодках стала….женщина.

Дороти Левитт (Dorothy Levitt) на стальной моторной яхте, построенной компанией Napier, установила первый в истории рекорд скорости, разогнавшись до 19,3 миль/час (31,1 км). Двигатель у этой яхты был уже .

Князю Альберу удалось нагнать шустрого газетчика в . В Монако прошли гонки на моторных лодках, в которых участвовали команды из Италии, Германии, Франции, Швеции и Англии. Соревновались в двух классах: круизном (каютные катера) и гоночном (открытые катера).

В 1906 году в Италии верфь Baglietto спустила на воду крупнейшую моторную яхту с двигателем внутреннего сгорания — 22, Giuseppina. Giuseppina все еще была оборудована парусом, который носил вспомогательную роль.

В 1907 году в США Оле Эвинруд придумал первый подвесной мотор. Этому важнейшему в истории яхтостроения изобретению предшествовала занятая история: Оле отправился на весельной лодке за мороженым для жены, но пока он греб, мороженое растаяло.

Статья в тему:  Чем пропитать фанеру для лодки

у него и возникла идея монтировать компактные двигатели на обычные весельные лодки. Уже в 1909 году подвесные лодочные моторы поступили в продажу.

Рынок моторных яхт после войны

Две мировые войны привели к тому, что основные производители прогулочных судов стали работать на госзаказ. После второй мировой тотального дефицита в ряде стран был наложен запрет на строительство яхт. Нормализоваться ситуация стала только к середине века.

В 1949 году, после большого перерыва, на верфи Feadship спустили на воду моторную яхту Ibis с дизельными моторами Perkins. В именно дизелями от Perkins оснащали флот речной полиции на Темзе.

В 1952 году компании Yanmar удалось создать первый маленький дизельный двигатель. Чтобы решить проблему веса, японцы разработали высокопрочный чугун с шаровидным графитом и увеличили обороты двигателя за счет сокращения хода поршня.

Первый «маленький» дизельный двигатель все еще весил 125 кг, но за несколько лет технология была улучшена и отточена.

В итоге появилась серия моторов под литерой K (от немецкого Klein). Эти дизели мощностью от 1 до 7 л. с. весили чуть больше 50 кг. Уже к середине Yanmar выпускал компактные морские дизельные моторы, которыми могли быть оборудованы яхты. Так дизели пришли на катера.

В 1958 году Джим Уинн (Jim Wynne) в своем гараже в Майами собрал первую колонку. Технологию купила Volvo Penta. Компания усовершенствовала идею Уинна, развернув винт колонки к носу. колонками такого типа начали оснащать катера для вейксерфинга. К производству колонок присоединилась компания Mercury Marine, и очень быстро эти двигатели захватили рынок небольших моторных яхт, потеснив подвесные моторы.

Статья в тему:  Ведьмак 3 как телепортироваться на лодке

В 1961 году компания Correct Craft выпустила на рынок первую стекловолоконную яхту.

Это был 5, катер для для буксировки водных лыжников Ski Nautique, построенный по чертежам Лео Бенца. Именно Бенцу принадлежала идея строить лодки из стекловолокна, хотя поначалу ее забраковали как нелепую фантазию. Сегодня подавляющее большинство не только моторных, но и парусных яхт строится из GRP (glass reinforced plastic).

Рынок моторных яхт сегодня

К рынок моторных яхт приобрел современный облик. Fort Lauderdale Boat Show (FLIBS), крупнейшая яхтенная выставка в мире, была организована в 1959 году местными производителями и продавцами яхт и насчитывала сначала всего 13 лодок. В 1969 году в Дюссельдорфе (Германия) состоялась первая выставка Boot Dusseldorf, ныне крупнейшая павильонная яхтенная выставка в мире. В первый год в выставке участвовало 116 компаний (в основном местных, только 7 верфей были из других стран). А уже через год количество участников выросло до из 25 стран. В 1977 году во Франции впервые прошла выставка Cannes Yachting Festival.

Сегодня большую долю рынка моторных яхт составляют катера до 10 метров с глиссирующими корпусами, которые используются для рыбалки, коротких прогулок или водных видов спорта типа водных лыж и вейкборда. Такие катера оснащаются подвесными моторами или колонками.

В отличие от катеров, моторные яхты более обитаемы и мореходны. Компактные моторные яхты длиной от 10 до 15 метров имеют от 1 до 3 кают, небольшой камбуз и санузел. Они могут быть глиссирующего, водоизмещающего или переходного полуводоизмещающего типа, комплектоваться колонками или традиционными двигателями на валах. В сегменте среднеразмерных моторных яхт от 15 до 20 метров лидерство принадлежит глиссирующим яхтам с флайбриджем — открытой палубой на крыше кабины с дополнительным постом управления. Здесь уже используются только стационарные дизельные двигатели.

Статья в тему:  Как поднять лодку в майнкрафте

по производству моторных яхт являются США, Италия, Германия, Великобритания, Франция и Голландия. Италия, Германия и Голландия лидируют в сегменте супер- и мегаяхт. По данным Boat International, в 2020 году лидером на рынке суперяхт стала итальянская группа Azimut-Benetti. На втором месте — итальянская же Sanlorenzo. Голландская Feadship замыкает тройку лидеров. Германию в списке топовых производителей яхт класса «люкс» представляют Lurssen (номер 5) , Amels-Damen (6) и Heesen (8).

Таблица 1. Крупнейшие мультибрендовые строители яхт

История создания моторной лодки

Почти у каждого человека, имеющего загородный дом у водоема, есть моторная лодка. Небольшая по размеру, она является верным спутников заядлых рыбаков. Давайте разберем поподробнее это средство передвижения.

История создания и особенности конструкции

Первая лодка с таким мотором, какой мы имеем сейчас, появилась чуть больше века назад. Ее создателем был американец Ол Эвенруд. Он же и начал массово выпускать такие лодки в США. Конечно, раньше предпринимались попытки установить другие виды двигателей, к примеру, паровой и бензиновый, на гребные лодки, но они не увенчались успехом из-за размеров моторов или их мощности.

Моторная лодка по внешнему виду почти не отличается от своего гребного собрата. Конечно, кроме такой детали, как сам мотор. У нее есть даже весла для бесшумного передвижения. Сам же мотор крепится на плоскую стенку в корме судна, которая называется транец. Ширина его зависит от количества моторов, которое можно установить на лодку. Надежные лодочные моторы тут гарантируют вам безопасность передвижения. Возле транца можно найти сидения для рулевого, на некоторых больших лодках оно расположено спереди.

Статья в тему:  Как установить ходовой тент на лодку пвх

Сами лодки различаются по своему предназначению и материалу, из которого сделаны. Самые большие лодки – транспортные и туристические. За счет своего огромного размера и поразительной надежности, они идеально подходят для перевозки множества людей и тяжелых грузов. В свою очередь такие лодки делятся на два вида: глиссирующие и обычные, в зависимости от того, каким образом они держатся на воде. Более мелкие глиссирующие судна называются разъездными, на них поместится максимум 3 человека. Надувные лодки также предназначены для малого количества людей и пользуются большой популярностью у обывателей. Резиновые лодки здесь, в Украине, есть практически у каждого городского любителя рыбной ловли из-за удобства эксплуатации. Их не надо держать у причала и очень удобно перевозить, прицепив к крыше машины.

Преимущества моторных лодок

  • Такие суда стоят гораздо меньше других маломерных видов. Яхты и катера обойдутся вам гораздо больше, чем обычная надувная лодка, если нужны вам только для рыбалки на озере.
  • Для того, чтобы управлять такой лодкой, не надо иметь особую категорию прав.
  • Нет необходимости держать у пирса, можно оставлять в местах, не предназначенных для стоянки. Благодаря небольшому размеру и маленькому весу, их может вытащить на берег даже два человека.
  • Мотор можно легко снять и заменить. К тому же, можете снять его и хранить у себя дома.
  • Несмотря на свои размеры, обладает достаточной скоростью.
  • И, как уже говорилось выше, их удобно перевозить на машине.
Статья в тему:  Ведьмак 3 как телепортироваться на лодке

Подпишитесь на “Трибун” в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: