1 просмотров

Когда появилась первая подводная лодка

«Ханли»: как конфедераты построили первую в мире успешную подводную лодку

Худшее, что может случиться с подводной лодкой — это если она утонет вместе со всем экипажем. «Ханли» в этом смысле — рекордсмен: она тонула трижды, унеся жизни пары дюжин моряков, в том числе ее собственного создателя. Но зато именно она стала первой в истории субмариной, которая потопила вражеское судно. Причем столь высокотехнологичную по меркам XIX века штуку построили конфедераты, так что на ее родине, в Америке, про нее теперь вспоминают нечасто

H. L. Hunley — подводная лодка конфедератов

1863 год, Гражданская война в США в самом разгаре. Сорокалетний амбициозный изобретатель Хорас Лоусон Ханли лелеет мечту создать секретное супероружие, которое поможет южанам выиграть войну на море и снять морскую блокаду северян. Три предыдущие попытки оказались провальными: созданные им субмарины не прошли испытаний. Четвертый прототип из суеверия решили даже не называть. Жестокая ирония заключается в том, что в итоге он получил имя своего создателя — H. L. Hunley, после того, как убил его.

В июне 1863 труды Хораса увенчались успехом: «Ханли» прошла испытания и была одобрена министерством обороны. Видимо, к этому моменту конфедераты уже достаточно отчаялись. Проект обошелся недешево, и при этом был чистейшим безумием. При испытаниях субмарины погиб командный состав, после чего ее подняли и снова представили командованию. Это была настоящая машина для самоубийства, так что можно сказать, что концепцию камикадзе придумали американцы.

«Примитивная технология»

Длина «Ханли» была 12 метров, ширина — 1.2. Внутри, согнувшись, располагался экипаж: 7 матросов и капитан. Пока командир управлял устройством, держа штурвал и дергая рычаги, остальные крутили вал, который вращал гребной винт. Для первой подводной лодки такая примитивная конструкция подходила лучше «высокотехнологичных» паровых и электрических двигателей. Хорас Ханли экспериментировал с ними, но отказался из-за ненадежности.

Статья в тему:  Что такое раскачивать лодку

Предполагалось, что большую часть времени лодка будет плыть, слегка высовываясь над поверхностью. Погружаться и подниматься в толще воды ей помогали цистерны, которые служили балластом: закачивая и откачивая воду, матросы могли менять глубину. В крайнем случае они могли отвинтить прикрепленный снизу металлический балласт и экстренно всплыть. Потопить же вражеское судно предполагалось с помощью мины.

Мина была обычной бомбой на шесте, начиненной 40 килограммами черного пороха. Субмарина просто подплывала к кораблю противника и таранила его этим шестом. Чистейшее самоубийство! Но от моряков-добровольцев не было отбоя — они рвались войти в историю. 15 октября 1863 года во время очередного испытания подводная лодка снова утонула, на этот раз унеся жизнь самого Ханли. Субмарину снова достали на поверхность и ввели в строй, а изобретателя похоронили с почестями на родине.

Первый и последний морской бой

17 февраля 1864 года «Ханли» наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель — 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.

Статья в тему:  Как определить мощность лодочного мотора

«Ханли» подплыл к «Хаусатонику», взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего «бенгалького огня». Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.

«Ханли» сейчас

Субмарину удалось найти в 1995 году, она лежала на дне в 300 метрах от потопленного «Хаусатоника». В 2000 ее подняли на поверхность, лодка пролежала под толстым слоем ила, и это спасло ее от коррозии. Весь экипаж был внутри, причем, судя по позам, они погибли быстро. Капитан продолжать сидеть в кресле, остальные — на своих скамьях. Что-то убило их почти мгновенно, они явно умерли не от долгого и мучительного удушья.

В 2017 году команда физиков из Университета Дьюка провела серию экспериментов, которые помогли раскрыть тайну смерти экипажа. Ученые создали масштабированную модель подводной лодки и мины, изучая, как взрыв черного пороха действует на подобный объект. Оказалось, что с вероятностью 85% люди внутри погибли от контузии легких. Взрыв привел к тому, что в них полопались капилляры.

Это была мучительная, но быстрая смерть, хотя непонятно, как они умудрились подать сигнал и успешно погрузиться, проплыв 300 метров. Скелеты моряков после тщательного изучения похоронили, а вот на «Ханли» до сих пор можно полюбоваться как на музейный экспонат.

Статья в тему:  Сколько атомных лодок у россии

Справедливости ради, нужно сказать, что это не первая подводная лодка, и даже не первая боевая. Мы уже писали про более ранний образец, деревянную субмарину «Черепаха», которая тоже была создана в Америке, только во время Войны за независимость. У этого судна не менее занимательная история, но вот с миссией ему не повезло — потопить вражеский корабль оно так и не смогло.

«Вода совершенно заполнила лодку» Роковая ошибка, гибель экипажа и самоубийство командира: как утонула первая российская подлодка

115 лет назад, 19 марта 1906 года, император Николай II подписал указ о включении подводных лодок в классификацию судов военного флота Российской империи. Вскоре после этого был учрежден Учебный отряд подводного плавания, и в состав Российского флота включены 20 новых подводных лодок «Форель» и несколько построенных ранее субмарин других типов. В России эта дата отмечается как день моряка-подводника. О создании первой русской подводной лодки, первой катастрофе и первой войне с участием подводного флота России читайте в материале «Ленты.ру».

Бесполезные вонючие гробы

О том, чтобы скрытно подобраться к врагу под водой, навредить ему, а еще лучше утопить, люди задумывались с тех пор, как появились хорошо вооруженные военные корабли, победить которые в открытом бою было непросто. Фантастические проекты подводных лодок известны во всех странах, имевших выход к морям. В том числе и в России. Некоторые из этих проектов даже были реализованы — как, например, «потаенное судно» Ефима Никонова «Морель», изготовленное им для Петра I еще в 1724 году и даже прошедшее испытания, но после смерти царя брошенное за ненадобностью.

Статья в тему:  Аренда лодок как бизнес

Однако все попытки создать эффективный серийный боевой подводный корабль многоразового использования долгое время оставались лишь единичными инициативами увлеченных чудаков-изобретателей. Чтобы воплотить мечту в реальность, были необходимы совершенно новые материалы и технологии сразу во многих областях производства. И вот это время пришло.

Одна из первых французских подводных лодок проходит вдоль строя миноносцев в Дюнкерке

Французская открытка начала века из собрания П.Каменченко

Над проектами подводных лодок для военных целей ведущие мировые державы начали работать практически одновременно на рубеже XIX и XX века, но как именно их можно будет использовать, в то время понимали еще очень слабо. Считалось, что самостоятельных задач субмарины решать не способны и могут использоваться лишь как подвижные минные заграждения для защиты портов.

Так, например, из первых 70 лодок, построенных в Германии к 1912 году, 36 предназначались для обороны Кильской бухты, 12 — для прикрытия подходов непосредственно к Килю, 10 состояли в резерве и лишь 12 отводились для действий в Северном море. Старые адмиралы относились к подводным лодкам как к бессмысленным с военной точки зрения вонючим жестяным гробам. Расставила все на свои места Первая мировая война, сделавшая кайзеровский подводный флот ужасом морей и навсегда изменив войну на море.

Но первую настоящую подводную лодку с двумя двигателями, одним — для хода на поверхности и другим — для движения под водой, с достаточной дальностью действия и хорошим вооружением создали не в Германии, а во Франции. В феврале 1896 года ВМФ Франции объявил конкурс на проект «полностью погруженного миноносца» со следующими характеристиками: водоизмещение — не больше 200 тонн, скорость на поверхности — 12 узлов, радиус действия — 100 миль, вооружение — две торпеды. Выиграл конкурс инженер флота Альфред-Максим Лобеф, построенный по его проекту «Нарвал» поступил на вооружение в 1900 году. Для подводного хода использовался электромотор, работавший от аккумуляторной батареи. Для движения по поверхности служила паровая машина мощностью 250 лошадиных сил.

Статья в тему:  На сколько накачивать лодку пвх

В том же 1900 году на вооружение ВМФ США была принята подводная лодка Холланда, имевшая бензиновый мотор для плавания по поверхности. Россия хотела закупить несколько лодок Холланда, но американцы поставили условие: в серии должно быть не менее десяти экземпляров по 190 тысяч долларов за каждую. В Морском ведомстве на это не согласились и решили строить сами.

Конструктор подводных лодок Иван Григорьевич Бубнов и одна из его субмарин «Акула» (развитие проекта «Касатка»). 1909 год. В ноябре 1915 года «Акула» погибла, подорвавшись на мине

Изображение из собрания П.Каменченко

«Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…»

В декабре 1900 года русское Морское ведомство создало комиссию для разработки погружающегося судна для береговой обороны, получившего условное название «миноносец №113». Руководил строительством первой отечественной субмарины Иван Григорьевич Бубнов — корабельный инженер, преподаватель Николаевской морской академии, конструктор Балтийского завода.

Бензиновый двигатель заказали в германской фирме «Даймлер», аккумуляторы и электродвигатель — во Франции, листовая сталь была изготовлена на Путиловском заводе, а цистерны — на Обуховском. Работа велась на Балтийском заводе в обстановке полной секретности. Стоимость судна первоначально оценили в 220 тысяч рублей.

Летом 1901 года русские инженеры посетили верфи Холланда в США и даже участвовали в одном из опытных погружений. По возвращении проект был доработан и в мае 1903 года спущен на воду уже как миноносец №150.

Статья в тему:  На какой бок ложить лодочный мотор

Первым капитаном был назначен Михаил Беклемишев, команда состояла из десяти человек — двух офицеров и восьми матросов. Первое погружение кончилось ударом о дно, однако лодка не пострадала и всплыла самостоятельно. Поднявшись на палубу, Беклемишев перекрестился и произнес: «Ну вот, слава Богу, и поплавали под водой…».

16 августа «Миноносец №150» осмотрел сам государь-император Николай II. Мало что понял, но остался доволен. Бубнову в качестве поощрения было пожаловано 24 с половиной тысячи рублей, Беклемишев получил 19 с половиной тысяч.

Переделки и доработки продолжались. В результате клепаный корпус из высокопрочной никелевой стали был снаружи обшит двумя слоями лиственницы и покрыт оцинкованным железом. Цистерны заполнялись водой самотеком, а продувались при помощи сжатого воздуха, для пополнения запасов которого имелся электрический компрессор. Надводный ход в девять узлов обеспечивался шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью в 300 лошадиных сил. Электродвигатель в 120 лошадиных сил позволял давать до шести узлов под водой.

Вооружена субмарина была двумя наружными торпедными аппаратами системы Джевецкого, в которые заряжались австрийские торпеды Уайтхэда с дальностью хода до полутора километров.

Длина лодки составляла 19,6 метра, наибольшая ширина — 3,59, среднее углубление — около 3 метров, надводное водоизмещение — 113 тонн, подводное — около 123. Внутри лодка получилась очень тесной и крайне неудобной для обслуживания и ремонта.

«Дельфин» у стенки Балтийского завода. 1903 год

Статья в тему:  Как е лодка на гръцки

Изображение из собрания П.Каменченко

«В результате совокупности неправильных действий. »

31 мая 1904 года миноносец №150 был переименован в «Дельфин», а 16 (29) июня 1904 года утонул. Из 37 человек, находившихся на борту, спастись удалось лишь двенадцати. Первая катастрофа в истории русского подводного флота унесла 25 жизней.

А произошло следующее. Лодка была устроена таким образом, что при погружении воздух из заполняемых водой цистерн стравливался внутрь корпуса, а раз так, то для выравнивания давления верхний люк должен был оставаться открытым до самого последнего момента. И только когда рубка уже находилась на уровне воды, люк надлежало быстро и ловко закрыть.

16 июня учебное погружение проходило у стенки Балтийского завода. В отсутствие командира лодки Беклемишева его проводил лейтенант Черкасов. Лодка была сильно перегружена, вместо 10 человек по штатному расписанию на ней находилось 37 (три офицера и 34 нижних чина), при этом лишь четверо принадлежали к штатной команде «Дельфина».

Лодку оттолкнули от стенки. Черкасов отдал команду заполнять балластные цистерны. Офицеры курили наверху у открытого люка, а затем стали спускаться вниз. Но из-за перегруза лодка погружалась быстрее обычного и почти сейчас же в люк хлынула вода. Началась паника. Кто-то выскакивал из люка наружу, в то время как другие пытались его закрыть. Трое матросов, включая двух рулевых, успели выбраться, четвертого прищемило, и люк до конца задраить не удалось. В щель быстро поступала вода. Лодка села на дно, люди оказались в ловушке. Когда удалось вытащить тело погибшего матроса и задраить люк, воздушная подушка в лодке составляла уже не больше 30 сантиметров

Статья в тему:  Gta vice city как пройти миссию с лодкой

К этому времени в живых оставались только те, кому удалось удержаться на верхних ярусах аккумуляторов, но в воздух уже поступали пары топлива из поврежденной в панике бензиновой цистерны. Люди начали задыхаться.

Чтобы хоть кто-то смог спастись, вновь открыли люк, но лишь до половины. Из затонувшей лодки сумели выбраться два офицера и семь матросов. Вынырнувший последним матрос Телов на следствии рассказывал: «Вода тогда совершенно заполнила лодку, и сквозь эту воду я увидел, как вверх к выходу из рубки потянулись изнутри судна тени людей». Всего спаслись 12 человек. 25 человек, включая лейтенанта Черкасова, погибли.

Комиссия, расследовавшая катастрофу «Дельфина», пришла к заключению, что в гибели людей и затоплении лодки виновата «совокупность неправильных действий лейтенанта Черкасова», который ничего в свою защиту сказать уже не мог. О конструктивных недостатках проекта и полном отсутствии спасательных средств ничего сказано не было, однако во время ремонта, последовавшего за подъемом «Дельфина», люк оборудовали противовесом.

Три первых в мире русских подлодки

Какие уникальные технические решения и конструкции использовал подводный флот России в начале ХХ века

Традиционно история отечественного подводного судостроения отсчитывается от деревянного «потаенного судна» плотника Ефима Никонова, которое он построил по собственному проекту в 1721 году по приказу императора Петра I. А пионером в строительстве металлических субмарин в России стал военный инженер Карл Шильдер, спроектировавший и построивший свою подлодку весной 1834 года. Но ни первый, ни второй проекты так и не были доведены до практического применения — мешало отсутствие эффективных двигателей, которые позволили бы подлодкам перемещаться под водой с хорошей скоростью. Достаточно сказать, что, например, подводная скорость лодки Шильдера составляла всего 670 метров в секунду, что неудивительно: двигалась она за счет вращения вручную четырех зубчатых колес, передававших его на внешние гребки типа «гусиная лапка». И только с появлением электрических и бензиновых моторов ситуация резко изменилась: подводные лодки наконец получили возможность двигаться со скоростью, достаточной для выполнения боевых задач — выхода на позицию и атаки кораблей противника.

Статья в тему:  Как увеличить мощность лодочного мотора hangkai

Подводная лодка «Минога» во время выхода в море, 1910-е годы

Бурный рост числа подводных лодок в мире начинается с приходом ХХ столетия. В этом процессе Россия участвовала самым активным образом: уже в 1904 году первая принятая в боевой состав русского флота подлодка «Дельфин» воевала на Тихом океане. В том же году в нашей стране была заложена и первая крупная серия из шести подлодок типа «Касатка». А 11 (24) октября 1908 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге была спущена на воду подводная лодка «Минога», ставшая первой в мире дизель-электрической подводной лодкой и давшая старт сначала единственному, а сегодня — одному из двух основных типов субмарин всех мировых флотов.

«Минога»: первая в мире дизель-электрическая подлодка

Появление проекта этой подводной лодки связано с опытом применения отечественных субмарин в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Стало понятно, что обойтись одним типом подлодок небольшого водоизмещения и для охраны водного района, и для действий на коммуникациях противника невозможно, и потому Морской технический комитет распорядился о начале работ над лодками двух типов. Первый представлял собой крейсерские лодки с большим (350–400 тонн) водоизмещением, которые действовали бы в открытом море. А второй, с небольшим водоизмещением порядка 100–150 тонн, должен был выполнять охрану побережья. В качестве лодки второго типа и была спроектирована «Минога», создателем которой стал корабельный инженер Иван Бубнов — главный конструктор русских подводных лодок начала ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль отказаться от пожароопасных бензиновых двигателей и установить на «Миногу» два мотора конструкции Рудольфа Дизеля, которые были более безопасными и эффективными. Установленные в одну линию и вращавшие один гребной вал, они обеспечивали лодке надводную скорость в 11 узлов, а под водой субмарина двигалась на традиционных уже электромоторах, питавшихся от аккумуляторов, со скоростью 5 узлов. Кроме дизельных двигателей, «Миногу» отличало еще одно новшество, тоже введенное по итогам Русско-японской войны, — трубчатые торпедные аппараты, размещенные внутри корпуса.

Статья в тему:  Yamaha tyros 6 когда выйдет

Подлодка «Минога» у достроечной стенки Балтийского завода

В октябре 1909 года «Минога» вошла в состав Балтийского флота и начала свою службу. Беспроблемной ее назвать нельзя: как и всякий первенец, лодка страдала изрядным количеством «детских болезней», которые осложняли ее применение. Да и опыта у русских подводников той поры было немного, что тоже не упрощало эксплуатацию лодки. Именно человеческий фактор и стал причиной самой крупной аварии в истории «Миноги». 23 марта (5 апреля) 1913 года из-за сигнальных флажков, попавших в клапан судовой вентиляции, лодка затонула вместе со всем экипажем — 22 человека. Правда, благодаря грамотным действиям команды все они остались живы, а лодку через несколько часов удалось поднять с 30-метровой глубины и вскоре вернуть в строй. Боевая служба «Миноги» была долгой: она успела принять участие в Первой мировой и Гражданской войнах, воевала на Балтике и Каспии, и только в 1925 году была списана и разделана на металл.

«Краб»: первый в мире подводный минный заградитель

Русскому флоту принадлежит первенство в боевом применении морских мин: 8 июня 1855 года на минной банке, выставленной в Финском заливе, подорвался английский пароходофрегат «Мерлин». И вполне закономерно, что первенство в области постройки подводных минных заградителей тоже принадлежит России. Идея создания такой подлодки родилась из желания, чтобы постановка мин оставалась тайной для противника, ведь до начала ХХ века их ставили с надводных кораблей, и это можно было легко отследить, а значит, хотя бы примерно догадаться, где выставлено заграждение. Кроме того, использовать такой метод можно было только в собственных водах. Подводная же постановка была лишена этих недостатков, а значит, делала минное оружие более эффективным. С этой мыслью русский инженер Михаил Налетов, участвовавший в обороне Порт-Артура, еще в 1904 году построил свой первый экспериментальный подводный минный заградитель, который пришлось уничтожить перед сдачей порта. Но в 1906 году он представил новый, более современный проект заградителя, и после доработки в 1908 году началось его строительство на заводе «Наваль» в Николаеве.

Статья в тему:  Как увеличить мощность лодочного мотора hangkai

Подводные лодки «Минога» (на переднем плане) и «Акула» у достроечной стенки Балтийского завода, 1908 год

9 (22) августа 1912 года лодка получила собственное имя «Краб», а через три дня ее спустили на воду. Почти два года ушло на достройку и доделку подводного минного заградителя. В мае 1915 года «Краб» на испытаниях выставил в подводном положении 49 мин, а в конце июня впервые совершил постановку мин в боевой обстановке, и на этом заграждении подорвалась турецкая канонерка. Второй боевой поход лодка совершила в июле 1916 года, а всего до конца Первой мировой войны субмарина совершила четыре боевых похода. Но осенью того же года лодка встала на длительный ремонт с заменой керосиновых моторов на дизели и больше в море не выходила. 26 апреля 1919 года по приказу британского командования «Краб» был затоплен на внешнем рейде Севастополя, а поднять его удалось только в 1935 году. И хотя Михаил Налетов представил проект восстановления и модернизации своего минного заградителя, лодку просто сдали на разделку: к тому времени в советском флоте уже было немало более современных наследников «Краба».

«Почтовый»: первая в мире подлодка с единым двигателем

Среди русских подводных лодок первой четверти ХХ века «Почтовый» выделяется не только своей конструкцией, но и именем. Подавляющее большинство русских субмарин отечественной постройки носили «морские» или «звериные» имена — начиная с «Дельфина», «Миноги» и «Акулы» и заканчивая подлодками типа «Барс». Но субмарина, построенная по проекту талантливого морского инженера Степана Джевецкого, пионера русского серийного подводного судостроения, этому правилу не подчинялась. Дело в том, что лодка, будучи экспериментальной, строилась не на казенные деньги, а на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Большая часть суммы была собрана за счет пожертвований работников почтового ведомства, и потому подлодке, которую исполняющий обязанности руководителя Морского технического комитета, знаменитый судостроитель Алексей Крылов предлагал назвать «Змеей», присвоили имя «Почтовый».

Статья в тему:  Как определить мощность лодочного мотора

Подводный минный заградитель «Краб» у стенки завода «Наваль» в Николаеве

В отличие от всех других современных ему лодок, «Почтовый» был оснащен только двумя бензиновыми моторами и не имел электромоторов для подводного хода. И над, и под водой лодка двигалась на одних и тех же двигателях, что позволило освободить ее от аккумуляторов, занимавших существенную часть внутреннего пространства. Если в надводном положении бензиновые моторы получали необходимый им воздух просто снаружи и туда же выпускали отработанные газы, то под водой воздух в двигатели поступал под давлением из специального резервуара, а выхлоп осуществлялся под киль лодки через выхлопную трубу с множеством отверстий, чтобы не демаскировать субмарину.

Несмотря на то, что система оказалась вполне работоспособной, «Почтовый» так и остался единственной лодкой с единым двигателем в истории русского флота: слишком много недостатков имела его конструкция, а условия службы на лодке были более чем спартанскими. Поэтому служила субмарина только в учебном отряде подводного плавания и всего пять лет: в 1908 году ее зачислили в списки судов русского императорского флота, а в 1913-м — исключили. Но идея Степана Джевецкого не была совсем забыта: в 1939 году в СССР была разработана подлодка с таким же единым двигателем, которая после Победы строилась крупной серией. Всего флот получил 24 субмарины проекта 615, имевших три дизельных двигателя, которые работали по той же схеме, что и бензиновые моторы «Почтового», и это была первая и единственная в мире серийная подлодка с единым двигателем.

Статья в тему:  На сколько накачивать лодку пвх

Проверка минных аппаратов перед выходом подводного минного заградителя «Краб» в боевой поход. Севастополь, 1915 год

Первые подводные лодки в мире: история создания и эволюция

Подводный флот сегодня — неотъемлемая часть вооруженных сил любой развитой страны с выходом в море. Но еще 100 лет назад положение выглядело иначе. В этой статье 24СМИ рассказано, когда и где появились первые подводные лодки, а также описана история их возникновения.

История развития идеи

Здесь не будет рассказа о рисунках Леонардо да Винчи, который якобы еще в Средневековье придумал концепцию устройства для погружения под воду. Речь пойдет о проектах, которые существовали в реальности, а не только на бумаге.

Первые прототипы появились в XVII веке. Лодки представляли собой деревянные бочки с герметично запечатанными швами и стыками. Внутри сидел экипаж.

Предусматривались балластные цистерны. Для погружения их заполняли водой, а для всплытия освобождали от жидкости. Примитивное решение задачи движения по вертикали было найдено, но оставалась проблема с движителем, который устремлял бы устройство вперед.

Изобретатели тех времен экспериментировали с прилаживанием ласт, весел, архимедовых спиралей. Что бы ни было — оно приводилось в движение посредством мускульной силы.

К числу любопытных конструкторских решений относят «потаенное судно» Ефима Никонова. Он создал первую русскую подводную лодку в 1720 году. Петр I получил челобитную, в которой крестьянин обещал построить боевой корабль, способный перемещаться под водой. Царь заинтересовался идеей, встретился с Никоновым и дал добро на постройку судна.

Статья в тему:  Аренда лодок как бизнес

Через год механик-самоучка справился: собрал субмарину, по виду похожую на большую бочку с железными обручами. Чтобы погрузиться, она должна была наполниться водой. А для всплытия требовалось выкачивать ее наружу ручным насосом.

При первом испытании в Неве бочка быстро опустилась на дно и ударилась о грунт. Ефима еле спасли. Потом повторялись еще попытки погружений, но каждый раз судно давало течь. Уже после Петра, при Екатерине I, проект закрыли, а Никонова отправили плотником на судоверфи в Астрахань.

Первые подводные лодки

Если говорить про устройства, испытания которых завершились успешно, стоит вспомнить проект Корнелиуса Дреббеля, который первым создал подводную лодку. Голландец жил в Англии на век раньше русского экспериментатора. Он соорудил судно, которое не протекало и плавало под водой.

Первая подводная лодка была создана в 1620 году. Деревянное судно изнутри было обтянуто кожей, а перемещалось за счет выведенных наружу весел и рулей, которыми управляли сидящие внутри люди. Для погружения и всплытия предусматривались кожаные меха, наполнявшиеся водой.

Любопытно, что, кроме этого, Дреббель придумал систему поглощения выдыхаемого пассажирами углекислого газа и выделения кислорода. Проплывая несколько километров в погруженном состоянии, люди не испытывали проблем с дыханием.

Тысячи лондонцев регулярно наблюдали, как лодка ходит по Темзе, катая людей, как на аттракционе. По легенде, тогдашний монарх Англии также совершил прогулку. Но даже это не вызвало у королевского флота желания взять субмарины под свое крыло.

Статья в тему:  Gta vice city как пройти миссию с лодкой

Лишь в 1773 году появилась первая подводная лодка военного назначения. Это произошло в США. Субмарина называлась «Черепаха», а сконструировал ее инженер по фамилии Бушнелл. Лодка ходила под водой за счет вращения вручную спирали Архимеда и несла вооружение в виде 1 мины. С ее помощью пытались безуспешно атаковать британский линкор. В ответ «Черепаху» потопили.

Потом около двух столетий нигде в мире о подводных лодках не вспоминали. Даже когда появились паровые машины, оставалась нерешенной задача вывода выхлопа и подачи атмосферного кислорода. Например, изобретатель парохода Фултон так и не смог справиться с этой трудностью. В 1800 году он построил субмарину «Наутилус», которая в надводном положении шла под парусом. При погружении приходилось перестраиваться на педальную тягу, как на велосипеде.

Подлодки Первой мировой войны

Еще с тех пор как появились первые подводные лодки, среди флотоводцев зародилась идея обзавестись приспособлением для внезапного нападения на противника из морских глубин. И только к рубежу XIX–XX веков это стало реальностью.

Впервые субмарина приняла полноценное участие в боевых действиях в США во время Гражданской войны 1861–1865 годов. Было доказано на практике, что применение подлодок в битвах имеет смысл. Морские державы запустили исследования, направленные на проектировку лодок и двигателей для них.

В конце XIX века собрали первые суда, которые под водой передвигались на электрической тяге, а в надводном положении — на паровых двигателях. Позже для хождения по поверхности воды корабли оснащали бензиновыми либо дизельными силовыми установками.

Статья в тему:  Yamaha tyros 6 когда выйдет

Окончательно свою эффективность субмарины доказали во время Первой мировой войны. В сентябре 1914 года немецкая субмарина атаковала торпедами британский крейсер. Вслед за ней обратила на себя внимание подлодка U-9, которая за считанные минуты потопила 3 крейсера Великобритании. В течение последующих месяцев Германия продолжила применять подводный флот против Британии и блокировала ей торговлю по морю.

U-9 построили в 1910 году. Она относится к числу первых германских подлодок. При водоизмещении 611 т с 450-миллиметровыми торпедными аппаратами она сумела доказать, что за подводным флотом будущее.

В первый год войны немцы ввели в эксплуатацию еще одну субмарину — U-35. Ее водоизмещение уже достигало 971 т, а вооружение составляло 4 торпедных аппарата по 500 мм. Лодка служила вплоть до 1918 года, успев совершить 19 боевых походов и затопить десятки вражеских судов общим водоизмещением свыше 500 тыс. т.

Еще одно необычное судно спустили на воду в Германии в 1916 году. Субмарина называлась «Дойчланд», ее водоизмещение составляло 2000 т. Особенность в том, что изначально это была торговая посудина, необходимая для обхода блокированных надводных путей. Но в следующем году ее переоборудовали, оснастили двумя торпедными аппаратами и поставили на вооружение Германии.

Тем временем британцы создали подлодки типа «К». Это были настоящие подводные крейсеры водоизмещением по 2800 т. Благодаря грозным судам Англия сумела эффективно противостоять натиску немецкого флота. Лодки «К» в надводном положении ходили на двигателях мощностью по 10 тыс. л. с., что для тех времен считалось чуть ли не мировым рекордом.

Статья в тему:  Что такое раскачивать лодку

Всего в период Первой мировой войны участвующие страны использовали около 600 субмарин. С их помощью удалось отправить на дно несколько тысяч надводных военных и гражданских судов. Но и сами подлодки тоже гибли.

Подводные лодки России и СССР

В конце XIX века в Российской империи, как и везде, понимали, что пора создавать собственный военный подводный флот. Ибо развивающееся кораблестроение в США и Европе представляло определенную опасность для страны.

В январе 1901 года в Петербурге начали на профессиональном уровне проектировать собственные боевые подводные корабли. Строительная комиссия подводных лодок под руководством инженера-корабела Бубнова разработала пилотный проект. Так появились первые подводные лодки в России.

Судно назвали «Дельфином». В 1903 году оно было почти полностью готово. В это время верфь посетил Николай II и остался удовлетворен достигнутым результатом. Лодку приняли на вооружение. С этого момента стартует эпоха подводных сил российского флота, хотя постройка «Дельфина» носила больше экспериментальный, нежели прикладной характер.

Вскоре началась Русско-японская война. В период с 1904 по 1905 год подводные корабли нового типа впервые принимали участие в боях. Россия начала отправлять на поездах свои лодки из Петербурга во Владивосток. И уже к концу 1904 года там базировалось 8 судов.

На заре подводного кораблестроения субмарины относили к категории миноносцев. После войны с Японией флот России включал 20 таких боевых единиц. Количество оказалось достаточно большим, чтобы выделить подлодки в отдельный класс. Так, в 1906 году по инициативе вице-адмирала Бирилева Николай II подписал указ об учреждении нового подразделения флота России. С этого момента начинается история подводных сил как части ВМФ.

Статья в тему:  На какой бок ложить лодочный мотор

Но его развитию помешала Октябрьская революция. Правда, как только завершилась Гражданская война, большевистская власть направила усилия на восстановление имевшихся в государстве потрепанных царских кораблей, а также на строительство новых аппаратов. В конце 1920-х годов молодое советское государство уже сравнялось по мощи подводных сил с западными державами.

К моменту начала Второй мировой войны подводные лодки еще не сильно отличались от тех, что участвовали в первых сражениях века. Разница конструкций заключалась лишь в отдельных узлах и технологических нововведениях, изобретенных в 30-е годы.

В год нападения Германии на вооружении СССР стояли субмарины нескольких типов — «Декабрист», «Ленинец», «Щ», «К», «С», «М». Они успешно противостояли надводному и подводному флоту противника, хотя и сами неоднократно терпели крушение. Но даже после окончания войны легендарные «Щуки» и «Малютки» продолжали стоять на защите водных рубежей Советского Союза. А после списания они еще и служили в качестве учебных кораблей для курсантов военно-морских училищ. Когда же пришло время, часть субмарин, принесших победу, остались навсегда стоять в музеях или превратились в памятники под открытым небом.

Первые атомные подводные лодки

Новый виток развития флота — появление атомоходов. Идеи перевести субмарины на тягу за счет ядерного реактора возникли еще в фашистской Германии. Но первые подводные лодки на атомном ходу сконструировали американцы в 1954 году.

Статья в тему:  Как е лодка на гръцки

Название первенца — «Наутилус». Благодаря ядерному реактору подлодка могла в течение нескольких месяцев проводить время в плавании и не подниматься на поверхность. Корабль спустили на воду в присутствии тогдашнего президента Дуайта Эйзенхауэра 21 января. А уже осенью того же года его приняли на вооружение ВМС Соединенных Штатов.

В тот период шла холодная война, и СССР обязан был ответить. Советская разведка получила информацию о «Наутилусе» еще на этапе проектирования. Поэтому советские инженеры, понимая, что не успевают выпустить свой атомоход раньше американцев, поставили задачу сделать его лучше — не повторяли конструкцию, а разработали свою.

Проектом руководил конструктор Владимир Перегудов. Его команда сумела спроектировать и начать строительство собственной лодки на атомном ходу уже в следующем, 1955-м, году. Она заметно отличалась от американской. Если «Наутилус» по форме повторял дизельных предшественников, русский корабль под названием «К-3» больше напоминал торпеду, как видно на фото.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: