4 просмотров

Когда появилась первая подводная лодка в россии

Первая в России и первая в мире подводная лодка «Минога», оснащённая дизельным двигателем

История подводного флота богата яркими событиями, героическими подвигами и славными именами. Морская профессия всегда сопряжена с повышенной опасностью. Какой бы совершенной ни была техника, различные аварии и нештатные ситуации являются неизменным атрибутом жизни моряков. Особенно опасны они на подводных лодках. Освоение этих кораблей происходило в море. При этом они горели, взрывались, сталкивались и тонули, но горькая соль морского опыта их экипажей оседала в уставах, наставлениях и инструкциях для последующих поколений подводников. Свой вклад в копилку как положительного, так и трагического опыта внесла и подводная лодка «Минога».

1 октября 1908 года в Петербурге спустили на воду первую не только в России, но и в мире дизель-электрическую подводную лодку – это была субмарина проекта «Минога».

Лодка была построена в 1906—1909 годах по проекту, разработанному в 1905 году Иваном Григорьевичем Бубновым. Эта лодка была оснащенная дизельным двигателем и стала прародительницей всех дизель-электрических субмарин отечественного флота.

С 1910 года все подводные лодки строились именно по дизель-электрической схеме.

Дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) – это субмарина, оснащенная дизельным двигателем для надводного хода и электромотором, предназначенным для движения под водой. Переход к двойной схеме двигателей позволил подводным лодкам достичь высокого уровня автономности плавания и существенного времени хода под водой.

Статья в тему:  Почему надувная лодка не тонет

Тактико-технические характеристики подлодки «Минога»:
Водоизмещение – 123 тонны (надводное), 152 тонны (подводное)

Длина – 32,6 м
Ширина – 2,75 м
Осадка средняя – 2,75 м
Силовая установка – два дизельных двигателя по 120 л.с. и электродвигатель – 70 л.с.
Скорость хода – 11 узлов (надводная), 5 узлов (подводная)
Дальность плавания – 900 миль в надводном положении (8 узлов), 25 миль – в подводном
Рабочая глубина погружения – 30 м
Предельная глубина погружения – до 50 м
Вооружение – 37-мм пушка (с 1915 года) и два 450-мм носовых торпедных аппарата
Экипаж – 18 человек

7 ноября 1908 года у причальной стенки Балтийского завода Санкт-Петербурга состоялось пробное погружение, по результатам которого было принято решение оснастить лодку свинцовым килем для увеличения балласта.

31 октября 1910 года лодка была принята в состав флота.

В 1912 году на стрельбах «Минога» заняла 2-е место, поразив цели 8 торпедами из 20 выпущенных.

В 1912 годукомандиром лодки был назначен лейтенант А. Н. Гарсоев, который до этого командовал пл «Почтовый». «Почтовый» – подводная лодка, построенная в 1906 году по проекту С.К. Джевецкого. Лодка была построена в экспериментальных целях и, несмотря на отсутствие боевой ценности, стала воплощением самого успешного проекта подводного корабля с единым двигателем для надводного и подводного хода из созданных в первой четверти XX века.

Статья в тему:  Куда ямаха пср 3000

Во время Первой мировой войны «Минога» совершила 14 боевых походов.

По ходатайству А.Н. Гарсоева команда «Почтового» была в полном составе переведена на «Миногу».

23 марта 1913 года в Либаве совершавшая пробное погружение «Минога» набрала воды через полуоткрытый клапан вентиляции и затонула.

«Минога» вышла в море и около 16.00. Лейтенант Гарсоев приказал боцману Гордееву передать на катер флажный семафор о намерении погрузиться. Выполнив приказ, Гордеев положил флажки, как ему показалось, под решетчатый настил мостика, а на самом деле — под тарелку клапана вентиляционной шахты. Сразу после погружения через этот клапан в корпус стала поступать вода, в результате чего лодка легла на грунт на глубине примерно 11 метров. Командир приказал отдать аварийный буй. На катере его сначала не заметили, а затем какое-то время ушло на то, чтобы подойти к бую, достать телефон и выяснить обстановку на лодке. Когда весть об аварии пришла в Либаву, рабочий день в базе уже закончился, поэтому спасатели смогли выйти в море только в районе 19 часов. Между тем положение в лодке быстро ухудшалось. Самоотверженными усилиями экипажа удалось значительно уменьшить поступление воды, но она все-таки подходила к аккумуляторам, что грозило большим выделением хлора и полным отравлением. В этой обстановке Гарсоев принял единственно правильное решение: он приказал продуть кормовую дифферентную цистерну. При этом корма лодки всплыла и выступала над поверхностью моря. Находившаяся в корпусе холодная маслянистая вода перелилась в носовую часть и полностью залила аккумуляторную батарею, что существенно уменьшило выделение хлора.

Статья в тему:  Как правильно спускать лодку на воду

Подошедшие миноносцы и водолазные боты очень скоро обнаружили кормовую часть потерпевшей аварию лодки. Затем буксиры подвели 100-тонный кран. В это время из лодки уже никто не отзывался. Кран начал подъем, и в 00.45 над водой показался кормовой входной люк. Со шлюпки на пл бросились три офицера. Они помогли открыть люк и поочередно вытаскивали людей. Большинство подводников уже не могли самостоятельно двигаться, они были доставлены в больницу с отравлениями парами хлора и кислоты. Погибших не было.

Эта авария поучительна. В ней наглядно отразилась одна из важнейших черт нашей жизни, когда ошибка одного человека может поставить в крайне трудное положение весь экипаж, а грамотные и своевременные действия позволяют выйти даже из, казалось бы, совершенно безнадежного положения.

Летом 1915 года благодаря грамотным действиям машинного старшины Г.М. Трусова лодка благополучно спаслась от тарана. 1 сентября 1915 года за подвиг, мужество и храбрость в боевых действиях он был пожалован Георгиевской медалью 4-й степени, а 29 октября того же года – награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

В 1915 году при очередном ремонте ее вооружение было дополнено 37-мм пушкой, которую установили на корме лодки.

Осенью 1917 года «Минога» вместе с четырьмя подводными лодками типа «Касатка» прибыла в Петроград для прохождения капитального ремонта. Здесь лодку застали революционные события, ремонт был отложен на неопределенный срок. Все лодки были в январе 1918 года сданы для хранения в порт. О них вспомнили только летом 1918 года, когда советскому правительству потребовалось усилить Каспийскую военную флотилию из-за действий интервентов. Лодки отремонтировали и железнодорожным транспортом перебросили в Саратов, откуда они своим ходом дошли до Астрахани.

Статья в тему:  Как сделать рыбацкую лодку

В мае 1919 года «Минога» участвовала в бою с английскими кораблями у форта Александровский. «Минога» вновь оказалась на грани гибели, намотав на винт стальной трос и лишившись хода. Только мужество рулевого-сигнальщика В.Я. Исаева, сумевшего в холодной воде освободить винт, спасло лодку от расстрела кораблями интервентов.

После окончания боевых действий на Каспии, лодка некоторое время находилась на хранении в порту Астрахани.

После 16 лет службы первая российская дизель-электрическая лодка 21 ноября 1925 года в связи с износом всех механизмов была сдана для разборки на металл.

Многолетняя эксплуатация подводной лодки «Минога» подтвердила правильность конструктивных решений, предложенных Иваном Григорьевичем Бубновым.

Опыт эксплуатации этой подводной лодки был учтен советскими конструкторами подводных кораблей.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Нарусбаев А.А. Катастрофы в морских глубинах. Ленинград. 1989 г.
  • Калинин В. «Минога» — первая в мире дизель-электрическая подводная лодка. «Морской сборник» № 11 1989 г.
  • Компания «Медиахауз». Электронный справочник «Подводные лодки». 2006 г.
  • Масорин В.В. Подводные силы России: основные этапы развития и особенности боевого применения. Военно-исторический журнал № 7 2006
  • Додонов В. Подводная лодка « Минога», 2016г.

«Потаенное судно» Петра I: Как в России построили первую в мире военную подводную лодку

Идея погружения лодки под воду для скрытого приближения и нападения на вражеские корабли привлекала военачальников с глубокой древности. По легенде, сам Александр Македонский использовал подводную разведку за противником. Но первую настоящую боевую подводную лодку создал русский плотник-изобретатель Ефим Никонов, при прямой поддержке царя-реформатора Петра I.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Статья в тему:  Подводная лодка курск кто виноват

Одна из первых концепций подводной лодки была представлена англичанином Уильямом Борном в 1578 году. Но лишь в 1620 году Корнелиус Дреббель (Cornelis Drebbel) построил первый рабочий образец. Она была сделана из дерева, приводилась в движение веслами и могла оставаться под водой несколько часов. Воздух по специальным трубкам подавался с поверхности. Дреббель продемонстрировал возможности погружения своей лодки, ныряя на реке Темзе и оставался под водой в течение трех часов. За это время тысячи лондонцев, собравшихся на берегу, были убеждены, что посудина затонула и экипаж уже погиб.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Голландский ученый Христиан Гюйгенс, который был свидетелем испытаний, позже писал, что это «смелое изобретение» может быть использовано во время войны, для нападения на вражеские корабли противника, лежащие в прямой видимости и не подозревающие об опасности. Как и Гюйгенса, многие другие признали военный потенциал подводных лодок. Несмотря на это, прошло еще сто лет прежде, чем первая военная подводная лодка быть построена.

В 1718 году русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов написал Петру I, что мог бы построить «потаённое судно», которое может плавать под водой и уничтожать любые вражеские корабли с пушками. Удивительное дело, но царь пригласил Никонова в Санкт-Петербург и поручил начать постройку судна.

Никонов закончил уменьшенную модель первой российской подводной лодки в 1721 году и испытал ее в присутствии Петра. Царь был настолько доволен результатами, что приказал Никонову построить полноразмерный секретный военный корабль.

Статья в тему:  Версия антипова как погибла подводная лодка курск

«Потаенное судно» Никонова было построено из дерева в форме бочки. Оно было вооружено огнеметами. Подводная лодка должна была подойти к вражескому судну, выставить концы огнеметной трубы из воды, поджечь и взорвать вражеский корабль. Кроме того, был предусмотрен воздушный шлюз для акванавтов, который мог выйти из подводной лодки и уничтожить противника.

Первое испытание полноразмерной подводной лодки было проведено осенью 1724года. Это была катастрофа. «Потаенное судно» затонуло, когда достигло дна и проломило борт. Сам Никонов и четверо гребцов были внутри. Это было настоящее чудо, что экипажу удалось спастись.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Петр поддержал изобретателя и призвал Никонова улучшить конструкцию. Но неудачи продолжали его преследовать. Второе и третье испытания русского «потаенного судна» закончились провалом. После смерти своего высочайшего покровителя, Никонов был обвинен в злоупотреблении государственными средствами, был разжалован в рядовые плотники и отправлен работать на верфи на реке Волге.

Первое успешное использование военной подводной лодки произошло во время Американской войны за независимость. Подводная лодка под «Черепаха» (Turtle) была разработана американским изобретателем Дэвидом Бушнеллом (David Bushnell). Это было яйцевидное устройство, которое могло вместить одного человека.

В 1776 году в нью-йоркской гавани сержант Эзра Ли (Ezra Lee) управляя «Черепахой» пытался, но не смог прикрепить взрывной заряд на корпусе британского линейного корабля «Орел» (HMS Eagle). По сообщениям американцев, Ли был обнаружен прежде, чем смог выполнить боевую задачу. С британской же стороны нет никаких данных об этой атаке. Это все вызывает сомнение отдельных историков в самом факте атаки. Некоторые даже считают, что «Черепаха» и вся история вокруг нее были созданы в качестве дезинформации и для повышения боевого духа колониалистов.

Статья в тему:  Какой лодкой можно управлять без прав

Подводные суда появились для участия в боевых действиях, но очень часто изобретения создавались для облегчения жизни, иллюстрирую поговорку «Лень – двигатель прогресса» .

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

От “Дельфина” до “Моржа”: первые подводные лодки российского флота

С.-ПЕТЕРБУРГ, 30 июл — РИА Новости. Современные российские субмарины больше похожи на огромные жилые комплексы: удобные каюты, новейшие системы безопасности, даже сауны и тренажерные залы. Но еще сто с лишним лет назад моряки-подводники даже и не могли мечтать о подобных удобствах, зато имели все основания на то, чтобы называться смертниками — каждый выход, даже учебный мог стать последним.

Какими были еще дореволюционные, корабли для покорения глубин, как инженер-любитель из фотоателье стал крестным отцом всего подводного флота России, и почему северные “моржи” стали грозой Черного моря, читайте в материале РИА Новости, посвященном первым подводным лодкам России, специально ко дню Военно-морского флота.

Первая в своем роде

Несмотря на то, что первой подводной лодкой из официально зачисленных в списки кораблей российского флота считается “Дельфин”, почти за сорок лет до ее создания со стапелей Балтийского завода в 1866 году сошла опытная подводная лодка Ивана Александровского. Именно она по утверждению многих экспертов является матерью российского подводного флота.

Примечательно, что ее создатель зарабатывал на жизнь не инженерными науками, а рисованием и фотографией. Фотоателье Александровского считалось лучшим в Санкт-Петербурге. Идея создания подложки пришла в голову к изобретателю, после поездки в Англию в 1853-м, когда он своими глазами увидел мощный флот англичан, противопоставить которому Российской империи было нечего. Однако, уже на первых порах разработки проекта Иван Федорович бросает его, по причине боязни быть обвиненным в плагиате. Ведь подобный аппарат в то же время начинает разрабатывать изобретатель Вильгельм Бауэр. Правда, увидев лодку Бауэра в Кронштадте в 1856, Александровский посчитал ее совершенно негодной и вновь садиться за свой проект.

Статья в тему:  Как прикрепить вазоны подвесные лодочные моторы

Несмотря на то, что 14 июля 1862 года особым Высочайшим повелением изобретателю разрешено было строительство подводной лодки по его проекту и предоставлено право выбора частного заводчика для этого строительства, первый спуск в 1865 году показал множество недоделок и ошибок. Их исправляли вплоть до 1866 года. После чего подлодка начала первые погружения. 14 сентября этого же года глубинный корабль осматривает император Александр Второй. После его одобрения, в октябре того же года Александровскому присваивают звание титулярного советника.

Но судьба явно не простила изобретателю его слабости в начале создания проекта. Полноценные ходовые испытания, показали существенные отклонения от проектных характеристик. Внесенные Александровским изменения не помогли. А в 1871 году лодка в ходе очередной серии тестов просто утонула. Поднять ее смогли только в 1873, но всерьез проект уже не воспринимали.

“Единственное, но зато весьма существенное преимущество лодки господина Александровского перед прежними изобретениями этого рода заключается в том, что и сам он не утонул еще и спускавшиеся с ним люди живы. Господин Александровский справедливо гордится этим”, — написали о подводном аппарате в “Сборнике морских статей и рассказов” 1878 года.

Несмотря на неудачу, изобретатель еще не раз пытался представить свои проекты развития подводного флота. Но отклика у властей они не нашли. Сам Александровский к концу века разорился и умер в больнице для бедных.

Статья в тему:  Лодка для рыбалки какая лучше

Подводные лодки в России

«Потаенное судно» собранное из досок, медных листов и кожи больше всего напоминало бочку. Тем не менее Петр дал проекту ход.

Первый проект появился еще в XVIII-м веке. Крестьянин-самоучка Ефим Никонов в 1718-м году подал Петру I челобитную, в которой изложил свои идеи строительства субмарины. Хотя субмарина слово не совсем верное. В челобитной такая лодка называлась «потаенным судном», ибо оно должно было быть скрыто под водой и оставалось бы невидимым для потенциального врага. «Потаенное судно» собранное из досок, медных листов и кожи больше всего напоминало бочку. Тем не менее, Петр дал проекту ход.

Никонов, однако, довести дело до ума так и не смог. После смерти Петра изобретатель впал в немилость и о «Потаенном судне» забыли на добрых сто лет.

Но прошли годы, и на российский престол взошел Николай I. Этот Император, как известно, получил блестящее инженерное образование и дело это знал досконально. Николай, время от времени, лично проверял проекты студентов-инженеров. Среди прочего Император проявлял интерес к проекту американца Роберта Фултона, который предложил свой метод построения подводной лодки еще в начале XIX-го столетия. К моменту вступления Николая на престол, Фултона уже не было в живых (он умер в 1815-м году), но российский Император, узнав о его проекте, захотел создать в России собственное судно, которое могло бы ходить под водой. И в стране нашелся человек, сумевший воплотить эту идею в жизнь. Звали его Карл Андреевич Шильдер генерал-адъютант и выдающийся военный инженер и изобретатель.

Статья в тему:  Где производят надувные лодки

Шильдер изучил зарубежный опыт, и на основе проектов Дреббеля и Фултона создал свою подводную лодку. Эта субмарина имела небольшие размеры, не могла опуститься на большие глубины, но была отлично вооружена. Лодка несла мину и ракеты.

Именно с лодки Шильдера был осуществлен первый в истории пуск ракет из-под воды. Строительство обошлось казне в 23 тысячи рублей, проект был признан удачным, а Шильдер получил разрешение на строительство новых подводных лодок. Однако у проекта был и очень серьезный противник — военный министр Александр Чернышёв.

Он, в конце концов, своего добился. В 1847-м году работы по строительству подлодок Шильдера прекратились и больше уже не возобновились никогда.

Первые российские подводные лодки

Александр II проявлял к инженерному делу не меньший интерес, чем его отец, в особенности, если речь шла о новых военных разработках. Проект Шильдера был закрыт, но от идеи строительства субмарины никто не отказался. В результате, в России первая работающая подводная лодка появилась раньше, чем у большинства государств мира. Произошло это в 1866-м году (к этому времени подводная лодка лишь однажды применялась в бою во время Гражданской войны в США).

Первая российская подводная лодка была построена на балтийском заводе по проекту инженера и изобретателя Ивана Александровского. Это был прорыв. Лодка Александровского имела механический привод и носила принципиально новый тип вооружения — торпеду.

Статья в тему:  Какой лодкой можно управлять без прав

Тогда, правда, этот снаряд назывался не торпедой, а самодвижущейся подводной миной. Существует версия, что подводную лодку Александровский стал строить только для того, чтобы испытать свой снаряд. Но в любом случае важно, что никто из чиновников не препятствовал проекту, а морской министр Николай Краббе лично следил за ходом работ.
Лодка Александрова не была единственным проектом. В 1878-м в Одессе прошла испытание субмарина, построенная Степаном Двежецким. Этот изобретатель посвятил конструированию подводных лодок несколько десятков лет своей жизни. Позднее он сконструировал субмарины на гребных винтах и паровой тяги, а в 1885-м году создал лодку с электрическим двигателем.

В конце концов, Двежецкий получил от морского министерства заказ на 50 подлодок для защиты прибрежных крепостей. Проект был выполнен, вот только лодкам так и не нашли применения.

Эпоха подводных лодок в России

Успехи Александровского и Двежецкого дали большой толчок к развитию подводного флота в России. Субмарины были приняты на вооружение, хотя их создание оказалось делом затратным и трудоемким.

В начале ХХ века он предложил семь различных проектов субмарин. Самым успешным из них, в итоге, была подводная лодка типа «Барс», строительство которой началось в 1912-м году.

Лодка использовали дизельное топливо, могла вместить до 33 человек экипажа и развивала скорость в 9 узлов. К началу Первой мировой у Российской Империи было 24 таких подводных лодки. Эта серия была самой многочисленной, ибо всего на вооружении стояло 58 субмарин. Что любопытно, большинство «Барсов» пережили войну. За время боевых действий Россия потерял 24 подводных лодки, из которых «Барсами» являлись только 4. Остальные прослужили еще почти двадцать лет после окончания войны. Последняя такая субмарина была разобрана в 1937-м году.

Статья в тему:  Как правильно спускать лодку на воду

В Советской России подводный флот также развивался довольно интенсивно. На правительство, по крайней мере на первых порах, работали те же инженеры, что строили подводные лодки для Российской Империи. Ко началу Второй мировой СССР имел самый крупный подводный флот из всех участников конфликта. На вооружении Советского флота стояли 211 субмарин. За время войны они потопили более 400 кораблей противника.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: