6 просмотров

Когда появилась первая атомная подводная лодка

Самая большая подводная лодка и история создания субмарин

Красота спасет мир! Есть такое расхожее выражение. Вот только если вдуматься, то это не совсем так. Есть очень много безумно красивых военных самолетов, которые созданы для того, чтобы ее отнимать. Защищать тоже, но все равно высокой ценой. И если с самолетами еще более менее понятно, и они могут просто в воздушном бою отгонять или сопровождать цели потенциального противника, то подводная лодка куда более ультимативная штука. Ее задача в случае применения оружия исключительно разрушение. Когда-то они охотились на корабли, а сейчас могут стирать с лица земли чуть ли не целые государства, но они часто тоже очень красивые.

Подводная лодка — это шедевр инженерной мысли.

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

Статья в тему:  Что постелить в лодку пвх на пол

В отличие от обычного надводного судна, подводная лодка имеет возможность преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения под воду. Она может уходить на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта. Всплытие производится за счет восстановления плавучести

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Статья в тему:  Какой фирмы выбрать надувную лодку

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Ставка на атомный подводный флот

Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.

Как работает АЭС? Опасны ли атомные станции?

В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.

В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.

Как создавалась самая большая подводная лодка

Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.

Статья в тему:  Как правильно завести лодочный мотор

Вот она гордость советского и российского атомного флота.

Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.

Как устроена подводная лодка ”Тайфун”

Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.

«Акула» отдыхает в порту.

Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.

Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении.

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”

По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.

Статья в тему:  Как выбрать лодку под мотор

В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.

Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.

Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

Статья в тему:  Как сделать подставку для лодки

На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.

Новости, статьи и анонсы публикаций

Свободное общение и обсуждение материалов

Как мы уже сегодня писали, в небе над Челябинском, Уральского региона разверзся практически настоящий апокалипсис. На город упал метеорит и повредил нескольк…

Слышали новость? Дональд Трамп решил начать ядерную войну… Пока, правда, с ураганами. Сказать, что его окружение было шокировано, значит не сказать ничего. Т…

Более чем уверен, что многие из вас слышали про часы судного дня — зловещее название каких-то непонятных часов, которые постоянно переводят поближе к полуноч…

Время первых. Атомные подводные лодки СССР

20 июля 1960 года в 12:39 с борта РПКСН США «Джордж Вашингтон» поступила радиограмма «POLARIS – FROM OUT OF THE DEEP TO TARGET. PERFECT». Был совершён первый пуск БР «Поларис» с борта штатного носителя. Мир вступил в новую эру, эру, в которой политику и мощь определяли не дредноуты или авианосцы, а подводные убийцы городов. Американский ракетоносец нёс 16 «Поларисов», способных преодолеть 2200 км и доставить 600 килотонн с точностью до 1800 метров. К моменту начала Карибского кризиса ВМФ США насчитывал девять подобных ракетоносцев.

Статья в тему:  Как изготавливают надувные лодки

Угроза была серьёзной, тем более по ракетам подводных лодок мы отставали, и наша Р-13 с надводным стартом могла донести мегатонный заряд всего на 600 км, но не столь и фатально – в строю к тому же Карибскому кризису находилось 22 дизельных «Гольфа» проекта 629А, в общей сумме – 66 Р-13, что, конечно, меньше, чем у США, но для опустошения побережья США вполне достаточно. Тем более к ним следует прибавить 6 ПЛ проекта 644, несущих стратегические крылатые ракеты «П-5», и шесть модернизируемых ПЛ проекта 665 всё с теми же ракетами. В сумме – 36 стратегических крылатых ракет морского базирования. И это опять же не всё – уже были заложены первые шесть лодок проекта 651.

Был прорыв и по ракетам – дорабатывалась ракета Р-21 с подводным стартом, дальностью 1400 км и мегатонным зарядом. Понятно, дизельные ракетоносцы не панацея, но учитывать их США приходилось, а вероятность превращения своего побережья на обоих океанах в радиоактивную мёртвую зону была вполне реальной. Одним словом, нужды в спешке не было, тем более шли проработки по ещё более мощным ракетам и их носителям, ничем не уступающим «Джоржам Вашингтонам» и «Поларисам». А пока несколько лет можно было заниматься экспериментами и опытной эксплуатацией.

Можно, но. Руководство СССР грезило АПЛ, ведь здесь мы и отставали. Первая АПЛ США – USS Nautilus вошла в строй в 1954 году, вслед за ней последовали USS Seawolf с жидкометаллическим реактором в 1957 году и целая серия «Скейт» в четыре единицы в 1957-1959 годах. У нас же первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» вступила в строй лишь в декабре 1958 года. И сразу же, не дожидаясь результатов и без опытной эксплуатации, пошла в серию. А параллельно, опять же без проработки, в серию пошли ракетоносцы проекта 658 и ПЛАРК проекта 659 – первое поколение советских АПЛ.

Статья в тему:  Когда можно рыбачить с лодки в самарской области

Наш первенец проекта 658 вступил в строй 12 ноября 1960 года, всего на пару месяцев позже американского оппонента, но это были совершенно разные корабли. Три ракеты Р-13 были несравнимы с 16 Поларисами, а надводный старт нивелировал преимущества атомной ГЭУ – демаскировка что так, что эдак. А главное – капризная и ненадёжная ГЭУ дала неформальное название К-19 – Хиросима. Речь о событиях 3-4 июля 1961 года, когда в результате радиационной аварии погибло 8 членов экипажа. Ремонт лодки занял два года, пришлось полностью менять реакторный отсек. Остальные 659 тоже не радовали: К-33 – две аварии с ТВЭЛ, К-16 – газовая неплотность в контуре. А главное – с таким трудом и такой ценой построенные корабли вышли на боевые службы только в 1964 году, да и то – в этот же период начинается модернизация с перевооружением их на ракеты Р-21. В итоге восемь построенных ракетоносцев практической пользы принесли минимум, а после 1967 года, когда в строй начали вступать РПКСН 667А, мигом стали безнадёжно устаревшими. Хотя они были такими и ранее, по сравнению с американскими оппонентами.

Для чего их строили с точки зрения логики понять сложно – точно те же функции с тем же набором вооружения выполняли и дизельные лодки 629А. А для обучения и обкатки технологий вполне годились торпедные АПЛ проекта 627. Скажем, в период Карибского кризиса к боевым действиям была изготовлена лишь одна АПЛ проекта 659, что на фоне 22 дизельных – околонулевой фактор.

Статья в тему:  Где снимался фильм трое в лодке

Ещё непонятнее история носителей «П-5» – ПЛАРК проекта 659. Их строили для Тихоокеанского флота в количестве пяти штук и в итоге получили носитель 6 ракет с теми же проблемами – надводным стартом, капризной ГЭУ, высокой шумностью и низкой надёжностью. Итог был, в общем-то, схож: К-45 – течь первого контура уже на испытаниях, К-122 – авария газогенератора, К-151 – течь третьего контура и переоблучение экипажа. И главное – с 1964 лодки ставят на ремонт, демонтируют ракетный комплекс, превращая в торпедные, некие ухудшенные аналоги проекта 627. Одним словом, деньги потрачены, уникальные специалисты заняты, а толку ноль. Изучать работу реактора и так было на чём, а стрелять П-5 могли и другие корабли, дизельные. Но идея ПЛ первого поколения с тяжелыми крылатыми ракетами надводного старта в душу руководству флота сильно запала, иначе сложно объяснить слегка переделанные под ПКР П-6 лодки проекта 675, выстроенные в количестве 29 единиц. Если на момент проектирования шансы на всплытие, 20-минутный залп и сопровождение ракет в надводном положении ещё были, то уже в 70-е годы – без шансов. Дать первый четырехракетный залп и сопровождать ракеты до захвата целей ГСН подводники, может быть, и успели бы, но ценой жизней и корабля. С аварийностью тоже был полный «порядок», хотя и полегче, чем у более ранних проектов – всё-таки ГЭУ к тому времени более-менее довели.

Статья в тему:  Нужны ли права на лодку казанка

Ну и Новемберы, как их назвали американцы, торпедные АПЛ проекта 627А. К-5 – замена реакторного отсека, К-8 – течь парогенератора с переоблучением моряков, К-14 – замена реакторного отсека, К-52 – разрыв первого контура, переоблучение экипажа. В итоге, пока лодки довели до ума, затратив огромное количество сил и средств, в строй начало входить уже второе поколение, сделав первенцев кораблями второго сорта. Понятно, они были нужны, понятно, это этап развития и испытания, но зачем для испытаний 14 кораблей? Можно было бы начать с экспериментальных – одного обычного, пароводяного, и одного с ЖМТ, потом, затем по итогам испытаний построить малую серию для отработки базирования и обслуживания с обучением экипажей, и лишь потом перейти к массовой постройке второго поколения. Вместо этого выстроили 56 кораблей первого поколения, после чего поняли, что гонку мы всё равно проигрываем, а основа ядерного сдерживания всё равно дизельные ракетоносцы, и, наконец, начали строить корабли поколения второго, которые к концу 60-х и обеспечили ядерный паритет на море и угрозу АУГ США – всё-таки малозаметные ПЛАРК проекта 670, начавшие поступать на флот с 1967 года, были гораздо опаснее для противника, чем проект 675, хотя бы более низкой шумностью, подводным стартом ракет и более совершенными ГЭУ. И именно они, прозванные американцами Чарли, в отличие от ЭХО 2, могли выполнить нормально атаку АУГ.

Статья в тему:  Как заменить права на лодку

В любом случае – памятники той эпохи до сих пор существуют: в виде затопленных в Арктике реакторных отсеков лодок первого поколения, с которыми сейчас мрачно думают, что делать – поднимать или оставить как есть. Первое дорого и очень опасно, второе – просто опасно, вечно безопасно стоять на дне они не смогут. Не стоит забывать и о разрушенных судьбах людей, служивших в то время и схвативших огромные дозы облучения. И не проявись хрущёвский волюнтаризм, можно было бы сэкономить и судьбы, и деньги, и престиж страны, на который регулярные аварии и катастрофы влияли не лучшим образом. Тем более, повторюсь – экстренной нужды в постройке 56 этих кораблей не было, да и неэкстренной тоже, вполне можно было обойтись гораздо меньшим числом.

Секретный “Ленинский комсомол”. Топ-10 неизвестных фактов о первой атомной подлодке России

Закладка первой отечественной АПЛ (головной корабль проекта 627 “Кит”) состоялась на заводе №402 (ныне — ПО “Севмаш”, в составе Объединенной судостроительной корпорации) 24 сентября 1955 года. Строительство шло ускоренными темпами. В создании атомохода участвовало 135 предприятий со всей страны. 17 декабря 1958 года лодку передали Военно-морскому флоту (ВМФ). За успешное выполнение этого задания правительства судоверфь была награждена орденом Ленина.

В 1991 году субмарина была выведена из состава Северного флота. В 2005-м поставлена на акваторию судоремонтного завода “Нерпа” (филиал Центра судоремонта “Звездочка”), куда пришла на утилизацию. Судоремонтники первыми начали борьбу за спасение корабля, высказав идею сделать лодку музеем. В 2010 году было принято окончательное решение главкомом ВМФ РФ не утилизировать К-3 и сохранить ее для истории.

Статья в тему:  Как выбрать лодку под мотор

“Создание К-3 было национальной задачей — на ее решение работало 35 институтов, более 20 конструкторских бюро, около 100 промышленных предприятий Советского Союза, — рассказал ТАСС генеральный директор ПО “Севмаш” Михаил Будниченко. — “Севмашу” выпала честь стать родиной первого атомохода. Для нашего молодого предприятия, как и для всей промышленности в целом, это была революция. За немыслимо короткий срок был построен первый подводный корабль, движимый атомной энергией. С того дня создание АПЛ стало приоритетной задачей нашего завода. Со стапелей предприятия сошли 134 АПЛ. Среди них корабли, которым нет равных в мире”.

По словам Будниченко, и сегодня предприятие не сбавляет темпов — 2021 год для “Севмаша” стал одним из самых напряженных за последние 20 лет. “В сдаточной программе — несколько кораблей поколения “4+”. Летом мы вывели из цеха многоцелевую АПЛ “Красноярск” проекта “Ясень-М”, а весной передали ВМФ головной ракетоносец этого проекта “Казань”. На очереди — “Новосибирск”, “Князь Олег” и “Белгород”. Эти корабли до конца года должны выполнить еще несколько выходов в море на заводские и государственные испытания. На сегодня все работы по сдаточным АПЛ укладываются в графики. Корабли хорошо себя показывают в море, подтверждая свои характеристики”, — сказал он.

После того как эти ракетоносцы уйдут на флот, заводской стапель “Севмаша” пустовать не будет. В этом году были заложены еще две атомные субмарины — “Дмитрий Донской” и “Князь Потемкин” проекта “Борей-А”. “Они замкнули линейку крейсеров стратегического назначения, строительство которых сегодня ведется в заводских эллингах. Продолжаются работы и на многоцелевых АПЛ. Для ритмичного строительства прикладываем максимальные усилия”, — отметил глава судоверфи.

Статья в тему:  Как правильно завести лодочный мотор

Строительство К-3 в режиме строжайшей секретности

Ход строительства первой АПЛ был строжайше засекречен. Нельзя было даже выносить чертежи в цех, где строился атомоход. Перед рабочей сменой корабелы заходили в специально отведенное помещение, читали чертежи и запоминали их. С полученной информацией шли трудиться. “Какой-то мастер не сдал вовремя документ военпреду военной приемки, назавтра его уже понижают в должности! За срыв сроков. Это был очень строгий спрос! И за качество, и за срыв сроков”, — рассказал ТАСС участник создания подлодки, Герой Социалистического Труда Александр Лагунов.

Сегодня практически невозможно представить, как с помощью одной логарифмической линейки так оперативно просчитывались многочисленные варианты параметров отдельных систем и компоновка отсеков в целом. К концу 1954 года завод №402 располагал основной массой рабочей документации: было разработано 5500 из намеченных к выпуску 7400 чертежей.

Детали, изготовленные в других цехах, транспортировали в цех, где строилась К-3, под покровом ночи. Их укрывали брезентом, строили дощатые ограждения.

“Детали прочного корпуса, шпангоуты рамные, другие крупногабаритные детали выгружались из цеха только ночью, так как днем было запрещено при световом дне, на улицу показывать эти детали, потому что предупредили, что там где-то фотографируют, там спутники летают, нельзя этого делать, — вспоминал ветеран “Севмаша” Геннадий Правилов. — Нас везде настраивали, что мы работаем на посудостроительном заводе, посуду делаем и прочее”.

Статья в тему:  Что постелить в лодку пвх на пол

Для АПЛ все создавалось с нуля: сам корабль и его начинка — приборы, механизмы, навигационное оборудование, производственная база, материалы, вооружение. С целью сохранения секретности работы по изготовлению деталей корпуса в заготовительных цехах производились по 12 другим заказам, где заказчиками значились самые различные предприятия различных ведомств. Например, детали для АПЛ делались якобы для торгового флота и должны были отправляться в Архангельск. И те, кто был связан с заготовкой корпусных деталей, не имели полного представления о том, что делали в самом засекреченном цехе №42.

“Первые детали корпуса были изготовлены без чертежей! Не было чертежей, мы сами рисовали эскизы деталей прочных корпусов, отсылали в Ленинград, детали изготовлялись на Ижорском заводе, мы получали их на завод и получали обечайки и секции в поперечном пролете 8-го цеха. А затем из него в условиях строгой режимности по ночам эти секции перевозились в не достроенный еще 42-й цех”, — вспоминал главный инженер Севмашпредприятия (с 1988 по 1994) Федор Шушарин.

При спуске на воду кораблестроители опасались, как бы кто-нибудь не увидел или не сфотографировал атомоход. АПЛ постарались максимально замаскировать: на рубку натянули парусину, все выступающие части обшили фанерой. Позаботились и о том, чтобы на берегу не оказалось посторонних. Число присутствующих на спуске режимного объекта предельно ограничили.

Секретность сохранялась и для экипажа. Его в ноябре 1954-го направили для обучения управлению реактором на первую в мире атомную электростанцию. Моряки получили указание: надеть гражданскую одежду, называть друг друга только по имени, никому не говорить, что они подводники. Нельзя было произносить слово “реактор”. Даже на занятиях преподаватели называли его “кристаллизатором” или “аппаратом”.

Статья в тему:  Когда можно рыбачить с лодки в самарской области

Макет АПЛ разместили в пяти зданиях

При проектировании К-3 главный конструктор АПЛ Владимир Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков лодки. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет атомохода длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому его разместили в пяти разных местах. На одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых с гигантской торпедой — в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы “Астория”. Макеты сооружали из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом проектанты получали возможность видеть всю лодку как на ладони. Иногда приходилось прямо на макете ножовкой отпиливать одно “устройство” в виде деревянной чурки и переносить его на более удобное место.

Военные не имели отношения к проекту первой АПЛ

Министерство обороны Советского Союза и ВМФ не имели отношения к идее создания первой отечественной АПЛ проекта 627. Инициатива исходила от ученых, а военные были допущены к проекту лишь тогда, когда был создан первоначальный чертеж подводного корабля, движимого атомной энергией.

“Эффект начальства” и первый пуск реактора

В то время, когда К-3 заканчивала швартовные испытания, на “Севмаш” прибыл заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Устинов. Он хотел сократить время мероприятий и как можно быстрее провести следующий ответственный этап — физический пуск реактора. Нужно было исключить возможные осложнения. Дмитрий Федорович был достаточно информирован и спрашивал научного руководителя строительства АПЛ Анатолия Александрова о возможности пуска, мотивируя это тем, что все зависит только от академика.

Статья в тему:  Как изготавливают надувные лодки

Ответ Анатолия Петровича был таким: “У нас действительно все готово. Приступим к физпуску, как только вы уедете. Физический пуск — дело серьезное. Когда на нем присутствуют высокопоставленные лица, обязательно что-нибудь пойдет наперекосяк”. Этот феномен он назвал “эффектом начальства”. Другого ответа Устинов не добился и уехал. Физпуск реактора был назначен незамедлительно.

АПЛ движется без угля и мазута

4 июля 1958 года буксиры отвели от заводского пирса подводную лодку черного цвета необычной архитектуры — первую советскую АПЛ. В 10 часов 3 минуты академик А.П. Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки корабля, сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта: “Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар”. У Никольского буя лодка отдала буксир и перешла на движение под главный турбозубчатый агрегат, плавно увеличив ход. Находящиеся на корабле руководители ВМФ и промышленности, члены межведомственной комиссии, личный состав корабля и члены сдаточной команды обратили внимание на тот факт, что в носовых отсеках не слышно шумов работающих главных механизмов корабля и не ощущается временами неприятной для ног ходовой вибрации палубы.

Мебель из лимонного дерева

При строительстве К-3 большое внимание уделялось условиям жизни подводников. Каждая каюта была окрашена в свой цвет, использовались матовые краски, чтобы избежать бликов. Мебель для подлодки создавалась по специальному заказу. Для ее производства закарпатские мастера использовали ценные породы дерева. Длинный стол для кают-компании был сделан из лимонного дерева. В случае необходимости его можно было использовать как операционный. По стоимости он был сравним с легковым автомобилем.

Статья в тему:  Как заменить права на лодку

На воду спущена первая в мире атомная подводная лодка

Первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус»

Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые еще Леонардо да Винчи, была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло.

Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем — в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка. В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом.

Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.

21 января 1954 года с верфи Гротона американского штата Коннектикут в присутствии президента США Эйзенхауэра сошла первая в мире атомная подводная лодка. Влияние романа «20 тысяч лье под водой» на умы было столь сильно, что первую атомную подводную лодку назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна, а еще через восемь месяцев она была принята на вооружение ВМС США.

Статья в тему:  Нужны ли права на лодку казанка

При длине – 97 метров и ширине 8,2 метра, лодка имела водоизмещение 4092 тонны. Она провела рекордное на тот момент для американцев время под водой без всплытия и показала наибольшую скорость под водой – до 20 узлов.

«Наутилус» стал также первой субмариной, которая прошла Северный полюс подо льдами Арктики 3 августа 1958 года.

Интересно и то, что на борту этого судна проводились психотронные испытания. В частности делались попытки влияния на принятие решений капитаном корабля противника.

Сегодня пять стран – Россия, Китай, США, Великобритания и Франция – используют больше ста атомных подводных лодок. А первенец «Наутилус» («Nautilus») стоит в Гротоне у мемориального причала.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: