Когда можно выезжать на лодке
Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки
Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:
— Запрещается управлять лодкой в нетрезвом состоянии.
— Посадку в лодку производить, осторожно ступая посередине настила.
— Располагаться в лодке нужно равномерно только на штатных сиденьях.
—Нельзя садиться на борт лодки, это может привести к её переворачиванию.
— Меняться местами, переходить из лодки в лодку необходимо без резких движений, только у берега.
— Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик.
— Нельзя раскачивать лодку и нырять с неё.
— Запрещается кататься на лодке детям без сопровождения взрослых. Согласно правил плавания на маломерных судах, на каждого ребенка в возрасте до четырнадцати лет в лодке должен находиться один взрослый.
— Нельзя перегружать лодку сверх нормы.
— Нельзя пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним.
— Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне.
— Волну надо «резать» носом лодки поперёк или под углом.
— Необходимо соблюдать осторожность на мелководье в незнакомых местах, следить за выступающими из воды предметами, а также расставленными сетями.
Маломерные суда имеют различные конструктивные формы, обводы и размеры корпуса, виды и количество двигателей, винтов, формы и площади рулей и другие элементы. В связи с этим судоводителю при управлении и маневрировании на конкретном судне необходимы знания маневренных элементов этого судна, а также достаточный опыт плавания и умение практически применять полученные знания. Только при этих условиях обеспечивается безопасность эксплуатации маломерного моторного судна.
Судоводителю следует опытным путем установить:
1. Скорости судна при различных режимах работы двигателя (малый, средний и полный ход).
2. Диаметры циркуляции при различных углах перекладки руля и скорости.
3. Расстояния, которые судно проходит:
а) до полной остановки после остановки двигателя с полного хода (среднего хода, малого хода);
б) до полной остановки, если с полного (среднего, малого) хода вперед дать задний ход;
в) до полной остановки, если с заднего хода дать передний ход (полный, средний, малый). 4. В какую сторону покатится нос (корма), если:
а) стоящему судну дать передний (задний) ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт); –
б) с переднего хода дать задний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт);
в) с заднего хода дать передний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт).
Эти сведения рекомендуется (особенно начинающему судоводителю) и следует использовать их до приобретения достаточного практического опыта, когда маневрирование судном будет производиться уверенно, с четким пониманием как поведет себя судно в том или ином случае и какие действия необходимо предпринять, чтобы получить желаемый результат от маневра.
Некоторые общие особенности управления маломерным судном, которые полезно знать и учитывать:
1.При движении против течения управлять судном значительно легче, чем при движении по течению. Это связано с тем, что под действием течения судно хорошо слушается руля даже на малом ходу.
2. При движении по течению судно слушается руля, если его скорость больше скорости течения.
3. При движении против течения поворот на обратный курс следует производить “из тихого течения” в сторону “быстрого течения”, в этом случае более сильное течение быстро забрасывает нос в сторону обратного курса.
- При следовании по течению поворот на обратный курс следует производить “из быстрого течения” в сторону “тихого течения”.
В этом случае большее течение более эффективно забрасывает корму в сторону противоположную повороту.
5. При наличии сильного бокового ветра поворот на обратный курс следует производить “на ветер”, чтобы избежать навала судна на берег. Это правило особенно необходимо соблюдать при поворотах в узких участках.
6. При подходе к мелкому берегу на лодке с подвесным мотором для предотвращения повреждений лопасти винта, мотор следует заглушить и поднять.
7. При следовании судна по течению (вниз) подход к причалу осуществить проще, если пройти мимо причала, развернуть судно и швартоваться против течения.
8. Судно, имеющее постоянный крен на борт, при положении руля “прямо” стремится уклониться носом в сторону повышенного борта. Для удержания судна на курсе необходимо переложить руль на некоторый угол в сторону накрененного борта.
9. Наилучшая управляемость достигается путем придания судну небольшого дифферента на корму.
Подход к берегу. Этот маневр на внутренних водоемах на маломерном судне выполняется часто. Для безопасного подхода судоводитель должен правильно выбрать место. Желательно, чтобы берег был пологим, чистым от препятствий и песчаным. Когда подход к месту стоянки осуществляется в незнакомом месте, необходимо двигаться с минимальной скоростью, промеряя наметкой глубину и характер грунта. На реке движение к берегу следует начинать против течения и затем маневрировать так, чтобы нос коснулся грунта под углом к берегу близким к 90°,на озере – против ветра. На мелководье при подходе к берегу на мотолодке мотор должен быть поднят.
При подходе к берегу на сильном прибое (как правило это вынужденный маневр) груз и пассажиров следует переместить ближе к корме. Необходимо стремиться держать судно (корму) перпендикулярно волне, а при подходе к судну каждой крупной волны уменьшать или останавливать ход. Когда до берега остается небольшое расстояние и очередной гребень волны начинает подходить к носу судна и поднимать его, следует дать ход вперед, стараясь не отставать от волны. Неудачно выполненный маневр в последний момент подхода к побережью, может привести к нежелательным последствиям (сильный удар днищем; разворот судна лагом к волне и захлестывание лодки водой и т.п.), поэтому все пассажиры должны быть в спасательных жилетах, заранее получить инструктаж и четко знать свои действия в зависимости от обстановки. Как только нос коснется грунта всем следует быстро выпрыгнуть в воду и руками вытащить лодку или катер как можно дальше на берег.
Следует помнить, что в условиях сильного ветра и волнения подход к берегу опасен, особенно в незнакомом месте.
Стоянка у берега. Распространенным способом стоянки маломерного судна у необорудованного берега является его закрепление с помощью концов, протянутых с кормы к вдавленному (зарытому) на берегу якорю. При наличии деревьев и крепких кустов швартовные концы крепятся за них.
При значительных колебаниях уровня воды судно можно поставить на две растяжки – носовую и кормовую.
Отход (отвал) от берега. Подготовив судно к плаванию отход осуществляется следующим образом. Пассажиры размещаются ближе к корме (чтобы поднять нос) и дается задний ход. Если судно не сдвигается, то путем перекладки руля и реверсирования судно раскачивается. Через некоторое время грунт под днищем подмывается и судно начнет движение задним ходом, корма выводится на более глубокое место и двигатель переключается на максимальный задний ход.
На небольших катерах и мотолодках отход от берега осуществляется с помощью весла, отпорного крюка, а при необходимости и с участием пассажиров.
Во время значительного волнения отвал задним ходом, особенно на моторных лодках, опасен, т.к. помимо возможности повредить винт, не исключено, что при движении к волне кормой мотор и судно могут быть захлестнуты водой. В этом случае благоразумнее отвалить от берега с поднятым мотором, затем на глубине его опустить и начать движение. При сильном ветре не исключено, что перед опусканием мотора придется стать на якорь, чтобы лодку не навалило на берег.
Подход к другому судну. Техника выполнения этого маневра близка швартовке к причалу, однако в зависимости от метеоусловий и типа судна, к которому необходимо причалить, требуется более отточенное искусство. Швартоваться следует к другому судну только после его полной остановки. К судну средних и больших размеров подход осуществляется, как правило, в его средней части с подветренного борта. Это позволяет остановить катер (мотолодку) за несколько” метров до места швартовки, расположить его (ее) параллельно дрейфующему судну и регулировать положение так, чтобы соприкосновение произошло в районе заранее опущенных кранцев.
При швартовке к другому маломерному судну, наиболее часто оба судна некоторое время на малом ходу двигаются параллельными курсами, постепенно приближаясь друг к другу и сбрасывая скорость. Подход к стоящему на якоре или лежащему в дрейфе другому катеру (моторной лодке, яхте) должен производиться с учетом течения (которое может развернуть судно), ветра и волнения. Маневрирование следует согласовать с судоводителем другого судна и быть предельно осторожным и внимательным, чтобы не повредить суда и не нанести травм людям, находящимся на борту. Швартовка, как правило, обеспечивается подачей только носового швартова, чтобы в любой момент его можно было отдать и отойти от борта. Пассажиров необходимо проинструктировать, чтобы они находились на штатных местах и не держались руками за борт, который обращен в сторону другого судна.
Снятие судна с мели. В случае посадки судна на мель, следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели. В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.
При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.
Буксировка. Буксировка одним маломерным судном другого осуществляется в вынужденных случаях, когда нет другой возможности оказать помощь. На практике используются два способа буксировки в кильватер и под бортом.
Буксировка в кильватер осуществляется на тросе длиной от 10 до 15 метров. Способ крепления троса на судах выбирается в зависимости от наличия на них швартовых устройств, но он должен находится в диаметральной плоскости судов. На большинстве маломерных судов киповой планки не предусмотрено, поэтому трос следует пропустить через петлю.
Движение на буксирующем судне нужно начинать медленно и плавно, чтобы избежать резкого рывка. Когда слабины троса остается немного, следует застопорить ход и лишь при натяжении троса начать движение на минимальной скорости, постепенно увеличивая обороты. На небольших судах убрать слабину троса можно отходя друг от друга на веслах. Если слабину не выбрать, то трос можно намотать на винт или порвать его.
Во время буксировки нельзя резко поворачивать и изменять режим работы двигателя, трос должен быть постоянно натянут и не опускаться в воду.
Если на буксируемом судне оставлен судоводитель, то он должен находиться в спасательном жилете и при помощи руля удерживать судно на курсе в кильватер буксировщику. На поворотах судоводитель буксируемого судна перекладывает руль на 10-20° (на циркуляции до 30°) в наружную сторону поворота.
На волнении длина буксирного троса регулируется так, чтобы оба судна одновременно проходили по гребням или впадинам волны. Если на буксируемом судне поврежден корпус, то необходимо принять меры для повышения плавучести судна, течь должна быть обязательно ликвидирована.
В ночное время буксировка чрезвычайно опасна и во избежание аварии от нее следует воздержаться.
Буксировка под бортом (лагом) может осуществляться в тихую погоду и на сравнительно небольшие расстояния. Суда крепятся друг к другу (счаливаются) так, чтобы корма буксируемого судна была смещена вперед вдоль буксировщика на треть его корпуса. Это повышает управляемость во время буксировки. Во избежание повреждения корпусов между ними закладываются мягкие кранцы.
Буксируемое судно во время движения будет стремиться повернуть буксировщик в свою сторону, т.к. сопротивление встречного потока воды с этой стороны увеличивается более, чем в 2 раза. Поэтому руль на буксировщике следует держать отклоненным к противоположному от места швартовки борту.
При необходимости развернуться на обратный курс, это осуществляется путем перекладки руля буксировщика на борт, с которого находится буксируемое судно. Диаметр циркуляции при этом будет минимальным.
Постановка на якорь. Для постановки на якорь следует выбирать защищенные от сильных ветров и волнения места без течения или с ровным течением и песчаным дном, на ракушечнике, гальке, каменистом грунте якорь держит хуже.
К месту якорной стоянки следует подходить на небольшой скорости против течения. После погашения инерции переднего хода, когда судно остановилось и начало движение назад (под действием течения) отдается якорь.
Если якорный канат (цепь) натянулся, а затем появилась слабина, значит, якорь “забрал” грунт. Если канат попеременно то ослабевает, то натягивается – означает, что якорь ползет (не держит). В этом случае следует потравить канат, т.е. увеличить его длину. Если и это не поможет, то по якорному канату (цепи) на скобе с тонким линем рекомендуется опустить балласт (груз) до середины вытравленного каната.
Длина якорного каната зависит от скорости течения, направления ветра, близости берегов и отмелей. При сильном течении длина вытравленного каната доходит до десятикратной глубины. Когда якорь “забрал” конец каната на судне (дректов) крепится за кнехт, а если это цепь, то она крепится стопором.
Съемка с якоря. Этот маневр начинается с выборки якорного каната после прогрева двигателя. Перед отрывом якоря от грунта при необходимости дается передний ход, который обеспечивает удержание судна от сноса течением. При этом необходимо следить, чтобы якорь не ушел под корму и канат не намотался на винт.
Если якорь засел в грунте, его вырывают, маневрируя на малом ходу.
Судоводитель, освоивший рекомендации и получив достаточно практический опыт, управление судном будет производить уверенно, с четким пониманием как поведет себя судно, чем застрахует себя и пассажиров от несчастного случая.
Когда разрешено рыбачить с лодки
Рыбалка – это прекрасный вид активного отдыха. Здесь легко совмещается приятное с полезным. Многие мужчины отдают рыбалке все свое свободное время. И это неудивительно, поскольку на рыбалке можно и отдохнуть от каждодневной суеты и наловить рыбки, порадовав членов семьи. Ведь из рыбы можно приготовить различные вкусные и полезные блюда или просто пожарить ее, а также сварить вкусную уху.
Когда можно рыбачить с лодки?
При наличии лодки рыбалка приобретает совсем другие черты. Если у рыболова имеется лодка, то он сможет рыбачить на любом участке водоема. Если взять во внимание современные дикие водоемы, берега у которых считаются труднодоступными, то рыбалка на них без лодки просто невозможна. Поэтому, наличие лодки практически гарантирует улов. Главное, чтобы рыбалке способствовала прекрасная погода, тогда будет обеспечен не только улов, но и прекрасное настроение. Ведь рыбалка – это в первую очередь отдых и возможность набраться сил и энергии.
Хорошо, если лодка с мотором, тогда рыбалка получается более эффективной, особенно на крупных водоемах. Что касается малых прудов, то можно поработать и веслами, тем более что такое перемещение не распугивает рыбу.
Отправляясь на рыбалку с лодкой, следует помнить о действующих запретах на рыбалку с лодки, которые устанавливаются на законодательном уровне. При этом так же следует знать, что сроки каждый год могут быть разными из-за погодных условий, что связано с миграцией рыбы. Поэтому, не лишним будет ознакомиться с такими сроками посредством Интернета.
Сроки запрета
Россия
Сроки могут быть разными, в зависимости от страны и регионов. Если говорить о России, то сроки вылова рыбы регламентируются в таком порядке:
- С момента исчезновения льда и по 10 июня запрещено ловить судака, леща и жереха.
- С момента исчезновения льда и по 15 мая запрещено ловить щуку.
- С 25 мая и по 10 июня – раков.
- С 1 октября и по 20 ноября – сигов, пеляди, ручьевой форели, хариуса, рипуса и угря.
Сроки указаны примерные, поэтому они требуют уточнения в отдельно взятых регионах.
Украина
Что касается Украины, то рыбалка здесь имеет свои особенности. Глава Госрыбнадзора подписывает соответствующий документ каждый год. Об этом можно узнать на официальном сайте и уточнить, где и как можно ловить рыбу в период нереста, а точнее, в периоды действующих запретов. На сайте представлена таблица, с помощью которой можно определиться с подобными сроками, которые могут касаться конкретных водоемов.
К основным датам, которые соответствуют запрету на ловлю рыбы весной, следует отнести:
- С 1 апреля и по 30 июня – вылов рыбы на реках.
- С 1 апреля и по 10 июня – вылов рыбы на прудах и водохранилищах.
- С 1 апреля и по 30 июня – запрет ловли рыбы в придаточных системах.
Запрет на ловлю раков, действующий для большинства водоемов весной и осенью:
- С 1 апреля по 30 июня – запрет на ловлю весной.
- С 20 августа по 30 сентября – запрет на вылов осенью.
Для спиннингистов и любителей порыбачить на удочки с использованием одного крючка ловля может быть разрешена на участках, удаленных от нерестилищ.
Причины запрета
В последнее время вылов рыбы в реках и озерах носит массовый и не контролированный характер из-за чего количество рыбы резко уменьшилось. Чтобы хоть как-то восстанавливать численность рыбы за счет ее размножения в природной среде и существуют запреты. Этим занимаются службы, которые контролируют уровень биоресурсов. Эти органы следят за реализацией законных актов и имеют право налагать штрафы в случае их нарушения.
Особое внимание уделяется процессу икрометания, а также подготовке рыбы к зимовке. Вылов раков запрещен и в период линьки, когда у него формируется икра. В этот период запрещено применение любых лодок, а также отдельных видов снастей. Перемещаться по водоему разрешено исключительно сотрудникам рыбоохраны.
В этот период недопустимо проведение каких-либо соревнований, а также запрещены взрывные работы и добыча полезных ископаемых в местах нерестилищ.
Поэтому, рыбалка в сроки, запрещенные законодательством, строго преследуется законом. За ловлю в эти периоды реально получить серьезный штраф или тюремный срок. Об этом прямо указывается в соответствующих документах.
Последствия нарушений
Как в России, так и в Украине оговаривается перечень снастей и подручных средств, которые запрещены в процессе ловли рыбы круглый год. Использование запрещенных средств, считается браконьерством и преследуется законом.
В России:
- Запрещено ловить любыми сетями.
- Запрещены к применению различные ловушки, кроме раколовок.
- Запрещено использование пассивных орудий лова, таких как закидушки, тычки и т.д. на реках, где обитают лососевые в большом количестве.
- Запрещено применение пневматического оружия.
- Запрещены к лову удочки и спиннинги, оснащенные крючками при общем количестве свыше 10 штук на одного рыболова.
- Запрещена ловля на донные неводы и тралы.
- Запрещены самоловные конструкции на основе крючков.
- Запрещены приспособления на основе сетей, такие как неводы, буры, накладки, косынки и т.д.
- Запрещено применение подъемников и черпаков, размерами больше 1 метра квадратного и шагом ячеек больше 10-ти мм.
- Запрещены капканы – сомовники.
- Запрещены различные колющие орудия для ловли в виде остроги.
В Украине запрещены:
- Бредни.
- Вентеря, дорожки.
- Остроги.
- Парашюты.
- Пауки.
- Самоловные переметы.
- Самодеры.
- Ставные сети.
- Экраны.
Кроме этого, установлены нормы вылова рыбы на одного человека. Нормы зависят от количества дней, проведенных на рыбалке. Допустимо поймать не больше 5-ти кг рыбы на 1 человека и 30 единиц раков. Если ловля продолжается 2 дня, то дозволено вывезти не больше 10-ти кг рыбы на человека в любом виде, например, соленом, копченом или вяленом.
В России
Здесь существуют ограничения на вылов рыбы, занесенной в Красную Книгу. К таким видам рыб относятся: осетр, аральский лосось, большой лжелопатонос и т.д. За вылов такой рыбы налагается штраф в размере 40 тыс. рублей. И далее:
- Вылов рыбы в период нереста может обойтись в 300 тыс. рублей штрафа, а также будут конфискованы все орудия лова.
- За вылов карпа, щуки и сазана по 250 рублей за одну рыбку.
- За вылов леща – 25 рублей за штуку.
- За вылов раков по 42 рубля за одного рака.
В каждом регионе составлены списки запрещенной к вылову рыбы. Отправляясь на рыбалку, следует изучить перечень видов рыб, которые запрещено ловить вообще.
Кроме этого, существуют нормативы на вылов рыбы определенного размера. Если пойманная рыба имеет меньшие размерам той, что разрешена к вылову, то такую рыбу необходимо отпустить. Например:
- Сазан – не меньше 30 см.
- Раки – не меньше 9 см.
- Судак – не меньше 38 см.
- Налим – не меньше 40 см.
- Щука – не меньше 32 см.
- Жерех – не меньше 35 см.
- Сом – не меньше 40 см.
- Голавль – не меньше 20 см.
- Карп – не меньше 24 см.
- Рыбец – не меньше 22 см.
- Тарань – не меньше 16 см.
- Белый амур – не меньше 45 см.
- Лещ – не меньше 25 см.
- Форель – не меньше 15 см.
- Подуст – не меньше 15 см.
- Берш – не меньше 25 см.
- Усач – не меньше 20 см.
- Сельдь – не меньше 15 см.
- Толстолобик – не меньше 50 см.
В Украине
В последнее время штрафные санкции на вылов запрещенной рыбы серьезно увеличены. Поэтому, прежде чем отправляться на рыбалку в периоды запрета, стоит задуматься о последствиях.
Вылов рыбы, занесенной в Красную Книгу, может обойтись в 510 грн. за единицу. При этом, за пойманного веслоноса придется заплатить порядка 1550 грн.
Величина штрафов зависит от величины нанесенного ущерба рыбным запасам. При этом, необходимо настраиваться на то, что придется платить за каждую рыбку отдельно. Штраф может быть наложен в размере до 150 необлагаемых минимумов. Так:
- За пойманного карася или окуня придется заплатить по 17 грн.
- За пойманную щуку – 340 грн.
Если нанесен значительный ущерб популяции рыбы, то можно рассчитывать и на уголовную ответственность. Кроме этого, будут конфискованы все снасти, лодка и улов.
Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации
ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МЧС РОССИИ
по городу Севастополю
- Владелец любого маломерного судна обязан выполнять требования Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации * (далее Правила), основные из которых изложены в настоящей памятке.
- Под маломерным судном (согласно Федерального закона №36-ФЗ от 23.04.2012) понимается судно, длина которого не должна превышать 20 (двадцати) метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12 (двенадцать) человек.
- Пользование маломерным судном разрешается после его регистрации (в течение одного месяца после приобретения) в органах Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), нанесения по установленным правилам регистрационного номера на борту и прохождения технического освидетельствования с отметкой в судовом билете.
- Не подлежат государственной регистрации в ГИМС суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей до 8 КВт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.
- Лица, управляющие зарегистрированным маломерным судном, должны иметь при себе и передавать для проверки госинспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, судовой билет маломерного судна, удостоверение на право управления маломерным судном (документ удостоверяющий личность), и, при отсутствии на борту судовладельца, оформленную в установленном порядке доверенность на пользование судном.
- Плавание маломерных судов на судоходных водных объектах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных – после спада паводковых вод до ледостава (на юге Сахалина с 15 апреля по 15 ноября)
- На судоходных водных объектах маломерные суда должны следовать за пределами судового хода. Пересекать судовой ход разрешается под углом, близким к прямому, как правило, за кормой проходящих регистровых судов.
- Владелец маломерного судна обязан:
– проверять перед выходом в плавание исправность судна, оснащенность необходимым оборудованием и спасательными средствами;
– лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;
– останавливать движение судна при сигнале об остановке, поданном госинспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать судовые и другие документы для проверки;
– осуществлять плавание на удалении от берега и при гидрометеоусловиях, не превышающих установленные для данного судна и указанные в судовом билете или «Техническом описании и инструкции по эксплуатации»;
– в темное время суток на ходу и при стоянке на якоре поднимать на судне белый круговой огонь или иметь его наготове и показывать при приближении других судов;
– не заходить на территорию пляжей, купален и других мест массового отдыха населения на водоемах.
- При эксплуатации маломерного судна запрещается:
а) управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке и не несущим бортовых номеров (кроме судов, указанных в п. 4 настоящей памятки); переоборудованным без соответствующего разрешения; с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости; в состоянии алкогольного опьянения;
б) заходить в закрытые для плавания районы без специального разрешения и осуществлять плавание в зоне действия знака «Движение маломерных плавсредств запрещено» (внутри красной окружности на белом фоне лодка с подвесным мотором черного цвета, перечеркнутая красной линией);
в) маневрировать и останавливать вблизи идущих или стоящих регистровых судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. в промежутках между ними; останавливаться и становится на якорь в пределах судового хода под мостами, а также у плавучих навигационных знаков, создавая своими действиями помеху судоходству;
г) перевозить на судне детей без умеющих плавать взрослых ( по одному на каждого ребенка);
д) сбрасывать за борт отходы, мусор или иные предметы;
е) устанавливать мотор на гребную лодку, где это не предусмотрено конструкцией судна или если нет об этом отметки в судовом билете;
ж) использовать судно в целях браконьерства и других противоправных действий;
з) во время движения пересаживаться с одного судна на другое, садиться на борт и вставать в полный рост, а также раскачивать судно и купаться с него;
и) пересекать судовой ход в условиях ограниченной видимости и ночью, а также двигаться в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
- Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством.
*Утверждены Приказом МЧС России от 23.06.2005 г. № 502 (зарегистрирован в Минюсте России 24 августа 2005 г. регистрационный № 6940).
Когда, где и как нельзя рыбачить
Многие любят выезжать на природу и во время отдыха порыбачить. Однако при ловле рыбы нужно помнить о существующих правилах и ограничениях. Ведь если их нарушить, можно получить солидный штраф. В статье пойдет речь о бесплатной любительской рыбалке, то есть о рыбалке для себя, без цели получения прибыли от перепродажи улова другим лицам (абз. 23 п. 2 Правил рыболовства).
Чем ловить?
Вы можете ловить рыбу только разрешенными способами. Например, удочкой, спиннингом, небольшим сачком (диаметром не более 0,5 м и размером ячеи до 10 мм), подъемной сеткой (размер не более 1 x 1 м и размером ячеи до 10 мм), руками (п. 101 Правил рыболовства).
Максимальное количество крюков, которое вы можете использовать на рыбалке, — 5 шт. Но если вы являетесь членом объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов», то можете использовать до 10 крюков (абз. 8 п. 101, ч. 4 п. 98 Правил рыболовства).
Обратите внимание!
Не оставляйте установленные удочки, сачки и иные орудия без присмотра. В противном случае их может изъять орган рыболовного контроля (абз. 10 подп. 109.2 п. 109 Правил рыболовства).
Иными способами ловить рыбу запрещено: большими сетями, «гоном», взрывом, ультразвуком и т.д. Отметим, что нельзя даже находиться с запрещенными орудиями вблизи водоемов (на расстоянии ближе чем 1 км от береговой линии). Также нельзя ловить рыбу на дорожку с судов с двигателями или с любого суда в темное время суток (абз. 2 — 6 подп. 109.2, абз. 2, 4 — 6 подп. 109. 3, подп. 109.9 п. 109 Правил рыболовства).
На заметку
Если вы приехали на рыбалку на автомобиле, то не паркуйте его вблизи водоема. Машину нужно ставить не ближе чем в 30 м от берега (за исключением мест, специально отведенных для стоянки) (подп. 109.15 п. 109 Правил рыболовства).
Сколько и какую рыбу можно ловить?
В сутки вы можете добыть не более 5 кг улова. Если в процессе рыбалки вы словили еще одну рыбу и по итогу вес превышает 5 кг, то это дозволительно. Помимо этого, в сутки вы можете выловить не более 30 шт. рыбы-наживки для лова других видов рыбы, даже если ее вес будет менее 5 кг (п. 102 Правил рыболовства).
Вышеуказанные ограничения рассчитаны на одного рыбака. Таким образом, если вы находитесь на рыбалке с ребенком, например с сыном, ваш дозволенный улов увеличивается вдвое.
Ловля некоторых особей запрещена. К ним относятся угорь, минога и иные виды рыб, занесенные в Красную книгу. Если вы выловите такую особь, немедленно выпустите ее обратно (п. 99, абз. 9 подп. 109.2 п. 109 Правил рыболовства).
Также запрещена ловля рыбы, если она меньше установленных размеров (см. таблицу 1).
Вид рыбы | Длина (см) |
Сиг | 40 |
Щука обыкновенная | 40 |
Язь | 25 |
Линь | 22 |
Амур белый | 40 |
Сазан (карп) | 20 |
Жерех | 34 |
Чехонь | 24 |
Судак | 40 |
Сом обыкновенный | 70 |
Налим обыкновенный | 36 |
Голавль | 25 |
Чтобы узнать длину рыбы, нужно измерить расстояние от начала головы (при закрытом рте) до основания средних лучей хвостового плавника (ч. 2 п. 37 Правил рыболовства). Для других видов рыб (лещ, толстолобик, плотва, карась, окунь и др.) ограничения в размерах не установлены.
Когда и где нельзя ловить рыбу?
Нельзя ловить рыбу в следующих местах (и в 50 м от них в обе стороны) (абз. 7 подп. 109.3 п. 109 Правил рыболовства):
— с мостов и плотин;
— у шлюзов и насосных станций;
— около других гидротехнических сооружений, в отношении которых установлены ограничения и запреты на хозяйственную и иную деятельность.
Ловить любую рыбу запрещено в период нереста, весной. Период такого запрета разный в зависимости от местности (см. таблицу 2) (п. 105 Правил рыболовства).
Где запрещено? | Когда запрещено? |
Брестская область | С 20 марта по 18 мая |
Гомельская область | С 20 марта по 18 мая |
Гродненская область | С 1 апреля по 30 мая |
Минская область | С 1 апреля по 30 мая |
Могилевская область | С 1 апреля по 30 мая |
Витебская область | С 10 апреля по 8 июня |
Обратите внимание!
Ловить рыбу в вышеуказанных местах вы можете и в период нереста, но только днем и с берега. При этом пользоваться вы можете только одной удочкой с одним крючком или одним спиннингом на искусственную приманку с одним крючком (одинарным, двойным, или тройным) (п. 105 Правил рыболовства).
Помимо этого, для некоторых видов рыб установлены отдельные запреты. О том, где, когда и какую рыбу нельзя ловить (см. таблицу 3) (п. 107 Правил рыболовства).
Вид рыбы | Где запрещено? | Когда запрещено? |
Щука обыкновенная | Все области, кроме Витебской | 1 марта — 15 апреля |
Щука обыкновенная | Витебская область | 9 марта — 25 апреля |
Судак | Все области | 15 апреля — 30 мая |
Сом обыкновенный | Все области, кроме Брестской и Гомельской | 31 мая — 1 июля; 1 ноября — 31 марта |
Сом обыкновенный | Брестская и Гомельская области | 19 мая — 20 июня; 1 ноября — 31 марта |
Сиг чудской | Все области | 1 ноября — 15 декабря |
Налим обыкновенный | Все области | 25 декабря — 28 февраля |
Обратите внимание!
Водоем, в котором вы планируете рыбачить, может быть арендован. В таких местах, как правило, рыбалка возможна только платно на основании путевок. Их можно приобрести у арендатора (абз. 3 ч. 1 п. 67, п. 68 Правил рыболовства).