0 просмотров

Какой экипаж на подводной лодке

За Подплав!

«Автономка» Александра Викторова

  • Главная
  • АВТОНОМКА-1
  • АВТОНОМКА-2
  • АВТОНОМКА-3
  • АВТОНОМКА-4
  • О СЕБЕ
  • Видео подплава
  • ВОСПОМИНАНИЯ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • БАЙКИ ПОДПЛАВА
  • ПЕСНИ ПОДПЛАВА
  • ФОТОАЛЬБОМЫ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
  • РАЗНОЕ
  • САЙТЫ ПОДПЛАВА
  • КАРТА САЙТА
  • УЗЕЛ СВЯЗИ
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ

Список экипажей подводных лодок

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Первый экипаж рпкСН проекта 667а «К-236»

КТОФ
8 дипл 15эскпл ТОФ

( на 1.01.1971 г.)

Агавелов Святослав Владимирович

Старший помощник командира пл

Парамонов Эдуард Николаевич

Заместитель командира пл по полит части

Фроловский Михаил Серафимович

Старший помощник командира по боевому управлению

Помощник командира пл

Карпов Анатолий Александрович

Островский Александр Иосифович

Знатков Александр Сергеевич

Маренов Борис Иванович

Цындренко Валерй Александрович

Командир Д-1 БЧ-5

Командир турбинной группы

Командир Д-2 БЧ-5

Командир Д-3 БЧ-5

Шумилин Владимир Григорьевич

Начальник службы «Х»

Начальник службы «М»

Старший лейтенант м/с

Тауберг Валерий Михайлович

Командир группы гидроакустики

Программист РТС

Джаниашвили Сергей Иванович

Первый экипаж пларк «К-23» проекта 675 КТОФ

Статья в тему:  Как поставить сеть одному без лодки

26 дипл

( на 1.01.1968 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Капитан 2 ранга

Можейкин Александр Ефимович

Старший помощник командира пл

Капитан 2 ранга

Пылев Анатолий иванович

Заместитель командира пл по полит части

Капитан 3 ранга

Скитович Анатолий Егорович

Помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Катилов Анатолий Иванович

Островский Александр Иосифович

Горенко Евгений Иванович

Капитан 3 ранга

Садовый Владимир Степанович

Головешкин Лев Николаевич

Тарасенко Владимир Григорьевич

Командир БЧ-4- начальник РТС

Можайкин Юрий Александрович

Капитан 3 ранга

Гуськин Михаил Николаевич

Командир Д-1 БЧ-5

Корытько Иван –Виктор Вмкторович

Кузьмин Александр Васильевич

Командир турбинной группы

Командир Д-2 БЧ-5

Коробкин Виктор Максимович

Митрофанов Юрий Михайлович

Командир Д-3 БЧ-5

Плыгунов Виктор Михайлович

Начальник службы «Х»

Еременко Владимир Яковлевич

Начальник службы «М»

Список 331 экипажа пларк проекта 659 КТОФ

45 дипл 15 эскпл

(На 1.01.1965 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Капитан 1 ранга

Рябов Вилен Петрович

Старший помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Софронов Альфред Павлович

Заместитель командира пл по полит части

Капитан 2 ранга

Бахлюстов Виктор Михайлович

Помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Смирнов Ян Серафимович

Капитан 3 ранга

Яценко Леонид Иосифович

Островский Александр Иосифович

Черненко Вячеслав Константинович

Горелов Юрий Александрович

Командир БЧ-4-начальник РТС

Капитан 3 ранга

Командир Д-1 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Горбарец Василий Алексеевич

Гронский Олег Иванович

Кулаков Валерий Павлович

Голубев Василий Алексеевич

Толстошкуров Леонид Андреевич

Командир турбинной группы

Статья в тему:  Как сделать лодку самоделка

Горшков Юрий Александрович

Командир Д-2 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Кудряшов Виктор Михайлович

Вильсон Эдуард Алексеевич

Командир Д-3 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Начальник службы «Х»

Начальник службы «М»

Шуляковский Юрий Михайлович

Список первого экипаж пларк «К-151» проект 659 КТОФ

26 дипл

( на 1.01.1966 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Капитан 1 ранга

Василенко Иван Васильевич

Старший помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Иванов Николай Тарасович

Заместитель командира пл по полит части

Капитан 2 ранга

Помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Пылев Анатолий Иванович

Капитан 3 ранга

Ершов Владлен Семенович

Островский Александр Иосифович

Садовый Владимир Степанович

Капитан 3 ранга

Силин Александр Петрович

Капитан 2 ранга

Коршунов Леонид Сергеевич

Командир Д-1 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Пшеничный Алексей Матвеевич

Лихоманов Александр Григорьевич

Командир турбинной группы

Командир Д-2 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Командир Д-3 БЧ-5

Капитан 3 ранга

Начальник службы «Х»

Начальник службы «М»

Капитан 2 ранга в отставке Островский А.И.

Список экипаж пл « С-290» проект 613 КТОФ

19 бригада 6 эскпл эскадра

( на 1.01.1972 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Капитан 2 ранга

Кодес Александр Александрович

Старший помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Заместитель командира пл по полит части

Шубин Юрий Александрович

Помощник командира пл

Васин Олег Иванович

Комаров Борис Михайлович

Командир рулевой группы

Островский Александр Иосифович

Командир торпедной группы

Чебураков Милан Тимофеевич

Командир группы движения

Начальник службы «М»

Список экипаж пл «С-333 » проект613 КТОФ

Статья в тему:  Нужно ли регистрировать надувную моторную лодку

4 обпл 6 эскпл

(На 1.04.1962 г.)

Должность

В/Звание

Ф.И.О.

Примечание

Абрамов Михаил Борисович

Старший помощник командира пл

Капитан 3 ранга

Ларионов Владимир Иванович

Заместитель командира пл по полит части

Карабчак Иван Иванович

Помощник командира пл

Терентьев Владимир Васильевич

Островский Александр Иосифович

Командир торпедной группы

Командир группы движения

Начальник службы «М»

675 пларк к-108 1965-1969

Уважаемый Александр Иосифович!
Случайно наткнулся на список экипажей ПЛ ПЛ
Очень приятно вспомнить службу в дни молодости
Хочу уточнить список экипажа ПЛ К-151.
На указанную дату служили КЭГ кап- лейтенант Житков Владимир Иванович, КД2 Тур Владислав Григорьевич С уважением кап. 2 ранга в отставке Житков В.И.Екатеринбург 31.05.2013г

Cписок 331 экипажа под номером 20 Толстошкуров Леонид Андреевич! Дочь.

Родной брат моей бабушки Косицин Семен Андреевич ходил на подводной лодке, на которой была авария и он получил облучение. К сожалению в каком звании и на каком флоте он служил не знаю. Где можно найти информацию.

«ЭТГ»-электротехническая группа
«Д» = дивизион

Ну, никто мне не ответил, пришлось в своем сочинении про подводников избегать аббревиатур и названий в которых не уверен. Как получилось можете оценить:

Напишите расшифровки аббревиатр пожалуйста. Я два часа гуглил но так и не смог понять что такое «ЭТГ» и «Д-2». Информация у вас интересная, но ее стоит давать так чтобы было понятно простому, непросвященному юзеру.

Статья в тему:  Можно ли спастись с подводной лодки

На подлодке

Пишет Михаил Михин

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971, класс «Барс»

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 (класс «Барс») создана конструкторским бюро «Малахит» (г. Ленинград) по постановлению 1976 г. на базе АПЛ пр.945 с использованием существующего тактико-технического задания без эскизного проектирования. Согласно ТТЗ уровень шумности новой АПЛ пр.971 должен быть не менее чем в 5 раз меньше шумности самой совершенной отечественной торпедной лодки 2 поколения. Технический проект новой АПЛ был утверждён в сентябре 1977 г. В последующем в него вносились изменения, обусловленные повышением требований к гидроакустическому и вооружению. Проект был завершён в 1980 г., а лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками и систему управления вооружением, обеспечивающую применение крылатых ракет типа «Гранат».

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей, нанесения ударов по береговым объектам, ведения противолодочной обороны боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника и т.д. АПЛ пр.971 имеет комплексную автоматизацию боевых и технических средств, а управление кораблём и его вооружением сосредоточено в едином центре — главном командном пункте. Комплексная автоматизация позволила сократить экипаж лодки до 73 человек, в т.ч. 31 офицер (экипаж американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» 141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новой АПЛ улучшены и условия обитаемости.

Статья в тему:  Как заклеить дырку на резиновой лодке

АПЛ пр.971 – двухкорпусная одновинтовая подводная лодка с высоким кормовым оперением, на котором размещён обтекатель для буксируемой антенны. Корпус, выполненный из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2, имеет противогидроакустическое покрытие и разделен на 7 отсеков. В качестве двигательной установки используется одновальная однореакторная атомная энергетическая установка ВВР типа ОК-650Б. Большие скорости обеспечиваются главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА, а молошумные при поиске цели — гребным электродвигателем. Уровень шумности АПЛ пр.971, который был определён еще в ходе испытаний, определяет качественно более высокий уровень акустической скрытности.

АПЛ пр.971 отличается мощным ударным вооружением, которое по числу и калибру торпедных аппаратов, общему ракетно-торпедному боекомплекту значительно превосходит потенциалы аналогичных отечественных и зарубежных подводных лодок. Носовой торпедно-ракетный комплекс включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц: торпеды — 28 533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 12 650-мм типа 65-76А; противолодочные управляемые ракеты типа «Водопад»; крылатые ракеты морского базирования «Гранат»; противокорабельные ракеты «Бирюза».

Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 «Скат-3» (развитая носовая антенна, 2 бортовые антенны большой протяженности, буксируемая протяжённая антенна в контейнере на вертикальном оперении) с цифровой системой обработки информации отличается мощной системой шумопеленгования и гидролокации. Обеспечивает обнаружение целей на дальности в 3 раза большей, чем лодки 2 поколения при значительном сокращении времени определения параметров движения цели. Кроме ГАК АПЛ пр.971 имеет высокоэффективную, не имеющую мировых аналогов систему обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу, аппаратура которой фиксирует такой след спустя многие часы после их прохождения.

Статья в тему:  Можно ли плавать на лодке во время нереста украина

По классификации НАТО АПЛ пр.971 обозначаются Аkula. Поэтому приказом Главкома ВМФ от 10.10.1990 г. лодке К-317 дано название «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие АПЛ этого проекта. Лодка К-480 получила название «Барс», которое стало нарицательным для всех атомоходов пр.971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана «Барс» был переименован в «Ак-Барс». По словам главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончался в 1997 г.), «Барс» имеет большие модернизационные возможности, что позволяет, в частности, повысить поисковый потенциал атомохода примерно в 3 раза.

Каждая лодка пр.971 способна создать угрозу и сковать значительную морскую группировку противника. Даже в самых благоприятных гидрологических условиях Баренцева моря в зимний период эти АПЛ могут быть обнаружены лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности не более 10 км, а в худших условиях обнаружить АПЛ класса «Барс» гидроакустическими средствами практически невозможно. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда, американские корабли не в состоянии сопровождать эти лодки при движении на скоростях менее 6-9 узлов. По его мнению, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам шумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.

На пирсе у подлодки дежурит ВВВ — вооружённый верхний вахтенный.

Экипаж лодки состоит сплошь из контрактников. Никаких матросов срочной службы на «Пантере» нет. Объясняется сие легко — в силах постоянной готовности должны служить профессионалы. В экипаже подлодки профессионалы нужны настоящие. Не липовые. Поинтересовался у товарищей моряков на счёт тягот и лишений. Подводники для начала отмолчались, потом подумали и сообщили: курить на подлодке нельзя. И в дальнем походе тоже нельзя. Некурящим не понять, а курящим объяснять не надо.

Статья в тему:  Gta vice city как ускорить лодку

Ну а теперь впечатления и итоги наблюдений: что удивило сразу же — рубка, которая возвышается над корпусом — «необитаемая». Внутри темновато, отовсюду торчат целые снопы труб, какие-то вентили везде понатыканы, кое-где прорезаны небольшие квадратные лючки, под ногами специальный, кажется, стальной настил, похожий на тропинку. Металлическая «тропинка» привела бодрого московского путника к люку, ведущему в недра боевого подводного корабля. Люк, вообще-то говоря, нормального диаметра, а вот я — несколько ненормального. Плюс к тому — термобельё, фуфайка, толстая куртка — «аляска» с капюшоном, спецштаны, варежки, шапка и рюкзак с фототехникой.

Об том, чтобы пролезть внутрь с рюкзаком за плечами — не могло быть и речи. Опустить его вниз никак нельзя, люк высокий, рюкзак тяжёлый, груз внутри — хрупкий. Кинуть кому-то вниз — опасно. Руки сломаются, стекляшки побьются. Принял волевое решение поставить рюкзак себе на голову и спускаться не видя куда именно. Так и поступил. Еле протиснулся. Было очень смешно спускаться. Подниматься, конечно, было ещё смешнее, но чего ж не сделаешь ради редкого кадра!

В центральном посту.

Внутри подлодки, надо заметить, всё выглядело совершенно иначе. Нежели снаружи. Не сказать, что кругом стало сильно просторно, но и тесноты я не заметил. Осмотревшись в центральном посту, полюбовавшись видами Гаджиево через командирский перископ, отправился на импровизированную экскурсию в сопровождении помощника командира. Чтобы никто бесконтрольно не болтался где попало, везде были расставлены моряки, вежливо направлявшие заблудших на истинный путь. Очень правильная линия поведения, считаю.

Статья в тему:  Что лучше лодка пвх или алюминий

Обнаружил комнату отдыха и психологической разгрузки для экипажа, осмотрел живые растения в нишах и небольшую сауну. Поразмыслив, направился, конечно, на камбуз. Честно говоря, как театр начинается с вешалки, так и пресс-тур на флот или в армию начинается с камбуза. Так вот — на камбузе царит полный порядок, питание всегда вкусное, разнообразное, четырёхразовое. Красное вино экипаж тоже получает, это правда. Говорят, ничего общего с выводом каких-то мифических радионуклидов оно не имеет, а вот для психологической разгрузки после вахты вполне годится. На сладкое экипажу положен, например, шоколад. Одну из шоколадок удалось выцыганить в качестве сувенира. Маленькая плитка с надписью «Гвардейский» (задарил потом камраду voutsen_cv). Выпил чайку, вскипевшего, разумеется, прямо на атомном реакторе. И отправился дальше.

Командир подлодки, капитан 1 ранга Сергей Евгеньевич Старшинов у командирского перископа.

Гибель АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки

В годы Второй мировой войны и десятилетие после нее если субмарина терпела аварию и ложилась на грунт на глубине до ста метров, спастись можно было только покинув лодку через торпедный аппарат. При этом должен был остаться один член экипажа, который обеспечивал выход других подводников, но сам спастись не мог. Впоследствии были разработаны более эффективные средства спасения, например, специальные спасательные подлодки и батискафы, но лишь советские конструкторы смогли придумать всплывающую спасательную камеру (ВСК), которая могла сохранить жизнь всему экипажу. Такие технологии спасения позволили при аварии АПЛ «Комсомолец» спастись части экипажа.

Статья в тему:  Как называется рыболовная лодка

Гибель АПЛ «Комсомолец»

Инженеры спроектировали ВСК в рубке, фактически сделав её составной частью подлодки, что лишь немного увеличило размер рубки субмарины, не нарушая плавности обводов корабля и не влияя на его мореходные качества. К сожалению, ещё в советское время пришлось испытать всплывающую спасательную камеру не на учениях, а при весьма трагических обстоятельствах. 7 апреля 1989 года в седьмом отсеке атомной подводной лодки (АПЛ) «Комсомолец», находящейся в Норвежском море, произошел пожар, который начал быстро распространяться по другим отсекам субмарины. Лодка всплыла, но справиться с огнем не удалось, более того, пожар вывел из строя системы жизнеобеспечения, и судно начало принимать воду.

Командиром «Комсомольца» Евгением Ваниным был отдан приказ команде покинуть корабль, а сам он спустился обратно в лодку за оставшимися членами экипажа. В этот момент пожар на АПЛ «Комсомолец» вывел из строя множество систем и судно начало тонуть. Найдя четырех членов экипажа и отправив их в всплывающую спасательную камеру, Ванин приказал отсоединить её от корпуса, но сделать это не удалось. Ситуацию усугублял тот факт, что в ВСК попали продукты горения, давление внутри камеры было выше допустимого, и только после того, как «Комсомолец» опустился на глубину более километра, и произошло частичное разрушение лодки, ВСК отстыковалась и всплыла. К тому времени три члена экипажа, включая командира, находились без сознания, так как не воспользовались индивидуальными приборами дыхания. При открытии люка на поверхности избыточное давление сорвало его и выкинуло в море одного подводника, второй смог выбраться самостоятельно, но буквально за несколько секунд ВСК набрала воды и затонула, унеся на дно капитана и двух моряков.

Статья в тему:  Как влияет шаг винта на скорость лодки

Для экипажа «Комсомольца» затопление ВСК имело трагические последствия: морякам пришлось немало часов провести в ледяной воде, ожидая прибытия спасателей, которых многие так и не дождались, утонув или умерев от переохлаждения. Но если бы ВСК отстыковалась от лодки и всплыла в штатном режиме, то экипаж мог бы перебраться на неё и спокойно дожидаться спасателей. Так как этого не произошло, из 69 членов экипажа погибли 42, большинство в холодной воде, ожидая спасения. Тем не менее, всплывающая спасательная камера свое предназначение частично выполнила, сохранив жизни двоих членов экипажа, которых она подняла с глубины более одного километра.

АПЛ «Комсомолец» сейчас

В настоящее время атомная подводная лодка АПЛ К-278 «Комсомолец» лежит на глубине более 1700 метров, и долгие годы решается вопрос о её подъеме. Место гибели АПЛ «Комсомолец» известно, и самая большая проблема заключается в подъеме этого груза со дна. Год назад норвежский Институт морских исследований провел очередное обследование затонувшей субмарины и перепугал мировую общественность заявлением, что радиационный фон около лодки превышен в 100 тысяч раз. Затем была названа цифра превышения фона в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили, сказав, что такой фон зафиксирован лишь в непосредственной близости от подлодки и он ничем не угрожает ни морским обитателям, ни людям, ясно, что нахождение на дне ядерного реактора рано или поздно может закончиться экологической катастрофой. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на АПЛ «Комсомолец», катастрофа на которой унесла жизни десятков людей, имеются две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии. Так что с затонувшей лодкой однозначно надо что-то делать в обозримом будущем.

Статья в тему:  Как влияет шаг винта на скорость лодки

В 1993 году была предпринята попытка подъема всплывающей спасательной камеры «Комсомольца», где остались три члена экипажа. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул. Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще.

Авария АПЛ «Комсомолец»: похожие случаи

К сожалению, не помогла ВСК и экипажу атомной подводной лодки «Курск», которая погибла 12 августа 2000 года. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне.

Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства. Атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень» провела испытания ВСК, погрузившись на глубину 40 метров и отстыковав камеру с пятью членами экипажа и балластом, имитирующим вес экипажа подлодки. Камера без проблем всплыла на поверхность за десять секунд, а моряки сравнили всплытие с обыкновенным лифтом. Такой технология очень помогла бы экипаж АПЛ «Комсомолец», трагедия на которой потрясла сердца множества людей. Хочется верить, что использовать ВСК по прямому назначению нашим подводникам никогда не придется, однако в случае возникновения аварийной ситуации есть вполне реальный шанс спастись. Причем не отдельным подводникам, а всему экипажу.

Статья в тему:  Gta vice city как ускорить лодку

kak_eto_sdelano

  • Add to friends
  • RSS

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.

Я учился в Военно-морском училище им. Дзержинского, но это офицерский путь. А матросом на подлодку можно попасть и через военкомат: они направляют призывников в учебный центр, где полгода идёт подготовка. Каждой специальности соответствует своя боевая часть, вроде отделов в компании. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Статья в тему:  Как сделать лодку самоделка

Первое погружение

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. В нашу задачу входило патрулирование участка моря в полной готовности и применение, в случае нападения, оружия. Одна подлодка с 16 баллистическими ракетами на борту может стереть с лица Земли, например, Великобританию. На каждой из 16 ракет находится 10 автономных боеголовок. Один заряд равен примерно пяти-шести Хиросимам.

Статья в тему:  Как заклеить дырку на резиновой лодке

Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.

Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.

Статья в тему:  Что лучше лодка пвх или алюминий

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.

Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Статья в тему:  Нужно ли регистрировать надувную моторную лодку

Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь. Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных. Ну могут ещё сгущёнку отобрать или за шилом послать сбегать. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл. Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».

Статья в тему:  Можно ли спастись с подводной лодки

Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко. Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте.

Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)».

На другом конце провода раздалось какое-то мычание. А потом: «Я 685-й бортовой, исполнить „слово“ не могу. Приём». Гапоненко начал нервничать: «Приказываю исполнить „слово“ немедленно!» А в ответ ещё более настойчиво: «Повторяю вам, исполнить „слово“ не могу. Приём». Тогда он уже совсем озверел: «Я, б…, приказываю тебе, су…, исполнить „слово“ …! Немедленно, слышишь! Я капитан первого ранга Гапоненко! Ты придёшь в базу, су. я тебя, бл…, за жопу подвешу. »

Статья в тему:  Как поставить сеть одному без лодки

Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector