1 просмотров

Какой аккумулятор выбрать для лодки

АКБ для плм 15 л.с (Просматривает: 1)

Александр559

  • 19.03.2016

Dimakdo

  • 19.03.2016

Роман 1980

  • 19.03.2016

Вложения

Александр559

  • 20.03.2016

Да у этих китайцев не чего не поймёшь.

———- Сообщение добавлено в 17:40 ———- Предыдущее сообщение размещено в 17:37 ———-

Вот такой что на фото у Романа,подойдёт?

Роман 1980

  • 20.03.2016

Александр559

  • 20.03.2016

AlexPiter

  • 20.03.2016

Да у этих китайцев не чего не поймёшь

Да как же вас понять то, мил человек, со своим генИратором?

Кстати, кто в теме, подобный АКБ, с РСН-1 от Ивана – как дружит?
Сражу скажу для тех, кто отсылает читать весь форум по теме, — не буду.
Мотор в подписи, сезон на носу.

BARbar

  • 20.03.2016

У мну прошлом годе вот такой АКБ , гелевый, стоял.
От гены к скутерному выпр-регулятору, за 450 рэ, ..к акб, ..а от аккума уже к потребителям ( у меня мобилку заряжал, хватало вроде-б ..)

зы: счас проверил батарейку – сдохла окончательно (ну, как бЭ, зарядного-то нету, ..такшта , неудивительно )

Аккумуляторы для лодочного мотора — какой выбрать

Сегодня сложно представить современного рыбака в лодке с веслами, так как популярны моторные варианты, купленные в специализированном магазине. Как и любое транспортное средство, лодка нуждается в источнике питания для двигателя, который обеспечивает работоспособность электрических систем и элементов мотора. Для выбора и эксплуатации аккумулятора надо знать его особенности и характеристики.

Статья в тему:  Сколько качать лодку нднд

Аккумуляторы для лодочного мотора должен накапливать большое количество энергии – до 12 Вольт.

  1. Особенности батарей для лодки
  2. Разновидности
  3. Стартерные
  4. Тяговые
  5. Универсальные
  6. Свинцовые, литиевые или гелевые
  7. Характеристики
  8. Мощность
  9. Емкость
  10. Тип и габариты
  11. Обзор популярных моделей

Особенности батарей для лодки

Батареи для лодочных моторов – это устройства глубокого заряда, скапливающие большое количество энергии – до 12 Вольт. В связи с этим они подходят в качестве источника питания, используемого продолжительное время без подзарядки. Аккумуляторам такого типа находят применение на моторах и в электродвигателях – они эффективно сохраняют емкость, за счет чего позволяют работать лодке в течение продолжительного времени.

Как и у любых источников питания, у аккумуляторов для лодочного мотора есть ряд плюсов и минусов. К достоинствам устройств относятся:

  • автономность;
  • безвредность для экологии;
  • устойчивость к внешним факторам, например, защита от окисления пластин из-за кислорода;
  • легкая настройка и эксплуатация;
  • запуск без разогрева.

Единственным недостатком батарей для лодочного двигателя является зарядка от генераторных установок переменного тока. Но при этом стоимость обслуживания бензиновых двигателей дороже электрических, поэтому аккумуляторы для мотора более востребованы у пользователей.

Также учитывайте особенности электродвигателя. Чтобы он прослужил долго, лучше приобрести тяговый аккумулятор 12 вольт для лодочного мотора. В силу конструкции и состава он подойдет для большинства двигателей.

Конструкция АКБ для лодочного мотора.

При эксплуатации устройства важен и правильный уход:

  • не проводите никаких операций с мотором до отключения;
  • используйте только надежные крепления;
  • проверяйте надежность соединения перед запуском двигателя;
  • заряжайте подключенный аккумулятор с помощью зарядного устройства, идущего в комплекте;
  • не допускайте замыкания полюсов.
Статья в тему:  Семья как лодка

Перед началом эксплуатации АКБ для лодочного мотора нужно удалить с него упаковочный материал и изучить руководство по эксплуатации. Далее требуется определить степень заряженности батареи по напряжению или плотности электролита. Стоит учитывать, что после восполнения емкости или использования в моторе, АКБ необходимо 12-15 часов для стабилизации электрических характеристик, затем можно измерять заряд по напряжению.

Разновидности

Стартерные

Стартерные батареи для электрического мотора приводят в действие оборудование при помощи кратковременного тока. Чтобы не потерять изначальную емкость и не допустить дополнительных потерь, стартерное устройство необходимо регулярно заряжать. Если не делать этого, то ресурс аккумулятора быстро иссякнет.

Тяговые

Тяговые аккумуляторы для лодочного электромотора подойдут небольшим компактным лодкам. Их особенностью является продолжительный период использования без подзарядки. Они также способны выдерживать большое количество циклов перезарядки.

Универсальные

Особенность универсальных батарей для мотора заключается в том, что они могут быть и стартером и источником питания для оборудования. Такие аккумуляторы способны выдерживать существенный разряд без потерь ресурса.

Благодаря характеристикам они легко заменяют два предыдущих типа АКБ, но стоят в несколько раз дороже.

Свинцовые, литиевые или гелевые

Батареи для лодочных моторов используются во многих транспортных средствах: вилочных погрузчиках, троллейбусах и электромашинах. Выделяют 3 вида АКБ:

Принцип работы свинцово-кислотной АКБ.

  1. Классические свинцовые модели с жидким электролитом. Конструкция батарей такого типа предусматривает погружение пластин из свинца в кислоту. Используются в качестве стартовых батарей. Отличаются невысокой стоимостью и хорошим показателем изначальной емкости. Однако есть и минусы: свинцовым батареям необходимо регулярное обслуживание, и они сильно теряют ресурс при глубоком разряде.
  2. Гелевые аккумуляторы. От свинцовых отличаются тем, что имеют вместо жидкого электролита гелевый. Подходят для лодочных электромоторов, так как выдерживают глубокий разряд без потерь ресурса. Благодаря малому выделению вредных веществ при восполнении емкости безопасны для природы и человека. При простое способны быстро восстановить изначальный ресурс. Во время запуска мотора подают высокий ток. Спокойно выдерживают как низкие, так и высокие температуры.
  3. Литиевые модели. Отличаются малыми габаритами, высокой энергоемкостью и быстрой зарядкой. Потери ресурса минимальны – 1-2% в год при должном обслуживании. Сохраняют емкость даже при простое. Обходятся дороже гелевых и свинцовых, поэтому не так популярны.
Статья в тему:  Какую лодку выбрать

Характеристики

Мощность

В первую очередь при покупке батареи для лодочного двигателя надо обращать внимание на показатель мощности. При этом важна характеристика внутреннего сопротивления АКБ – чем она меньше, тем дольше аккумулятор сможет выдавать постоянную мощность без потери ресурса. Данный параметр обычно указывается как reverse capacity или «эффективная емкость».

Аккумуляторы с высоким показателем внутреннего сопротивления эффективнее АКБ с более низким значением этого показателя, даже если емкость второго гораздо выше. Например, батарея с объемом 200 Ач будет менее эффективнее, чем модель на 150 Ач, но с меньшим значением внутреннего сопротивления. Хорошим показателем reverse capacity обладают свинцовые аккумуляторы – они обеспечивают долгую поездку на одном заряде со стартерным током 220 ампер.

Емкость

Вторая по значимости характеристика батареи – емкость. Она выбирается в зависимости от мощности лодочного мотора – чем она выше, тем большей емкостью должен обладать аккумулятор. Примерное энергопотребление двигателя составляет 1 ампер на фунт-силу (1lbf). Так, при наличии лодочного мотора с тягой 15 кг батареи емкостью 100 Ач хватит на 2 часа при высокой скорости транспортного средства. При медленном передвижении ресурс АКБ можно растянуть на сутки.

Для небольших лодок подходят тяговые модели, позволяющие двигаться при 100% мощности двигателя в течение 2-3 часов. При 50% ресурс аккумулятора обеспечивает время автономной работы до 4 часов соответственно.

Чтобы сохранить изначальную емкость и рабочие параметры батареи, необходимо проводить регулярное обслуживание и дозаряжать его при каждом использовании.

Тип и габариты

Аккумуляторные батареи различаются по типу мотора: они бывают на 12 и 24 Вт. При этом для каждого нужна батарея соответствующей мощности, либо 2 устройства по 6 или 12 Вт, соединенные последовательным методом. Размеры и вес аккумулятора для лодочного двигателя должны быть минимальны – не более 20 кг. Энергоотдача – максимальной. Для стабильной работы в моторе АКБ также должны:

  • иметь устойчивость к перепадам температуры – это позволит использовать их в течение любого сезона;
  • выдерживать глубокий разряд без потерь ресурса;
  • оснащаться встроенным экраном и контроллером, который сообщает о статусе работы – особенно, если аккумулятор имеет емкость выше 35 Ач;
  • иметь хорошие показатели разряда;
  • работать при вибрации и качке;
  • иметь герметичный корпус, защищающий от воды и пыли;
  • легко переноситься при помощи удобной ручки.
Статья в тему:  Можно ли заклеить резиновую лодку жидкой латкой

Обзор популярных моделей

Одни из самых популярных моделей аккумуляторов для лодочных моторов выпускает производитель Marine Deep Cycle. Их конструкция предусматривает работу вместе с троллинговыми электродвигателями. Применяются ПВХ батареи в катерах, яхтах и при походах в качестве источника резервного питания. Отличаются высоким сроком эксплуатации, устойчивы к вибрациям и функционируют даже в боковом положении.

Не требуют регулярного технического обслуживания, так как электролит не вытекает из корпуса за счет герметичности.

Модели Marine Deep Cycle AGM, разработанные специально для лодок, имеют следующие преимущества:

  • способность полностью восстановить изначальную емкость, так как выдерживают более 350 циклов перезарядки;
  • обладают высоким показателем стартерного тока, что позволяет использовать аккумуляторы даже для запуска бензиновых лодочных двигателей;
  • время работы при разряде током 25 Ач составляет около 200 минут.

Помимо свинцовых, популярны и гелевые батареи Marine Deep Cycle GEL, отличающиеся:

  • эффективным восстановлением емкости после глубокого разряда, даже если этот процесс был начат не сразу;
  • высоким током нагрузки, за счет чего их лучше не использовать в качестве стартерного АКБ;
  • большим количеством рабочих циклов, в зависимости от степени разряда – до 1500 раз;
  • способностью работать при низких температурах до -40 градусов по Цельсию.

Marine Deep Cycle GEL.

Аккумуляторы для лодочных двигателей не сильно отличаются от стандартных автомобильных батарей – они имеют схожие характеристики и эффективность. Однако их конструкция должна предусматривать работу в условиях сильной качки и вибрации. Некоторые производители выпускают модели специально для лодочных моторов. Среди них, например, компания Marine Deep Cycle, продающая как свинцовые, так и гелевые батареи.

Статья в тему:  Какая зарплата у командира подводной лодки

Руководство по тяговым аккумуляторам для лодочного мотора

Покупая электромотор для лодки, многие почему-то забывают о том, что к нему также требуется аккумулятор. Действительно, электрический мотор сам по себе не поплывет, ему требуется источник питания.

  • Отличие тяговых аккумуляторов для лодочных моторов от автомобильных ↓
  • Стартовый аккумулятор ↓
  • Тяговый аккумулятор ↓
  • Основные виды тяговых аккумуляторов ↓
  • Преимущества и недостатки ↓
  • Итак, преимущества технологии AGM ↓
  • А вот её минусы ↓
  • Теперь рассмотрим плюсы GEL ↓
  • В целом все свинцово-кислотные аккумуляторы имеют общие недостатки ↓
  • Особенности эксплуатации ↓
  • Рейтинг моделей с ценами ↓
  • 3 модели ↓
  • Зарядное устройство ↓

Некоторые могут радостно вспомнить, что у них в гараже лежит ненужный автомобильный аккумулятор. Однако смеем их разочаровать, для лодочного мотора требуется специальный тяговый аккумулятор.

Отличие тяговых аккумуляторов для лодочных моторов от автомобильных

Коротко говоря, аккумулятор это устройство, сохраняющее принятую электроэнергию от внешнего источника и затем способное её передать. Тяговый аккумулятор от автомобильного отличается возможностью поддерживать длительную подачу тока.

Стартовый аккумулятор

Стартовый аккумулятор, тот который используется в автомобилях, является вспомогательным устройством. Он используется для создания мощного разового заряда, запуская топливный двигатель, например у автомобиля или мотоцикла.

При этом его отрицательными качествами принято считать капризность в обслуживании. Так как в основной своей массе АКБ имеют свинцово-кислотный принцип работы, заряд не должен падать ниже 20%, в противном случае емкость аккумулятора падает. Происходит так называемая сульфатизация электродов.

Статья в тему:  Как почистить воздушный фильтр на скутере ямаха

Длительная разрядка способна полностью убить батарею. Также автомобильный аккумулятор боится низких температур. Зимой его нужно периодически прогревать в помещении. Для длительного поддержания тока он не подходит.

Тяговый аккумулятор

Тяговый аккумулятор годен для любого электротранспорта, например для троллейбуса, электромобиля или лодочного электромотора. Главными плюсами тягового аккумулятора являются: серьезный запас циклов-часов, неустрашимость перед почти полной разрядкой, широкие эксплуатационные возможности.

Все это мы подробнее рассмотрим ниже, а пока рассмотрим основные типы тяговых аккумуляторов.

Основные виды тяговых аккумуляторов

Говоря об основных видах тяговых аккумуляторов для рыбалки, мы можем для себя выделить 2 подвида свинцово-кислотного типа это AGM и GEL, но сначала свинцово-кислотный тип.

Данный тип аккумуляторов имеет свинцовые пластины, находящиеся в пластмассовом или стеклянном коробе, которые залиты кислотным электролитом. Помимо того, что свинцово-кислотный тип широко используется у стартовых АКБ, он также представлен тяговыми аккумуляторами Недостатки все те же: высокая вероятность выхода из строя.

Однако данную технологию существенно усовершенствовали сделав несколько подвидов:

  • AGM (Absorbent Glass Mat – Абсорбированное стекловолокно). В отличие от классического свинцово-кислотного аккумулятора, данная технология сделана не с применением жидкости, а с помощью спрессованного пористого стекловолокна. Использование кислоты здесь минимальное, а значит, существенно уменьшена возможность сульфатизации электродов. Помимо прочего данный тип аккумулятора относится к необслуживаемому типу, то есть заливать электролит в него не требуется. Корпус сделан герметичным и не позволяет вылиться кислоте. Вместе с этим предотвращена возможность коррозии. Однако имеются и недостатки, такие как: чувствительность к перенапряжению, большой вес.
  • GEL. Еще один тип аккумулятора для лодочного электромотора, сделанный на свинцово-кислотной основе. В его корпус залита специальная гелеобразная жидкость, что исключает у него вероятность утечки. Так же, как и AGM данный тип аккумуляторов называют необслуживаемым, то есть никакого ухода за ним вести не нужно. И хоть данный вид аккумуляторов является дорогим и имеет чуть меньшее количество циклов заряд-разряд, для лодочного мотора рекомендуют именно его.
Статья в тему:  Лодка из тюленьей кожи как называется

Преимущества и недостатки

Рассмотрев 2 основных типа аккумуляторов на лодку, пройдемся детальнее по их характеристикам и выявим их сильные и слабые стороны.

Итак, преимущества технологии AGM

  • Доступная цена и большой выбор. Аккумуляторы такого типа, как правило, широко представлены в начальном ценовом диапазоне, однако AGM батареи присутствуют и среди дорогих моделей.
  • Большой срок службы. Если ходить на рыбалку каждые выходные в течение года, то аккумулятора должно хватить на 7 лет, минимум. Количество циклов зарядов-разрядов в среднем более 800.
  • Герметичность позволяет заряжать аккумулятор без выделения опасных веществ.
  • Возможность положить аккумулятор на бок. Еще одна полезное свойство герметичности, при этом не рекомендуется переворачивать предмет вверх дном.
  • Отсутствие необходимости ухода за аккумулятором.

А вот её минусы

  • Невозможность хранить аккумулятор в полностью разряженном состоянии. В отличие от GEL глубина разрядки у стекловатного типа аккумуляторов не должна превышать 20-30%.
  • Уменьшение напряжения на морозе. На холоде батарея будет выдавать чуть меньшее напряжение. Это может сказаться на эффективности работы мотора.

Теперь рассмотрим плюсы GEL

  • Более низкий уровень разрядки при простое. Если заряженный аккумулятор никак не используется, через месяц можно ожидать разрядку не более 5%, что является хорошим показателем.
  • Способность к глубокой разрядке (Deep Cycle).
  • Стойкость к крайним температурам. От -30 до + 60.
  • Улучшенная защита от вибраций. Полезна во время сильных волн.
  • Еще более длительный запас циклов-часов. С отдельными моделями гелевых аккумуляторов вы сможете зарядить прибор более 1000 раз.
Статья в тему:  Нужно ли разрешение на лодочный мотор

В целом все свинцово-кислотные аккумуляторы имеют общие недостатки

  • Большой вес. Примерно около 30 кг, навороченные модели могут весить на десятки килограмм больше.
  • Чувствительность к превышению разряда. Он не должен быть более 25%.
  • Неэкологичны. После использования присутствует необходимость в специальной утилизации.

Особенности эксплуатации

По сути, рекомендуемые AGM или GEL аккумуляторы, не нуждаются в каком-то специальном уходе. Оба аккумулятора являются необслуживаемыми, в чем их большая заслуга.

Однако также это означает:

  • Запрет на вскрытие. Большое количество кислород нанесет пластинам непоправимый ущерб.
  • Следует заряжать прибор, не более чем позволяет размер его емкости. Используйте ограничители заряда.
  • Помнить о токсичности свинца. Если аккумулятор каким-то образом продырявился, что случается крайне редко, вам следует выкинуть его, но в специальных местах вторичной переработки. Данный тяжелый метал, очень опасен.
  • Не стоит забывать о низком уровне зарядки. Если она ниже 20% вам следует подзарядить прибор, в случае с жидким электролитом это критично.
  • Не использовать или хранить аккумулятор при температурах ниже -20°С или выше +60°С.

Рейтинг моделей с ценами

Выбирая тяговый аккумулятор, вы должны смотреть на его емкость (A/ч), долговечность (циклов заряда), минимальное напряжение (V) и температурные условия (°C).

Весь рынок тяговых аккумуляторов условно можно поделить на 3 категории:

  • От 4 до 12 тысяч рублей. Такие аккумуляторы довольно неплохие, они имеют среднюю емкость (от 70 до 100 А/ч), устойчивость к вибрации и среди них попадаются модели глубокого разряда. Касательно технологии и типа, гелиевых аккумуляторов в данном ценовом диапазоне встречается немного. В основном это AGM-модели. Причем тут стоит опасаться так называемых кальциевых аккумуляторов. Это тот же свинцово-кислотный аккумулятор, только с добавлением кальция в качестве примеси к свинцу. Сложилось мнение, что после глубокой разрядки, данный тип аккумуляторов уже не восстанавливаются. Поэтому, если вы планируете разряжать ваш прибор полностью, лучше загляните в следующую ценовую категорию
  • От 12 до 20 тысяч рублей. Сюда уже попадают и гелевые модели. Именно их мы рекомендуем для лодочных электромоторов. Они прочны, стабильны при самых низких температурах, выдают хорошее напряжение, что важно для мощности мотора. Отдельно отметим их емкость – от 100 до 150 А/ч. Но, если вы планируете долгую рыбалку, и хотите взять модель с улучшенной емкостью вам подойдут модели от 20 тыс. руб.
  • От 20 до 40 тысяч рублей. Это самые топовые аккумуляторы для электромоторов на российском рынке. Их отличает большой пусковой заряд, почти сравнимый со стартерами, и громадный объем емкости (от 150 до 245 А/ч). А некоторые из них, вдобавок ко всему содержат резервную емкость.
Статья в тему:  Нужно ли разрешение на лодочный мотор

3 модели

Давайте коротко пробежимся по трем разным моделям, представленным на рынке сегодня:

  • Аккумулятор Deka DP24. Один из самых бюджетных вариантов. Средняя цена 8000 тыс. руб. Данный прибор хоть номинально и называется аккумулятором глубокой разрядки, по своей сути является AGM. То есть обладает всеми минусами данной технологии: плохо переносят температуру, имеет уменьшенное количество циклов разряд-заряда. Его емкость составляет 85 А/ч, а напряжение 12 В, что в целом неплохо. Данная модель будет очень хорошей для первой покупки тягового аккумулятора, чтобы разобраться со всеми тонкостями работы с ним. Хорош для небольших надувных лодок. И кстати, он не требует обслуживания.

  • Аккумулятор гелиевый Minn Kota MK-31-GEL. Цена около 22-х тысяч рублей. Роскошный аппарат, герметизированный, с емкостью в 102 А/ч и напряжением 12 В, с настоящей возможностью глубокой разрядки. Фирма Minn Kota давно зарекомендовала себя как фирму лидера в моторном производстве. Их аккумуляторы ничуть не хуже. Замечательный вариант для мощных электромоторов.

  • Аккумулятор Gel Deka 8G8D. Этот аккумулятор стоит 40 тысяч рублей и популярен на яхтах. Его емкость 225 А/ч. Он пускает ток более 1000 А и весит 71 кг. Добавить тут ничего.

Зарядное устройство

Что же, теперь, когда мы ознакомились с основными характеристиками аккумуляторов, рассмотрели модели разных категорий, поговорим о зарядном устройстве.

Он помогает ускоренно восстанавливать заряд и главное учитывает искомую емкость аккумулятора (например для аккумуляторов от 15 до 130 А/ч). Зарядное устройство содержит индикатор и компенсирует падающее напряжение.

Статья в тему:  Лодка из тюленьей кожи как называется

Однако, эти цифры сильно зависят от окружающей температуры, чем она ниже, тем большее напряжение (в пределах нескольких десятых) можно подать.

Выбор и эксплуатация аккумулятора для лодочного электромотора

Многие рыбаки и охотники в наше время обзаводятся лодками. В простейшем варианте приобретаются надувные лодки. Те, у кого денег больше, покупают маломерные морские и речные суда. Все эти катера, лодки и яхты оснащаются моторами. Есть, конечно, и те, кто ходит на вёслах, но таких становится всё меньше. Многие маломерные суда оснащены подвесными двигателями. Это могут быть бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), а также электромоторы. Нормальная эксплуатация всех типов лодочных моторов невозможна без нормального аккумулятора. Кроме того, аккумуляторная батарея на судне обеспечивает работу электрических приборов, системы навигации, освещения и т. п. Поэтому в этой статье мы поговорим о критериях выбора аккумулятора для лодочных электромоторов и ДВС.

Требования, предъявляемые к аккумулятору лодочного мотора

Прежде чем сказать о требованиях к аккумулятору лодочного мотора, нужно сказать пару слов об их видах. Без электромотора невозможна рыбалка в режиме троллинга, которая ведётся неподалёку от берега. Используя ДВС невозможно добиться скорости движения лодки со скоростью 3─5 километров в час. Зато это без проблем позволяет сделать электромотор.

  • Компактность и малый вес;
  • Гребной винт лодочного электромотора не цепляется за водоросли;
  • Мгновенный запуск;
  • Практически нет эксплуатационных расходов;
  • Нет шума.
Статья в тему:  Семья как лодка

К минусам следует отнести следующие моменты:

  • Небольшой запас хода;
  • Нельзя использовать при сильном ветре и течении;
  • На лодках и катерах большой длины (более 8 м) развиваемая скорость не больше 10 километров в час.

Теперь о требованиях, которые предъявляются к лодочным моторам. Ниже перечислены характеристики, на которые следует обращать внимание как при выборе аккумулятора для электромоторов, так ДВС. В принципе, ничто не мешает купить разные АКБ для этих моторов, если вы используете два. Многие так и поступают.

  • Максимальное время работы без подзарядки;
  • Устойчивость к сильному вибрационному воздействию;
  • Низкий саморазряд;
  • Сохранение работоспособности в условиях качки;
  • Минимальное техническое обслуживание.

Классификация аккумуляторных батарей для лодочных моторов

  • Стартерные. Эти аккумуляторные батареи применяются в связке с подвесными ДВС. Их роль – это запуск мотора. От этих АКБ, как и от стартерных автомобильных требуется подача кратковременного пускового тока. После запуска двигателя они должны заряжаться для восстановления потерянной ёмкости. Если их подвергать сильному разряду (что бывает при эксплуатации с лодочным электромотором), то они быстро исчерпают свой ресурс;
  • Тяговые. Эти аккумуляторные батареи становятся на малогабаритных лодках и катерах с электромоторами. Они могут длительное время работать без подзарядки и переносить глубокие разряды;
  • Универсальные. Эти АКБ имеют двойное назначение. В момент пуска мотора они обеспечивают высокий пусковой ток, а потом работают в роли источника питания с возможностью глубокого разряда. Такие модели могут заменить 2 разных типа аккумуляторных батарей. С ними можно запускать ДВС, питать электромотор и электросеть судна.
Статья в тему:  Какую лодку выбрать

Плюсы и минусы различных видов АКБ, используемых для лодочных моторов

Разберём основные виды аккумуляторов, которые применяются для лодочных моторов. Это следующие разновидности:

  • Свинцово-кислотные WET (жидкий электролит);
  • AGM и GEL (электролит в связанном состоянии);
  • Литий─ионные.

Свинцово-кислотные WET

Это наиболее распространённые аккумуляторы, но для электромоторов их лучше не использовать. Такие батареи хорошо подходят в роли стартерных для моторов ДВС. Современные модели выпускаются по технологии Са-Са. Это означает, что положительные и отрицательные пластины выполняются из сплава свинца с кальцием. Они относятся к необслуживаемым аккумуляторам. В процессе эксплуатации они не требуют доливки воды в банки.

Кальциевые аккумуляторные батареи имеют низкий саморазряд и могут быть использованы как с ДВС, так и с электромотором. Но проблема заключается в том, что эти АКБ плохо переносят глубокий разряд. При нём они теряют часть своей ёмкости.

На рынке представлен большой ассортимент моделей WET по цене 5─7 тысяч рублей. Но для использования с лодочным электромотором лучше покупать АКБ гибридного типа, которые лучше переносят глубокий разряд. Или батареи типа EFB (Enhanced Flooded Battery), которые используются в автомобилях с системами старт─стоп. Но последние по цене приближаются к AGM и гелевым АКБ, рассматриваемым ниже.
Вернуться к содержанию

Аккумуляторы AGM и GEL

Технология производства эти аккумуляторов уже достаточно отлажена, но цена на них по-прежнему остаётся высокой. Оба типа АКБ относятся к свинцово-кислотным, но электролит в них находится в связанном виде. В случае AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое окружает решётки электродов. А в аккумуляторах типа GEL разноимённые пластины находятся в гелеобразной серной кислоте. Такое состояние достигается с помощью добавки соединений оксида кремния.

Статья в тему:  Сколько стоит рыбацкая лодка в хей дей

Литий-ионные

Использование литий─ионных аккумуляторов для лодочных электромоторов – это перспективное направление. Li─Ion батареи появились относительно недавно и постоянно совершенствуются. В конструкции этих аккумуляторов предусмотрен контроллер – печатная плата со схемой защиты от перезарядки литиевых элементов.

К плюсам Li─Ion батарей следует отнести:

  • высокую энергоёмкость;
  • отсутствие необходимости в обслуживании;
  • незначительный саморазряд (не более 10% за год);
  • быстро набирают ёмкость в процессе зарядки (около 80% за час);
  • небольшие габариты и вес.

Выбор аккумуляторной батареи для лодочного мотора

При выборе аккумуляторной батареи для лодочного электромотора нужно учитывать сам тип двигателя. Существуют электромоторы, работающие от 12 и 24 вольт. В последнем случае вам потребуется две последовательно соединённых батареи 12 вольт. Если у вас на судне ДВС и электромотор, то рекомендуется использовать пусковой (на ДВС) и тяговый (на электромотор) аккумуляторы. Естественно, что 2 АКБ покупать дороже, но в перспективе они проработают дольше.

Если будете использовать один аккумулятор для лодочного электромотора, то выбирайте AGM или GEL. Они подходят для работы в роли тяговых и стартерных батарей. Если позволяет бюджет, то можете взять литий─ионные АКБ. Они самые дорогостоящие, но лучше всего годятся на роль аккумуляторной батареи для лодочного электромотора.

Здесь была названа такая величина, как фунт мощности. Она заслуживает пояснения. Указание мощность в стандартных для двигателей величинах (лошадиные силы и киловатты) здесь не подходит. В случае лодочного электромотора используются понятия упора или тяги.

Статья в тему:  Можно ли заклеить резиновую лодку жидкой латкой

Упор представляет собой силу, развиваемую гребным винтом при вращении. В результате передачи этой силы судну, оно перемещается в горизонтальном направлении. Поскольку основные производители электромоторов для лодок – это американские компании, упор выражается не в килограммах или ньютонах, а в фунтах. А как известно, 1 фунт равен 0,453 килограмма.

Наглядно величину тяги можно посмотреть следующим способом. К лодке и неподвижному причалу нужно прикрепить безмен, а затем дать полную мощность двигателю. В результате на безмен покажет величину тяги. Тяга электромотора выбирается в зависимости от веса лодки, снаряжения, обводов, типа винта и т. п. Поскольку это не является темой статьи, просто скажем, что обычно на 45 килограмм массы судна требуется 2 фунта тяги. А ещё лучше брать с запасом 10%.

Специалисты по лодочным аккумуляторам и опытные рыбаки советуют подбирать батарею следующим образом. Тяговая АКБ должна обеспечивать запас хода судна на полной мощности мотора 2 часа и более. Если мотор работает на половине от номинальной мощности, то запас хода должен быть 4 часа.

Использование автомобильного аккумулятора

Стоит отдельно сказать об использовании автомобильных аккумуляторов с лодочными моторами. Туристы и рыбаки с опытом, а также специалисты по аккумуляторным батареям считают, что нецелесообразно использовать автомобильные аккумуляторы с лодочными электромоторами. АКБ для автомобилей работает следующим образом. Она отдаёт высокий ток в момент запуска двигателя, а затем заряжается от генератора во время поездки.

Статья в тему:  Как почистить воздушный фильтр на скутере ямаха

Что касается использования автомобильного аккумулятора в качестве тягового для электромотора, то это недопустимо. Он выйдет из строя после 5─7 глубоких разрядов. Для кальциевых батарей этот ресурс 2─3 раза и они безвозвратно теряют ёмкость.

Рекомендации по обслуживанию аккумуляторов для лодочных моторов

Ниже вы можете прочитать простые правила эксплуатации аккумуляторов для лодочных электромоторов:

  • Действия по обслуживанию электромотора разрешается проводить только после отключения АКБ;
  • Не используйте «крокодилы» для присоединения аккумулятора к мотору. Используйте надёжные крепления;
  • Периодически контролируйте надёжность соединения АКБ и проводов от мотора. Некачественное соединение – это потери на нагрев, окисление, утечки тока;
  • Для зарядки батареи следует использовать только рекомендуемые модели зарядных устройств;
  • Ни в коем случае не допускайте замыкания выводов батареи между собой. Такое короткое замыкание приводит к выходу аккумулятора из строя.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: