9 просмотров

Какой аккумулятор поставить в лодку

Какой аккумулятор для лодочного мотора лучше выбрать?

Статья обновлена: 2021-12-18

Статья обновлена: 05.11.2020

Для автономного питания лодочного электромотора, навигационных приборов, осветительных устройств и другого энергозависимого оборудования на водной технике необходим тяговый аккумулятор. Он должен быть рассчитан на жесткие условия эксплуатации, выдерживать сильную вибрацию, не бояться глубоких разрядов и попадания влаги.

Важными параметрами при выборе аккумулятора для лодочного электромотора выступают:

  • тяга электромотора;
  • масса лодки или катера;
  • особенности водоема;
  • стиль и условия рыбалки;
  • масса и размеры АКБ – чем легче и компактнее батарея, тем удобнее ее использовать;
  • емкость – от нее зависит время автономной работы электромотора и дополнительного оборудования на 1 заряде батареи;
  • обеспечиваемый запас хода – он зависит от емкости АКБ и мощности всех приборов на судне;
  • напряжение – оно может составлять 12, 24, 36 или 48 Вольт;
  • удобство транспортировки, хранения и применения;
  • способность работать при сильной качке;
  • наличие герметичного корпуса, устойчивого к механическим повреждениям;
  • способность работать в широком диапазоне температур;
  • стойкость к скачкам температуры;
  • безопасность использования;
  • требования по техническому обслуживанию – лучшим выбором станут герметичные АКБ, не нуждающиеся в обслуживании;
  • уровень саморазряда – он должен быть минимальным, чтобы исключить риск глубокого разряда батареи при хранении.

Какой аккумулятор нужен для лодочного мотора?

Подбор аккумулятора для лодочного электро мотора выполняется по 3-м главным параметрам: технологии изготовления, выдаваемой мощности и емкости. По технологии изготовления электродов аккумуляторные батареи делятся на тяговые, стартерные и универсальные. На лодках используются батареи всех типов, но целесообразность их применения зависит от типа двигателя и режима работы АКБ.

Статья в тему:  Какой выбрать лодочный мотор до 10л.с

Остановимся на каждом типе батарей подробнее:

  1. Тяговые – АКБ глубокого разряда, рассчитанные на стабильную циклическую работу в режиме заряд-разряд. Они предназначены для длительного использования, по максимуму отдают накопленную энергию, выдают стабильный ток и устойчиво противостоят окислению. В зависимости от химического состава, выдерживают 500–1000 рабочих циклов и более. Именно тяговые АКБ рассчитаны на интенсивную эксплуатацию в циклическом режиме и частые глубокие разряды, поэтому они отлично подходят для питания лодочных и других электромоторов.
  2. Стартерные – аккумуляторы, предназначенные для кратковременной подачи высоких токов. Они обеспечивают быстрый запуск дизельного или бензинового мотора, но не подходят для использования в режиме постоянной отдачи энергии. При продолжительных нагрузках стартерные АКБ быстро теряют заряд и преждевременно выходят из строя. На лодках, катерах, катамаранах и яхтах они используются только для временного питания ДВС в моменты его запуска.
  3. Универсальные (двойного назначения) – модели, способные работать в обоих режимах. Они выдают высокий пусковой ток, но при этом могут использоваться и в режиме заряд-разряд в качестве постоянного источника питания.

Что будет, если использовать на лодке автомобильный аккумулятор?

Автомобильные аккумуляторы – это источники питания стартерного типа, разработанные для кратковременной подачи пускового тока. При использовании по назначению они верно служат годами. Но когда их используют в режиме длительной подачи постоянного тока и доводят до глубоких разрядов, автомобильные батареи быстро приходят в негодность.

Статья в тему:  Valheim как привязать лодку

На сколько хватит автомобильного аккумулятора – зависит от интенсивности его использования. Как правило, нового аккумулятора хватает на полсезона или сезон, чаще всего – на 5–7 циклов зарядки. Поэтому использовать автомобильную батарею стоит только в сочетании с топливным мотором. А электромотору нужна тяговая батарея или универсальная модель двойного назначения.

Мощность и емкость

Выдаваемая мощность АКБ зависит от ее внутреннего сопротивления: чем меньше его значение, тем дольше батарея сможет отдавать постоянную мощность без снижения емкости. В технической документации эффективная емкость, отдаваемая аккумулятором при определенной нагрузке, обозначается словосочетанием «reverse capacity».

Следующий важный параметр – непосредственно емкость АКБ. От нее зависит время автономной работы электромотора на максимально включенном дросселе. Аккумуляторная батарея, используемая на лодке, катере или катамаране, должна обеспечивать время автономной работы мотора не менее 2 часов. Обычно с лодочными электромоторами применяются батареи емкостью от 100 Ач. Такая АКБ способна на протяжении 20 часов питать лодочный электромотор с потреблением 5 А.

Подходящая емкость АКБ зависит также от типа лодки и особенностей ее использования. Например, для перемещений между точками лова на резиновой или ПВХ лодке с электромотором тягой 20–40 фунтов подойдет батарея емкостью 80–100 Ач. Если же планируется работа с электронным якорем, троллинг на электромоторе, перемещение по водоемам с сильным течением или выезд на рыбалку на несколько дней, понадобится батарея с большей емкостью.

Статья в тему:  Как правильно сложить лодку из пвх в рюкзак

Расчет емкости

Чтобы рассчитать необходимую емкость АКБ, вначале определяют мощность всех энергозависимых приборов на лодке, катамаране или катере. Далее полученное значение мощности умножают на ориентировочное время их автономной работы (в часах). Но выбирать лодочный аккумулятор нужно с запасом по емкости. Его величина зависит от типа водной техники и условий ее использования. Если нужно обеспечить большой запас хода, емкость батареи берется с 4-кратным увеличением по отношению к суточному потреблению энергии.

Лодочный электромотор приблизительно потребляет ток 1 А на каждый фунт своей мощности. При значении мощности (упора) 25 фунтов батарея емкостью 50 Ач обеспечит 2-часовую работу мотора на максимальной скорости. На более низких оборотах электромотор проработает в разы дольше. Для приблизительного расчета на 45 кг массы катера или лодки берется 2 фунта тяги и 10% запас. Аккумулятор для лодочного электромотора подбирается так, чтобы обеспечить минимум 2 часа работы при максимальной мощности хода.

Подходящее напряжение

Напряжение аккумуляторной батареи выбирается по напряжению используемого электромотора. Для получения необходимого вольтажа можно последовательно соединить несколько аккумуляторов меньшего напряжения. Но удобнее всего использовать одну АКБ подходящего вольтажа.

Типы АКБ по химическому составу

По химическому составу и технологии изготовления аккумуляторные батареи для лодочных электромоторов бывают:

  1. Свинцово-кислотные с жидким электролитом (WET) – обслуживаемые «тяжеловесы». Они недорогие, морозостойкие, выдерживают до 1000 рабочих циклов. Но транспортировать и использовать их необходимо строго в вертикальном положении, а заряжать – в хорошо вентилируемых помещениях. Модели тягового типа производятся с использованием утолщенных пластин и специальных присадок, препятствующих окислению. Тем не менее, по удобству использования они уступают конкурентам.
  2. Созданные по технологии AGM – модели с абсорбированным электролитом. Они безопасны и просты в использовании, работают в широком диапазоне температур, устойчивы к вибрациям и допускают наклон или переворачивание на бок. В обслуживании эти герметичные АКБ не нуждаются. Но они боятся глубоких разрядов, поэтому не рекомендуются для применения в циклическом режиме. Их ресурс обычно не превышает 400 циклов.
  3. Гелевые (GEL) – герметичные необслуживаемые батареи глубокого разряда. Электролит в них имеет форму геля. Такие модели хорошо подходят для использования с лодочными электромоторами. Они выдерживают до 700 рабочих циклов, допускают переворачивание и по характеристикам превосходят модели WET и AGM типа.
  4. Литий-ионные (Li-ion) – необслуживаемые батареи с высокой удельной энергоемкостью, легкие и удобные в использовании. Они надежны, соответствуют высоким требованиям безопасности, выдерживают до 1000 рабочих циклов, имеют широкий температурный диапазон и малый саморазряд. Заряжаются быстро, в обслуживании не нуждаются. Имеют плату защиты от всевозможных рисков в процессе эксплуатации. К категории -батарей относятся модели с разным химическим составом. Производители экспериментируют с составом катода и анода, создавая батареи с отличающимися техническими характеристиками – разными значениями емкости, напряжения, допустимых токовых нагрузок и циклического ресурса.
  5. Литий-железо-фосфатные (LiFePO4) – подвид литий-ионных АКБ с выдающимися эксплуатационными качествами. При принятии решения, какой аккумулятор выбрать для лодочного электромотора, это лучший вариант из всех существующих в 2020 году. Преимущества батарей на основе литий-железо-фосфата – ресурс более 2000 циклов, легкий вес, солидная энергоемкость, высокие допустимые токи разряда и заряда, термическая и химическая стабильность, морозоустойчивость и максимальная безопасность применения. Батареи вида LiFePO4 относятся к моделям тягового типа и используются для питания электромоторов всевозможных транспортных средств.
Статья в тему:  Синтезатор yamaha как выбрать

От тяговых АКБ требуется равномерная токоотдача на протяжении всего времени разряда. Лучшие результаты по этому и другим критериям демонстрируют литиевые батареи, особенно модели на основе литий-железо-фосфата.

Выводы

Чтобы отдых на водном транспорте, рыбная ловля с лодки или прогулки на катере доставляли только приятные эмоции, для автономного питания электромотора нужно выбрать хорошую аккумуляторную батарею. Ее соответствие параметрам судна и особенностям его использования – залог комфортного досуга без досадных неожиданностей. Поэтому стартерный аккумулятор лучше оставить для автомобиля, а для водной техники необходимо приобрести тяговую или универсальную АКБ с подходящими рабочими характеристиками.

В вопросе, как выбрать тяговый аккумулятор для лодочного электромотора, учитываются особенности водной техники и самого мотора, необходимое время автономной работы и другие факторы. По соотношению цены, массы, емкости, допустимых токов и других критериев лучшими заслуженно считаются тяговые батареи типа LiFePO4. Для безопасности и комфорта использования они помещаются в герметичные кейсы из ударопрочного пластика. Кейс имеет ребра жесткости и удобную ручку для переноски.

Как выбрать аккумулятор для лодки ПВХ: обзор моделей и отзывы владельцев

Основным устройством для лодки с мотором является аккумулятор. Необходимо, чтобы агрегат был устойчив к качке и высокой вибрации, мог работать без подзарядки на протяжении длительного времени.

Для обеспечения бесперебойного электроснабжения мотора, аккумулятор для лодки ПВХ должен соответствовать определенным требованиям.

Статья в тему:  Загадка про зека который сбежал из тюрьмы без лодки

Типы аккумуляторов для лодочных моторов

По назначению АКБ для лодок ПВХ подразделяются на три типа:

  1. Стартерные;
  2. Тяговые;
  3. Универсальные.

Главное назначение стартерного аккумулятора для лодок ПВХ – запустить мотор. Такие агрегаты подают кратковременный пусковой ток. Чтобы восстановилась утраченная емкость после запуска мотора, устройству требуется подзарядка. Сильный разряд аккумулятора может стать причиной его износа.

Тяговые агрегаты предназначены для лодок ПВХ небольших размеров. Такие аккумуляторы можно долго не заряжать, поскольку они выдерживают глубокие разряды.

У универсальных АКБ есть два назначения:

  • Высокий пусковой ток при запуске мотора.
  • Возможность применения агрегата как источник питания с глубоким разрядом.

Классификация АКБ для лодочных моторов

Аккумуляторы для лодок ПВХ бывают следующих видов:

  1. Свинцово-кислотные.
  2. AGM и GEL.
  3. Литий-ионные.

Плюсы и минусы

Свинцово-кислотные АКБ считаются наиболее подходящими для лодок ПВХ. Эти модели не обслуживаемые, не понадобится добавлять воду. Главным недостатком считается потеря емкости при частой полной разрядке.

Для изделий AGM и GEL не страшен глубокий разряд. Их задачей является выдача пускового тока для мотора даже при полной разрядке.

Преимущества таких агрегатов:

  • быстрая зарядка;
  • отсутствие газов;
  • не требуют обслуживания.

Недостатки:

  • нет возможности перезаряжать;
  • высокая стоимость.

Становятся очень популярными литий-ионные аккумуляторы, обладающие защитой от перезаряда. Модель постоянно усовершенствуют.

Из плюсов можно выделить:

  • легкость и компактность;
  • низкий процент износа;
  • быстрая разрядка;
  • энергоемкость;
  • отсутствие необходимости обслуживания.
Статья в тему:  Как остановить моторную лодку

Минусом является высокая цена, которая составляет примерно 20 000 рублей.

Модели лодочных аккумуляторов, их цены

В настоящее время для лодок ПВХ на рынке имеются такие модели АКБ:

  1. Deka DP24;
  2. MinnKota MK-31-GEL;
  3. GelDeka 8G8D.

Deka DP24

Наиболее бюджетный вариант. Он идеален для маленьких лодок. Емкость составляет 85 А/ч, напряжение – 12 В, модель не обслуживается.

Прибор имеет некоторые минусы:

  1. Подверженность влиянию температуры.
  2. Наличие уменьшенного числа циклов разряд/заряд.

Средняя стоимость 8000 рублей.

Minn Kota MK-31-GEL

Аккумулятор гелиевый Minn Kota MK-31-GEL считается роскошным аппаратом.

Он обладает следующими характеристиками:

  1. Емкость – 102 А/ч.
  2. Напряжение – 12 В.
  3. Герметизирован.
  4. Глубокая разрядки допустима.
  5. Подходит для моторов с высокой мощностью.

Цена составляет около 22000 рублей.

Gel Deka 8G8D

  • Аккумулятор GelDeka 8G8D чаще всего используют для яхт.
  • Его емкость 225 А/ч, напряжение 12 В, вес 71 кг.
  • Обслуживание прибора не требуется.
  • Стоимость 40000 р.

Как выбрать аккумулятор для лодки ПВХ?

Среди большого ассортимента АКБ непросто выбрать нужную модель.

Для этого существуют некоторые рекомендации:

  1. Важно учитывать тип установленного двигателя. Электромоторы бывают 12 и 24 Вольт. Для второго варианта стоит приобретать две батареи, которые необходимо соединить последовательно.
  2. Для запуска ДВС одного аккумулятора и обеспечения постоянного питания мотора подойдут GEL или AGM. Задача приборов – выдача пускового тока и работа на протяжении длительного периода. Этот вариант обойдется недешево, но срок службы подобного изделия довольно большой.
  3. Следует обращать внимание на емкость аккумулятора, которая напрямую зависит от мощности электромотора.
  4. Желательно, чтобы вес прибора был не больше 20 кг.
  5. Поскольку для обслуживания агрегата иногда нужно обращаться в специализированный центр, лучше использовать модели, которые не требуют обслуживания.
  6. Следующий критерий выбора — минимальный саморазряд. Это позволит определить возможность длительного хранения АКБ без зарядки.
Статья в тему:  Кто этот человек в лодке

Можно ли использовать автомобильный аккумулятор?

Применение автомобильных АКБ для лодок ПВХ крайне нежелательно. Это обусловлено чувствительностью и глубоким разрядом изделий. Достаточно одного применения прибора в подобных целях, чтобы он вышел из строя. Также есть вероятность разлития электролита, поскольку обслуживаемые АКБ негерметичны.

Эксплуатация и зарядка аккумуляторов для лодочных моторов

При использовании АКБ рекомендуется соблюдать правила безопасности:

  1. Перед проведением технического обслуживания требуется отключение электромотора от аккумулятора.
  2. Необходимо проверить, надежно ли соединены контакты проводов.
  3. Запрещено соединять агрегаты друг с другом.
  4. Заряжать прибор рекомендуется только родным устройством.
  5. Не замыкать выводы агрегата предметами, проводящими ток.

Техническое обслуживание АКБ для лодок ПВХ подразумевает необходимость периодической зарядки приборов. При этом важно соблюдать правила, установленные производителем.

Нужно пользоваться специальными зарядными устройствами, предназначенными для следующих изделий:

  • свинцово-кислотных с жидким электролитом;
  • AGM и GEL;
  • литий-ионных.

Устройство для зарядки литий-ионных агрегатов имеется в комплекте поставки.

Отзывы рыбаков

Поскольку автомобильный АКБ старый, возил зимой в машине Deka DP24, на всякий случай. В мороз прибор помогал заводить отечественную семерку, не подавая признаков усталости. Отличная вещь, легкая по весу, контакты удобные и служит долго.

Андрей Кречетов

Сергей Коновалов

Иван Новиков

Андрей Соколов

Роман Петров

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.

Статья в тему:  Где спустить лодку на киевском море

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов.

АКБ для плм 15 л.с (Просматривает: 1)

Александр559

  • 19.03.2016

Dimakdo

  • 19.03.2016

Роман 1980

  • 19.03.2016

Вложения

Александр559

  • 20.03.2016

Да у этих китайцев не чего не поймёшь.

———- Сообщение добавлено в 17:40 ———- Предыдущее сообщение размещено в 17:37 ———-

Вот такой что на фото у Романа,подойдёт?

Роман 1980

  • 20.03.2016

Александр559

  • 20.03.2016

AlexPiter

  • 20.03.2016

Да у этих китайцев не чего не поймёшь

Да как же вас понять то, мил человек, со своим генИратором?

Кстати, кто в теме, подобный АКБ, с РСН-1 от Ивана – как дружит?
Сражу скажу для тех, кто отсылает читать весь форум по теме, — не буду.
Мотор в подписи, сезон на носу.

BARbar

  • 20.03.2016

У мну прошлом годе вот такой АКБ , гелевый, стоял.
От гены к скутерному выпр-регулятору, за 450 рэ, ..к акб, ..а от аккума уже к потребителям ( у меня мобилку заряжал, хватало вроде-б ..)

зы: счас проверил батарейку – сдохла окончательно (ну, как бЭ, зарядного-то нету, ..такшта , неудивительно )

Выбор аккумулятора для катера и правильная установка

Оглавление:

  • Выбор аккумулятора для катера и правильная установка
  • Наиболее распространенне типы АКБ
  • Особенности АКБ на катере
Статья в тему:  Как установить подвесной мотор на лодку пвх

Аккумулятор (сокращенно АКБ) – различается по габаритам, полярности, типу батареи и крепления, диаметру контактных клемм, а также необходимости обслуживания.

Прежде всего АКБ, используемые на катерах можно поделить на 2 основные группы:
1. Тяговые для лодочных электромоторов;
2. Стартерные для запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов

Такие аккумуляторы имеют большую емкость и более толстые пластины, помещённые в специальные конверты, они могут работать долгое время без подзарядки, до глубокого разряда.
Стоимость тяговых АКБ, как правило, выше стартерных. Для эксплуатации таких АКБ на катере с электромотором в циклическом режиме (заряд – разряд) они являеюся единственно правильным решением.

Стартерные аккумуляторы

Главное отличие стартерной АКБ от тяговой АКБ заключается в принципе отдачи электрического тока: стартерный аккумулятор предназначен для запуска двигателя стартером, поэтому он работает непродолжительное время (пока включен стартер), а ток дает достаточно большой.

Как правило – это обычная автомобильная АКБ, не предназначенная для длительной работы без подзарядки от генератора. При падении напряжения на ней на 2-3 вольта сильно уменьшается ее мощность.

Так же аккумулятор выступает в качестве стабилизатора напряжения – сглаживает всплески напряжения, тем самым предотвращая от повреждения другие компоненты электрической системы.

Стартерные аккумуляторы можно разделить на 2 основные группы: обслуживаемые и необслуживаемые (малообслуживаемые).

Малообслуживаемые батареи (с резьбовыми пробками банок) иногда нелегко отличить от необслуживаемых (с гладкой верхней крышкой, иногда действительно цельной). Встречаются батареи со сложно открываемой длинной крышкой (держащей те же самые пробки), встречаются с легко открываемой поддеванием ножом крышкой, но могут быть и действительно сделанные без доступа к банкам.

Статья в тему:  Как правильно сложить лодку пвх колибри видео

И те, и другие – оптимизированы под минимум обслуживания (без выкипания воды из электролита благодаря сложным лабиринтами для выхода газов, при этом капли электролита осаждаются на стенках и стекают обратно в АКБ вниз).

Подобные АКБ следует заряжать только современными зарядными устройствами, не допуская напряжения зарядки выше 15 вольт и избегая кипения электролита.

Типы стартерных аккумуляторов

Самые распространенные стартерные АКБ – свинцово-кислотные. Электролит в них – смесь серной кислоты с дистиллированной водой (36% серной кислоты и 64% воды).
При разряде аккумуляторной батареи из раствора электролита расходуется серная кислота с образованием воды и плотность электролита падает, а при заряде, наоборот – вода расходуется на образование серной кислоты и плотность электролита растет.

Изменение плотности электролита – эффективное средство определения уровня заряда батареи. Для полностью заряженной батареи, плотность электролита обычно составляет 1.27 г/см³ при температуре 20°.

Напряжение на клеммах
V (вольт)
Степень заряда АКБ
(%)
Плотность
электролита
12.61001,266
12.4 – 12.675 – 1001,250
12.2 – 12.450 – 751,205
12.0 – 12.225 – 501,170
11,7 – 12,00 – 251,135
Менее 11,71,110

Примечание: На гелевой батарее эти показания могут быть выше на 0,2 – 1,0 вольт.

Свинцово-кислотные АКБ в среднем служат 3-4 года, причем деградация аккумулятора идет даже в том случае, если катер не используется.

Статья в тему:  Кто этот человек в лодке

Если вы хотите продлить срок службы АКБ, не стоит допускать глубокого разряда, долго хранить батарею в состоянии глубокого разряда, так же не рекомендуется хранить АКБ в условиях высоких температур.

Все чаще на своих катерах водкомоторники применяют АКБ, созданные на основе технологии AGM (Absorbent Glass Mat), в которых электролит абсорбирован в специальном стеклянном волокне.
Так же в последнее время многие устанавливают гелевые аккумуляторы. В них электролит загущается селикагелем до гелеобразного состояния. Такая технология получила название GEL.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: