Каким вооружением обладала лодка сальватора
Российское «оружие Судного дня»: в США подсчитали мощность «Посейдона» и ужаснулись
Известный обозреватель американского издания 19Fortyfive Брент Иствуд сегодня, 12 ноября, рассказал о российском «оружии Судного дня» — беспилотном подводном аппарате «Посейдон», с помощью которого Москва, по его мнению, может уничтожить все города на побережье Соединённых Штатов.
«Самый опасный дрон из всех разрабатываемых для российских военных в ближайшие годы — это „Посейдон“, который планируют поставить на вооружение в 2027 году. Несмотря на то, что оружие проектируется всего несколько лет, оно уже сейчас вселяет ужас», — уверен автор.
Иствуд напомнил, что предназначенный для запуска с подводной лодки аппарат оснащён ядерной боеголовкой и аналогичной силовой установкой, поэтому «русским не придётся беспокоиться о том, что у него закончится топливо».
Кроме того, «Посейдон» будет обладать неограниченным радиусом действия. Так, по словам эксперта, это «оружие Судного дня» не только сможет самостоятельно пересечь Северную Атлантику, но и поразить все прибрежные города США.
При этом журналист констатировал, что беспилотник будет гораздо сложнее уничтожить, чем пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования.
Ранее военный эксперт Дмитрий Корнев рассказал «Известиям» об испытаниях ядерного подводного аппарата «Посейдон». По его словам, на данный момент сложно оценить, сколько времени понадобится на отработку системы дрона и его прототипов на борту подводной лодки, поскольку она не имеет аналогов в мире. Специалист предположил, что на испытания может уйти два-три года.
Боевой пуск «Посейдона». Иллюстрация: сайт МО РФ
Тогда же генеральный директор ПО «Севмаш» Михаил Будниченко рассказал, что носитель беспилотных подводных аппаратов «Посейдон» атомная подводная лодка «Белгород» и атомные субмарины «Новосибирск» и «Князь Олег» завершат государственные испытания до конца 2021 года. Он также отметил, что корабли хорошо себя показывают в море, подтверждая характеристики.
26 июня АПЛ «Белгород» впервые вышла в Белое море в ходе испытаний. АПЛ спустили на воду 23 апреля 2019 года. За церемонией в Северодвинске наблюдал президент России Владимир Путин.
По данным из открытых источников, кроме главной задачи, «Посейдоны» планируется использовать для выполнения ударных и разведывательных миссий без реального соприкосновения с противником. Для чего на их вооружение поступает рой более мелких дронов, торпед, мин.
Бесспорным преимуществом БПА является отсутствие средств противодействия (аналог ПРО).
При необходимости аппарат может снаряжаться моноблочной ЯГЧ либо кобальтовой бомбой. По предварительным оценкам экспертов, в этом случае данный боеприпас можно классифицировать как термоядерный, обладающий сверхвысокой мощностью (до 100 Мт).
Последствия подобного взрыва (смоделированные в США) для плотно населенного района выглядят следующим образом: примерно 8 000 000 человек с летальным исходом, порядка 4 000 000 тяжёлых, 16 000 000 получат дозу, близкую к критической. Площадь зоны заражения определяется силой ветра, его направлением в момент взрыва. В расчётах его скорость определялась 26 км/час. В этом случае сильнейшему радиоактивному загрязнению (без использования кобальтового боеприпаса) подвергнется участок 1 700×300 километров.
Caption
Дополнительную проблему создаст базисная волна, формируемая парами, каплями воды. При испытаниях в рамках проекта Crossroads (там же) было установлено, что, обмыв данной смесью кораблей, участвовавших в испытаниях, создаёт на них уровень радиации, несовместимый с пребыванием человека.
Цунами, создаваемая взрывом, будет иметь высоту до 500 м, уничтожит на материке все строения на дальности до 500 км от берега (при ровном рельефе).
«Seawolf» – хищник на глубине
В 1980-х годах руководство США было всерьез озабочено проблемой противодействия малошумным советским атомным подводным лодкам. В целях борьбы с ними была создана субмарина-охотник, обладающая низкой акустической заметностью – «Сивулф».
К началу 1980-х годов холодная война, противостояние между США и СССР, достигла своего пика. По обе стороны океана создавались новые, невиданные доселе образцы военной техники. Не была исключением и морская составляющая вооруженных сил. Неуклонно росло количество кораблей, как у СССР, так и у Штатов.
Вплоть до 1980-х годов советские атомные подводные лодки уступали своим заокеанским аналогам по одному, но весьма важному показателю – уровню шумности. Акустические средства обнаружения американских корабельных группировок и специальных противолодочных самолетов позволяли им (не без труда, конечно) отслеживать передвижения подводных сил СССР, в том числе ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Но с началом 1980-х годов ситуация изменилась: советские АПЛ третьего поколения по уровню своей акустической заметности сравнялись с заокеанскими аналогами. К тому же лодки второго поколения были модифицированы, и также становились практически неуязвимыми для средств противолодочной обороны. В частности, это было продемонстрировано в ходе операций «Апорт» (1985 г.) и «Атрина» (1987 г.), когда модифицированные АПЛ проекта 671РТМ в течение нескольких месяцев патрулировали воды в непосредственной близости от Восточного побережья США и не были обнаружены.
Данные факты поставили руководство США перед необходимостью создания специальной атомной подводной лодки-охотника, которая не только бы имела крайне низкий уровень акустической заметности, но и обладала бы совершенными средствами обнаружения подводных кораблей вероятного противника. В начале президентства Рональда Рейгана была принята программа, вошедшая в историю под названием «Флот из 600 кораблей». Создание лодки-охотника стало одним из пунктов этого документа.
С середины 1980-х годов началось проектирование новейшей субмарины. Строительство первой лодки, получившей название «Сивулф», началось в 1989 году на верфях компании «Дженерал Дайнемикс Электрик Боат». Исключительная важность этого подводного корабля подчеркивалась даже его номером, SSN-21, что означало «атомная подводная лодка XXI века». Строительство АПЛ велось в течение шести лет. В 1995 году она была спущена на воду, сразу после чего начались испытания. Для их проведения на «Сивулфе» установили практически в сто (!) раз больше датчиков определения шумов, чем на лодках предыдущего поколения. Это позволило конструкторам на первом этапе испытаний добиться впечатляющих результатов в области акустической заметности. Кроме того, были улучшены такие показатели, как глубина погружения, скорость подводного хода. Установленная на лодке система обнаружения AN/BSY-2 позволяет ей вести слежение за более чем полутора тысячами контактов. Вооружение лодки состоит из восьми 650-мм торпедных аппаратов. Главным оружием «Сивулфов» являются торпеды, но также АПЛ может вести огонь крылатыми ракетами «Томагавк» и противокорабельными «Гарпун».
Казалось, что лодкам типа «Сивулф» открыт путь в серию. Первоначально, согласно планам, заложенным в рейгановской программе, предполагалось строительство 29 АПЛ. Однако история распорядилась иначе. Первым фактором, осложнившим жизнь «субмаринам XXI века», стало их резкое удорожание: цена каждой лодки увеличилась более чем в два с половиной раза и приблизилась к 3 миллиардам долларов. Но была и другая причина: с конца 1980-х годов военный потенциал СССР стал резко снижаться, что коснулось и подводного флота. Количество советских АПЛ стало сокращаться, а лодки четвертого поколения так и не были построены. Это ударило не только по оборонному потенциалу нашей страны, но и по многим военным программам за океаном.
Одной из них и стал «Сивулф». Сразу после окончания холодной войны, в 1992 году, было решено отказаться от серийного строительства столь дорогих подводных лодок и перейти к созданию субмарины менее продвинутой, но более дешевой. Такой стала серия АПЛ «Вирджиния», пришедших на смену «Сивулфу». Но, с другой стороны, администрации США стало очевидно, что до времени создания лодок нового типа пройдет еще несколько лет. Поэтому было принято решение о постройке еще двух АПЛ типа «Сивулф». Они получили имена «Коннектикут» (заложена в 1992 г., в строю с 1998 г.) и «Джимми Картер» (заложена в 1998 г., в строю с 2005 г.). На последнем, третьем подводном корабле серии был установлен специальный отсек, в котором могут размещаться глубоководные аппараты, а также силы специальных операций.
Лодки типа «Сивулф», в силу своей узкой специальности, не принимали участия в американских операциях за рубежом последних десятилетий. Окончание холодной войны сыграло с этими превосходными подводными кораблями злую шутку. То, для чего они создавались, – борьба с малошумными советскими АПЛ, ушло в прошлое. Но, тем не менее, растущее могущество китайского надводного и подводного флотов, а также создание Россией подводных лодок четвертого поколения, сравнимых по боевым качествам с американскими, не позволяет говорить, что деньги налогоплательщиков, потраченные на строительство трех «субмарин XXI века», выброшены впустую. «Сивулфы» активно действуют в мировом океане в составе авианосных групп, обеспечивая надежную противолодочную защиту ордера.
Факты и клевета. Итальянский флот во Второй мировой
“Единственная успешная операция итальянского Генштаба”,
— прокомментировал свой арест Б. Муссолини.
“Итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать”.
Старый британский афоризм.
…Подводная лодка “Эванджелиста Торричелли” патрулировала Аденский залив, когда столкнулась с сильным противодействием противника. Из-за полученных повреждений возвращаться пришлось в надводном положении. На входе в Красное море лодка встретила английский шлюп “Шорхем”, который срочно вызвал подмогу.
”Торричелли” первой открыла огонь из своего единственного 120-мм орудия, попав вторым снарядом в шлюп, который был вынужден отступить и уйти на ремонт в Аден.
Тем временем к месту завязавшегося боя подошел индийский шлюп, а затем дивизион британских эсминцев. Против единственной пушки лодки оказалось девятнадцать 120-мм и четыре 102-мм орудия плюс множество пулеметов.
Командир лодки Сальваторе Пелози принял бой. Он выпустил все торпеды в эсминцы “Кингстон”, “Кандагар” и “Хартум”, продолжая при этом маневрировать и вести артиллерийскую дуэль. От торпед англичане увернулись, но один из снарядов попал в “Хартум”. Через полчаса после начала сражения лодка получила снаряд в корму, повредивший рулевое устройство и ранивший Пелози.
Спустя еще некоторое время орудие “Эванджелисты Торричелли” было разбито прямым попаданием. Исчерпав все возможности для сопротивления, командир приказал затопить корабль. Оставшиеся в живых были взяты на борт эсминца “Кандагар”, причем Пелози был встречен британскими офицерами военным приветствием.
С борта “Кандагара” итальянцы наблюдали, как на “Хартуме” разгорается пожар. Потом сдетонировал боезапас, и эсминец ушел на дно.
“Хартум” (1939 г. постройки, водоизмещение 1690 тонн) считался новейшим кораблем. Случай, когда субмарина топит в артиллерийском бою эсминец, не имеет аналогов в морской истории. Англичане высоко оценили доблесть итальянских подводников. Командир Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.
Помимо потерь, понесенных британскими кораблями, англичане выпустили 700 снарядов и пять сотен пулеметных магазинов, чтобы потопить одну субмарину. “Торричелли” ушла под воду с развевающимся боевым флагом, который можно поднимать только на виду противника. Капитан 3-го ранга Сальваторе Пелози был удостоен высшей военной награды Италии, “Медалиа Д’Ор Ал Валор Милитари” (Золотая медаль за военную доблесть).
Упомянутый “Кандагар” недолго бороздил моря. В декабре 1941 года эсминец подорвался на минах вблизи ливийского побережья. Вместе с ним ушел на дно легкий крейсер “Нептун”. Два других крейсера британского ударного соединения (“Аврора” и “Пенелопа”) также подорвались на минах, но смогли вернуться на базу.
Потомки великого Марко Поло сражались по всему миру. От ледяной синевы Ладожского озера до теплых широт Индийского океана.
Два затонувших линкора (“Вэлиант” и “Куин Элизабэт”) — результат атаки боевых пловцов “Дечима MAS”.
Потопленные крейсеры Его Величества “Йорк”, “Манчестер”, “Нептун”, “Каир”, “Калипсо”, “Бонавенчер”.
Первый пал жертвой диверсии (катер со взрывчаткой). “Нептун” подорвался на минах. “Манчестер” стал самым крупным боевым кораблем, из всех, когда-либо потопленных торпедными катерами. “Каир”, “Калипсо” и “Бонавенчер” были торпедированы итальянскими подлодками.
400 000 брутто-регистровых тонн — таков суммарный “улов” десяти лучших подводников Regia Marina. На первом месте итальянский “Маринеско”, Карло Феция ди Коссато с результатом 16 побед. Другой ас подводной войны Джанфранко Гаццана Приороджа потопил 11 транспортов суммарным водоизмещением 90 тыс. брт.
Итальянцы воевали в Средиземном и Черном морях, у берегов Китая, в Северной и Южной Атлантике.
43 207 выходов в море. 11 миллионов миль боевого пути.
По официальным данным, моряки Regia Marina обеспечили проводку десятков конвоев, доставивших 1,1 млн. военнослужащих и 60 тысяч итальянских и немецких грузовиков и танков в Северную Африку, на Балканы и средиземноморские о-ва. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.
И, конечно же, золотая страница в истории итальянского флота. Десятая флотилия штурмовых средств. Боевые пловцы “черного князя” Валерио Боргезе — первый в мире военно-морской спецназ, наводивший ужас на противников.
Британская шутка о “не умеющих воевать итальянцах” справедлива лишь с точки зрения самих британцев. Очевидно, что ВМС Италии как в количественном, так и в качественном отношении уступали “морским волкам” Туманного Альбиона. Но это не помешало Италии стать одной из сильнейших морских держав и оставить свой неповторимый отпечаток в истории морских сражений.
Каждый, кто знаком с этой историей, обратит внимание на очевидный парадокс. Основная доля побед ВМС Италии пришлась на малые корабли — субмарины, торпедные катера, человеко-торпеды. В то время как крупные боевые единицы особого успеха не добились.
Парадокс имеет несколько объяснений.
Во-первых, крейсеры и линкоры Италии можно пересчитать по пальцам.
Три новых ЛК типа “Литторио”, четыре модернизированных линкора времен Первой мировой, четыре ТКР типа “Зара”, “Больцано” и пара первенцев-“вашингтонцев” (“Тренто”).
Из которых реально боеспособными были лишь “Зары” и “Литторио” + десяток легких крейсеров, размером с лидер эсминцев.
Впрочем, даже здесь про отсутствующий успех и полную бесполезность говорить не приходится.
Ни один из перечисленных кораблей не стоял у причала. Линкор “Витторио Венето” выполнил за годы войны 56 боевых заданий, пройдя с боями 17 970 миль. И это на ограниченном “пятачке” Средиземноморского ТВД, при наличии постоянной угрозы из под воды и с воздуха. Регулярно попадая под удары противника и полчая повреждения различной степени тяжести (линкор затратил на ремонты 199 дней). При том он еще умудрился дожить до конца войны.
Достаточно проследить боевой путь любого из итальянских кораблей: там в каждой строке соответствует какое-либо эпическое событие или знаменитое сражение.
“Выстрел у Калабрии”, бой с конвоем Эсперо, перестрелка у Спартивенто, бой у Гавдоса и сражение у мыса Матапан, первый и второй бои заливе Сидра. Соль, кровь, морская пена, стрельба, атаки, боевые повреждения!
Назовите еще тех, кому удалось принять участие в стольких перипетиях такого масштаба! Вопрос риторический, ответа не требует.
Противник у итальянцев был “крепким орешком”. Королевский военно-морской флот Великобритании. “Уайт энсайн”. Круче некуда.
На деле силы противников оказались примерно равны! Итальянцы обошлись без Цусимы. Основная часть битв закончились с равным счетом.
Трагедия у мыса Матапан была обусловлена одним-единственным обстоятельством — отсутствием радаров на итальянских кораблях. Невидимые в ночи британские линкоры приблизились и расстреляли в упор три итальянских крейсера.
Вот такая ирония судьбы. На родине Гульемо Маркони радиотехнике уделялось не слишком много внимания.
Еще пример. В 30-е гг. Италия владела мировым рекордом скорости в авиации. Что не мешало итальянским военно-воздушным силам быть самыми отсталыми ВВС среди западноевропейских стран. В годы войны ситуация ничуть не улучшилась. У Италии не было ни достойных ВВС, ни морской авиации.
Так стоит ли удивляться тому, что немецкие “Люфтваффе” добились больших успехов, чем итальянские моряки?
Можно еще вспомнить позор в Таранто, когда тихоходные “этажерки” за одну ночь вывели из строя три линкора. Вина целиком лежит на командовании итальянской военно-морской базы, поленившемся натянуть противоторпедную сеть.
Но ведь итальянцы не были одиноки! Эпизоды преступной халатности имели место на протяжении и всей войны — как на море, так и на суше. У американцев — Перл-Харбор. Даже железный “Кригсмарине” падал своим арийским лицом в грязь (битва за Норвегию).
Бывали совершенно непредсказуемые случаи. Слепая удача. Рекордное попадание “Уорспайта” в “Джулио Чезаре” с дистанции 24 километра. Четыре линкора, семь минут пальбы — одно попадание! “Попадание можно назвать чистой случайностью ” (адмирал Каннигхэм).
Ну что же, итальянцам в том бою чуть-чуть не повезло. Так же, как не повезло британскому “Худу” в бою с ЛК “Бисмарк”. Но ведь это не дает оснований считать британцев негодными моряками!
Что касается эпиграфа к данной статье, то можно сомнению его первую часть. Итальянцы умеют воевать, но в какой-то момент разучились строить корабли.
Не самый плохой на бумаге, итальянский “Литторио” стал одним из худших кораблей в своем классе. Второй с конца в рейтинге быстроходных бэттлшипов, перед заведомо уцененным “Кинг Джордж V”. Хотя даже британский линкор со своими недостатками, возможно, обставит итальянца. Радаров нет. Системы управления огнем на уровне Перовой мировой. Переворсированные орудия бьют как попало.
Первый из итальянских “вашингтонцев”, крейсер “Тренто” — ужасный конец или ужас без конца?
Эсминец “Маэстрале” — ставший серией советских эсминцев проекта 7. Наш флот хватил с ними горя. Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов (гибель эсминца “Сокрушительный”). Уже не говоря о самой ущербности концепции “все в обмен на скорость”.
Тяжелый крейсер типа “Зара”. Говорят, лучший из “вашингтонских крейсеров”. Как же так, у итальянцев в кои-то веки получился нормальный корабль?
Отгадка у задачи проста. “Макаронники” совершенно не заботились о дальности плавания своих кораблей, справедливо полагая, что Италия расположена в центре Средиземного моря. Что значит — все базы рядом. В результате дальность плавания итальянских кораблей выбранного класса, по сравнению с кораблями др. стран, была меньше в 3—5 раз! Вот откуда лучшая защищенность и другие полезные качества.
В общем, корабли у итальянцев были ниже среднего. А вот воевать итальянцы на них действительно умели.
Корабль – Сальвадор Дали
“Корабль” – работа, выполненная Сальвадором Дали в 1942-ом. Как и “Овцы”, это замечательный пример особого видения мира, которым обладал Дали, способный в совершенно привычных, обыденных вещах находить ассоциативные связи, недоступные простому смертному.
Если добавить к этому неуемную творческую фантазию Маэстро, подкрепленную отточенным долгими годами упорного труда техническим мастерством, станет понятно возникновение таких вещей, как “Корабль”.
Если в “Овцах” художник взял за основу хромолитографию Альбрехта Шенка “Заблудившиеся в горах”, то в данном случае источником вдохновения Сальвадора Дали послужила работа другого мастера – художника Монтегью Доусона (1895 – 1973).
Доусон прославился как один из самых успешных и талантливых британских художников-маринистов первой половины 20-го столетия. Именно его хромолитография “Ветер, солнце. молния” и была взята Сальвадором Дали за основу для своего “Корабля”.
Здесь мы считаем необходимым привести оригинальную работу Доусона, чтобы стала понятнее трансформация, осуществленная Дали.
Доусон, как видим, изобразил большое парусное судно, идущее под всеми парусами в явно неспокойном море – возможно, в преддверии еще большего шторма.
Отдав должное местерству Доусона, Дали решил дать это работе вторую жизнь и свое уникальное виделние. Художник вооружился гуашью и принялся активно колдовать над оригинальной хромолитографией, после чего ее стало, прямо скажем, не узнать.
Часть моря или океана исчезла – Дали превратил ее в берег с ракушками и камнями.
Что до корабля – все его паруса и оснастку Дали водрузил на спину довольно странного существа-гермафродита, имеющего все необходимые признаки и мужчины, и женщины. Грудь, талия, бедра – абсолютно женские, а вот мускулатура, в особенности, когда речь идет о плечевом поясе – однозначно мужская.
Дали, надо сказать, обожал гермафродитов и называл их “идеалом человеческого естества”. Я не раз уже высказывал свою точку зрения на причины такого трепетного отношения художника к “мужчине-женщине в одном лице” – повторю ее и здесь.
Я абсолютно убежден, что одна из главных причин воспевать андрогинные создания (то есть, гермафродитов) у зрелого Дали заключалась в том, что однажды он отчетливо осознал (думаю, это было как раз в начале сороковых): наступит тот миг, когда им с Галой придется расстаться навсегда, и, скорее всего, учитывая разницу в возрасте, Гала умрет первой.
Принимая во внимание, насколько плотно к тому времени Дали и Гала “проросли” друг в друга и спаялись в неразрывное целое, художник не мог не понимать, какой катастрофой станет для него смерть жены. А ведь будь это удивительное существо по имени “Гала-Сальвадор” гермафродитом – ему не пришлось бы переживать горечь потери, ведь до последнего вздоха две эти половинки одного целого были бы вместе.
Возможно, Дали не осознавал этого до конца, или, скажем так, боялся это осознавать – но подсознтельно этот страх выплескивался на полотна художника в виде многочисленных гермафродитов, их населяющих.
Отдельно хотелось бы заметить изумительное мастерство, с которым Дали подкорректировал оригинал. Совершенно невозможно заметить, что появилось в “Корабле” в результате машинного оттиска, а что добавил туда Дали.
“Корабль”, как и “Овцы”, интересен еще и тем, что обы этих работы Рейнолдс Морз – коллекционер собравший за несколько десятков лет потрясающую коллекцию работ Дали, ставшую основой Музея Дали во Флориде – приобрел в первый же день знакомства с художником, которое состоялось в Нью-Йорке 13 апреля 1943 года.