1 просмотров

Какие подводные лодки стоят на вооружении россии

Подлодки России: от бочки в Неве до атомных крейсеров с гиперзвуком

Иностранные военные эксперты признали атомную подводную лодку К-329 «Белгород» самой совершенной на российском флоте. В западной прессе ее даже окрестили «подлодкой Судного дня». Полные характеристики субмарины держат в секрете, но известно, что «Белгород» оснащен беспилотными аппаратами «Посейдон» и линейкой роботизированных комплексов. Недавно К-329 успешно прошла испытания в Белом море. К концу года она заступит на боевое дежурство. Мало кто знает, но история российского подводного флота насчитывает около 300 лет. Как выглядела первая подлодка в нашей истории? И почему американцы отстали от нас на годы? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Смертоносная серия «Ясень»

Летом 2021-го в Северодвинске спустили на воду подводный крейсер «Красноярск» четвертого поколения. Длина подлодки – почти 1,5 футбольных поля, глубина погружения – до 600 метров, автономное плавание – 100 дней. Несмотря на внушительные габариты и вес в 14 тысяч тонн, субмарина разгоняется до 60 километров в час. Это одна из подлодок проекта «Ясень-М». Крейсер «Казань» уже вошел в состав Северного флота. Еще одна субмарина – «Новосибирск» – проходит испытания. На западе представителей серии «Ясень» считают смертоносными. Они быстрые, бесшумные, малозаметные и вооружены гиперзвуковыми ракетами.

«Лодка может нести крылатые ракеты «Калибр», которыми можно стрелять по береговым объектам на 2,5 тысячи километров. Она несет крылатые ракеты «Оникс», которыми можно уничтожать надводные корабли, и торпедное вооружение, уничтожающее подводные объекты», – говорит военный эксперт, капитан 3-го ранга запаса Дмитрий Литовкин.

Статья в тему:  Сколько весит лодочный мотор ямаха 80

«Потаенное судно» для Петра I

Родоначальником российского подводного флота можно считать плотника-самоучку Ефима Никонова. В 1719 году он пообещал Петру I построить «потаенное судно» для поражения вражеских кораблей. Государь ухватился за идею, выдал плотнику деньги и присвоил ему звание «мастера потаенных судов». В марте 1724-го Никонов провел первые испытания на Неве в присутствии императора. Судостроитель отвесил поклон государю и торжественно начал погружение. Вскоре «потаенное судно» камнем пошло ко дну, ударилось о грунт и дало течь. Петру I пришлось организовать спасение горе-подводника и его субмарины.

«Это был, несомненно, самородок, но абсолютно неграмотный человек. Испытания по погружению каждый раз заканчивались неудачно», – рассказывает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

Подлодка Александровского

Не повезло и другому русскому изобретателю-самоучке Ивану Александровскому. В 1866 году он создал первую отечественную подлодку с механическим двигателем. После ряда испытаний и доработок субмарину даже приняли на вооружение и набрали команду.

«Были нижние чины, унтер-офицерские составы, офицер-командир. На них смотрели как на потенциальных смертников», – делится Василий Дандыкин.

В июне 1871 года судну решили устроить еще одно испытание на прочность. Подлодку загерметизировали и без экипажа погрузили на глубину 30 метров. Корпус не выдержал давления, и субмарина затонула. Морской комитет тут же утратил к новинке всякий интерес. Александровский разорился на других изобретениях и умер в забвении.

Статья в тему:  Как установить дистанцию на лодку

Гатчинский успех

Первым коммерчески успешным проектом стал «подводный минный аппарат» конструктора Степана Джевецкого. Он эффектно представил изобретение будущему императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. В 1880 году они отдыхали на Серебряном озере в Гатчине. Джевецкий проплыл на субмарине прямо под шлюпкой августейшей четы, взорвал миной небольшой плот, причалил к берегу и вручил Марии Федоровне букет ее любимых орхидей. Инженер тут же получил заказ на 50 подлодок и 100 тысяч рублей. Через пять лет Джевецкий построил первую в мире подлодку с электрическим двигателем.

«Это та субмарина, от которой «стали танцевать» конструкторы подводных лодок конца XIX – начала XX века», – уточняет Василий Дандыкин.

Практика мировых войн

В Первую и Вторую мировые войны операции с участием боевых подлодок стали обычным делом. Против нацистской Германии сражались 170 советских дизель-электрических субмарин. 81 подводная лодка не вернулась из военных походов.

«Большинство кораблей на момент гибели находилось на подзарядке аккумуляторных батарей или пополняло запасы кислорода. Немецкая авиация уничтожала их в надводном положении», – комментирует Дмитрий Литовкин.

«Ленинский комсомол»

Советские инженеры учли ошибки. В конце 1950-х в СССР построили атомную подлодку «Ленинский комсомол», которой не нужно было всплывать для подзарядки батарей. В июне 1962 года субмарина прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды пересекла Северный полюс, где подводники установили государственный флаг. 1960-е годы называют «золотым веком» советского подводного флота.

Статья в тему:  Как вызвать подводную лодку в гта 5 онлайн

«Тогда появились уникальные проекты – например, так называемая «Золотая рыбка». Она отличалась небывалой скоростью хода – порядка 45 узлов. Торпеда не могла догнать подводную лодку», – утверждает Василий Дандыкин.

Проект 661 «Анчар»

Официальное название субмарины – проект 661 «Анчар», а «Золотой рыбкой» ее прозвали за колоссальную стоимость. Но два миллиарда рублей по курсу 1968 года того стоили. Рекорд скорости подлодки – 83 километра в час – не побит до сих пор. А на Западе ее прозвали «убийцей авианосцев». Это была первая в мире подводная лодка, скрытно запускавшая крылатые ракеты из-под воды. Уже в 1980-е сверхскоростную субмарину списали и отправили в утиль. После развала СССР эта судьба постигла и многие другие атомные подлодки.

Возрождение флота

Спустя несколько лет подводный флот начали возрождать – в Северодвинске заложили первый подводный ракетный крейсер проекта «Борей». А в 2010-м на воду спустили субмарину проекта «Ясень».

«Эти корабли составляют костяк подводного флота России. Они технологичны. Отследить современную атомную подводную лодку практически невозможно. Северный флот недавно продемонстрировал учения на запредельных глубинах – 500 метров. Причем там применяли оружие. Это ноу-хау нашего флота», – делится Дмитрий Литовкин.

Отставание американцев

Главными конкурентами российских субмарин называют американские ракетоносцы Ohio с боеголовками Trident на борту. Но это устаревшие подлодки, самая новая поступила на службу почти четверть века назад. «Огайо» планируют заменить новейшими атомными подлодками «Колумбия», рассчитанными на 42 года службы. Однако первый экземпляр спустят на воду не раньше чем через 10 лет. За это время российские инженеры вполне могут совершить новый технологический скачок. В Министерстве обороны уже разрабатывают системы искусственного интеллекта – в том числе для подводных лодок.

Статья в тему:  К чему сниться лодка ночью

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Подводные лодки ВМФ России

Важнейшей частью военно-морского флота являются его подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.

В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

Ракетные крейсера стратегического назначения

Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года. Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.

Статья в тему:  Как посадить овцу в лодку

Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар». Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.

До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.

В строю и в резерве Северного флота имеются три АПЛ проектов 941 и 941УМ «Акула». Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.

В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового проекта 955 «Борей». Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.

Статья в тему:  Как пишется правильно слово лодка

Многоцелевые АПЛ

Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.

Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.

Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.

Статья в тему:  Black desert как создать лодку

С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.

До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.

17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

Статья в тему:  Как разобрать лодочный мотор

Неатомные подлодки

С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.

Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».

Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.

До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

Статья в тему:  Сколько проработал могильщик на кладбище трое в лодке не считая собаки

Специальная техника

Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».

Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.

В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.

Перспективы

На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.

Статья в тему:  Как сделать лодку в valheim

До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.

Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.

Подводный флот России

Важнейшей частью военно-морского флота Российской Федерации являются подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок, а также наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В составе четырех флотов страны, кроме Каспийской флотилии, служат 76 подводных лодок различных типов.

Статья в тему:  Как сделать лодку в valheim

Подводная лодка, ПЛ, субмарина – класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. В отличие от надводного судна, подводная лодка обладает способностью преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения в воду и ухода на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн балласта. Погружение и всплытие лодок осуществляется за счёт погашения и восстановления запаса плавучести. Важнейшее тактическое свойство и преимущество военных подводных лодок – скрытность.

Субмарины относят к определенному поколению на основании совокупности характеристик, качественно меняющих шансы на успешное боевое применение в условиях быстро развивающейся противолодочной обороны. Применительно к подводным лодкам, понятие поколений возникло при появлении атомных подводных лодок, в связи с тем, что в ходе гонки вооружений наиболее радикальной технической модернизации подвергались в первую очередь именно АПЛ. Причём усовершенствования приводили к качественным скачкам в развитии подводного кораблестроения.

Атомные подводные лодки

С баллистическими ракетами:

Проект 667БДР
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский» (выведена из состава флота в 2010 году)
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград» (выведена из состава флота в 2010 году)

Проект 667БДРМ
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»

Статья в тему:  Black desert как создать лодку

Проект 09787
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения БС-64 «Подмосковье»

Проект 941
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»

Проект 955
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»

С крылатыми ракетами:

Проект 855
Атомная подводная лодка «Северодвинск»

Проект 855М
Атомный ракетный подводный крейсер «Казань»

Проект 949А
Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»
Атомная подводная лодка К-266 «Орел»
Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»
Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»
Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»
Атомная подводная лодка К-186 «Омск»
Атомная подводная лодка К-150 «Томск»
Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»

С ракетно-торпедным вооружением:

Проект 671РТМК
Атомная подводная лодка «Даниил Московский»
Атомная подводная лодка «Тамбов»
Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»
Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»

Проект 945
Атомная подводная лодка Б-276 «Кострома»
Атомная подводная лодка Б-239 «Карп»

Проект 945А
Атомная подводная лодка Б-336 «Псков»
Атомная подводная лодка Б-534 «Нижний Новгород»

Проект 971
Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»
Атомная подводная лодка К-295 «Самара»
Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»
Атомная подводная лодка К-461 «Волк»
Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»
Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»
Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»
Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»
Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»
Атомная подводная лодка К-391 «Братск»
Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»

Статья в тему:  К чему сниться лодка ночью

Проект 971И
Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (в настоящее время в составе ВМС Индии)

Проект 971М
Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»

Атомные глубоководные станции:

Проект 1910
АС-13
АС-15
АС-33

АПЛ специального назначения:

Проект 1851
АС-21
АС-23
АС-35

Проект 09786
КС-129 «Оренбург»

Дизельные подводные лодки

Проект 641Б
Дизельная подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий»

Проект 877
Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»
Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»
Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»
Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»
Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда» (выведена из состава флота и ожидает утилизации)
Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»
Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»
Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»
Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»
Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск» (выведена из состава флота и ожидает утилизации)
Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»
Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»
Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»
Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг» (во второй половине 2018 года выведена из состава флота)
Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»
Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»

Проект 877В
Дизельная подводная лодка Б-871 «Алроса»

Проект 877ЛПМБ
Дизельная подводная лодка Б-800 «Калуга»

Проект 677 «Лада»
Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»

Проект 20120
Опытовая дизель-электрическая подводная лодка Б-90 «Саров»

Проект 636.3
Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»
Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»
Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»
Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»
Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»
Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»

Статья в тему:  Как установить дистанцию на лодку

26 марта 2020 года Подводная лодка Черноморского флота «Колпино» вышла на учения в Черное море, для отработки различных учебно-боевых задач в надводном и в подводном положениях. Личный состав ДЭПЛ проводит внутрикорабельные учения по управлению кораблём и оттачиванию алгоритма действий по погружению на различные глубины от перископной до рабочей различными способами – как в дрейфе, так и на ходу. Также подводники отрабатывают порядок действий по управлению лодкой при всплытии в надводное положение. После возвращения в пункт постоянной дислокации командование флота проведет анализ и оценку действий экипажа.

2 марта 2020 года начались швартовные испытания большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Волхов». Испытания займут около трех месяцев. За этот срок специалисты проверят все системы, устройства и механизмы корабля. Среди них навигационная система, комплекс связи, общекорабельные системы, системы управления, комплекс торпедно-ракетного вооружения, гидроакустический комплекс и другие. После завершения швартовных испытаний корабль сможет отправиться на заводские ходовые и государственные испытания.

26 декабря 2019 года на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге состоялся торжественный спуск на воду новой дизель-электрической подводной лодки «Волхов» проекта 636.3. Является второй из шести подлодок, строящихся для ТОФ. В торжественной церемонии спуска субмарины приняли участие командующий Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота Владимир Якушев и генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

28 июля 2017 года на «Адмиралтейских верфях» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Волхов» для Тихоокеанского флота России, с заводским номером 01615. В торжественном мероприятии приняли участие заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, начальник управления кораблестроения Главного командования ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

Статья в тему:  Как вызвать подводную лодку в гта 5 онлайн

3 марта 1720 года В Санкт-Петербурге была заложена первая российская подводная лодка, «потаенное судно» Ефимом Никоновым. Император Петр I часто заходил на участок строительства, интересовался ходом работ, подсказывал, как и что лучше сделать, подбадривал мастеров. В конце января 1721 года строительство судна-модели было в основном закончено, а в марте Никонов лично доложил об этом Государю, но испытания задержались и прошли гораздо поздней.

Чем богат подводный флот Российской Федерации на сегодняшний день?

Уже более столетия наша страна активно строит субмарины, совершенствует проекты для получения улучшенных, более тихих и мощных подлодок. Однако распад СССР негативно сказался на флоте. Долгое время не было пополнений, многие судна находятся в ремонте или считаются устаревшими. Сколько подводных лодок в России сейчас? Как обстоят дела с составом ВМФ? Мы затронем не только эти вопросы, но и историю развития нашего флота, а также сравним его с американским.

В состав ВМФ входят не только подводные лодки. Они относятся только к одной структурной единице – подводным силам. Также сюда относятся береговые войска, надводные силы, морская авиация. Флот разделен на 5 частей в зависимости от моря: северный, тихоокеанский, черноморский, каспийский и балтийский.

Типы подводных лодок ВМФ СССР и России

На данный момент страну охраняет 2 типа субмарин: дизель-электрические (многоцелевые или специальные) и атомные. Они оснащены крылатыми либо баллистическими ракетами. Атомные делятся на торпедные, многоцелевые и специального назначения. В зависимости от атомного реактора были водо-водяными, жидкометаллическими и модульными с мощностью 600 кВт.

Статья в тему:  Как посадить овцу в лодку

В СССР построили 1 парогазотурбинную, но после аварии ее не восстановили и более такие модели не строили.

Количество подводных лодок в России

Согласно официальной информации Минобороны РФ, численность субмарин в ВМФ – 62, из них атомных подлодок с баллистическими ракетами – 10, крылатыми – 9, общего назначения – 14, а неатомных – 22. Согласно рейтингу The National Interest, это соответствует третьему месту. По факту в состоянии боевой готовности находится меньше 50%, остальные находятся в резерве, на ремонте либо ожидают его. Последняя группа субмарин может и не вернуться в строй.

Классификация подводных лодок России по поколениям

Понятие «поколение» появилось после начала строительства атомных подлодок. Нормативно классификация не закреплена.

Первое поколение приходится на период с 1945 по 1960 года, когда использовались наработки Германии. В это время на субмаринах появились гидроакустика и радиолокация. Форма корпуса преимущественно затачивалась под надводный ход, а устанавливаемые атомные двигатели имели недоработки, следовательно, были небезопасными с малым сроком между перезарядками (всего 5 лет). В неатомных видах использовали в основном дизель-электрические установки, также в ряде стран строились воздухонезависимые дизельные и парогазовые модели.

Второе поколение ядерных подводных лодок России охватывает период с 1960 по 1975 года. Отличительными чертами стали:

  • Корпус имел оптимальную форму для подводного хода, что способствовало увеличению скорости до 25-30, а в некоторых моделях и до 40 узлов.
  • Новая гидроакустическая система вызвала увеличение размера носовой оконечности.
  • Отказ от торпедных аппаратов на корме благодаря торпедам с самонаведением.
  • Улучшенные модели атомных реакторов с большей надежностью и уровнем безопасности, а также сроком службы реактора до 10 лет.
  • Снижение шума работы механизмов.
Статья в тему:  Сколько весит лодочный мотор ямаха 80

Третье поколение приходится на период с 1970 по 1990 года. Отличительными чертами стали: увеличение водоизмещения, улучшенное вооружение и повышение обитаемости. Впервые устанавливалось оборудование для РЭБ. Изготавливался корпус из спец.сплавов (в СССР – на основе титана). Ярким представителем является атомная стратегическая подлодка РФ – проект 941 «Акула».

Разработка лодок четвертого поколения начала в 1978. Построенные многоцелевые атомные субмарины были более тихими за счет установки гребных винтов в кольцевых насадках либо водометных двигателей. В некоторых моделях применялись усовершенствованные звукопоглощающие покрытия. Были и иные меры, направленные на шумоподавление. Представителем можно считать крейсер «Князь Владимир», о котором мы говорили в статье «В России появилась новая подлодка».

Разработка субмарин пятого поколения начато в 2014 году. Сколько атомных подводных лодок у России сейчас на стадии проекта? Всего лишь два варианта атомной лодки «Хаски», ее проект имеет номер 545 и шифр «Лайка-ВМФ». Также ведется работа над созданием неатомных субмарин 5-го поколения под названием «Калина». Запуск серийного производства периодически менялся. Сначала озвучивалось, что он начнется не ранее 2030 года. В 2016 срок передвинули на 2020 год, в 2017 – на 2023. Получатель новой субмарины – ВМФ России.

Список подводных лодок России при царе

В 1902 построена первая субмарина «Петр Кошка». Предназначалась для диверсионных миссий в гаванях. В 1904 построили бензо-электрическую полноценную подводную лодку «Дельфин», снятую с баланса в 1017.

Статья в тему:  Как пишется правильно слово лодка

За период 1904-1908 выпущены субмарины:

  • «Касатка»;
  • «Сом»;
  • «Осетр»;
  • «Карп»;
  • «Кета».

Позднее построены «Кайма», «Акула», «Почтовый» и иные. «Барс» – это последняя разработка подлодки при царе.

Подводные лодки СССР

После революции 1-м проект – 2-корпусной «Декабрист» с 8 торпедными аппаратами и 2 орудиями, рассчитанный на 47 человек экипажа. К началу Великой Отечественной в составе ВМФ насчитывалось 212 лодок. Во время войны их задачами были:

  • уничтожение судов врага;
  • разведывательные мероприятия;
  • установка минных заграждений;
  • транспортировка людей и топлива.

За период 1941-1945 23 судна получило орден Красного знамени, 12 признано гвардейскими, 4 краснознаменными.

Самая результативная – С-56, строительство которой начато в 1936. Это первая подлодка СССР, которая совершила кругосветное плавание за 67 дней. При этом успешно отразив 3 атаки врагов.

Введены во флот с 1980 года лодки из проекта «Акула»: «Дмитрий Донской» (1981), «Архангельск» и «Северсталь» (1987 и 1989, но сейчас на консервации). Также из «Кальмаров» «Подольск» (1979), «Святой Георгий Победоносец» (1980), «Рязань» (1982, но сейчас на ремонте). Из «Дельфинов» в составе «Верхотурье» (1984), «Екатеринбург» (1985), «Тула» (1987, в ремонте), «Брянск» (1988), «Карелия» и «Новомосковск» (1989 и 1990). Из «Антеев» на ремонте «Иркутск» (1988), в боевой готовности «Воронеж» и «Смоленск» (1989 и 1990).

Названия современных подводных лодок России

Всего реализуется 2 проекта. Первый – 955 «Борей». Подлодки заменили 667 БДР «Кальмары». Являются частью госпрограммы стратегической обороны. В рамках проекта выпущены:

  • «Юрий Долгорукий», год вступления во флот – 2012;
  • «Александр Невский» – 2013;
  • «Владимир Мономах» – 2014;
  • «Князь Владимир», начало строительства – 2012;
  • «Князь Олег» – 2014;
  • «Генералиссимус Суворов» – 2014.
Статья в тему:  Сколько проработал могильщик на кладбище трое в лодке не считая собаки

Второй проект – судна с крылатыми ракетами 885 «Ясень». Строятся по индивидуальному заказу, т.к., несмотря на лучшие характеристики по сравнению с «Бореем», стоят в 2 р. дороже. Представители:

  • К-560 «Северодвинск», числится на балансе с 2013;
  • К-561 «Казань», начато ее строительство в 2009;
  • К-573 «Новосибирск» – 2013;
  • К-173 «Красноярск» – 2014.

Сравнение с подводным флотом США

По развитости ВМФ обе страны равны, по атакующему потенциалу Америка нас превосходит. Если сравнивать, сколько подводных лодок в России и США, то 62 против 72, следовательно, мы проигрываем. С другой стороны, наш флот постоянно пополняется новыми судами, и ведутся разработки новых моделей. Об Америке этого не скажешь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: