2 просмотров

Какие бывают моторные лодки

Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение

Моторная лодка — это небольшое судно, отличительной особенностью конструкции которого выступает подвесной мотор. Эти плавсредства благодаря своей практичности получили широкое распространение. Они удобны для охоты, рыбалки, патрулирования водоемов, проведения спасательных операций, для спортивных состязаний, увеселительных мероприятий, туризма, служебных целей, гражданских и грузовых перевозок.

Моторная лодка — история создания

Водная стихия с древних времен представляла интерес для человека. По рекам кочевники передвигались и переправляли свой багаж, а в глубине вод водилась рыба, которая использовалась для пропитания. И для всего этого необходимо было плавательное средство.

Первым изделием такого рода стал плот. Заметив, что дерево не тонет в воде, человек соорудил плот, связав стволы между собой. Для перемещения на плоту использовался шест, а на глубине — так называемые гребные доски, вскоре получившие форму весла.

Первые лодки представляли собой выдолбленные внутри стволы деревьев. Процесс их изготовления был очень длительным и трудоемким, поэтому вскоре люди научились делать лодки из древесной коры, которые потом обмазывали смолой. В северных районах, где отсутствовала подходящая растительность, для изготовления лодок использовали шкуры животных.

Через много лет стремление человека не зависеть от течения и направления ветра, а также от необходимости постоянно грести, чтобы придать судну необходимую скорость, привело к первым попыткам оснастить гребную лодку паровым или бензиновым двигателем. В начале 19 в был изобретен подвесной мотор. Его сконструировал американец Ол Эвенруд. С 1905 г в Соединенных Штатах мотолодки с подвесным двигателем поступили в серийное производство. А с течением времени моторная лодка распространилась по всему миру и стала привычным плавательным средством, надежным и удобным, используемым повсеместно и для разных целей.

Статья в тему:  Как сделать трал на лодку

Конструкция судна

Моторная лодка достигает в длину 5 метров. Ее корпус либо не имеет палубы, либо является частично запалубленным. Во втором случае открытая часть кокпита занимает большую часть длины корпуса, а закрытая предназначается для погрузки снаряжения, вещей, продуктов питания и пр.

На бортах плавательного средства устанавливаются уключины для весел. Гребля веслами осуществляется в случае неисправности мотора, а также по желанию пассажиров для медленного и спокойного движения.

Место, где мотор монтируется на лодку, носит название транец. Это плоская вертикальная стенка на корме лодки. Транец поднимается над водой на 30-50 см и продолжается под воду на 10-20 см. Его ширина варьирует с учетом класса и ширины лодки (от 30 см до 1 м). На метровый транец иногда устанавливаются два мотора и соединяются тягами. По бокам транца имеются сиденья для члена экипажа, управляющего судном. Большие плавсредства имеют дистанционное управление, которое расположено в носовой части.

Мотор устанавливается на транец и фиксируется при помощи скоб и винтов. Параметры двигателей и способы управления ими унифицированы, поэтому можно установить на любую лодку практически любой движок. Гребные винты в конструкции двигателя легко снимаются и меняются при поломке или при необходимости изменить параметры скорости или тяги.

Типы лодочных моторов

Моторная лодка может оснащаться одним из двух типов двигателей: бензиновым (ДВС) либо электрическим.

Статья в тему:  Как получить разрешение на управление моторной лодкой

Электрический движок легче, бесшумнее, проще по конструкции и в эксплуатации, а также значительно дешевле. При этом мощность их невелика — до 50 л.с. Для большей мощности понадобилось бы комплектовать моторы слишком большими аккумуляторами. Еще одним недостатком электромотора выступает ограниченность времени плавания, поскольку любой аккумулятор имеет определенную емкость.

Такие двигатели рекомендуется применять там, где нежелателен шум либо прямо запрещены бензиновые моторы из соображений экологии.

Мощность бензиновых двигателей намного больше, а длительность путешествия на лодке с ДВС-мотором намного больше, особенно при наличии запаса горючего. Судна на бензине могут выходить в режим глиссирования, соответственно, топливо расходуется экономнее. Но такие движки по массе значительно превышают электрические, поэтому их устанавливают на тяжелые судна.

Виды моторных лодок
Основных типов мотолодок несколько:
  • Хозяйственные и транспортные.
  • Глиссирующие туристические.
  • Надувные.
  • Спортивные.
Хозяйственные и транспортные мотолодки

Это водоизмещающие судна с большим объемом и грузоподъемностью, применяемые для переправы людей и грузов на короткие дистанции, для навигации по водоемам, для рыбалки. От них не требуется высоких скоростей, поэтому лодки оснащают подвесными моторами малой мощности с гребными винтами. Допускается установка и стационарных двигателей внутри корпуса. Материалом изготовления является дерево или сталь.

Глиссирующие туристические лодки

Эта моторная лодка довольно объемная, способна перевозить крупный груз и становиться в глиссирующий режим за счет формы корпуса и установки мощного подвесного двигателя. Это плавсредство подходит для транспортировки людей, багажа, оборудования, а также для затяжных турпоходов. Для комфорта в конструкции судна предусмотрены багажные отсеки, ветровые стекла и тенты. Корпус выполнен из сплавов алюминия, что придает маленький вес.

Статья в тему:  Как работает туалет в подводной лодке

Глиссирующие разъездные мотолодки

Это разновидность туристической лодки, отличающаяся малым весом и размером. Их используют для плавания небольшими группами без багажа на короткие дистанции. Помимо туристических мероприятий, такая лодка годится для обслуживания больших кораблей и земснарядов, для охоты и рыбалки.

Надувные резиновые лодки
Сегодня надувные лодки с подвесными моторами пользуются большим спросом. Их неоспоримые достоинства — это:
  • Небольшая масса.
  • Компактность.
  • Простота транспортировки в сдутом виде.
  • Возможность хранения дома.
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Высокая проходимость.
  • Безопасность в использовании.

Надувная моторная лодка проста по своей конструкции. Она состоит из цилиндрической камеры, изготовленной из прорезиненной ткани путем склеивания или сшивания, которая наполняется воздухом. Для пошива камеры применяют синтетические материалы. Основу изготавливают из нейлона или капрона, а сверху покрывают неопреном или хайполоном, устойчивыми к трению и другим внешним воздействиям.

Форма камеры может быть трех видов:
  1. U-образная, или «подкова» (для моторных плавсредств с мощным двигателем, движущихся в глиссирующем режиме).
  2. О-образная замкнутая (такая форма применяется для небольших двух- или трехместных лодок с тихим ходом).
  3. В виде двух отдельных цилиндрических поплавков с общим днищем и декой в носу (для суден с моторами мощностью более 10 л.с.).

Кроме того, в устройстве лодки имеется жесткий транец для установки подвесного двигателя. Также отличительным атрибутом некоторых быстроходных надувных плавательных средств является козырек для защиты пассажиров от брызг.

Статья в тему:  Как управлять лодкой с веслами

Резиновые лодки имеют довольно широкую сферу применения. Они подходят для туристического отдыха, особенно, если к месту сбора приходится добираться на автомобиле, для охоты и рыбалки, а также для поисковых и спасательных мероприятий. В нашей стране такое плавсредство — практически символ активного образа жизни.

Спортивные мотолодки

Необходимы для тренировок и состязаний в водно-моторных спортивных дисциплинах. Особенности их конструкции — малые габариты, особая форма корпуса и минимальный вес, что обеспечивает лодке высокие скоростные характеристики. Каждая спортивная моторная лодка на соревнованиях относится к определенному классу и должна соответствовать установленным техническим требованиям. Поэтому при их конструировании и оснащении ориентируются на регламент водно-моторного спорта.

Достоинства и недостатки моторных лодок

Моторная лодка, как и любое изделие, имеет свои преимущества и недостатки.

Как выбрать лодку ПВХ: советы от профи

Сезон рыбалки и путешествий вот-вот начнется, а значит для тех, кто еще не обзавелся собственным плавсредством, но подумывал об этом, самое время присмотреть подходящую модель. Мы расскажем, как выбрать лодку ПВХ и на что обратить внимание при покупке.

фото: компании-производители, Андрей Киреев, azimutboat.ru

Если автомобиль является средством для передвижения по дорогам и чуть-чуть без них, то надувная лодка является незаменимым транспортом для свободного передвижения по водным просторам отечественных рек и немножко морей. Отдыхать у реки и не иметь возможности путешествовать по ней — все равно, что быть у моря и не купаться в нем. Хождение по рекам в крови у россиян и, конечно же, мы испытываем от этого процесса особое удовольствие. А рыбалка на лодке и вовсе ни с чем несравнима. Поэтому, если вы часто бываете на реках — будь то обычный семейный отдых, коллективные походы или рыбалка, то надувная лодка сделает ваше путешествие незабываемым.

Статья в тему:  Какая гитара лучше кремона или ямаха

Что лучше: резиновая надувная лодка или ПВХ

Резиновые надувные лодки производились с давних времен и пользовались у рыбаков огромной популярностью. Главное их преимущество — это невысокая цена, компактность в сложенном состоянии и небольшой вес. Например, популярная до сих пор симметричная лодка Уфимка 22 в сложенном состоянии помещается в обычный походный рюкзак и весит около 16 кг. Кроме того, такая лодка неприхотлива в использовании, в том числе при минусовой температуре воздуха, ее трудно повредить и она достаточно долговечна, при условии соблюдения правил хранения резиновых лодок.

Но со временем резина все же начинает преть, трескаться, а клееные швы отслаиваются, что сказывается на герметичности баллонов и особенно приклеенного дна. Тщательная просушка перед длительным хранением, использования талька и другие предосторожности создают неудобства для простых пользователей. Кроме того, из-за высокой упругости на такие лодки сложно ставить моторы, т.к. последние создают приличную нагрузку на конструкцию, из-за чего лодка сильно деформируется.

Но и у ПВХ лодок есть серьезные минусы, которые стоит учесть при выборе такого плавсредства. Первое, на что стоит обратить внимание — это большой вес лодки и ее габариты в сложенном состоянии. Например ПВХ-лодка длиной 320 см с плотностью ткани 850-900 г/м2 в комплекте весит от 35 кг, а более длинные и мощные экземпляры могут весить 50 кг и выше. При этом, сложенный комплект по объему займет практически весь багажник среднестатистического легкового автомобиля.

Статья в тему:  Какой клей для приклеивания транца в лодках пвх

Поэтому, перед покупкой вместительной лодки на всю семью или рыболовную компанию стоит просчитать, как и с кем вы ее будете переносить, на чем перевозить и где хранить.

Какую длину лодки ПВХ выбрать

В первую очередь стоит определиться с размером. А он напрямую зависит не только от величины вашего семейства (или компании), но и выделенного бюджета на лодку. Ведь, чем больше длина, тем выше цена на плавсредство. Кроме того, если вы не планируете использовать мотор, то имеет смысл выбрать гребную лодку. Для крепления мотора желательно рассматривать только варианты со стационарным транцем.

Какая плотность ткани должна быть

От того, какая плотность ткани использована для формирования баллонов и днища лодки, зависит безопасность и надежность вашего путешествия. Материал с малой плотностью ПВХ примерно в 650-750 г/м2 дает хорошее преимущество в весе (примерно на 30%), но одновременно повышается риск разрыва баллонов при больших давлениях и повреждениях поверхности. Такие лодки можно спокойно выбирать для одиночных рыбалок без сильных нагрузок со стороны транца и двигателя.

Однако сразу стоит предупредить, что в отечественных супермаркетах часто продают китайские лодки ПВХ с неармированным очень тонким материалом, который по структуре похож на детский надувной круг. Они имеют достаточно хорошую грузоподъемность, но весьма ненадежны, т.к. не способны выдержать высокое давление и чувствительны к порезам и проколам.

Статья в тему:  Как выпрыгнуть из лодки геншин

Если вы планируете использовать лодку вдвоем и с достаточно мощным мотором, то желательно выбирать ткань баллонов 850-950 г/м2. Можно и выше, но это рационально только для больших лодок от 350 мм и для мощных моторов. Вес таких моделей составит далеко за 60 кг.

Лодка

Лодка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Виды лодок
    • 2.1 Лодки из дерева
    • 2.2 Надувные лодки
    • 2.3 Лодки из металла
    • 2.4 Лодки из пластика
    • 2.5 Лодки комбинированные
  • 3 Особенности конструкции
  • 4 Основные характеристики
  • 5 Эксплуатация и хранение
  • 6 Правила регистрации лодок
  • 7 Видео
  • 8 См. также
  • 9 Источники

История

Средства для передвижения по воде создавались людьми и в самые отдаленные времена, причем выполнялись они из тех материалов, которые на тот момент человек мог обработать и приспособить. Самые простейшие лодки изготавливали из тростника или папируса, совершая плавание на них не только по рекам и озерам, но при наличии паруса и по морям. Позднее люди научились выдалбливать плавучие средства из ствола дерева, используя для этого дуб или ливанский кедр. Изготавливали их и из надутых воздухом шкур животных, и из кожи на костяном или деревянном каркасе. Основным условием для лодки тех времен была ее способность не тонуть. И только несколько веков спустя люди стали приспосабливать плавучие средства для рыбалки.

Статья в тему:  Что значит когда снится лодка

Эволюция таких лодок также развивалась в зависимости от материалов, которые человек научился обрабатывать в то или иное время. Конструкция плавучих средств становилась сложнее, а для их постройки применялись более усовершенствованные материалы. Долбленые и сколоченные из досок лодки сменили скрепленные между собой баллоны, накачанные воздухом. Именно они стали прототипом надувных конструкций, которые совершили настоящий переворот в маломерной рыболовной отрасли. Конечно, те далекие предки кардинально отличались от современных лодок из ПВХ: сегодня эта продукция значительно привлекательнее по внешнему виду, имеет лучшие эксплуатационные качества и гораздо надежнее.

С середины XX-го века началось массовое производство металлических лодок, и любители рыбной ловли смогли приобретать в свое пользование пусть небольшое, но настоящее судно, которое наилучшим образом было приспособлено для удачной рыбалки. Такие модели маломерных судов из металла, как «Казанка» и «Воронеж» тысячами появились на водоемах и стали новой вехой в развитии технологий для рыболовства.

Открытие материалов из полимера привело к тому, что на поток был поставлен выпуск пластиковых лодок. Позже в продаже появились специальные маломерные суда, которые оснащались приспособлениями, необходимыми для рыбалки: устанавливались отдельные рундуки для складирования пойманной рыбы и перевозки, хранения живцов, а также крепления для снастей.

Виды лодок

Современные лодки, предназначенные для любительской ловли, подразделяются на несколько видов.

Лодки из дерева

Относятся к самым древним плавучим средствам, при изготовлении которых мало что изменилось за прошедшие столетия. Рыболовы-умельцы при строительстве лодок используют фанеру или специальным образом подготовленные оструганные доски, такие конструкции достаточно крепкие и надежные и служат хозяевам не одно десятилетие.

Статья в тему:  Чем покрасить лодку из амг

В каждом регионе существуют свои традиции изготовления деревянных лодок, именно этим и обусловлено обилие разнообразных моделей. Ведь каждый рыболов-любитель стремится приспособить свое творение под местные условия ловли.

По сей день деревянные лодки являются одним из основных атрибутов многих любителей рыбалки, проживающих в сельской местности, и тех, чей населенный пункт расположен рядом с большим водоемом.

Надувные лодки

Эластичная резина, из которой начали изготавливать надувные лодки, появилась в 19-м веке, ее прототипом стала водонепроницаемая ткань, пропитанная соком каучукового дерева, произраставшего в Южной Америке.

Создаваемые в течение долгих лет маломерные суда для рыбалки из прорезиненной ткани, были очень тяжелыми и недолговечными, но в прошлом веке обладатели настоящих переносных лодок среди рыболовов-любителей считались счастливчиками и становились кумирами.

С течением времени изменялись и совершенствовались материалы и технология их изготовления: появились ткани из ПВХ (поливинилхлорида) и методы их сваривания. Это привело к тому, что лодки из этого новейшего материала стали основным атрибутом в арсенале рыболовов и постепенно вытеснили другие виды маломерных судов. Плавучие надувные средства из ПВХ имеют устойчивое днище, а оснащенные мощным мотором, значительно превосходят по своим эксплуатационным характеристикам лодки пластиковые и металлические. Сейчас они широко используются не только рыболовами и охотниками, но служат и патрульными, спасательными средствами.

Лодки из металла

За последние годы популярность лодок, производимых промышленностью из алюминия, дюралюминия и стали, то взлетала на недосягаемую высоту, то наблюдался ее резкий спад. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что на рынке плавучих средств появлялись суда из других инновационных материалов, что и приводило к значительному снижению продаж металлических лодок.

Статья в тему:  Как увеличить мощность лодочного мотора хайди 5 л с

Маломерные суда для рыболовства из алюминия и его сплавов обладают сравнительно небольшим весом и удобством при транспортировке, они не требуют особого ухода и несложны в ремонте. При правильной и грамотной эксплуатации такие лодки способны прослужить не один десяток лет.

Но у них имеется один существенный недостаток в виде «гремучести», так как даже при малой волне вода, бьющаяся о борт лодки способна отпугнуть рыбу на несколько метров. Хотя в последнее время конструкторы стараются устранить эти отрицательные качества, и им это удается, примером может служить все та же знаменитая «Казанка». К тому же металлические лодки имеют достаточно высокую цену, поскольку при их изготовлении используются довольно сложные и трудоемкие технологии производства.

Лодки из пластика

Плавучие средства из полимеров выпускаются современной промышленностью в широчайшем ассортименте и имеют многочисленные достоинства:

  • Материал, из которого изготовлен корпус, не гниет и не подвергается воздействию коррозии даже в соленой воде;
  • Непотопляемость. Даже если такую лодку заполнить водой, она не утонет, поскольку в корпусе предусмотрены пустоты, удерживающие ее на плаву при любых условиях;
  • Сравнительно невысокая стоимость;
  • Хорошая проходимость. Пластик позволяет производить лодки, имеющие различную форму и конфигурацию дна. Судно с плоским дном способно беспрепятственно передвигаться по мелководью и местам, заросшими водорослями.

Однако и у пластиковых лодок имеются минусы – это большой вес, который не уступает массе металлических аналогов, и недолговечность. Корпус из пластика довольно быстро приходит в негодность, особенно при частых ударах о твердую поверхность, причем самостоятельно такую модель починить вряд ли удастся.

Статья в тему:  Что значит когда снится лодка

Лодки комбинированные

Сейчас на водоемах все чаще появляются небольшие рыболовные лодки, для постройки которых применяются разные виды материалов, например, комбинируются полимеры и деревянные элементы.

Наиболее популярными стали средства, в создании которых используется влагостойкая фанера, обычно бакелизированная, с покрытием из стеклоткани с эпоксидными наполнителями. Такие лодки обычно строят народные умельцы-любители рыбной ловли, хотя и промышленность выпускает аналогичные модели.

Комбинированное маломерное судно обладает чрезвычайной легкостью, надежностью при эксплуатации, непотопляемостью, благодаря вкладкам из пенопласта, и долговечностью.

Простота изготовления и пластичность материалов позволяет рыболову создавать уникальные лодки, которые полностью приспособлены для рыбалки и отвечают его собственным запросам. К минусам комбинированных образцов можно отнести хрупкость корпуса.

Особенности конструкции

По бокам (бортам) большинства лодок имеются уключины для вёсел, что позволяет совершать медленные (или бесшумные) перемещения, а также двигаться в случае отказа мотора.

Место крепления мотора к лодке — транец — представляет из себя плоскую вертикальную стенку (борт) толщиной 1—3 см в задней части (корме) судна, высотой около 30—50 см над поверхностью воды и 10—20 см под водой. Ширина транца в зависимости от класса и ширины судна составляет от 30—50 см до 1 метра, на широкий транец большой лодки можно установить одновременно два мотора (соединив их тягами для синхронного управления или управляя одновременно правой и левой руками). Возле транца справа и слева предусмотрены сиденья для водителя (рулевого). На больших лодках дистанционное управление может быть выведено в переднюю часть судна.

Статья в тему:  Как управлять лодкой с веслами

Лодочный мотор «надевается» сверху скобами крепления на транц и закрепляется (прижимается) винтами аналогично струбцине. Размеры моторов (по крайней мере одного класса мощности) и их управление практически стандартизованы, так что большинство лодок и моторов совместимы.

Основные характеристики

  • Грузоподъемность лодки – определенный вес на транспортировку которого рассчитана лодка. На грузоподъемность влияют транспортировочные свойства, габариты и вместимость.
  • Пассажировместимость лодок основывается на грузоподъемности. К примеру, лодка грузоподъемностью 120 кг предназначена для одного человека, а грузоподъемности в 500 кг хватит для четырех-пяти человек. Естественно, что в четырехместную лодку, при большом желании, можно поместить и восемь человек, но в плане удобства и безопасности это категорически не рекомендуется.

Эксплуатация и хранение

Для того чтобы лодка не поцарапалась и не вышла из строя, ее следует переносить в поднятом положении, не волоча изделие по земле. Лучше для этих целей использовать тележку на колесиках.

На морозе материал может затвердеть, поэтому в холодную погоду следует проявлять особое внимание к устранению факторов, способных навредить лодке. Хранить изделие следует в подвешенном состоянии, дабы его не испортили крысы или мыши.

Если вдруг произошла аварийная ситуация, ремонт лодок допустимо совершать на месте, следуя четким рекомендациям производителя. Если же ситуация более серьезная, то придется обратиться в мастерскую, дабы ремонт был выполнен максимально качественно. Грязь и песок приводят к преждевременному выходу из строя лодки.

Статья в тему:  Чем покрасить лодку из амг

Поэтому после каждого использования лодки ее элементы следует тщательно вымыть водой. Лучше собирать и разбирать элементы изделия на плотном куске полиэтилена.

Правила регистрации лодок

Согласно Федерального закона Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». К маломерным судам относятся: катамараны, гидроциклы, байдарки, катера, яхты, моторные и гребные лодки.

Регистрации не подлежат:

  • надувные безмоторные лодки массой до 200 килограммов включительно;
  • моторные лодки массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10,88 л.с.) включительно.

В 2014 году отменено получение прав на моторы от 5 л.с. Если мощность двигателя маломерного судна превышает 8 кВт (10,88 л.с.) необходимо иметь удостоверение на право управления маломерным судном.

При приобретении маломерного судна владелец обязан зарегистрировать его в течение 10 дней со дня покупки. Стоит отметить, что в ГИМС обращают внимание на мощность в киловаттах, которая указана в паспорте мотора!

Необходимые документы:

  • документы на судно (договор купли-продажи, дарения или генеральная доверенность, товарный чек (накладная);
  • технический паспорт на судно;
  • технический паспорт на мотор (если есть);
  • регистрационная карточка-заявление;
  • удостоверение личности владельца;
  • квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию и выдачу судового билета.

Процедура регистрации

  • Необходимо привезти лодку и мотор на осмотр в ГИМС. Лодка для осмотра должна быть надута.
  • Инспектор составляет Акт осмотра.
  • Заявление на регистрацию вместе с копиями документов о покупке передаются инспектору.
  • Через одну – три недели получаете судовой билет.
  • Необходимо нанести на корпус лодки бортовые номера.
Статья в тему:  Как работает туалет в подводной лодке

Видео

Как выбрать лодку: важные характеристики и полезные рекомендации

От правильного выбора лодки будет зависеть не только возможность использовать ее на тех водоемах, где вы проводите большую часть времени, но также комфорт и безопасность. Будет неприятно обнаружить, что в новое судно не помещаются все рыболовные снасти или оно слишком мало для семьи.

Помимо оценки технических характеристик, не менее важно проанализировать качество товара непосредственно перед покупкой. В статье мы расскажем, на какие критерии необходимо обращать самое пристальное внимание, и предложим наиболее популярные модели лодок.

Разновидности лодок

Все приводимые в данном материале лодки условно делятся на гребные и моторные. Обе группы имеют свои преимущества и слабые стороны. Изучим их детально.

Гребные лодки отличаются малой вместимостью, однако в них удобно на небольшой глубине в малых водоемах с невысокой проходимостью. Управление осуществляется при помощи весел.

Преимущества гребных лодок:

  • Ценовая доступность.
  • Легкость в транспортировке.
  • Возможность доукомплектации.
  • Небольшой вес.
  • Удобство при спуске на воду.
  • Небольшая грузоподъемность.
  • Отсутствие транца и киля.
  • Невысокая устойчивость.

Моторные лодки бывают разных размеров, за счет чего можно подобрать такую модель, в которой уместятся все пассажиры. Устойчивость и плавучесть судну придают надувные баллоны, а при помощи устанавливаемого на транец двигателя увеличивается скорость.

Фото: Shutterstock

Моторная лодка – оптимальный вариант для организации мероприятий на открытой воде, когда планируется нахождение в большом водоеме или даже в море.

  • Большая скорость перемещения.
  • Жесткость и устойчивость конструкции.
  • Прочное дно с килем.
  • Каркас из независимых надувных отсеков.
  • Возможность установки двигателя желаемой мощности.
  • Высокая цена.
  • Большой вес.
  • Сложность сборки.
Статья в тему:  Как сделать трал на лодку

Существует промежуточный вариант – моторно-гребные лодки, объединяющие в себе все лучшее от двух типов. Они имеют более округлую форму и выбор вариантов управления. При необходимости можно перейти на тихое перемещение при помощи весел или запустить двигатель, монтируемый на навесной транец, чтобы быстро добраться до нужного места. Являются комфортным вариантом для охотников и рыболовов.

Выбор лодки по количеству пассажиров

Начнем обзор с серии малогабаритных лодок для рыбалки. Как правило, это небольшие варианты без двигателя. Если же мотор есть, то слабый, до 3 л.с., на электричестве или бензине. Рассматривать такие модели стоит в зависимости от типа привычных вам водоемов, поскольку они оптимальны на небыстрых реках и небольших озерах.

Диаметр надувного баллона в этих лодках увеличен до 31 см. Сами модели легкие, удобные и небольшие, подходят для рыбалок в малых водоемах.

Серию лодок с маломощными двигателями открывают модели с диаметром баллонов до 36 см. В них уже можно размещать от одного до трех пассажиров и заплывать в водохранилища. Лодки также оснащены веслами для гребли.

С диаметром баллона 36 см и подобным мотором также есть и одноместные модели.

Наиболее востребованы размеры двухместных вариантов на 240/260/280 см.

Однако габаритам лодки не нужно уделять много внимания. Выбор длины обусловливается количеством пассажиров. При одиночном плавании удобно перемещаться на лодке длиной 240 см.

Статья в тему:  Какой клей для приклеивания транца в лодках пвх

Фото: Shutterstock

Если же вы регулярно берете пассажиров или рыбачите вдвоем, то больше подойдет модель на 260 см или даже 280 см. Рекомендуется выбирать большую длину, поскольку в цене разница небольшая, а удобство очевидно.

На троих и для большего комфорта отлично подойдет лодка длиной 3 м. У нее увеличенные баллоны – до 40 см, что позволяет с удобством как отдыхать, так и рыбачить.

Вес, размеры и грузоподъемность лодки

Несмотря на то, что сами по себе надувные лодки достаточно компактны и удобны в транспортировке в сложенном состоянии, между собой они все равно разнятся по весу и габаритам. Это, в свою очередь, влияет на способ доставки их на место:

  • ПВХ-изделия общим весом до 15 кг и размерами 100*45*35 см можно переносить в руках.
  • Лодки весом до 36 кг и размерами 130*55*30 см пригодны для перевозки в багажнике седана.
  • Габаритные модели весом до 80 кг и больше, а также размерами 170*55*45 см рекомендуется перевозить внутри, только если у вас есть универсал с убирающимися сидениями, либо закреплять их на крыше машины.

Об этом тоже стоит подумать перед тем, как выбрать лодку ПВХ:

  • Малогабаритные варианты с грузоподъемностью до 220 кг оптимальны для рыболовства на речках и ставках. Легко выдержат двоих, включая вещи и улов.
  • Модели 250–300 кг используются для полноценной охоты на дичь (утки и пр.) в течение дня.
  • Лодки с грузовой вместимостью до 400 кг и больше рассчитаны на частые плавания с большим количеством вещей.
Статья в тему:  Какая гитара лучше кремона или ямаха

Тип днища лодки

Перейдем к рассмотрению такого немаловажного параметра, как днище:

  • Мягкое. И лодка, и дно выполнены из одного материала. Такой формат применим к гребным сериям, в которых важны небольшая цена и удобство транспортировки. При желании на дне можно закрепить фанерный лист, чтобы рыбачить стоя.
  • Надувное. Удобно для рыбалки на мелководье. Благодаря ему лодка имеет минимальную осадку и не пропускает холод водоема.
  • Жестко-плоское. Используется в безкилевых сериях с моторами мощностью до 3,6 л.с. Дно представляет собой плоский фанерный настил, двухсторонняя гладкость которого позволяет ровно скользить по воде и без проблем удерживаться на ногах. Обеспечивает твердость всему каркасу.
  • Жесткое с надувным килем. Необходимо в лодках с моторами мощностью от 5 л.с. для придания им маневренности во время движения и уменьшения сопротивления, что сказывается на скорости. Киль помогает лодке не «рыскать» и поворачивать более аккуратно.
  • НДНД или надувное дно низкого давления. Используется на лодках с двигателем на жестком транце. Надувается так же, как и баллоны, до достижения нужного давления воздуха внутри. Обладает амортизирующим свойством (смягчает удар о волну) и способно выдержать большой вес.

2 вида сидений в лодке

Определяя, какую лодку лучше выбрать для совместной рыбалки и охоты, отдыха, стоит обратить внимание на тип сидений. Они бывают жесткими и надувными и в обязательном порядке входят в базовый комплект.

Статья в тему:  Как увеличить мощность лодочного мотора хайди 5 л с

Наиболее удобны с точки зрения переноса и размещения надувные сидения. Стационарные закрепляются по бортам, а съемные размещаются по длине лодки по необходимости. И те, и другие наполняются воздухом.

Жесткие сидения устанавливаются в любом месте плавсредства и для надувных типов изготавливаются из дерева. Для удобства их оклеивают губчатым материалом или прорезиненной тканью.

Выбор лодки по ее форме

На этот параметр влияет характер использования. Так, для редких прогулок подойдет любая форма. Для рыбной ловли можно обратить внимание на ту модель, у которой корма и нос одинаковы. В такой лодке можно удить с любой стороны, не разворачиваясь, и удобно сдавать назад, находясь в зарослях.

Влияние цвета лодки на выбор

Дизайн зависит от целей использования. Для рыбалки и охоты уместны разные расцветки. Для максимального приближения к добыче подходят спокойные, песочные, зеленые тона, хаки и камуфляж.

В случае с рыбалкой имеется 2 варианта. Для мелких и спокойных водоемов подходят светлые цвета, белые или серые, серебристые. Причины:

  • Лодка меньше греется на солнце.
  • Рыба хуже видит светлые объекты.

Для рек с активным и даже бурным течением, крупных водоемов и моря уместно брать модель яркой расцветки, чтобы в случае непредвиденной ситуации она была заметна издалека. Красная, желтая, оранжевая лодка легче обнаруживается спасателями. Темную плохо видно, светлая и белая могут быть приняты за гребни волн.

Статья в тему:  Как выпрыгнуть из лодки геншин

Дополнительное оснащение лодки

Стоит обратить внимание на базовую комплектацию и возможности для ее расширения. Стандартно надувные лодки оснащаются ручками для их транспортировки (кормовые и носовые), леерами для удержания во время качки и шторма, защитной лентой, волноотбойником (располагается по периметру). Также с ними в комплекте обязательно идут защитные накладки на баллоны и киль (чтобы уберечь от царапин при перетаскивании).

В некоторых случаях для шкипера в районе весел предусмотрена дополнительная ручка, облегчающая управление мотором. Другие модели реализуются сразу с обвесом для рыбной ловли (пример – якорный рым).

Решая, какую лодку лучше выбрать, стоит уделить внимание транцу, а именно – его толщине. В норме она равна 2,8 см., однако в некоторых случаях может достигать 3,2–3,8 см. Это так называемые усиленные разновидности, более тяжелые и предназначенные для мощных двигателей.

Элементы безопасности лодки

От плотности, жесткости и прочности использованных материалов зависит надежность лодки. На воде самое главное – это безопасность. Чем больше ПВХ-слоев, тем плотнее, тяжелее, а также надежнее надувное плавсредство. В гребных лодках этот показатель варьируется в пределах 700–750 г/м², в моторных начинается от 1050 г/м².

Для современных плавсредств используют схожие по прочности и устойчивости к нагрузкам хипалон и поливинилхлорид. Количество автономных отделов определяет безопасность судна. В большинстве двух-, трехместных моделей делают до 3 таких отсеков.

Статья в тему:  Какая гитара лучше кремона или ямаха

Борта также имеют значение. Оптимально выбирать средний вариант, поскольку слишком широкие ухудшат передвижение лодки по воде, а очень узкие повышают риск попадания ее внутрь при качке или высоких волнах. Для простого судна на веслах оптимальна овальная форма, для скоростного и любого, к которому планируется поставить мотор, - U-образная.

Подходы к выбору мотора для лодки

Обращать внимание необходимо и на тип системы ДВС, и на производителя. Перед тем как выбрать мотор для лодки, следует внимательно изучить качества фирмы, ответственной за его изготовление. Известная компания отвечает за мощность и качество, обеспечивая устройство гарантией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: