11 просмотров

Какая толщина корпуса подводной лодки

Устройство подводной лодки: основные технические особенности

Отдельный класс подводных кораблей используется в следующих сферах:

  • Военная. Нанесение стратегических ядерных ударов, ведение разведки, высадка диверсионных групп. На современных атомных подводных крейсерах установлено минное, торпедное, ракетное и радиоэлектронное вооружение. Для защиты ПЛ, находящейся в надводном положении, применяются переносные зенитно-ракетные комплексы. В мирное время АПЛ могут применяться для запуска искусственных спутников Земли на низкие орбиты.
  • Научная. Исследование геомагнитного поля, а также изучение подводной флоры и фауны.
  • Туристические. Экскурсии и осмотр подводного мира на глубинах до 100 м. Туристические подлодки оснащаются широкими иллюминаторами из акрила.
  • Криминальная. Небольшие подводные корабли используются колумбийскими преступными группировками для перевозки наркотиков и иных запрещенных предметов.

Принцип работы подводной лодки заключается в следующем: погружение производится в результате наполнения водой носовых, кормовых и средних цистерн главного балласта (ЦГБ). Всплытие корабля осуществляется за счет продувания указанных емкостей сжатым воздухом. ЦГБ могут заполняться и опустошаться одновременно или по очереди.

Для срочного набора глубины может применяться специальная цистерна быстрого погружения, находящаяся в прочном корпусе. Как плавает подлодка? Корректировка курса и глубины погружения ПЛ производится при помощи специальных рулевых устройств (горизонтальных и вертикальных). Скорость движения подводного корабля регулируется частотой вращения гребного винта.

Корпус и электроэнергетическая система

Для увеличения прочности конструкции ПЛ применяются шпангоуты, стрингеры и другие усиливающие элементы. Отсеки подводной лодки разделяются переборками, увеличивающими выживаемость подводного корабля в случае взрыва, пожара или пробоины. В верхней части прочного корпуса располагается многофункциональная рубка, которая выполняет роль шлюза, спасательной камеры, дополнительного отсека и наблюдательного поста. Данный элемент конструкции увеличивает непотопляемость корабля в надводном положении. Через рубку проходят шахты перескопов, предназначенных для наблюдения за окружающей обстановкой.

Статья в тему:  Как увеличить мощность 5 сильного лодочного мотора

Большая часть современных подводных лодок снабжается комплексной электроэнергетической системой, в состав которой входит основной дизель, распределительный щит, гребной двигатель и аккумуляторная батарея. В атомных подводных лодках устанавливается реактор с водяным или жидкометаллическим теплоносителем, который генерирует энергию для работы двигателя АПЛ.

Системы безопасности и жизнеобеспечения

Воздух, необходимый для дыхания, вырабатывается электролитическими установками, которые пропускают электрический ток через морскую воду (в результате химической реакции образуется кислород и водород). Для опреснения воды, необходимой для питья и хозяйственных нужд, применяют автоматические установки с цифровыми контроллерами.

Водоотливная система состоит из центробежных и поршневых помп, а также трубопроводов и арматуры. Скорость откачивания воды составляет более 60 куб. м/ч на рабочей глубине и более 250 куб. м/ч на поверхности.

Как устроена атомная подлодка (10 фото)

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Статья в тему:  Когда подводная лодка ложится на илистое дно

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Статья в тему:  С какого числа разрешено плавать на лодке

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Статья в тему:  Как хранить лодку из пвх

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

Статья в тему:  Как в майне сделать лодку

ЛАРК К-186 «Омск» пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название «Батон» – за форму корпуса и внушительность размеров.

· ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты. К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».

Классификация корпусов ПЛ и особенности их архитектуры

Лекция № 1 Конструкция корпуса подводной лодки

Учебная цель лекции: ознакомить слушателей с особенностями конструктивного исполнения подводных лодок

Учебные вопросы лекции:

1. Классификация корпусов ПЛ и особенности их архитектуры.

2. Классификация корабельных конструкций.

3. Элементы корпуса подводной лодки.

4. Эволюция конструктивного исполнения корпусов ПЛ.

5. Примеры архитектурно-конструктивных типов ПЛ.

Литература.

1. Конспект лекции.

2. Презентация лекции.

Классификация корпусов ПЛ и особенности их архитектуры.

Конструкция корпуса подводных лодок имеет специфические особенности, обусловленные плаванием подводных лодок в воде на значительных глубинах, оказывающих большое давление на корпус.
Основными расчетными параметрами подводных лодок принимают:

а) рабочую, или оперативную, глубину — наибольшую глубину, на которую подводные лодки погружаются при эксплуатации;

б) расчетную, или разрушающую глубину, соответствующую гидростатическому давлению, которое принимается в расчетах прочности корпусных элементов;

Статья в тему:  Как перенести слово лодка

в) испытательную, или предельную, глубину погружения. На эту глубину, несколько превышающую рабочую, подводные лодки погружаются во время проведения сдаточных испытаний;

г) прочный корпус подводных лодок рассчитывается на усталостную прочность с числом циклов «погружения—всплытия», равным 10 000— 30 000.

Отношение расчетной глубины погружения к рабочей в называется коэффициентом запаса прочности (безопасности).

Коэффициент безопасности компенсирует возможные неточности при сложных расчетах и ряд принятых допущений. Коэффициент запаса прочности выбирается таким, чтобы в случае провала в глубину на полной скорости лодка не могла бы превысить расчетную глубину погружения. При проектировании современных боевых подводных лодок коэффициент запаса прочности принимается в пределах 1,5 – 2,0.

Основными элементами конструкции ПЛ являются прочный и легкий корпус. Современные подводные корабли могут выполняться однокорпусными, полуторакорпусными, двухкорпусными и многокорпусными.

Однокорпусные: цистерны главного балласта (ЦГБ) нахо-дятся внутри прочного корпуса. Лёгкий корпус только в оконеч-ностях. Элементы набора, по-добно надводному кораблю, находятся внутри прочного корпуса.

Достоинства: экономия размеров и веса, соответственно меньшие потребные мощности главных механизмов, лучшая подводная маневренность.

Недостатки: уязвимость прочного корпуса, малый запас плавучести, необходимость выполнять ЦГБ прочными.

Двухкорпусные (ЦГБ внутри лёгкого корпуса, лёг-кий корпус полностью зак-рывает прочный): у двухкор-пусных ПЛ элементы набо-ра обычно находятся снару-жи прочного корпуса, чтобы сэкономить место внутри.
Достоинства: повышенный запас плавучести, более живучая конструкция.
Недостатки: увеличение размеров и веса, усложнение балластных систем, меньшая маневренность, в том числе при погружении и всплытии.

Статья в тему:  Как правильно обкатать двухтактный лодочный мотор

Полуторакорпусные: (ЦГБ внутри лёгкого корпуса, лёгкий корпус частично закрывает прочный).

Достоинства полуторакорпусных ПЛ: хорошая маневренность, сокращенное время погружения при достаточно высокой живучести.

Недостатки: меньший запас плавучести, необходимость помещать больше систем в прочный корпус.

Многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри одного лёгкого): такая конструкция нетипична. Известны проекты «Долфейн» (Нидерланды), имеющий три прочных корпуса внутри одного лёгкого, и проект 941 («Акула», СССР), имеющие два основных прочных корпуса и три соединяющих их отсека внутри одного лёгкого корпуса.

Основным элементом конструкции подводного корабля является его прочный корпус, представляющий собою соединение круговых цилиндров или конических колец оболочки, называемых обечайками, подкрепленных поперечными ребрами жесткости — шпангоутами. В подводном кораблестроении нашли применение также прочные корпуса с поперечными сечениями, имеющими вид овала и вертикальной или горизонтальной «восьмерки».

Шпангоуты прочного корпуса имеют в сечении вид таврового профиля и поставлены внутри или снаружи корпуса. Наружный набор улучшает условия использования внутренних объемов и выполняет одновременно роль набора легкого корпуса. Для однокорпусных конструкций обычно применяют внутренние, а для двухкорпусных — наружные шпангоуты.

Прочный корпус состоит из обшивки, набора, переборок. Обшивка в продольном сечении может иметь следующие формы:

1. Лекальная форма обводов выполняется очень редко, так как требу-

ется очень сложная технология:

2. Составная из трех участков, из которых центральный представляет

собой круговой цилиндр, а концевые – усеченные круговые кону-сы с наклонной осью:

Статья в тему:  Как подключить лодочный мотор

3. Составной корпус, состоящий из центрального кругового цилиндра

и концевых круговых конусов с прямыми осями:

4. Сочетание конических концевых участков с цилиндром и цили-

ндром с восьми образным поперечным сечением:

5. Комбинация цилиндрических и конических оболочек для ПЛ

комбинированной конструктивной формы

Переборки прочного корпуса подводной лодки выполняют следующие функции:

1. обеспечивают непроницаемость и прочность корпуса;

2. выгораживают отсеки-убежища;

3. обеспечивают надводную непотопляемость;

4. являются опорами обшивки прочного корпуса;

5. служат для лучшей организации внутреннего пространства.

Классификация переборок прочного корпуса

Легкие обеспечивают надводную непотопляемость, прочные выго-

раживают отсеки убежища, равнопрочными прочному корпусу должны быть концевые переборки.

Концевые переборки, установленные в носовой и кормовой части

прочного корпуса могут быть плоскими и сферическими. В свою очередь сферические переборки бывают выпуклыми и вогнутыми. Наружное расположение выпуклости имеет следующие свои преимущества и недостатки. К положительным относится увеличение внутреннего объема и плавучести, к отрицательным – переборка работает на сжатие, а следовательно, необходимо предусматривать меры по обеспечению ее устойчивости. У вогнутой переборки недостатком является потеря части объема, но ввиду того, что полотно переборки работает на растяжение, обеспечить ее прочность легче, чем устойчивость выпуклой сферической переборки. Отрицательным свойством вогнутой переборки является ее стремление прогнутся во внутрь, тем самым уменьшить опорный контур оболочки, за счет чего возникают изгибные деформации и соответствующие моменты и усилия. Прочные плоские переборки, которыми выгораживают отсеки – убежища, рассчитывают на глубину с которой возможно спасение экипажа.

Статья в тему:  Что такое надувные лодки пвх

Отсеки ПЛ по высоте разделяются настилами палуб на отдельные помещения. Количество настилов зависит от диаметра прочного корпуса ПЛ и размещения оборудования в отсеке. В зависимости от предъявляемых требований настилы могут быть непроницаемые и проницаемые. В районах установки судовой арматуры, трубопроводов, отдельных механизмов, и в трюмах устанавливаются съемные настилы. Непроницаемые настилы разделяют отсеки на отдельные помещения по вертикали и обеспечивают герметичность между этими помещениями только для обеспечения надводной непотопляемости.

Для сообщения между верхними и нижними помещениями в каждом настиле предусматривается, как минимум, два люка, располагаемые в носовой и кормовой частях отсека. Конструкция люка выбирается равнопрочной с конструкцией настила и должна обеспечивать герметичность.

Какая толщина корпуса подводной лодки

Прочный корпус

Прочный корпус, предназначенный для размещения экипажа, электронного и некоторого другого оборудования обитаемого подводного аппарата, является его основным конструктивным элементом. В процессе эксплуатации он подвергается воздействию огромных гидростатических давлений, влиянию перепада температур, вибрации, ударам о грунт, коррозии, воздействию микроорганизмов и т. д.

Решающее требование, определяющее выбор формы корпуса, – обеспечение минимальной массы при заданных объеме и прочности. Прочный корпус может быть сферическим, эллипсоидальным, цилиндрическим с полусферическими оконечностями или состоять из нескольких сфер, соединенных цилиндрическими переходами. Сферическая форма прочного корпуса обеспечивает минимальное соотношение его массы и объема При одинаковых водоизмещении, рабочей глубине погружения и материалах масса прочного корпуса сферической формы на 15% меньше, чем у цилиндрического. Кроме того, сферическая конструкция корпуса обладает наибольшей устойчивостью и принципиально не требует подкреплений.

Статья в тему:  Как сделать лодку из эпоксидной смолы

Конструкции, состоящие из нескольких соединенных между собой тел вращения, создаются при необходимости увеличения полезного объема для размещения экипажа и аппаратуры без значительного увеличения диаметра прочного корпуса. Как правило, в этом случае носовая сфера является отсеком управления, а остальные – энергетическим, водолазным и другими.

Прочный корпус, предназначенный для экипажа, может быть выполнен в виде модуля, способного в случае аварии отделяться от несущей рамы аппарата с остальным оборудованием и самостоятельно всплывать на поверхность. Так, прочный сферический корпус аппарата “Элвин” освобождается при аварии от несущей конструкции и легкого корпуса посредством отдачи креплений в нижней части сферы и благодаря своей положительной плавучести устремляется к поверхности. Отсоединение выполняется вручную силами экипажа из прочного корпуса посредством поворота оси механизма отдачи. Для устранения возможности заедания трущихся деталей привода механизма отдачи одна из соприкасающихся поверхностей каждой взаимодействующей пары имеет вставки из фосфористой бронзы. Отдача и аварийное всплытие прочного корпуса с экипажем предусмотрены также на аппаратах “Си Клиф” и “Тартл”.

В прочном корпусе аппарата всегда имеется ряд вырезов и отверстий различных форм и размеров. К ним относятся люки для экипажа, грузовые люки, иллюминаторы, отверстия для электрокабелей и трубопроводов, гидравлических и пневматических устройств. Повреждение этих элементов может привести к таким же критическим последствиям, как и повреждение основных конструкций прочного корпуса. При проектировании, изготовлении и эксплуатации прочного корпуса аппарата следует тщательно учитывать влияние отклонений от точной геометрии формы, концентрацию напряжений в районе вырезов и усиленных шпангоутов, герметичность уплотнений вводов.

Статья в тему:  Как в майне сделать лодку

Для обеспечения безопасности экипажа предусматривается программа испытаний прочного корпуса. Следует особо подчеркнуть, что окончательная оценка максимальной рабочей глубины погружения прочного корпуса аппарата основывается, как правило, не на анализе расчетов прочности конструкции, а именно на результатах проверочных испытаний [63].

Применение новых материалов наряду с созданием оптимальных конструкций прочных корпусов подводных аппаратов позволяет существенно увеличить рабочие глубины погружения. Для этой цели выбирают материалы, имеющие высокую удельную прочность (отношение предела текучести к плотности материала) и другие высокие характеристики, например ударную вязкость, усталостную прочность, пластичность, свариваемость, обрабатываемость, коррозионную стойкость в морской воде и т. д. Чаще всего при постройке современных аппаратов в качестве материалов для прочного корпуса используют высокопрочные стали, реже – титановые, затем алюминиевые сплавы и стеклопластики. Для большинства построенных и строящихся американских аппаратов основным конструкционным материалом являются стали марки НУ-80 и НУ-100, технология производства и обработки которых наиболее освоена. Прочные швы корпусов подвергаются стопроцентной рентгено и ультразвуковой дефектоскопии, которые позволяют выявить раковины и другие дефекты.

Корпуса некоторых аппаратов изготовляют из сплавов на основе титана с добавкой алюминия, молибдена, ванадия, хрома, марганца, железа, олова и других элементов. Они обладают плотностью 4,5 т/м 3 и в 1,8 раза большей удельной прочностью по сравнению со сталью, более низким коэффициентом линейного расширения, высокой коррозионной стойкостью и маломагнитностью. При модернизации аппарата “Элвин” его стальной сферический прочный корпус был заменен корпусом из титанового сплава, что увеличило рабочую глубину погружения до 3600 м, т. е. вдвое по сравнению с тем, что было раньше.

Статья в тему:  Как подключить лодочный мотор

Корпуса аппаратов, изготовленных из титановых сплавов, благодаря высокой удельной прочности этого материала имеют меньшую массу, чем стальные аналогичных размеров, а следовательно, позволяют нести большую полезную нагрузку. Однако еще более легким, чем титан, материалом, пригодным для изготовления прочных корпусов, является алюминий и его сплавы. Известно, что прочный корпус “Алюминаута” изготовлен из алюминиевого сплава 7079-Т6. Конструкция корпуса цилиндрической формы с полусферическими оконечностями собрана из обечаек, которые после штамповки подвергались механической обработке до необходимой точности, а затем соединялись друг с другом с помощью болтов и клея. Кормовая и носовая оконечности прочного корпуса были изготовлены и соединены с обечайками аналогичным образом.

Но все же сложность выполнения прочных сварных соединений, низкий модуль упругости алюминиевых сплавов привели к тому, что в США и других странах интерес к изготовлению прочных корпусов из этих материалов заметно снизился.

Все большее внимание проявляется к неметаллическим конструкционным материалам – гомогенным или композитным. Два аппарата с прочными корпусами из стеклопластика для работы в Северном море на нефтепромыслах построила английская фирма “Виккерс”. В этих аппаратах теплее, чем в металлических, внутренняя поверхность отсеков из стеклопластика меньше “отпотевает” благодаря конденсации влаги. А ведь именно от переохлаждения погибли два гидронавта в аппарате “Джонсон Си Линк”. Напомним, что температура воды в океане с глубиной постепенно понижается (за исключением поверхностного слоя) и в глубинных слоях независимо от района Мирового океана устанавливается в пределах от -1,5 до + 2,0°С. Стеклопластик, обладающий меньшей плотностью по сравнению с металлами, имеет к тому же высокую удельную прочность (в три раза выше, чем у стали, и в два раза, чем у титановых сплавов). К преимуществам стеклопластика относятся также высокая коррозионная стойкость, хорошие антимагнитные свойства и др. Дальнейшая разработка этого материала идет в направлении выяснения причин снижения прочностных характеристик и возникновения усталостных явлений при нахождении его в морской воде под большим давлением.

Статья в тему:  Когда подводная лодка ложится на илистое дно

Стекло имеет наибольшую удельную прочность из всех других конструкционных материалов, применяемых в аппаратостроении, прекрасно работает на сжатие. Немалое значение имеет и прозрачность этого материала. Известны положительные результаты применения стекла при строительстве аппаратов зарубежными фирмами. Для ВМС США построен аппарат “Дип Вью” со стеклянной передней полусферой прочного корпуса. В 1975 г. построен аппарат “Джонсон Си Линк II” (США) с носовым сферическим прочным корпусом из акрила. В 1977 г. западногерманской фирмой “Брукер физик” построен аппарат “Мермэйд IV” с носовой прозрачной полусферой из акрилового стекла. Отличные условия для визуального наблюдения экипажем окружающей обстановки – существенное преимущество этих аппаратов перед конструкциями из непрозрачных материалов. К сожалению, стекло как материал для прочных корпусов обладает все же недостаточно высокой ударной вязкостью и прочностью на изгиб. Кроме того, изготовление из стекла конструкционных деталей – достаточно сложный технологический процесс.

Еще две очень сложные проблемы встают перед конструктором подводного аппарата – коррозия и воздействие морских организмов.

Процент кислорода, растворенного в морской воде, играет решающую роль в развитии коррозии. Действие волн на поверхности океана создает насыщенный и даже пересыщенный раствор кислорода. С глубиной концентрация кислорода снижается и в некоторых придонных слоях падает до нуля. Соли, выделившиеся из различных материковых пород, придали морской воде специфический состав, который сохраняется относительно стабильным. Соли в значительной степени способствуют коррозии металлических конструкций, и лишь очень немногие материалы выдерживают длительное пребывание в морской воде, не разрушаясь при этом. Кроме того, определенное влияние на скорость протекания коррозии оказывают гидростатическое давление и температура среды.

Статья в тему:  Как сделать лодку из эпоксидной смолы

Обычно конструкции, попавшие в морскую воду, становятся также объектом нападения различных прикрепленных (сидячих) биологических форм. Известны случаи, когда кабели, трубопроводы и другие плавающие предметы буквально провисали или тонули под тяжестью поселившихся на них беспозвоночных. Морские организмы залезают в отверстия, набиваются в механические части и даже пожирают некоторые детали за очень короткое время. Специальные покрытия для подводных конструкций в какой-то степени ограничивают коррозию и обрастание морскими организмами. Однако большинство таких покрытий имеют лимитированный срок действия. Некоторые биологические формы могут прикрепляться практически к любой окрашенной поверхности и интенсивно разрушают целостность защитного покрытия, истирая его, просверливая отверстия, ускоряя тем самым химические реакции и в том числе коррозию конструкции.

На протяжении всего срока службы аппарата следует строго по расписанию производить его осмотр. В такой осмотр входят: визуальный осмотр всего корпуса, включая корпусные вводы электрокабелей, трубопроводов и механических устройств, иллюминаторы, люки, сварные швы, болтовые соединения с уплотнениями, подъемные планки с проушинами и др.; испытания сварных швов и всех отверстий в корпусе; проверка сферичности (или другой геометрической формы) прочного корпуса.

В сообщениях об условиях и результатах эксплуатации аппарата должны быть подробные данные, по которым можно судить, продолжает ли аппарат функционировать как надежная водонепроницаемая система.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  С какого числа разрешено плавать на лодке
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: