Какая лодка снималась в фильме слушать в отсеках
Советская подводная лодка Б-307: Слушать в отсеках
В минувшее воскресенье в Парковом комплексе истории техники имени К. Г. Сахарова было много народу, несмотря на жаркий день. Неудивительно: во-первых, праздник, выходной, во-вторых, множество интересных исторических экспонатов, рядом с которыми и по поводу которых можно порезвиться и взрослым, и детям. В том числе экспонат, пожалуй, самый привлекательный и самый серьезный — советская подводная лодка Б-307.
С 11 июня этот крупнейший экспонат открыт для доступа посетителей, правда, пока в тестовом режиме. По субботам и воскресеньям в день проводятся по шесть получасовых экскурсий внутри лодки. С понедельника же по пятницу еще продолжаются реставрационные работы, вносятся коррективы в экспозицию; принимаются и нередко реализуются советы и пожелания от людей, уже побывавших «в гостях у подводников».
Гостей сразу предупреждают о том, чтобы они были внимательны и готовы к неожиданностям; об этом прописано и в объявлении перед экскурсией: «Вы должны сами в зависимости от своего состояния здоровья и здоровья своего ребенка определить степень риска при посещении подводной лодки Б-307. Рекомендуем не посещать экспонат беременным женщинам, лицам, страдающим сердечно-сосудистыми, нервными заболеваниями, расстройством вестибулярного аппарата и болезнями дыхательных путей». Детей дошкольного возраста и до 14 лет без сопровождения взрослых в лодку не пускают.
Это действительно настоящий отдельный музей в большом музее. Сначала экскурсовод вводит группу в торпедный отсек, где сразу ощущается атмосфера боевого корабля: здесь моряки-подводники и работали, и отдыхали, ели и спали тут же, рядом с торпедами, на стеллажах. Тут можно услышать вступительное слово о лодке, об ее истории, в том числе и об истории появления лодки в музее. Затем начинается путь по палубам: крутые подъемы и спуски, люки, узкие коридоры и переходы; в некоторых местах приходится двигаться очень осторожно и порою очень сильно пригибаясь, рискуя постоянно обо что-то зацепиться, куда-то свалиться или обо что-то удариться. Каски, особенно для детей, совершенно не лишняя придумка организаторов проекта.
Но все это искупается впечатлениями от увиденного и услышанного. Мы проходим мимо комнат-кают капитана и моряков, которые без реальной, пока еще не вполне восстановленной обстановки, например, без постели и всякого антуража (над этим работают), выглядят сиротливо. Обстановка эта, кстати, довольно-таки спартанская: видишь, что на этих диванчиках-тюфячках можно лежать лишь скрючившись; растянуться могли, видимо, только низкорослые. Мы проходим кухню и маленькую столовую, разные кладовые, складские комнаты, технические отсеки — и при этом постоянно слушаем в этих отсеках очень интересный рассказ. Наконец, возвращаемся к торпедному отсеку, с которого начали, по нижней палубе, где передвижения сложнее всего — и поэтому, по словам ведущего экскурсию, здесь наиболее ощущается реальная «подводная» атмосфера.
Некоторые вещи, находящиеся сейчас в лодке, историчны: есть, скажем, кресло, которое участвовало в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки» (именно на нем раскачивался в фильме актер Соловейчик). А завершился рассказ о лодке вот таким интересным фактом. Среди найденных здесь реальных вещей подводников («А может, еще и не все нашли», — говорит экскурсовод Александр Курочкин) были три книги. Это карманная Библия, устав «почему-то пехоты», но зачитанный и с многочисленными пометками, и фотографическое — то есть переснятое с самиздатовского текста — издание «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.
Вот такими были эти люди. И романтиками, и реалистами, и прагматиками, и интеллектуалами одновременно. Об этом и можно было подумать после экскурсии. О русских моряках-подводниках в День России.
Комментарий:
Александр Курочкин, менеджер по культурно-массовому досугу Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова:
— В лодке и тесновато, и душновато, зато из всех подобных музейных объектов наша подводная лодка менее всего адаптирована, то есть перестроена под нужды посетителей. Проходы очень узкие, зато обстановка внутри практически сохранена.
Анонимный отзыв посетителя:
— Экскурсия оставила очень хорошее впечатление. Она очень познавательна, продумана. Правда, не все еще хорошо с организацией, расписанием, продажей билетов. Например, если ты попадаешь в обед, нельзя просто купить билет в кассе и гулять до окончания перерыва, потому что очередь живая — а группу пускают не более десяти человек. Вот так и «попали» мы с детьми: пришлось ждать, никуда не отходя. Но все это наладится. Спасибо организаторам экскурсии за доставленное удовольствие.
Наша справка
Б-307 — советская дизельная подводная лодка проекта 641Б «Сом». Заложена 7 марта 1980 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Спущена на воду 30 сентября 1980 года. В течение двадцати двух лет лодка находилась на боевом дежурстве в составе Северного флота, входя в 4-ю эскадру ДПЛ с базированием в г. Полярный. В 1985 году несла боевую службу в Средиземном море с заходом в порты Аннаба Алжирской Народной Демократической Республики и порт Тартус Сирийской Арабской Республики.
В 2002 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче в недавно созданный технический музей ОАО «АВТОВАЗ». На понтонах с помощью двух буксиров лодка прибыла в Тольятти осенью 2003 года. Осенью 2004 года лодку вытащили на сушу, а зимой 2005 года по специально созданной дороге длиной 4,5 километра ее доставили в музей. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.
Среди своих систершипов, установленных в Москве и Гамбурге, Б-307 — единственная, доставленная с места службы целиком.
Слушать в отсеках (1985)
Рейтинг фильма |
Слушать в отсеках
Идут учения военно-морского флота. Командир подводной лодки Логинов и командир большого противолодочного корабля Золотницкий становятся условными противниками. Чувствуя ответственность за свои экипажи, командиры демонстрируют высокое мастерство, порядочность и дружескую взаимовыручку.
Видео к фильму «Слушать в отсеках», 1985
Отзыв критика о фильме «Слушать в отсеках», 1985
«И командир даёт добро на погруженье»
«Спина в масле, нос в тавоте, но зато в подводном флоте!»
Одно только словосочетание «подводная лодка» уже несёт в себе что-то героическое. Когда же речь заходит о картинах, где главными персонажами являются субмарины и моряки-подводники, то фантазия начинает работать сама по себе, потому что служить на подлодке — удел поистине отважных людей, а снимать фильмы о подлодках — кропотливый труд и немалый риск. За всю историю российского подводного флота (112 лет) о нём было снято менее двух десятков фильмов, которые условно можно разделить на 4 категории. Первая — снятые до Великой Отечественной войны: «Четвёртый перископ» (1939), премьера — 27 марта 1942 года и «Морской ястреб» (1941), премьера — 24 января 1942 года. Вторая — снятые в период ВОВ — «Подводная лодка Т-9» (1943). Третья — послевоенные фильмы: «В мирные дни» (1950), «Тайна двух океанов. Первая серия» (1955), «Тайна двух океанов. Вторая серия» (1956), «Командир счастливой «Щуки»» (1972), «Капитан Немо» (1975), «Тяжёлая вода» (1979), «Правда лейтенанта Климова» (1981), «Случай в квадрате 36—80» (1982), «Слушать в отсеках» (1985), «О возвращении забыть» (1985), «Секретный фарватер» (1986). Четвёртая — снятые после 90-х годов: «72 метра» (2004), «Первый после Бога» (2005), «Автономка» (2006), «На всех широтах» (2009), «Горюнов» (2013).
Анализируя этот недлинный список, можно прийти к неожиданным результатам. Самый первый в мире фильм о субмаринах сняли американцы в 1915 году: «Подводный пират» («A Submarine Pirate») — немой комедийный фильм продолжительностью всего 27 минут. Если заглянуть в историю русского подводного флота того периода, то откроется удивительное событие: 31 августа 1919 года подводная лодка «Пантера» под командованием бывшего лейтенанта Императорского флота А. Н. Бахтина одной торпедой потопила построенный в 1917 году английский эскадренный миноносец «Виттория» с вражеским десантом на борту, цель которого была высадиться в Кронштадте и направиться в голодный, задавленный со всех сторон интервентами Петербург. Потопление миноносца стало первой победой советских подводников! 18 человек из экипажа лодки Революционный Военный Совет наградил именными часами. В 1923 году А. Н. Бахтин первым из подводников был удостоен ордена Красного Знамени. Почему же такое знаковое событие не нашло отражение в кинематографе ни тогда, ни в советское время, ни теперь? Ведь именно такого фильма заслуживал наш подводный флот к 110-й годовщине!
А что получил? Он получил «жвачку» под названием «Горюнов». 56 серий обсасывания неведомо чего. Количество отснятых серий сегодня выглядит не случайным, ведь через месяц — 19 марта — исполняется 112 лет подводным силам Военно-Морского Флота Российской Федерации. Учитывая, что после «Горюнова» отечественное кино напрочь забыло о подводниках, именно он является «поздравительной открыткой»: по 1 серии на каждые два года героической летописи подводного флота. По-видимому, тема патриотизма не в чести у бизнесменов от кино, потому как даже успешные в коммерческом плане «28 панфиловцев» сняты преимущественно на народные деньги. Быть может, инициативным и помнящим Великую Историю России людям стоит организовать «подписку», чтобы к очередной годовщине у нас сняли кино, действительно достойное моряков-подводников, о которых в советское время никогда не забывали. Фильм Николая Засеева-Руденко «Слушать в отсеках» снят в 1985 году уже «на излёте социализма». Тем не менее, он является лучшим — наряду с «Командиром счастливой «Щуки»» (1972) — фильмом о подводниках. Советское кино всегда отличало то, что во главу угла ставилось не внешнее, а внутреннее. При насыщенной, «загруженной» техникой картинке, главным всегда оставался человек с его слабыми и сильными сторонами.
И это правильно, потому что даже самая суперсовременная подводная лодка, напичканная тоннами электроники без живых людей — всего лишь железка. Оживляют её, вкладывают в неё свою душу конкретные люди. Такие, как капитан 3-го ранга Николай Филиппович Логинов. По моему мнению — это лучшая военная роль Бориса Щербакова. Вместе с Игорем Старыгиным, сыгравшим капитана 2-го ранга, командира БПК Сергея Золотницкого, они образуют удивительный тандем однокашников и друзей. Два этих бравых капитана — как яркий луч света из того времени, когда на первом месте стояло общественное, а не личное, когда призы получали не любой ценой, а исключительно за заслуги, когда офицерской службой по-настоящему гордились, а не «тянули лямку». Правильно, что создатели остановились на формате в 2 серии, что позволило рассказать полноценную историю о многих персонажах, наделив их яркой индивидуальностью. О любом фильме можно рассказать массу забавных историй. Произошла такая и на съёмках картины «Слушать в отсеках». Сцену погрузки торпед, когда отслуживший свой срок старшина 1-й статьи, командир отделения торпедистов Киселёв (Александр Костылев) просит оставить его для похода, снимали всю ночь. Под утро крановщик, загружающий торпеду на заднем плане, заснул и выпал из кабины. После флотского лечения — обмазывания йодом головы — он вернулся на кран и сцену досняли.
Главный «женский персонаж» картины — это дизель-электрическая подводная лодка Б-36 проекта 641, считавшаяся в 60-е гг. одной из лучших в мире по архитектуре корпуса, мореходности, мощности энергетической установки, вооружению и другим параметрам, поэтому подходила для поставки на экспорт. Жизнь у этой подводной красавицы была долгой и трудной — от закладки в эллинге Ленинграда в 1958 году до разделки на металл в Севастополе в 1994. 36 лет вместили в себя много славных и горьких страниц. В 1962 году в рамках операции «Кама» (знаменитый «Карибский» поход) на двадцатые сутки плавания лодка в условиях Саргассова моря оказалась в сложнейших условиях. Здесь четырём советским подводным лодкам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолётоносцев, плюс корабли охранения и самолёты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. Многое пришлось пережить подлодке и её экипажу: и 60-ти градусную жару в отсеках, и контакт с морскими силами США после прохождения Бермудского рубежа, и скрытное сопровождение на одном (2 вышли из строя) дизеле вертолётоносца «Тетис Бей». Но лодка выдержала, и в 1963 году вернулась домой. А через 22 года приняла участие в съёмках художественного фильма «Слушать в отсеках». И именно такой — гордой, могучей, непокорённой — запомнят её сегодняшние зрители: «Подводная лодка — морская гроза, под чёрной пилоткой — стальные глаза…»
«Вдали исчезли берега огни, уходит лодка снова в океан. Нас ждут в походах штормовые дни, шальные ветры и седой туман. Пусть не грустят подруги моряков. Мы пронесём сквозь синеву глубин земную ласку звёздных вечеров, и тёплый шум березок и рябин. Всегда над нами сотни тон воды, и океан без края и конца. Штурмуют глубь могучие винты, стучат в отсеках верные сердца». (Александр Викторов)
22 февраля 2018
Приключения Слушать в отсеках появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссером является Николай Засеев-Руденко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Игорь Черницкий, Кирилл Лавров, Виталий Коняев, Михаил Игнатов, Борис Щербаков, Степан Старчиков, Игорь Старыгин, Игорь Слободской, Евгений Москалев, Вячеслав Говалло, Андрей Гусев, Василий Фушич, Вилорий Пащенко, Николай Малашенко, Георгий Мартынюк.
Страна производства – СССР. Слушать в отсеках — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Слушать в отсеках
Слушать в отсеках | |
---|---|
Слушать в отсеках | |
![]() | |
Жанр | военный фильм |
Режиссёр | Николай Засеев-Руденко |
Автор сценария | Михаил Канюка Владимир Карасёв |
В главных ролях | Борис Щербаков Игорь Старыгин |
Оператор | Николай Журавлёв |
Композитор | Иван Карабиц |
Кинокомпания | Киностудия им. А. Довженко, Творческое объединение «Луч», по заказу Гостелерадио СССР |
Длительность | 131 мин |
Страна | ![]() |
Язык | русский |
Год | 1985 |
IMDb | ID 3186802 |
«Слу́шать в отсе́ках» — советский двухсерийный цветной художественный телефильм 1985 года о двух командирах — подводной лодки и противолодочного корабля. Снят режиссёром Николаем Засеевым-Руденко по одноимённой повести Владимира Тюрина.
В далеком 1942 году советская подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Филиппа Ивановича Логинова незамеченной пробралась в бухту Багряную, захваченную противником. Потопив торпедами транспорт гитлеровцев с водоизмещением около 6000 тонн, подводная лодка погибла с экипажем.
С тех времён прошло больше сорока лет. Командование военно-морского флота проводит учения в районе гибели подводной лодки. Командиру подводной лодки Николаю Логинову, сыну геройски погибшего отца-подводника, а также командиру противолодочного корабля Сергею Золотницкому, его другу, поставлены следующие задачи: стать условными противниками, по возможности не дать обнаружить себя, найти противника и условно его уничтожить.
Во время учений Золотницкий попадает в рыбацкие сети и становится лёгкой мишенью. Не желая лёгкой победы, Логинов не «уничтожает» противника из выгодной позиции. Как только командиру противолодочного корабля удаётся обнаружить подлодку, он производит «потопление» цели.
На совещании командующий учениями, принимая во внимание все произошедшее, решает повторить учения. Во время повторных учений Логинов действует так же, как и его погибший во время Великой Отечественной войны отец, и побеждает в них.
Какая лодка снималась в фильме слушать в отсеках
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
10 впечатляющих военных фильмов о подводных лодках
Служить на подводной лодке – удел поистине отважных людей. Снимать фильм о подводной лодке – тоже немалый риск. Главное в таких картинах – не спецэффекты, а ощущение полной изоляции, в которой живут подводники…
Командир счастливой “Щуки” (СССР, 1972)
Про что: 1942 год. Немцы готовят операцию по захвату Мурманска. Одна из советских подлодок получает задание уничтожить вражеский транспорт с солдатами и военной техникой. За “Щукой” начинается настоящая охота, и лодка оказывается практически в безвыходной ситуации. Но капитану все-таки удается спасти корабль.
Лодка: В те времена снять настоящую субмарину было невозможно. Единственное, что разрешили сделать режиссеру Борису Волчеку, – это использовать списанную подлодку, разрезанную пополам. Поскольку съемки внутри лодки из-за тесной обстановки вести невозможно, ее “внутренности” строили в павильоне.
Как снимали: Сценарий фильма написан на основе реальных событий, произошедших в начале Великой Отечественной войны на Северном флоте и главной базе СФ Полярном. Основной съемочной площадкой фильма и стал город Полярный.
Киноляп: В фильме звучит команда “скорость 500 узлов”. На самом деле подводная лодка такого типа развивает скорость до 12 узлов (под водой – 8,5).
72 метра (Россия, 2003)
Про что: Подлодка “Славянка” уходит на плановое учение. Ей поставлена задача: уничтожить противника и на время исчезнуть из поля зрения. Задание выполнено, но “Славянка” сталкивается с миной времен Второй мировой войны. У экипажа остаются считанные часы, чтобы спастись.
Лодка: “Славянку” изображала дизельная подлодка “Варшавянка”. Все, что происходило внутри лодки, снимали в павильонах “Мосфильма”. Там построили бассейн для съемок затопленных отсеков подлодки, отдельно – торпедный отсек. И еще была сделана увеличенная копия подлодки из пенопласта.
Как снимали: Натурные съемки фильма проходили на базах ВМФ в Североморске, Гаджиеве, Полярном и Севастополе. Большую часть времени киногруппа проводила в холодной воде. Когда актеры находились под водой, их страховал аквалангист.
Киноляп: Большинство специалистов сходятся во мнении, что фильм очень достоверный. Однако история с одним действующим дыхательным аппаратом на субмарине в реальной жизни – невозможна.
Первый после бога (Россия, 2005)
Про что: Фильм основан на биографии Александра Маринеско. 1944 год. Капитан Маринин, одержавший немало побед, попадает под внимание советских спецслужб. Его обвиняют в “непролетарском” происхождении и романе со шведской подданной.
Лодка: Атомная подлодка “Волгоград” в кино превратилась в прославленную подлодку “С-13”, на которой действительно воевал Маринеско. На лодку была приварена модель рубки весом 17 тонн. И эта конструкция выходила в море. На рубке-макете стоял актер Дмитрий Орлов (капитан Маринин), а внизу на настоящем мостике стоял командир Кузнецов, который отдавал приказы, и субмарина совершала маневры.
Как снимали: Натурные съемки фильма проходили в Мурманске, Полярном, Кронштадте и Тбилиси. Морские сцены снимали в ноябре, и на улице был мороз минус 25. Поэтому киношникам помогали моряки про тиводиверсионных сил в специальных гидрокостюмах.
Киноляп: Леоноре Маринеско, дочери подводника, фильм не понравился. По ее мнению, показанные события в картине не соответствуют действительности: “У Маринеско отец был беглым матросом, мать – крестьянкой. Кроме того, у него была сестра, а не брат. И про чекистов – все вранье”.
Ю-571 (США, 2000)
Про что: Весной 1942 года американские подводники захватили немецкую подлодку U-571 с целью завладеть шифровальным устройством “Энигма”.
Лодка: Было изготовлено пять миниатюрных подлодок длиной 13,5 метра: у одной работали винты, у другой перископ, у третьей торпедные шахты. А также построено два макета в натуральную величину (длиной больше 67 метров) для съемок внутри и снаружи.
Как снимали: Перед съемками среди актеров (Мэттью МакКонахи, Харви Кейтель, Джон Бон Джови и др.) провели инструктаж о техническом комплексе подводных лодок и несколько дней тренировали быстро передвигаться в тесноте субмарины. В фильме снималась настоящая шифровальная машина “Энигма”: авторы картины позаимствовали ее на время съемок у коллекционера.
Киноляп: Этот фильм вызвал бурю нареканий у британских военных, моряков и даже премьер-министра Тони Блэра, которые считают, что американцы исковеркали историю. На самом деле дешифратор “Энигма” был захвачен с подлодки U-110 британским эсминцем Bulldog.
Лодка (“Das Boot” ФРГ, 1981)
Про что: В 1942 году немецкая подводная лодка U-96, вышедшая в Атлантику на перехват английских морских конвоев, получает самоубийственный приказ от командования прорваться через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
Лодка: В съемках использовалось пять макетов подводной лодки. Две подлодки – длиной 5,5 и 2,5 метра – принимали участие в подводных съемках. Третья модель – длиной 11 метров – участвовала в надводных съемках и могла передвигаться по высоким волнам и “тонуть”. В роли подводников на этой лодке выступали загримированные под моряков куклы Барби.
Еще был построен макет в натуральную величину, изображающий лишь верхнюю часть подлодки. Именно с ним у киношников было больше всего проблем. Как-то наутро съемочная группа не обнаружила макета, оставленного ими на воде. Оказалось, что подлодку “угнал” Стивен Спилберг, снимавший неподалеку фильм “Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега”.
Директор картины одолжил макет Спилбергу и забыл предупредить об этом режиссера “Лодки” Вольфганга Петерсена. А незадолго до окончания съемок из-за небольшого шторма макет разломился пополам и утонул. Лодку достали, склеили и досняли сцену. Пятая модель подлодки была построена для съемок сцен внутри.
Как снимали: Для того чтобы актеры достоверно показали чувство клаустрофобии и приобрели бледный вид лица, режиссер Вольфганг Петерсен не выпускал исполнителей главных ролей на улицу все время, пока шла съемка.
Киноляп: Большинство подводников в фильме показаны ярыми антифашистами, тогда как на самом деле в команды подлодок набирали людей, твердо верящих в идеалы нацистской партии. Однако Петерсен снимал этот фильм по воспоминаниям журналиста, который был в подлодке во время этого задания. И к тому же главной идеей режиссера было показать бессмысленность войны, с какой бы стороны люди ни воевали. Возможно, поэтому картина была тепло принята как в Германии, так и других странах и по сей день считается лучшим фильмом о подводниках в мировом кинематографе.
К-19 (Германия,Канада,Великобритания)
Про что:Фильм основан на реальных событиях, произошедших с АПЛ К-19. Эта атомная подводная лодка в 1961 году первой потерпела аварию ядерной силовой установки с человеческими жертвами. Фильм демонстрирует мужество и героизм, проявленные экипажем лодки.
Лодка:Роль К-19 в фильме сыграла списанная советская лодка К-77 – дизельная с крылатыми ракетами, проект 651.Вокруг рубки надстроили более длинную и широкую рубку из пластика, поскольку у настоящей К-19 три баллистические ракеты находились в ограждении рубки. Получилось довольно приемлемое сходство, разве что палуба так и осталась шире, чем у К-19.
Как снимали:В 2000 году Бигелоу с помощниками приезжала в Россию и ценой больших усилий добилась разрешения на поездку на СФ, где лично побывала на доживавшей свой век списанной БС-19. При осмотре готовых декораций Бигелоу пришла в ярость при виде блестящих нержавейкой деталей реакторного отсека. Она кричала (дословно), что должна быть грязь и ржавчина, а это космический корабль какой-то, у русских такого быть не может.
Киноляп:Создатели фильма провели обширные консультации с участниками тех давних событий. Но только один эпизод в фильме достоверен – когда моряки монтируют аварийную систему охлаждения. Одно время бывшие члены экипажа подлодки планировали подать на кинокомпанию в суд за искажение фактов.
«Охота за “Красным октябрём”» (США 1990)
Про что:Новейшая советская атомная подводная лодка «Красный Октябрь» способна нарушить хрупкий стратегический баланс между США и СССР. Ее капитан Рамиус решает передать субмарину в руки американцев.
Лодка: Макет корпуса «Красного Октября», изготовленный для съемок фильма, никогда не был в воде. Эффект подводных съемок был достигнут при помощи спецэффектов. Для картины детально была изготовлена только левая часть субмарины, а ее правая сторона в фильме показывалась просто путем поворота рамки кадра.
Как снимали: Во время съемок несколько актеров, игравших членов экипажа USS Dallas, совершили экскурсию на настоящую подводную лодку. Чтобы лучше подготовиться к роли командира USS Dallas, Скотт Гленн принял на себя «командование» настоящей субмариной и отдавал приказы настоящим членам экипажа. В число членов экипажа «Красного Октября» вошли курсанты Военно-Морской Академии США. Им дополнительно заплатили за то, чтобы они подстриглись наголо.
Киноляп:В картине достаточно много неадекватных сцен и диалогов:Например, пение гимна СССР офицерским составом в разгар тактических действий (и конечно, на ломаном русском).,когда советская подлодка погружается, матрос крестится как римский католик – слева направо.
«U-429: Подводная тюрьма» (2004)
Про что:1943 год. В разгар великой “подводной войны” матросы с торпедированной американской субмарины “Swordfish” становятся пленниками на борту германской подлодки U-429. Немцы весьма довольны уловом, не подозревая, что с собой янки принесли невидимую смерть – вирус менингита.
Лодка:U-429 – реальная лодка, которая была сделана немцами во время Второй мировой войны, но была передана итальянскому флоту под именем S 4, и никогда не участвовала в бою.Реальная Swordfish (SS-193) США была потеряна в водах возле Окинавы.
Как снимали:Съемки: начались 17 октября 2002, проходили в Лос-Анджелесе, а так же на заводе в Дауни (Калифорния).
Киноляп:Несколько раз подводников показывают, курящих в субмарине,на самом деле воздух в подлодках времён войны был полон нефтяного пара и водорода от аккумуляторов и чрезвычайно огнеопасен. Курение было позволено только на верхней палубе.Немецкую подлодку всегда показывают погруженной,однако, субмарины того времени не смогли путешествовать больше 30 миль на аккумуляторах,после чего они должны были всплывать для зарядки.
Слушать в отсеках (СССР 1985)
Про что:Во время учений командир подводной лодки применяет тактику погибшего во время Великой Отечественной войны отца.
Лодка: Б-36 проекта 641 – серия советских дизель-электрических подводных лодок.
Как снимали:В съемках принимали участие моряки Черноморского флота.Во время съемок сцены просьбы мичмана оставить его для похода,эту сцену снимали всю ночь,и под утро крановщик,загружающий торпеду на заднем плане – заснул,и выпал из кабины.После флотского лечения – обмазывания йодом головы он вернулся на кран и сцену досняли.
Киноляп:По сюжету фильма лодка Логинова проходит в бухту Багряную под скалой на глубине 180 метров. В конце фильма командующий говорит, что первым по этому маршруту прошёл отец Логинова, командир Гвардейской “Щуки”. Как такое может быть, если предельная глубина погружения советских подводных лодок лодок времён войны составляла лишь 100 метров?
Багровый прилив (США 1995)
Про что:На любой войне случаются моменты, когда от выполнения приказа зависит судьба всего человечества, и тогда в руках капитана находятся жизни миллионов людей. И только от его выдержки и разума зависит, окрасится ли поутру океанский прилив в зловещий багровый цвет…
Лодка:ПЛ «Алабама» (USS Alabama (SSBN-731)) существует в действительности – это ПЛАРБ типа «Огайо», вступившая в строй в 1985 году. В «надводных» сценах в её роли выступала дизельная неядерная подлодка (SS-580) 1959 года с бутафорской надстройкой.
Как снимали:Tony Scott использовал четыре камеры одновременно для, по крайней мере, нескольких сцен.Набор, используемый для мостика “Алабама”, также использовался в качестве мостика “Джорджии” в Дне независимости.
Киноляп:Панели “Гидролокатора”, постоянно изображенные в фильме, абсолютно ложны.Это было сделано, чтобы дать аудитории более впечатляющее визуальное представление.