2 просмотров

Какая фамилия у первого создателя подводной лодки

Первые подводные лодки как оружие. Часть II

Подводные лодки в современном понимании – это грозное оружие, но когда они стали таковыми? Кто создал первую подводную лодку исключительно для военных целей, какое оружие они на себе несли и как выглядели? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной статье.

Первым изобретателем и создателем первой военной подводной лодки принято считать французского инженера Дени Папена, создавшего свою лодку в 1691 году в Германии. Его изобретение представляло собой цельнометаллическое подводное судно в форме прямоугольника, имеющего длину 1,68 м, высоту 1,76 м и ширину 76 см. Данное изобретение, описанное создателем в 1695 году в альманахе «Собрание различных рассуждений, касающихся некоторых машин», было оснащено каркасом из стальных прутьев, люком, закрывающимся на несколько болтов, и отверстиями для весел, которые, по заверению автора, можно было использовать для атаки на вражеский корабль. Таким образом, можно смело утверждать, что Папен был не только создателем первого металлического подводного судна, но и первой военной подводной лодки.

В то же время подобная идея родилась и в умах русских изобретателей. Так, в 1718 году к императору Петру I приходит рабочий верфи Иван Никонов и предлагает построить для императора подводное судно. Петр как истинный энтузиаст сразу же загорается идеей создания подводной лодки, и уже в августе 1720 года на галерном дворе Санкт-Петербурга закладывается первая подводная лодка Никонова, сошедшая с верфи в 1721 году. Эта лодка прошла ряд успешных испытаний, по результату которых было принято решение создать новую подводную лодку. Второй проект Никонова, получивший название «огненное судно», был спущен на воду осенью 1724 года, однако при этом лодка была повреждена. К сожалению, лодки не сохранились, как и их чертежи, однако предполагается, что обе они были выполнены в виде бочек, имеющих весельную тягу.

Статья в тему:  Сколько стоит ямаха 150

Существовала и третья лодка, созданная Никоновым. Ее изобретатель создавал уже по приказу Екатерины I. Возможно, это была отремонтированная и усовершенствованная вторая лодка. Новое судно было успешно спущено на воду в 1726 году. В проект данного судна Никонов добавил такое вооружение, как мелкокалиберные пушки, трубку для метания сосудов с зажигательной смесью и механические приспособления для уничтожения кораблей (предположительно бур). Удивительным фактом является предположение, по которому водолаз, находившийся на борту, мог выйти из лодки, находившейся под водой. Для этого Никонов создал специальную рубку-капсулу, которую можно считать прообразом современных шлюзовых камер. Данный проект дорого стоил государству и, по мнению чиновников, не окупал себя. В результате этого изобретателя сослали в глухой астраханский порт.

Несмотря на эти разработки, самой известной «ранней» подводной лодкой является изобретение Дэвида Башнела, построенное 1773 году в США. Лодка Башнела представляла собой дубовую бочку, стянутую стальными обручами, на которой располагался медный колпак с иллюминаторами и герметично закрывающейся крышкой. Также колпак был оснащен двумя трубками с клапанами для подачи свежего и выведения использованного воздуха. Погружалась лодка при заполнении водой бака, расположенного на дне лодки. Для всплытия было необходимо выкачать из него воду, используя для этого помпу. Для экстренного же всплытия командир лодки мог отсоединить свинцовые грузила, крепившиеся также ко дну судна. Движение лодки осуществлялось при помощи двух винтов на мышечной тяге. Лодка Башнела, получившая имя «Turtle», весила около 2 тонн и имела длину по корпусу в 2,3 метра, а ширину в 1,8 метра. Данная лодка могла находиться под водой до 30 минут, что было достаточно для использования ее единственного оружия – мины. Это оружие крепилось к буру, расположенному на колпаке лодки, и представляло собой пороховую бочку весом в 45 кг с часовым механизмом. По задумке автора командир лодки должен был подплыть ко дну судна, пробурить его и, отсоединив бур, запустить часовой механизм.

Статья в тему:  На лодочной станции 150 лодок из которых

Известно, что эта лодка принимала участие в Войне за независимость США. В 1776 году лодка Башнела, которой управлял сержант Эзра Ли, попыталась атаковать один из британских кораблей, заблокировавших порт Бостона. Однако дно британского фрегата «Еagle» , который пытался атаковать Ли, было обшито металлом, и атака провалилась.

Изобретение Башнела, пожалуй, было первой и последней военной подводной лодкой на ручной тяге. После нее уже появлялись судна на паровых двигателях и на двигателях внутреннего сгорания.

Как появились и как выглядели первые подводные лодки

Ещё Леонардо да Винчи, величайший деятель Эпохи Возрождения, обдумывал концепцию подводной лодки. Эта лодка, согласно дошедшим до нас наброскам, должна была представлять собой корпус с заострённой башенкой и рубкой. Внутри подлодки мог находиться лишь один моряк. Да Винчи считал, что единственная цель подобной лодки — топить судна противников. Моряк, управляющий ей, должен был подойти в гавани к вражескому кораблю, прикрепить к корабельной обшивке прочный трос, а второй его конец с тяжёлым грузилом отправить ко дну. И когда судно начнёт движение, его обшивка оторвётся и оно потеряет свою водонепроницаемость.

Но от этого своего проекта да Винчи впоследствии отказался. Он не воплотился в реальность, и поэтому назвать титана Эпохи Возрождения изобретателем подлодки можно назвать с большой натяжкой.

Подлодка Дреббеля — проект для английского короля

И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.

Статья в тему:  Чем заклеить лодку нырок 2

Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).

В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).


Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе

После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.

Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.

Статья в тему:  Как подогнать мотор под лодку


Современная 3D-модель лодки Дреббеля

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.


Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

Статья в тему:  Как сшить чехол на колпак лодочного мотора

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Статья в тему:  У кого в мире больше подводных лодок


Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Первая подлодка, сумевшая потопить корабль

Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.

Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.


Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.

Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.

Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.

Статья в тему:  Как сделать игрушечную моторную лодку своими руками


«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.


Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.

Статья в тему:  Как разобрать надувную лодку


Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.


Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

Статья в тему:  Как называется спортивная одноместная лодка

Асафов Алексей Николаевич. Создатель подводных лодок “Малютка” и “Правда”

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения конструктора первых советских подводных лодок, Алексея Николаевича Асафова. Его имя в течение долгих лет предавалось забвению, а потому оно почти неизвестно даже многим подводникам. Между тем, он оставил значительный след в нашем военном судостроении. Асафов, по свидетельствам современников, в том числе и известного кораблестроителя профессора С.А. Базилевского, был изобретателем-самоучкой. А.Н. Асафов не имел должного специального образования по конструированию подводных судов, однако это не помешало ему создать знаменитые подводные лодки типа «М» («малютка»), верой и правдой служившие в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Родился А.Н. Асафов 18 марта 1886 года в Кронштадте в семье квалифицированного рабочего судостроительного завода. Трудовую деятельность Алексей начал учеником на одном из судоремонтных предприятий, мечтая стать морским инженером. С этой целью он поступил в Петербургский политехнический институт, который и окончил в 1911 г.

Получив диплом инженера, Асафов начал работать на Адмиралтейском заводе, участвуя в постройке линкора «Гангут». Здесь молодой инженер познакомился с конструктором этого корабля – выдающимся русским кораблестроителем И.Г. Бубновым, с которым в дальнейшем неоднократно встречался, многому у него научившись. На следующий год он перешел на Балтийский судостроительный завод, сначала производителем работ, а в дальнейшем заведующим бюро подводных лодок. Так начался его путь в подводном кораблестроении.

Статья в тему:  Подводная лодка как сделать

В то время серийная постройка подлодок типа “Барс” (тоже конструкции Бубнова), осуществлялась на верфи “Ноблесснер” в Ревеле (Таллин), куда в очередной раз перешел Асафов и где с 1913 года пять лет проработал на строительстве субмарин. В 1918 году, после известного Ледового похода кораблей Балтфлота из Ревеля, Гельсингфорса и других мест базирования в Кронштадт, Алексей Николаевич вернулся в Петроград, где возглавил ремонт подводных судов на Адмиралтейском и Балтийском заводах. В условиях острой нехватки запасных частей, инструмента, электроэнергии и рабочей силы, Асафов смог организовать ремонт ряда ПЛ (“Касатка”, “Макрель”, “Минога”, “Окунь” и “Пантера”), за что Петросовет наградил его именными часами. Однако, вскоре в кораблестроительной деятельности Асафова наступил длительный перерыв.

В 1924 году Алексея Николаевича назначили начальником Севзапвоенпрома, а через пару лет – главным инженером старейшего в России Сестрорецкого оружейного завода. Еще через два года, Асафов был обвинен в причастности к делу “Промпартии” и осужден. Несмотря на то, что он в течение последних лет занимался “сухопутными” проблемами, за ним сохранялась репутация зрелого и грамотного военного судостроителя, прошедшего выучку у самого Бубнова. Вероятно, это обстоятельство и послужило причиной определения Асафова, в числе других репрессированных кораблестроителей, в коллектив Особого технического бюро, находившегося в подчинении ОГПУ и работавшего по перспективным направлениям военной тематики. Здесь Асафов вскоре выдвинул заманчивую идею создания эскадренного подводного корабля, для ведения боевых действий в составе соединений надводных сил флота, эскизный проект которого, самостоятельно разработал к 1930 году.

Статья в тему:  Подводная лодка как сделать

Существует мнение, что в качестве прототипа Асафов использовал, незавершенный в свое время Бубновым, проект 950-тонной подводной лодки. Вполне вероятно, что, так оно и было, но при этом проект Асафова отличался целым рядом собственных оригинальных технических решений. Правда, не все технические новинки, заложенные им в проект, были удачными и до конца продуманными. Тем не менее, эскизный проект корабля получил положительную оценку начальника Морских Сил РККА Р.А. Муклевича и по его указанию был представлен на рассмотрение Реввоенсовета СССР. Там уже, 23 ноября 1930 г. специальным постановлением «О проекте эскадренной подводной лодки, разработанной под наблюдением ОГПУ», проект был одобрен без серьезных замечаний, а “Союзверфи”, дано указание “в срочном порядке при содействии ОГПУ развернуть работы по составлению общего проекта, подготовке стапелей и закладке трех подводных лодок этого проекта на Балтийском судостроительном заводе”. Любопытно, что на заседание РВС был допущен и даже выступил с докладом, все еще осужденный, Асафов.

В Техбюро №4, которому поручили разработку общего (технического) проекта новой лодки, ее конструкция и ряд тактико-технических элементов подверглись основательной критике. Но Алексей Николаевич с помощью Муклевича сумел убедить ответственных работников Совнаркома в добротности и перспективности своего проекта. В итоге, 21 мая 1931 г. на Балтийском заводе была заложена головная подводная лодка IV серии, названной в честь центральной партийной газеты “Правдой” (П-1). В конце того же года заложили еще две однотипные ПЛ – “Звезда” (П-2) и “Искра” (П-3).

Статья в тему:  Чем заклеить лодку нырок 2

Учитывая, что отдельные решения, предложенные Асафовым, нуждались в уточнении и экспериментальной проверке, строительство лодок IV серии продвигалось медленно. И хотя в ходе постройки удалось значительно улучшить тактико-технические элементы этих подлодок, однако полностью выйти на проектные их значения не смогли. Причем мешали этому не только конструкторские промахи Асафова, но и серьезные неточности в некоторых расчетах, выполненных в бюро.

“Ввиду невозможности построить подлодки “Правда” в точном соответствии с установленными РВС от 23.11.30 года тактико-техническими элементами благодаря ряду ошибок, допущенных ЦКБС-2 в расчетах прочности корпуса подлодки и ее нагрузки. “, 10 июня 1933 г. Реввоенсовет СССР утвердил новые, откорректированные тактико-технические элементы (ТТЭ) подводной лодки “Правда”: водоизмещение 942 т, полная скорость надводного хода 21 уз, подводного – 9,2 уз, глубина погружения 50 м, дальность плавания под дизелями экономической скоростью 11 уз – 6800 миль, состав вооружения – два 100-мм и одно 45-мм орудия, 6 торпедных аппаратов с запасом из 10 торпед. По сравнению с первоначально принятыми, вновь утвержденные ТТЭ подводной лодки “Правда”, явились шагом назад, особенно в скорости хода, но они были более реальными и устраивали судостроителей, чего нельзя было сказать про подводников.

Летом 1936 года после испытаний все три субмарины вступили в строй и вошли в состав Балтфлота. Как и следовало ожидать, они оказались непригодными для действий в составе отрядов боевых надводных кораблей, и прежде всего из-за недостаточной скорости, хотя формально продолжали числиться эскадренными. К тому же они уступали иностранным субмаринам своего подкласса по ряду важных тактических показателей. Однако назначенный в 1934 году начальником Главморпрома Наркомата тяжелой промышленности Муклевич, отстаивал иную точку зрения. В январе 1937 г. в докладе Сталину он писал, что ПЛ типа “Правда” показала на сдаточных испытаниях достаточно высокие данные, в том числе маневренность и мореходность. Однако это была явно завышенная оценка, которую не разделяли не только руководители ВМС РККА, но и работники Совнаркома, признавшего “. подлодки типа “Правда” не удовлетворяющими требованиям в качестве эскадренных подлодок”. Больше ПЛ этого проекта не строились.

Статья в тему:  На лодочной станции 150 лодок из которых

Анализируя причины неудачи этого прогрессивного в своей основе замысла Асафова, известный конструктор-подводник контр-адмирал М.А. Рудницкий, в 1970 г. в своей рукописи писал, что Асафов не принимал участия в начальном периоде проектирования подводных лодок, не изучил с доскональной полнотой опыт первой мировой войны и последние достижения в теории подводных лодок и, поэтому, допустил ряд ошибок при проектировании. Кроме того, понадеявшись на собственные силы, Асафов не воспользовался коллективным опытом подводников, конструкторов и строителей ПЛ, не всегда прислушивался к их мнению, что явилось и другой, не менее важной, причиной просчетов талантливого конструктора.

Следует отметить, что в годы Великой Отечественной войны ПЛ IV серии в основном занимались перевозкой боеприпасов, топлива и продовольствия из Кронштадта в блокированный Ленинград и осажденную военно-морскую базу Ханко, а также принимали участие в артиллерийской обороне города на Неве. К концу войны уцелела лишь подводная лодка “Искра” (П-3), которая затем использовалась в учебных целях.

Однако с именем А.Н. Асафова связана еще одна страница истории отечественного подводного кораблестроения. В 1932 году, когда началось формирование Морских Сил Дальнего Востока, правительство приняло решение о создании и срочном запуске в серийное производство субмарин малого тоннажа, позволяющем в собранном виде их доставлять на Тихий океан по железной дороге, без создания помех встречному движению. Эта задача была поставлена Асафову, который к этому времени был уже официально освобожден и назначен главным инженером Техбюро № 4.

Статья в тему:  Как сшить чехол на колпак лодочного мотора

Под его руководством в сжатые сроки был разработан технический проект двухторпедной малой подводной лодки прибрежного действия. Она имела водоизмещение около 160 т, скорость надводного хода 13 уз, подводного – 7 уз и рабочую глубину погружения 50 м. Прототипом послужила построенная в 1909 году И.Г. Бубновым 120-тонная однокорпусная лодка “Минога”, устройство и особенности которой Асафов подробно изучил еще в 1918-ом во время ее ремонта. Он также, по возможности, учел неудачный опыт проектирования подводной лодки “Правда”, заложив в конструкцию своей новой лодки более строгие и обоснованные инженерные решения.

20 марта 1932 года технический проект первой советской малой подводной лодки, получившей наименование “Малютка” VI серии, был утвержден с условием внесения в него некоторых улучшений, и 29 августа того же года на николаевском судостроительном заводе была заложена головная подлодка М-2 этой серии. До конца же года, там заложили еще шесть однотипных лодок.

Нужно сказать, что Асафов оценил преимущества электросварки и, одним из первых в отечественном подводном судостроении, настаивал на переходе от традиционно клепаных к сварным корпусам кораблей. Однако николаевские судостроители, ссылаясь на неподготовленность производства, приступили к выпуску “малюток” с клепаными корпусами. И только благодаря вмешательству и поддержке побывавшей в 1933 году в Николаеве комиссии, под председательством Начальника ВМС РККА В.М. Орлова, в которую входили П.Ф. Папкович, Ю.А. Шиманский и В.П. Вологдин, а также настойчивости других сторонников внедрения сварки в судостроение, завод все-таки приступил к постройке сварных подводных лодок VI серии.

Статья в тему:  Как называется спортивная одноместная лодка

Эти небольшие корабли оказались удачными и вполне боеспособными, хотя плавать и воевать на них, особенно в условиях тихоокеанских штормов и циклонов, было очень тяжело. 3 сентября 1934 года, докладывая Орлову о результатах испытаний первых 18 подводных лодок данной серии, председатель Постоянной комиссии по приемке кораблей А.К. Векман отмечал, что сварка полностью себя оправдала, и корпуса показали исключительную прочность и надежность на глубинах до 60 м. Лодки для своего водоизмещения обладали хорошей мореходностью, управляемостью и поворотливостью, а также мощным для своих размеров торпедным вооружением.

“Любили мы свои “малютки”, – вспоминал в конце восьмидесятых годов бывший командир подводной лодки М-1, первой вступившей в строй, адмирал Н.И. Виноградов. – Несмотря ни на что, считали их самыми лучшими лодками. И с сожалением расставались с ними”. В общей сложности было построено 30 “малюток” VI серии, из которых 28 вошли в состав Тихоокеанского флота, а две (М-51 и М-52) остались на Черном море. В годы войны они принимали непосредственное участие в боевых действиях на обоих – морском и океанском – ТВД.

Однако, завершив разработку проектов указанных подводных лодок и включившись в процесс их постройки и доводки, А.Н. Асафов начатое дело до конца довести не успел. Зимой 1933 года, возвращаясь на пароходе из служебной командировки в Германию, он серьезно заболел и 21 февраля 1933-го в возрасте 48 лет скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Ленинграде, где покоятся многие видные деятели российского флота, известные ученые и инженеры. На могиле Алексея Николаевича стоит небольшой обелиск, на котором высечена подводная лодка и надпись: “Асафов Алексей Николаевич. 1886 -1933 гг. Конструктор подводных лодок “Малютка” и “Правда”.

Статья в тему:  Как подогнать мотор под лодку

Источники:
Дмитриев В. Советское подводное кораблестроение. М.: Воениздат, 1990. С.110-126.
Крючков Ю. Создатель первой “Малютки” (Асафов Алексей Николаевич). // газета “Вечерний Николаев”. 7 декабря 2004.
Балабин В. Конструктор “Правды” и “Малютки”. // Морской сборник 1996. №6. С. 33-35.
Балабин В. История подводных лодок в трудах конструктора С. А. Базилевского. // Вопросы истории естествознания и техники. 2009. №2. С.28-32.
Отришко Ю. Подводный крейсер «Правда». // Моделист-Конструктор. 1991. №9. С.31-38

Глубинная одиссея. Как человечество создавало подводную лодку

Идея строительства кораблей, которые позволят перемещаться не только по воде, но и под водой, появилась ещё в древности. Ряд источников указывают на то, что Александр Македонский в IV веке до н. э. использовал некий аппарат, позволявший безопасно опускаться на морское дно.

Субмарина Леонардо

Среди изобретений легендарного Леонардо да Винчи, творившего в конце XV-начале XVI веков, есть и проект подводной лодки.

Согласно его чертежам, она представляла собой корпус с заострённой башей и рубкой, где мог находиться только один человек. Учёный создавал подводную лодку исключительно с целью потопления вражеских кораблей. Моряк на подводной лодке должен был незаметно подкрасться в порту к судну противника, прикрепить к обшивке корабля специальный трос, а другой конец троса с грузом бросить на морское дно. Когда корабль двигался с места, из-за груза дощатая обшивка отрывалась, и судно тонуло. Любопытно, что среди изобретений итальянца были также водолазный костюм и дыхательный аппарат для подводного плавания. Впрочем, эти изобретения да Винчи остались невостребованными.

Статья в тему:  Как сделать игрушечную моторную лодку своими руками

Подводный аппарат Дреббеля

Изобретателем первой действующей подводной лодки считается голландец Корнелиус Дреббель. В 1620 году, работая на английский флот, Дреббель построил подводную лодку из дерева, обтянутого кожей. Он использовал теоретические наработки Уильяма Борна, опубликованные за 40 лет до этого.

Дреббелю удалось не только построить несколько образцов субмарин, но и успешно их испытать в водах Темзы на глазах короля Якова I.

Самый совершенный вариант подлодки Дреббеля мог находиться в подводном положении несколько часов, имея на борту до 16 человек. Лодка совершила успешный переход от Вестминстера до Гринвича и обратно. Тем не менее британское Адмиралтейство сочло, что подобное судно не может быть полезным флоту.

«Потаённое судно» Ефима Никонова

В 1718 году Ефим Никонов, плотник из подмосковного села Покровское, подал челобитную на имя Петра I, в которой заявлял, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нём будет пушек, под потерянием своего живота, если будет не угодно».

Русский царь, с интересом относившийся к различным техническим новинкам, провёл беседу с Никоновым, убедился, что проект вполне серьёзен, и поручил Адмиралтейств-коллегии заняться практической реализацией замысла.

Первые испытания «потаённого судна» состоялись в 1724 году и закончились неудачей: лодка быстро опустилась на дно, корпус был повреждён от удара, в результате чего началось затопление. Изобретателя, находившегося на борту, успели спасти.

Статья в тему:  Сколько стоит ямаха 150

Пётр I не разочаровался в замысле и велел Никонову продолжать работы. Однако новые испытания также оказались неудачными.

После смерти царя в 1725 году чиновники Адмиралтейств-коллегии охладели к проекту «потаённого судна». В 1728 году работы были прекращены, а сам изобретатель отправлен на Астраханские верфи в качестве рядового плотника.

«Черепаха» Бушнелла

В 1775 году американец Дэвид Бушнелл создал проект боевой подводной лодки, получившей название «Черепаха». Длина судна составляла 2,3 м, высота — 1,8 м, ширина — 0,9 м. Корпус представлял собой две деревянные раковины, покрытые дёгтем. Погружение и всплытие обеспечивалось работой ручного насоса, который закачивал и выкачивал воду (которая использовалась в качества балласта) из резервуаров, передвижение — благодаря винтам, приводимым в движение мускульной силой. Кроме того, под корпусом лодки помещался свинцовый отрывной груз, служащий балластом и используемый для аварийного всплытия.

Подводная лодка была рассчитана на одного человека. Запас воздуха для дыхания был рассчитан на полчаса подводного плавания.

Бушнелл, доказавший, что порох взрывается под водой, создал бомбу с часовым механизмом, и с помощью двух своих изобретений намеревался атаковать английские корабли, блокировавшие бухту Нью-Йорка во время Войны за независимость.

7 сентября 1776 года сержант-доброволец Эзра Ли на «Черепахе» пытался атаковать британский флагман, однако не смог прикрепить мину к борту судна.

При второй попытке атаки английские корабли обнаружили буксирующее «Черепаху» судно, уничтожив и его, и субмарину.

Статья в тему:  У кого в мире больше подводных лодок

«Наутилус» Роберта Фултона

В 1800 году американский изобретатель Роберт Фултон, создатель одного из первых пароходов, вдохновившись работами Бушнелла, взялся за постройку подводной лодки собственной конструкции, которую собирался предложить Наполеону.

Лодка, получившая название «Наутилус», в 1801 году была успешно испытана в гавани Гавра.

Корпус лодки был деревянный с металлическими конструкциями, обшитый медными листами. В надводном положении лодка шла под парусом, в подводном приводилась в движение за счёт мускульной силы экипажа. Лодка была вооружена буксируемой на тросе миной.

Всего Фултон построил три модификации «Наутилуса», но проекты субмарин Наполеона не заинтересовали. Изобретатель предлагал «Наутилус» и английскому флоту, но британцы тоже сочли такую разработку бесполезной.

«Ханли»: история первой субмарины, потопившей боевой корабль

В США в период Гражданской войны проекты боевых субмарин разрабатывали представители Конфедерации, пытавшиеся найти эффективное противодействие флоту северян.

В условиях войны проекты осуществлялись в крайней спешке, что вело к гибели экипажей при испытаниях.

В 1863 году изобретатель Хорас Ханли, до этого имевший за плечами несколько попыток создания субмарин, спроектировал лодку, имевшую несколько названий, но впоследствии более известную по имени изобретателя — «Ханли».

Экипаж состоял из восьми человек: офицера-командира и семи матросов-гребцов.

Лодка была вооружена шестовой миной, содержащей более 40 кг пороха, прикреплённой на почти семиметровый шест, установленный в носовой части.

Испытания «Ханли» шли с переменным успехом. Вначале удалось успешно подорвать старый корабль, выступавший в качестве учебной цели. Однако вслед за этим лодка, возвращаясь на базу, внезапно затонула, унеся жизни пяти человек. Троим членам экипажа удалось спастись.

Статья в тему:  Как разобрать надувную лодку

Несмотря на всё это, 17 февраля 1864 года «Ханли» под командованием старшего лейтенанта Джорджа Е. Диксона вышла на боевое задание. Все члены экипажа были добровольцами, их считали смертниками.

В историю подводного флота 17 февраля 1864 года вошло как день, когда субмарина впервые успешно атаковала надводное судно. На рейде Чарльстона «Ханли» подорвала двенадцатипушечный винтовой шлюп ВМС США «Хаусатоник» водоизмещением 1240 тонн. В течение пяти минут он пошёл на дно, погибли пять членов экипажа, большинство спаслись или на шлюпках, или на обломках.

«Последний день Конфедерации» 140 лет спустя

«Ханли» не вернулась на базу. О её судьбе споры ходили почти полтора столетия. Многие склонялись к версии о том, что субмарина погибла во время взрыва мины. В то же время были сведения о том, что пост конфедератов получил условный сигнал от экипажа об успешном проведении атаки.

В 1970-х годах начались активные поиски «Ханли», и в 1995 было достоверно установлено место её гибели. В 2000 году корпус лодки был поднят на поверхность. Предполагается, что лодка, получившая повреждения от взрыва, совершив очередное погружение, вновь всплыть уже не смогла, и экипаж погиб от недостатка кислорода.

В 2004 году в Чарльстоне состоялись торжественные похороны последнего экипажа «Ханли». В американских СМИ этот день назвали «последним днём Конфедерации».

Сама отреставрированная лодка ныне экспонируется в реставрационном центре Уоррена Лаша, город Норт-Чарлстон, штат Южная Каролина.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: