Как выбрать лодочный электромотор для надувной лодки
SpinningPRO
Спиннинг для профессионалов
Электрические лодочные моторы: 20 лучших
Электрические лодочные моторы являются агрегатами использующими электрическую энергию аккумуляторной батареи для обеспечения движения лодки или катера по воде. Лодочные электромоторы не являются заменой бензиновым лодочным моторам, а скорее являются вспомогательными агрегатами, существенно расширяющими возможности пользования лодкой.
Многие владельцы лодок и катеров используют лодочный электрический мотор как вспомогательный. До места рыбалки они добираются на мощном бензиновом моторе, затем переключаются на электрический мотор для ловли рыбы с помощью троллинга или ловят рыбу на спиннинг.
Мощности электрического лодочного мотора чаще всего не хватает для преодоления сильного встречного течения или ветра, кроме того заряда аккумуляторной батареи хватает на весьма ограниченное время работы мотора.
Электрические лодочные моторы позволяют разогнать лоду до скорости максимум в 7-8 км/час, что позволяет передвигаться на лодке только в режиме водоизмещения, выйти с помощью лодочного электромотора на режим глиссирования невозможно.
Электрические лодочные моторы являются прекрасными помощниками рыболовов при ловле рыбы троллингом и при ловле рыбы на спиннинг. Лодочные электромоторы позволяют бесшумно подойти к месту рыбной ловли, обеспечивают лодке прекрасную маневренность, дают возможность плавания по мелководным и заросшим подводной растительностью участкам водоемов.
Конструкция лодочного электромотора
Электрические лодочные моторы имеют достаточно простое устройство. Большинство электромоторов состоят из следующих частей:
- Электродвигатель расположен в нижней части мотора, под водой. К ротору электродвигателя прикреплен винт, обеспечивающий движение лодки.
- Румпель расположен в верхней части лодочного мотора, служит для управления движением. Большинство моторов оснащаются телескопической рукояткой румпеля.
- Румпель электрического лодочного мотора подсоединен к блоку управления, внутри которого расположен электронный блок управления двигателем, а снаружи находится панель управления с переключателями и индикаторами.
- Штанга (дейдвуд) соединяет между собой блок управления и румпель с электродвигателем. Штанга изготавливается из прочного материала, чтобы исключить возможность поломки при столкновении с подводными препятствиями. Штанга имеет специальную систему, которая обеспечивает перемещение двигателя вниз или вверх для регулирования глубины погружения винта мотора, что очень удобно при передвижении по по мелководным или сильно заросшим водоемам.
- Струбцина закреплена на штанге мотора, она служит для крепления мотора к транцу лодки. Струбцина часто имеет систему регулирования угла наклона мотора.
- Аккумуляторная батарея обеспечивает лодочный электромотор электрической энергией. Располагается внутри лодки, отдельно от мотора и соединяется с ним электрическими проводами.
- Некоторые моторы кроме пульта управления расположенного рядом с румпелем имеют дистанционные пульты управления, которые могут быть проводными и беспроводными, ручными и ножными педальными. Дистанционные пульты управления дают возможность переключать передачи и менять направление движения лодки.
Характеристики лодочных электрических моторов
- Тяга развиваемая электрическим лодочным мотором является его главной рабочей характеристикой. У большинства лодочных электромоторов развиваемая ими тяга указана в названии мотора. Тяга измеряется в английских фунтах (lbs), которые можно легко перевести в килограммы умножив тягу в фунтах на 0,4536. Для лодки весом 0,5 тонны требуется тяговое усилие до 33 lbs, лодки весом в 1 тонну – до 45 lbs. Мощность лодочного электромотора измеряется в лошадиных силах или в ваттах. Тяга развиваемая мотором напрямую зависит от его мощности. Мощность большинства лодочных электрических моторов составляет от 0,3 до 1 лошадиной силы.
- Максимальный ток потребления электродвигателя при максимуме нагрузки влияет на емкость аккумуляторной батареи и время ее работы при максимальной нагрузке до полного разряда.
- Рабочее напряжение лодочного электродвигателя может быть 12 или 24 вольта, у абсолютного большинства моторов оно составляет 12 вольт.
- Способ регулировки скорости у лодочного электромотора может быть либо с помощью переключения передач (обычно пять скоростей для движения вперед и две-три скорости для движения назад) или плавное изменение скорости с помощью цифрового вариатора.
- Лодочные моторы различаются по месту установки на устанавливаемые на носу лодки и устанавливаемые на корме. Моторы устанавливаемые на корме лодки могут закрепляться на транце резьбовыми зажимами или устанавливаться на кавитационной плите главного мотора и управляться с помощью пульта дистанционного управления. Моторы устанавливаемые на носу лодки закрепляются на специальной монтажной платформе. Наиболее распространены моторы с румпельным управлением закрепляемые на транце.
- Вес лодочного электромотора зависимости от особенностей его конструкции и величины развиваемой им тяги и чаще всего находится в пределах от 3 до 15 килограммов.
- Высота дейдвуда (штанги) лодочного мотора подбирается в зависимости от высота транца лодки или катера на который этот мотор будет установлен. Большинство электрических лодочных моторов имеют высоту дейдвуда (штанги) от 600 мм до 1350 мм.
Достоинства
Электрические лодочные моторы обладают целым рядом существенных достоинств:
- Небольшие габариты и вес – электрические лодочные моторы не ухудшают маневренность лодки, их очень легко транспортировать, они не занимают много места в багажнике легкового автомобиля, их можно легко и просто устанавливать на лодку или катер.
- Малошумность – лодочные электромоторы практически бесшумны, что позволяет ловить самую осторожную рыбу не распугивая ее.
- Плавность тяги – электрические моторы имеют стабильное число оборотов на любых режимах работы, обеспечивая плавное движение лодки по воде даже на минимальной скорости.
- Легкий запуск – лодочные электромоторы моментально запускаются вне зависимости от погодных условий.
- Возможность эксплуатации на мелководных и заросших подводной растительностью водоемах благодаря наличию регулировки глубины погружения винта.
- Простота конструкции и надежность – лодочные электрические моторы обладают достаточно простой конструкцией с минимальным количеством подвижных деталей, поэтому они имеют больший срок службы по сравнению с бензиновыми моторами, не нуждаются в регулярных техосмотрах и зимней консервации.
- Экологичность – электрические лодочные моторы не выделяют выхлопных газов, поэтому безопасны для окружающей среды, на некоторых особо охраняемых природных объектах разрешено передвижение на лодках только с электрическими двигателями.
- Доступная стоимость – электрические лодочные моторы имеют более доступную стоимость по сравнению с бензиновыми лодочными моторами, что позволяет приобрести их с меньшим ущербом для семейного бюджета.
Лодочный электромотор: обзор лучших моделей и характеристик со сравнительным тестом конструкций, и советами, как выбрать
Лодочные электродвигатели обычно используются на небольших лодках. Рыбаки ценят их, прежде всего, за бесшумную работу и низкие эксплуатационные расходы.
Однако не все так гладко – такие моторы также имеют недостатки. На какие характеристики обратить внимание при выборе? Какие есть плюсы и минусы? Об этом пойдет речь далее.
Содержание
Достоинства электромотора
Достоинства этих моторов – бесшумная работа, простота установки и комфорт. Не нужно беспокоиться о замене масла. Достаточно просто проверить заряд аккумулятора, установить мотор на транец и можно отправляться.
Электродвигатели пользуются наибольшей популярностью у рыболовов. Владельцы яхт реже ими пользуются. Иногда их покупают владельцы парусных лодок меньшего размера и используют во время маневрирования в порту.
- Электродвигатель может использоваться для движения легких катеров массой до 2 тонн. Мощность электродвигателей чаще всего выражается в фунтах.
- Например, буксировочная способность 55 фунтов (25 кг) позволит перемещать лодку с максимальным весом около 1500 кг.
- Лучше всего спросить продавца, потому что часто двигатели разных марок, хотя и имеют одинаковое тяговое усилие на валу, с помощью другого гребного винта могут приводить в движение лодки совершенно разного веса.
Рекомендуется приобретать лодочные электромоторы самых лучших брендов.






Так ли выгоден и экологичен
Небольшой двигатель внутреннего сгорания, особенно четырехтактный, сжигает очень мало топлива. Его сложно назвать неэкологичным. Электродвигатели требуют аккумуляторов, и здесь возникает проблема их утилизации.
- Что касается затрат на покупку, то цена на лодочный электромотор не слишком кусается – можно купить мотор очень хорошего качества за небольшие (относительно стоимости двигателя с ДВС) деньги.
- Но ведь еще требуется батарея и зарядное устройство. В итоге получается приличная сумма. Если немного доплатить, то можно приобрести двигатель внутреннего сгорания, который будет обеспечивать большую мощность и работать с совершенно другим крутящим моментом.
Данные двигатели легкие, обычно их вес не превышает 10 кг.
Продолжительность плавания
Зависит от емкости аккумулятора, мощности двигателя и его передачи, а также веса лодки. Можно предположить, что гелевый аккумулятор емкостью 100 Ач должен проработать от 2 до 12 часов.
Однако если максимально израсходовать батарею, то после будет долгая зарядка аккумулятора длительностью до 20 часов.
Что узнать перед покупкой
Если приобретается новое устройство, то следует поинтересоваться о сервисном обслуживании и гарантии. Также стоит знать энергопотребление, потому что благодаря этому можно понять, как долго получится плавать без зарядки аккумулятора. Особенно это важно для мощного лодочного электромотора.







Какие элементы ломаются чаще всего
Обычно заменяют щетки, сальники и прокладки. Если уплотнение повреждено и в двигатель попала вода, неисправность может быть более серьезной. Иногда даже лучше купить новый двигатель, чем ремонтировать поврежденный.
Поэтому владельцам таких агрегатов следует тщательно заботиться об оборудовании, а прежде всего о состоянии уплотнителей. Большой ущерб наносят лески, которые очень часто цепляются за болт, а вал мотора затягивает их под уплотнения, что приводит к повреждениям элементов. Компании пытаются минимизировать эту угрозу разными способами.
Для предотвращения наматывания лески на вал устанавливаются винты со специально профилированными лопастями (их можно реализовать при создании самодельного лодочного электромотора), однако это полностью не решает проблему.
Подержанные электродвигатели
Двигатель не настолько дорогой, чтобы рисковать покупкой вторичного устройства. Немного сэкономив, человек не будет точно знать, как его использовали; у него не будет той гарантии, которую всегда дают при покупке нового устройства. Обычно производители предоставляют гарантию сроком на один или даже три года.
Использование двигателя
Во время плавания на лодке стоит послушать работу двигателя, понять, какие звуки он издает. Это понадобится для оценки правильности работы двигателя. Если будут замечены изменения в работе двигателя, стоит остановить его и проверить, не застряли ли водоросли в винте.
Если все в порядке, то можно перезапустить его. Шумы никуда не делись? Тогда нужно снять двигатель, открутить винт и проверить, не застряла ли леска или тесьма под винтом. Для большей наглядности лучше посмотреть фото лодочного электромотора в ремонте.





Конец заплыва
После остановки лодки лучше не вынимать двигатель сразу из воды. Стоит подождать около 10 минут. За это время вода будет собирать накопленное тепло от двигателя и (электроники), это предотвратит перегрев (продлит срок службы двигателя/модуля управления).
После можно отсоединить двигатель и снять его с транца.
- После снятия двигателя стоит проверить его герметичность.
- Для этого вынимают его из воды, ждут примерно 10 секунд, а после поворачивают на 180 градусов (вверх ногами) примерно на 10 секунд.
- Требуется убедиться, что не идет вода из-под рычага переключения передач.
- Если вода вытечет, значит, двигатель потерял герметичность.
Отсутствие герметичности означает, что леска попала в уплотнитель, либо уплотнения просто изношены и требуют замены.
Техническое обслуживание
После использования рекомендуется тщательно вытирать двигатель насухо.
- Если он использовался в соленой воде, то его требуется промыть в водопроводной воде, затем вытереть насухо.
- Далее на него наносят двигатель силиконовый спрей, предназначенный для очистки и обслуживания двигателей.
- Также проводится внешний осмотр после каждого сезона, наносят силиконовое средство на днище двигателя и оставляют его без протирания.
- Средство останется на поверхности и создаст пленку защиты от влаги.
Стоит регулярно осматривать двигатель, желательно после сезона, но не позднее, чем до него. Почему? Если двигатель набрал воду и оставил ее до весны, ремонт может быть очень дорогим из-за коррозии.
Набор для экстренного случая
Всегда стоит брать с собой аварийное снаряжение, необходимые инструменты. Каким бы надежным не был двигатель, он может выйти из строя в самый неподходящий момент. Особенно это актуально для лодочного электромотора, сделанного своими руками.
Также не стоит забывать про весла, телефон, аптечку, чистую питьевую воду.
Статьи и тесты
Выбираем лодочный электромотор 02.06.2019
Для чего нужен лодочный электромотор?
Электромотор для лодки чаще всего называют троллинговый мотор и обычно является вторичным средством приведения в движение катера — дополнительным мотором. Установливается на транце вдоль основного лодочного двигателя или на специально изготовленном кронштейне. Способен передвигать лодку или катер общим весом до 1200 кг. Используется для точного маневрирования лодки, позволяющая рыбаку бросать свою приманку туда, где находится рыба.
Для мелких лодок и лодок ПВХ возможно применение электромотора как основного двигателя.
Троллинговый мотор, подразумевает, что он широко применяется именно для рыбалки. Но это не только ловля «на дорожку», электромотор — это еще и мечта активного спиннингиста. Невероятно удобно облавливать небольшие заливчики, медленно передвигаясь вдоль уреза не выключая мотор. При ловле в отвес очень помогает при ветре, не нужно бросать якорь. Очень хороши лодочные электромоторы при прохождении заросших участков, когда не очень-то и погребешь веслами среди зарослей камыша.
В первую очередь электромоторы применяются для ловли рыбы на спокойной воде маленьких водоемов — озер, небольших водохранилищ, заливов, рек без сильного течения. Электромотор используется, в первую очередь, как добавочный мотор на лодках и катерах и именно для очень удобной рыбалки. Без проблем передвигает лодку или же катер общим весом до 1200 кг. Для мелких лодок возможно применение электромотора как основного двигателя. Ну и, естественно, электромотор это удачная замена весел.
Основные преимущества электромоторов:
Лёгкий. Электрический мотор для лодки, даже самый мощный, очень лёгкий. Его масса не превышает 10 кг.
Бесшумный. Отсутствие шума от работы двигателя. Подплыть к какому-то месту можно тише, чем на веслах.
Экологичен. Нет выброса СО2.
Легкий запуск. Быстро запускается, не нужно раскачивать как бензиновый.
Высокая проходимость. Может использоваться на мелководье, практически не наматывает траву.
Экономный. Более простой в обслуживании, чем бензиновый и не потребует дополнительных затрат на бензин, масла и свечи. Не требует консервации на зиму.
Маневренный. Хорошие маневренные показатели.
Компактный. Электромотор занимает минимум места в багажнике авто.
Дешевый. Комплект электромотора с аккумулятором в два раза дешевле бензинового мотора минимальной мощности.
Некоторые минусы:
— Маленький запас хода. В реальности, одной зарядки аккумулятора хватает на 1-2 дня рыбалки.
— Невысокая скорость передвижения, не больше 5-7 км/час.
— Невозможность передвижения при сильном течении или же сильном ветре.
Все вышеперечисленные минусы проявляются в случае использования электромотора, как основного и единственного двигателя, установленного на лодке. В том случае, если на лодке есть еще и бензиновый лодочный двигатель, то дополнительное наличие электромотора добавит только достоинства на рыбалке.
Внутреннее устройство электромотора
Лодочный электромотор невероятно долговечен и надежен. Почему, спросите Вы? Да конструкция неимоверно простая и ломаться тут особенно то и нечему.
В верхней части размещен электронный блок управления, позволяющий менять скорость вращения винта или же включать реверс. Зачастую румпель выполнен с выдвижной телескопической ручкой, что позволяет подстраивать ее длину «под себя».
В нижней части размещен электродвигатель с насаженным на его вал напрямую винтом. Из изнашивающихся деталей здесь только щетки на электродвигателе, которые нетрудно заменить.
Блок управления соединяется с электродвигателем посредством ноги-штанги. Ее пружинистые свойства позволяют избежать больших проблем при наезде на препятствие.
И есть у электромоторов еще одна изюминка — винт элементарно устанавливается на необходимую глубину опусканием-подъемом скользящей штанги. Невероятно полезная вещь при прохождении мелководья либо травы.
Гребной винт
Традиционно компании-изготовители позиционируют двухлопастные винты электродвигателей, как «незацепляйки», совершенно не наматывающие траву. В действительности, «абсолютно» не собирать на себя траву не получается, однако, в реальности, собирается ее значительно меньше, чем на винтах бензиновых моторов.
Система управления
Возможны две принципиально разные системы управления мотором — ручная и ножная.
Ручное управление подобно управлению обыкновенных подвесных бензиновых моторов — поворот направления румпелем, вращение ручки «газа» добавляет или же уменьшает ход, переключая мотор на другую рабочую скорость. Двигатели с вариаторным управлением переключают скорости плавно, без щелчков. Основное отличие от бензиновых заключается в том, что мотор не нужно заводить, он практически всегда готов к движению.
А вот в электромоторах с ножным управлением все гораздо интересней. Управление поворотами, переключение скоростей и выбор режима вперед-назад осуществляется ногой с помощью педали. Управление несложное и интуитивно понятное. И для чего это нужно? Обе свободные от управления мотором руки оценят любители активной ловли спиннингом.
Установка на лодку
Установка электромотора на лодку никаких проблем не вызывает. Их можно устанавливать даже на самые примитивные надувные лодки, применив навесной транец.
При наличии основного, бензинового двигателя, электромотор для рыбалки можно установить параллельно основному, или же на носу лодки. Существуют так же модели моторов с особым креплением на носу катера.
Выбор необходимой мощности
Мощность лодочного электродвигателя обозначается не в знакомых для моторов внутреннего сгорания лошадиных силах, а в развиваемом мотором тяговом усилии. По традиции штатовских фирм-изготовителей лодочных электродвигателей, в характеристиках мотора «тяга» обозначается в фунтах. Упрощенно тягу можно проверить так — привязываем к лодочному фалу простейшие рычажные весы (безмен, кантор), а безмен к неподвижной опоре. Запускаем электромотор на полную мощность. Показываемые безменом «кг» и есть «тяговое усилие» данного мотора.
Иногда, в характеристиках лодочного электромотора указывают не «тяговое усилие», не совсем понятное для выбора мотора под строго определенную лодку, а максимальный вес лодки, который данный мотор сумеет легко осилить. С максимальным весом лодки все ясно. Берете вес лодки, прибавляете вес мотора и аккумулятора, добавляете свой вес и вес всего перевозимого в лодке снаряжения и снастей, это и будет тот вес, по которому нужно подбирать мощность мотора.
А вот, на тот случай, если в характеристиках электродвигателя указана только «тяга», в кг или же в Lb (фунтах), то для подбора нужной мощности можете воспользоваться табличкой (1 фунт = 0.454 кг).
Передача | 500 | 600 | 700 | 800 | 1000 | 1200 |
Скорость, км/ч | 13,6 | 15,4 | 16,8 | 18,1 | 20,4 | 25,0 |
Время макс. плавания, час | 30 | 34 | 37 | 40 | 45 | 55 |
Отметим, что такой подбор нужной мощности мотора является всего лишь приблизительным. Реально требуемая мощность будет зависеть и от лодочных размеров и ее обводов, и от лодочного винта, и от развесовки груза в лодке, и от условий плавания. Всегда лучше брать мотор с некоторым резервом мощности.
Мощность мотора и скорость движения
Для лодочных электродвигателей опять все не так, как у обыкновенных бензиновых моторов. Электромоторы позволяют двигаться только в водоизмещающем режиме без выхода на глиссирование. Именно поэтому, существенное увеличение мощности электромотора, а соответственно и средств на его получение, увеличивает скорость лодки незначительно. Средняя скорость лодки под электромотором, на полной его мощности, составит порядка 5-8 км/час. Повышение мощности мотора в 1,5 раза, увеличит скорость передвижения всего на 1-3 км/час. И еще раз напоминаем, что лодочный электромотор не является «маршевым» мотором и у него вовсе другие задачи.
Скорость, время, расстояние…
Приведем данные измеренных скоростей на пластиковой лодке длиной 3,3 м с одним рыбаком и поклажей на борту при использовании мотора минимальной мощности 30. Время движения до полной разрядки аккумулятора несложно вычислить, поделив его емкость на потребляемый мотором ток. Напомним, что традиционно приводится максимально потребляемый ток на максимальной передаче. При движении на более низких передачах существенно снижается и потребляемая сила тока.
Передача | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я |
Скорость, км/ч | 2,6 | 3,2 | 3,8 | 4,4 | 5,6 |
Время макс. плавания, час | 11 | 8 | 6 | 5 | 2,5 |
Макс. расстояние, км | 27 | 25,6 | 22,8 | 22 | 14 |
В таблице добавлены расчетное время движения на самых разнообразных передачах и максимально пройденное расстояние при использовании аккумулятора емкостью 75 А/ч до полной его разрядки. Обычно, полной зарядки тягового аккумулятора емкостью 80-90 А/ч вполне хватает на целых два дня полноценной рыбалки.
Обзор электромоторов для надувных лодок
Многие обладатели надувных лодок не раз задумывались об установке на свои судна электрического мотора. Бесшумность, столь ценимая при ловле на спокойной воде, в сочетании с высокой маневренностью снискали добрую славу электромоторам у многих рыболовов.
- Что представляет собой лодочный электромотор ↓
- Преимущества и недостатки ↓
- Электромоторы для надувных лодок – цены ↓
- Как выбрать электромоторы для надувных лодок ↓
- Системы управления ↓
- Советы по использованию электромоторов на лодках ↓
- Как правильно установить электромотор на надувную лодку ↓
- Электромотор для лодки своими руками ↓
- Итоги, блиц-советы ↓
Данный тип двигателей сильно выручает при ловле щуки, окуня, жереха, подходя к ним максимально мягко, не поднимая лишних волн, в отличии от гребли веслами. Надувная лодка в сочетании с электромотором идеально подходит для озер, прудов, заливов, малых рек. Немаловажным фактором, является экономия на бензине, а также легкость в обслуживании.
Что представляет собой лодочный электромотор
Давайте взглянем на конструкцию лодочного электромотора, она состоит из:
При этом двигатель состоит из:
- прочной композитной трубы;
- обтекателя редуктора;
- мотора и закрепленного на его вал гребного винта.
Разные компании выпускают модели винтов с различным размерами и количеством лопастей. Популярными считаются винты с двумя лопастями. Они не цепляют водоросли и ил, хотя периодически очищать их от травы все же необходимо.
Помимо этого, от глубины погружения винта, зависит мощность работы двигателя. Чем винт глубже, тем эффективнее мощность, но здесь появляется вероятность повреждения винта о дно.
Преимущества и недостатки
Несмотря на ряд очевидных плюсов электромоторов, некоторые любители рыбалки до сих пор, не воспринимают их серьезно. В основном так думают владельцы крупных моторных лодок с бензиновым движком.
Тем не менее, электрический мотор обладает рядом преимуществ:
- Легкость в эксплуатации. Уход за агрегатом прост и дешев. Необходимость в смазке практически отсутствует. Также не требуется подготавливать мотор к хранению на зиму.
- Цена. Электромотор стоит относительно дешево и работает от аккумулятора не требуя постоянных затрат на топливо. Аккумулятор придется покупать отдельно. При этом цена комплекта, все же значительно ниже бензинового двигателя
- Бесшумность. Одно из самых главных преимуществ для любителей умиротворенного отдыха. Лодка без труда может зайти в самые мелкие водоемы, не создав лишнего шума и волн. Идеально подходит для ловли «на дорожку».
- Хождение на мелководье.
- Удобное управление, не требующего большого опыта и мобильность. Двигатель запускается за секунду, а передачи переключаются быстро.
- Возможность троллинга на скорости 3 км/ч.
- При спокойном ветре может заменить якорь.
- Вес самого мотора, редко переваливающий за 9 кг. Некрупные габариты вполне позволяют уместить агрегат в багажнике машины.
- Индикатор заряда батареи. Аккумулятор заряжается относительно быстро, однако зарядку нужно планировать заранее.
- Экологичность. Электричество не загрязняет окружающую среду, в то время как бензиновые моторы запрещены на некоторых водоемах.
При всех плюсах, электромотор имеет и некоторые минусы:
- В первую очередь необходимость покупки тягового аккумулятора. Необходим тяговый аккумулятор, автомобильный не годится, в силу того, что требуются постоянная поддержка напряжения, а не единичные импульсы.
- Вес аккумуляторной батареи может достигать 30кг. Размер батареи зависит от длины лодки. Если лодка меньше пяти метров годятся 12 и 24 вольтные модели, с весом примерно 20 кг. При длине судна более пяти метров нужны 36 вольтные АКБ.
- Зависимость от погоды. При сильных волнах появляется вероятность сильно «замочить» батарею. Сюда же относится сильный ветер, уменьшающий эффективность работы электромотора.
- Малая скорость движения. При загрузке в 250 кг максимальная скорость средней электромоторной лодки против ветра достигает 5 км/ч. Наибольшей скоростью при минимуме нагрузки для лодок длиной больше 8 метров может стать 12-15 км/ч. Для лодок меньше 8 метров, то есть для большинства, этот показатель понижается до 7-10 км/ч.
- Время непрерывной работы аккумулятора 100 А/ч на максимальной скорости в среднем составляет 2 часа, а пройденное расстояние 10-12 километров. То есть порыбачить на электромоторе, в среднем удастся не более 2 дней. Правда, всегда можно взять второй аккумулятор, но это ударит по весу судна.
Данные недостатки, однако, являются, скорее, некими техническими ограничителями. Если у владельца лодки имеется возможность для постоянной зарядки АКБ, данный тип моторов является идеальным средством для ловли рыбы не только в небольших водоемах, но и в крупных реках и даже морях.
Электромоторы для надувных лодок – цены
Цена на электромотор напрямую зависит от его мощности, которую измеряют в тягах и обозначают в фунтах(lbs). Тяговое усилие получается из максимальной массы, которую способен толкнуть двигатель при максимальных оборотах. Для отечественного покупателя многие магазины все же переводят фунтовую тягу (lbs) в привычные лошадиные силы (л.с.) или, по крайней мере, в кг.
В целом цены на электромоторы можно поделить на 3 сегмента:
- До 10 тыс. руб. Моторы начальной категории с тягой не более 35 lbs (0,5 л.с.). Такие модели редко имеют плавное переключение скоростей. При этом имеют индикатор уровня заряда и потребляют 12в.
- От 10 тыс. руб. до 40 тыс. руб. Большинство моделей на рынке входят в эту ценовую нишу. Их мощность примерно равна 0,7 л.с. Они оснащены плавным переключением передач имеют цифровые вольтметры и повышенный порог максимально потребляемого тока. Также здесь встречается ножная система управления и телескопический румпель.
- От 40 тыс. руб. до 300 тыс. руб. за самые топовые модели. Профессиональные моторы, сделанные из самых лучших материалов, способные тянуть самые большие лодки. Их мощность может достигать 3 л.с. Имеют функции автопилота и управление через педали или пульт. Усовершенствованные винты, встроенные сонары – все это обеспечивает максимальный комфорт, но и требует существенных затрат.
Лучшими фирмами, производящими электромоторы сегодня являются:
- Minn Kota.
- Flover.
- Haswing.
- WaterSnake.
Отдельного слова заслуживает аккумуляторная батарея.
Изначально, аккумуляторы делятся на:
- стартовые, подающие мгновенные импульсы тока, не способные работать длительно;
- тяговые, применяемые для лодок, тяговые работают долго и не выходят из строя даже при полном разряжении.
Из характеристик здесь можно отметить:
- емкость аккумулятора, измеряемую в А/ч, зависящую от мощности мотора;
- мощность аккумулятора в вольтах, влияющую на эффективность работы двигателя.
Стоимость тяговых аккумуляторов варьируется от 1500 руб. за самые простенькие и до 30 тыс. руб. за дорогие гелиевые модели.
Как выбрать электромоторы для надувных лодок
Говоря о мощности мотора, следует учитывать размер имеющегося плавсредства:
- лодкам длиной до 3 метров и максимальным весом 500 кг подойдут моторы с тягой 30 lbs или 0,4 л.с.;
- лодкам от 3 до 4 метров и максимальным весом до 900 кг необходимы моторы не меньше 40 lbs;
- для суден длиной от 4 метров и грузоподъемностью более 1000 кг нужны самые мощные электромоторы в 50 lbs и выше.
Также выбирая мотор, вы должны планировать, время его работы без подзарядки:
- аккумуляторы емкостью до 75 А/ч способны питать мотор 1 день и пройти не более 12 км на 5 передачи, и 22 км на первой;
- аккумуляторы имеющие объем 100 А/ч продержат судно на плаву около 2 дней и способны пройти до 26 км на первой передаче;
- емкость выше 100 А/ч используется не так часто, в силу громадного веса (до 50 кг) высокой стоимости и требования специального зарядного устройства.
Системы управления
Для лодочных электромоторов доступны три системы управления:
- Управление посредством румпеля называется ручным и не отличается от управления обычными моторами на бензине. Переключает скорость поворот ручки румпеля, а направление меняется перемещением всей его конструкции. Данный способ управления удобен тем, что винт всегда «под рукой» и в случае чего, его можно оперативно поднять.
- Педальное управление осуществляется ногами. Нажатием на педаль регулируется выбор передачи, направление и даже повороты. Данный способ управления особенно удобен спиннингистам.
- Дорогие модели оснащены дополнительно пультом, правда, данный способ управления целесообразен для особенно больших лодок.
Советы по использованию электромоторов на лодках
- Если аппарат не оснащен плавным регулятором переключения скоростей, то менять передачи следует мягко и по порядку. Помимо вреда самому мотору, урон наносится и по аккумулятору. Тяговый аккумулятор не любит скачков в напряжении.
- Правильно распределяйте вес на судне. Мотору гораздо легче тянуть лодку, поэтому расположить его можно на носу, хоть это и требует дополнительного тюнинга. Основные тяжести расположить следует равномерно посередине судна. Это поможет легко контролировать повороты.
- Самая предпочтительная скорость – третья. На ней максимально экономится аккумулятор, плюс с неё удобно плавно переключаться.
- Следите за глубиной винта. Если в воде есть сети браконьеров, поднимите штангу повыше.
- Периодически чистите винт от посторонних предметов.
- Не забывайте менять щетки.
- Раз в сезон просушивайте и смазывайте движок.
Как правильно установить электромотор на надувную лодку
Подвесной мотор поставить на лодку может запросто каждый.
В основном, на надувные лодки моторы вешаются:
- На транец. Правда, здесь, каждый мотор имеет свой предпочтительный вариант крепления.
- На уже установленный мотор. Такой вариант популярен, когда электромотор используется в роли дополнительного двигателя.
- Также возможно крепление на нос. Тут владельцу лодки может потребоваться небольшая кастомизация.
Электромотор для лодки своими руками
Теоретически хороший мотор можно собрать и вручную. Тем, кому не по карману дорогостоящие агрегаты всегда могут попробовать сделать движок для своей лодки самостоятельно. Для этого нужны прямые руки, хорошие инструменты и конечно желание.
Требуется:
- Электрический мотор. Народный ум додумался брать моторы даже из дрели. Здесь важно, чтобы «вольтаж» мотора совпадал с аккумулятором.
- Собственно источник питания – аккумулятор. Как уже было отмечено, щелочные АКБ не годятся для данной цели.
- Винт, который можно снять с неработающего мотора или сделать самому из металла.
- Редукторы, которые можно взять например от сломанной болгарки.
- Трубка для самой конструкции.
- Рулевая колонка.
- Струбцины, крепящие мотор с рулем и лодкой.
Итоги, блиц-советы
Итак, выбирая электромотор, владелец лодки получает легкое и удобное приспособление для ловли пугливой рыбы, хорошего спиннинга и троллинга. Приемлемая цена в сочетании с легкостью в обслуживании делают электромоторы желанным аппаратом на многих суднах.
Время рыбалки в 2 дня, которое можно провести в экологически чистых водоемах оценили многие любители бестревожного отдыха. А постоянно развивающиеся технологии, со временем позволят увеличить это время еще.