3 просмотров

Как всплывает подводная лодка во льдах

Какой толщины лёд проламывает подлодка?

Самой первой всплыла среди льдов советская ракетная подводная лодка К-33 проекта 658 в декабре 1961 года. Тогда судно 8 раз ломало лед толщиной до 40 см. Сильно ли изменились возможности подлодок с тех времен?
И да, и нет. Насколько известно из открытых источников, советский рекорд – 2,5 метра.

25 августа 1995 года, Северный полюс.

В августе 1995 года на Северном полюсе самая большая подводная лодка в мире проекта 941 “Акула” ТК-20 “Северсталь” начала всплытие для учебных стрельб. Стоит сказать, что подлодки не всплывают где захотят. Для этого ищут полынью или промоину.

Полынья – незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
Промоина (во льду) – отверстие во льду, промытое течением.

ТК-20 “Северсталь после всплытия

ТК-20 “Северсталь после всплытия

В тот день, 20 августа, подлодку течением развернуло, и она встала поперек полыньи. Несмотря на это, всплыли, правда не без последствий. Даже на самой большой подлодке в мире такая толща льда оставила на память следы.

Эту же вмятину видно, кстати, на первой фотографии.

У моряков США рекорд 1.55 м. на подлодке USS Charlotte (SSN-766), 29 ноября 2005 года (4 фото):

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.

Статья в тему:  Как сесть в лодку в майнкрафте на компьютере

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Рекорды это хорошо, однако лёд бывает разный. Да и сама необходимость ломать лёд более метра отсутствует. Во-первых, нужно беречь лодку. Во-вторых, люки пусковых шахт могут и не справиться с такими кусками льда. Тогда вся команда выходит очищать судно. В-третьих, лодка может и застрять.

В марте 2018 года подлодка США USS Hartford (SSN 768) застряла во арктических льдах во время учений по отработке ударов по территории РФ

Толстый лед повредит не столько каркас, сколько резиновое поглощающее покрытие. От удара он может расползтись, и лодка потеряет свою акустическую малозаметность. Это куда серьезнее.

Поэтому по обыкновению современные подлодки флота РФ в среднем всплывают так: 0,6 м льда без хода и 0,8 м – на ходу. А больше и не надо, беречь дорогую технику надо.
А как вы думаете: надо ли ломать всё и везде? И что вы знаете об этом вопросе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Взломанный лед: как подводные ракетоносцы научили всплывать в Арктике

Сегодня это крупнейший мировой научно-исследовательский центр. Вот лишь небольшой перечень направлений его деятельности: фундаментальные исследования в области морской и речной техники; разработка и обоснование программ кораблестроения и судостроения; разработка и экспертиза проектов морских и речных кораблей, судов и сооружений; исследования в области гидродинамики, прочности, энергетики и электроэнергетических систем, физических полей, гидроакустики; проектирование электротехнического оборудования, гребных винтов, движительных комплексов; проектные решения и разработки по созданию платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе.

Статья в тему:  Лодка надувная чем лучше накачать

Бассейн Крыловского центра, в котором проходят натурные испытания всего, что будет работать в водной среде, самый большой в мире – его длина составляет 1 322 метра.

А начиналось все в 1894 году, когда в строй ввели первый российский опытовый судостроительный бассейн на территории Новой Голландии. В его создании участвовала целая плеяда отечественных ученых самых различных направлений, морских офицеров и адмиралов, высокопоставленных чиновников. В середине ХХ века уже в новом месте – тогда на окраине Ленинграда – был построен научно-исследовательский центр, которому в 1944 году присвоили имя академика А.Н. Крылова.

Историческое здание первого опытового судостроительного бассейна в Новой Голландии сохранилось вплоть до ХХI века. Но место оказалось слишком лакомым для недалеких историческим умом, но состоятельных людей. Бассейн и все постройки вокруг него разрушили, территорию отдали под коммерческое строительство. А ведь могли отстроить на этом месте, ничего не руша, интереснейший музей истории морской техники и ее создания. Был бы он сегодня одной из жемчужин мировых музеев техники и, несомненно, приносил немалый доход в городскую казну. Жаль, конечно, но главное – сам Крыловский центр в его нынешнем виде сохранился и работает очень активно.

Обо всех направлениях его деятельности рассказать в одной публикации невозможно.

Например, в центре ведут работы по адаптации разработок, которые велись исключительно в военных целях, к гражданскому судостроению. В частности, в рамках проекта “ЭкоБот” создается энергомодуль на топливных элементах. Он будет построен на базе отечественных батарей топливных элементов с твердополимерным электролитом и конвертора органического топлива. Планируется, что его мощность составит один мегаватт. Этого хватит и на движение судна, и на его освещение, и на работу приборов.

Статья в тему:  Нос лодки как называется

Суда, оснащенные такой энергетикой, будут экологически чистыми, отсюда и название – “ЭкоБот”. Расчеты показывают, что в десятки раз уменьшатся выбросы вредных веществ и парниковых газов, в том числе по окислам серы, азота, СО и до тридцати процентов выбросы углекислого газа, что позволит получить годовую экономию российских квот вредных выбросов в окружающую среду по Киотскому протоколу в размере нескольких десятков миллионов тонн при серийном переходе на судовые энергоустановки с топливными элементами.

По словам специалистов, простота в эксплуатации, автоматическое управление и увеличение сроков техобслуживания делают их пригодными для оснащения даже безэкипажных судов.

Вне сомнения, одно из самых интересных направлений – исследования, связанные с плаванием и работой в арктических широтах.

Россия возвращается в Арктику всерьез и навсегда. Для обеспечения этого возврата необходимы совершенно новые разработки в области арктических технологий. И они ведутся.

Сейчас в Крыловском центре просчитаны концептуальные проекты судов и морской техники высокого ледового класса. Это целая линейка атомных и дизель-электрических ледоколов для использования на Севморпути и Арктическом шельфе, научно-исследовательские суда для работы в полярных широтах, включая научно-исследовательские суда для рыбопромысловой отрасли, имеющие уникально низкий уровень шума, суда для развития шельфовых проектов, начиная с судов 3D-сейсморазведки, арктических буровых судов и заканчивая всеми видами буровых и эксплуатационных платформ для широкого диапазона глубин, ледовых и метеорологических условий.

Статья в тему:  Сколько стоит регистрация резиновой лодки

Для исследований в области строительства различных объектов в Арктике введена в эксплуатацию ландшафтная аэродинамическая труба, которая по своим техническим возможностям является уникальной даже по мировым меркам. Благодаря большим размерам ее рабочей части можно проводить аэродинамические испытания крупномасштабных портовых сооружений, терминалов отгрузки углеводородов, угля, руд, а также макетов кораблей, судов, морских платформ, прибрежных объектов военной и гражданской инфраструктуры. По полученным результатам будут даваться конкретные рекомендации по конфигурации и размещению корабельных надстроек и вертолетных площадок, наиболее благоприятным местам строительства различных объектов.

Аэродинамические испытания крупномасштабного макета будущего атомного ледокола “Лидер” с хорошей детализацией и воспроизведением пограничного слоя атмосферы существенно повысят точность предсказания аэродинамических характеристик. Определяются аэродинамические нагрузки на надводную часть судна, которые необходимы для оценки его управляемости. Ведутся измерения поля скоростей воздушных потоков над взлетно-посадочными площадками – это необходимо для выбора безопасной траектории (глиссады) посадки на ледокол вертолетной техники. Также исследуется задымляемость надстройки судна выхлопными газами от вспомогательных энергоустановок, что необходимо при оптимальном выборе размещения выхлопных и заборных отверстий системы вентиляции.

Такие исследовательские работы при создании ледоколов в нашей стране ведутся впервые. И “Лидер” действительно станет лидером в части реализованных в нем ноу-хау с хорошей предварительной проработкой.

В истории Крыловского центра есть одна малоизвестная страница, связанная с Арктикой. “Российская газета” рассказывает об этом первой.

Статья в тему:  Почему подводная лодка называлась курск

Сама Природа подарила нам огромную и абсолютно защищенную стартовую площадку для межконтинентальных баллистических ракет – ледовый панцирь Ледовитого океана. Находящийся под его прикрытием подводный ракетоносец невозможно отследить. Поэтому его удар будет всегда гарантирован и сокрушителен для врага. Проблема в том, что всплыть для залпа в урочный час, проломив двухметровую толщу льда, оказалось делом почти невозможным.

Все американские подлодки, всплывавшие в Арктике, были многоцелевыми. Стратеги у них не всплывают до сих пор. И почти каждое всплытие превращалось в проблему. Иногда удавалось высунуть из-подо льда только рубку, случалось, что всплывшая субмарина намертво вмерзала в лед, и “утопить” ее обратно получалось с огромным трудом.

Те же проблемы были и у нас. В Крыловском центре над их решением бились долгие годы. Было проведено множество расчетов и огромное количество сложнейших экспериментов. И только в 1979 году первый советский атомный подводный ракетоносец смог взломать ледовый панцирь и всплыть.

Пусть об этом расскажет непосредственный участник тех событий, ныне советник генерального директора “Крыловского государственного научного цента” Валерий Николаевич Поляков.

Вот его воспоминания:

– В конце 1970-х годов состоялась серия натурных экспериментов по всплытию стратегических атомных подводных лодок в арктических льдах. Причины интереса к Арктике тогда были совершенно понятны.

Во-первых, в арктических льдах не ходят иностранные надводные боевые корабли, и, следовательно, опасность обнаружения ими наших подлодок отсутствовала.

Статья в тему:  Как сварить якорь для лодки

Во-вторых, полеты иностранных самолетов ПЛО в Арктике сопряжены с большими трудностями, требуют большого опыта и их появление в арктическом небе было достаточно редким событием, особенно в сравнении с акваториями Атлантического и Тихого океанов.

В-третьих, нашим подводным ракетоносцам с баз на Кольском полуострове в арктические акватории можно было попасть без преодоления мощных противолодочных рубежей в Северной Атлантике, а вот американским субмаринам надо было либо проходить мелководным Беринговым проливом из Тихого океана, либо протяженным маршрутом из баз на Атлантическом побережье США и в северной Англии.

После прихода на работу в Крыловский научный центр, тогда ЦНИИ им. А.Н. Крылова, мне пришлось активно заниматься всем комплексом вопросов, связанных с отработкой методик боевого применения АПЛ в ледовых условиях. Поэтому закономерным стало мое включение в состав группы ученых и специалистов промышленности, принявшей участие в боевом походе атомного подводного ракетоносца в Арктику, что оставило неизгладимый след в моей памяти.

Подводный ракетоносец, следуя нашим рекомендациям, без проблем взломал лед и всплыл. Четверо специалистов, включая меня, были высажены на лед, после чего подлодка погрузилась в глубину. А мы остались одни среди белого безмолвия. Даже страшно было думать о том, что наша субмарина еще раз всплыть не сможет. Однако она, совершив циркуляцию подо льдом, снова всплыла в двухстах метрах от места нашей высадки. Радость наша была неописуемой.

Статья в тему:  Из каких деталей состоит подводная лодка

После этого всплытия на арктическом льду вблизи острова Визе в нескольких сотнях километров от Северного полюса состоялся футбольный матч между сборной “хозяев” – личным составом АПЛ и “гостями” – командированными учеными и специалистами, который “гости” вчистую проиграли, что, впрочем, нисколько не омрачило общее приподнятое настроение от хорошо выполненной работы.

Более десяти раз мы всплывали из-подо льда, толщина которого достигала порой двух метров, раз за разом на практике успешно отрабатывая методики боевого применения атомных подводных ракетоносцев в арктических условиях. Прямо оттуда, с борта подводной лодки, руководству Советского Союза был направлен подробный доклад о результатах всего комплекса проведенных работ, в итоге получивший его высокую оценку. Как следствие этого арктического похода трое из экипажа АПЛ были удостоены звания Герой Советского Союза, на долю же командированных ученых и специалистов выпала Государственная премия.

При следующих походах в Арктику, уже в начале 1980-х, производились учебные пуски по Камчатскому полигону Кура.

Был отработан способ всплытия во льдах, позволяющий избавиться от тяжелого ручного труда по освобождению палубы от взломанного льда. Эксперименты позволили уточнить ледовую нагрузку на корпус всплывающей подводной лодки и соответственно более правильно определять местную прочность корпусных конструкций.

Проведенный цикл испытаний и отработки методик всплытия в арктических условиях позволили приступить к планомерной боевой подготовке личного состава и кораблей к действиям в высоких широтах и накапливать соответствующий опыт. Использование отечественных ракетных подводных комплексов стратегического назначения в Арктике дало возможность существенно увеличить вклад морских стратегических ядерных сил в обеспечение гарантированной защиты нашего государства…

Статья в тему:  Лодки на которых плавают в венеции

Можно добавить, что наш способ всплытия во льдах оказался настолько уникальным, что его удалось даже запатентовать. Американские подводники, наверное, сейчас знают эту технологию всплытия, но не применяют ее. Вероятно, просто потому, что рядом с ними не было и нет таких специалистов Крыловского научного центра, которые научили наших подводников не бояться льда еще 40 лет назад.

В Soha объяснили, зачем российские АПЛ всплыли в Арктике

Ханой, 4 апреля. Экспедиция Северного флота ВМФ РФ «Умка-2021», во время которой три подлодки сразу всплыли из-подо льда, до сих пор остается предметом обсуждения иностранных экспертов.

Вьетнамский военный эксперт Ле Нгок Тхонг в своей статье на страницах портала Soha проанализировал основные моменты экспедиции. Федеральное агентство новостей предлагает эксклюзивный перевод публикации.

Всплытие сразу трех подводных лодок из-подо льда в районе арктического архипелага Земля Франца-Иосифа стала кульминационным моментом экспедиции Северного флота ВМФ РФ «Умка-2021». На самом деле в экспедиции приняли участие пять подводных лодок. Вьетнамский эксперт обратил внимание на спутниковый фотоснимок, на котором видна 24-метровая прорубь, сделанная торпедой, и задался вопросом о назначении проруби.

Ле Нгок Тхонг отметил, что арктический лед имеет неравномерную толщину, а под водой вниз вырастают огромные наросты длиной до 25 метров. Чтобы подводная лодка могла всплыть из-подо льда, нужно найти либо полынью, либо участок достаточно тонкого льда с плоской нижней поверхностью. Сделать это довольно сложно, но российские подводники нашли возможность создавать проруби в любом месте ледяного покрова, навсегда решив эту проблему.

Статья в тему:  Якорь для лодки как выбрать

Ответив на этот вопрос, вьетнамский эксперт обратил внимание на то, что ни одна из подводных лодок не всплыла из созданной проруби — все они пробили толщу льда в стороне от нее. Зачем же нужна была эта прорубь? Ответом стали ракетные стрельбы, произведенные из подводного положения, с использованием созданной проруби.

«Российские подводные лодки при необходимости могут запускать ракеты в любое время и в любом месте Арктики», — отметил вьетнамский эксперт.

Он добавил, что поскольку подводная лодка при стрельбе находится в подводном положении и надежно защищена толщей льда от спутников противника, то она после залпа легко может скрыться от преследования. Три всплывших АПЛ, по подсчетам вьетнамского специалиста, могут нести до 480 ядерных боеголовок мощностью в 50 килотонн. Таким образом, «Умка-2021» продемонстрировала возможность России нанести неотразимый ядерный удар по США в случае войны.

Российский военный эксперт Василий Дандыкин ранее в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей высказал такую же точку зрения. Он заявил, что экспедицией «Умка-2021» Россия показала жесткий кулак Вашингтону, который проявляет провокационную активность в Арктике.

Три российские подлодки одновременно пробили лед в Арктике: что известно об экспедиции «Умка-2021». Виктор Баранец

Сообщение о «коллективном» походе наших атомных подлодок на «макушку» Земли стало одной из главных сенсаций последних дней. Путин об этом сказал так: «Арктическая экспедиция не имеет аналогов в истории как советского периода, так и в современной истории РФ». А в чем же уникальность этой экспедиции? Какой была ее цель? Ходили ли раньше наши подлодки на Северный полюс и что там делали? Эти и другие вопросы задают «Комсомолке» читатели. Отвечаем.

Статья в тему:  Когда заканчивается запрет на ловлю рыбы с лодки

1. Почему арктическую экспедицию назвали «Умкой»?

Суровые российские моряки не лишены чувства юмора. И в отличие от грозных названий, которые обычно дают своим маневрам и учениям, скажем, американцы («Удар дракона», «Северный меч»), наши флотские товарищи предпочитают добрые, миролюбивые названия. Когда придумывали название нынешней экспедиции, вспомнили о знаменитом советском мультфильме «Умка» (1969). Так звали главного «героя» – белого медвежонка. Тот фильм имел огромную популярность, из-за чего дети и их родители просили кинематографистов продолжения. Их просьба была удовлетворена, – появился и мультик «Умка ищет друга».

2. Главком ВМФ адмирал Николай Евменов доложил Путину о не имеющей аналогов арктической экспедиции «Умка-2021». А в чем ее уникальность?

А в том, что сразу три российских атомных лодки вместе всплыли из-под полутораметрового льда на ограниченном районе радиусом 300 метров. К тому же одна из лодок «пальнула» учебной торпедой из-подо льда и образовала полынью. В точке всплытия торпеды (ее подняли на борт лодки) появился пролом. А это крайне важно на тот случай, если в случае реальных боевых действий субмарине надо будет быстро всплыть для ракетной стрельбы, но подходящей полыньи не будет. Кроме того, район всплытия наших лодок с воздуха прикрывали истребители МиГ-31 (кстати, они вооружены новейшими гиперзвуковыми ракетами «Кинжал»). Пара наших «ястребков» долго кружила над Северным полюсом, – их даже пришлось дозаправлять горючим прямо в воздухе.

Статья в тему:  Почему подводная лодка называлась курск

3. Это правда, что когда-то первыми проломили лед и всплыли на Северном полюсе американские субмарины?

Нет, неправда. Так говорят наши военно-морские историки. А правда в том, что американцы действительно очень хотели стать первыми, кто не только добрался бы под водой до Северного полюса, но и всплыл там. В 1957 году атомная подлодка США «Наутилус» отправилась в подледный поход, но самой северной точки планеты не достигла. И не всплыла. Через год Северный полюс «Наутилусу» покорился, но опять-таки всплыть американцам не удалось. Еще через год такую же попытку предприняла другая американская субмарина — «Skate». 17 марта 1959 года она всплыла, но сделала это аж в 40 милях от Северного полюса. Ближе подобраться не сумела.

4. А какая подлодка все-таки первой всплыла непосредственно на Северном полюсе?

В июле 1962 года первой пыталась сделать это советская атомная подводная лодка К-3. В подводном положении она прошла над точкой Северного полюса. Но всплыть именно в этой точке не смогла. Мешали толстенные льды. Всплыть К-3 удалось лишь в паре десятков миль от от заветного места. И тогда было решено максимально подобраться к полюсу, а там пробить искусственную полыньи в толще льда с применением боевых торпед с повышенной мощностью заряда. Однако эту задумку выполнить не удалось. Командир похода получил указание из штаба Северного флота срочно возвращаться в базу. Это было вызвано визитом на Северный флот первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и министра обороны СССР маршала Родиона Малиновского. Еще до приезда Хрущева на флот адмиралы победоносно доложили ему, что «наши подводники уже на полюсе», а в то, где они всплывали, он не вникал. Главное – «мы утерли нос американцам!». И щедро осыпал личный состав К-3 наградами.

Статья в тему:  Как сесть в лодку в майнкрафте на компьютере

Указом Президиума Верховного Совета СССР начальник похода контр-адмирал Петелин, командир АПЛ К-3 капитан II ранга Жильцов, командир электромеханической боевой части подводной лодки капитан II ранга Л. А. Тимофеев были удостоены звания Героя Советского Союза. Орденами и медалями были награждены и все другие члены экипажа. И все же всплыть непосредственно на полюсе через год удалось другой советской атомной подлодке – К-181 (командир – капитана II ранга Сысоев). Начальником похода был назначен командующий Северным флотом контр-адмирал Касатонов. К-181 29 сентября 1963 года всплыла в разводье, находившемся точно над географическим Северным полюсом. После возвращения К-181 на базу ее командиру было присвоено звание Героя Советского Союза.

5. А разве раньше не было «группового» похода советских или российских субмарин к Северном полюсу подо льдами и со всплытием?

Такие походы были еще при СССР. Но не было сразу трех лодок, всплывших в одной точке. В 1978 году две подводные лодки впервые в советском флоте вместе ходили подо льдами Арктики на полюс. А в 1984 году из того же района полюса был проведен первый учебный пуск ракет.

6. Зачем наши подлодки ходят на полюс?

Арктический регион имеет стратегическое значение для обороноспособности России. В случае начала войны с США самая короткая траектория для стрельбы ракетами по вражеской территории пролегает через Арктику. Ведь одно дело, когда ракета летит из глубины территории России, и совсем другое, когда субмарина запустит ее, находясь не очень далеко от американских берегов.

Статья в тему:  Якорь для лодки как выбрать

По сути – в подбрюшье противника. Противоракетная оборона США вряд ли вовремя среагировать сможет.

Тем более, что наша лодка будет выходить на «огневой рубеж» подо льдом, где её не так просто обнаружить.

7. Что рассказывают подводники, ходившие на Северный полюс и всплывавшие там?

Вот как рассказывал о своих впечатлениях о подледном походе К-3 на «макушку земли» один из его участников – Геннадий Чуфырев. Он был тогда старшим лейтенантом, командиром группы автоматики и телемеханики:

– Полынья для подводников в Арктике — это луч света в темном царстве. Любому всплытию во льдах предшествует поиск приемлемой полыньи. Помимо специальной аппаратуры для этого часто используют и визуальное наблюдение. На «К-3», например, установили специальный пост «вверхсмотрящих». Его возглавлял старший помощник Геннадий Первушин. Он смотрел в перископ и докладывал командиру, когда обнаруживал просвет. Первушин также определял на глазок размеры полыньи. С учетом того, что длина подлодки 104 метра, соответственно и полынья должна быть таких же размеров.

Каждый из нас почти физически ощущал эту толщу льда над нами. Мы все прекрасно понимали: если случится какая-то неисправность, требующая немедленного всплытия, шансов спастись совсем мало. Ведь над нами было 8—12 метров мощного, так называемого пакового льда.

Найти подходящую полынью — еще полдела. Основная сложность заключалась в том, чтобы не проскочить «окошко» и при всплытии точно вписаться в его размеры. Если подлодка проскакивала полынью, то приходилось возвращаться назад и опять искать ее. На это уходило время, ветром сносило льдины, а течением – лодку.

Статья в тему:  Из каких деталей состоит подводная лодка

Подплыв под полынью, лодка начинала медленное всплытие. Наибольшую опасность при всплытии в паковом льду представляли свисающие с нижней кромки льда огромные остроконечные сталактиты длиной до 25 метров. При неаккуратном всплытии они могли запросто повредить лёгкий корпус подлодки.

8. А какой ещё смысл, кроме чисто военного, есть в походах российских подлодок на Северный полюс?

Сейчас все сильнее разгорается схватка за Арктику, где сосредоточено более 30% мировых запасов природных богатств. Львиная доля из них находится в российском секторе. Это не устраивает США, которые считают такое положение «несправедливым» и претендуют на свою долю.

Их генералы и политики призывают Белый дом и Пентагон «остановить интервенцию русских в Арктике». Кроме того, в Вашингтоне категорически не соглашаются с тем, что Северный морской путь почти полностью принадлежит России и считают его «международным». Москва призывает США соблюдать мировые правила судоходства в своих территориальных водах, но американцы отвечают – «плевать мы хотели». Ситуация накаляется. США проводят в Арктике военные учения с такой нарастающей активностью, что министр обороны России Сергей Шойгу даже предположил, что за обладание территориями Арктики придётся вести вооружённую борьбу. И прежде всего – с Соединёнными Штатами. Поэтому за последние годы Россия очень серьезно укрепила свои военные позиции в Арктике. Появились новые базы и объекты, создано много образцов специальной – арктической боевой техники (сухопутной, морской, авиационной). В северных широтах регулярно проводятся учения с учетом особенностей региона и возможных военных угроз.

Статья в тему:  Сколько стоит регистрация резиновой лодки

9. Как-то в печати мелькнуло сообщение, что американская субмарина примёрзла к арктическим льдам. Этому можно верить?

Можно. Этот курьёзно-анекдотический случай действительно произошёл в 2017 году, во время учений в Арктике. Американцы то ли ошиблись в навигации, то ли понадеялись на крепость корпуса своей подлодки, попытались всплыть среди сплошных льдов. Субмарина пробила лёд, но застряла и, не имея возможности манёвра, быстро примёрзла. Намертво. Вызванные американские спасатели с пилами для льда самостоятельно тоже справиться не могли и призвали на помощь россиян. Они и высвободили незадачливых «морских волков» из ледового плена. История умалчивает о том, сколькими ящиками коньяка и какой марки расплачивался американский военный флот с российским военными моряками за «братскую помощь»…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: