1 просмотров

Как внутри подводной лодки

Тише самого океана: как выглядит изнутри самая малошумная подлодка российского флота проекта 636

В то время, как в Керченском проливе 25 ноября назревала пограничная баталия, в акватории Черного моря в обычном режиме шло учение экипажей российских подводных лодок «Краснодар» и «Новороссийск». Подводники отрабатывали экстренный выход в море с целью ускользнуть из-под удара условного противника, а также действия по нанесению ракетного удара по морским и береговым целям.

Через пару дней после учений корреспондентам Федерального агентства новостей застали подводную лодку «Краснодар», построенную по знаменитому проекту 636.3 «Варшавянка», на месте базирования в Новороссийске. Смотрите наш фоторепортаж из отсеков «Черной дыры» — так с опаской называют малошумную российскую подлодку западные военные.

Подводные лодки, которые были предшественницами этого проекта, разрабатывались советскими кораблестроителями в 1970-х годах: один вариант был создан «для себя», экспортный — для стран Варшавского договора. Когда «Варшавянки» вышли в море, за скрытность и бесшумность их прозвали «черными дырами» (Black Hole) — они буквально растворялись на радарах, а с оснащением крылатыми ракетами «Калибр» в новом веке им досталось еще одно прозвище — «Испепелитель».

Корабелы Адмиралтейских верфей без лишней скромности называют современные подводные лодки проекта 636.3 лучшими в мире по всем характеристикам — малошумности, маневренности, мощному вооружению, живучести, способности воевать в южных широтах и комфорту для экипажа даже в длительных походах до 45 суток.

Статья в тему:  Как заклеить лодку нырок

По сравнению с атомными субмаринами, «Краснодар» — одну из шести дизель-электрических подводных лодок Черноморского флота — можно считать крошечной. В 74 метра вдоль и 10 метров поперек уместились шесть отсеков со всем, что необходимо, чтобы считаться серьезным оружием ВМФ России.

«Когда в первый раз спускаешься в лодку, кажется, что здесь слишком много всего нагромождено: трубопроводы, агрегаты. Но привыкаешь довольно быстро, и уже через месяц можешь быстро переходить из отсека в отсек, ничего не зацепив», — рассказал ФАН Роман Лаврентьев, командир гидроакустической группы субмарины.

Впрочем, «Варшавянки», хоть и строятся по одному проекту, в мелочах друг от друга отличаются: привыкнув к одной субмарине, на другой можно в первый раз и шишку набить на привычном «маршруте» через отсеки, рассказывают подводники.

«По сравнению с другими проектами и уж тем более с предыдущими поколениями, эта подлодка очень выигрывает в живучести, а одно из ее главных преимуществ — это удачно спроектированная система опреснителей, чего не было на дизельных подводных лодках старых проектов, — рассказывает подводник.

Я за все время службы ни разу не испытал никаких проблем с пресной водой, этим благом можно воспользоваться в любой момент. В целом, по планировке подлодки все устраивает. Конечно, есть пожелания — где-то хочется, чтобы каюты были попросторнее или чтобы кондиционер похолоднее дул, но вообще нормально все, служить можно».

Статья в тему:  Как поставить лодку на два якоря

На подлодку приходят контрактники, морально готовые к аскетичным условиям. Койки в каютах не шикарнее, чем полки в плацкартном вагоне — 1,8 м, а соседи на них точно не сменятся в ближайший месяц, если уж вышли из порта, смеются подводники.

На подводное меню не жалуются — оно вполне «земное»: молочные каши по утрам, гречка, рис, сыры, копченая колбаса. «Да как на берегу», — говорят моряки. Имениннику на борту могут испечь праздничный пирог, а иногда, силами свободных от вахты, налепить пельменей. «Тимбилдинг» у ребят нешуточный — им вместе и залегать на дно на глубине (этот маневр «Краснодар» отработал на недавних учениях в октябре), и применять самые современные ракеты «Калибр».

Подлодка «Краснодар» в этом ноябре отметила трехлетие — Андреевский флаг на ней был поднят 5 ноября 2015 года. За это время экипаж менялся, но сейчас сформировался профессиональный состав из коллег-подводников, лучших в разных видах подготовки, — от ракетных стрельб до обеспечения живучести.

На «Краснодаре» 56 военнослужащих, преимущественно молодые ребята 27-30 лет.

«Подводная лодка — это сложный механизм, в ней много систем, и больше шансов при отборе имеют, конечно, люди с техническим образованием, с хорошим знанием технических предметов, — рассказывает Роман Лаврентьев.

У нас нет принципиальных критериев отбора по росту и весу, но, разумеется, физическая подготовка имеет большое значение.

Статья в тему:  Как правильно заточить винт лодочного мотора

Конечно, нужно не бояться замкнутого пространства, потому что помещения здесь довольно тесные, а при определенных условиях необходимо уметь быстро попасть в нужный отсек».

По просьбе ФАН подводники показали свою ежедневную тренировку, на которой отрабатывают действия при пожаре на подлодке: герметично закрывают отсек, перекрывают доступ кислорода к месту возгорания, устраняют его причину.

«На подлодке для тушения пожара предусмотрено много способов и средств, — рассказывает командир гидроакустиков. — Они отличаются поверхностным или объемным способом пожаротушения, когда с пожаром уже невозможно бороться «вручную» с помощью огнетушителя. Есть огнетушители, воздушно-пенные станции, есть система азотного пожаротушения.

Борьбу за живучесть при пожаре мы отрабатываем каждый день, чтобы довести эти действия до автоматизма, но в настоящих условиях сталкиваться с таким не приходилось».

Среди самых интересных заданий при совместных учениях подлодок одного типа — задача первым обнаружить «брата» и самому скрыться от его гидроакустических систем. Бесшумно передвигаться в морских глубинах «Варшавянкам» позволяет корпус из маломагнитного сплава — этот специальный материал покрытия поглощает сигнал чужих радаров. Но без профессиональной работы экипажа этого недостаточно, поэтому на «Краснодаре» регулярно отрабатывают режим «тишина» — один из основных элементов подводного положения.

«В это время запрещены любые переходы в отсеки, перемещения, работает минимальное количество электронных механизмов, — рассказывает ФАН гидроакустик «Краснодара». — Останавливается часть механизмов, которые повышают уровень шума. Все на подлодке буквально замирает.

Опытный гидроакустик способен услышать даже хлопанье перегородки на подлодке, которая находится неподалеку, так что от выучки экипажа напрямую зависит то, с какой вероятностью противник может его обнаружить.

Статья в тему:  Какую скорость получит неподвижная лодка

Ощутить тихоходность лодки изнутри невозможно — у нас работают все механизмы, все жужжит, шумит. Это можно оценить только со стороны, и при выполнении упражнений на учениях коллеги признаются, что им с нами нелегко».

Нелегко пришлось и специалистам стран НАТО, которые три месяца пытались выслеживать «Краснодар» в 2017 году, после чего окончательно утвердили за «рубиновской» подводной лодкой прозвище «черная дыра».

«Российская подводная лодка «Краснодар» покинула побережье Ливии в конце мая и направилась на восток через Средиземное море, затем абсолютно незаметно погрузилась под воду, а через некоторое время уже выпускала крылатые ракеты, которые успешно долетели до Сирии», — писал американский журналист Джулиан Барнс.

В статье, опубликованной National Interest, он рассказал, как сначала голландцы следовали за подлодкой в Северном море, потом в районе Ла-Манша передали слежение британскому кораблю, а в районе Гибралтара — американскому крейсеру в сопровождении самолетов-разведчиков P-8 Poseidon.

Из рассказа Барнса неясно, насколько успешна была слежка, но зато очевидно, что США и союзникам она далась с огромными усилиями, несмотря на все возможности противолодочной обороны этих стран.

«Не пора ли ВМФ США начать строить свои неатомные подлодки-невидимки?» — задается вопросом американский журналист, описав «кошки-мышки» с российским «Краснодаром» в океане.

В составе Черноморского флота России шесть таких боевых невидимок: «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и замыкающая серию субмарина «Колпино». Еще одна серия, также из шести универсальных бойцов, построенных по этому проекту, усилит ударную группировку Тихоокеанского флота России в ближайшие годы — субмарины отправятся бесшумно наблюдать за происходящим в Южно-Китайском и Японском морях.

Статья в тему:  Чем обрабатывать лодку пвх

Внутри подводной лодки «Архангельск», проект 941 ТК-17… (13 фото)

Внутри для подводной лодки абсолютный максимум личного комфорта. Аналогов такого не было и не будет. Разумеется, для большинства комфорт на уровне купейного вагона, для начальства — СВ, но в других проектах вообще на торпедах спят и ничего. Внутри же столько места, что кроме официальных спальных мест легко можно было найти по каждому борту штук двадцать неофициальных, причем не видных начальству.

1. Фотография для оценки размеров подводного гиганта. Я на носу катера.

Выше на фотографии люк, через который попадают внутрь подводной лодки. Но я пошёл дальше и снял видео как оказался внутри подводного гиганта!

4.Игровые автоматы в зоне отдыха и релаксации подводной лодки.

Внутри лодки есть салон для отдыха, спортивный зал, бассейн 4×2 метра и глубиной 2 метра, который заполняется пресной и забортной водой которую можно подогреть, солярий, сауна обшитая дубовыми досками, «живой уголок». Рядовой состав размещен в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с кондиционерами, умывальниками и телевизорами. Есть две кают-компании: первая — для офицеров, вторая — для мичманов и матросов. Моряки называют подлодки этого проекта плавучим «Хилтоном».

Ненавистники 941 проекта часто называют их «водовозы». Это глупость. В умелых руках лодка была практически совершенным оружием, способным снести одним залпом все крупные города США

Статья в тему:  Как подготовить лодку к зиме

10. Зона отдыха и релаксации.

11. Зона отдыха и релаксации.


Сложно поверить, что всё это находится внутри подводной лодки. Будут ли ещё подобные подводные лодки. Не известно.

Устройство и принцип работы подводной лодки

Первым упоминанием о далеком «предке» современных субмарин считается германское сказание «Салман и Моролф», датированное 1190 годом. Его главный герой – Моролф сумел построить лодку из кожи и скрыться от преследования вражеских кораблей, погрузившись на дно, где он пробыл две недели. Как утверждает автор сказания, все это время Моролф дышал через длинную трубку.

Чертежи подводных аппаратов встречаются у гениального Леонардо да Винчи. Первым судном, способным передвигаться в подводном положении стала подводная лодка из дерева и кожи, построенная по проекту Корнелиуса Ван Дребеля в 1620 году, у которой в качестве передвижения использовался шест – с его помощью можно было отталкиваться от дна.

В XVIII – XIX веках предпринимались попытки создания подводных аппаратов в Англии, Франции, США и России. К началу ХХ века сложились основные концептуальные особенности подводных лодок, что положило начало разработке тактики применения субмарин в боевой обстановке на морских театрах военных действий.

Принцип работы подводной лодки

Для нормального функционирования подводной лодки она должна:

  • выдерживать давление воды в подводном положении;
  • обеспечивать управляемость при погружении, всплытии и смене глубины;
  • иметь оптимальную обтекаемую форму;
  • сохранять работоспособность в соответствии с ее ТТХ.
Статья в тему:  Нужна ли лицензия на моторную лодку

Принцип погружения и всплытия

Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.

При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.

Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.

Как плавает подводная лодка

Подводная лодка в надводном положении плывет с открытыми кингстонами (клапанами для приема или откачки забортной воды) и аварийными захлопками (клапанами, через которые при заполнении цистерн водой выходит воздух). Вентиляционные клапаны закрыты. Лодка держится на поверхности за счет воздушной подушки в ЦГБ. В подводном положении кингстоны и аварийные захлопки открыты, а клапаны вентиляции закрыты.

Прочность и водонепроницаемость

От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.

Статья в тему:  Как смешать бензин с маслом для лодочного мотора

Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.

Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.

В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.

Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.

Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.

Атомные подводные лодки

Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.

Статья в тему:  Как заклеить лодку пвх клеем уран

Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:

  1. Ядерная энергия дает возможность АПЛ значительно увеличить время нахождения под водой – от 80 до 99 % всего ходового времени.
  2. Ядерное топливо – это гарантия неограниченной дальности плавания и независимости от береговых баз снабжения.
  3. Атомные энергетические установки обеспечивают субмарине скорость, соизмеримую со скоростью надводных кораблей.
  4. Помимо главной турбины, атомный реактор обеспечивает энергией многочисленные механизмы, системы и электронную аппаратуру.

Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.

Жизнь под водой

О подводных лодках я узнал будучи в возрасте младшего школьника. Не то в фильме увидел, не то в книжке прочитал. Тогда подводная лодка показалась мне жутко интересной военной машиной, но при этом какой-то нежилой, будто автоматической. Став школьником, я размышлял: а как подводники живут на лодке? Как едят, спят, ходят в туалет?

А совсем недавно меня, уже взрослого, поразил тот факт, что автономка (так на морском сленге называется боевая служба экипажа корабля) может продлиться до шести месяцев без всплытия! Да и, оказывается, всплывать современным подводным лодкам необходимо только для того, чтобы пополнить запасы продовольствия и сменить уставший экипаж. Подумайте, насколько матросам непросто в замкнутом пространстве прожить полгода! Ведь практически все современные лодки снабжены арсеналом, способным легко уничтожить Великобританию, а каюты матросов находятся всего в нескольких десятках метров от ядерного реактора. Курсы следования, естественно, простыми тоже не бывают. Плавают и подо льдами Северного Ледовитого океана, и по мелководью. Есть риск при встречах с боевыми кораблями других государств. Одним словом, опасностей хватает.

Статья в тему:  Как растаможить моторную лодку

Вот так, по нескольку месяцев не всплывая, и бороздит подводная лодка моря и океаны. А как же обустроен быт экипажа из 100 (а иногда и 160-ти) человек этого железного зверя? Нас, конечно же, в первую очередь интересует решение инженерных вопросов, связанных с водоснабжением, канализацией и вентиляцией. Как устроен туалет или по-морскому — гальюн? Как восполняются немалые резервы воды и воздуха в замкнутом пространстве подводной лодки? Вообще, какими санитарно-техническими приборами оборудованы современные подводные лодки?

Гальюн

Поразмышляв над тем, куда деваются отходы жизнедеятельности от ста человек экипажа, накопленные не за один месяц, быстро приходишь к выводу, что возить их с собой трудно (это какие ж должны быть ёмкости!). Так что конечный пункт их прибытия или, точнее сказать — выбытия, понятен — синее море. Вопрос: каким способом?

Гальюнов на подводных лодках два: надводный и подводный. Надводным пользуются, когда лодка идет в надводном положении или стоит на якоре. Потребность в подводном гальюне возникает, как правило, в подводном положении.

Выглядит гальюн подводной лодки как туалет вагона поезда. Его стенки обшиты стальными листами, имеется унитаз и педаль смыва. Но за борт содержимое унитаза выбросить не так просто, как, например, в поезде, где нажал на педаль — и содержимое на шпалах или же в баках, как в биотуалетах. Сперва нужно создать внутри лодки давление большее, чем за бортом. Ведь в море на глубине нескольких сотен метров давление за бортом такое, что при использовании системы, применяемой в поезде, лодка немедленно пойдет ко дну. Соль же в том, что отходы жизнедеятельности собираются в специальный баллон, который периодически продувается воздухом под давлением прямо в море. И если по недосмотру нажать на смыв в тот момент, когда давление в системе будет выше, чем в помещении, то содержимое унитаза с большим ускорением полетит совсем в неожиданную сторону.

Статья в тему:  Как растаможить моторную лодку

Поэтому отличие подводного туалета от туалета поезда в том, что в гальюне много различных вентилей, захлопок и манометров. Поэтому же поход туда напоминает подготовку пилота самолёта к полёту. Не выполнишь ряд необходимых технических действий — и простой поход в туалет может привести, как это ни абсурдно звучит, к локальной санитарной катастрофе! К тому же, лодка ведь не просто чудо военной техники, а чудо, призванное действовать скрытно, и, конечно, гальюн работает абсолютно бесшумно на любой глубине погружения, вплоть до предельной.

А как же мыться?

На современных подводных лодках для экипажа созданы поистине комфортные условия. Возьмём, к примеру, тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Здесь есть и душевые кабины, и спортзал с сауной, обшитой дубовыми досками, и солярий, и даже маленький бассейн для плавания размером 2х4 метра, который наполняется солёной или пресной водой. В каютах для командного состава установлены системы кондиционирования и телевизоры. Плавучий «Хилтон» — так шутливо-горделиво моряки прозвали этот тип лодок.

Стирка на подводной лодке, как правило, не предусмотрена. После душа морякам выдают комплекты чистой одежды.

Чем дышать?

Теперь о воздухе. Человек за час в среднем потребляет 25-28 литров кислорода, а выдыхает 20-25 литров углекислого газа. Естественно, что на подводной лодке никак не обойтись без специальных систем регенерации воздуха. На подлодках запасы кислорода пополняют, производя реакцию электролиза морской воды. Образующийся при этом водород безопасно удаляют. С углекислым газом справляются специальными газоочистителями СО2. Существуют еще несколько фильтров, которые служат препятствием для прочих ядовитых газов, летающих в воздухе частиц, масляного тумана, запахов и пр.

Статья в тему:  Как поставить лодку на два якоря

Прочие системы

На подводных лодках имеются системы пресной воды, мытьевой воды и мусоровыброс.

Пресная вода на субмаринах используется и для питья, и для умывания, и для приготовления пищи. Хранится пресная вода в специальных ёмкостях, а пополняется опреснительной установкой. Как правило, умывальники подлодок имеют два вентиля: один открывает холодную пресную воду, другой — горячую солёную (мытьевую). На камбуз (кухню) вода подаётся через фильтры, очищающие её от случайных примесей и придающие ей хорошие вкусовые качества. Если подаётся дистиллированная вода с опреснительных установок, то в фильтре она обогащается необходимыми солями.

Система мытьевой воды подаёт нагретую морскую воду из систем водяного охлаждения к умывальникам, душу и на камбуз для первичной мойки посуды. Забортная вода подогревается до 30-40°С. Трубопровод для мытьевой воды обычно выполняется из медных цельнотянутых труб.

Среда жизнедеятельности экипажа подлодок максимально приближена к условиям на суше. Соответственно, копится различный мусор. Подводная же лодка не может позволить себе роскошь таскать кучи отбросов до окончания плавания. Да и санитарно-гигиенические нормы нельзя нарушать. Как вы уже догадались, мусор выбросить на подводной лодке тоже не так-то просто. Поэтому мусоровыбрасывающее устройство для избавления от камбузных отходов и прочих остатков тоже должно надёжно срабатывать на глубине. Устройство представляет собой прочный бункер, работающий как шлюзовая камера на космическом корабле. Сначала в него закладывается измельченный мусор, затем он закрывается, заполняется забортной водой и продувается сильной струёй воздуха. Естественно, моряки не сбрасывают в море консервные банки и бутылки.

Статья в тему:  Как заклеить лодку пвх клеем уран

Смотря на великолепные технические решения в подводных лодках, восхищаясь инженерной мыслью, понимаешь, что для человека ничего невозможного на свете нет. Какую только среду обитания человек не покорил: и подводный мир, и поверхность океана, и воздушное и орбитальное пространства! Что на очереди? Открытый космос? Другие планеты? Поживем — увидим!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: