0 просмотров

Как утилизируют подводные лодки

Содержание

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Политика

Popular Mechanics (США): кладбище российских атомных подводных лодок и его жуткая история

В ледяных водах к северу от России на дне океана покоятся разрушающиеся ядерные реакторы подводных лодок, — причем некоторые из них даже полностью заряжены ураном. Поэтому лишь вопрос времени, когда коррозия от соленой воды разъест стенки реактора и повлечет за собой неконтролируемый выброс радиации в Арктике.

За несколько десятилетий Советский Союз превратил безлюдное Карское море в свалку для своих ядерных отходов. В океан отправились тысячи тонн ядерного материала — почти в шесть с половиной раз больше радиации, выпущенной при бомбардировки Хиросимы. Подводная ядерная свалка насчитывает минимум 14 нежелательных реакторов и целую искалеченную подводную лодку. Советы сочли, что захоронить ее как положено — дело хлопотное и дорогое. И сегодня эти действия в обход правил не дают покоя россиянам. От бесконечного запаса океанской воды трухлеющий реактор подводной лодки может достичь критического состояния и извергнуть облако радиации, — заразив не только местную флору и фауну, и рыболовные угодья, но и северные рубежи нефтедобычи.

Статья в тему:  Как сделать лодку на пульте управления в домашних условиях

«Нарушение защитных барьеров, выявление и распространение радионуклидов в морской воде может привести к ограничениям на вылов рыбы, — говорит директор международной некоммерческой экологической организации „Беллона-Мурманск» со штаб-квартирой в Норвегии Андрей Золотков. — Кроме того, это может серьезно повредить планам развития Северного морского пути — судовладельцы попросту откажутся по нему ходить».

Новостные агентства не скупятся на грозные эпитеты. Би-би-си еще в 2013 году забила тревогу по поводу «ядерной цепной реакции», а «Гардиан» (The Guardian) предупредила о «неминуемой экологической катастрофе». Практически все согласны, что Карское море стоит на грани неконтролируемого ядерного кризиса, но обезвредить давно забытые бомбы замедленного действия — задача не из легких.

Век атомных подлодок короток, особенно учитывая их высокую стоимость и сложность. Атомная лодка устаревает примерно за 20-30 лет — из-за деградации и технологического прогресса. Во-первых, накопленная за десятилетия коррозия и усталость металла существенно ограничивают безопасную глубину погружения подлодок-«ветеранов». Во-вторых, ухудшается звукоизоляция, оборудование изнашивается и происходит разбалансировка вращающихся компонентов двигателей, — шумовая сигнатура становится громче, и противнику проще ее отследить.

Новые же суда учитывают последние технологические достижения в области энергетических установок, металлургии, формы корпуса, антифрикционных покрытий и конструкции гребных винтов. Они быстрее, тише и смертоноснее и могут погружаться глубже. «Развитие технологий и распространение ядерного оружия еще больше подчеркнут такие характеристики подводных лодок, как скрытность, выносливость и мобильность», — говорится в докладе целевой группы научного совета министерства обороны США за 1998 год. В реальном бою старая подлодка попросту не справится.

Советский Союз и Россия создали во второй половине ХХ крупнейший в мире атомный флот, построив атомных подводных лодок больше, чем все остальные страны вместе взятые. На пике своей военной мощи в середине 1990-х Россия могла похвастаться 245 атомными подлодками, 180 из которых были оснащены сдвоенными реакторами, а 91 — дюжиной и более баллистических ракет большой дальности с ядерными боеголовками.

Статья в тему:  Как привязать якорь надувной лодки

Первой в Советском Союзе атомной подводной лодкой была К-3 — по классификации НАТО «Ноябрь», в СССР же проект 627 назывался «Кит». Прототип К-3 отправился в первое плавание с ядерным реактором 4 июля 1958 года. Все 14 лодок класса «Ноябрь», кроме одной, ходили с двумя водоохлаждаемыми ядерными реакторами ВМ-А, а последняя, экспериментальная К-27, питалась парой жидкометаллических реакторов ВТ-1.

Суда класса «Ноябрь» были первоклассными ударными подводными лодками, предназначенными для обнаружения надводных кораблей и подводных лодок противника с помощью мощной гидроакустической системы МГ-200. Оказавшись в пределах досягаемости, «Ноябри» наносили удары смертоносными 533-мм торпедами СЭТ-65 или 53-65К, каждая из которых несла до 300 кг взрывчатых веществ, разрушающих корпус.

Контекст

За 10 лет не появилось планов поднять затонувшую АПЛ

Затонувшая российская атомная подводная лодка К-159 представляет радиоактивную опасность

Баренцево море заполняется мусором

Рыба, фаршированная пластиком, на вашем столе

Советские атомные подводные лодки проекта 659 (по классификации НАТО: Echo или «Эхо») вышли в море в 1960 году. Они были оснащены сдвоенными реакторами с водяным охлаждением, крылатыми ракетами с обычными и ядерными боеголовками и торпедами. Советы построили пять лодок класса «Эхо», оснащенных шестью крылатыми ракетами с турбореактивными двигателями Р-5 для поражения наземных целей, а затем запустили ещё 29 лодок проекта 675 (по классификации НАТО: «Эхо-II»), специально оснащенных противокорабельными ракетами, предназначенными для нейтрализации американских авианосцев.

Большинство классов советских атомных подводных лодок несли службу на базирующемся в Арктике Северном флоте, чье управление находится в северо-западном портовом городе Мурманске. Базы Северного флота находятся примерно в 900 км к западу от свалки на Карском море. Вторым, чуть меньшим центром советской подводной мощи был Тихоокеанский флот, базирующийся во Владивостоке и его окрестностях на дальневосточном побережье России близ Северной Кореи. Отдельные атомные подводные лодки советской эпохи базировались в Балтийском и Черном морях.

Статья в тему:  Сколько подводных лодок было у ссср в вов

Десятилетиями эти передовые классы советских подводных лодок несли дежурство по всему миру, ожидая момента, когда холодная война станет «горячей». Этого так и не произошло. К середине 1980-х срок службы лодок подошел к концу. Самые старые «Эхо» начали снимать с эксплуатации в 1987 году, а в 1988 году за ними последовали ударные подводные лодки класса «Ноябрь». Однако утилизировать эти подводные лодки оказалось труднее обычных судов. Перед тем, как распиливать их корпуса на части, надо удалить реакторы и выгрузить все радиоактивные материалы, а Советы не всегда делали это с должным тщанием.

Законсервированные атомные подводные лодки могут стать катастрофой еще до начала утилизации. В октябре 1995 года в Мурманске ожидали захоронения 12 списанных подлодок, причем у каждой на борту были топливные элементы, реакторы и ядерные отходы. Когда российские военные от безденежья несколько месяцев не платили за электроснабжение базы, из-за чего местная энергетическая компания отключила свет, над подводными лодками нависла угроза катастрофы. Военным пришлось «уговаривать» заводчан включить электричество под дулом пистолета.

Процесс утилизации начинается с извлечения отработанного ядерного топлива судна из активной зоны реактора. Опасность при этом царит самая непосредственная: в 1985 году из-за взрыва при выгрузке топлива погибло 10 рабочих, а в воздух и море попали радиоактивные материалы. Вынимают топливные стержни реактора из активной зоны реактора подлодки специально обученные бригады, а затем запечатывают их в стальных контейнерах для транспортировки и хранения (по крайней мере, когда имеется соответствующие возможности — у Советов было всего пять железнодорожных вагонов для безопасной транспортировки радиоактивных материалов, а хранилища сильно различались по размеру и пригодности). Затем рабочие на верфи снимают с подлодки подлежащее утилизации оборудование и разбирают системы обычного и ядерного оружия. Ядерные боеголовки извлекают и изолируют, после чего утилизируют топливные системы и ракетные двигатели.

Статья в тему:  Сколько стоит сделать права на лодку

Когда приходит время утилизировать судовые реакторы, экипажи делают вертикальные срезы в корпусе подводной лодки и вырубают одно- или двухреакторный отсек вместе с прилегающими отсеками на корме и носу одним огромным цилиндрическим куском. После герметизации этот запечатанный цилиндр может держаться на поверхности воды самостоятельно несколько месяцев и даже лет, прежде чем его поднимут на баржу и отправят на долговременное хранение.

Но в годы холодной войны местом долговременного хранения в Советской России обычно становилась глубоководная свалка. Минимум 14 реакторов со списанных кораблей Северного флота затоплены в Карском море. Иногда Советы даже пропускали этап выгрузки топлива, заглушая реакторы прямо с высокорадиоактивными топливными стержнями.

По данным «Беллоны», Северный флот сбросил за борт 17 000 контейнеров с опасными ядерными материалами и намеренно затопил 19 судов, заполненных радиоактивными отходами, а также 735 зараженных единиц тяжелой техники. Жидких отходов с низким уровнем активности в ледяную воду сбросили еще больше.

Одним из самых возмутительных и опасных захоронений стала К-27, экспериментальная подводная лодка класса «Ноябрь» со сдвоенным реактором с жидкометаллическим теплоносителем. В 1968 году в море на борту К-27 произошла утечка и частичное расплавление одного из реакторов. Девять членов экипажа погибли от лучевой болезни, и еще 83 человека пострадали. К-27 как-то доползла до порта, но после многих лет анализа в руководстве ВМФ сочли, что спасти судно невозможно. В 1981 году К-27 отбуксировали в Карское море и затопили целиком, пустив вместе с ней ко дну топливо, реакторы и другие отходы. Эксперты говорят, что безопасное захоронение начинается с глубины минимум 3 000 метров. Но К-27 покоится на глубине всего 50 метров.

Статья в тему:  За счет чего опускается подводная лодка

В 2012 году совместная норвежско-российская инспекция останков К-27 выявила небольшое ухудшение состояния, но военно-морские эксперты считают, что подлодка начнет разрушаться в 2032 году.

Риск утечки радиоактивных веществ с другой подлодки, возможно, еще больше. К-159 класса «Ноябрь» пострадала от радиоактивной утечки в 1965 году, но прослужила до 1989 года. В 2003 году после 14 лет простоя лодку буксировали на утилизацию, но шторм оторвал буксировочные понтоны, и потрепанный корпус пошел на дно Баренцева моря, унеся с собой девятерых членов экипажа. Обломки корабля находятся на глубине около 250 метров, причем ее загруженные ядерные реакторы, судя по всему, открыты всем стихиям.

Россия объявила о планах поднять К-27, К-159 и четыре других опасных реакторных отсека, затопленных в Арктике. По оценкам российских властей от марта 2020 года, стоимость работ составит порядка 330 миллионов долларов.

Цель номер один — К-159. Но чтобы поднять затонувшую подлодку на поверхность, потребуется специально построенное спасательное судно, а его пока нет. Проектирование и строительство корабля планируется начать в 2021 году и завершить к концу 2026 года. Чтобы избежать подводного Чернобыля, русским предстоит жуткая гонка против неумолимого процесса разрушения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кладбище подводных лодок в России. Утилизация подводных лодок

Утилизировать подводные лодки, которые оснащены атомным оборудованием, является непростым процессом. Атомные лодки всегда будоражили умы людей с первых дней публикации данных об их создании. Когда эти мощные устройства списывают, они отправляются на кладбище подводных лодок.

Описание

Боевые суда, когда выходит срок их службы, становятся опасным явлением из-за радиоактивного излучения. Все дело в том, что на борту располагается ядерное топливо, которое чрезвычайно трудно извлечь. Этим и обусловлена необходимость создания кладбища современных подводных лодок в России. Их уже есть немалое число.

Статья в тему:  Можно ли поставить металлические струны на yamaha c40

Военно-морской силе нужно прикладывать чрезвычайно много усилий, чтобы провести утилизацию подводных лодок, которые являются наследием войны. Находятся места, где проводятся подобные процедуры, на тихоокеанском побережье, за Полярным кругом, у Владивостока. Кладбищ подводных лодок в России на данный момент существует несколько. Безусловно, точных данных о том, сколько их, не публикуется.

Каждый последний причал для грозных посудин международного влияния обладает своими уникальными чертами. Каждый из них не похож ни на какой другой. Наиболее опасными из них являются расположенные у Карского моря в Сибири. Эти кладбища подводных лодок, по сути, являются свалками с ядерными отходами. Там хранятся реакторы, которые сняли с боевых кораблей, а отработанное топливо лежит на трехсотметровой глубине. Вплоть до 1990-х годов именно сюда свозил отработанные подводные лодки СССР. Их просто топили в морской глади.

Останки

Имеется отдельное кладбище подводных лодок на Кольском полуострове. Оно представляет собой сюрреалистичный пейзаж – всюду видны торчащие из земли каналы торпедных аппаратов, ржавые рубки, остатки корпусов.

По мнению европейского экологического объединения «Беллона», подводными лодками СССР превратил Карское море в огромный «аквариум радиоактивного мусора». Сейчас на его дне находится более 17000 контейнеров отходов, 16 ядерных реакторов. На этом кладбище подводных лодок лежит пять атомных подводных лодок. Затопили их полностью.

Все это вызывает определенный риск, когда к месту начинают присматриваться нефтегазовые предприятия. Если они начнут бурить скважину, могут случайно нанести повреждение реактору. Если это произойдет, кладбище подводных лодок спровоцирует радиоактивное загрязнение рыболовного промысла в регионе.

Официальные

Есть для боевых машин и официальные кладбища. Их легко найти в интернете на фотографиях со спутников. Самое большое кладбище с ядерными отходами находится в США в Хэнфорде. Отчетливо видны корабельные верфи у Владивостока, где торчат контейнеры-тубусы по двенадцать метров в длину.

Статья в тему:  Сколько весит лодочный мотор ямаха 90

В скалистых местностях возле Мурманска располагается база подводных лодок Северного флота Гаджиево. Здесь находятся действующие субмарины, но и отработанное топливо со списанных подлодок хранят тут же. На Губе Пале, на базе подводных лодок Северного флота Гаджиево, хранятся корабли, которые предназначены для утилизации. Но среди всех объектов, согласно данным ВМФ РФ, лишь один объект имеет отношение к радиоактивности. Это танкер, построенный для перевозок радиоактивных отходов в Баренцево море. Несмотря на этот факт, нередко зарубежные экологические объединения снимают сюжеты об опасности Гаджиево в Мурманской области.

База была создана в 1956 году, когда здесь открыли порт приписки подлодок. Спустя 7 лет сюда начали перемещать подлодки. В 1995 году в Гаджиево в Мурманской области едва не случилась ядерная авария. Она была связана с тем, что в сложный для России период 1990-х годов случались конфликты между энергетическими компаниями и Министерством обороны. Вмешательство Правительства РФ предотвратило конфликт.

В годы холодной войны имелась своя база подводных лодок в Балаклаве. Это было тихое место у Севастополя, вполне подходившее для секретного объекта. Располагалась в Балаклаве база подводных лодок с заводом, который был построен таким образом, чтобы в случае войны выдержать удар ядерной бомбы, в 5 раз превышающей по силе сброшенную на Хиросиму.

Все строительство происходило в атмосфере секретности, даже вывоз щебня маскировали карьерными работами, которые велись неподалеку.

Уже ближе к концу 1990-х объект утратил свое значение, теперь здесь открыт музей. Тем не менее, ряд документов, касающихся истории комплекса, все еще остается засекреченным.

Известна в качестве имеющего отношение к субмаринам объекта и бухта Незаметная. На данный момент на ней видны лишь бесформенные обломки, которые можно заметить в отливы. Находится она в Заполярье на Кольском полуострове. Доступ на бухту все еще закрыт, но от Гаджиево и Снежногорска есть тропы по пересеченной местности.

Статья в тему:  Сколько стоит сделать лодку

С конца 1970-х годов бухту начали использовать в качестве кладбища боевых подводных кораблей. Так как все заводы были нагружены множеством задач, связанных с используемыми кораблями, не было и речи о разделке устаревших машин. Утилизировали субмарины просто – либо расстреливали как мишень во время учений, либо перевозили в тихие бухты.

Как говорили ветераны, еще в 1980-е годы некоторые корабли, находившиеся там, оставались на плаву. Но затем было решено разобрать их на металл. В конце 1990-х годов разборкой этих грозных кораблей занимались частные лица.

Извлечение топлива

Все, что остается от десятков атомных подлодок, – контейнеры, называемые трехотсечными блоками. Это блоки реакторов, создаваемые при списании субмарин. Создание их отличается сложностью. Прежде всего, боевой корабль отвозят в особый док, там из реакторных отсеков сливают жидкость. Потом каждую отработанную топливную сборку достают из реактора, кладут в контейнер и отправляют на заводы, перерабатывающие использованное топливо. В Российской Федерации такой имеется в Челябинской области.

Несмотря на то, что после данных мероприятий нигде не остается обогащенного урана, сам металл за десятилетия работы приобрел радиоактивность. По этой причине субмарину отвозят в сухой док, и реакторный отсек с близлежащими извлекают. Затем на данные детали наваривают металлические заглушки. То есть трехотсечные блоки являются запаянными элементами подводной лодки. Каждая нерадиоактивная деталь подвергается раздельной утилизации.

На текущий момент РФ пользуется такой же технологией, как и западные страны. Все дело в том, что мировая общественность боялась, что в России не так строги требования к утилизации ядерных отходов, что создает риск того, что они могут попасть к террористам.

С 2002 года по решению стран-членов Большой восьмерки была запущена программа, направленная на передачу РФ западных технологий утилизации ядерных отходов. Это привело к улучшению данного процесса в стране, он стал более безопасным. В стране было воздвигнуто наземное хранилище.

Статья в тему:  Какие орфограммы в слове лодки

Опасные отходы на плаву

Подобное решение было оправдано еще и потому, что множество трехотсечных блоков оставалось на плаву в России. До сих пор таковые имеются в Павловске, что остается опасным. Не всегда представляется возможным утилизировать указанным выше способом. Ряд советских субмарин имел особую конструкцию – охлаждение реакторов осуществлялось сплавами свинца и висмута, но не водой. Когда реактор останавливается, охладитель замерзает, и реакторный отсек становится монолитом.

Две такие боевые машины до сих пор не прошли процедуры утилизации, их только отвезли далеко на Кольский полуостров, где они стоят по сей день вдалеке от людей.

По новейшим технологиям трехотсечных блоков было утилизировано 120 субмарин, принадлежавших Северному флоту, 75 – Тихоокеанскому. В США так было утилизировано 125 подводных лодок времен холодной войны.

Лишь в Великобритании субмарины строились иначе, и процесс их утилизации значительно отличается. На данный момент этот вопрос остро встал в Великобритании. Все дело в том, что в планах страны списать 12 субмарин, которые находятся на южных побережьях, а также еще 7, находящихся у берегов Шотландии. Но правительство не определилось до сих пор, какое именно предприятие будет хранить вместе реакторы с отработанным топливом. Принятие решения явно затянулось, и жители близлежащих территорий обеспокоены, так как число субмарин, подлежащих списанию, увеличивается постоянно в той области.

Рост подводного флота

Однако западная методика утилизации субмарин подвергается критике экологическими объединениями. Так, в США отработанное ядерное топливо с подлодок отправляют в Айдахо, где оно хранится в подземном водоносном горизонте. Отработанное топливо в землю не помещают, но остальные отходы с субмарин заглубляют в грунт, и такие процедуры будут повторять регулярно еще на протяжении десятков лет. Это беспокоит многих местных жителей. Такое опасное соседство угрожает и качеству пресной воды, и посевам картофеля, которым славится местность.

Статья в тему:  Как сделать лодку из коробки

Но реальность такова, что даже с соблюдением строжайших мер безопасности радиоактивные отходы способна оказаться в окружающей среде, и иногда это происходит самым непредсказуемым путем. К примеру, задокументированы случаи, когда утечка опасных отходов отмечалась из-за перекати-поле. Они оказывались в резервуарах охлаждения радиоактивных отходов, вбирали в себя опасную воду, а далее их сдувало ветром далеко по стране.

Современная тенденция

Но то, что безопасность утилизации опасных отходов трудно обеспечить, не волнует военных специалистов. ВМС США предпочитают оснащать подводные лодки атомными установками и не планируют переход на другие источники энергии. То же происходит и в российском флоте. К 2020 году планируется построить еще 8 атомных подводных лодок. Хотя бюджет в России на данную область весьма ограничен, Российская Федерация упорно наращивает мощь атомного подводного флота. Тот же процесс отмечает и в Китае. По этой причине кладбища подводных лодок только будут набирать обороты, а не исчезать. А нынешние места хранения отработанного топлива и металлов еще нескоро опустеют.

В результате программы по утилизации АПЛ возникли могильники атомных подлодок. Их можно найти на севере тихоокеанского побережья США, за Полярным кругом, а также неподалеку от базы российского Тихоокеанского флота во Владивостоке. Кладбища субмарин отличаются друг от друга. Самые грязные и небезопасные из них, расположенные на побережье Карского моря в северной Сибири, фактически представляют собой свалки ядерных отходов — реакторы, демонтированные с подводных лодок, и элементы отработанного топлива усеивают морское дно на трехсотметровой глубине. По всей видимости, вплоть до начала 1990-х советские моряки избавлялись в этом месте от атомных и дизель-электрических субмарин, просто затапливая их в море.

Наиболее опасные места

Существует мнение, что на Северном Ледовитом океане остается достаточно большой вероятность атомной катастрофы. Все дело в том, что в 1981 году там была тайно затоплена атомная подводная лодка, и ее реактор может с легкостью выйти из-под контроля, когда в него проникнет морская вода.

Статья в тему:  Сколько стоит сделать права на лодку

Также боевое судно К-27, которое лежит на дне Карского моря, было затоплено. Там произошла авария, в ходе которой 9 советских моряков получили смертельную дозу радиации. По информации ИБРАЭ, с 1981 года оттуда происходит утечка радиации в размере 851 млн беккерелей каждый год.

Остается вероятность того, что на борту этого судна может произойти ядерная реакция. Поверхность подводной лодки может обладать масштабными проломами. Радиоактивные материалы, которые находятся в ядре, могут легко освободиться, что приведет к самой настоящей катастрофе. Похожая ситуация возникла и с К-159, подводной лодкой, затопленной в 2003 году в Баренцевом море. Даже давно затопленные подводные лодки требуют неусыпного федерального внимания, так как продолжают представлять опасность для прилегающих территорий.

На данный момент

Еще в 2009 году «Росатом» выступил за разработку программы по утилизации атомных подводных лодок вплоть до 2020 года. В нее включались боевые суда, которые ожидали своей очереди на утилизацию. Общее количество таких подлодок составило 191. Большая часть этих кораблей уже была списана в 1990-х годах. На ряде из них еще долгое время велись дежурства сокращенных экипажей. Делалось это, чтобы продлевать сроки непотопления подводных лодок.

Сформировалась целая очередь на утилизацию. Это произошло из-за того, что хранилища ядерного топлива оказались переполненными.

Нуждается в доработках и транспортировка отработанного ядерного топлива, так как в стране имеется более 30 активных зон на год. Заводы не справляются с нагрузками, связанными с транспортировкой отходов. Российская Федерация часто перерабатывает отработанное топливо, так как уран, содержащийся в нем, пригоден для последующего использования в атомных реакторах.

Это одна из главных отличительных особенностей работы с ядерным топливом в России. Перерабатывается топливо на протяжении долгого времени, а инфраструктура развита в недостаточной мере. По этой причине заводы не успевают своевременно очистить отработанное ядерное топливо в полном объеме. Однако работы в данной сфере ведутся активные, так как в мире имеется тенденция к наращиванию боевой мощи атомных подводных лодок.

Статья в тему:  Можно ли поставить металлические струны на yamaha c40

Заключение

Несмотря на всю опасность, которую представляют собой атомные реакторы, число атомных лодок, которых необходимо утилизировать, будет неуклонно расти. Увеличиваться будет и количество кладбищ субмарин не только в Российской Федерации, но и по всему миру. А старые кладбища грозных боевых машин опустеют еще нескоро.

Проблема утилизации атомных субмарин

Пять стран имеют на вооружении атомные подводные лодки (АПЛ). Считается, что срок службы АПЛ составляет около 25 лет. В советское время военно-морские силы получили 250 подлодок. После распада советского блока большинство из них было выведено из состава ВМФ. Перед российскими военными стала задача их утилизации.

Чтобы понять уровень этой проблемы следует перечислить этапы утилизации АПЛ:
— необходимо дренировать теплоноситель и выгрузить ядерное топливо из реактора;
— осуществит вырезку, в условиях стационарного дока, реакторного отсека (срок хранения демонтированного реакторного блока составляет от 70 до 100 лет);
— выполнить демонтаж оборудования подлодки;
— произвести герметизацию отсеков и покрыть антикоррозийным материалом;
— отбуксировать демонтированные части и оборудование до места долговременного хранения.

Этот процесс является не только дорогостоящим, но и требует много времени. Так, в США вызрузка ядерного топлива осуществляется около года. В России же существующие хранилища ядерного топлива переполнены и большое количество АПЛ уже много лет ожидают своей очереди на утилизацию. Большая часть субмарин утилизируются в РФ на заводах «Нерпа», «Звезда» и «Звездочка», ПО «Маяк». Доставляют АПЛ на верфи этих заводов либо буксировкой, либо на плавучем доке.

Для сравнения: стоимость утилизации одной подлодки в России составляет (в зависимости от ее типа) от $2 млн. до $12 млн., а в США она равна $50млн.

Статья в тему:  Сколько подводных лодок было у ссср в вов

Мощностей российских заводов не хватает для регенерации ядерного топлива, также недостаточно специальных транспортных контейнеров, вагонов-грузоконтейнеров ТК-ВГ-18. Перед российской стороной возникла еще одна сложнейшая проблема — высвобождение хранилищ (береговых и плавучих) происходит крайне медленно, что значительно тормозит процесс выгрузки ядерного топлива, а, следовательно, и утилизацию АПЛ. В настоящее время утилизации ждут более 200 российских атомных подлодок, большая часть которых были построены в советское время.

С целью решения задачи утилизации, госкорпорация «Росатом» планирует в течение 2014-2015 года осуществить вывоз радиоактивных отходов с территории Камчатки. Отходы будут деактивированы и окончательно захоронены. Надо отметить, что в районе города Вилючинск с 60-х годов располагается одна из крупнейших баз ВМФ, проходящая в документах НАТО под кодовым названием «Осиное гнездо». Недалеко от этой базы находится оборудованное хранилище, в котором хранятся ядерные отходы с подлодок, включая детали субмарин, средства индивидуальной защиты и другие материалы, подвергшихся радиоактивному заражению. Постоянно ведется мониторинг радиационной ситуации в этом районе. Результаты мониторинга свидетельствуют, что опасности распространения радиоактивных отходов не выявлено. Однако принято решение о строительстве над существующих хранилищем здания, в котором в соответствии с технологией, радиоактивные отходы будут упаковывать в спецконтейнеры и вывозить с территории Камчатки. Этот процесс будет длиться до тех пор, пока существует эта дальневосточная база субмарин на полуострове.

Планируемая программа «Росатома», по освобождению Камчатки от ядерных отходов, является только частью большой комплексной программы по утилизации российских АПЛ, отслуживших свой срок службы. До 70-х годов захоронение АПЛ осуществлялось путем затопления их в океане. Но после подписания договора о запрете размещения радиоактивных объектов в морях, океанах и земных недрах, перед российскими учеными и инженерами стала проблема нахождения путей по утилизации АПЛ. Технически, этот процесс очень сложен. Но, в настоящее время удалось ускорить ход утилизации благодаря большой финансовой помощи из-за рубежа.

Статья в тему:  Сколько весит лодочный мотор ямаха 90

Так, Япония профинансировала в размере $25 млн. строительство в Приморе плавучей установки по очистке радиоактивных отходов с АПЛ, проходящих утилизацию, а также оплатила разборку пяти субмарин класса «Виктор-3». Япония передала российской стороне технику (морской буксир два портальных крана и плавучий док), необходимую для создания в бухте «Разбойник» пункта долговременного хранилища радиоактивных отходов с АПЛ, подлежащих утилизации.

На Кольском полуострове также создан пункт долговременного хранения радиоактивных отходов с АПЛ. Стоимость этого проекта составила более $400 млн. Сейчас в нем на хранении находятся 54 энергетических блоков с субмарин. России одной было бы очень трудно справиться с утилизацией старых типов АПЛ, поэтому страны Европы и США приняли участие в этом проекте. Европейский банк профинансировал создание условий для хранения слитого топлива с подлодки класса «Альфа». Франция оплатила транспортировку этого топлива. Разработка специального контейнера была оплачена американской стороной. Итальянцы профинансировали постройку судна, которое будет осуществлять вывоз топлива.

Специалисты «Росатома» считают, что совместными усилиями будет налажена система по утилизации АПЛ. В будущем, планируется очистить дно Северного Ледовитого океана от ранее затопленных там отсеков подводных лодок и контейнеров с радиоактивными веществами.

Как утилизируют атомные подводные лодки

Далекий северный город Северодвинск, расположенный в европейской части России, известен как колыбель атомного кораблестроения России. На предприятии «Севмаш», которое находится в материковой части города, за полвека было построено около 165 подводных лодок. Из них 128 – атомные.

Многие из этих подводных лодок здесь же, в Северодвинске, заканчивали свой век. На соседнем с «Севмашем» предприятии «Звездочка» были утилизированы 44 атомные подводные лодки. Операция по утилизации АПЛ и надводных кораблей с атомным сердцем — это отдельная, сложная с инженерной точки зрения операция.

Статья в тему:  Какие орфограммы в слове лодки


— Сергей Вячеславович, расскажите нам о себе. Давно ли Вы связаны с кораблестроением? Чем занимаетесь в НИПТБ «Онега»?

— С кораблестроением связан со времен Севмашвтуза (ныне – ИСМАРТ САФУ). Я там учился и одновременно работал по системе «завод-втуз» на судоремонтном предприятии «Звездочка» сборщиком корпусов металлических судов в цехе № 15. По окончании учебы, в 1996 году, устроился на работу в НИПТБ «Онега». Начинал с инженера-технолога. Сейчас занимаю должность начальника отдела технологий ремонта корпусных конструкций и покрытий.

Наш отдел разрабатывает технологии ремонта корпуса, корпусных конструкций и покрытий. Кроме того, одно из направлений деятельности НИПТБ «Онега» – разработка технологий утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, а также судов атомного технического обеспечения. В основном, это работы, связанные с разрезкой корпусных конструкций и демонтажом систем и оборудования.

Мы занимаемся разработкой всевозможных технологий по разрезке корпусов, металлических конструкций, процессу демонтажа корпусных конструкций, формированию блоков реакторных отсеков.


— Вы упомянули о работе на «Звездочке». На каком заказе начинали работать? Так сказать – Ваш первый корабль

— Если говорить о первом корабле, на котором работал, то это была «Груша», проект 667АТ. На ней я занимался ракетными нишами. А если говорить о разрезке, то первый корабль, в утилизации которого я принимал участие, это «азуха» — атомная подлодка проекта 667А.

4. Атомная подводная лодка К-222 (Проект 661 «Анчар») перед утилизацией / Центр судоремонта «Звёздочка»

— Давайте перейдем к главному вопросу. Что из себя представляет процесс утилизации?

— Утилизация атомной подводной лодки и утилизация надводного корабля отличаются друг от друга, но суть, тем не менее, одна и та же. Для начала разрабатывается так называемый комплект проектно-организационной документации по утилизации корабля, в который входит определенный объем документов, необходимый и достаточный для приведения лодки в безопасное состояние и формирования реакторного отсека. Эти документы согласовываются с соответствующими надзорными органами и заинтересованными организациями.

Статья в тему:  Как сделать лодку на пульте управления в домашних условиях

Далее следуют несколько этапов:

Процесс утилизации начинается с вывода корабля из эксплуатации. Флот передает корабль промышленности. Разрабатывается комплект документов, согласовывается, утверждается, получает экспертные заключения надзорных органов, и только после этого начинается процедура физической утилизации. Корабль поступает на предприятие, которое будет проводить работы по утилизации. Становится к причальной стенке. В том случае, если на нем находится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), оно выгружается на береговых комплексах выгрузки ОЯТ. Реактор приводится в безопасное состояние.

5. Процесс утилизации атомной подводной лодки «Борисоглебск» (Проект 667БДР) / Центр судоремонта «Звёздочка»

После выгрузки ОЯТ начинается физическая разделка корабля. Частично конструкции демонтируются на плаву для того, чтобы разгрузить доковый вес заказа, а также ускорить процесс утилизации. После разгрузки корабль ставится на твердое основание: в плавдок, док-камеру или на стапель. После того, как корабль поставлен на доково-опорное устройство, начинается процесс демонтажа корпусных конструкций, систем и оборудования. ОЯТ выгружается, затем на спецэшелоне отправляется на предприятия-переработчики, такие как «Маяк». Радиоактивные отходы, образующиеся при этом, остаются на предприятии и подлежат переработке или временному хранению.

6. Процесс утилизации атомной подводной лодки «Борисоглебск» (Проект 667БДР)

Первым делом демонтируются корпусные конструкции, такие как надстройка корабля или рубка подводной лодки. Они крупными секциями выгружаются с заказа, затем разрезаются на транспортные секции, после чего перевозятся на участки разделки металлолома и оборудования, где данный габаритный лом отгружается на металлургические комбинаты.

7. Процесс утилизации атомной подводной лодки / Центр судоремонта «Звёздочка»

В процессе утилизации с корабля выгружается все оборудование, которое тоже разделывается на специализированных площадках, или его забирают себе на разделку специализированные предприятия. Металлолом разделяют по различным маркам и тоже сдают на предприятия-переработчики.

8. Метал, который остался от утилизации атомной субмарины, в дальнейшем уходит на переработку / Центр судоремонта «Звёздочка»

Статья в тему:  Как сделать лодку из коробки

Также при утилизации образуется большое количество различных токсичных промышленных отходов: остатки лакокрасочных, резиновых и прочих покрытий, отделки судовых помещений и т.п., которые подлежат переработке или отправляются на захоронение на полигон.

9. Формирование трёхотсечного блока атомной подводной лодки К-222 (Проект 661 «Анчар») / Центр судоремонта «Звёздочка»

После того, как носовой и кормовой блоки АПЛ утилизированы и переработаны, начинается формирование реакторных блоков. На судостроительных предприятиях их формируют в трехотсечные блоки — реакторный отсек и два дополнительных отсека по бокам, так называемых поплавка, которые обеспечивают положительную плавучесть этого блока. После формирования блоки буксируют в пункты длительного хранения реакторных отсеков, где отсеки-поплавки отрезают и оставляют отсек с реактором на хранение.

10. Трёхотсечный блок атомной подводной лодки во время перевозки к пункту долговременного хранения реакторных отсеков / РОСАТОМ

11. Пункт долговременного хранения реакторных отсеков / РОСАТОМ

— Вы рассказали про утилизацию подводных лодок. А как обстоят дела с утилизацией крупных надводных кораблей, таких как ССВ-33 «Урал», корпус которого до сих пор не утилизирован, но вся надстройка спилена. Какие-то сложности?

— Работы по утилизации «Урала» до сих пор ведутся. Они идут медленно из-за отсутствия финансирования. Также длительное время разрабатывался проект по утилизации этого корабля, и долгое время решался вопрос по варианту формирования реакторного отсека.

Так как у таких кораблей массогабаритные характеристики значительно выше, чем у атомных подлодок, был принят такой вариант утилизации — демонтируются конструкции надстройки до верхней палубы, а затем из реакторного отсека выгружается реактор, который помещается в спецупаковку. В случае необходимости корабль разрезают на две части для того, чтобы можно было его поставить на твердое основание.

12. Большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» / Википедия.

— А когда начнется утилизация «Кирова»?

— На сегодняшний день НИПТБ «Онега» разрабатывает комплект документов по его утилизации. Согласуем его, и далее, насколько я знаю, финансирование работ будет производиться на деньги Госкорпорации «Росатом». Насчет сроков неизвестно, это зависит от тендера, но, скорее всего, начало утилизации будет положено в следующем году.

Статья в тему:  Сколько стоит сделать лодку

13. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров».

— Весной на портале госзакупок появилась запись о проведении тендера на демонтаж крышек шахт с атомной подводной лодки ТК-17 «Архангельск» (проект 941). Сообщалось о начале работ в августе этого года. Началась ли какая работа в этом направлении?

— Честно говоря, не обладаю такими сведениями. Но, наверное, начнут в ближайшее время. Если речь идет о демонтаже крышек, то это будет так называемая процедура по договору СНВ — демонтаж крышек и приведение в безопасное состояние пусковых установок. Считаю, что эта работа несложная, и будет сделана быстро.

14. Атомные подводные лодки проекта 941 в ожидании утилизации.

— А как обстоят дела с утилизацией судов «Атомфлота» и судами технического обеспечения? Насколько это отличается от утилизации подлодок и кораблей? Слышал, что с «Лепсе» были определенные сложности.

— Утилизация «Лепсе» – сложный проект. Мы разрабатывали комплект документов на него, я принимал непосредственное участие в разработке технологий по утилизации корпусных конструкций и формировании блок-упаковок, в которые будут закатаны наиболее радиационно-опасные блоки судна. Эти части встанут в упаковку, которую затем отправят в пункт длительного хранения реакторных отсеков в губе Сайда.

Сложности существуют всегда и везде, особенно на таких судах как «Лепсе», где находятся высокоактивные отходы, с которыми невозможно было что-то сделать, кроме как оставить их в части этого судна для дальнейшего длительного хранения.

(Лепсе — судно-заправщик атомного ледокольного флота России. Принадлежит ФГУП «Атомфлот». В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В пеналах и кессонах хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) судна размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена. — Прим. ред.)

Статья в тему:  За счет чего опускается подводная лодка

Вопросы безопасности были очень серьезные и тщательно прорабатывались, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций и переоблучения людей.

15. «Лепсе» — судно-заправщик атомного ледокольного флота России.

— Какой заказ в Вашей работе был особенно сложен?

— Много сложных кораблей было в практике. Сложности были с «Курском». Мы разрабатывали на него проект документов. С «Лепсе» сложности были только из-за его состояния. Также «Золотая рыбка» (АПЛ проекта 661 «Анчар») была сложная – титановый корабль в аварийном состоянии.

Но самыми сложными были атомные подводные лодки, находившиеся на Дальнем Востоке, так называемые «чажемские». Две аварийные подлодки проекта 675 зав. № 175 и проекта 671 зав. № 610 с повышенным радиационным фоном. Они много лет стояли в отстое в бухте Павловского, а затем их утилизировали в док-камере ДВЗ «Звезда». Для их утилизации в доке сделали специальные поддоны под все основание, чтобы не разнести загрязненные элементы. На этих кораблях были очень высокие активности, что представляло большую сложность.

Разрабатывали документы так, чтобы демонтаж конструкций, систем и оборудования выполнялся с наименьшим вредом для человека, так как внутри могли находиться остатки жидких радиоактивных отходов.

— Как вы относитесь к масштабной утилизации подлодок первого и второго поколения в 90-х и 2000-х годах?

— Надо понимать, что все эти корабли выработали свой ресурс, особенно первое и второе поколение. Поменялась геополитика и задачи государства, да и новая техника получает свое развитие. А те корабли выработали себя полностью, и продолжать их эксплуатацию было совсем нецелесообразно, многие из них находились в аварийном состоянии. Я считаю, что правильнее наращивать новые группировки более современных кораблей, а не поддерживать устаревшие морально. Кроме того, существовала угроза экологической безопасности. Они приходили в такое состояние, что герметичность легкого корпуса практически совсем отсутствовала. Также была угроза их затопления, что повлекло бы еще больше проблем.

Статья в тему:  Как привязать якорь надувной лодки

Своевременная утилизация необходима — это рационально. Все должно вовремя строиться и вовремя утилизироваться. Если у вас есть машина, вы же не будете сто лет ездить на ней и постоянно ее ремонтировать – больше проблем будет, чем удовольствия от ее вождения.

— У Вас есть информация по подъему затопленных в морях подлодок и реакторов? Последнее время в СМИ часто мелькает информация по их подъему и утилизации, а до действий так и не доходит.

— На сегодняшний день пока это только разговоры. Подъем этих лодок — очень дорогостоящее занятие. Некоторые из них лежат на больших глубинах. В свое время поднимали «Курск», он лежал на небольшой глубине, а тот же «Комсомолец» лежит на глубине около полутора тысяч метров, подъем его на поверхность — большая проблема.

Разговоры о подъеме этих лодок часто звучат на различных конференциях и совещаниях, но пока я не слышал о реальных перспективах подъема затонувших атомных подводных лодок.

— От лодок к семье. Есть ли у Вас дети? Если да, то по Вашим стопам пошли?

— Мой сын сейчас окончил школу и поступил в Архангельский медицинский университет. С первого сентября начнет там обучение. Не по моим стопам пошел.

— А есть ли у Вас любимая подлодка? За красоту, какое-либо качество или за что-то другое?


— Мне очень нравятся «Акулы», 941-й проект. Кроме нас, такой мощный и большой корабль никто не мог построить. В современных условиях они, может быть, и не нужны, но это – шедевр.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector