6 просмотров

Как устроена моторная лодка

Лодка своими руками под мотор: конструкции, чертежи, материалы

  • 16 Ноября, 2018
  • Снаряжение
  • KaplyaDegtya

На строительство какого-либо плавсредства своими руками решаются по разным причинам: кто-то просто из любопытства – получится или нет; кому-то доставляет гордость показывать лодку, изготовленную самостоятельно; у кого-то банально нет свободных денежных средств, чтобы купить судно, сделанное специалистами. Причин может быть много, но все они рано ли поздно заставляют взяться за карандаш, чтобы составить своими руками чертежи моторной лодки.

Из каких материалов?

Их чего же можно изготовить моторную лодку? Давайте разберемся поподробней, какие материалы используют в строительстве моторных лодок.

  1. Лодки из стеклопластика. Достаточно легкий, прочный и дешевый материал для строительства судна. Работа обычно не вызывает больших затруднений даже у начинающего судостроителя.
  2. Лодка из фанеры. Доступный материал, относительно дешевый, его достаточно легко обработать: не нужно закупаться дорогостоящим инструментом и иметь какие-то специальные знания и навыки.
  3. Надувные лодки пвх. Под мотор можно самостоятельно изготовить и плавсредство из ПВХ. Из минусов – более дорогостоящий материал, изготовление такой лодки требует много свободного места. Себестоимость самодельной лодки из ПВХ может быть выше, чем у купленной в магазине.

Стеклопластик

Прежде чем рассмотреть, как своими руками сделать моторную лодку из стеклопластика, давайте изучим все плюсы и минусы этого материала.

  • Надежная.
  • Долговечная.
  • Водонепроницаемая.
  • Презентабельная на вид.
  • Доступная по цене.

Лодка из стеклопластика может быть как килевая, так и плоскодонка, так как стеклопластик достаточно прочный материал, который не боится песчаного и каменистого дна. Судно из стеклопластика будет ударопрочным, на нем легко можно пройти по мелководью, не боясь, что дно лодки изотрется о камни. Кроме того, этот материал нормально переносит перепады температур, поэтому обычно не возникает проблем с хранением лодки: ее можно оставить на зиму даже в неотапливаемом гараже. Ремонт тоже довольно простой: понадобится лишь эпоксидная смола и стеклоткань. Так как такие лодки не требуют накачки воздухом, то ее и невозможно проколоть или порвать. Эти плавсредства практически непотопляемы.

Статья в тему:  Кто гуляет в заповедных лесах атамана из пьесы лодка

Основной минус такой лодки в том, что они имеют достаточно большие размеры, поэтому транспортировка судна обычно вызывает затруднения. Как правило, для перевозки требуется прицеп.

Изготовление лодки из стеклопластика

Как всегда, вначале необходимо подготовить чертеж и изготовить матрицу будущего судна. Это следует сделать прежде, чем начинать строить лодку под мотор своими руками. Чертеж можно разработать как самостоятельно, так и взять уже готовый. При составлении проекта лодки обязательно учитывается как жесткость стеклопластика, так и то, чтобы все борта были идеально выровнены, так как впоследствии это скажется на устойчивости судна.

Изготовление матрицы, то есть формы для будущей лодки, пожалуй, самый дорогостоящий и сложный процесс при самостоятельном изготовлении лодок. Важно, чтобы все размеры были идеально выверены, тщательно проработана форма судна и сделаны все разметки. Для того чтобы впоследствии не возникло сложностей с выдавливанием лодки из матрицы, а также сама она могла служить и в дальнейшем, важно не забыть встроить в нее ниппели.

Для того чтобы строилась легко и свободно изготавливаемая своими руками лодка под мотор, нужно заранее запастись следующими инструментами и материалами:

  • Гелькоут лодочный.
  • Отвердитель.
  • Полиэфирная смола.
  • Стекломат.
  • Ножницы.
  • Наждачная бумага.
  • Уключины и подуключины.
  1. Обмажьте матрицу в четыре слоя разделительным воском.
  2. Нанесите гелькоут для внешнего слоя судна
  3. Установите стеклопластиковые сиденья параллельно бортам плавсредства.
  4. Прикатайте стекломат в пять–шесть слоев, чтобы придать жесткость и прочность всей конструкции.
  5. Срежьте лишнюю «бахрому» и вклейте сиденья при помощи специального клея.
  6. Прикрутите уключины.
  7. Зашкурьте борта судна при помощи наждачной бумаги.
  8. Покрасьте лодку гелькоутом как внутри, так и снаружи.
Статья в тему:  Как закрепить датчик эхолота на лодке пвх

Дно на таких лодках лучше делать двойным и герметичным, что сделает лодку практически непотопляемой даже в тех случаях, когда она перевернется. Можно усилить корпус, проложив деревянные бруски вдоль формы и покрыть их двумя слоями стекловолокна.

Основная затрата при строительстве лодки своими руками под мотор из стекловолокна заключается как раз в изготовлении матрицы. Ее производство для всего одной лодки выйдет неоправданно дорого, поэтому перед строительством подумайте о том, как можно будет окупить саму матрицу.

Фанера

Этот материал для строительства лодки своими руками под мотор обычно выбирают из-за того, что он общедоступен, купить его можно практически в любом строительном магазине по относительно невысокой цене. Кроме того, листы фанеры небольшой толщины, легко сгибаются, а обработать фанеру можно простыми ручными инструментами без больших материальных затрат. Но давайте разберемся, в чем же заключаются плюсы и минусы строительства своими руками лодки из фанеры под мотор.

Они уже были перечислены выше. Можно лишь добавить, что у фанерных лодок относительно небольшой вес и хорошая вместимость.

К ним, пожалуй, можно отнести то, что лист фанеры сложно согнуть под большим углом, так как он может легко треснуть, поэтому, хотя тонкие листы и гнутся достаточно хорошо, при строительстве судна стараются лишний раз не рисковать и строят плавсредства преимущественно треугольной или прямоугольной формы, избегая сильно выгибать материал.

Статья в тему:  Как правильно выбрать лодку пвх видео

Изготовление лодки из фанеры

Как и при строительстве любой другой лодки, при изготовлении фанерных аналогов работу следует начать с чертежа. Не будем повторяться и напоминать о том, что можно как сделать своими руками чертежи моторной лодки, так и приобрести готовые.

Для строительства плавсредства вам потребуются стандартные инструменты для работы по дереву: ножовка, лобзик, рубанок, шуруповерт, топор, молоток, стамеска, отвертка и так далее.

Кроме того, будет необходимо приобрести:

  • водонепроницаемую фанеру стандартного размера;
  • сосновую или дубовую доску;
  • ткань, которой будете оклеивать корпус;
  • шпаклевку;
  • водонепроницаемый клей;
  • олифу или другую водоотталкивающую пропитку для дерева;
  • масляную краску;
  • гвозди, шурупы, металл для изготовления уключин.

Лодка с мотором практически ничем не отличается от той, которая предназначается под весла. Единственным отличием является то, что при строительстве под мотор лодки своими руками слегка видоизменяется корма: на ней устанавливается транец, который изготавливают из многослойной фанеры. Важно, чтобы он выдержал крепление двигателя, поэтому экономить на нем не стоит.

После изготовления чертежа, нужно все элементы перенести на плотный картон в масштабе 1:1, то есть сделать на нем выкройки деталей в натуральную величину. С такого картонного шаблона гораздо проще перенести все элементы непосредственно на фанеру. Перенося выкройку, следите за тем, чтобы волокна фанеры шли вдоль детали.

После этого вам нужно будет выпилить все части из фанеры, собрать судно, тщательно подгоняя все детали и элементы конструкции.

Для того чтобы лучше защитить фанеру от влаги, можно по окончании работ, обшить готовую лодку стеклотканью. Приклеивают такую ткань по направлению от киля к бортам, тщательно следя, чтобы не было никаких складок и пузырей. После того, как она полностью высохнет, необходимо прошпаклевать поверхности, загрунтовать их и затем окрасить.

Статья в тему:  Сколько кубов yamaha bws

Лодка из ПВХ

Надувные лодки из ПВХ под мотор, пожалуй, наиболее трудные в изготовлении плавсредства. К плюсам последних можно отнести то, что они достаточно легкие, их можно взять в пешие походы, а поместятся они в обычный рюкзак.

А вот минусов у таких лодок достаточно много:

  • Непрочные, подверженные проколам: такую лодку довольно просто порвать, зацепившись за куст или острый камень.
  • Дорогостоящие: себестоимость изготовления достаточно высокая, так как специальный материал для лодок стоит довольно дорого.
  • Нужно обладать определенными навыками: знать хотя бы принципы раскройки материала. Даже если вы найдете готовые выкройки, незнание основных правил закройщиков может привести к порче дорогостоящего материала.
  • При склеивании также недопустимы ошибки, так как детали вы уже не всегда сможете отклеить обратно, а, соответственно, это опять же ведет к дополнительным материальным затратам.

Изготовление лодки из ПВХ

Понятно, что строительство своими руками лодки под мотор из ПВХ, как и все прочие, начинается с чертежа. Но, помимо него, вам нужно будет найти еще выкройки или лекала всех элементов конструкции в масштабе, чтобы затем самостоятельно создать части в натуральную величину.

  • ПВХ.
  • Клей для ПВХ.
  • Ножницы.
  • Кисточки.

И главное, вам потребуется место с достаточной вентиляцией для изготовления лодки.

Перед постройкой лодки в натуральную величину рекомендуем склеить такой же макет хотя бы из обычного полиэтилена. Так вы сможете: во-первых, проверить сами лекала (к сожалению, они часто грешат тем, что там допущены грубые ошибки), а, во-вторых, вы будете знать весь процесс и порядок сборки, что впоследствии облегчит вам работу над большим судном. На первый взгляд может показаться, что эта работа бессмысленна, но она может сберечь вам дорогостоящий ПВХ в случае ошибок.

Статья в тему:  Что рыбаки мальты рисуют на своих лодках

После того как вы убедитесь, что все лекала сделаны верно, можно приступать к изготовлению лодки из ПВХ. Тщательно подгоняйте все элементы конструкции и хорошо проклеивайте швы. После изготовления самой лодки, будет необходимо еще вклеить сиденья, транец и всю фурнитуру. Это все можно как приобрести в магазине, так и при наличии определенного опыта изготовить самостоятельно.

Заключение

Обладая достаточной фантазией, можно изготовить лодку своими руками под мотор абсолютно из любого материала. И нельзя сказать, что для этого требуется слишком много каких-то дополнительных знаний и умений. Все трудности, которые возникают в процессе изготовления, довольно легко разрешимы, так как в сети есть много информации по изготовлению лодок своими руками.

Регистрация

В качестве дополнения ко всему вышесказанному, добавим, что регистрация лодок массой менее двухсот килограммов и с мощностью двигателей до 10,88 л. с. с мая 2012 года не требуется. Поэтому, приступая к постройке лодки своими руками под мотор обязательно учитывайте эти параметры.

Основные элементы судна

Рассмотрим основные элементы судна. Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки . Корпус судна — основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой , а заднюю — кормовой ; боковые стороны, или стенки корпуса — правым и левым бортами , если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной , а над водой — надводной , нижнюю часть корпуса — днищем , а верхнюю, горизонтальную — палубой . Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.

Статья в тему:  Где спустить лодку в барнауле

Надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность — воздействие ветра на судно.

Рубка — отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.

Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом . Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Кокпит — вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Моторная ниша — водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Набор корпуса судна (см. рисунок) — конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня.

Основные элементы конструкции корпуса судна — катера


1 — настил палубы; 2 — бимс; 3 — карлингс; 4 — обшивка кокпита; 5 — слань; 6 — комингс кокпита;
7 — кормовая переборка; 8 — транец; 9 — моторная ниша; 10 — форштевень; 11 — киль;
12 — бортовая (наружная) обшивка; 13 — планширь; 14 — скуловой стрингер; 15 — палубный стрингер; 16 — полубимс; 17 — скуловая кница; 18 — бортовой стрингер.

Статья в тему:  Как правильно покрасить алюминиевую лодку

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны .

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией . В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком , крайний кормовой отсек — ахтерпиком .

— продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

— деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Статья в тему:  Как называется лодка северян

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань , или пайол — щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Курс подготовки судоводителей маломерных судов

Настоящий курс, представляет собой учебное пособие для подготовки судоводителей яхт, катеров и гидроциклов для сдачи экзамена на право управления маломерным судном в ГИМС МЧС Российской Федерации. Цель курса – помочь начинающему судоводителю получить базовые знания о судах и реках, правилах плавания на внутренних водных путях РФ, безопасности движения по воде и подготовиться к экзаменам на право самостоятельного управления судном. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся возможностью безопасного и приятного отдыха на воде и желающих получить право самостоятельного управления речными маломерными судами. В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Классификация маломерных судов
  • ГЛАВА 2. Устройство судна

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс подготовки судоводителей маломерных судов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рис. 1 Типичная моторная яхта

1 — Носовой релинг; 2 — Форлюк; 3 — Кранцы; 4 — Леерноя стойка; 5 — Леерное ограждение; 6 — Штурманский мостик; 7 — УКВ антенна; 8 — GPS антенна; 9 — Навигационные огни; 10 — Телевизионная антенна; 11 — Радиолокационная антенна; 12 — Кормовая палуба; 13 — Спасательная подкова; 14 — Шлюпбалка; 15 — Спасательный плот; 16 — Платформа для купания; 17 — Палубный душ; 18 — Кранцы; 19 — Транец; 20 — Механизм рулевого привода; 21 — Топливный танк; 22 — Гребной винт; 23 — Кронштейн гребного вала; 24 — Гребной вал; 25 — Ватерлиния; 26 — Утка; 27 — Надводный борт; 28 — Кают-компания; 29 — Обеденный стол; 30 — Правый двигатель; 31 — Камбуз; 32 — Правый бортовой огонь; 33 — Контрольно-измерительные приборы; 34 — Навигационные приборы; 35 — Каюта; 36 — Гальюн с душем; 37 — Носовая каюта — кубрик; 38 — Форштевень.

Статья в тему:  На каких лодках нужны спасательные жилеты

Основные элементы судна

Маломерное судно, как и любое транспортное судно, по своей композиции делится на корпус (само судно) и надстройку или рубку. надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса).

Рубка — конструкция на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещения для управления судном и двигателем.

Носовая часть палубы называется баком, надстройка над ним — баковой. Кормовая часть палубы называется ютом, надстройка над ним ютовой. Надстройки и отдельные имеют только крупные катера и моторные яхты. Большинство моторных катеров имеет надстройку, где рубка совмещается с помещением для пассажиров. Вместо надстройки часто устанавливают бортовые ограждения от захлестывания воды, с ветровым стеклом и неполным постоянным или откидным тентом.

Корпус судна является основной частью судна, он состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы.

Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой, боковые стороны, или стенки корпуса, называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы на нос судна. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной. Нижнюю часть корпуса называют днищем, а верхнюю, горизонтальную, — палубой. Палуба на маломерных судах, например мотолодках, может отсутствовать.

Статья в тему:  Как заварить дюралевую лодку

Для более полного представления об устройстве корпуса маломерного судна на рис.1 изображена схема корпуса современно го металлического катера.

Элементы набора

Судовым набором называется совокупность продольных и поперечных балок, образующих каркас судна, корпуса.

Набор корпуса судна являясь каркасом, делается из наиболее прочных материалов. Состоит он из продольных и поперечных связей. Основной продольной связью является киль, установленный в диаметральной плоскости судна. У деревянных судов он представляет собой прочный брус из крепких пород дерева (дуб, ясень и т. п.), а у металлических — утолщенную полосу металла. В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень. Это загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля. Подобный брус или угольник, но установленный в кормовой части, называется ахтерштевнем. У деревянных судов форштевень и ахтерштевень, как и киль, изготовляют из прочных пород дерева. Кормовая часть моторных судов обычно заканчивается транцем. Он представляет собой раму из брусков дерева тверядых пород, обшитую снаружи досками или фанерой. Транец надежно крепится к килю. Для судов с подвесными моторами транцы должны быть повышенной прочности, так как они воспринимают упор гребного винта и вибрацию работающего двигателя.

Продольные и поперечные балки судового набора располагаются в определенной последовательности, называемой системой набора. В зависимости от соотношения продольных и поперечных балок системы набора подразделяются на: продольную, по перечную и комбинированную (рис.2)

Статья в тему:  Кто гуляет в заповедных лесах атамана из пьесы лодка

Рис. 2 Системы набора

Продольными элементами (балками) судна являются:

Киль продольная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна;

Форштевень переднее конструктивное оформление (продолжение киля), им заканчивается набор корпуса судна с носа.

ахтерштевень конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля), им оканчивается набор корпуса судна с кормы. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые;

Карлингсы продольные подпалубные балки;

Продольные ребра жесткости продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.

Поперечные элементы (балки) судна:

Флоры поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;

Шпангоуты вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.

Бимсы поперечные балки подпалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами. На рис. 3 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис. 4 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.

Статья в тему:  На каких лодках нужны спасательные жилеты

Рис. 3 Устройство корпуса маломерного судна место крепления

Рис. 4 Элементы набора деревянного корпуса моторной лодки

Рис. 5 Разрез катера

1 — перо руля, 2 — гельмпорт, 3 — румпель секторного типа, 4 — транец, 5 — отверстие газовыхлопа, 6 — настил палубы, 7 — привальный брус, 8 — решетка воздухозаборника, 9 — степс, 10 — кормовой флагшток, 11 — клотик флагштока, 12 — кормовой сигнальный огонь, 13 — шахта воздухозаборника, 14 — фальшборт, 15 — платформа кокпита, 16 — задрайка, 17 — леер (релинг), 18 — дверь фальшборта, 19 — крышкалюка, 20 — поручень, 21 — комингс люка моторного отсека, 22 — крыша ходовой рубки, 23 — сиденье рулевого, 24 — штурвал, 25 — карлингс 26 — бортовой сигнальный (отличительный) огонь, 27 — топовый сигнальный огонь, 28 — клютик мачты, 29 — пульт управления судном, 30 — бимс, 31 — мачта, 32 — подушка крепления мачты, 33 — крыша кубрика (каюты), 34 — водонепроницаемая переборка, 35 — швартовная утка, 36 — киповая планка, 37 — комингс люка, 38 — горловина (лаз в переборке), 39 — бимс, 40 — таранная переборка, 41 — лобовая стойка кубрика, 42 — комингс кубрика, 43 — боковая стоика кубрика, 44 — переборка, 45 — стенка кубрика, 46 — водонепроницаемая переборка, 47 — бортовой стрингер, 48 — фундамент двигателя, 49 — полубимс, 50 — комингс кокпита, 51 — ахтерпиковая переборка, 52 — кронштейн гребного вала, 53 — гребной винт

Статья в тему:  Как заварить дюралевую лодку

Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерса ми. Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части бимсов с карлингсами.

Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при по мощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок.

Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а крайний кормовой отсек ахтерпик.

У моторных лодок водонепроницаемая конструкция у транца, об разующая нишу и предназначенная для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей.

Моторную нишу, расположенную выше уровня воды и снабженную шпигатами отверстиями для слива воды, называют нишей-рецессом.

На рис. 5 показан разрез катера для пояснения основных наименований его корпуса и надстроек.

Главные размерения судна

Основными элементами, отличающими одно судно от другого, являются их геометрические характеристики: длина, ширина, высота борта и осадка. Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Изменения размерений, зависящие одно от другого, например осадку и высоту надводного борта, он должен проверять.

Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на навигационных качествах судна: плавучести, остойчивости, ходкости, устойчивости на курсе и др.

Моторная лодка

Катер , катер или моторная лодка это лодка , которая питается от двигателя .

Некоторые моторные лодки оснащены бортовыми двигателями , другие имеют подвесной мотор, установленный в задней части, содержащий двигатель внутреннего сгорания , коробку передач и гребной винт в одном переносном блоке. Внутренний-подвесной двигатель представляет собой гибрид внутреннего и внешнего двигателя, при этом двигатель внутреннего сгорания установлен внутри лодки, а коробка передач и гребной винт – снаружи.

Статья в тему:  Как называется лодка северян

Есть две конфигурации с внутренним приводом, V-образным приводом и прямым приводом. Прямой привод имеет силовую установку, установленную около середины лодки с гребным валом прямо сзади, тогда как у V-образного привода силовая установка установлена ​​в задней части лодки, обращенной назад, при этом вал идет к передней части лодки, а затем делая V по направлению к тылу. V-образный привод становится все более популярным благодаря вейкбордингу и вейксерфингу . [ необходима цитата ] [ сомнительно – обсудить ]

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 История
    • 2.1 Изобретение
    • 2.2 Расширение
  • 3 Тип корпуса
  • 4 Гонки
  • 5 Мотосейлеры
  • 6 Военное применение
  • 7 Галерея
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки

Обзор [ править ]

Моторная лодка имеет один или несколько двигателей, которые перемещают судно по поверхности воды. Лодочные двигатели различаются по форме, размеру и типу. Двигатели устанавливаются либо бортовыми, либо забортными. Внутренние двигатели являются частью конструкции лодки, а подвесные двигатели прикреплены к транцу и свешиваются на задней части лодки. Двигатели моторных лодок работают на бензине или дизельном топливе. Двигатели бывают разных типов. Двигатели различаются по типам топлива, таким как бензин, дизельное топливо, газовая турбина, роторное сгорание или пар. Моторные лодки обычно используются для отдыха, спорта или гонок. Гонки на лодкахэто спорт, в котором водители и инженеры соревнуются за самую быструю лодку. Американская ассоциация моторных лодок (APBA) делит спорт на категории. Категории включают в себя внутренний двигатель, выносливость на борту, профессиональный подвесной двигатель, заводской подвесной двигатель, плавсредство с неограниченными рабочими характеристиками, перетаскивание, модифицированный подвесной двигатель и оффшор. Двигатели и корпуса относятся к гоночным. Два типа корпуса – малолитражка и гидросамолет. Малолитражка имеет v-образную форму, а гидросамолет – плоский и ступенчатый. [1] Тип используемого корпуса зависит от типа воды, в которой находится лодка, и от того, как она используется. Корпуса могут быть сделаны из дерева, стекловолокна или металла, но большинство корпусов сегодня сделаны из стекловолокна. [2]

Статья в тему:  Как закрепить датчик эхолота на лодке пвх

Скоростные катера с высокими эксплуатационными характеристиками могут развивать скорость более 50 узлов. [3] Их высокую скорость и характеристики можно отнести к технологии корпуса и мощному двигателю. При более мощном и тяжелом двигателе необходима соответствующая форма корпуса. [4] Высокопроизводительные лодки включают яхты, высокоскоростные катера-перехватчики и гоночные моторные лодки.

Корпус V-образного типа помогает лодке преодолевать воду. Глубокий V-образный корпус помогает держать нос лодки опущенным на малых скоростях, улучшая обзор. V-образный корпус также улучшает скорость и маневренность лодки. Они стабилизируют лодку в суровых условиях.

История [ править ]

Изобретение [ править ]

Хотя винтовой пропеллер был добавлен к двигателю ( паровому двигателю ) еще в 18 веке в Бирмингеме , Англия , Джеймсом Ваттом , лодки с бензиновым двигателем появились только в конце 19 века с изобретением двигатель внутреннего сгорания .

Самый ранний лодка питается от бензиновый двигатель был испытан на Неккар реки по Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах в 1886 году, когда они проверили свой новый «напольные часы» двигатель. Он был построен в бывшей теплице (переоборудованной в мастерскую) на заднем дворе Daimler. [5] [6] В конце того же года первая публичная выставка состоялась на Вальдзее в Каннштатте, ныне пригороде Штутгарта . [7] Двигатель этой лодки был единственный цилиндр из 1 лошадиной силы . Второй запуск Daimler в 1887 г. имел второй цилиндр, расположенный под углом 15 градусов к первому, и был известен как «V-образный».

Статья в тему:  Что рыбаки мальты рисуют на своих лодках

Первая успешная моторная лодка была спроектирована компанией Priestman Brothers в Халле , Англия, под руководством Уильяма Дента Пристмана . Компания начала испытания своей первой моторной лодки в 1888 году. [8] Двигатель работал на керосине и использовал инновационную систему зажигания высокого напряжения (высокого напряжения). Компания первой начала крупномасштабное производство моторных лодок, и к 1890 году лодки Пристмана с успехом использовались для буксировки грузов по каналам. [9]

Еще одним пионером был г-н Дж. Д. Рутс, который в 1891 году установил катер с двигателем внутреннего сгорания и управлял паромным сообщением между Ричмондом и Уондсвортом вдоль реки Темзы в сезоны 1891 и 1892 годов [10].

Выдающийся изобретатель Фредерик Уильям Ланчестер осознал потенциал моторной лодки и в течение следующих 15 лет в сотрудничестве со своим братом Джорджем усовершенствовал современную моторную лодку или моторную лодку. Работая в саду своего дома в Олтоне , Уорикшир , они спроектировали и построили речной плоскодонный катер с усовершенствованным высокооборотным двигателем, который приводился в движение через кормовое лопастное колесо в 1893 году. В 1897 году он произвел второй двигатель аналогичной конструкции. на свой предыдущий но работающий на бензоле при 800 об / мин. Двигатель реверсивный винт . Важной частью его нового двигателя был революционный карбюратор., для правильного смешивания топлива и воздуха. Его изобретение было известно как «фитильный карбюратор», потому что топливо поступало в ряд фитилей, откуда оно испарялось. Он запатентовал это изобретение в 1905 году. [10]

Статья в тему:  Как правильно выбрать лодку пвх видео

Компания Daimler начала производство моторных лодок в 1897 году на своей производственной базе в Ковентри . Двигатели имели два цилиндра, а взрывной заряд нефти и воздуха воспламенялся путем сжатия в нагретую платиновую трубку. Двигатель выдавал около шести лошадиных сил. Бензин подавался за счет давления воздуха.к карбюратору с большой поверхностью, а также к вспомогательному баку, который питал горелки для нагрева запальных трубок. Переворачивание воздушного винта осуществлялось с помощью двух конических фрикционных колес, которые зацеплялись с двумя более крупными коническими фрикционными колесами, промежуточный вал для этой цели временно отсоединялся. Только в 1901 году на моторных лодках стали использовать более безопасные устройства для зажигания топлива с помощью электрической искры. [10]

Расширение [ править ]

Интерес к быстрым моторным лодкам стремительно рос в первые годы 20 века. Морская автомобильная ассоциация была образована в 1903 году как ответвление Королевского автомобильного клуба . Motor Boat & Yachting был первым журналом, посвященным техническим разработкам в этой области, и издавался Temple Press в Лондоне с 1904 года. Крупные производственные компании, включая Napier & Son и Thornycroft, начали производить моторные лодки. [9]

Первые соревнования на моторных лодках были учреждены Альфредом Чарльзом Уильямом Хармсвортом в 1903 году. Кубок Хармсворта задумывался как соревнование между странами, а не между лодками или отдельными людьми. Лодки изначально должны были быть спроектированы и построены исключительно жителями представляемой страны с использованием материалов и агрегатов, полностью построенных в этой стране. [11]

Первое соревнование, проведенное в июле 1903 года в Корк-Харборе в Ирландии, под управлением Автомобильного клуба Великобритании и Ирландии и Королевского яхт-клуба Виктории , было очень примитивным: многие лодки даже не стартовали. [11] Конкурс был выигран Дороти Левитт в запуске Napier, разработанном в соответствии со спецификациями Selwyn Edge . Эта моторная лодка была первой настоящей моторной лодкой, рассчитанной на высокую скорость. [8] Она установила первый в мире рекорд скорости на воде, когда она достигла 19,3 миль в час (31,1 км / ч) на 40-футовом (12 м) скоростном катере Napier со стальным корпусом и мощностью 75 лошадиных сил, оснащенном трехлопастным гребным винтом. Как владелец и участник лодки, “SF Edge” был выгравирован на трофеи как победитель. [12]

Статья в тему:  Как правильно покрасить алюминиевую лодку

В статье в Cork Конституции от 13 июля говорилось: «Большое количество зрителей смотрели первую милю от набережной Яхт-клуба, а в Корке несколько тысяч человек собрались по обе стороны реки, чтобы посмотреть финиш». [13] [14] [15] Левитт затем командовал в Королевской яхтой в короля Эдуарда VII , где он поздравил ее с ее срывать и умение, и они обсуждали производительность моторной лодки и ее потенциал для британского правительства депешу работы. [16] [17]

Франция выиграла гонку в 1904 году, а лодка Napier II установила новый мировой рекорд скорости на воде на милю со скоростью почти 30 узлов (56 км / ч), выиграв гонку в 1905 году.

Признанным гением конструкции моторных лодок в Америке был военно-морской архитектор Джон Л. Хакер . Его новаторская работа, в том числе изобретения V-корпуса и использования специальных бензиновых двигателей революцию дизайн лодки уже с 1908 года, когда он основал Hacker Boat Co . В 1911 году Хакер сконструировал Kitty Hawk , первый успешный ступенчатый гидросамолет, который превысил немыслимую тогда скорость 50 миль в час (80 км / ч) и был в то время самой быстрой лодкой в ​​мире. Кубок Хармсворта впервые был выигран американцами в 1907 году. [11] США и Англия обменивались им до 1920 года. С 1920 по 1933 год у американцев была непрерывная победная серия. Гар Вуд выиграл эту гонку восемь раз как гонщик и девять раз как владелец в период с 1920 по 1933 год.

Статья в тему:  Сколько кубов yamaha bws

Тип корпуса [ править ]

Тип корпуса зависит от использования и типа воды, в которой используется лодка. Типы корпусов включают водоизмещающие корпуса, корпуса с V-образным днищем, модифицированные корпуса с V-образным днищем, корпуса с глубоким V-образным днищем и триммеры для корпусов с V-образным днищем . Корпуса могут быть из разных материалов. Три основных материала – дерево, армированный стекловолокно и металл. Деревянные корпуса могут быть из досок или фанеры. Корпуса из стеклопластика усилены бальзовым деревом. Металлические корпуса бывают либо алюминиевыми, либо стальными. [2] Корпус отдых катеров отличаются между днем крейсером, луком наездником , рубкой и Катером. Верхняя конструкция каждого из них имеет разные особенности в зависимости от конкретного использования. Они различаются, прежде всего, размерами кабины, габаритами полупалубы, креслом рулевого и расположением кресел экипажа. [18]

Гонки [ править ]

Категории двигателей для гоночных моторных лодок для бортовых и подвесных двигателей варьируются от 7,5 куб. Дюймов до 60 куб. Дюймов. Категории варьируются от 44 куб. Дюймов до 450 куб. Дюймов только для внутренних двигателей. Два типа гонок на моторных лодках – это скоростные гонки и гонка по прогнозам. В скоростных гонках участвуют лодки с мощными двигателями, которые соревнуются за самое быстрое время и проходят на пресноводных водоемах на закрытой трассе. Гонки отмечены буями. Для неограниченного количества гидросамолетов дистанция гонки составляет от 5 до 30 миль. Гидросамолеты едут на тормозах. В гонках с предсказуемым бревном участвуют крейсеры с медленной кабиной. Прогнозные бревна – соревнования по планированию и проведению морского путешествия. Участники оценивают различные факторы и переменные, с которыми они столкнутся на своем пути. Участник с наименьшей ошибкой в ​​конце гонки становится победителем. Также,Экскурсия на скоростном катере – обычная достопримечательность, особенно в Дубае. [1]

Статья в тему:  Где спустить лодку в барнауле

Motorsailers [ править ]

Некоторые моторные лодки также являются парусниками. Моторные парусники легко адаптируются и могут плавать и двигаться в любых условиях. Они, как правило, неэффективны в определенных условиях, когда идеальным вариантом будет либо парусная, либо моторная лодка. [19]

Военное применение [ править ]

Скоростное судно – это судно, способное развивать скорость более 30 узлов. Однако HSIC (высокоскоростное судно-перехватчик) превосходит быстрое судно со скоростью более 50 узлов. HSIC обычно используются на заказ или в правоохранительных органах. Правоохранительные органы используют эти чрезвычайно быстрые лодки для поимки преступников, таких как контрабандисты или торговцы наркотиками, которые также используют быстрые суда. Военные начали использовать HSIC, чтобы остановить такие международные угрозы, как пираты, ополченцы, террористы и торговцы оружием. Первоначально HSIC не предназначались для перевозки крупногабаритного оружия. Теперь, когда их используют военные, они строятся из крупнокалиберных пулеметов. Лодки должны быть оснащены надежной системой контроля веса и в то же время иметь большую амортизацию. HSIC должны обходиться без пропеллеров для учета кавитации и вибрации. Вместо этого в HSIC используются поверхностные драйверы или водяные струи.

Галерея [ править ]

Небольшой катер 2010 Hacker-Craft с тройной кабиной

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: