21 просмотров

Как устроена лодка акрос

Совсем не до шуток: весельная лодка Федора Конюхова 1 апреля перевернулась в Южном океане

Весельная девятиметровая лодка «АКРОС», на которой Федор Конюхов в одиночку с декабря идет из Новой Зеландии к мысу Горн в рамках кругосветного путешествия, во время очередного шторма день перехода трижды за час перевернулась на 360 градусов. За предыдущие 116 дней лодка не переворачивалась ни разу.

Все три раза лодка успешно возвращалась на киль, сам Конюхов, находившийся в задраенной носовой каюте, не пострадал и поддерживает связь с землей.

  • Однако из-за погодных условий пока не удается узнать, какие повреждения получила «АКРОС» после таких вращений.

    «Первый удар был самым сильным, лодка затрещала. Сейчас сложно оценить все повреждения и потери на лодке “АКРОС”, точно известно, что сорвало часть солнечных панелей (Федор слышит их хлопанье), сорвало новый ветроуказатель — поставил сутки назад. Неизвестно что творится в носовом отсеке, есть ли повреждения и поступает ли вода. Носовой люк открыть невозможно, волнение в океане 5 метров, палубу заливает», — сообщает экспедиционный штаб российского путешественника.

    По словам представителей штаба, изначально шторм не вызывал у команды сильного беспокойства: хотя прогнозировался ветер в 40 узлов, до сих пор лодка успешно выдерживала такие условия. К тому же шторм зародился совсем рядом с тем местом, где находился Конюхов, и не мог успеть набрать полную мощь. Беда пришла вместе с гигантскими волнами, которые, вероятно, начали свой разгон еще в Атлантике и, обойдя вокруг света, выросли до опасных размеров.

    «Во время вечернего сеанса связи (22:00 по Москве) Фёдор сообщил, что размеры волн приняли угрожающие значения, волны идут стеной, лодку поднимает на большую высоту, потом она летит вниз с волны и останавливается в ложбине. Пенистые гребни высотой в несколько метров, лодка просто утопает в них», — рассказывают в экспедиционном штабе.

    После третьего переворота лодка Конюхова некоторое время не могла вернуться на киль и лежала на воде слегка притопленная на правый борт. Помогли те же волны, которые и стали причиной ЧП — после очередного удара «АКРОС» получила дополнительное ускорение и вернулась в нормальное положение.

    Статья в тему:  Как залезть в резиновую лодку

    Оба спутниковых телефона на борту функционируют нормально, навигационный буй Iridium продолжает автоматически раз в два часа передавать координаты путешественника.

    После ревизии, которую Конюхов провел 31 марта, на борту оставалось продуктов на 50 дней. Тогда же до мыса Горн ему оставалось 1 111 морских миль. Он надеялся завершить переход накануне Пасхи, которая в этом году приходится на 28 апреля.

    День в лодке Фёдора Конюхова

    Кормовая часть лодки «Тургояк». Мы заглянули в люк, из которого Фёдор наблюдал за океаном. Но как он сам признаётся, ночью ещё не так страшно, а днём мурашки по телу от такой картинки. Фото: Александр Козик

    Сегодня наступил уже 138-й день путешествия Фёдора Конюхова на вёсельной лодке в Южном океане. У заветного мыса Горн, по предварительным прогнозам, он должен был оказаться ещё в конце марта, но океан решил иначе. Сейчас Фёдор – на заключительной стадии этого этапа. Вот какое сообщение он оставил в своих дневниках вчера: «У меня ночь, идёт моросящий дождик. Океан начал шуметь по-другому, не так, как все эти дни, уже чувствуется течение. Я ощущаю, как лодку начинает засасывать в лейку пролива Дрейка. Ветер тоже развернулся на попутный. Держу курс на группу островов Диего-Рамирес. Это предвестники мыса Горн, находятся в 55 милях к юго-западу от мыса. Самая южная точка Чили и Южной Америки. Это моя маршрутная точка, откуда я планирую начать заходить в пролив Дрейка. До Диего-Рамирес – 550 миль».

    Статья в тему:  Как сделать радиоуправляемую модель подводной лодки

    Все эти 138 дней домом для Фёдора Конюхова является вёсельная лодка «Акрос», которую специально для него разработал британский дизайнер Филипп Моррисон. Он же проектировал для Фёдора вёсельную лодку «УралАЗ» – на которой тот пересёк Атлантический океан за 46 суток и лодку «Тургояк» – на ней путешественник пересёк Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней.

    И именно лодка «Тургояк» находится в штабе Фёдора Конюхова в Москве, где побывали журналисты «Облгазеты». Для неё в двухэтажном здании сделан специальный пристрой, напоминающий большой балкон. По размеру «Тургояк» идентичен лодке «Акрос» – обе в длину по 9 метров. Когда думаешь о размере этого судна, представляешь себе просторную комнату, и кажется, что человеку в ней должно быть вполне комфортно. К нашей радости, нам разрешили залезть в «Тургояк» и хотя бы приблизительно почувствовать себя на месте Фёдора Конюхова. И как только ступаешь на борт, осознаёшь, насколько обманчивы были наши представления об этих 9 метрах.

    Самая просторная часть лодки – открытый кокпит: здесь – место гребца. По левую и правую руку от Фёдора – всё самое необходимое, между опорами для ступней закреплён нож. Он пригодится, если в шторм волна запутает снасти или если на Фёдора нападут. Речь, конечно, о морских обитателях – акулах, китах…

    На бортах закреплены вёсла – длиной по три метра. В Южном океане у Фёдора с собой три комплекта таких же вёсел: одними он гребёт, другая пара привязана к бортам, третья находится в носовой части в разобранном состоянии. Пока запаска ему не понадобилась. Вёсла очень лёгкие, даже нам, девушкам, не составило никакого труда поднять весло одной рукой – сделаны из углепластика (карбона), как и корпус лодки.

    Статья в тему:  В чем измеряется мощность лодочного мотора

    – Несмотря на лёгкость, эти вёсла могут представлять опасность для гребца, – поясняет Оскар Конюхов. – Фёдор признался, что в лодке очень легко что-то себе сломать – руку, ногу, ребро… Дело в том, что вёсла живут практически своей жизнью.

    Но нам кажется, что травму можно получить и просто перемещаясь из отсека в отсек. Да, у нас нет такой сноровки, как у Фёдора, но и «Тургояк» стоял на месте, его не раскачивали волны. Через узкий люк мы попадаем в навигационную рубку: слева средства связи, справа – камбуз. Но не представляйте себе две отдельные комнаты – уместиться в этом маленьком отсеке может только один человек, сидя или на корточках.

    Почти ползком пробираемся в отсек для отдыха. Конечно, о мягкой перине мечтать не приходится – на днище прикреплены ремни. Во время сна Фёдор забирается в непромокаемый спальный мешок (разработан в Санкт-Петербурге, он отводит влагу из мешка и не пропускает воду, которая капает с крыши и стен каюты), обязательно привязывается ремнями. Ещё здесь расположены два рундука (мы бы назвали их полками), где хранятся личные вещи, книги, иконы Фёдора. Спальное место очень тесное, и уже через пару минут нам становится не по себе в этом очень узком замкнутом пространстве.

    – Спит Фёдор урывками, по несколько минут, – говорит Оскар, – А первый месяц в Южном океане Фёдор и вовсе спал сидя. Была такая суета, что ему было страшно заползти в кормовую каюту, потому что всё время следил за лодкой. Сейчас уже втянулся, больше доверяет лодке. Ну и возникла необходимость быть на корме, потому что её всё время поднимает вверх и сейчас необходимо отдавливать её своим весом.

    Статья в тему:  Можно ли плавать на лодке по неве

    Мы пытаемся представить себе условия, в которых сейчас находится Фёдор. В «Тургояке» – темно, небольшие иллюминаторы не спасают. Любой щелчок по корпусу лодки отдаётся гулким эхом. Но это ничто по сравнению с тем, что слышит Фёдор, ведь о лодку постоянно бьются океанские волны, а карбон – материал, который значительно усиливает звук.

    Ещё в «Тургояке» очень душно, а мы не закрывали за собой люки, как это делает Фёдор в путешествии. Вот как он описывает своё состояние в дневниках: «В затяжном шторме тяжело дышать, всё задраено, даже вентиляционные люки – волны проходят через всю лодку от кормы до носа. Когда уже совсем невмоготу, приоткрываю входной люк на проветривание, сижу в напряжении, боюсь прозевать момент прохождения очередной волны через лодку – в этот момент надо успеть закрыть люк, иначе его просто вырвет и внутрь каюты зальет сотни литров морской воды, это уже будет катастрофа».

    Мы не без удовольствия покидаем лодку, выпрямляясь в полный рост. У Фёдора же такой возможности нет уже почти 140 суток…

    Что помогает выжить

    Конечно, выжить в Южном океане на вёсельной лодке без уникальных систем жизнеобеспечения было бы невозможно. Мы подробно расспросили Оскара Конюхова об устройстве лодки и о том, что помогает Фёдору в пути, помимо, разумеется, характера.

    ВОДА

    – На борту обязательно должен быть запас воды – 200 литров, из расчёта два литра в день. И Фёдор иногда берёт эту воду: когда большие шторма, он не может включить опреснитель, – рассказывает Оскар.

    Статья в тему:  Какое масло для двухтактных лодочных моторов

    И хотя до конца путешествия Фёдору уже хватило бы запасов воды, он радуется возможности включить опреснитель и объясняет, почему:

    – Наконец-то удалось запустить опреснитель и закачать три канистры воды. Трёх канистр (по 5 литров) должно хватить на неделю. У меня есть неприкосновенный запас, я иногда расходую на 10–20 процентов в штормах, когда нет возможности запустить опреснитель. По моим оценкам, НЗ уже должно хватить до берега, даже если из строя выйдет опреснитель, но мне нежелательно расходовать запас. Вода, которая лежит на дне лодки в канистрах, также выполняет функцию балласта, особенно в штормовую погоду, задавливает корму и удерживает лодку от переворота, – сообщил Фёдор 16 апреля.

    ЭНЕРГИЯ

    На лодке три источника выработки энергии: солнечные батареи, ветрогенератор и система топливных элементов (EFOY).

    В солнечную погоду основной источник энергии у Фёдора – это солнечные батареи, если пасмурно, но ещё не шторм – на помощь приходит EFOY, работающая на метаноле. В шторм – энергию остаётся только экономить.

    – Установка EFOY работает так: в результате электрохимической реакции на протонно-обменной мембране водорода, содержащегося в метаноле, с кислородом, содержащимся в воздухе, образуются свободные электроны, то есть вырабатывается электрический ток. На этом месте, – смеётся Оскар, – обычно люди говорят – ну всё, это точно фантастический роман, такого не может быть. Но эта система очень хорошо себя зарекомендовала на яхтах и широко используется. Однако Фёдор должен залезть в носовую каюту, открыть вентиляционные лючки – для реакции нужен кислород и выхлоп нужно обязательно выводить. Но если у него шторм, куда он полезет – понятно, никуда. Сейчас работа с этими установками очень помогает, потому что часть солнечных батарей у Фёдора смыло. Сама установка размером сантиметров 40, метанола с собой – две канистры по 10 литров, много его не надо.

    Статья в тему:  Как подобрать комплект лодка мотор

    А вот гибкие солнечные батареи – российского производства. Они были созданы по заказу российской компании «ТЭЭМП», и их КПД больше 22 процентов.

    – Никогда ещё у нас на борту не было таких эффективных солнечных батарей, – поясняет Оскар.

    А вот ветрогенератор оказался самым бесполезным (их на лодке два, марка — Rutland 504). Когда океан спокоен, и ветер не превышает 15 узлов, он не заряжает бортовые аккумуляторы, а когда ветер усиливается до 25 узлов и больше, поднимается волна, лодку бросает с борта на борт и использование ветрогенератора становится просто опасным. Если лодка перевернётся на волне, ветрогенератор будет препятствовать возврату лодки на ровный киль.

    Как раз сейчас у Фёдора – проблемы с энергией. В одном из недавних сообщений он передал: «Температура на улице +5. Жалко, что не могу запустить обогрев каюты, не хватает электропитания, оставшиеся солнечные батареи только-только поддерживают работу навигационных приборов. А здесь холодно, аккумуляторы стоят на дне лодки, вода в океане холодная. Обидно, что в аккумуляторном отсеке установлена специальная система подогрева аккумуляторных отсеков: металлическая пластина с нагревательными элементами по типу тёплого пола. Расчёт был на то, что тёплая пластина служит прослойкой, подогревает аккумуляторы и повышает их КПД, но я не могу её использовать. Как только включаю, заряд аккумуляторов падает на глазах. Потеря части солнечных батарей сильно сказывается на энергобалансе, до переворота я не знал проблем с зарядкой, а сейчас всё время мониторю индикаторы бортового питания, особенно ночью приходится экономить и в штормах. Вынужден отключить часть устройств, чтобы соблюдать положительный энергобаланс, в первую очередь экономлю на обогреве каюты, аккумуляторного отсека, свет не включаю, пользуюсь налобным фонариком, благо батареек достаточно.

    Статья в тему:  Где поменять права на лодку в москве

    Суммарная пиковая мощность фотоэлектрических элементов, установленных на вёсельной лодке «Акрос», составляет 720 Ватт. Они питают навигационные приборы, спутниковую связь, опреснитель воды, систему обогрева каюты.

    • Опубликовано в №072 от 23.04.2019

    Сюжет

    Фёдор Конюхов: кругосветный переход на вёсельной лодке в Южном полушарии
    Фёдор Конюхов в одночку пересекает Южный океан на вёсельной лодке “Акрос”. “Областная газета” рассказывает о деталях уникальной экспедиции, публикует дневники Фёдора комментарии его сына, руководителя экспедиционного штаба Оскара Конюхова.

    Модель лодки Акрос и Фёдор Конюхов.

    Подпишитесь на автора

    Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

    Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

    Статья относится к принтерам:

    Новый проект мастерской каждый раз погружает творческую тусовку в свое настроение и тематику. Создание сувенирного макета для кругосветной экспедиции Федора Конюхова на весельной лодке «Акрос» вызвало дружную ностальгию в коллективе по туристической юности и живой интерес к изучению географической карты России и Мира.

    Туризм, как таковой, совершенно романтическое увлечение. Природа необъяснимо тянет человека к истокам, к пронзительному небу, к высоким хребтам, в крутые перевалы, на высокогорные плато, в пучины морей и океанов. Невообразимые красоты нашей планеты исключительно привлекательны, обворожительно разнообразны, пугающие своей суровой мощью стихии и масштаба. Кто из нас не любит увидеть что-то новое, необычное, непохожее на привычный уклад городской жизни? Хотя наверняка есть исключения. Но сегодня не о них!

    Статья в тему:  Почему спускаясь на лодке по реке плывут

    Естествознание, познание окружающей реальности и путешествие в сути человеческой натуры. По мере взросления человек все больше и все дальше заходит в своих изысканиях. Современный мир и технические достижения двигают этот процесс постоянно в сторону увеличения расстояний, методов и способов путешествий.

    Издревле человечество изучало мир вокруг себя всеми доступными методами. Необходимость миграций целыми поселениями, связанная с исчерпанием пищи или питьевой воды, заставляло двигать повозки, изобретать лодки, чтобы пересечь реку или перевал, создавать воздушные шары и аэропланы, что вело к увеличению интеллектуального багажа и выносливости нашего вида. Развитие наук и торговли, так же сподвигало человечество путешествовать. Люди то искали золото, то пытались наладить доставку специй, то составляли карты заморских государств. Для современного человека это уже историческая романтика, но и сегодня остались сподвижники, измеряющие мир шагами, весельными переходами и перелетами на воздушном шаре, а себя проверяющие на прочность и выносливость. Сегодня наш рассказ о яркой и выдающейся личности в туризме и естествознании – Федоре Конюхове.

    Фёдор Филиппович – личность совершенно незаурядная. Огромное количество регалий, в разных сферах человеческой деятельности и свершений, подтверждает данный факт. Имеет сан священника , признан как писатель и художник, неоспоримо ищущая и творческая личность. Но самое главное со времен СССР и до сего времени он является одним из самых известных российских путешественников. Федор первый из россиян побывал на 7 высочайших вершинах Мира. В полном одиночестве добрался до Южного и Северного полюсов земли. Единолично совершил 5 кругосветных плаваний и 17 раз пересек Атлантику . Обладает премией «Хрустальный компас» и имеет в арсенале рекорды Гиннеса.

    Статья в тему:  Что означает когда снится подводная лодка

    Мы как любители туризма, столкнулись с ним на зимнем Байкале, который он чуть ли не пешком, по своей традиции в гордом одиночестве, преодолевал зимой 2015 года. С этого момента следили за его свершениями еще более рьяно. Не передать каково было наше изумление и радость, когда к нам обратились спонсоры экспедиции Фёдора Филипповича за сувенирным макетом! Создать «Модель лодки «Акрос», совершившей переход между Новой Зеландией и мысом Горн с 06.12.2018 по 09.05.2019» с Конюховым за “штурвалом” – это ли не мечта туриста-моделиста!

    За время этого перехода, Фёдор стал первым человеком в истории, кому удалось совершить одиночный переход на вёсельной лодке через Южный океан от Новой Зеландии до пролива Дрейка в «ревущих сороковых» и «неистовых пятидесятых» широтах иустановил несколько мировых рекордов, которые должны пройти верификацию Общества Океанских Гребцов в Англии и в дальнейшем также быть представлены на регистрацию в Книге Рекордов Гиннесса. Глядя на его свершения – рука сама потянулась к 3d кисти, желание тоже объять необъятное двигало творческий процесс только вперед!

    Работа настолько увлекла, что варианты и идеи фантанировали и просто сыпались, как из рога изобилия.

    Задача изначально была сформулирована по лекалу предыдущей конструкции сувенирного макета – половинка лодки Акрос, в разрезе, для большей информативности о содержимом и конструкции весельного челна. Глядя на фотографии экспедиции, сверяя их с предоставленными заказчиком исходными данными (включая 3dмодель и образец предыдущего сувенира), нам захотелось в своем изделии добиться максимальной реалистичности и в фасаде лодки, и в ее детализации, и в цветах прототипа, и конечно же в образе самого Фёдора Филипповича (предыдущая версия сувенира не содержала его фигуры).

    Статья в тему:  Что означает когда снится подводная лодка

    Как любители моделирования человеческой натуры, мы практически в 1ый же день взялись за моделирование именно Фёдора, в типичной для него одежде и узнаваемой аутентичной позе, с самой известной фотографии из его путешествия. Точно создав образ Федора с согласованного фото из экспедиции, мы вместе с заказчиком быстро пришли к выводу, что вязанная черная шапочка нам не подходит и тут же заменили ее на фирмовую фиолетовую кепку, которая знакома каждому знающему Конюхова.

    Сама по себе лодка, весельного типа, разработана специально именно для этого путешествия Конюхова, сконструирована британским дизайнером Филиппом Моррисоном, который уже проектировал лодки для Федора. Она имеет характерную торпедовидную форму и окрашена в красивый алый цвет. Носовая часть судна имеет «краш бокс» и разделена на два водонепроницаемых отсека, где хранятся оборудование и продукты на 200 дней. Для того, чтобы гребца не смыло волной, кокпит имеет минимальные размеры. За счет минимизации кокпита увеличен кормовой отсек, который разделен на три водонепроницаемых переборки. В корме находятся камбуз, навигационная рубка и отсек для отдыха. Отсек, где находится рулевое управление, тоже отделен водонепроницаемой переборкой. В проект лодки Фил Моррисон постарался заложить максимум надежности.

    Изучив все эти данные, вместе с заказчиком мы пришли к выводу, что внутренняя конструкция наверное не так актуальна, нежели сам Федор и аутентичность наружного вида судна «Акрос», со всеми его антеннами, запасными и основными веслами, сиденьями и креплениями, солнечными батареями расположенными по всей корме и носу лодки.

    Статья в тему:  Сколько скоростей на yamaha r1

    На это и сделали упор в моделировании. Конечно, мы не взяли старый макет половинки лодки, а смоделировали все полностью с нуля, до каждого винтика.

    Получившиеся модели были напечатаны на фотополимерном 3Dпринтере. Федоров печатали сразу целиком, не разделяя на детали, в силу очень мелкого масштаба. А вот с лодкой все оказалось сложнее. Множество антенн, дополнительно прикрепленные к бортам весла и само установочное крепление… Все детали требовали отдельного монтажа, окраски в разные цвета и своего подхода, посему пришлось отделить основное тело лодки от украшений и печатать все отдельно.

    Доработав напильником и огрунтовав полученные изделия, приступили к окрасочным работам. Аэрография на пустотелом изделии – вещ веселая и имеет определенные нюансы и сложности. Для создания теней внутри рельефов внутренней части лодки сделали серую подложку и только потом окрыли салон белым колером. Укрыв окрашенный салон маской, покрыли весь фасад в заколерованный по образцу алый цвет.

    Выбирая упаковку для скульптурной композиции, думали сделать ее реалистичнее за счет синего цвета, даже обсуждали создание натуралистичной волны и ряби под кормой, но в итоге пришли к локаничному и стильному, монохромному и не оттягивающему внимание варианту. Так для сувенирного макета было выбрано черное основание, дабы подставки совершенно не бросалась в глаза, постаменты выкрасили в угольный черный цвет.

    Готовое тело лодки, очистив от масок, подготовили к массовому нанесению деколей. Сама по себе технология деколей и проста и сложна одновременно. Аккуратность в данной работе нужна ядерная на всех этапах: от вычерчивания в графических программах, до окончательного покрытия лаком на самом изделии. С должной долей педантичности и долгопыхтения справились и с этим.

    Статья в тему:  Какое масло для двухтактных лодочных моторов

    В такой же угольный черный были выкрашены весла, лопасти которых , для натуральности, окрыли серебрением.

    Но ни в какое сравнение, по кропотливости и долговременности работы, не может встать окраска самих Федоров! Мало того что их нужно было окрасить целый букет, так еще и масштаб самих моделей позволял работу только в увеличивающем световом оборудовании кистью «00». В процессе работы оказалось, что некоторые Фёдоры суровее других, кто-то из них серьезен, кто-то радостно улыбается, а некоторые вообще хитро подмигивают. В этом есть некоторая изюминка ручной работы, как не старайся, фигурки как будто живые, каждая выходит неповторимой и индивидуальной.

    Укрепив нитями весла к бортам лодок, выставив все спутниковые антенны на кормы нашей флотилии, водрузили на капитанские мостики Фёдоров. Установли готовые макеты на подставки, украшенные гравированным размашистым росчерком Конюхова и подписью с названием самой экспедиции. Вот и готов флот, всегда стремящийся стартовать в новые путешествия и призывно приветствующий Вас, приглашая всех к туристическим свершениям!

    Весельная лодка, на которой Фёдор Конюхов пересек Тихий океан

    На втором этаже мастерской Фёдора Конюхова есть «космическая» весельная лодка, на которой путешественник два года назад в одиночку за 160 дней пересек Тихий океан.

    Эта 9-метровая лодка построена по особому спецпроекту и по последнему слову техники. На первый взгляд, болид Формулы-1 просто отдыхает по сравнению с тем, что мы увидели здесь!

    Статья в тему:  Можно ли плавать на лодке по неве

    В нее можно подняться, сесть на сидение самого Федора Конюхова и почувствовать себя настоящим путешественником.

    Лодка состоит из нескольких герметичных отсеков.

    Через этот отсек попадаешь сначала в рубку.

    Здесь можно увидеть многочисленные приборы для связи и навигации.

    Есть и автопилот, который позволяет выдерживать заданное направление в автоматическом режиме, поэтому во время гребли не собьешься с курса ни при каких обстоятельствах даже в сильный шторм.

    Дальше попадаем в спальню.

    Это своеобразная келья великого путешественника, спроектированная специально под рост Федора Филипповича. Правда, я с трудом себе предсталяю, как здесь можно спать во время шторма. Находясь в этой спальне воочию понимаешь, что Федор Конюхов — совершенно уникальный человек.

    Точно также невероятным кажется, что он мог проплывать в среднем по 100 км в день в течение почти полугода!

    Солнечные батареи — в таких условиях без них никуда.

    Иллюминатор (окно спальни) — на корме лодки.

    И еще здесь есть весла — единственный «двигатель» на судне, кроме самого Федора, конечно. Ни парусов, ни мотора на лодке не обнаружено.

    Так что перспектива идти 17 тысяч км на веслах кажется абслолютно нереальной. Но Федор первый, кто сделал это!

    Вот так эта фантастическая лодка выглядит вживую:

    (фото с блога Федора Конюхова).
    Источник (с)

    голоса
    Рейтинг статьи
    Статья в тему:  В чем измеряется мощность лодочного мотора
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: