3 просмотров

Как установить парус на лодку

Как установить парус на лодку

Парус на лодке.

Что нужно знать о парусе.

На современных парусных судах применяются косые, т. е. несимметричные паруса, расположенные по одну сторону от мачты (в отличие от прямых парусов, которые ставились на реях, поднимаемых на мачте за середину).

Такие паруса работают подобно крылу самолета, подводному крылу и лопасти гребного винта: при обтекании паруса потоком воздуха на его подветренной стороне (выпуклой) создается разрежение, на наветренной (вогнутой) — повышенное давление.

Суммарное действие этих давлений может быть приведено к результирующей аэродинамической силе А (рис. 266), которая раскладывается на силу тяги Т, движущую яхту вперед, и силу дрейфа D , сносящую яхту в подветренную сторону.

При ходе курсом бейдевинд — под острым углом к встречному ветру (на гоночных яхтах этот угол составляет 35°) сила дрейфа вчетверо превышает силу тяги; при направлении ветра, перпендикулярном борту яхты (галфвинд), они примерно равны и только при попутном ветре (фордевинд) сила дрейфа практически отсутствует.

Поэтому мало поставить на лодку парус, нужно еще позаботиться о том, чтобы корпус эффективно противодействовал силе дрейфа, иначе судно будет не столько идти вперед, сколько двигаться лагом — боком.

Статья в тему:  Как поставить сеть на реке без лодки

На днище или на скулах парусной лодки закрепляют дополнительные кили, навешивают доски-ш в е р ц ы на борта или оборудуют подъемный киль — ш в е р т, убирающийся в колодец внутрь корпуса, когда парус не используется или лодка идет по мелководью.

Другое побочное действие парусов — это крен судна под действием силы D , которая приложена к парусу на достаточно большой высоте.

При внезапном усилении ветра лодка может чрезмерно наклониться и зачерпнуть бортом воду либо опрокинуться. Для противодействия этому на яхтах устраивают тяжелый балластный киль, глубоко опущенный под воду, а корпуса делают закрытыми (запалубленными) и относительно широкими.

Ясно, что на обычной лодке иных обводов, не рассчитанной на установку парусов и не имеющей балластного киля, применять паруса такой же площади, как на яхте сравнимых размеров, нельзя.

Наконец, еще одно обстоятельство. Так как сила дрейфа D приложена к парусам, а сила противодействия ему R д — к корпусу лодки, их положение друг относительно друга по длине должно быть определенным образом согласовано, чтобы не возникал момент, разворачивающий судно на ветер («приводящий») или под ветер («уваливающий»).

Обычно центр парусности ЦП располагается впереди центра бокового сопротивления ЦБС (центра тяжести боковой проекции подводной части корпуса с рулем и килем) на величину, равную 5—12% длины корпуса по ватерлинии. Эта величина зависит от типа парусов, обводов корпуса, конфигурации килей.

Статья в тему:  Как завести лодочный мотор без ручного стартера

Чтобы не нарушить эту согласованность, произвольно менять положение мачты и киля или очертания парусов относительно показанных на чертеже нельзя.

В принципе при самостоятельном оборудовании гребной или моторной лодки парусами киль-плавник или шверцы устанавливают обычно в районе мачты (от мачты в корму) и так регулируют его положение по длине, чтобы лодка под парусом имела легкое стремление приводиться; если она будет уваливаться — это опасно.

Как выбрать парус.

Мысль поставить парус, как правило, приходит тогда, когда ветер достаточно силен и потому опасен, так как может опрокинуть лодку с чрезмерно большим парусом. Существует простая формула для подсчета площади парусности, безопасной для данной лодки:

А = (1÷1,3) L м 2 ,

где L , и В соответственно длина и ширина лодки по ватерлинии в метрах.

Для открытых гребных лодок с высотой надводного борта в грузу не менее 0,3 м, а также для лодок, имеющих «опалубку»—узкую палубу вдоль бортов, берется большая величина, т. е. применяется коэффициент 1,3.

Если лодка слишком валкая, относительно узкая (отношение длины к ширине L : В > 3,5) или имеет меньшую высоту надводного борта, следует ограничиться нижним пределом, т. е. просто принять А = L *В.

Не следует копировать высокоэффективные паруса современных спортивных яхт — они хороши лишь на специально спроектированных для плавания под парусами корпусах.

Парус на моторке лучше сделать шпринтовым прямоугольным — на диагональной распорке (см. ниже рис. 267) или рейковым (см. рис. 268).

Статья в тему:  Что означает если снится подводная лодка

Эти паруса наиболее просты в постановке и управлении, рангоут для них требуется легкий и короткий, благодаря чему все вооружение может быть уложено в лодку.

Более крупные и остойчивые лодки, на которых по расчету можно поставить парус площадью 8—10 м 2 , лучше вооружить не одним, а двумя парусами — гротом и стакселем.

Это позволит повысить остойчивость лодки при ходе под парусами (по сравнению с одним парусом той же площади) и уменьшить вес рангоута, облегчит управление в свежий ветер.

Площадь переднего паруса (стакселя) обычно составляет 1 /3 от общей расчетной площади.

Чтобы мачту не сломало усилием ветра, который давит на сравнительно большую площадь парусов, ее надо раскрепить растяжками — двумя бортовыми (вантами) и одной носовой (штагом).

Аварийный шпринтовый парус.

Соорудить простейший парус в случае необходимости можно, используя любое подходящее полотнище (тент, простыню и т. п.), весло и отпорный крюк.

Самый простой и надежный вариант — парус шпринтового типа (рис. 267): на извилистой реке, например, придется идти не только с попутным ветром, но и под углом к нему, вплоть до бейдевинда, поэтому такой косой парус оказывается более эффективным, чем прямой с горизонтальным реем, подвешенным за середину.

Растяните полотнище по веслу, крепко привяжите к нему шнуром верхний и нижний углы будущего паруса.

Второй верхний угол нужно привязать к отпорному крюку или другому подходящему шесту. Нижний конец крюка (шеста) упирается в мачту, поэтому на ней нужно сделать петлю; высоту, на которой завязывается эта петля, уточните по месту.

Статья в тему:  Как называется швартовки для лодки

Остается привязать к свободному нижнему углу паруса прочную веревку—шкот, и парус можно ставить (как привязать веревку к полотнищу — см. совет 139).

Хорошо, если для крепления мачты-весла в поперечной банке на носу лодки сделано специальное гнездо; в противном случае мачту придется привязать к сиденью.

На ходу под парусом все грузы должны быть надежно закреплены и для повышения остойчивости расположены как можно ниже.

Пассажирам нельзя сидеть на банках и креслах. Садитесь на дно (на пайол, слани); обязательно располагайтесь с наветренного борта, т. е. с той стороны лодки, откуда дует ветер.

Шкот держите в руках, отпуская — потравливая его при порывах ветра. Если парус нужно убрать, выдерните распорку-крюк из петли на мачте, площадь паруса сразу уменьшится вдвое, с ним легче будет справиться.

Для управления лодкой второе весло используйте в качестве рулевого.

Парус для гребной лодки.

На шпоновой лодке «ШПШ-ЗМ», например, можно установить парус (рис. 268) площадью не более 3,7• 1 = 3,7 м 2 .

Мачту 1, реек 2 и гик 3 круглого сечения надо выстрогать из двухдюймовых досок, которые не должны иметь сучков. Концы рейка и гика можно сделать немного тоньше.

Мачта проходит через вырез накладки (пяртнерс) на переднем сиденье и нижним концом (шпором) вставляется в гнездо—степс, закрепленное к килю лодки. Мачта ничем не раскрепляется.

Рейковый парус, сшитый по показанным на рисунке размерам, пришнуровывают за люверсы (см. стр. 80) к рейку и гику (иногда реек и гик просто вшивают в верхнюю и нижнюю кромки — шкаторины паруса).

Статья в тему:  Индейцев лодка как называется

Гик крепят концом к мачте с помощью любого шарнира, обеспечивающего ему подвижность в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В простейшем случае его можно привязать к мачте.

Реек петлей крепится к раке-бугелю (кольцо с крюком), который свободно скользит по мачте. Реек вместе с парусом поднимается при помощи растительного троса—фала, закрепленного за скобу на рейке и пропущенного через ролик (шкив) на верхнем конце мачты (в простейшем случае — просто отверстие в мачте).

Управляется парус гика-шкотом 4; его можно закрепить на киле и пропустить через блок, подвешенный на конце гика.

Для противодействия дрейфу снаружи на днище лодки надо поставить плавник из доски толщиной 20— 25 мм; закрепить его можно прямо через киль лодки.

Паруса на „Казанке».

Для мотолодки «Казанка» допустимая площадь парусности составляет S = 1,3*4,5*1,2 = 7 м 2 ; из них на грот приходится 5,2 м 2 , а на стаксель 1,8 м 2 (рис. 269).

Мачту (диаметром 60 мм), установленную в пяртнерсе и степсе перед переборкой багажника, надо раскрепить двумя вантами и штагом из растительного (диаметром 10 мм) или стального (диаметром 3 мм) троса. С помощью мягких талрепов (оттяжек из прочного шнура) ванты и штаг натягиваются втугую; они должны надежно фиксировать положение мачты в диаметральной плоскости с небольшим (5—7°) наклоном в корму.

Грот на «Казанке» поднимается за реек, как и в вышерассмотренном случае, а для подъема стакселя придется заводить отдельный стаксель-фал, который пропускается через блок, закрепленный петлей у топа мачты спереди. Передняя кромка (шкаторина) стакселя скользит по штагу проволочными раксами-карабинами, пришитыми на расстоянии 400—600 мм один от другого.

Статья в тему:  К чему снится ловить рыбу с лодки

Управляется стаксель двумя шкотами, закрепленными за люверс шкотового угла и проведенными побортно через кольца или скобы позади вант.

Фалы грота и стакселя крепят к уткам на мачте. Задняя шкаторина грота поддерживается двумя латами — тонкими деревянными планками, вставленными в специально сшитые для них мешочки — латкарманы. Латы не дают задней шкаторине грота загибаться; благодаря этому увеличивается тяга паруса.

Плавник на днище лодки лучше делать съемным — закрепить двумя болтами М10.

РусКемпинг — обмен опытом и мнениями

Русскоязычный Кемпинг — сайт, где как на привале путники могут говорить обо всём.

Подвесной парус или как сделать из надувной лодки парусник.

от Алексий

Альтернативное парусное вооружение для любой лодки имеющей транец под мотор — подвесной парус Катайнена.

Вспоминая годы молодые и те незабываемые впечатления которые испытываешь идя под парусом, подтолкнули меня к покупки такой прикольной штуки, как подвесной парус Катаинена, ну разумеется в его российском исполнении. В интернете в принципе полно его чертежей и схем и я уже почти решил самостоятельно заняться изготовлением паруса на основе подвески от старого подвесного лодочного мотора «Ветерок», но потом решил не жаться и поддержав нашего российского производителя приобрести готовое изделие… Почему-то я проникся доверием к парням из «вольного ветра» и думаю не ошибся.

Списавшись парой емайлов о качестве продукта и условиях поставки, перевёл им денежку и уже через неделю близлежащей ко мне транспортной компанией получил посылку. Весь процесс со стороны продавца сопровождался смс-сообщениями.

Статья в тему:  Как обрезать лодку казанку видео

мешки с парусом легко нести одному — сумерки, снег, освещение не очень, а так ткань мешков посимпатичней.

На пирон выдачи товаров мне был выставлен весьма внушительный ящик из мощных досок, думаю спасший бы вложенный в него ценный груз даже при стихийном бедствии. Начинка представляла из себя 2 мешка из симпатичной зелёной плащёвки, в которых всё устройство паруса и находилось. До дачи из машины я донёс их вообще без напряга — не тяжёлые вообщем. Размер можно прикинуть по отпечатку ноги на снегу на фото.

На следующий день, заскочив на дачу, куда был свезён парусный груз, осмотрел содержимое. Всё сделано с виду очень качественно и эстетично. Те же струбцины крепления по сравнению с подвеской лодочного мотора смотрятся гораздо надёжней, покраска качественная… Трубы для сборной мачты, сам парус — всё сделано аккуратно и с виду надёжно…

Жаль что на улице разгар зимы и трескучие крещенские морозы, а то так и хочется «поднять паруса»

Собирать пока парус не стал — просто времени было впритык, это думаю тема для следующей статьи. А так сервисом и качеством товара я остался доволен — посмотрим как оно в деле…

Подвесной парус — вспомогательное парусное вооружение. Устанавливается на транце на месте подвесного мотора. Разработан финским конструктором Антеро Катайненом.

До этой модели Парус Катайнена уже выпускался в СССР, представляя из себя шпринтовое парусное вооружение, использующее парус от швертбота «Оптимист» площадью 3,5 m². Рангоут из алюминиевых труб закреплен на струбцине для установки на транец. К нижней части струбцины крепится руль, одновременно выполняющий роль киля.

Статья в тему:  Как курят на подводной лодке

Для уменьшения опасности опрокидывания лодки, снабжен резиновым амортизаторным шнуром, натянутым вдоль гика, который смягчает рывки паруса при поворотах через фордевинд (с зади) и порывах ветра. Кроме того, предусмотрен способ быстрого уменьшения парусности путем сбрасывания шпринтова c оттяжки. Центровка парусного вооружения производится регулировкой наклона мачты.

Конструкция имеет малый вес, легко устанавливается на любую гребную лодку, имеющую транец. Поскольку все вооружение вынесено из корпуса назад за транец, подвесной парус не занимает места в лодке.

Но если быть справедливым не без нюансов конечно обошлось — вот обзор поподробнее с отзывом о качестве и мнении о подвесном парусе от пользователя после определенного времени его использования на надувной лодке «Солар» и швертботе «Фофан» в качестве основного и дополнительного парусного вооружения.

НУ и собственно видео о подвесном парусном вооружении на любую лодку:

Парус для надувной лодки.

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа «Волна» шпринтовым гротом и стакселем показан на рис. 1.

Статья в тему:  Из чего сделать лодку для рыбалки

Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины. Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов. К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами. Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов. Рис. 1. Парусное вооружение лодки «Волна»

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шко-тов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Если в лодке установлены пай-олы, то самый ответственный узел — крепление мачты и швер-цев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2). В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц. Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров. Они вращаются на штырях по торцам шверц-бал-ки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении. При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками. Рис. 2. Крепление мачты на «Нырке-1»

Статья в тему:  Как вклеить транец на лодку пвх

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы «змейкой», а стаксель — передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке. Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки «Нырок-1». Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте. Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок. На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

Статья в тему:  Как завести лодочный мотор без ручного стартера

Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.

Грот крепится к мачте и к гику тонким тросом способом «змейка».

Мачта состоит из двух отрезков трубы 45×1,5×1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.

Как установить парус на лодку

Паруса на рыболовных лодках

Во многих районах страны сейчас уже не редкость байдарки под парусом. В торговую сеть поступает разборный подвесной парус, который можно установить на любую лодку, приспособленную для подвесного мотора.

Среди любителей-новичков бытует мнение, что стоит только поставить парус (какой — не важно) и лодка поплывет сама, а плавание при этом — сплошное удовольствие. Но это далеко не так.

Универсальное правило, обеспечивающее безопасность, таково: площадь парусов не должна превышать значения (1+1,3) ЕХВ, м 2 , где Е — длина лодки по ватерлинии, м; В — ширина, м.

Верхний предел коэффициента 1,3 можно применять только к непотопляемой и запалубной по бортам лодке с высотой борта более 300 мм.

Многие любители испытывают затруднения в подборе подходящей ткани для парусов. Практикой установлено, что лучшей тканью следует считать лавсан, перекаль «А». Вполне приемлема для крупной лодки плащ-палатка цвета хаки. В худшем случае можно применить бязь. Шить из других тканей не следует, паруса быстро вытянутся, форма исказится, лавировочные качества потеряются, так как паруса не должны давать складок и морщин.

Статья в тему:  К чему снится ловить рыбу с лодки

Наиболее распространенным типом у нас в стране считаются бермудские паруса, обладающие наилучшими лавировочными качествами. К недостаткам их следует отнести сложность конструкции мачты и высокое положение центра парусности (рис. 36, А). Менее эффективны гафельные паруса. Правда, мачта здесь ниже и проще, существенно ниже положение центра тяжести (рис. 36, Б). Любителям можно рекомендовать еще универсальный подвесной парус, сконструированный финном Антеро Катайненом.


Рис. 36. Паруса: А — Бермудский шлюп, Б — Гафельпый шлюп

Эти паруса практически можно ставить на любую лодку, не прибегая к каким-либо переделкам корпуса. Интересной деталью этих парусов является «амортизатор» безопасности — толстый резиновый жгут, натянутый под гиком, к которому с помощью карабина крепится гика-шкот. Амортизатор существенно смягчает рывки паруса при непроизвольных поворотах через фордевинд или внезапных порывах ветра. Благодаря этому устройству опасность опрокинуться под подвесным парусом на легкой гребной лодке сводится до минимума.

Существенной деталью конструкции является фанерный киль-шверт площадью 0,36 м 2 . Именно он обеспечивает боковую гидродинамическую силу, препятствующую сносу лодки в бок (дрейфу) при ходе ее в бейдевинд, под углом к направлению ветра. Тот же киль-шверт обеспечивает и равновесие или центровку сил, действующих на корпус и парус. Основа конструкции — литой тройник с прикрепленными к нему струбцинами. Через вертикальную втулку тройника продевается трубчатая ось с вилкой для шверта (руль-шверт). Все детали рангоута выполнены из дюралевых трубок. С помощью струбцин подвесной парус устанавливается очень быстро как на суше, так и на воде.

Статья в тему:  Как обрезать лодку казанку видео

Парус в чехле можно перевозить во всех видах транспорта. Габариты подвесного паруса в чехле 1500×300×300 мм. Площадь грота — 3,5 м 2 .

Управление парусом. Все управление подвесным парусом сосредоточено на румпеле, с помощью которого вы поворачиваете руль-шверт. Здесь же находится ходовая часть гика-шкота. Выбирая или потравливая гика-шкот, можно устанавливать парус под различными углами к линии ветра. При ходе с попутным ветром гика-шкот растравливается до конца. Блок при этом уходит по румпелю максимально к мачте. При ходе в полветра (т. е. когда ветер дует в бок) грот располагается где-то под углом 45° к диаметральной плоскости (ДП) судка, а блок примерно на середине румпеля.

И, наконец, когда вы идете круто к ветру, выбирайте гика-шкот до предела; блок передвигается к стопору на румпеле, а грот устанавливается близко к ДП.


Рис. 37. Парус подвесной: 1 — шпринт; 2 — грог; 3 — верхняя полумачта; 4 — штерт шпринта; 5 — нижняя полумачта; 6 — румпель; 7 — ходовой конец; 8 — струбцина; 9 — тройник; 10 — вилка; 11 — сорлинь-штерт; 12 — ось с гайкой-барашком; 13 — латы в лат-карманах; 14 — гик; 15 — карабин; 16 — шкот; 17 — амортизатор; 18 — вилка (пятка) гика; 19 — кормовой выстрел; 20 — руль-шверт; 21 — кок-гика

Плавание в лавировку и центровка лодки. Перед выходом в плавание все члены экипажа должны надеть спасательные жилеты. На судне надо иметь весла и черпак для отлива воды. Следует определить направление ветра. Если ветер дует вам навстречу, вы все же сможете идти в пункт назначения. Для этого необходимо приблизительно представить свой путь.

Статья в тему:  Что означает если снится подводная лодка

Угол между направлением ветра и вашим курсом и будет углом лавировки судна. Для лодки с подвесным парусом он равен 35-40°. При повороте вы будете переходить через линию ветра. Такой поворот называется оверштагом. Для поворота необходимо набрать скорость, немного увеличив угол лавировки, опустить (растравить) до отказа гика-шкот и затем быстро повернуть руль и перейти линию ветра так, чтобы угол лавировки опять стал равным 40° и даже немного больше. Затем выбирайте гика-шкот, и вы легли на новый курс (галс).

При плавании в лавировку следует обратить внимание на приведение судна к линии ветра. Для этого нужно изменить наклон мачты, передвинув тем самым центр парусности вперед, а шверт отклонить немного назад. Если это мало помогает, перенесите часть груза в корму, сдвинув тем самым центр бокового сопротивления лодки еще дальше назад.

Все это почувствуете через некоторое время сами и будете менять центровку уже в зависимости от силы ветра. Если лодка невелика, то мачту надо наклонить вперед, если же это мотолодка со значительной осадкой, то мачту наклоните назад. Затем проверьте центровку лодки на ходу при ветре силой 3-4 балла (рис. 38).


Рис. 38. Центровка парусной лодки: ЦП — центр парусности; ЦБС — центр бокового сопротивления

Если внезапно усилился ветер, поверните лодку носом к ветру, уберите шпринт. Этим вдвое уменьшите площадь грота. До постановки паруса лодка имела незначительную осадку, теперь за счет шверта она увеличилась до 1 м. Не забывайте про сорлинь-штерт. Чтобы уменьшить осадку, нужно потравить сорлинь-штерт, и руль-шверт, имея положительную плавучесть, всплывет сам. Закрепляйте струбцины подвески надежно, но не забудьте все же привязать парус страховочным линем к лодке.

Статья в тему:  Из чего сделать лодку для рыбалки

Подвесной парус имеет еще одно преимущество: устройство расположено за кормой, парус и снасти не мешают управлению лодкой.

Характеристика парусной ткани. Паруса делаются в основном из льняной или хлопчатобумажной ткани. Льняная парусина, конечно, прочное хлопчатобумажной. Правда, если на долгое время оставлять льняной парус мокрым, он сгниет.

В США в результате длительных экспериментов, начатых в 1932 г., из каменного угля было выработано полиамидное синтетическое волокно — нейлон (найлс). Этот материал не подвергается гниению, обладает малой влагопоглощаемостью, но теряет прочность от воздействия солнечных лучей.

В Англии в 1941 г. из продуктов нефти был синтезирован полимер — полиэтилентерефталат. Из расплава этого материала получено волокно, которое стало называться терилен. В различных странах терилен получил свои названия: в ФРГ — травира, в Японии — терон, в США — дакрон, в Италии — теритал, в СССР — лавсан и т. п. Технология производства их одна, но физико-химические свойства несколько различны.

Имеются и другие синтетические ткани, но поиски наилучших материалов для изготовления парусов не прекращаются.

Парусная ткань должна отвечать следующим требованиям:

  • быть воздухонепроницаемой;
  • не должна впитывать воду через переплетение нитей и в саму нить. Вода
  • несет с собой грязь, микроорганизмы, вызывающие гниль и плесень,
  • увеличивает вес паруса и снижает эффективность его в работе;
  • поверхность ее должна быть гладкой, обладать достаточной химической устойчивостью;
  • должна обладать большой сопротивляемостью и выдерживать ударные нагрузки;
  • должна быть формоустойчивой, т. е. быстро восстанавливать первоначальную форму после того, как нагрузка будет снята.
Статья в тему:  Как поставить сеть на реке без лодки

Парусная ткань (терилен, тревира, терон, дакрон, теритал и лавсан) не подвергается воздействию воды и химикатов. Этим она хороша, прочна, не сильно тянется, не впитывает воду и соткана достаточно прочно.

Как сшить парус. Шитье паруса для конкретной лодки — это творческий процесс, во время которого неизбежно происходит уточнение ряда деталей. Сначала нужно исходя из ширины материала определить количество необходимого полотна, учесть швы, фальшвы, закладки в швах для создания профиля паруса. После этого желательно прогладить ткань утюгом и вырезать полотнище с учетом косых кромок вдоль передней шкаторины. Разложить вырезанные полотнища можно в комнате на полу, предварительно подогнав их в соответствие с размером. Когда парус растянут, нужно проверить точный размер выпуклости или выемки на передней или нижней шкаторине.

Возьмите шнур с петлей на одном конце и наденьте эту петлю на шило, воткнутое в галсовом углу. Протяните шнур ко второму шилу, воткнутому в фаловом углу паруса, заложите петлей, проделайте то же самое у шкотового угла и протяните шнур обратно к галсовому углу.

Теперь вы имеете треугольник паруса и базовые линии, от которых можно вести измерения. Потом нужно взять пятиметровую стальную рулетку и проверить все размеры паруса до сшивания полотнищ. Проверив общую конфигурацию паруса и соответствие его размеров чертежу, надо сметать полотнища, начиная с двух нижних. Для сметывания можно использовать резиновый клей, скрепляя им вместо ниток всю площадь соприкасающихся поверхностей. Клей обеспечивает точность и предохраняет от перетяжек и морщин. Резиновый клей не оставляет на ткани каких-либо следов, а внутри швов он обеспечивает дополнительное скрепление. Сшивание полотнищ желательно производить на домашней швейной машине зигзагообразным швом или обычным прямым стежком хлопчатобумажными нитками № 30, стараясь избегать морщин. Максимальная длина стежка — 4 мм. Каждый сшитый шов (строчку) необходимо проутюживать электроутюгом с обеих сторон через мокрую тряпицу. Это нужно для того, чтобы следующая строчка ложилась на разглаженную ткань.

Статья в тему:  Как курят на подводной лодке

Соединив между собой все полотнища, проверьте все размеры паруса, обозначьте мелом места фальшвов, которые необходимо прошить, фалового и шкотового углов. При этом фаловый угол намечается на 50 мм ниже его окончательного положения на мачте, в связи с тем что при растягивании паруса по передней шкаторине она станет длиннее за счет растяжения ткани. Далее первой оформляется передняя шкаторина, на которую можно пришить кольца-сегарсы одного диаметра и на одинаковом удалении одно от второго. Этот способ наиболее приемлем для малых рыболовных лодок по соображениям безопасности на воде во время плавания, так как позволяет быстро опускать парус во время срочной необходимости.

Затем на переднюю шкаторину нашивается прочная тесьма для усиления. Нижняя шкаторина просто подгибается и застрачивается (или к ней пристрачивается «рукав» для надевания на гик). После изготовления передней и нижней шкаторины парус растягивается или по возможности по мачте подгоняется к гику. Делается это для того, чтобы окончательно определить место расположения фалового угла.

Затем по чертежу на задней шкаторине отмеряется серп, который не должен превышать 200 мм в самом широком месте паруса. Фаловый угол укрепляется небольшой фаловой дощечкой из фанеры, дюралюминия или текстолита толщиной 1,5 мм.

Фаловая дощечка пришивается к парусу кордными нитками вручную. С целью поддержания верхней части паруса в 400 мм от фаловой дощечки нужно сделать сквозную лату. Во внутрь фальшвов пропускают тонкий шнур, верхний конец которого закрепляют на фаловой дощечке, нижний — свободно выводят из паруса и крепят к гику.

Статья в тему:  Как вклеить транец на лодку пвх

Во все три угла заделываются люверсы. Если нет настоящих люверсов, то по диаметру отверстия сворачивают из нержавеющей проволоки кольцо. И, наложив его на парус, изнутри на полотне обчерчивают отверстие наполовину меньше диаметра кольца, затем кольцо обметывают кордной ниткой, плотно затягивая стежкой. После этого определяются места для латкарманов, которые пришиваются обычно в последнюю очередь. Парус готов. Недостатки конструкции выявляются на воде, их устраняют потом.

Мачта изготовляется из двух отрезков (секций) тонкостенной дюралевой трубы диаметром 50 мм и длиной 3,25 м.

Гик можно изготовить из дюралевой трубки диаметром 30 мм и длиной 2,20 м. Он свободно должен входить в трубу большого диаметра, шарнирно закрепленную на мачте, что обеспечивает ему подвижность в вертикальном и горизонтальном положениях. Концы каждой секции трубок и верхний конец (топ) мачты в целях герметизации заглушены деревянными пробками.

Мачта нижним концом-шпором через отверстие передней банки вставляется в гнездо-степс, закрепленное к килю лодки. На верхнем конце топ-мачты установлены два блочка для подъема и удержания с помощью фалов грота и стакселя. Фалы закрепляются к бортам лодки посредством уток.

Киль-шверт. Вырезается он из листового цинка (фанеры) толщиной 10 мм, лучше ЛЕ-образного типа, и крепится к килю лодки одним болтом Ml0, Площадь киля-шверта 0,25 м 2 . Киль-шверт убирается при необходимости в колодец, который установлен в ДП — внутри корпуса лодки от мачты в корму. Колодец рекомендуем собирать из водостойкой толстой (10 мм) фанеры или из досок на эпоксидном клее и закреплять к днищу лодки с применением густотертой краски. Если вы не желаете изготовить такой колодец, тогда сделайте дополнительный плавник площадью 0,25 м 2 и прикрепите его двумя болтами М10 к килю лодки. Лучше всего, чтобы плавник был съемным.

Статья в тему:  Как называется швартовки для лодки

Руль-перо. Изготовляется из фанеры (8 мм) или дюраля и крепится на двух шарнирных петлях к транцу (корме) лодки. Управление парусами происходит при помощи гика-шкота и руля-перо.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector