7 просмотров

Как управлять парусной лодкой

Управление парусным судном

Направление ветра и курсы

При плавании под парусом необходимо прежде всего считаться с направлением ветра. Судно, идя в заданном направлении, т. е. двигаясь своим курсом, может находиться в различных положениях по отношению к ветру. Основных курсов судна по отношению к ветру четыре (рис. 11):
бейдевинд — при угле между направлением движения и встречным ветром а менее 90°; бейдевинд до 45° называют крутым, а от 45 до 90° — полным;
галфвинд — при ветре, дующем под прямым углом к диаметральной плоскости судна;
бакштаг — при ветре, дующем под углом от 90 до 180°, считая от носа;
фордевинд — при ветре, дующем в корму. Названные курсы по отношению к ветру определяются приблизительно, ибо на практике невозможно точно провести границы между ними, да и ветер дует с переменным направлением.


Рис. 11. Курсы парусного судна по отношению к ветру

При ветре, дующем прямо в нос (положение левентик), судно не имеет хода вперед. Паруса полощутся на ветру, и судно начинает медленно двигаться задним ходом.

Во время движения под парусом курс судна может меняться. Термин «привестись» означает уменьшить угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна (идти круче к ветру), а «уваливаться» — увеличить этот угол.

В зависимости от положения судна по отношению к ветру один из бортов его называется наветренным, а другой — подветренным (рис. 12, а).

Статья в тему:  Как сделать разборную лодку

Силу давления на парус определяет не истинный ветер, скорость и направление которого можно узнать по неподвижным береговым предметам (по дыму, идущему из трубы, флагу на доме), а вымпельный, на силу и направление которого влияет ветер, возникающий от хода лодки (рис. 12, б). При встречных ветрах на курсе бейдевинд скорость вымпельного ветра больше, чем истинного, так как последний усиливается от движения яхты. При попутном ветре на курсе фордевинд вымпельный ветер ощущается слабее истинного. Рулевой всегда ориентируется по вымпельному ветру, направление которого определяет при помощи вымпела на мачте или ниточек, привязанных на вантах.


Рис. 12. Действие ветра на судно

Средства управления парусной лодкой из книги «Справочник яхтсмена»

Страницы из книги Боба Бонда «Справочник яхтсмена». Продолжение публикации, начатой в предыдущем номере «КиЯ».

Перо руля и румпель

Руль — одно из основных устройств, служащих для управления лодкой; во время плавания им приходится постоянно работать при помощи румпеля. Руль эффективен только когда лодка на ходу, он может использоваться для управления по курсу либо как движитель или тормоз. Он также помогает снизить дрейф и должен иметь достаточную прочность, чтобы выдержать значительные нагрузки.

Большинство парусных швертботов оборудовано рулем с подъемным вращающимся пером, что дает возможность плавать на мелководье. Перо руля обычно погружается на 60 см ниже днищевой кромки транца лодки. Достаточное запалубление руля важно, так как по крайней мере часть пера должна оставаться в воде, когда лодка кренится. При плавании под парусом перо удерживается в погруженном положении при помощи резинового шнура или штерта, который крепится сбоку или на нижней части румпеля.

Статья в тему:  Кто потопил лодку курск

Части руля

Румпель соединяется с рулем при помощи муфты (1). Перо руля вращается между щеками баллера (2); его можно поднимать (3) или опускать (4). Сорлинь (5) удерживает перо руля в нужном положении.

Установка руля

Руль крепится по линии ДП к транцу при помощи двух специальных петель, каждая из которых обычно состоит из металлического стержня, вставляемого в соответствующее гнездо (петлю). Руль лучше всего навешивать до спуска лодки на воду.

Удлинитель румпеля

Большинство лодок снабжается удлинителем, шарнирно подсоединенным к румпелю таким образом, что рулевой может управлять лодкой, сидя достаточно далеко от транца и на любом борту Универсальный шарнир дает возможность обеспечить движение в любом направлении.

Шверты

Парусные лодки так легки, что их подводная часть оказывает малое боковое сопротивление ветру и воде. В прошлом при плавании под парусами для того, чтобы избежать бокового дрейфа, использовались весла или навешивающиеся на борта снаружи шверцы. однако вскоре поняли, что доска, помещенная в диаметральной плоскости корпуса, наиболее эффективна. На больших яхтах она приняла форму постоянного киля, но на маленьких лодках шверт — поднимающаяся деревянная или металлическая пластина, расположенная в водонепроницаемом колодце, представляет лучшее решение. Это может быть простая втыкающаяся доска (кинжальный шверт) или непрофилированный киль — шверт, который вращается относительно оси, закрепленной в передней части колодца. В любом случае заглубление шверта можно регулировать в зависимости от курса лодки относительно ветра. Например, чем круче к ветру идет лодка, тем большее требуется заглубление шверта; чем полнее относительно ветра курс лодки, тем меньше требуется погруженная в воду поверхность шверта.

Статья в тему:  Что постелить в лодку

Регулировка вращающегося шверта

Кинжальный шверт

Кинжальный шверт наиболее распространен на самых маленьких лодках, так как он занимает много меньше места, чем поворотный шверт. Он скользит вверх и вниз в водонепроницаемом колодце, а удерживается в нужном положении резиновым шнуром. Нужно быть осторожным, когда шверт полностью поднят, так как как может его задевать при перемене галса.

Водоотливные средства

Перед выходом в плавание скопившуюся в лодке воду следует удалить, так как переливаюшаяся с борта на борт вода делает лодку трудно управляемой и может заметно снизить ее остойчивость. Откачивать воду можно вручную, используя пластиковое ведро, черпак и губку, или же при помощи патентованных осушительных средств. Некоторые лодки оборудованы автоматическими шпигатами, через которые вода удаляется, как только лодка набирает скорость. Гоночные швертботы обычно имеют в транцевой доске клапаны, через которые вода из корпуса свободно вытекает за борт. Проходное сечение клапанов достаточно велико, чтобы избавить лодку от избыточной воды очень быстро.

При вычерпывании воды вручную ее всегда нужно выливать через подветренный борт. Самоотливной шпигат работает автоматически, но клапан в транце нужно предварительно открыть при помощи специального тросика.

Приемы управления

Имеются четыре основных элемента парусной лодки — корпус, паруса, шверт и руль. Эти элементы должны быть сконструированы так, чтобы при правильном управлении ими лодка шла точно по нужному курсу. Но если по какой-либо причине взаимосвязь между этими элементами нарушена, это отразится на поведении лодки и она замедлит ход, будет приводиться к ветру или, наоборот, уваливаться.

Статья в тему:  Как заклеить резиновую лодку в домашних условиях

Многие начинающие яхтсмены часто не понимают механики взаимодействия этих элементов, пользуются одним рулем — как наиболее активным средством изменения направления движения — ив результате не добиваются максимальной скорости своей лодки.

На этих страницах делается попытка разъяснить, каким образом различные силы влияют на поведение лодки. Весьма полезно узнать о них до того, как лодка спущена на воду. Любой яхтсмен, желающий понять основы управления яхтой, должен попрактиковаться в хождении на лодке без применения руля.

Сам корпус также помогает контролировать движение лодки. Если форма ватерлинии (погруженной в воду части корпуса) изменяется по какой-либо причине, это оказывает влияние на поведение лодки в такой же мере, как и другие средства управления.

Дифферент

Нос ровно — хорошо уравновешенная лодка имеет правильную удлиненную форму ватерлинии. Она развивает наибольшую скорость и не отклоняется от курса.

Нос опускается вниз — при экипаже, смещенном в нос, лодка имеет укороченную ватерлинию Нос зарывается в волну, лодка идет медленнее и приводится к ветру.

Нос поднят — с экипажем в корме лодка имеет короткую ватерлинию. Транец погружен в воду, лодка снижает скорость хода и уваливает.

Кренящие силы

Если лодка не имеет крена, форма ватерлинии симметрична. Но как только лодка получает крен (на ветер или под ветер), а также при плавании на волнении обводы ватерлинии изменяются, получается асимметричная форма. Та сторона корпуса, которая находится ближе к поверхности воды, образует более выгнутый обвод ватерлинии, а противоположная сторона лодки — обвод с меньшей кривизной. Руль и шверт оказываются расположенными не по линии симметрии, а смещенными ближе к спрямленной ватерлинии; лодка как бы соскальзывает на этот борт.

Статья в тему:  Я без тебя как ночи без снов как лодка без моря

Крен от ветра. Когда лодка кренится от ветра, обводы ватерлинии становятся несимметричными и лодка приводится носом к ветру.

Крен от боковой волны. Когда волна подкатывает под борт лодки, то омывается наветренная сторона корпуса; лодка уваливает носом под ветер. Когда волна проходит, погружается подветренная сторона, лодка уходит на ветер.

Поворачивающие силы

Для того, чтобы понять, каким образом можно воздействовать на поведение лодки с помощью различных средств управления, рассмотрим положение лодки на каком-нибудь определенном курсе и выясним, как основные средства управления создают различные поворачивающие силы.

В крутой бейдевинд лодку следует вести с опущенным на три четверти швертом, румпелем в диаметральной плоскости (ДП) и с парусами, не выбранными до конца («в доску»). Лодка должна быть на ровном киле. Изменение настройки любого из средств управления вызывает поворот лодки на ветер или под ветер (лодка приведется или увалится).

Как подготовиться к первой тренировке на яхте?

Давно мечтаете о парусном спорте, но никак не решитесь попробовать? Мы собрали всю информацию о первой тренировке в один подробный материал. Чего ждать, как все пройдет, что надеть, что взять с собой и как подготовиться — ответы на все эти вопросы, советы инструкторов и отзывы учеников читайте в этой статье.

Чего ждать от первой тренировки

Первая тренировка не требует особых навыков или подготовки. Вы знакомитесь с устройством лодки, учитесь управлять яхтой и парусом. Все происходит в комфортном темпе, инструктор полностью контролирует ситуацию, объясняет и показывает, что делать. Если не получается — помогает сам.

Статья в тему:  Нужен ли жилет на лодке без мотора

Мы занимаемся на Пироговском водохранилище, там спокойная вода и обычно нет сильного ветра — лодку не будет особо качать, а значит бояться нечего. В условиях водохранилища яхта не может перевернуться — ее уравновешивает тяжелый фальшкиль, который скрыт под водой. Можно спокойно наступать на самый край лодки и даже сидеть, свесив ноги за борт.

Управление яхтой не требует особых усилий — веревки заведены в систему блоков и лебедок. Блоки и лебедки берут большую часть нагрузки на себя — с управлением справится даже подросток.

На занятия можно приходить одному или компанией — тренировки проходят в небольших группах. Перед занятием инструктора распределят всех участников на лодки — по 4-5 человек на одну.

Личный опыт: Галя Рулева о своей первой тренировке под парусом

В качестве матроса я была на яхте в первый раз и понятия не имела, как это все работает. Я понимала, что это спорт, но не ожидала, что это будет так тяжело физически и эмоционально.

Наш инструктор Андрей разговаривал с нами как с детьми, объяснял все супер-подробно и терпеливо повторял, если я тут же забывала и спрашивала одно и то же.

Обязательно удобно одевайтесь. Я была в джинсах и мне было не очень. Лодка постоянно кренится и покачивается, и, хоть это не такие уж большие движения, но надо быть готовым в любой момент растянуться в неудобной позе и схватиться за матчу, чтобы не вывалиться за борт. Я рекомендую надевать какие-нибудь треники. Если погода позволяет — толстые треники, потому что я ушла с синяками на коленках. Конечно, это были счастливые синяки, я заметила их только дома — когда находишься на лодке, тебе вообще не до этого, ты весь в движении.

Статья в тему:  Как называется место где стоят лодки

Еще советую изучить основные термины, потому что мне было сложно запомнить их с первого раза. Постарайтесь до тренировки запомнить, как называются паруса, что такое кранцы, что значит «травить» и «выбирать». Это важно, чтобы не тупить. Обязательно запомните, что значит подветренная сторона, а что — наветренная. Мне было тяжело сообразить, когда меня инструктор посадил за руль и говорил: «Иди по наветренной стороне» или «Иди по подветренной». Постоянно хотелось спросить: «Это налево или направо?». В стрессовой ситуации это все трудно запомнить, поэтому рекомендую подготовиться заранее. Так вам будет интереснее — можно не отвлекаться на постоянные вопросы и повторения.

Если вы тоже в первый раз, то обязательно садитесь за руль, пробуйте управлять лодкой, почувствуйте, как она ведет себя. Это незабываемые ощущения! Я думаю, именно они заставляют людей влюбляться в парусный спорт и продолжать тренироваться. Будьте активными, пробуйте, а не сидите в сторонке. Вы удивитесь, как быстро и как сильно вас затянет!

Что надеть и взять с собой

Покупать полную парусную экипировку необязательно. Главный принцип — одеваться удобно и по погоде. Это очень важно, потому что трудно учиться новому, если вам жарко, холодно или неудобно. Ниже разберем детали и основные ошибки.

Обувь. В идеале закрытые кроссовки/кеды с мягкой и светлой, нескользящей подошвой. Некоторые говорят, что на яхту можно только в белой обуви, но на самом деле это необязательно. Главное — чтобы подошва не пачкала и не скользила. Босоножки, шлепки, туфли на каблуке, даже маленьком, категорически не подойдут.

Статья в тему:  Как установить электромотор на лодку

Одежда. Любая спортивная или околоспортивная одежда. Оптимальный комплект: штаны/шорты, топ/футболка и непромокаемая ветровка. На воде холоднее, чем на берегу, поэтому лучше захватить толстовку. Одевайтесь многослойно, чтобы можно было подстроиться под ситуацию. Юбки и платья не подойдут.

Детали. Хорошо, если у вас есть свои строительные перчатки или перчатки для работы с веревкой — их можно купить в любом спортивном магазине. Если сильный ветер, то возьмите платок, бандану, баф или ветровку с капюшоном, чтобы закрыть уши.

Взять с собой. Обязательно возьмите с собой бутылочку воды. Если солнце, то захватите головной убор, солнцезащитные очки и крем от загара. Если дождь — обязательно наденьте что-то непромокаемое — плотный дождевик или ветровку. Вы будете активно двигаться и у вас будут заняты руки — зонтик не подойдет.

Словарик новичка

Если у вас есть желание прийти подкованным в терминах, перед тренировкой можно заранее запомнить названия основных парусов и действий. Это пригодится на тренировке и процесс пойдет быстрее. Но если вам проще разобраться сразу на практике, и вы не хотите тратить на это время, можно смело пропускать этот раздел.

Названия парусов

Грот — главный парус на яхте, который закреплен на мачте и гике. В английском языке грот называется Main Sail. Он есть на большинстве типов парусных вооружений — им ведется основное управление яхтой. Грот работает на всех курсах, он может быть выставлен в любое положение и оказывает наибольшее влияние на движение лодки.

Статья в тему:  Какой лодочный мотор 9.9 выбрать

Стаксель (англ. Jib sail) расположен в передней части корпуса. Он крепится к штагу и тоже есть почти на всех видах вооружений. Стаксель используется на острых курсах — когда ветер дует сбоку. По умолчанию он может в принципе работать на любых курсах. Стаксель добавляет площади парусности и усиливает потоки воздуха на гроте. Наличие двух парусов, расположенных под правильным углом к ветру, дает больше энергии, чем один большой парус.

Геннакер — легкий, асимметричный парус. Несется справа или слева от яхты. Точки крепления: передняя точка корпуса или бушприт, топ мачты и шкот. Более эффективен на бакштаге или галфвинде — когда ветер дует с кормы, но не четко по центру, а с одной из сторон.

Что делать с веревкой

На борту есть два главных глагола — травить и выбирать. Травить — отпускать веревку. Выбирать — тянуть веревку, вытягивать её и потом закреплять на лебедке или в стопоре.

Если командуют «трави» — отпускаем, говорят «выбери» — тянем. Чаще всего что-то тянуть и отпускать надо на поворотах и смене парусов. Паруса обычно зафиксированы веревками с нескольких сторон, поэтому эти действия происходят одновременно — один конец травим, второй выбираем.

Когда выполняем команду «потрави», надо не просто скинуть веревку со стопора или лебедки, но и проследить, чтобы она свободно скользила и не запуталась. Это важно, потому что, если во время поворота, например, с одной стороны веревка запутается, то застопорится весь процесс.

Статья в тему:  Какой микшерный пульт лучше ален хит или ямаха мг

Наветренная и подветренная сторона

Яхта не может идти прямо навстречу ветру, поэтому чаще всего он так или иначе дует с одной стороны — либо справа, либо слева.

Если ветер дует справа, в правый борт — говорят, что яхта идет правым галсом, а правый борт называют — наветренным. Яхта, которая находится от вас справа тоже — наветренная. Идти вправо, к той стороне откуда дует ветер — идти ближе к ветру. А идти влево — дальше от ветра.

Если ветер дует слева — яхта идет левым галсом. Тогда наветренным уже будет левый борт и яхта, которая идет слева от вас.

Программа первой тренировки

У первой тренировки нет строгой программы, которую нужно выполнить — инструктор подстраивается под возможности и желания учеников. Есть только одна обязательная часть — инструктаж по технике безопасности. Перед выходом на воду инструктор обязательно расскажет, что можно и нельзя делать на борту.

После инструктажа, вы все вместе вооружите лодку — в процессе инструктор расскажет, что как называется и как работает. Вы будете максимально вовлечены в процесс, так что не стесняйтесь все пробовать и не бойтесь ошибиться — инструктор всегда контролирует ситуацию и подскажет, что делать.

После того, как вы вооружитесь, придет время отходить от пирса — вы выйдете из бухты, будете учиться управлять парусами, узнаете, как работает ветер, потренируетесь управлять лебедками и тянуть концы. При желании можно даже попробовать порулить — это не так сложно, как кажется!

Статья в тему:  Как называется место где стоят лодки

Как подготовиться к первой тренировке

Кирилл, инструктор «Парусной Академии»:

«Главное, посмотреть прогноз, одеться по погоде и вовремя приехать на тренировку! Если вы подготовлены и знаете основные термины, это супер — тренировка пройдет еще продуктивней. Но если это ваш первый раз, то зубрить необязательно — все равно будет интересно и весело. Просто чуть больше времени уйдет на то, чтобы разобраться на ходу».

Андрей Мягков, инструктор «Парусной Академии»:

«К первой тренировке особо готовиться не нужно. Главное, прийти вовремя, а лучше чуть-чуть заранее, чтобы было время спокойно переодеться к началу инструктажа по технике безопасности. Смотрите прогноз и одевайтесь по погоде, чтобы вам было комфортно на занятии. Подходящая одежда очень важна — если будет дождь и ветер, а вы придете в шортах и майке, то продуктивно тренироваться не получится».

Ошибки новичков

Главная ошибка — не прийти! Или прийти, но зажиматься и бояться пробовать делать самому. Все остальное не страшно. Большая часть первой тренировки будет состоять из попыток и ошибок — не бойтесь сделать что-то не так, это естественный процесс обучения.

Инструктор отвечает за контроль над ситуацией, поэтому он не допустит, чтобы вы навредили себе или лодке. Пробуйте и проявляйте самостоятельность — только так обучение будет эффективным. Слушайте, что говорит инструктор и соблюдайте технику безопасности.

Статья в тему:  Какой лодочный мотор 9.9 выбрать

Как закрепить полученные знания

Каждую неделю мы устраиваем любительские регаты, поучаствовать в них может каждый — достаточно сходить на пару тренировок.

В теплый сезон мы организуем путешествия на любительские регаты в Турции и Греции. Отправится с нами можно уже после пары тренировок. Регаты обычно длятся около недели, за это время вы примите участие в нескольких гонках, а в свободное время сможете отдохнуть и погулять по бурегу. Это классный способ совместить парусный спорт и отпуск.

Если вы хотите сосредоточиться на круизном отдыхе и управлении яхтой в морских переходах — отправляйтесь в парусное путешествие. Каждый сезон мы расписываем программу круизов на лето — путешествуем по Греции и Турции с мая по октябрь. Присоединиться можно на любом этапе, парусный опыт не обязателен.

Как попасть на тренировку

Попасть на тренировки может каждый — надо просто записаться и прийти. Групповые занятия проходят каждую субботу и воскресенье в яхт-клубе «Орешка».

Как управлять парусной лодкой

У каждого шкипера, имеющего за плечами мало-мальский опыт хождения под парусом, особенно с неопытными экипажами, были ситуации, когда нужно действовать в одиночку. И эти ситуации возникали и возникают не только тогда, когда команда, скошенная морской болезнью «травила» с подветренного борта или лежала пластом в каютах. Всякое бывает в море…

Да и потом вспомните, сколько лишних объяснений и слов вам необходимо потратить, чтобы добиться правильного выполнения команд неквалифицированным экипажем. Кроме того, что вам приходится давать подробные инструкции, вы должны всё проверять и перепроверять, а часто потом ещё и исправлять. И тут приходит на ум фраза: “Хочешь сделать хорошо, сделай сам.”

Статья в тему:  Какой микшерный пульт лучше ален хит или ямаха мг

Алэстер Бучан в своей книге «Управление парусной яхтой в одиночку» говорит о том, что любой грамотный шкипер находится в одном шаге от невольного присоединения к тем, кто плавает в одиночку. «…Независимо от количества людей на борту, если шкипер единственный человек, который может нести вахту, тогда он, на самом деле, осуществляет одиночное плавание. Ему приходится быть либо в кокпите, либо бодрствовать в течение всего похода. Он принимает все решения, даже самые маленькие, а затем наблюдает за их исполнением. Это и есть описание жизни моряка одиночки. »

Не призывая всех, как один, в ряды одиночников, тем не менее, хочу поделиться личным опытом постановки и уборки парусов, поворотов, а также некоторых других элементов управления яхтой в одиночку. Во всяком случае, стоит попробовать и поупражняться на спокойной воде и несильном ветру. А потом. может и пригодится… А, если не пригодится, тоже хорошо. Но, по крайней мере, опыта и уверенности в управлении яхтой точно добавит!

Постановка парусов

С постановкой парусов нет никаких проблем. Единственное, всё это получается не очень быстро. На крейсерской лодке больше 40 футов не получится сделать это без помощи лебёдок. Особое внимание уделите подготовительным операциям, тут от вашей аккуратности зависит: будут у вас затыки при постановке парусов или всё пройдёт гладко.

Готовим, разбираем все нужные нам веревки. Перебираем их от корневого конца к ходовому, затем наоборот, аккуратно укладывая снасти в кольца. Проследите за тем, чтобы они не пересекались.

Статья в тему:  Я без тебя как ночи без снов как лодка без моря

Потравливаем гика-шкот, чтобы гик «играл» в горизонтальном секторе около 15°. Выставляем угол гика к мачте (у Лэйзи-джека нок чуть-чуть задран, в случае грота на закрутке – гик должен быть горизонтален).

Приводим яхту в левентик, ставим на автопилот.

Ставим грот

С Лэйзи-Джеком нюансов нет: просто выбираем грота-фал и добиваем его лебёдкой. С гротом на закрутке – чуть хлопотнее.

Заводим грота-шкот на фаловую лебёдку, вставляем ручку. На вторую лебедку заводим на пару шлагов линь закрутки грота (или бесконечную верёвку/ endless rope ), берём его на руки и снимаем со стопора. Одновременно набивая грота-шкот лебёдкой и потравливая линь закрутки начинаем разворачивать грот на нужную величину. Для уборки грота на закрутке проделываем обратную операцию).

Ставим стаксель

Прежде, чем начнём ставить стаксель, нужно выбрать галс на котором мы будем это делать. Дело в том, что при постановке стакселя в одиночку фурлинь стакселя должен проходить по тому же борту, на котором мы будем ставить стаксель.

Просто удобно работать, когда используются лебёдки по одному борту – не надо раскорячиваться. Кстати, когда вы ставите стаксель экипажем, то по этой же причине удобно, чтобы фурлинь с набиваемым шкотом были по разным бортам, чтобы не толкаться и не мешать друг другу.

Смотрим на фурлинь. Допустим он проведен по левому борту, значит для нас будет удобен правый галс.

Статья в тему:  Как сделать разборную лодку

Фурлинь стакселя заводится на вспомогательную лебёдку (у рулевого поста), а стаксель-шкот – на шкотовую. Если вспомогательной лебёдки нет, то можно завести фурлинь на фаловую лебёдку, обведя его вокруг основания шкотовой.

Снимаем фурлинь со стопора и берём его на руки. Набивая лебёдкой стаксель шкот, одновременно (внатяг) потравливаем фурлинь, и разворачиваем стаксель.

Для того, чтобы убрать стаксель (на фото) производим обратные процедуры на тех же проводках. Набивая лебёдкой фурлинь стакселя и потравливая шкот, осторожно сворачиваем парус.

При этом рулон получится более плотным, чем при уборке руками. Из-за этого вы можете оказаться в ситуации, когда фурлинь уже весь выбран, а стаксель скручен в рулон не до конца. Не переусердствуйте с удерживанием шкота, потравливайте его чуть смелее, ДАВАЯ ЕМУ СЛАБИНУ, и тогда вы избежите этого эффекта “недобора”.

Проще всего лавироваться, если у вас «автоматический» стаксель. Много лет назад я первый раз оказался на Hanse с автоматическим стакселем и удивился тому, что экипаж для поворотов вообще не нужен. «Автомат» представлен расположенным на полубаке перед мачтой погоном, по которому перемещается каретка с закреплённым на ней стаксель-шкотом. Вот и вся конструкция. Принципиально очень напоминает проводку на погоне гика-шкота.

Вся процедура поворота при использовании такого автомата сводилась просто к перекладке штурвала: паруса перебрасывались на другой галс самостоятельно. Очень удобная вещь, если отбросить в сторону маленькую площадь стакселя и невозможность его настроить: как поставили, так и стоит!

Статья в тему:  Что постелить в лодку

На шкотовом углу стакселя есть боут из металлической пластины. В нём сделаны полукругом несколько отверстий. Переставляя серьгу стаксель-шкота, можно как-то влиять на твист. Вот и весь набор инструментов! Но всегда чем-то приходится жертвовать в угоду автоматизации J

Ну, а если автоматического стакселя нет? Возможно ли управляться с двумя шкотами в одиночку? Ответ – утвердительный. Более того, это не потребует от вас долгих и мучительных упражнений. Со стороны это вообще выглядит просто и элегантно. Но соловья баснями не кормят, поэтому – к делу.

На лодках с экипажем при повороте, проходя левентик, один человек раздаёт первый стаксель-шкот, а второй тут же набивает второй на новом галсе как можно скорее, что позволяет быстро снова набрать ход.

Несложно предположить, что при выполнении поворотов вам придётся почти одновременно находиться в трёх разных местах. И ключевое слово здесь – «почти». Т.е. всё-таки не одновременно и это даёт нам шанс.

Итак, вы идёте бейдевиндом, например, правого галса, собираетесь сменить галс и готовитесь к повороту оверштаг.

Разберите ходовой конец закрепленного подветренного шкота. Переберите его от корневого конца (от лебедки) к ходовому и обратно. Это предотвратит образование калышек и позволит шкоту во время поворота (когда вы сбросите шкот с лебёдки) беспрепятственно растравливаться.

Приготовьте свободный (наветренный) стаксель-шкот по правому борту. Для этого накиньте на лебёдку полоборота шкота (полшлага). Не перепутайте, уложите эти полшлага в правильную сторону. У вас не будет времени на исправление ошибки. На большинстве лодок правильная закладка снастей в шлаги – по часовой стрелке. В противном случае у вас шкот не будет удерживать наполнившийся ветром парус, а будет самораспускаться! Закладка шкота в неверном направлении – ошибка не только новичков, но и людей уже опытных. Чего только не бывает в горячке боя!

Статья в тему:  Как установить электромотор на лодку

Приготовьте и положите ручку лебёдки неподалёку от неё. Убедитесь, что ручка «не уйдёт» на волне или при смене галса.

Во время поворота вы будете перемещаться от руля к лебёдкам и обратно к рулю, причём шибко быстро. Убедитесь в том, что на вашем пути не будет накидано верёвок или будет находится кто-то (или что-то) способный помешать вашему одиночному маневру.

Тут надо сказать пару слов о том, как работать со штурвалом. Если есть автопилот (и он работает!), то в нём есть функция «Автоповорот» ( Autotack ). Если вы не разобрались с этой функцией, нажимайте (одновременно!) кнопки -1 и -10, когда вам нужно налево. Или +1 и +10, когда вам, как и в нашем примере нужно направо. После чего лодка плавно и с достоинством начинает поворачивать на 110°. Я предпочитаю не использовать автопилот, а быстро переложить штурвал на 90°. В этом случае поворот происходит активнее, что особенно важно на волне.

Как только яхта пошла в поворот, подходите к подветренной лебёдке с пока набитым и заведённым на лебёдку шкотом. Возьмите шкот на руки, аккуратно сняв его со стопорного уха и приготовьтесь быстро раздать его.

В момент, когда парус начнёт переходить на другой галс, быстро освободите шкот и скоренько – к лебёдке на противоположном борту. Тут уже ждёт, наброшенный на полшлага шкот, который предстоит выбрать.

Статья в тему:  Как заклеить резиновую лодку в домашних условиях

Не тратьте время на набрасывание ещё 2-3 шлагов на лебёдку. Быстро оберните один шлаг и тут же начинайте выбирать шкот. Если вы хотите добиться максимально быстрого результата, помогайте своим рукам, упираясь одной ногой в банку и откидываясь назад всем телом. На крейсерах это вообще удобно делать, упершись задницей в кокпитный столик.

После того, как вы максимально (насколько это было для вас возможно) выбрали шкот руками, оберните ещё два шлага и заведите шкот на стопор.

Теперь – к штурвалу. Выставьте яхту на нужный курс, зафиксируйте руль в этом положении (автопилот) и подстройте стаксель на новом галсе. После чего можно (Нужно! Особенно в хороший ветер и волну) взять штурвал «на руки».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: