10 просмотров

Как уничтожали подводные лодки

Как просрать подводную лодку

Сколь сложной и хитроумной ни была бы война, она не отменяет обычных человеческих нужд вроде похода в туалет. Поэтому вместе с разработкой различного супероружия учёные Третьего рейха также работали над созданием глубоководного суперсортира. С помощью этого чуда инженерной мысли можно было сэкономить драгоценное место и вес на подводных лодках.

Сколь сложной и хитроумной ни была бы война, она не отменяет обычных человеческих нужд вроде похода в туалет. Поэтому вместе с разработкой различного супероружия учёные Третьего рейха также работали над созданием глубоководного суперсортира. С помощью этого чуда инженерной мысли можно было сэкономить драгоценное место и вес на подводных лодках.

Достоверность этой байки ставится под большое сомнение, однако в своё время она наделала много шуму. Достаточно, чтобы рассказать о скандальной версии гибели подлодки U-1206 из-за фекалий.

Пока союзные подлодки таскали в себе массивные баки с дерьмом, немецкие инженеры работали над системой сброса отходов жизнедеятельности прямо за борт. И если на малых глубинах эта задача выполнялась сравнительно легко, то для работы на большей глубине требовался настоящий суперсортир.

Устройство вышло сложным. Через серию камер отходы отправлялись в атмосферный шлюз, который затем отправлял их в море. При этом — благодаря хитроумности устройства — отходы не всплывали на поверхность. Почему это важно? В определённых условиях такие ситуации нарушают подводную маскировку. Шутка ли, когда дерьмо вдруг прёт из таинственных водных глубин безо всяких причин. Это может заинтересовать бдительные вражеские суда.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка каяк

Суперсортир был не только прекрасен и удивителен, но ещё и весьма неочевиден в обращении. Для использования этого чуда немецкой инженерной мысли требовался специально подготовленный туалетных дел мастер.

Какой бы продвинутой ни была техника, всегда есть человеческий фактор. Им стал капитан подводной лодки U-1206 Карл-Адольф Шлитт. Может быть, Карл постеснялся показать зловонные плоды своих трудов подчинённому. А может быть, решил, что с таким плёвым делом, как смыв, он справится сам.

Конечно же, Карл-Адольф ошибся. Смыв не работал. Туалетных дел мастер был занят ремонтом дизеля, поэтому отправил на помощь капитану матроса-моториста. Матрос инструкцию не читал и безо всяких раздумий просто крутанул штурвал откачки сборника за борт. Клапан унитаза не был захлопнут.

На подлодку хлынуло дерьмо вместе с забортной водой. Пришлось снизить глубину, чтобы ослабить давление воды и справиться с протечкой. Но было уже слишком поздно.

Потоки воды добрались до аккумуляторов, и тут уже завоняло по-настоящему. От реакции начал выделяться ядовитый хлор. Люди стали задыхаться, началась паника. Был отдан приказ всплывать.

Когда казалось, что хуже уже быть не может, немцы всплыли прямо на пути британского патруля. После короткого обстрела экипаж экстренно эвакуировался. Четыре человека утонули в море, остальных подобрал британский корабль. Брошенная подлодка затонула.

Для капитана всё закончилось не так плохо, как могло бы. События происходили в апреле 1945 года — уже в следующем месяце война закончилась капитуляцией Германии. Карлу не пришлось объяснять командованию, как он буквально просрал подводную лодку.

Статья в тему:  Сколько весит yamaha ybr 125

По правде говоря, что там произошло на лодке на самом деле — точно неизвестно, доклад командира лодки о происшествии не блещет деталями. Впрочем, почитайте сами:

« Мы оторвались от конвоя, легли на глубине 80м на дно Северного моря и попытались там в тишине найти причину неполадок дизеля. Ближе к вечеру 13 апреля 1945 — я наблюдал в корме за работой над дизелем — началось сильное поступление воды в носовой части, точную причину которого выяснить не удалось. В этот момент находившийся в центральном отсеке лейтенант-инженер немедленно отдал все распоряжения, которые могли вывести лодку со дна Северного моря на поверхность воды наперекор водяному балласту. Через несколько тревожных минут лодка начала подниматься и примерно через две минуты мы были на поверхности. Однако, U-1206 была в полностью небоеготовом и непригодном к движению состоянии. Теперь она просто дрейфовала по воде. Лодку наполняли ядовитые газы. Так как мы в таком состоянии в любое время могли быть обнаружены и атакованы англичанами, я решил затопить U-1206 и попытаться на надувных лодках достичь шотландского побережья, которое находилось от нас на расстоянии примерно 20 миль».

Перевод Игоря Борисенко и Владимира Нагирняка, впервые опубликован в ЖЖ Владимира в 2012 году.

Известно, однако, что реальные причины многих происшествий не попадают в официальные документы, но в устных пересказах становятся байками и легендами. Как и в данном случае, похоже!

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор парсун 9.9

Как уничтожали подводные лодки

Тактика эсминцев (Атака)

Оснащенные противолодочными средствами американские эсминцы вступили в сражения на морях. Как уже говорилось, эскадренные и эскортные миноносцы в годы Второй Мировой войны в качестве противолодочных кораблей выполняли двоякую задачу.

В обороне эсминцы и другие противолодочные корабли использовались как патруль для охраны входов в порты, прибрежных вод и других районов, где существовала подводная угроза. Они охраняли крупные военные корабли и другие суда от нападения подводных лодок. Эта деятельность получила общее название «сопровождение» и «охранение».

В наступлении эсминцы и другие корабли использовались для поиска, атаки и уничтожения подводного противника. Эсминцы, эскортные миноносцы, эскортные авианосцы, действующие в составе поисково-ударных групп, попадали в эту категорию.

Такие общие определения расплывчаты, но все-таки они дают примерное представление об использовании эсминцев в противолодочной войне, а термины «оборонительный» и «наступательный» применимы только для общего определения больших операций. Эсминец, идущий в охранении, часто получает приказ атаковать и уничтожить обнаруженного противника, то есть действовать «наступательно». Эсминец или эскортный миноносец из состава поисково-ударной группы может получить приказ охранять авианосец, пока его товарищи охотятся за подводной лодкой. Но эсминцы и эскортные миноносцы, какие бы задачи они ни выполняли, всегда были готовы атаковать подводного противника.

Совершенно ясно, что противолодочная тактика эсминцев в большой степени определялась тактическими задачами самого корабля. Установив контакт с подводной лодкой, эсминец из состава поисково-ударной группы мог действовать совсем иначе, чем одиночный эсминец, сопровождающий поврежденный крейсер в базу.

Статья в тему:  Как сделать настоящую подводную лодку

Командование миноносных сил флота разработало ряд положений для наиболее типичных ситуаций. Были выработаны типовые схемы и рекомендованы определенные маневры, которые были более или менее стандартизованы, нечто вроде дебютного справочника в шахматах. Вот несколько примеров.

Противолодочный корабль (будем называть его эсминцем) входит в состав охранения конвоя и располагается впереди транспортов. Внезапно он устанавливает гидролокационный контакт или видит бурун перископа прямо перед собой. Ясно, что этот противник представляет серьезную опасность для судов конвоя, которые находятся в нескольких тысячах ярдов позади эсминца. Требуется принять срочные меры, чтобы не дать лодке произвести точный торпедный залп. Поэтому эсминец передает предупреждение по УКВ и идет в атаку, чтобы помешать выходу лодки на позицию залпа и заставить ее погрузиться.

Погрузившаяся подводная лодка не сможет пользоваться перископом для наблюдения за конвоем и произвести расчеты для торпедной стрельбы. Она не сумеет повторить маневры предупрежденного конвоя, который резко изменит курс и уйдет с линии огня. Если подводная лодка выпустила торпеду перед погружением, такой срочный поворот конвоя спасет транспорты от попадания, так как расчеты были произведены с учетом прежнего курса и скорости конвоя.

Эсминец все это время занимает позицию между лодкой и конвоем, пока тот не удалится на значительное расстояние. Чтобы вынудить противника оставаться под водой, эсминец может изредка сбрасывать глубинные бомбы. Пока лодка находится на глубине, она не видит конвой и может вообще потерять его след. Кроме того, скорость лодки в подводном положении невелика. Если лодку загнать под воду и продержать там достаточно долго, она не сумеет догнать надводные корабли.

Статья в тему:  Как подключить ресивер yamaha к телевизору lg

Когда конвой окажется вне опасности, эсминец один или с помощью других кораблей, если есть возможность отделить их от охранения, может попытаться предпринять наступательные действия: атаковать и уничтожить лодку. Если же обстановка требует иного, он полным ходом возвращается к конвою и занимает свое место в ордере охранения.

Подводная лодка, обнаруженная позади конвоя, не столь опасна хотя бы потому, что транспорты уходят от торпедного залпа, а не идут ему навстречу. Попытка догнать конвой с кормы может затянуться. Поэтому, если продержать лодку под водой достаточно долго, она лишится всех шансов атаковать конвой. В обоих случаях атака эсминцем подводной лодки имеет одну цель: отогнать противника, не дать ему пользоваться перископом и провести торпедную атаку.

Появление радара позволило обнаруживать лодки на большом расстоянии. Гидролокация сделала возможным слежение за лодкой в подводном положении. В ходе войны численность противолодочных сил союзников увеличилась, охранение конвоев и военных кораблей улучшилось. Лишь немногие лодки сумели проникнуть внутрь кольца охранения и провести внезапную торпедную атаку. Противолодочные корабли действовали по заранее разработанному плану, стараясь уничтожить противника. Многие немецкие и японские подводные лодки были уничтожены во время атак, завершивших долгое и упорное преследование.

Прекрасно зная, чем может закончиться эта смертельная игра, подводные лодки совершали самые сложные маневры, стараясь оторваться от преследователей. Но покончить с подводной лодкой, загнанной в глубину, когда она старается уйти от преследования, — задача очень и очень сложная.

Статья в тему:  Где можно взять лодку в аренду

Радар против подлодки: как англичане победили лучших подводных асов рейха

  • Метровый корабельный радар типа 281 на мачте английского крейсера “Свифтшур”. Эта РЛС стала модернизацией типа 279 и использовалась как средство корабельной ПВО

    За время Второй мировой войны противолодочные силы антигитлеровской коалиции потопили свыше пятисот немецких боевых субмарин. Сделать это удалось благодаря использованию радаров – средства поиска надводных целей. 17 марта исполняется 80 лет первому успешному радарному обнаружению немецкой подлодки английским кораблем, закончившемуся ее уничтожением. В этот же день была поставлена точка в истории успеха двух известных подводных асов Германии – Йоахима Шепке и Отто Кречмера.

    Радарная гонка

    Открытие немецким физиком Г. Герцем электромагнитных волн и их способности отражаться от твердых предметов положило начало веку радиолокации. В 1897 году это подтвердил и русский ученый А. Попов во время опытов радиосвязи между кораблями на Балтике. Немецкий изобретатель К. Хюльсмайер стал первым, кто целенаправленно использовал радиоволны для обнаружения металлических объектов на расстоянии. В 1904-м он продемонстрировал возможность обнаружения корабля в густом тумане. В том же году Хюльсмайер получил ряд патентов в области радиолокации, в том числе и на свою радарную систему, которую назвал «телемобилскопом».

    Работы над совершенствованием радиолокационного оборудования продолжались в разных странах, как в годы Первой мировой, так и в последующий период. Стимулом служила перспектива использовать радар в военных целях. Любопытно, что Великобритания оказалась здесь аутсайдером, с запозданием начав создавать аппаратуру, способную вести наблюдение за объектами на море или в воздухе. Лишь в середине 1930-х страх перед растущими военно-воздушными силами Германии побудил англичан ускорить работы в этой области. Уже к сентябрю 1939-го они добились успехов, сумев развернуть сеть береговых радарных станций для раннего обнаружения немецких самолетов.

    Статья в тему:  Где отремонтировать лодочный мотор

    Кроме того, британцам удалось создать небольшие бортовые радары для самолетов и кораблей. Адмиралтейство полагало, что они помогут бороться с подлодками. Но эти приборы были еще очень примитивными и не способными точно засечь такую небольшую цель, как рубка субмарины. Кроме того, приоритет был отдан усовершенствованию бортовых радаров истребителей, тогда как развитие радиолокационных станций (РЛС) кораблей и самолетов противолодочной обороны (ПЛО) находилось в тупике.

    Решение проблемы

    Миниатюризацией радаров занималась исследовательская группа министерства авиации Великобритании. К концу 1939-го ей удалось создать модель бортового радара ASV для самолетов ПЛО, но тесты показали ее неэффективность. Руководивший работами Р. Уолтон-Уатт пришел к выводу, что создание мини-радаров противоречит законам физики. Потерпев неудачу, министерство обратилось за помощью к ученым Бирмингемского университета, которые смогли решить поставленную задачу.

    Как отмечает американский историк К. Блэйр, физик М. Олифант вместе со своими коллегами Д. Рендаллом и Г. Бутом решили, что им необходимо создать совершенно новую электронную лампу, способную генерировать мощные высокочастотные радиоволны для обнаружения таких объектов, как самолеты и подлодки. Иначе говоря, речь шла о создании усилителя нового типа, способного фокусировать радиоволны.

    Английским ученым удалось это сделать с помощью американского физика А. Халла, который до войны придумал альтернативу радиолампе, назвав свое изобретение магнетроном. В этом устройстве поток электронов управлялся магнитным полем, а не электрическим. Но Рендалл и Бут использовали в своей работе не изобретение, а лишь идею Халла, позволившую им разработать резонаторный магнетрон, открывший путь к созданию эффективного бортового радара для кораблей и самолетов.

    Статья в тему:  Как восстановить документы на лодочный мотор

    Первые испытания нового прибора Рендалл и Бут провели 21 февраля 1940 года. Не имея понятия о выходной мощности резонаторного магнетрона, они подключили к нему автомобильные фары, надеясь получить хотя бы тусклое свечение. Но его мощность оказалось столь большой, что фары перегорели. Работу прибора смогли поддержать лишь неоновые прожекторы, позволившие ученым произвести замеры длины волны и выходную мощность, составившие 9,8 см и полкиловатта.

    Благодаря своему открытию в дальнейшем ученым удалось создать новую версию бортового радара, увеличив его мощность в сто раз. В результате на испытании он смог обнаружить перископ подлодки на расстоянии свыше 12 км.

    Корабельные радары

    Пока английские ученые создавали совершенный радар, противолодочные силы Великобритании были вынуждены воевать, используя старые и неэффективные образцы бортовых РЛС. Причем даже этих несовершенных приборов не хватало, поскольку приоритет в поставках радаров был отдан ПВО. В итоге результат работы противолодочной авиации за 1939–1940 годы был нулевым. Днем самолеты могли загнать подлодки под воду. Но когда в июле 1940-го немецкие подводники начали ночные групповые нападения на конвои, авиапатрулирования в это время суток оказались бесполезны, так как пилоты не могли в темноте разглядеть субмарины.

    Не лучше обстояли дела и у кораблей ПЛО. Первым РЛС, полученным английским флотом в 1939-м, стал радар типа 79, работавший на 7,5-метровой волне. Вскоре его модернизировали до типа 279. Антенны этих радаров делились на приемную и передающую – обе находилась на вершине фок-мачты и вращались вместе. Хотя тип 279 разрабатывался для обнаружения морских целей, на практике его использовали в корабельной ПВО. Такая же судьба постигла и другие метровые радары, установленные на больших надводных кораблях.

    Статья в тему:  Как заклеить пластиковую лодку видео

    Исключением стал радар типа 286, работавший на 1,5-метровой волне. Именно он стал первым бортовым РЛС эсминцев, предназначенным для поиска подлодок. Увы, но для этой цели тип 286 подходил плохо. Во-первых, этот радар имел небольшую неподвижную антенну, а во-вторых, ее работе мешало волнение на море. Волны могли отражать луч радара, что было проблемой всех корабельных РЛС, работавших в метровом диапазоне. Она исчезла лишь с появлением дециметровых и сантиметровых корабельных радаров.

    Тем не менее именно тип 286 вошел в историю, став первым радаром, засекшим субмарину, которая затем была уничтожена. Произошло это 17 марта 1941 года, когда английские эсминцы потопили U-100 подводного аса Й. Шепке во время нападения «волчьей стаи» на конвой НХ-112.

    Английский эсминец “Вэнок”, 17 марта 1941-го обнаруживший подлодку U-100 с помощью радара типа 286

    Конец «золотого трио»

    Хотя в начале войны англичане не могли толком защищать свое судоходство, немцам не суждено было этим воспользоваться. Германии не хватало субмарин для широкомасштабных действий, поэтому ее подводники сначала брали качеством, а не количеством. В немецком подплаве достаточно быстро сформировалась плеяда асов. Именно они обеспечили успехи «волчьих стай» во второй половине 1940-го, когда немецкие подводники добивались успехов, не неся потерь.

    Среди подводных асов ярко выделялись Г. Прин, О. Кречмер и Й. Шепке, на счету у которых было более сотни потопленных судов общим тоннажем свыше полумиллиона брт. За свои успехи эти командиры получили прозвище «золотое трио».

    Статья в тему:  Сколько стоит лодка бестер 400

    Но удача не могла вечно сопутствовать этой троице. После серии болезненных ударов по конвоям осенью 1940-го англичане приняли ряд мер для их защиты. В том числе стали включать в эскортные группы корабли, оборудованные радаром типа 286. В итоге «золотое время» для «волчьих стай» закончилось. Первым погиб Прин. Его U-47 перестала выходить на связь 7 марта 1941 года после атаки конвоя ON-293. Что случилось с героем рейда в Скапа-Флоу, неизвестно по сей день. А 17 марта настал черед U-99 Кречмера и U-100 Шепке.

    В тот день одной из лодок был обнаружен конвой НХ-112, после чего на ее сигнал подошли другие субмарины, включая U-99 и U-100. Сначала «волчьей стае» сопутствовал успех – Кречмеру удалось торпедировать шесть судов. Но вскоре фортуна отвернулась от немецких подводников.

    Немецкий подводный ас Второй мировой Йоахим Шепке

    В отличие от своего коллеги, Шепке во время атаки НХ-112 не преуспел. Эсминцы загнали U-100 под воду, а затем ей вслед полетели глубинные бомбы. Шепке пришлось всплыть, но скрыться от англичан в темноте он не смог. С помощью радара его лодку обнаружил эсминец «Вэнок», после чего протаранил ее и потопил. После этого настала очередь Кречмера. Правда, точку в его карьере поставил не радар, а гидролокатор. Уклоняясь от английских кораблей, U-99 погрузилась, после чего была обнаружена «асдиком» эсминца «Уокер» и повреждена глубинными бомбами. Кречмеру удалось всплыть. Не имея возможности ускользнуть от преследователей, он затопил свою субмарину, будучи затем пленен англичанами вместе со своей командой.

    Статья в тему:  Где можно взять лодку в аренду

    Так завершилась история первой радарной победы над немецкой подлодкой в битве за Атлантику. Правда, можно предположить, что обнаружение «Вэноком» лодки Шепке с помощью РЛС типа 286 – случайность, поскольку такие радары были более полезны эскортным группам для наблюдения за судами в ордере конвоя, чем в поиске лодок. Ситуация улучшилась лишь к сентябрю 1941-го, когда Адмиралтейство смогло дать английским силам ПЛО 27 эскортных кораблей, оборудованных радаром типа 271, созданным на основе открытия Рэнделла и Бута. С этого момента в каждой эскортной группе, сопровождавшей конвои, был один корабль с такой бортовой РЛС.

    Канадский корвет “Саквиль”, корабль-музей в Галифаксе. На верхушке его мачты видна антенна радара 271, появившегося благодаря открытию английских физиков Ренделла и Бута

    Хотя это нововведение осложнило жизнь «волчьим стаям», но не гарантировало конвоям безопасности. Как и прежде, поставки новых радаров для противолодочников все еще не были в приоритете. Поэтому англичане смогли насытить ими свою ПЛО лишь во второй половине войны, в том числе и с помощью союзников – американцев. Это привело к победе в борьбе с немецкими подлодками в Атлантике, но не избавило Великобританию и США от потерь судов в период, когда их эскортные группы и морская авиация имели небольшие возможности в радиолокации.

    Российская субмарина столкнулась с ищущим ее британским фрегатом

    Фото: Ирина Мотина / РИА Новости

    Статья в тему:  Сколько весит yamaha ybr 125

    Российская подводная лодка и фрегат ВМС Великобритании «Тип 23» Northumberland столкнулись в Атлантическом океане. Об этом пишет The Sun.

    По информации издания, инцидент произошел в конце 2020 года. Субмарина задела гидролокатор с буксируемой антенной решеткой — трос толщиной с водосточную трубу — британского фрегата, который ее отслеживал примерно в 200 милях к северу от Шотландии.

    Он был сильно изжеван и непригоден для использования

    После столкновения экипаж корабля был вынужден прервать задание и вернуться в порт для ремонта. Утверждается, что трос «протащили по корпусу субмарины». Вероятно, российская подлодка также получила повреждения. Столкновение сочли случайностью. При этом собеседник издания предположил, что российские подводники «облажались» и услышали внезапный и необычный звук, «как если бы вилку протащили по терке для сыра». В посольстве России в Лондоне от комментариев отказались.

    Умение прятаться

    Российский подводный флот, по признанию западных экспертов, качественно справляется со своей функцией по скрытному перемещению в мировом океане. В частности, 2 января дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск», относящаяся к Черноморскому флоту Военно-морского флота, появилась в водах Средиземного моря и вызвала панику у командования Военно-морских сил (ВМС) США и НАТО. По информации Avia.pro, подлодка приблизилась к району развертывания боевых кораблей США и ушла на глубину. «Попытки в течение двух последних суток отыскать российскую субмарину не увенчались успехом. Для этого были задействованы корабли, оснащенные радиолокаторами, и противолодочные самолеты, однако это также оказалось безуспешным», — отметил портал.

    Статья в тему:  Где отремонтировать лодочный мотор

    В апреле 2021 года подводная лодка Черноморского флота «Ростов-на-Дону» проекта «Варшавянка» также исчезла с радаров кораблей НАТО в Средиземном море. При этом она продолжила оставаться на связи с российским командованием и подавать сигналы. Собеседник агентства РИА Новости отметил, что противолодочные силы Североатлантического альянса дольше недели безуспешно пытались обнаружить российскую субмарину, несмотря на их «большие возможности» в Средиземном море. «Значит, в условиях боевых действий они находятся на прицеле, что их очень раздражает», — пояснил он.

    В поисках подлодки и финансирования

    Наиболее ярким примером безуспешных поисков российской подлодки можно считать события 2014 года, когда Швеция заявила о появлении в своих водах неопознанной субмарины. Поисковая операция продолжалась около недели и обошлась в 20 миллионов крон (1,8 миллиона евро). После завершения поисков министр обороны Швеции Петер Хультквист заявил, что военные нашли подтверждение того, что в территориальных водах страны находилась иностранная подлодка.

    Позднее выяснилось, что источником сигнала оказался сломанный метеорологический буй, расположенный в Балтийском море. Обнаружить ошибку удалось при анализе записей с другой подлодки, на которой установлено более современное оборудование. Министерство обороны Швеции узнало об ошибке весной 2015 года, однако власти Швеции были проинформированы лишь спустя четыре месяца. К этому времени парламент уже успел одобрить увеличение расходов на оборону в размере 10 миллиардов крон (923 миллиона евро) и выделение дополнительных ресурсов на поиск иностранных подлодок.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Статья в тему:  Как подключить ресивер yamaha к телевизору lg
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: