6 просмотров

Как связаться с подводной лодкой

Средства связи с АПЛ

Обеспечение надежной связи с атомными подводными лодками, несущими дежурство на океанических просторах, без ухудшения параметров их скрытности, всегда было непростой технической задачей.

Основная задача атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) – гарантированный ракетно-ядерный удар. Поэтому главное требование к ним – возможность длительного незаметного патрулирования. При этом ПЛАРБ должна быть обеспечена связью для возможности получения сигналов боевого управления и информацию об оперативной обстановке.

Использование традиционной радиосвязи под водой затруднительно, т. к. радиоволны традиционных частот довольно быстро поглощаются в морской воде. Поэтому для связи с ПЛАРБ применяются специальные технические решения.

НА ПЕРИСКОПНОЙ ГЛУБИНЕ

Подводные лодки в надводном положении или на перископной глубине могут использовать для связи обычный диапазон радиочастот. Как правило, это УКВ-спутниковая связь. Американские АПЛ используют систему SSIXS (Satellite Information Exchange Subsystem – «спутниковая подсистема обмена информацией с подводными лодками»), которая работает через UHF SATCOM – систему спутников, находящихся на геостационарной орбите.

Российские ПЛАРБ имеют комплекс связи «Молния-М» с системой космической связи «Цунами-АМ». Чтобы ПЛАРБ находилась на поверхности или на перископной глубине минимальное время, связь осуществляется в цифровом виде посредством высокоскоростной передачи данных. Но этот способ связи допустим только в чрезвычайных случаях, т. к. лишает АПЛ главного преимущества – скрытности патрулирования. Даже на глубине нескольких десятков метров, куда проникают радиоволны СВ- и КВ-диапазона, субмарина легко может быть обнаружена. Необходимы средства связи для рабочих глубин.

Статья в тему:  Как покрасить лодку пвх видео

Один из вариантов – шлейфная антенна, или «плавающий кабель», используемая для связи в СВ-диапазоне. Она представляет собой длинный кабель с положительной плавучестью. При движении субмарины на глубине шлейфная антенна выпускается и всплывает к поверхности для приема радиосигналов. Существенным недостатком такой системы является простота ее визуального обнаружения с самолетов или спутников, а также гидроакустическими средствами. Кроме того, использовать ее можно лишь на малом ходе ПЛ.

ДЛИННЫЕ И СВЕРХДЛИННЫЕ РАДИОВОЛНЫ

Для связи с подводными лодками на глубине в настоящее время используют следующие радиодиапазоны: длинные волны (ДВ, 30-300 КГц), сверхдлинные волны (СДВ, 3-30 кГц), а также диапазоны инфранизких (ИНЧ, 300-3000 Гц) и крайне низких частот (КНЧ, 3-300 Гц). Радиоволны этих диапазонов легко проходят сквозь толщу воды, а ИНЧ и КНЧ – сквозь земную кору. И чем ниже частота, тем большей глубины может достичь сигнал. Кроме того, они распространяются от передатчика на десятки тысяч километров, достигая любой точки Мирового океана. Но с низкими диапазонами частот (сверхбольшими длинами волн) возникают следующие технические сложности: огромные размеры передающих антенн (сотни и тысячи метров) и слишком большая необходимая мощность передатчика (3-5 МВт). Кроме того, при таких частотах сигнал очень трудно модулировать, а значит трудно обеспечить надлежащую помехозащищенность и, главное, невозможно передавать быстро большое количество информации. В качестве приемных антенн для ДВ- и СДВ-диапазона на АПЛ используются схемы типа «буксируемый буй» или «рамка», снабженные устройствами автоматического контроля глубины для удержания антенны на заданной глубине при различных скоростях хода.

Статья в тему:  Почему лодочный мотор тянет в сторону

НА САМОЛЕТАХ

Уязвимость огромных антенн от ядерных ударов противника потребовала разработки резервных систем СДВ-связи, размещенных на самолетах-ретрансляторах, получившая в США наименование ТАКАМО. Система базируется на самолетах Боинг Е-6 «Меркурий», которые сменили прежние носители – ЕС-130.

Для связи с АПЛ в ВМФ России используются самолеты-ретрансляторы Ту-142МР «Орел» и воздушный командный пункт Ил-80. Самолеты имеют выпускную буксируемую тросовую антенну длиной 8,6 км и приемопередатчик СДВ-диапазона большой мощности (Р-826ПЛ «Фрегат»), Самолеты совершают полет по круговой траектории диаметром около 200 км в районе расположения АПЛ, обеспечивая надежную передачу СДВ-сигнала.

Для повышения живучести СДВ-связи командованием ВМС США рассматривается возможность создания в качестве ретрансляторов сети автономных подводных роботов или беспилотных дирижаблей.

Как связаться с подводной лодкой?

Связь с подводной лодкой осуществляется только при инициализации этой связи самой подводной лодкой. Иначе теряется весь смысл в ее скрытности.

Посредством сверхдлинных радиоволн. Лодка выпускает антенну длиной в несколько километров, тянущуюся за ней, и может производить очень медленный радиообмен.

Посредством радиобуя (антенны на поплавке) для более быстрой связи. Но в этом случае лодку можно обнаружить по излучению этого буя.

с подводной лодкой есть только спец связь, никаких сотовых и прочих гаджетов запрещено, причина раскрытие секрета передвижения,

Если вы обладание кодами и шифрами,а так же вам известны постоянно меняющиеся диапазоны и время связи,то проблем нет. Можно ещё подплыть к лодке если она в надводном положении и. постучать кувалдой в корпус выбивая азбуку Морзе. Удачи!

Статья в тему:  Yamaha apo что это

Под водой ориентируется не только штурман, а весь центральный пост подводной лодки. Это и вахтенный офицер, который должен знать место лодки. Он несет за нее ответственность, и вахтенный инженер – механик и боцман, сидящий на рулях и акустики и торпедные электрики и специалисты ракетной боевой части. О командире лодки и речи нет. Он знает где лодка, даже когда спит.

Обычно перед погружением штурман определяет место лодки. Сейчас для этого используется ГЛОНАСС и GPS. Раньше были другие системы попроще. Точность места несколько метров. Затем лодка погружается и дальше идет по счислению. Это значит, что зная курс по компасу и скорость по лагу, можно всегда определить место, куда ушла лодка с места погружения. Конечно точность и лага и компаса не слишком высокая и поэтому на каждом всплытии на сеанс связи штурман корректирует место опять таки по спутникам. Кроме того перископ лодки так устроен, что можно определить высоту солнца или звезд, когда они видны и определить место по этим данным. Этим методом тоже пользуются офицеры лодки, чтобы не потерять навыки. Ведь в случае войны ГЛОНАСС могут вывести из строя, а место лодки все равно знать нужно. Все эти данные наносятся на навигационную карту, которую ведет штурман и место всегда известно! Если лодка в пределах видимости берега, то найти место можно по прибрежным маякам. Взять три пеленга на разные маяки и точка пересечения их и будет местом лодки. Но такое возможно лишь у своих берегов. Обычно лодки к чужим берегам так близко не подходят.

Статья в тему:  Как выбрать электронасос для лодки пвх

Что же касается акустиков, то они определяют цели шумящие вокруг лодки. Это нужно для знания надводной обстановки. Особенно, если предстоит всплытие. Ведь лодку легко может протаранить надводный корабль, который не может знать, что под ним лодка. И такое случается. Но хорошо не часто. А в военное время это нужно знать, чтобы определить цели для применения оружия. Что же касается места, то акустики определить его не могут. Привязать это место к карте невозможно.

Когда этот вопрос задали ГИМС (Гос. инспекция маломерных судов) по городу Москва. То оказалось что Москва-река принадлежит всем, и ходить по ней может кто угодно и когда угоднь, хоть на работу езди без пробок. Так что пользуйтесь на здоровье. Единственный запрет это нельзя ходить в бьефе между 9-ым и 10-ым шлюзом на веслах и под парусом, то есть имено вам придется этот отрезок тащить свое плавательное средство на себе. Говоря морскими терминами запрет на плаванье «самоходом» между Строгино и Коломенским. И имейте ввиду что стоянок для судов в Москве нет, но в вашем случае я думаю это не страшно.

Первым идею о возможности постройки подводной лодки высказал ещё Леонардо да Винчи. Но он уничтожил потом свои чертежи, опасаясь возможных последствий применения своего изобретения. Потом в 1578 году английский математик Уильям Боурн сделал описание гренландской подводной лодки из шкур тюленей.

Статья в тему:  Как ловить сетью с лодки

Но первую реально действующую подводную лодку создал в 1620 году по распоряжению короля Англии Джеймса голландский инженер Корнелиус ван Дреббель. Строил он её в Лондоне и лодка эта успешно прошла испытания в акватории Темзы.

Днём боевого крещения субмарин считают 17 февраля 1864 года, когда во время Гражданской войны в США подлодка южан “Ханли” (H.L.Hunly) смогла потопить шлюп северян “USS Housatonic”. Правда сама она тоже погибла после взрыва, но это доказало, что подводные лодки могут успешно применяться в сражениях на море.

Причины нахождения штатовской подводной лодки в водах Российской Федерации очевидны и давно всем понятны.

Штатная работа их подводных лодок – наблюдение визуальными, акустическими и радиоэлектронными средствами, за российскими кораблями и подводными лодками. Отслеживаются все перемещения плавательных средств, направление движение, график патрулирования сторожевых кораблей. Оценивается расположение и активность средств нашей электронной разведки. В особых случаях организуются провокации вроде столкновения с российскими подводными лодками. Мешают проведению плановых учений на море. В общем всё, как обычно.

Гидроцикл относят к маломерным судам, наряду с такими средставами передвижения по воде как моторные лодки, катера, парусные суда и так далее. И для пользования им необходимо иметь права.

В данной теме я уже ответил на вопрос о стоимости получения прав на гидроцикл.

Права ГИМС (Государственная Инспекция по Маломерным Судам) выдают в результате прохождения специалиированных курсов в соответствующих центрах, имеющих лицензию на подобный вид деятельности. Кандидатам должно быть по меньшей мере 18 лет а в экзаменационные вопросы входят темы касающиеся устройства судна, энергетических установок, судовождения и надлежащих правил безопасности.

Статья в тему:  Кто изобрел надувную лодку

Также важным моментом является выбор нужного вам района плавания. Их различают 3 вида:

Выглядит готовое удостоверение таким образом.

Как происходит радиосвязь земли с подводными лодками?

Связь с подводными лодками, когда они находятся в погружённом состоянии — достаточно серьёзная техническая задача. Основная проблема состоит в том, что электромагнитные волны с частотами, использующимися в традиционной радиосвязи, сильно ослабляются при прохождении через толстый слой проводящего материала, которым является солёная вода.

В большинстве случаев хватает простейшего решения: всплыть к самой поверхности воды и поднять антенну над водой. Но этого решения недостаточно для атомной подводной лодки. Эти корабли были разработаны во время холодной войны и могли находиться в подводном положении в течение нескольких недель и даже месяцев. Но, тем не менее, они должны были оперативно запустить баллистические ракеты в случае ядерной войны.

Находясь на перископной глубине, лодка может поднять тот самый перископ и использовать для радиосвязи установленные на нём антенны. Проблема в том, что подобный перископ, увешанный антеннами, будет отлично выдавать лодку, так как может быть обнаружен самыми разными радарами противника. Интересно, что перископы современных лодок в надводной их части стараются делать малозаметными (по технологии, так сказать, “Стелс”). Более того, стараются максимально сократить время присутствия перископа над водой: например, перископ может подниматься, выполнять очень быстрое сканирование горизонта, передавать, используя специальный тип сигналов, короткие сообщения через спутник и тут же прятаться обратно, под воду.

Статья в тему:  Можно ли плавать на лодке весной

Связь с подводными лодками, находящимися в подводном положении, осуществляется следующими способами:

Акустическая передача

Звук может распространяться в воде достаточно далеко, и подводные громкоговорители и гидрофоны могут использоваться для связи. Во всяком случае, военно-морские силы и СССР, и США устанавливали акустическое оборудование на морском дне областей, которые часто посещались подводными лодками, и соединяли их подводными кабелями с наземными станциями связи.

Односторонняя связь в погруженном положении возможна путем использования взрывов. Серии взрывов, следующих через определенные промежутки времени распространяются по подводному звуковому каналу и принимаются гидроакустиком.

Радиосвязь в диапазоне очень низких частот

Радиоволны очень низкого диапазона (ОНЧ, VLF, 3—30 кГц) могут проникать в морскую воду на глубины до 20 метров. Значит, подводная лодка, находящаяся на небольшой глубине, может использовать этот диапазон для связи. Даже подводная лодка, находящаяся гораздо глубже, может использовать буй с антенной на длинном кабеле. Буй может находиться на глубине нескольких метров и из-за малых размеров не обнаруживается сонарами противника. Один из первых ОНЧ-передатчиков, «Голиаф», был построен в Германии в 1943 году, после войны перевезён в СССР, в 1949—1952 годах восстановлен в Нижегородской области и эксплуатируется до сих пор.

Радиоволны крайне низкой частоты (КНЧ, ELF, до 3 кГц) легко проходят сквозь Землю и морскую воду. Строительство КНЧ-передатчика — чрезвычайно сложная задача из-за огромной длины волны. Советская система «ЗЕВС» работает на частоте 82 Гц (длина волны — 3658,5 км), американская «Seafarer» (англ. мореплаватель) — 76 Гц (длина волны — 3947,4 км). Длина волны в этих передатчиках сравнима с радиусом Земли. Очевидно, что постройка дипольной антенны в половину длины волны (протяжённостью ≈ 2000 км) — нереальная на данный момент задача.

Статья в тему:  Сколько стоит водный мотоцикл yamaha

Вместо этого следует найти область Земли с достаточно низкой удельной проводимостью и вогнать в неё 2 огромных электрода на расстоянии порядка 60 км друг от друга. Поскольку удельная проводимость Земли в области электродов достаточно низкая, электрический ток между электродами будет проникать глубоко в недра Земли, используя их как часть огромной антенны. По причине крайне высокой технической сложности такой антенны, только СССР и США имели КНЧ-передатчики.

Спутники

Если субмарина находится в надводном положении, то она может использовать обычный диапазон радиосвязи, как и прочие морские суда. Это не означает использование обычного коротковолнового диапазона: чаще всего это связь с военным cпутником связи. В США подобная система связи называется «спутниковая подсистема обмена информацией с подводными лодками» (англ. Submarine Satellite Information Exchange Sub-System, SSIXS), часть морской системы спутниковой связи на ультравысоких частотах (англ. Navy Ultra High Frequency Satellite Communications System, UHF SATCOM).

Вспомогательные подводные лодки

В 1970-х годах в СССР был разработан проект модификации подводных лодок проекта 629 для использования их в качестве ретрансляторов сигнала и обеспечения связи кораблей из любой точки мира с командованием ВМФ. По проекту было модифицировано три субмарины.

Самолёты

Находясь на небольшой глубине, лодка может принимать радиоволны не высокой частоты (например ”короткие волны”) – они проникают на некоторую глубину под поверхность воды. При этом, в общем случае, радиоволны с более низкими частотами проникают несколько глубже под поверхность воды. Именно таким образом возможен приём сообщений с самолётов

Статья в тему:  Как правильно разместить лодку на прицепе

Скрытность

Сеансы связи, особенно со всплытием лодки, нарушают ее скрытность, подвергая риску обнаружения и атаки. Поэтому принимаются различные меры, повышающие скрытность лодки, как технического, так и организационного порядка. Так, лодки используют передатчики для передачи коротких импульсов, в которых сжата вся необходимая информация. Также передача может быть осуществлена всплывающим и подвсплывающим буём. Буй может быть оставлен лодкой в определенном месте для передачи данных, которая стартует, когда сама лодка уже покинула район.

Как и при помощи каких радиоволн осуществляется радиосвязь с подводными лодками на глубине

Подводные лодки, выполняющие боевые задачи должны поддерживать надежную связь с землей. Для этого они могут всплывать, и в надводном положении входить на радиосвязь с землей, в том числе через спутниковые системы связи.

реклама

Но что делать, если в целях скрытности всплывать подводной лодке нельзя, а весь диапазон радиочастот, используемый для наземной связи, не способен распространяться в соленой воде, являющейся хорошим проводником электрического тока. Но оказывается, все же есть диапазон радиоволн, который способен распространяться в морских и океанских соленых водах. Это сверхдлинные радиоволны в частотном диапазоне крайне низких частот (КНЧ) от 3 до 30 Герц, и сверхнизких частот (СНЧ) от 30 до 300 Герц, причем проникающая способность КНЧ гораздо выше.

Радиоволны СНЧ имеют несколько худшее распространение, но и при этом антенные системы передающих станций имеют гораздо меньшие размеры.

Статья в тему:  Red dead redemption 2 где взять лодку

При реализации связи на сверхдлинных радиоволнах возникают большие технические трудности, и сложнее всего создать передатчик и передающую антенную систему из-за очень большой длинны волны, которая, например, при частоте 82 Гц. составляет 3658 км. Построить эффективную антенную систему, размеры которой сопоставимы с такими геометрическими размерами волны, сами понимаете, не представляется возможным. И инженеры пошли на хитрость, они закопали глубоко в землю, на расстоянии друг от друга в 40 – 50 км. два длинных электрода, подключенных к выходу передатчика. При этом линии протекания тока между электродами проникали в землю на большую глубину и использовали эту часть земли, как громадную антенну, получалась, что из самой земли в морские и океанские воды излучался сигнал СНЧ, который преодолевая толщу вод, достигал антенн подводных лодок.

реклама

Но и такая техническая реализация антенной системы очень сложна, и строить подобные сверхдлинноволновые станции связи с подводными лодками может себе позволить далеко не каждое государство. Передатчик этих станций оказался также очень сложным. Из-за генерации СНЧ электромагнитных колебаний он имеет катастрофически низкий коэффициент полезного действия (КПД), что накладывает очень большие технические трудности при его создании. Кроме того, из-за низкого КПД антенной системы, необходима очень большая мощность генерируемого сигнала. Это приводит к громадным размерам передатчика и большому энергопотреблению. В результате получается, что на один излученный ватт электромагнитной энергии, передатчик потребляет 100 кВт. электроэнергии. И обеспечивать этот передатчик электроэнергией должна целая электростанция. Это первый серьезный недостаток этого вида связи.

Статья в тему:  Кто изобрел надувную лодку

Поскольку на борту подводной лодки невозможно разместить подобный громадный передатчик, и создать такую передающую антенную систему, то сами понимаете, что связь будет только односторонней, команды могут передаваться от наземного центра управления на подводную лодку, а наоборот нет. Это второй серьезный недостаток.

Скорость передачи данных такой системы связи крайне мала, всего несколько знаков в минуту. Это третий серьезный недостаток. Для выхода из этой ситуации передаются только короткие условные сигналы, которые идентифицируются с отдаваемыми командами по соответствующей таблице, которая выдается команде перед отплытием.

реклама

На подводной лодке прием сигнала организуется достаточно просто, выпускается длинный трос – антенна, длинна которой может достигать нескольких километров, и может подвсплывать на меньшую глубину. Прием сигнала может происходить и при движении подводной лодки.

Но при всех недостатках этой связи, она обеспечивает скрытную, надежную, устойчивую связь с подводной лодкой находящейся на большой глубине, в любой точке земного шара, в любое время, в любых погодных условиях.

Если подводная лодка находится на небольшой глубине, то у нее появляется большое количество других каналов связи, в других частотных диапазонах, использующихся для наземной связи, например, через поднятую антенну с перископной глубины или с помощью всплывающих радиобуев. Связь между подводной лодкой и радиобуем реализуется при помощи кабеля или гидроакустического канала.

реклама

Но этим она может себя обнаружить. То есть эти каналы связи являются демаскирующими факторами для подводной лодки. И самым надежным каналом связи, с точки зрения скрытности, является радиосвязь на сверхдлинных радиоволнах. Подобная станция связи «ЗЕВС», работающая на частоте 82 Герца используется на Кольском полуострове.

Статья в тему:  Сколько стоит водный мотоцикл yamaha

Надеюсь, эта информация была для вас интересна. Пишите в комментариях, какие вы еще знаете виды связи с подводными лодками, находящимися на большой глубине.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: