12 просмотров

Как стать командиром подводной лодки

Как стать Командующим флотом

(На фото – Жан Свербилов).

Так сложилось, что только сейчас, накануне 55-летия тяжелой аварии на атомной подводной лодке Северного флота «К-19», прозванной «Хиросимой», я прочитал здесь, на Прозе.ру, рассказ Юрия Бахарева «Трагедия АПЛ «К-19».
http://www.proza.ru/2015/07/07/1461

О ней знают многие, (Даже фильм такой есть «К-19, оставляющая вдов»). Знают многое, но не все и не всё. В рассказе Ю.Бахарева много тонких деталей, полученных им из первых уст тех, кто принимал непосредственное участие в ликвидации той жуткой аварии 4 июля 1961 года.

Наряду с героизмом и самоотверженностью моряков самой «К-19», в рассказе есть строки о командире другой подводной лодки, которая пришла ей на помощь:

«Сигнал об аварии был послан с помощью маломощной радиостанции. И, к счастью, принят дизельной подводной лодкой “С-270”, под командованием капитана 3 ранга. Свербилова. На свой страх и риск Жан Свербилов покидает завесу и следует на помощь терпящей бедствие подводной лодке. Потом ему поставят в вину, что он без разрешения покинул свою точку в завесе».

В своё время мне выпала честь лично знать капитана 1 ранга Жана Свербилова. Он был преподавателем на Классах командиров подводных лодок в Ленинграде, (ВСООЛК ВМФ), где я учился в 1968-69 годах. Это был настоящий флотский офицер. Среднего роста, приятной внешности, с аристократическими манерами и изысканной речью, Свербилов мастерски преподавал нам секреты управления подводной лодкой. О нем на флоте, и, разумеется, на Классах, ходили легенды. Потому, я не удивился, когда услышал тогда, что именно Жан Свербилов, наплевав на всё, на начальство, карьеру, опасность получить облучение радиацией и прочее, первым бросился на выручку терпящему бедствие кораблю. Он успел, он пришвартовался к аварийной подводной лодке и в условиях сильнейшей радиационной опасности, сам и его экипаж, получив изрядную дозу облучения, спасли многих получивших еще более значительные дозы моряков и офицеров «К-19».

Статья в тему:  Почему лодка пвх делает кобру

Необычайной смелости и мужества офицер, он слыл к тому же непревзойденным юмористом. Вот, например, как он вспоминает об одной из встреч со своими коллегами-командирами подводных лодок, где они вспоминали прошлое, в частности об аварии на “К-19”:
“Мы много говорили и пили в эту ночь. Разошлись в 4 утра. Перед тем, как заснуть, я думал о том, что наш экипаж сделал святое дело. Все лодки, участвовавшие в учениях, приняли радио Коли Затеева, но никто, кроме нас, к нему не пошел. Если бы не наша “С-270;, они бы все погибли, а их было более 100 человек…
И если Бог есть, предположил я, мы будем в раю. С надеждой на это и заснул.”

Один рассказ его товарищей, знавших Свербилова не только по службе, независимо от степени достоверности,(лично я верю, что примерно так там всё и было), предлагаю вниманию читателей.

Однажды, в 60-х годах прошлого столетия, подводная лодка под его командованием возвращалась из полигона боевой подготовки. На входе в базу, как обычно, Свербилов запросил у Оперативного дежурного добро на вход и место швартовки. ОД добро на вход дал, назвал номер пирса, к которому Свербилов должен был пришвартоваться, но предупредил, что свободных пирсов нет, что там уже стоит подводная лодка и ему следует швартоваться к ней вторым корпусом левым бортом. И еще добавил, что дивизию проверяет штаб СФ и сам Командующий флотом сейчас находится на одной из подводных лодок. Так что, мол, смотри, будь поаккуратнее.

Ничего необычного в сообщении ОД не было, всё как всегда, разве что Командующий флотом не каждый день бывает в дивизии. Может и увидеть, и оценить швартовку подводной лодки, так что надо было не просто пришвартоваться, а сделать это на высоком уровне. Мастерства в управлении подводной лодкой, в том числе при швартовке, Свербилову было не занимать, так что он особо и не волновался.
Выйдя к месту стоянки подводных лодок дивизии, Свербилов, точно рассчитав маневр, перешел на движение из-под дизелей на электромоторы, дал средний ход вперед и лег на курс подхода к правому борту подводной лодки, стоящей у указанного ему пирса.

Статья в тему:  Сколько будет стоить подводная лодка

Всё шло как обычно, начальства на пирсе видно не было, только принимающие швартовные концы матросы стояли в готовности на надстройке стоящей у пирса подводной лодки. В рассчитанной точке командир с мостика дает команду вниз: «Оба мотора средний назад!» . На выполнение команды требуются секунды, но гребные валы еще должны остановиться, а потом раскрутиться назад. Командир контролирует всё это, всем свои существом чувствуя лодку, её вибрацию, а для надежности еще и поглядывает назад, за корму корабля, туда, где кильватерный след. И. никакой обычной дрожи корабля при отработке назад не чувствует, и буруна соответствующего за кормой не видит! Винты назад не работают, лодка продолжает движение вперёд! Энергичные, если не сказать больше, команды и слова с мостика в Центральный пост возымели своё действие, но, увы, полный назад дали с опозданием, погасить инерцию хода вперед не успели. На довольно-таки приличной инерции лодка Свербилова ударила форштевнем в одну из цистерн главного балласта подводной лодки у пирса, проделав ней приличную дыру. Цистерна с шумом заполнилась и стоящая у пирса подводная лодка довольно резко ощутимо накренилась на правый борт.

Никогда ничего подобного не было, а тут закон подлости сыграл свою роль. Как оказалось, ошибка была допущена в особо неподходящий момент. По тому самому закону, говорят, что именно на той лодке находился в то время Командующий флотом. Ему, естественно, доложили, что произошло. Разъяренный адмирал приказал выслать группу офицеров штаба СФ на лодку Свербилова, проверить там порядок и дисциплину, установить причину аварийного происшествия, а командира немедленно доставить к нему.

Статья в тему:  Когда в башкирии можно рыбачить с лодки

Свербилов к тому времени вызвал на мостик вахтенного механика, (им по тревоге был командир БЧ-5), и старшину команды электриков, который был на управлении электромоторами, и приказал им говорить всем, кто спросит, что это он, командир, ошибся в команде, и вместо: «Оба мотора средний назад!» скомандовал: «Средний вперед». И, кроме того, чтобы в Вахтенном журнале именно так и было написано. Разбираться, что произошло, выяснять, кто виноват, что к чему и почему времени не было.

Когда Свербилов прибыл к Командующему, тот сразу же обрушился на него с бранью, обвиняя в развале организации службы на подводной лодке, где полный бардак, даже пришвартоваться толком не могут, и т.д. Не давая Свербилову открыть рот, Командующий продолжал бушевать. Когда немного утих, дал возможность и командиру сказать несколько слов.
– Товарищ Командующий, это я допустил ошибку, не понимаю, как у меня так сорвалось с языка «вперед», а не «назад». Мои подчиненные ни в чем не виноваты, они высококлассные профессионалы, организация службы у меня на корабле на высоте, исполняют приказания точно и быстро.

Всё это Свербилову удалось сказать Командующему. Тот выслушал, но пообещал, когда вернется старший из проверяющих и доложит что там, на борту и как, тогда и будет решать, что делать с командиром – снять с должности или строго наказать.

Статья в тему:  Можно ли перевозить лодку

Вскоре проверяющие офицеры прибыли и старший группы доложил Командующему, что вины личного состава нет, организация службы на подводной лодке на должном уровне, дисциплина и порядок на высоте.
Командующий расслабился и ударился в воспоминания. Рассказал, что он и сам в прошлом, командуя кораблем, попадал в переделки, то при швартовке к плавкрану снёс ему пол-борта леерных стоек, то при прохождении ГКС попал под судно контроля и еще пару эпизодов припомнил. Потом как бы очнувшись, строго спрашивает Свербилова:
– Ну ты всё понял?!
– Так точно, товарищ Командующий, понял!
– И что ты понял?
– Я понял так: чтобы мне стать Командующим флотом, надо совершить еще пару аварий!
Командующий расхохотался и отпустил командира с миром.
Свербилова, конечно, наказали свои начальники. Командующим флотом впоследствии, несмотря на свои способности и выдающиеся командирские качества, он так и не стал. Разумеется, не только из-за аварии, и не потому, что аварий у него больше не было, а почему – понятно, некая графа в личном деле. Но кто его знал, независимо от того уважали больше, чем любого командующего.

Известная журналистка и писательница из Перми Светлана Павловна Королева, прочитав мой рассказ о Жане Свербилове, прислала мне выдержку из книги контр-адмирала, Героя Советского Союза В.Л. Березовского “Держать глубину. Флотские были”. Я благодарен ей за подарок, и привожу здесь еще одно свидетельство тому, каким юмористом был Ж.Свербилов. Вот что было сказано о нем Березовским:

Статья в тему:  Какая скорость лодки в час

«В конце 50-х к нам, на 14 отдельную бригаду подводных лодок, что дислоцировалась на Гремиху, пришли в качестве пополнения две подводные лодки. Одна из них С-270 под командованием Жана Михайловича Свербилова – человека ироничного, остроумного и при этом отличного подводника. Вообще, о его неисчерпаемом хохмачестве можно писать тома…

Итак, ясным субботним днем, когда весь флот до обеда занят большой приборкой, Жан Михалыч стоял дежурным по бригаде, умело сочетая “руководство приборкой” и собственное дежурство. Сочетание осуществлялось в каюте плавбазы «Аксай», где четырьмя “руководителями приборки”, игралась партия преферанса. Жан, обладающий отменным чувством самосохранения, тщательно проинструктировал вахтенного у трапа, чтобы тот смотрел внимательно в сторону корня причала и когда появится комбриг или кто-нибудь из его заместителей, немедленно позвонил по общекорабельной звонковой сигнализации четыре раза.

Как всегда в таких случаях заинструктированный вахтенный «протабанил» и принялся звонить только когда командир бригады, капитан 1 ранга Федор Иванович Маслов уже ступил на палубу «Аксая». Жан выскочил из каюты и успел встретить комбрига еще на палубе. Дальше все пошло по старинному флотскому ритуалу – Федор Иванович в сопровождении изображавшего крайне подобострастного дежурного Свербилова, прошелся по кораблю, раздавая существенные и поучительные замечания приборщикам, которые Жан, “чтобы не забыть”, демонстративно записывал в блокнот. Комедия продолжалась минут двадцать, после чего комбриг удовлетворенно двинулся к трапу. Первый его шаг на трап сопровождался громкой командой Жана:
– Сми-и-и-рна!
Федор Иванович остановился и, снисходительно улыбаясь, отеческим тоном выговорил Свербилову:
– Жан Михайлович, пора бы знать – команда «смирно» во время большой приборки не подается!
На что Жан, ни секунды не раздумывая, четко отрапортовал:
– Товарищ комбриг! Приятно с почестями проводить начальника в последний путь!»
О реакции комбрига история умалчивает.
Что касается выражения “в последний путь”, то, мне кажется, здесь молва несколько изменила суть сказанного. Скорее всего Свербилов сказал что-то типа: “. с почестями проводить уходящего начальника”. Но это нисколько не меняет существо факта. Мне, например, не меньше слов нравится то, как он изображал подчиненного, подобострастно записывающего в блокнот указания начальника. Надо было видеть его физиономию в тот момент.

Статья в тему:  Как правильно клеить лодку пвх

Таким был Человек с большой буквы Жан Михайлович Свербилов. Он умер в 1991 году в возрасте всего 64 лет. Не исключено, что и та авария на «К-19» в 1961 году сказалась. Флот гордится такими командирами. А товарищи, подчиненные, помнят. Светлая ему память.

Коротко о том, почему мужчины уходят из семьи в море на целый год: сколько зарабатывают подводники в России и какая у них пенсия

Годы своей жизни эти мужчины проводят в море, надолго покидая жен и детей. Но ради чего? Давайте рассмотрим, сколько зарабатывают подводники в России, какие пенсии им гарантированы и в каком возрасте они могут рассчитывать на пенсионное обеспечение.

Солдаты на подводных лодках

Сейчас на службу на подводной лодке набираются солдаты срочной службы, но исключительно с согласия моряка. Служба длится 12 месяцев, но если речь идет о дальнем плавании, которое длится больше года, тогда срок продлевается до его завершения.

На самом деле многие парни изъявляют большое желание попасть служить именно на подводную лодку, так как это дает возможность не только отслужить в армии, но и денег домой привезти – платят им как матросам. Правда, попасть туда удается не всем, квота ограничена.

Что касается работников судна, получающих образование в военном морском училище, то они зарабатывают около 30-40 тысяч, а после получения диплома доход заметно увеличивается.

Статья в тему:  Что делать если укачало на лодке

Зарплаты контрактников

Основная часть экипажей российских подводных лодок служат по контракту. Зарплаты у них очень высокие.

Матросы и старшие матросы могут зарабатывать и 100, и 120 тысяч рублей в месяц. Со старшим офицерским составом все иначе – их зарплаты могут начинаться от 200 тысяч. Более точные средние цифры назвал вице-адмирал Олег Бурцев, служащий в Северном флоте. Так, средняя зарплата старшин, мичманов и матросов колеблется в районе 70 тысяч рублей в месяц, а оклад командира – 250 тысяч.

За эти деньги подводники уходят в море на 30-90 дней, в течение которых не имеют возможности видеть ни жен, ни детей. При этом их организм забывает, что такое солнечный свет, да и со свежим воздухом, как несложно догадаться, тоже возникают проблемы. Физической нагрузки как таковой тоже нет.

Зато подводников кормят очень хорошо, но даже самое лучшее питание не способно в достаточной мере компенсировать все минусы службы на подлодке.

О пенсионном обеспечении

Несение службы на подводной лодке хорошо тем, что на ней год идет за два – разумеется, речь идет о трудовом стаже. Как показывает практика, многие российские подводники имеют право уйти на пенсию уже в 30 лет.

Пенсионные выплаты приличные – каждый месяц пенсионер-подводник получает на руки 50-80 тысяч рублей.

А как же жены?

Каждый понимает, что жены подводников – настоящие героини. Это признает и флот. В 2021 году была учреждена медаль “Заслуженная жена подводника”. Как она выглядит, можно увидеть на фото ниже.

Статья в тему:  Как заклеить резиновую лодку по шву видео

Ее вручают всем женам, которые состоят в браке с подводником 10 лет и более. Вручить ее могут и вдове военнослужащего.

Капитан 1 ранга Дмитрий Маслов: «Подводные высоты в одиночку не берутся»

В прошлом году пять человек в нашей стране стали Героями России, получив Золотые Звёзды. Один из них – командир атомной подводной лодки Северного флота капитан 1 ранга Дмитрий Маслов.

Не пригодился ни для эстонской, ни для российской армий

Будучи русским по происхождению (папа – с Белгородчины, мама из Ленинграда), Димка получился классическим «горячим эстонским парнем». По-другому просто не могло быть. В Таллине, где он родился и вырос, было не принято не то что сквернословить и хулиганить, даже громко разговаривать. И тем более – куда-то спешить. Поэтому не торопясь, он закончил восьмилетку (хоть и был троечником, но зато твёрдым), получил в ПТУ мудрёную специальность наладчика станков-манипуляторов с числовым программным управлением (токарь, умеющий программировать) и пошёл работать на один из местных заводов.

В 1991-м, когда Союз распался, Димка, как и большинство русских, проживавших в Эстонии и имевших российское гражданство, стал никем. Даже на срочную службу в армию его не призвали. Ни в эстонскую, как гражданина другой страны, ни в российскую, как зарегистрированного за границей. Так, возможно, он и жил бы до сих пор в статусе непонятно кого, если бы старший приятель не посоветовал поступить в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники в Санкт-Петербурге. В итоге, хоть и с большим трудом (троечные школьные знания напомнили о себе), в 19 лет Дмитрий Маслов стал первокурсником. А спустя пять лет – в 1998 году – впервые спустился в прочный корпус атомной подводной лодки в офицерском звании.

Статья в тему:  Чем покрасить лодку из фанеры

К «акулам» по собственному желанию

Распределившись в дивизию «стратегов» (ракетные подводные крейсера стратегического назначения) на Северный флот, амбициозный лейтенант впервые показал свой характер. И обратился с рапортом о переводе его в дивизию многоцелевых, более современных атомоходов, которую подводники меж собой называли «звериной». Не за суровый нрав. За название кораблей: «Тигр», «Вепрь», «Пантера», «Леопард», «Барс»… Первой лодкой начинающего инженера гидроакустической группы стал «Волк», первым командиром – Анатолий Минаков (ныне контр-адмирал запаса). Именно о нём Герой России капитан 1 ранга Дмитрий Маслов до сих пор отзывается с благодарностью за хорошую школу, которая помогла ему в дальнейшем.

Воинских званий досрочно Дмитрий не получал, по должностям не прыгал, каждую осваивал в полном объёме. По крупицам набирал багаж знаний и умений, без которого в море, и особенно в автономке, подводнику делать нечего. После окончания Военно-морской академии в Санкт-Петербурге в 2008 году капитан 2 ранга Маслов вернулся в родную дивизию на должность старшего помощника командира АПЛ «Гепард».

Справка

К-335 «Гепард» – российская многоцелевая большая атомная подводная лодка проекта 971У «Щука-Б» 3-го поколения. В странах НАТО лодки этого проекта получили кодовое имя «Акула». Предельная глубина погружения – 600 м, автономность плавания – 100 суток, экипаж – 73 человека. Имеет торпедно-минное вооружение и ракетный комплекс «Калибр».

Только вышестоящее командование знает, кто из подводников что и за что в море заслужил

Сегодня подавляющему большинству простых людей непонятно, за что в мирное время подводников награждают Золотыми Звёздами. В годы войны – другое дело. Дерзко прорвались через строй кораблей охранения, потопили несколько фашистских транспортов, ушли от погони и т.д. – звание Героя командиру и награды экипажу обеспечены. С советско-российскими временами, когда подводный флот активно модернизировался и развивался, тоже более-менее ясно. Скрытно обогнули земной шар в подводном положении; всплыли на Северном полюсе, пройдя много суток под паковыми льдами, произвели ракетный залп из-под толщи воды или испытали какое-то другое новое оружие – бесспорно подвиг. Но сейчас, когда, казалось бы, все цели достигнуты – за что?

Сами подводники никогда много на этот счёт не распространяются. Вышли из базы, погрузились в районе Кольского полуострова, через 2-3 месяца здесь же всплыли. И всё. Единственное, что командир может добавить после возвращения: «Боевая служба прошла в штатном режиме, после пополнения запасов, экипаж готов к дальнейшему выполнению специальных задач». При этом «малозначительные» детали опускаются, потому как вышестоящему командованию о каждом шаге лодки в море и так всё известно.

Для простых людей многое же остаётся загадкой. Как, к примеру, кораблю, оставаясь незамеченным, удаётся преодолеть мощнейшие по своей чувствительности противолодочные рубежи в районе Норвегии и Исландии? Или, пройдя вдоль границ территориальных вод Великобритании и сделав отвлекающий манёвр в направлении Средиземного моря, взять курс в сторону американского континента. И опять же – никто об этом даже не догадывается.

Статья в тему:  Можно ли перевозить лодку

Затем скрытно, почти на максимальных глубинах погружения, с такой скоростью хода, чтобы шум от работы движителей лодки не превышал естественные шумы океана, вдруг всплыть в Саргассовом море. Вдруг, потому что хвалёные американские патрульные противолодочные Боинги P-8 «Посейдоны», постоянно барражирующие в районе восточного побережья своей страны, где сосредоточено основное количество военно-морских баз США, обнаруживают российский подводный атомоход не с помощью бортовых радиогидроакустических буёв, а только визуально по выдвижным устройствам. Согласитесь, тут есть, отчего «постоять на ушах» командованию Пентагона.

Не совсем комфортно, правда, при этом ощущает себя экипаж внутри лодки, потому что по корпусу в режиме нон-стоп «тарабанят» сигналы гидролокатора какого-нибудь эсминца или фрегата ВМС США, плюс – кружат самолёты, обставляя предполагаемый участок обнаружения буями. Но российские подводники не паникуют. И ведут себя максимально корректно, никому не угрожая и не нарушая ни одной нормы международного морского публичного права. Единственное, что позволяют: уходят по-английски. Не попрощавшись и оставляя американских военных, и тех, кто в воздухе и на воде, в полном неведении – куда.

Справедливости ради следует отметить, что далеко не каждому офицеру-подводнику за время своей службы выпадают задачи подобной сложности и ответственности. Чаще во время автономного плавания приходится выполнять манёвры попроще, но иногда – и потруднее. В жизни офицера Маслова было пять автономок различной сложности. По итогам одной из них он был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». В 2020-м после 88-суточного подводного перехода, когда уже командовал «Гепардом», Дмитрий Николаевич стал Героем России. Тринадцать человек из его экипажа получили государственные награды. И только вышестоящему командованию в каждом конкретном случае дано право оценивать – кто из подводников и что в море наработал.

Статья в тему:  Какая скорость лодки в час

Справка

Общая наплаванность капитана 1 ранга Дмитрия Маслова по состоянию на начало марта 2021 года составила свыше 38 тысяч морских миль. Из них в надводном положении – 12.744, в подводном – 25.403 мили.

В море, как и прежде – дома, на берегу – в гостях

– Дмитрий Николаевич, в 45-летнем возрасте вы стали мастером спорта по зимнему офицерскому многоборью. Как такое возможно, ведь служба на подводной лодке, насколько я понимаю, не очень располагает к занятиям спортом.

– И поэтому для многих, извините что перебиваю, образ подводника ассоциируется с толстым и ленивым дяденькой. На самом деле это не так, хотя лодка, как вы правильно заметили, не очень располагает к активным движениям. В ней особо не разбежишься, но возможность потягать железо (гири, гантели) и в совершенстве овладеть техникой отжиманий в упоре лёжа есть у каждого члена экипажа. Когда мы возвращаемся в базу, заниматься можно и лыжным бегом, и стрельбой, и чем угодно – главное, чтобы было желание. У меня такое желание возникло ещё во время учёбы в академии и после уже не пропадало. Всегда, когда появлялась возможность, я уделял время тренировкам, и в 2018-м на чемпионате ВМФ выполнил мастерский норматив (зимнее офицерское многоборье включает в себя три дисциплины: стрельба из пистолета Макарова, плавание 300 м и лыжная гонка на 10 км. – Авт.).

Статья в тему:  Сколько будет стоить подводная лодка

– Вы, что называется, с лейтенантских пелёнок, служите в одном соединении. Уже почти 23 года. Есть ли какая-то принципиальная разница в сравнении с теми временами: по вооружению, отношению к службе моряков, материально-финансовому обеспечению, состоянию боевой готовности?

– В конце октября нынешнего года исполнится 36 лет дивизии, и поскольку большая часть этого времени прошла через меня, я знаю все наши сильные и слабые стороны. И можете не сомневаться: каждый экипаж «звериной» лодки готов к выполнению задач по предназначению. Так было всегда, даже при чрезвычайных ситуациях, и так будет.

Что касается изменений, в первую очередь хотелось бы отметить настрой моряков на службу. В мои лейтенантские годы месячного жалованья едва хватало, чтобы купить утюг в магазине. Сегодняшний лейтенант со своей зарплаты может позволить себе приобрести подержанную иномарку, и по количеству автомобилей на душу населения наш гарнизон даст фору любому мегаполису России. А это значит, что в конце 90-х – начале 2000-х, когда офицеры подплава были готовы бежать вприпрыжку на гражданку, где в любом супермаркете зарплата охранника была выше, сегодня ситуация кардинально изменилась. У офицеров есть смысл не только служить, но и служить хорошо, чтобы расти в должности.

Заметно преобразился и гарнизон, где живут семьи подводников. Помимо того, что каждый вновь прибывший семейный офицер и контрактник обеспечиваются жильём, о чём мы в своё время могли только мечтать, в городке появился закрытый спортзал, чего вообще никогда не было.

Это достаточно важный момент, если учесть, что экипажи всех лодок сегодня стопроцентно укомплектованы контрактниками. Когда я пришёл служить, в составе каждого экипажа ещё несколько лет были матросы-срочники. Они, возможно, были бы и сейчас, но одного года недостаточно, чтобы овладеть военной специальностью и успеть показать в море, на что ты способен.

Статья в тему:  Как заклеить резиновую лодку по шву видео

Что касается вооружения и новых проектов лодок – два десятка лет не тот временной промежуток, когда можно говорить о принципиальных изменениях. Что изменилось точно – это критерии оценок действий экипажа в море. Дабы не очень вдаваться в подробности, поясню на примерах. То, за что в начале нулевых безоговорочно ставилось пять баллов, сегодня тянет лишь на твёрдую четвёрку. То, что раньше казалось труднопреодолимым, сегодня включается в повседневные планы боевой подготовки. И так далее. И этот эволюционный процесс продолжается.

– Дмитрий Николаевич, сегодня вы – начальник штаба своей «звериной» дивизии. Не скучаете по морским глубинам после назначения на эту должность?

– У вас, по-видимому, не совсем правильное представление о штабной службе в плавающем соединении подводников, к каковым относится наше. Командный состав дивизии, включая командира и его заместителей, в обязательном порядке участвует во всех выходах в море. Не все сразу, разумеется, но старший на борту, помимо командира, есть всегда. Мы – основные учителя для командиров лодок и выходим не только в автономки, но и на отработку задач по планам БП, в том числе с применением оружия. Помимо учёбы, одновременно оцениваются и действия экипажа. Одно дело – доклад о выполненных мероприятиях, и совершенно другое, когда ты лично присутствуешь при этом. Так было и в мои лейтенантские годы.

Статья в тему:  Когда в башкирии можно рыбачить с лодки

Только не подумайте, что командиру лодки нет доверия. Даже если у него хороший опыт плавания, отправлять корабль в автономку без старшего на борту нецелесообразно из соображений безопасности. Когда над тобой несколько сот метров толщи воды, а под килем несколько тысяч, цена правильности принятого решения очень высока. И две головы в таком случае всегда лучше, чем одна. К тому же у командира есть больше возможностей для отдыха, потому что старший на борту всегда пополам с ним несёт командирскую вахту.

– Можно сказать, что сегодня для вас не осталось подводных высот, кроме адмиральских звёзд на погонах, которые вы ещё не взяли? Поделитесь планами на будущее.

– Не поделюсь. Но не потому, что не хочу. Подводники – народ суеверный и очень не любят загадывать, что будет завтра. Это, во-первых. Во-вторых, ни одна высота в подплаве не берётся в одиночку, только – в составе экипажа, соединения, флотилии и т.д. Поэтому очень многое в моих планах на будущее зависит от того, какие специальные задачи перед нами будут поставлены и с каким качеством мы их выполним.

Вся правда о командирах подводных лодок

Создание нового облика ВМФ России – безусловно, сложная, ответственная и крайне необходимая задача. Но, создавая «железо», нельзя забывать о тех, кто поднимется на командирские мостики новых кораблей.

Статья в тему:  Что делать если укачало на лодке

Кому из руководства страной, Вооруженными силами и, в частности, ВМФ донести мысль (тщетно пытаюсь это сделать с 2007 года), что флот до сих пор не имеет командиров кораблей, которым самостоятельно, без старшего на борту, доверяли бы выполнение отдельных заданий? В нашей армии командиры рот, батальонов, полков – это самостоятельные должностные лица.

А вот в ВМФ командиру атомной подводной лодки (по категории должность приравнена к командиру полка) самостоятельно, без старшего на борту, запрещено перешвартовывать субмарину от пирса к пирсу, выходить на внутренний рейд и в районы боевой подготовки. Без старшего начальника командиру разрешается заниматься лишь хозяйственно-административной деятельностью при стоянке лодки в базе. А ведь это прерогатива старшего помощника командира.

Известно ли об этом Верховному главнокомандующему, который почти ежегодно бывает на флотах для проверки боеготовности? Думаю, что и мысль такая ему в голову не приходит. И находящийся рядом с президентом в тот «звездный» час командир соединения или объединения не будет открывать первому лицу государства «страшной» тайны беспомощности и несостоятельности российского флотского командира.

УТРАЧЕННЫЕ НАВЫКИ ВОЙНЫ

Во второй половине сентября этого года в главную базу Тихоокеанского флота, Владивосток, с неофициальным визитом зашел эскадренный миноносец УРО ВМС США «Вандегрифт», командир которого находился в должности всего только три месяца. А теперь попробуем представить себе, что молодому командиру российского корабля 2 ранга поручили выполнение аналогичной задачи. У меня не получается этого сделать.

Статья в тему:  Сколько стоит лодка лисичанка 2 местная

После окончания Великой Отечественной войны российский ВМФ не участвовал ни в одном из военных конфликтов. На мостиках наших кораблей – командиры, не знающие, что такое реальные боевые действия. К слову сказать, совсем немногие из наших командиров знакомы с опытом боевых действий иностранных ВМС в локальных конфликтах, а это совсем плохо!

Нужно сделать вывод: в российском ВМФ что-то не так с командирами кораблей. Спросите любого командира соединения: хотел бы он иметь в своем подчинении командиров кораблей, которые способны выполнять поставленные задачи в море самостоятельно? Ответ будет однозначный – да! Но где же их взять, если они даже не представляют себе, каково это – остаться один на один с морем, со своим экипажем, кораблем и огромной ответственностью. Почему же так сложилось в российском флоте? Ответить на этот вопрос нелегко.

Парадокс в том, что на мостиках стоят де-юре допущенные к самостоятельному управлению кораблем командиры, но лишенные этой самостоятельности де-факто.
В суточном плане дивизии, эскадры на любой выход корабля в море записан «старший», а иначе корабль в море не выйдет.

В период Карибского кризиса 1962 года командиры четырех советских дизельных подводных лодок (ПЛ) из состава 69-й бригады ПЛ получили приказ скрытно совершить переход к Кубе. Мир стоял на грани войны. Несмотря на опасную, напряженную обстановку, старшие начальники были на борту двух лодок из четырех, командиры двух других ПЛ выполняли боевую задачу самостоятельно. Присутствие же старших объяснялось тем, что они одновременно являлись один – командиром бригады, а другой – начальником штаба бригады. То есть это был походный штаб.

Статья в тему:  Почему лодка пвх делает кобру

Итак, в боевой операции участвовали: «Б-4» – капитан 2 ранга Рюрик Кетов (старший на борту – командир 69-й бригады ПЛ капитан 1 ранга Виталий Агафонов), «Б-36» – капитан 2 ранга Алексей Дубивко, «Б-59» – капитан 2 ранга Валентин Савицкий (старший на борту – начальник штаба 69-й бригады ПЛ капитан 2 ранга Василий Архипов), «Б-130» – капитан 2 ранга Николай Шумаков.

В это же время вблизи военно-морской базы США Перл-Харбор самостоятельно действовала ПЛ Тихоокеанского флота «Б-88» под командованием капитана 2 ранга Константина Киреева. А примерно за месяц до кубинских событий в районе ВМБ США «Гуантанамо» (Куба) вела разведку ПЛ «Б-75» из состава 4-й эскадры Северного флота. Командиром ПЛ был капитан 2 ранга Николай Натнёнков.

Самостоятельно, в тяжелейших климатических и сложных тактических условиях, они выполнили практически непосильную для «дизелей» боевую задачу, сопряженную с угрозой для ПЛ и жизни их экипажей. Таким образом, в 60-е годы командиры ходили в море самостоятельно, а «старших» ввели для того, чтобы штатный командир по неопытности или по незнанию и неумению чего-нибудь не совершил. Например: не столкнулся в море с другим судном, не сел на мель, не сгорел, не утонул и т.д.

Перестраховки начались, когда уровень индивидуальной подготовки командиров кораблей стал резко снижаться. Система подготовки командного звена в ВМФ стала давать серьезные сбои. На мостики кораблей поднялись недоученные, недоподготовленные, не ходившие на боевые службы, не имеющие опыта плавания, не созревшие и не готовые морально нести груз командирской ответственности офицеры. Тогда и стало страшно выпускать таких командиров в море самостоятельно.

Статья в тему:  Как правильно клеить лодку пвх

СТАРШИЙ НА БОРТУ

К вопросу о старшинстве. Кто они, эти старшие? Сегодня на уровне дивизии – это минимум заместители командира дивизии (ЗКД). В недалеком прошлом – те же командиры кораблей и так же, как и все, самостоятельно не выходившие в море. Только получив статус ЗКД (сдав зачеты на управление силами), они могут назначаться старшими везде. Но практически – это никем не обученные офицеры и, как правило, не имеющие опыта плавания.

Ну а как с этим обстоят дела у наших «вероятных партнеров»? ВМС Великобритании, например, имеет курсы подготовки командиров подводных лодок – «Перишер». История курсов началась в далеком 1917 году – после анализа причин неоправданно большой потери британских подводных лодок в Первой мировой войне – и с тех пор не прерывалась.

В книге «Хождение за три моря», автор Александр Теренов – командир атомной подводной лодки «К-43» из состава 10-й дивизии ПЛ Тихоокеанского флота в период нахождения «К-43» в аренде у Индии – об этом написано так: «Официальное название курса – Commanding Officer Qualifying Course the Perisher. Небольшой учебный центр, рассчитанный на четыре-пять групп по четыре-пять офицеров, расположен на территории военно-морской базы «Фаслейн» в Шотландии. Это дорогое удовольствие – около 1 млн. фунтов на каждого кандидата в командиры, но государство не жалеет денег, так как они окупаются безаварийным плаванием кораблей. Успешно оканчивают курсы 50–60% от поступивших

Статья в тему:  Как заклеить резиновую лодку по шву видео

И в этом – вся суть государственного подхода к проблеме обучения командиров для флота. Скоро этой системе подготовки исполнится 100 лет, и она оправдывает себя. Ничего подобного в российском ВМФ нет. Нет у нас подобных курсов и учебных соединений кораблей, способных подготовить полноценного командира корабля. Гитлеровская Германия во время войны имела учебную флотилию подводных лодок в Данциге, состоящую из 36 подводных лодок, готовящих к боевым действиям вновь сформированные экипажи и их командиров.

Шестые высшие специальные офицерские классы ВМФ не соответствуют современности ни в какой степени. Они морально устарели, безлики, потеряли связь с флотом. Обучают порой вещам, которые флот просто не приемлет, например, «теория траверзных расстояний» – в боевом применении торпедного оружия. Эта организация не несет никакой ответственности за свой труд и не дает права допустить офицера к самостоятельному управлению кораблем, но является обязательным этапом в подготовке офицера.

Получается, что кадры для мостиков кораблей куются по старинке, без научного подхода. Главный критерий назначения командиром один – допуск к самостоятельному управлению кораблем. Но содержание этого допуска, его практическая часть: количество и качество швартовок, погружений, всплытий, торпедных стрельб, ракетных стрельб, учений по борьбе за живучесть при тяжелых авариях – никем и ничем не определены, поэтому на качество допуска не влияет. Закрыл зачетный лист – и в приказ о допуске!

Статья в тему:  Что делать если укачало на лодке

А сколько раз и с какой успешностью была выполнена торпедная (ракетная) стрельба – никого не волнует. Можешь ты швартоваться или нет – никто у тебя не потребует этого показать. Способен ты скрытно выйти из базы – это без разницы для включения тебя в приказ о твоем допуске к самостоятельному управлению. Вот и всё!

Система допуска в российском ВМФ не эффективна вследствие того, что она не способна допустить офицера к самостоятельному управлению кораблем в том смысле, который заложен в этом слове!

Системы подготовки командиров кораблей просто нет. И, следовательно, нет уверенности в том, что в случае фактических боевых действий не произойдет сбой по причине пресловутого человеческого фактора.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: