0 просмотров

Как снимали фильм лодка

Кто же ты, Филипп Томсен?

Среди поклонников фильма «Das Boot» Филипп Томсен пользуется особой популярностью. Этот персонаж часто становится предметом дискуссий: кто же был его прототипом среди командиров немецких подлодок? Как известно, Лотар-Гюнтер Буххайм действительно проводил параллели между героями своего романа и реальными людьми. Так кто же скрывается за образом Филиппа Томсена? Попробуем разобраться.

Томсен в романе

С командиром подводной лодки «UF» Филиппом Томсеном Буххайм знакомит читателя в первой же главе романа. Этот офицер появляется на вечеринке одним из последних, но его ждут, так как он — герой дня. Во-первых, его лодка только что вернулась из похода, и всем интересно узнать подробности. Во-вторых, Томсен теперь кавалер Рыцарского креста: его наградили после возвращения на базу. Лейтенант Вернер, вспоминая встречу «UF» на пирсе, даёт её командиру следующую характеристику:

«Томсен выглядел по-настоящему больным: худой, как жердь, щёки впалые».

В баре Томсен появляется уже изрядно пьяным, но сохраняет способность принимать участие в диалогах и даже язвительно острить. Но вскоре он перебирает с выпивкой и теряет чувство реальности. Ему кажется, что он снова в море. Когда звонит телефон, Томсен принимает его за сигнал тревоги и испуганно вскакивает с кресла. Но сразу приходит в себя и начинает требовать маринованной селёдки.

То, что Томсен не молодой выскочка, а член «старой гвардии», Буххайм показывает, когда начинается диспут между молодыми и бывалыми подводниками о том, как поступать со спасшимися моряками после гибели их судов. Точка зрения командира «UF» на эту тему неясна, но автор романа даёт понять, что его герой не слишком доволен перспективой убивать беззащитных людей в воде.

Вскоре Томсен перестаёт быть центром внимания всей компании: он отключается, бормоча ругательства. После нескольких коротких упоминаний его следующее появление уже связано с уходом Старика и лейтенанта Вернера из бара. Томсен решает пойти с ними, но делает паузу на посещение туалета и исчезает. Вернер и Старик находят его там уже уснувшим на полу в крайне безобразном состоянии и выволакивают новоиспечённого кавалера Рыцарского креста на улицу.

Статья в тему:  Как затонула подводная лодка курск видео

Несмотря на то, что ночью Томсен был мертвецки пьян, утром он приходит на пирс, чтобы проводить «UA», уходившую в поход. И хотя Томсен опаздывает, ему удаётся застать лодку Старика покидающей гавань. На прощание он орёт: «Хайль, «UA»!».

Следующее появление Филиппа Томсена в романе связанно с эпизодом встречи «UA» и «UF» в открытом море во время шторма. Лодки обмениваются сообщениями с пожеланиями удачи и расстаются навсегда. Последний раз Томсен упоминается, когда «UF» перестала выходить на связь. Всем становится ясно, что она погибла, и больше о ней стараются открыто не вспоминать. Для команды «UA» эта тема теперь табу.

Что же можно понять о Томсене из романа Буххайма?

Этот офицер-подводник — один из последних членов «старой гвардии», которая ходит в море с первых дней войны. Он профессионал, удачлив в походах, и его заслуги отмечены высокой наградой. Томсен опытен, мудр и многое испытал на войне. Он не сломался, хотя ему невероятно тяжело продолжать ходить в походы. Вероятно, алкоголь стал для него последним средством спасения от нервного срыва.

Но всё это автор романа указывает как бы между строк, предлагая читателю сделать выводы о личности Томсена самому. Ясно, что писатель симпатизирует этому офицеру, показывая на его примере, что может сделать с человеком война — особенно такая жестокая, как подводная.

Томсен на экране

После выхода на экраны фильма «Das Boot» поклонники творчества Буххайма получили возможность познакомиться с Филиппом Томсеном визуально благодаря замечательной игре немецкого актера Отто Зандера, увы, ныне уже покойного. В фильме образ Томсена приобрёл завершённый вид, но он тем не менее отличается от описания этого героя в романе. Буххайм показал его внешне больным и достаточно бесцветным. Отто Зандер явил зрителю совершенно другого Томсена. Это яркий мужчина с рыжими волосами, носящий усы и бороду. Он умён и язвителен даже в состоянии сильнейшего опьянения. Герой Зандера не сильно похож на больного человека. Скорее, это смертельно уставший офицер, который топит свои проблемы в алкоголе.

Статья в тему:  Какой скутер лучше ямаха или хонда

Стоит отметить, что экранизация «Das Boot» в деталях сильно отличается по сюжету от романа. Особенно это видно по сцене в баре «Ройал», где всё происходит иначе, чем в книге. Режиссёр фильма Вольфганг Петерсен изменил её на свой лад. Из бара «Ройал» пропали практически все персонажи, кроме главных героев: мы можем увидеть лишь обезличенную толпу офицеров кригсмарине. Исчез даже командир флотилии.

Образ Томсена в баре включает в себя сразу несколько персонажей первой главы романа. Например, острую шутку командира «UF» о фюрере и Черчилле режиссёр отнял у Трумана, которого в фильме нет. Петерсен поделил этого персонажа романа «на три»: действия Трумана, описанные в романе, в фильме отданы Томсену, второму вахтофицеру «UА», исполнившему трюк с выдёргиванием скатерти из-под посуды, и неизвестному офицеру, стрелявшему в баре из пистолета.

Режиссёрский замысел оказался удачным: образ Томсена, ставшего центральной фигурой сцены в баре, заиграл яркими красками. Зритель симпатизирует ему, особенно после сцены проводов «UA» в поход, где персонаж Зандера весьма трогателен со своим добрым и грустным взглядом.

Стоит сказать пару слов и о самом Зандере. Дело в том, что Томсена в фильме играл не просто киноактёр, а потомственный моряк и бывший военно-морской офицер. Зандер родился в семье офицера флота, служившего во время войны на эсминцах и торпедных катерах. Сам Отто в 20-летнем возрасте проходил службу в Бундесмарине, уволившись в запас в звании фенриха цур зее. Очевидно, флотское прошлое помогло актеру отлично справиться с ролью. Так родился второй образ Томсена, который неотделим от Отто Зандера.

Томсен, который не «Томсен»

Создавая роман, Буххайм в его героях «маскировал» реальных подводников. Для того, чтобы читатель мог разобраться, кто есть кто, автор оставил подсказки в виде ниточек из биографий настоящих подводных асов. Благодаря этому, мы знаем, что в книге присутствуют или упоминаются:

  • Рольф Мютцельбург в образе Мёнкеберга;
  • Петер-Эрих Кремер — Меркель;
  • Клаус Корт — Кортман;
  • Эрих Топп — Кальман;
  • Карл Турман — Труман;
  • Герберт Золер — командир флотилии.
Статья в тему:  Какие лодочные моторы не требуют регистрации и прав

А кто же прячется за образом Томсена? Этот вопрос давно занимает умы поклонников «Das Boot». На различных форумах пользователи ломают копья в попытке разгадать загадку Буххайма. Попробуем разобраться.

Первой версией прототипа литературного героя является его однофамилец Рольф Томсен. Он действительно служил в подплаве кригсмарине и командовал субмариной U 1202. Этот офицер входит в список подводных асов Третьего рейха как награждённый Рыцарским крестом и Дубовыми листьями к нему. Однако Рольф Томсен получил эти награды за оверклейм. На своей субмарине в конце войны он совершил два похода, где атаковал много судов и кораблей, о которых докладывал как о потопленных. В результате 4 января 1945 года Рольф Томсен получил Рыцарский крест, а 29 апреля — Дубовые листья. Однако его реальный результат составил всего лишь одно потопленное судно.

Вероятно, Буххайм слышал о командире U 1202. Но крайне сомнительно, что реальный Томсен был прообразом Томсена книжного. До апреля 1943 года он служил не в кригсмарине, а в люфтваффе. На «старого гвардейца» Дёница Рольф Томсен никак не тянет. Поэтому можно уверенно заявить, что совпадение фамилии не делает его прототипом.

Вторая версия — Хейнц Хирзакер. Этот офицер схож с героем Буххайма двумя деталями биографии. Во-первых, он был настоящим ветераном подплава, начав служить на субмаринах ещё до Второй мировой войны. Во-вторых, именно с U 572 Хирзакера встретилась U 96 Лемана Вилленброка, когда лейтенант Буххайм находился на борту последней. Согласно журналу боевых действий U 96, это случилось 4 ноября 1941 года:

«Встреча с U 572 (Хирзакер) в 16:35. Военкор Буххайм делает снимки сильного шторма».

Командир U 572 действительно мог бы претендовать на роль прообраза Филиппа Томсена, если бы не два «но». Он не был награждён Рыцарским крестом и стал одним из немногих командиров подлодок, отстранённых от должности за несоответствие ей. Хирзакер был переведён на эсминцы и позже за трусость отдан под трибунал, который приговорил его к расстрелу. По одной версии, офицер был расстрелян, по другой, он совершил суицид в тюремной камере перед экзекуцией. Такие подробности карьеры Хирзакера однозначно исключают его из кандидатов в прообразы героя романа.

Статья в тему:  Из какого пвх делают лодки

Кто же ты, Филипп Томсен?

Найти кандидатуру прототипа Филиппа Томсена среди подводных асов Рейха оказалось делом весьма сложным. Анализ личностей известных командиров немецких подлодок приводит только к одному выводу: этот герой романа Буххайма не имеет конкретной связи ни с одним из них. Выходит, что образ Томсена — это образ вымышленный.

Однако это касается только книжного персонажа. В фильме всё несколько иначе. Как уже упоминалось, благодаря режиссёру шутка о Черчилле звучит из уст Томсена, а не Трумана. В отличие от Томсена книжного, Томсен экранный уже имеет сходство с двумя реальными офицерами Дёница: Рейнхардом «Тедди» Зуреном и Хорстом «Хайном» Упхоффом. Оба во время войны командовали подлодками. Зурен стал известным подводным асом и выжил, а Упхофф погиб в августе 1943 года.

Зурен и Упхофф были однокашниками в военно-морском училище Мюрвика, их связывала крепкая дружба. Эта парочка была широко известна в немецком подплаве своими проказами. Особенно этим славился Зурен. Они даже позволяли себе публично произносить острые шутки в адрес нацистов. Заводилой в этом часто выступал Упхофф, а Зурен его с удовольствием поддерживал, подтверждая это в своих мемуарах. Вот как он описал очередное возвращение своей субмарины из похода в Брест:

«Приветствия, цветы. Брест — приливная гавань, уровень воды меняется значительно, поэтому у причала на якоре стояла баржа, служащая понтоном для швартовки лодок. На ней нас уже поджидал командир флотилии. Рядом с ним стоял Хайн Упхофф (командир U 84), вернувшийся незадолго до меня. У него была привычка рассказывать в столовой пошлые, но очень смешные анекдоты про нацистов. В этот раз он выглядел усталым, как после трудной ночи. Я повернулся к нему и спросил в мегафон, «Ну, как там, Хайн, нацисты всё ещё у руля?» Как раз в это время командир флотилии вытянулся по стойке смирно и отдал честь, но он явно услышал мою шутку лучше, чем ему следовало бы. История потом разошлась по флоту, но мне за это ничего не было. Хотя мне о ней напоминают до сих пор!»

В этих строках Зурена можно увидеть параллели с образом Филлипа Томсена в фильме Петерсена. Но на этом связь между ним и Зуреном с Упхоффом заканчивается.

Статья в тему:  Как свернуть надувную лодку

Выводы

Выходит, литературный образ этого героя романа Лотара-Гюнтера Буххайма не был списан ни с одного подводника Дёница. Скорее всего, создавая его, автор антивоенного произведения хотел показать, что ждало офицера подводной лодки после нескольких лет войны. Зная историю подплава кригсмарине, становится понятно, почему у Томсена нет прототипа. Сгущая краски, Буххайм вывел в его лице совершенно нетипичный для немецкого офицера-подводника персонаж.

В реальности после возвращения из похода Томсен в море больше не вышел бы. Учитывая его состояние, командование сняло бы его с должности командира подлодки и перевело бы на берег. Очевидно, что командир «UF» — опытный подводник, награждённый Рыцарским крестом, — принёс бы там больше пользы, передавая опыт молодёжи. Но Буххайму нужно было показать трагизм ситуации. Поэтому он выдумал Филиппа Томсена как пример краха и обречённости подводной войны в лице одного из подчинённых Дёница.

Правда, даже противники немецких подводников были о них иного мнения. Например, в 1944 году разведотдел британского Адмиралтейства отмечал:

«Несмотря на то, что сокращение срока подготовки, нехватка опытных кадров, увеличение потерь подлодок, бомбёжки союзнической авиацией и Восточный фронт вызвали определённое отчаяние, нельзя сказать, что боевой дух [подводников] снизился из-за отмеченного снижения боеспособности. Большие надежды связывают с различными техническими новшествами и возможным возрождением подводной войны снова».

Учитывая этот факт, становится понятно, что поиски прообраза этого героя «Das Boot» другого результата дать не смогут.

Автор выражает благодарность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй

Лодка (фильм)

Юрген Прохнов, Херберт Гренмейер, Хуберт Бенгш

Bavaria Film, Radiant Film GmbH, Süddeutscher Rundfunk (SDR), Twin Bros. Productions (режиссерская версия), Westdeutscher Rundfunk (WDR)

Киноверсия: 150 мин.; Реж. вер.: 209 мин.; Ориг. вер.: 293 мин.; Тел. вер. (сер.) 330 мин.

Статья в тему:  Что лучше ямаха или фендер

32 миллиона марок

«Лодка» (нем. Das Boot ) — кинофильм режиссёра Вольфганга Петерсена, по одноименному роману Лотара-Гюнтера Букхайма. Фильм посвящён описанию боевого похода немецкой подводной лодки U-96 во время Второй мировой войны.

Содержание

Сюжет

Первая часть

Завязка. Место действия: немецкая военно-морская база в Ла-Рошель. Время: осень 1941 года.
Первая сцена — пустынное побережье, дорога вдоль моря, в закрытой машине едут трое: командир («Старик»), инженер и корреспондент лейтенант Вернер, который должен отправиться в боевой поход на лодке U-96 с целью получить материал для работы. По дороге встречаются пьяные матросы, которые окружают подъехавшую машину и не дают ей проехать. Завтра лодка выходит в море — они отрываются по полной (например, мочатся на проезжающую машину). Цель пассажиров — кабаре/бордель на военной базе. А в кабаре дебош. В такой обстановке корреспондент знакомится со вторым помощником лодки. Приходит новый первый помощник, представляется командиру. Матросы по дороге «отметили» и его машину. Он возмущен. Командир соседней лодки, Филипп Томсен, награжден Рыцарским крестом. Он уже пьян, но тем не менее произносит речь на грани государственной измены (очень двусмысленно пройдясь по личности фюрера). Ближе к ночи дебош усугубляется. Стреляют по стенам, поливают певичку из сифона. Томсен отключается в туалете, его рвет на спине — это опасно, Старик поднимает его.

Утро. Старик, Вернер и инженер идут на лодку. Вокруг в эллингах загружают и ремонтируют лодки, слышится грохот клепальных молотков и шипение электросварки. Построение на лодке. Командир представляет Вернера, команда высокомерно ухмыляется. Вернера проводят по лодке, показывают планировку отсеков, знакомят с некоторыми членами экипажа.

Лодка выходит из эллинга под звуки марша, украшенная флагами. На рубке толпится команда. Подъезжает машина, оттуда выскакивает Томсен и произносит краткое напутствие. Лодка идет в район боевого патрулирования.

Во время перехода второй помощник объявляет тревогу. Лодка стремительно погружается на глубину 30 м. Все тревожно ждут взрывов глубинных бомб. Командир объявляет — тревога учебная. Офицеры ухмыляются. Командир приказывает погрузиться до 170 метров для проверки лодки. Корпус трещит. Вернеру плохо. Лодка проходит испытание, командир разрешает всплыть.

Статья в тему:  Сколько масла в коробке ямаха викинг профессионал

Обед в кают компании. Волосатая свинина. Первый помощник ведет себя подчеркнуто аккуратно. Он чужд всем кадровым офицерам лодки. По радио передают речь Геббельса. Командир пренебрежительно отзывается о пропаганде, первый помощник начинает возражать, назревает конфликт. Командир приказывает радисту (он же акустик, он же врач) поставить It’s a long way to Tipperary. Поют не только офицеры, но и матросы в торпедном отсеке. Первый помощник демонстративно встает и уходит. На море начинается шторм. Командир принимает радиограмму — лодка Бертольда напоролась на эсминец противника, приказано помочь.

Лодка всплывает на поверхность. Шторм, сильная качка. В торпедном отсеке готовят торпеды. Вернер старательно фотографирует торпедистов за работой. Внезапно кто-то из них кидает ему на голову грязную тряпку. Лицо Вернера в мазуте. Взбешенный боцман идет разбираться, Вернер в растерянности убегает из торпедного отсека. Вернер просыпается на койке, слышатся грубые шутки младших офицеров.

С Бертольдом нет связи, со штабом тоже. Инженер в ярости. Командир приказывает погрузиться на небольшую глубину, акустик прослушивает море. Наконец он улавливает далекие взрывы глубинных бомб. Лодка снова всплывает. Стармех Йохан виртуозно управляется с ходовыми дизелями.

Молодой фенрих (кандидат на офицерское звание) рассказывает Вернеру про свою любимую — французскую девушку. Он боится, чтобы её не убили «маки», за то, что она беременна от него — оккупанта.

Лодка прибывает в район боя. Слышатся шумы винтов, командир готовится всплыть и атаковать эсминец, невзирая на плохие погодные условия. Атака срывается, срочное погружение. Удары глубинных бомб. Вернеру снова плохо. После продолжительного преследования эсминец уходит. Командир получает приказ атаковать конвой.

Вторая часть

Атака на конвой проходит успешно, после чего U-96 ожесточенно бомбят корабли эскорта. Старик уклоняется на большой глубине. Несколько часов проходят в напряженном поединке. Внутрь прочного корпуса просачивается вода. Пожар в центральном посту. Паникуют некоторые члены экипажа, и корреспондент Вернер тоже прощается с жизнью. Эпизод завершается прощанием Вернера с фотографией Альпийских горных вершин.

Статья в тему:  Как установить лодку поперек течения

Наконец, глубокой ночью, бомбежка прекращается. Лодка всплывает на поверхность. Ночной океан освещен пожаром танкера из состава конвоя. Командир добивает его торпедой. Внезапно на палубе танкера показываются несколько горящих человеческих фигур моряков танкера — их не сняли уцелевшие корабли конвоя. Люди прыгают в море и плывут к U-96. У командира приказ не брать пленных, лодка уплывает.

Основное задание похода выполнено, лодка может возвращаться на базу в Ла-Рошель. Это очень кстати, так как лодка серьёзно повреждена бомбежкой, заканчивается продовольствие, горючее и торпеды.

Внезапно приходит радиограмма, согласно которой U-96 должна следовать в испанский порт Виго и там тайно пополнить запасы с засекреченного судна-снабженца «Везер». Лодка успешно добирается до Виго. Командир намеревается высадить инженера и Вернера, и переправить их в Германию под видом цыган. Рождество. На борту «Везера» офицеров ждет роскошный ужин, пока торпеды и горючее загружаются в U-96.

Немецкий военный атташе просит Старика на пару слов, и передает ему секретный приказ. Лодка должна пройти в Средиземное море для перебазирования на итальянскую базу в Ла-Специя, через Гибралтарский пролив (что, по словам механика Арио, «труднее, чем трахнуть девственницу без вазелина», поскольку в Гибралтаре находятся крупные военно-морские силы англичан)… Также, в секретном приказе командование дает понять, что замены сходящим на берег инженеру и Вернеру не будет, поэтому Старик отменяет решение об их высадке. Лодка выходит в район Гибралтара.

Третья часть

U-96 приближается к линии блокады Гибралтара, сквозь туман просвечивают ходовые огни английских кораблей. Командир решает продрейфовать по течению, вливающемуся в Средиземное море из Атлантического океана.

Лодка осторожно маневрирует на поверхности, когда вдруг из тумана выныривает английский истребитель на бреющем полёте, его пушки и пулеметы поливают палубу U-96, штурман Кричбаум ранен в грудь, его втаскивают внутрь. Легкий корпус лодки поврежден снарядами истребителя, в результате прямого попадания авиабомбы лодка лишается палубного орудия. Пролив освещается многочисленными осветительными ракетами, лодку начинают обстреливать корабли. Командир остается на мостике, командует полный вперед. Наконец лодка с огромным дифферентом погружается прямо перед английским эсминцем. И тут заклинивает горизонтальные рули, отказывает главный насос — лодка продолжает погружаться. Уже пройден желтый сектор глубиномера… проходит красный… погружение остановить не удаётся. Офицеры бледные. Они ждут, что сейчас затрещит прочный корпус… Глубиномер зашкаливает. Лодка на глубине 280 метров ударяется о грунт. Открываются многочисленные течи, команда ценой невероятных усилий останавливает поступление воды внутрь прочного корпуса, большинство механизмов неработоспособны, кислорода остаётся на 15 часов. Приходит надежда: обнаруживается запас сжатого воздуха. Если проникшую внутрь лодки воду закачать в балластные цистерны, а затем вытеснить её сжатым воздухом, то лодка должна всплыть. Инженер ремонтирует аккумуляторы, команда чинит насосы и дизели. В итоге подводникам удаётся всплыть ранним утром, когда британцы уже празднуют гибель U-96 на базе. Покорёженная лодка идёт обратно и добирается до базы в Ла-Рошель [1] .

Статья в тему:  Как нарисовать людей в лодке

Заключительная сцена

Ясным днём U-96 причаливает к пирсу в Ла-Рошель. На борту выстроились бородатые, усталые подводники в замасленных робах, со следами мазута на лицах и руках. Раненого Кричбаума загружают в санитарную машину, на лодку по трапу поднимается Дёниц, который, как известно, старался встретить каждую лодку.

Внезапно раздается сирена воздушной тревоги. В небе появляется около двадцати английских самолетов. Персонал базы, встречающий генералитет и подводники с U-96 бросаются под защиту бетонных крыш. Не успевают подводники… Убиты почти все: Йохан, второй помощник, молодой фенрих. U-96 получает пробоину и медленно тонет у пирса. За тонущей лодкой наблюдает раненый командир. Когда лодка окончательно погружается, командир падает. Корреспондент Вернер садится у его тела и смотрит на картину разрушения вокруг. Камера удаляется. Конец.

Съёмки

Подготовка к созданию фильма велась пять лет [2] . Сам процесс съёмок занял год, и ещё год ушёл на монтаж и постобработку. Во время съёмок фильма в качестве консультанта был приглашён реальный командир U-96 Генрих Леманн-Вилленброк, которому в тот момент было уже под 70.

Съёмки фильма продолжались дольше года, при этом проходили в хронологическом порядке, за исключением начальных сцен в баре и финальных в гавани, которые были сняты последними. Для сцен в отсеках подлодки была построена железная цистерна, имитирующая прочный корпус. Цистерна висела на двух карданных подвесах и могла качаться вверх-вниз и влево-вправо, что позволяло натуралистично снимать сотрясения от разрывов глубинных бомб. Для съемок U96 было сделано два полноразмерных макета рубки и палубы, а также миниатюрный макет всей подлодки, предназначенный для безлюдных сцен в открытом море. Съемки сцен на мостике производились в бассейне, в котором были установки для создания “штормовых волн”.

Статья в тему:  Как правильно выбрать электромотор для лодки

Финальная сцена была снята за один дубль, прежде всего из-за больших расходов на неё.

Итоговая длительность прокатной версии составила 150 минут, режиссёрская версия имеет длительность 209 минут, оригинальная полная версия, выпущенная в 1996 году, длится 293 минуты. Кроме того, в Германии была выпущена 6-серийная телеверсия данного фильма (TV-Fassung) продолжительностью 351 мин.

Впечатления о фильме Подводная лодка

Несколько лет назад, когда к нам в квартиру провели проводной Интернет, и стало возможным получать сигнал с большой скоростью, я посмотрел немецкий фильма «Подводная лодка» 1981 года выпуска. И был поражен, с какой точностью были изображены события на немецкой подводной лодке периода Второй мировой войны. Почему я поверил и мне понравилась достоверность всего, что происходило на этой субмарине? Просто я сам несколько лет плавал на примерно такой же дизель-электрической подводной лодке в начале 70-х годов прошлого века. Та лодка, где я проходил службу в должности начальника медицинского служба, а проще говоря – врача, или доктора, как меня обычно называли, была больше 15 лет в строю. Она была сделана по проекту с использованием опыта строительства немецких подводных лодок Второй мировой войны, которые попали в руки союзников, в том числе и СССР. Поэтому я реально представлял, как все было на борту субмарины.

Еще во время службы на лодке я прочитал мемуары немецкого гросс-адмирала Дёница, в начале Второй мировой войны командующего подводными силами Германии, а потом и всем флотом. Читал мемуары наших подводников, в частности командира подводной лодки С-56, которая стоит на постаменте во Владивостоке, Героя Советского Союза Щедрина, других участников войны на море. Читал и художественные рассказы о героических буднях наших моряков и командиров. Многое со временем забылось, но уже в 90-е годы мне снова попали в руки мемуары Дёница, и я смог восстановить в памяти то, о чем писал немецкий флотоводец. Но я не собираюсь пересказывать его мемуары, а хочу поделиться своими впечатлениями об увиденном фильме немецкого режиссера Вольфганга Петерсена, снятого на основе мемуаров военного корреспондента Лотара-Гюнтера Букхайма, который плавал на таких лодках.

Статья в тему:  Какие лодочные моторы не требуют регистрации и прав

До этого я посмотрел немало советских и зарубежных фильмов про подводников. Фильм «Командир счастливой Щуки», где наиболее достоверно изображена борьба подводников с вражескими надводными кораблями на Севере во время Великой отечественной войны. Фильм «Первый после Бога» рассказывает о нелегкой судьбе командира С-13 Маринеско и походах его лодки в водах Балтики. Потом появилась возможность познакомиться с зарубежными фильмами о подводниках. Я видел фильм про действия американских моряков во время Второй мировой войны, в частности фильмы «Ю-571» и «U-429. Подводная тюрьма». Весьма достоверно, но все же не совсем. А вот в фильме Петерсена все очень натурально.

Что еще бросается в глаза по сравнению с другими фильмами. Здесь нет особого героизма, просто тяжелая работа моряков-подводников в период войны. Их враг где-то там, наверху. Никто особо не рассуждает о тех же англичанах, основных их противниках на море в те годы, о каких речь идет в фильме. Их задача – уничтожать транспорты противника, чтобы задушить Великобританию в тисках морской блокады. Для этого надо не вступать без особой нужды в схватки с надводными кораблями, в первую очередь эсминцами англичан. А ждать команды с берега и атаковать конвои в составе «волчьей стаи». Командир лодки по прозвищу «Старик» не очень доволен своим экипажем. Вместо опытных подводников он получил салаг, матросов-первогодков, не нюхавших настоящей морской борьбы. Многие пришли на флот под влиянием геббелевской пропаганды, как старпом подводной лодки, родом из Мексики. А поход предстоял трудным, а на деле не просто трудным, а по-настоящему изматывающим и жестоким. Экипажу предстояло провести долгое время в ограниченном пространстве, в наглухо закупоренных отсеках лодки, на которую сбрасывают глубинные бомбы. А если не бомбы, то жестокий шторм, который бросает лодку как скорлупку во время обязательных зарядок аккумуляторных батарей, которые проводятся только в надводном положении, и приводят к травматизму среди личного состава лодки.

Статья в тему:  Как затонула подводная лодка курск видео

По репликам командира чувствуется, что он не поддерживает идеи нацизма и часто критикует верхушку Третьего рейха. Но он военный человек, значит, на первом месте у него воинский долг, а приказы командования не обсуждаются. Даже такие сумасбродные, как пройти в Средиземное море из Атлантики через Гибралтар. Эта попытка прорыва показана очень зрелищно. Кажется, когда шансов на спасение не остается, но есть место подвигу, героизму и возможность показать себя в критической ситуации. Это не значит, что надо закрыть своим телом амбразуру дота, как Александр Матросов, а просто привести в рабочее состояние механизмы, чтобы весь экипаж субмарины был спасен.

Авторы и режиссер фильма не приукрашивает той жизни, которую вели немецкие подводники во Франции. Пьянство офицеров и матросов, посещение борделей и прочих увеселительных заведений было нормой для подводников. В тот период еще не было так много потопленных немецких лодок, как это началось годом позже. Но и тогда все понимали, что война на море идет на уничтожение. Ни один род войск не имел 75% потерь среди личного состава, как подводный флот Германии. Поэтому и старались алкоголем моряки заглушить страх, который они испытывали перед выходом в море. На все это на суше. А в море совсем не так. В фильме перед нами встают немецкие матросы, исполняющие приказы своих командиров, у которых есть свой долг и своя честь. Это трагедия людей, которых послали воевать, и у этой трагедии нет национальности и политических убеждений. В фильме бурлят настоящие эмоции от страха и ужаса. И невольно ловишь себя на том, что переживаешь за них и хочешь, чтобы лодка вернулась с задания. Режиссер передал реалистичность персонажей, поэтому часто встречаются грубые и матерные слова.

Статья в тему:  Как правильно выбрать электромотор для лодки

Очень реалистично переданы и условия, в которых находились подводники на немецких подводных лодках. Все было именно так – стесненность всех отсеков, примитивные условия обитания, приема пищи членов экипажа. Это совершенно не похоже на условия, которые были на американских подводных лодках и которые были показаны в том же фильме «Операция нижняя юбка» . Я понимаю, то был комедийный фильм, но это касается сюжета, но не внутреннего облика подводной лодки. Герои американского фильма могут содержать себя в чистоте, регулярно бриться и принимать душ, располагаться в больших каютах. Мне показалось это совершенно неправдоподобным.

У меня есть одна боевая служба, или как говорят подводники – «автономка». То есть выход на рубеж противолодочной обороны в океане с самым современным в то время оружием – торпедой с ядерным боезарядом. Плавали мы в летние месяцы. Условия, в которых мы находились почти два месяца, очень схожи с показанными в этом фильме. Жара в отсеках доходила до 45-50 градусов, у многих членов экипажа наблюдалось обезвоживание и потеря аппетита. Жара над морем не охлаждала внутренние отсеки субмарины во время плавания в надводном положении во время зарядки аккумуляторных батарей. И как немецкие подводники, многие офицеры, старшины и матросы к концу автономки имели на лице бороды. Так что мне все показанное в этом фильме, было до боли знакомо.

Очень похожи и эмоции, переживания, которыми жил экипаж нашей подводной лодки, относящийся к лодками ПЛО, т.е. противолодочной обороны. Это были времена обострения «холодной войны» во время «горячей» Вьетнамской войны, когда американцы начали эскалацию конфликта, начав блокаду Северного Вьетнама, заминировав порты нашего союзника по социалистическому лагерю. Мы входили в район патрулирования американских атомных подводных ракетоносцев. В те годы дальность стрельбы баллистических ракет подводного базирования была не такой большой, поэтому для стрельбы ракетами по центральной части СССР ракетные подводные лодки США должны были подплывать ближе к нашим берегам, где их и ждали наши лодки ПЛО с целью потопить противника, если он начнет выпускать баллистические ракеты. Очень сложная задача, но мы шли в готовности её выполнить, если поступит приказ командования. Так же действовали и немецкие подводники в этом фильме.

Статья в тему:  Как установить лодку поперек течения

Менее достоверными мне показались кадры плавания подводной лодки в надводном положении, особенно общим планом. Явно было видно, что плывет макет. А вот крупные кадры были весьма достоверны. Немецкие лодки не имели высоких рубок, чтобы они были менее заметны для плавания в позиционном положении во время атаки на конвои англичан. Именно так наиболее часто атаковали немцы во время войны, особенно в первый её период. Поэтому волны захлестывали рубку, мостик и всех стоящих на нем. Ничего удивительно, что во время шторма чуть не выпал за борт один из членов экипажа и только своевременная помощь спасла его.

На моей памяти был случай, когда вахтенный офицер на одной из дизель-электрических подводных лодок 19 бригады Тихоокеанского флота во время плавания в надводном положении был накрыт волной и ударился головой о репитер гирокомпаса, и спасти его не удалось. Этот случай произошел в 1972 году. Комиссия установила, что офицер сделал длинным фал, которым привязывался во время шторма, проявил невнимательность и не укрылся за ограждением рубки во время прохождения большой волны.

Прочитав много разнообразной литературы, я знал, что популярность подводников в Германии была фантастической. Об их подвигах писала пресса, кричало радио, снимались фильмы. Их чествовали на митингах и первыми приветствовали военнослужащие всех родов войск, в том числе эссесовцы, всегда отличавшиеся высокомерием ко всем военным. Мне было понятно, откуда растут ноги такой популярности. Известно, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года с нападения на Польшу. Через 3 дня войну Германии объявили Франция и Англия. Но война эта была необычной, недаром её назвали «странной». Никакие боевые действия между воюющими странами не велись. Польская компания была скоротечной, всего 32 дня. Через полгода дошло до прекращения «странной войны», когда Германия напала на Францию и страны Бенилюкса. Англичане позорно бежали на свой остров, Франция заключила перемирие с Германией через 42 дня войны. Но все эти месяцы шла ожесточенная война между немцами и англичанами на море. Великобритания, эта «владычица морей», прилагала все усилия, чтобы противопоставить что-то немецким подводникам, которые в водах Атлантики отправляли на дно их транспорты в ужасающе большом количестве. Немецкой пропаганде было важно поддерживать среди своих граждан боевой дух, и лучше всего это можно было сделать, прикрашивая подвиги своих моряков, которые и вели настоящую войну на море. Герои-подводники являлись цветом нации, много молодых немцев стремились попасть в подводный флот. Особенно после рейда подводной лодки под командованием Прина в акваторию английской базы кораблей Скапа Флоу, во время которого был потоплен английский линкор и нанесен серьезный ущерб английскому флоту, в первую очередь психологический. О подвиге Прина узнал весь мир, растущий на глазах немецкий подводный флот не испытывал недостатка в добровольцах, желающих служить на субмаринах.

Статья в тему:  Как свернуть надувную лодку

Но время тотального превосходства немцев в Атлантике было недолгим. Новая тактика «волчьих стай», примененная Дёницем, позволяла топить более половины транспортов и танкеров в конвоях, идущих к берегам Англии. Но ко времени, о котором речь идет в фильме, а это осень 1941 года, англичане сумели наладить неплохую охрану своих конвоев и потери немецких подводных лодок возросли. Поэтому так надирались немецкие подводники накануне выхода в длительное плавание в воды Атлантики, чтобы заглушить страх. И это вполне достоверно показано в самом начале фильма.

Когда я читал в мемуарах Дёница про укрытия для подводных лодок, которые были сооружены во французских портах, в том же Ла-Роше, я не представлял, как они выглядят. А в этом фильме начало и конец фильма проходит именно в этих бетонных сооружениях, где не только стоят немецкие подводные лодки между выходами в море, но где проводятся необходимые ремонтные работы и подводные лодки пополняются запасами для выхода в море. Я читал, что очень активно эти защитные сооружения строили для немцев французы, которые проиграли в войну немцам за полтора месяца, хотя у них армия не очень уступала вермахту. А потом англичане пришлось тратить много усилий, чтобы разрушить эти укрепления, и помешать немецким подводным лодкам совершать свои смертоносные походы в Атлантику для перехвата английских конвоев. И потери английских самолетов были весьма большие, но они снова и снова летели на эти укрепления, потому что урон от подводных лодок был неизмеримо больше.

Статья в тему:  Из какого пвх делают лодки

Все мои знакомые и родственники, которые знали, что я служил на подводной лодке, не имели представления об условиях службы до просмотра этого фильма немецкого режиссера Петерсена. Теперь им все стало понятно. Большая заслуга режиссера фильма в том, что он не просто создал фильм о войне, а в том, что он заставил зрителей забыть, что Германия – агрессор, и мы сопереживаем с героями фильма на протяжении больше трех часов показа. Лично я огорчился, когда в финале фильма командир подводной лодки погиб при бомбежке на земле, а не в море, как большинство его коллег по трудному ремеслу подводника.

Заканчивая свое повествование, я прошу не считать его рекламой фильма и уж тем более не героизацией немецких подводников. Просто это один из искренних фильмов о войне на море , который показывает ратную службу моряков, когда корабли, на которых они плавали, были далеки от совершенства. Пусть же число всплытий будет равно числу погружений для всех моряков-подводников. Они это заслуживают.

Почему автор известнейшего романа о подводниках был недоволен его экранизацией

  • Кадр из фильма “Лодка”

    ©United Archives GmbH / Vostock photo

    В 1973 году читателей из разных стран с головой накрыла «волна Буххайма». Так принято называть всплеск интереса к подводникам Третьего рейха, вызванный выходом романа «Лодка» (Das Boot). Эта книга Лотара-Гюнтера Буххайма, бесспорно, входит в число наиболее выдающихся литературных произведений, посвященных подводной войне. Вторую подобную «волну» в 1981-м вызвала экранизация «Лодки» режиссером Вольфгангом Петерсеном. Отечественные любители истории хорошо знакомы и с книгой, и с ее киноверсией (в российском прокате фильм часто называют «Подлодка»). При этом мало кто в России знает, что во время съемок между режиссером и писателем шла настоящая война. Она завершилась лишь в 1985 году, после выхода на экраны телевизионной версии «Лодки», примирившей Буххайма и Петерсена.

    Статья в тему:  Какой скутер лучше ямаха или хонда

    Как все начиналось

    Как гласит вахтенный журнал U-96, лейтенант Буххайм поднялся на борт субмарины утром 27 октября 1941 года. В тот же день подлодка вышла в море для охоты на конвои в Северной Атлантике. Служивший в роте пропаганды кригсмарине Буххайм писал статьи о подвигах немецких подводников и делал снимки лодок на базах, но сам в походе на боевой субмарине прежде не бывал. И вот начальство решило, что военкорам стоит собирать материал непосредственно в море, чтобы своими глазами наблюдать за всем там происходящим.

    За 41 день, что Буххайм провел на U-96, он в полной мере смог прочувствовать, что собой представляет жизнь подводников. Он стал свидетелем успешной атаки на английский конвой, узнал, каково это, когда субмарину забрасывают глубинными бомбами, а также наблюдал неудачную попытку командира Генриха Леман-Вилленброка прорваться в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Второй раз Буххайму довелось оказаться в отсеке боевой субмарины уже в качестве пассажира U-309, эвакуировавшей его из французского Бреста в августе 1944-го.

    Опыт, полученный на борту U-96, лег в основу романа «Лодка», написанного Буххаймом после окончания войны. Пригодились и почти 5000 фотографий, сделанных им на море и на суше во время войны. Эту книгу можно считать автобиографической, поскольку прототипом главного героя – лейтенанта Вернера – был сам Буххайм.

    Подводники против «Лодки»

    «Лодка» быстро стала бестселлером: в разных странах было продано свыше двух миллионов экземпляров книги, причем четверть из них пришлась на Западную Германию. В поддержку романа была устроена мощная рекламная кампания, в рамках которой Буххайм раздавал бесчисленные интервью и проводил встречи с читателями (в том числе и за границей).

    Статья в тему:  Сколько масла в коробке ямаха викинг профессионал

    Однако далеко не всем понравилось, как в книге были выведены немецкие подводники. Если до «Лодки» в немецкой литературе их преподносили как «серых волков», «рыцарей моря» и «храбрых воинов», то в романе Буххайма подводники представали не героями, а жертвами беспощадного молоха подводной войны.

    Ullstein bild / Vostock photo

    Буххайм показал «серых волков» обычными людьми со своими слабостями и к тому же очень уставшими от войны. Они выходят в море, месяцами находясь в «стальной трубе», где изо дня в день с трудом переносят тяготы и однообразие походной жизни. Большинство из них не верят в победу, но начальство снова и снова посылает их в море. А в перерывах между походами подводники снимают стресс пьянством и развратом, понимая, что следующий выход в Атлантику может оказаться для них последним. Отдельно стоит упомянуть отношение автора романа к адмиралу Карлу Деницу, который считает подчиненных «пушечным мясом» и швыряет субмарины в топку битвы за Атлантику, невзирая на потери.

    Большинству ветеранов немецкого подплава такая позиция автора не пришлась по вкусу. Они считали 30 тысяч своих погибших товарищей героями, отдавшими жизнь за фатерлянд, а не обреченными жертвами. Но были и те, кто поддерживал Буххайма, утверждая, что тот точно передал атмосферу подводной войны. Председатель общества ветеранов-подводников Адальберт Шнее сказал, что в книге блестяще описан «поход подлодки со всеми его настроениями, волнениями и опасностями». При этом и критики, и апологеты романа сходились в одном – автор излишне акцентирует внимание на склонности немецких моряков к пьянству и распущенности.

    Буххайм принял вызов, брошенный ему радикальной частью ветеранов. Он насмехался над ними в прессе, нещадно критикуя их взгляды. В ответ подводники припомнили Буххайму, что во времена рейха он был пропагандистом и строчил восхваляющие нацистов статьи. Конфликт Буххайма и ветеранов набирал обороты, когда в 1981 году на экраны вышла одноименная экранизация романа, снятая режиссером Вольфгангом Петерсеном на киностудии «Бавария-фильм». Из-за этого фильма Буххайм и его критики оказались в одной лодке, поскольку остались им в равной степени недовольны.

    Статья в тему:  Как нарисовать людей в лодке

    Как снимать фильм?

    После громкого успеха книги встал вопрос о ее экранизации. Еще в 1973 году, когда Буххайм был в США, ему поступило предложение от Голливуда. Однако он его отверг, поскольку в то время немцев в американском кино изображали очень ходульно, исключительно как злобных нацистов. В 1977-м киностудия «Бавария-фильм» проявила интерес к «Лодке», купив права на ее экранизацию. Буххайм опасался, что в процессе киноадаптации книги возникнут искажения, поэтому сам написал сценарий. Но киностудия отклонила его с формулировкой: «это слишком сложно для боевика; а его длина более подходит для шестичасового кино». Сама же «Бавария-фильм» собиралась снять картину длительностью не более трех часов, что больше подходит для проката в кинотеатрах.

    Для съемок был выбран сценарий Вольфганга Петерсена, ставшего и режиссером картины. Он был в восторге от романа, но, экранизируя его, не собирался строго придерживаться литературной основы, полагая, что ради драматического эффекта что-то можно удалить, а кое-что и добавить. Режиссер и киностудия хотели получить фильм, рассчитанный на аудиторию в возрасте от 17 до 30 лет. Кроме того, они рассчитывали добиться успеха на американском рынке. А для этого картина прежде всего должна быть динамичной.

    Для Буххайма, считавшего приоритетом историческую достоверность, такой подход был неприемлем. Из-за снятого «по жанровым канонам» фильма у многих людей сложилось бы превратное представление о книге, да и о самой войне. Чтобы не допустить этого, Буххайм активно включился в работу над экранизацией, пригласив в качестве консультанта экс-командира U-96 Лемана-Вилленброка. Частично им удалось сдержать порывы режиссера, хотя консультанты все равно остались недовольны тем, что реализм приносился в жертву драматизму. По их мнению, актеры явно переигрывали, отчего поведение подводников выглядело неестественно.

    Нарекания вызывали и некоторые эпизоды фильма. Например, сцена, во время которой внутри отсека вылетают болты, а экипаж довольно равнодушно к этому относится. На самом же деле ослабления даже одного болта в прочном корпусе подлодки достаточно, чтобы вызвать серьезное беспокойство, так как это означает, что давление воды разрушает субмарину. Зато атака эсминца на подлодку, по замыслу режиссера, вызвала у команды настоящую панику – реакцию, явно не подобающую военным морякам. Неправдоподобен и эпизод, когда офицеру в лицо швырнули грязную тряпку – такого просто не могло произойти.

    Статья в тему:  Что лучше ямаха или фендер

    Премьера фильма состоялась 18 сентября 1981 года. Зрители приняли его с восторгом. Как писала лондонская Times, просмотры в кинотеатрах завершались овациями. Но Буххайма это не радовало. Петерсен разрушил его концепцию антивоенного произведения, излишне героизировав подводников. Ветераны также остались недовольны картиной, сочтя экранизацию неправдоподобной и оскорбительной для себя.

    Спасение Буххайма

    Примирение сторон неожиданно наступило 24 февраля 1985 года – в день премьеры телевизионной версии «Лодки», также снятой Петерсеном. Она длилась шесть часов, куда лучше передавала атмосферу похода подлодки и больше соответствовала первоисточнику. Критики и зрители были единодушны – новая версия «Лодки» гораздо реалистичнее прежней. Буххайм также признал: «телевизионная версия лучше фильма».

    Что же касается ветеранов, то и на этот раз не все из них остались довольны. Однако неожиданно в прессе начали появляться положительные оценки ТВ-версии, высказанные некоторыми авторитетными подводниками. Так, экс-командир U-711 Ганс-Гюнтер Ланге, сделавший после войны карьеру в ВМС ФРГ, нашел телевизионную экранизацию «Лодки» куда более впечатляющей, чем фильм. Схожим образом высказался и подводный ас кригсмарине Петер Кремер, сказавший, что телевизионная постановка показала подводную войну такой, какой она была на самом деле. По словам Кремера, хотя телевизионная версия менее динамична, но это даже хорошо, поскольку такой темп добавляет повествованию правдоподобности.

    Хотя радикальная часть ветеранов продолжала свои нападки на роман и его экранизацию, голоса авторитетных подводников были услышаны публикой. Для Буххайма и Петерсена это означало победу, так как общественное мнение теперь было на их стороне. Фактически между писателем и режиссером наступило примирение, потому что острые углы их конфликта оказались сглажены.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: