Как се управлява моторна лодка
Управление моторной лодкой небезопасно — советы начинающим лодочникам от опытных
Всем привет! Рубрика «Лодка для рыбалки» продолжает свою работу. Моторные лодки являются современной и более совершенной альтернативой гребным моделям. Оборудование судна двигателем значительно увеличило скорость движения, в то же время освободив человека от необходимости расходовать свои силы.
При этом эффективно управлять лодкой с мотором можно только при наличии определенных знаний и навыков. Для этого следует сначала выяснить особенности этого вида транспортного средства.
- Особенности управления лодкой с двигателем
- Советы начинающим лодочникам по управлению моторной лодкой без прав и с правами
- Четыре необходимых вещи без которых выходить на воду на лодке небезопасно
- Правила ГИМС – это должен знать каждый владелец лодки перед тем как спустить её на воду
- Если перевернул лодку на воде – что делать и как выжить
Особенности управления лодкой с двигателем
- как правило, управление движением небольшой моторной лодки полностью осуществляется с помощью самого двигателя и не требует от оператора значительных физических усилий;
- моторные лодки развивают более высокую скорость в сравнении с гребными, поэтому меньше зависят от направления и силы течений;
- оператор должен обладать определенным уровнем знаний об устройстве двигателя и навыками для управления им;
- более легкий контроль над движением лодки за счет отсутствия раскачивающих усилий, неправильного баланса и т. д.
Советы начинающим лодочникам по управлению моторной лодкой без прав и с правами
Выходя в лодке на воду, следует учитывать ряд моментов, влияющих на качество управления маломерным судном.
1. Подготовьтесь теоретически. Ответ на вопрос о том, как управлять моторной лодкой, всегда заключается в понимании процессов взаимодействия между твердым телом и жидкой средой.
Имея представление об основных принципах гидродинамики, можно эффективно контролировать скорость и направление движения, а также избежать поломок двигателя.
2. Подготовьтесь к неожиданным ситуациям. Перед выходом на воду в моторной лодке, обязательно запаситесь индивидуальными средствами спасения, а также веслом – оно пригодится в случае выхода из строя двигателя.
Проверьте количество топлива, желательно заранее распределить его количество на 3 равные части – для плавания, возвращения и резерва.
3. Установите и настройте мотор. Двигатель лодки необходимо размещать в кормовой части на транце. Важно заранее отрегулировать глубину погружения винта – если он будет захватывать воздух с поверхности, возникнет кавитация, разрушительно действующая на лопасти.
4. Контролируйте мощность мотора. Этот параметр двигателя определяет частоту вращения винта и, следовательно, скорость движения лодки.
В большинстве подвесных моторов управление мощностью осуществляется с помощью вращения рукоятки по или против часовой стрелки.
5. Контролируйте направление движения. Управление небольшими моторными лодками осуществляется поворотом мотора вокруг вертикальной оси.
Как правило, это осуществляется с помощью румпеля, но на тяжелых и мощных моделях может быть установлен рулевой редуктор.
6. Учитывайте условия среды. Сила и направление ветра и водных течений, глубина, наличие препятствий и многие другие факторы значительно влияют на характер движения лодки.
Следует внимательно изучить особенности водоема перед выходом на воду, узнать погодные условия на момент плавания.
Четыре необходимых вещи без которых выходить на воду на лодке небезопасно
Если уж собрался устроить покатушки по воде на лодке с мотором или вышел на ней на рыбалку — следует захватить с собой 4 необходимых вещи:
- Нож,
- Поляризационные очки,
- Кепку или шапку,
- И конечно же спасательный жилет.
Правила ГИМС – это должен знать каждый владелец лодки перед тем как спустить её на воду
Если перевернул лодку на воде – что делать и как выжить
Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)! Семь футов под килем, да прибудет с вами конец Александрова!
Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!
Управление моторной и гребной лодкой — правила и советы
Для тех кто купил лодку пвх впервые, волнует вопрос о том как правильно ей управлять и чего стоит от нее ожидать. Прежде всего, они ничем не уступают лодкам из алюминия или пластика: такая же манёвренность и водоизмещение. Специальная V-образная форма корпуса помогает удерживать высокую скорость и манёвренность во время глиссирования.
Прежде чем выходить на открытую воду, опробуйте вашу лодку в движении: набор скорости и торможение, способность маневрировать. Постарайтесь отрегулировать высоту подвески и угол наклона мотор, чтобы на большой воде судно не прыгала по водной глади. Это общее соотношение дифферента к дейдвуду, или продольной длины относительно угла наклона подводной, кормовой части судна. Такие меры помогут вам избежать непонятного поведенияплавсредства в условиях повышенной опасности.
Влияние размера и наличие мотора на движение лодки
Если вёсла идут в комплекте у всех лодок, то мотор это ваш личный выбор. Здесь всё зависит от ваших желаний и финансов. Чтобы пользоваться мотором, обязательно выбирайте модель с наличием вклеенного, стационарного транца (транцевая доска). Такой вид крепления надёжно удерживает мотор в экстремальных условиях. Самый популярный вид маломерного судна – это универсальная по своим эксплуатационным качествам, лодка-ПВХ, длиной 3,5 метра, имеет килеванное днище и твёрдую алюминиевую палубу. Рассмотрим морскую прогулку именно на таком варианте, с кокпитом на 4 человек (кокпит – это углублённое место для пассажиров расположенное ближе к корме).
Поведение моторных лодок очень похоже, и мало чем отличается по принципу передвижения. Всё зависит от мощности мотора. Есть два основных типа моторов – двух-тактные и четырёх-тактные. Первые имеют больший расход топлива и повышенную шумность. Вторые, при аналогичной мощности, имеют намного меньший расход топлива и пониженную шумность. Средняя по классу мощность около пяти лошадиных сил. Все моторы имеют отдельный бензобак, постарайтесь закрепить его так, чтобы при опрокидывании топливо не разливалось.
Подготавливаемся к отплытию
Все необходимое у вас с собой, вы на берегу, и укладываете все вещи в непромокаемые мешки, которые смогут послужить сиденьем во время путешествия. Выберете безопасное место для спуска на воду, привяжите якорь к леерному ограждению и закрепите его как швартовый канат. Аккуратно распределите груз по всей площади дна и привяжите так, чтобы во время большой волны ничего не вылетало и не принесло вреда. Распределяйте ближе к корме. Оденьте спасательные жилеты, проверьте, чтобы всё было закреплено. Все производители предусматривают страховочную остановку двигателя, в виде троса при выдёргивании которого мотор сразу глушится. Это делается для того, чтобы человек попавший в воду не получил серьёзных или смертельных травм. Тот, кто управляет лодкой, обычно прикрепляет трос к своему жилету. Отчаливайте с поднятым мотором, управляя вёслами.
Запуск двигателя и начало путешествия
Если вы пользуетесь GPS-навигатором, настройте место отправки и включите эхолот, не забывайте, у него есть определённый допуск на задержку, поэтому следует немного подождать прежде чем заводить мотор. Выйдя на глубину заведите мотор и прежде чем начать плавание проверьте чтобы обзор и посадке всех пассажиров была правильной, вдоль леерного ограждения.
Вначале не спешите брать резкий разгон, проверьте, как реагирует лодка, отрегулируйте плавность поведения лодки и продолжайте движение. Старайтесь удерживать обороты двигателя в экономном режиме, топливо вам всегда пригодится.
Глиссирование
Самый распространённый способ передвижения с приподнятым носом лодки — это глиссирование, днище постоянно «отбивается» от воды. Если у вас модель длиной 3.5‐м, конструкция дна плоская или с малым килем, а центр тяжести правильно развешен, с развитием вашей рабочей скорости лодка сама примет нужное положение относительно воды. Всегда нужно помнить, что судно это не автомобиль и развивая скорость около 20км /час, вы не сможете резко остановиться. Нужно запомнить два основных фактора влияющие на остановку:
— быстрый старт против волны или сильного ветра может опрокинуть лодку;
— в результате резкого сброса набегающая волна может накрыть судно.
Передвигаясь в режиме глиссирования, нельзя допускать прыжков лодки с гребня волны, когда транец отрывается от поверхности воды, выберите оптимальную скорость. Если вы новичок, то с ухудшением погоды старайтесь как можно быстрее плыть в сторону берега. Не подвергайте лишний раз опасности свою жизнь и жизни ваших пассажиров! Если вы попали в тёмное время суток обязательно включите сигнальные огни.
Управление при ветре и шторме
Всегда следите за поведением ветра! Ветер влияет на скорость движения и может сильно противодействовать, а боковой ветер – это прямая опасность переворачивания. При вынужденном движении против ветра усиливается дрейфование лодки, то есть скорость сильно падает. При большой волне нельзя двигаться против ветра и по ветру. Старайтесь двигаться под косым углом своеобразными зигзагами, чтобы избежать переворачивания, и увеличить скорость движения. Соблюдайте дифферент — разница осадок судна между носом и кормой, чтобы избежать заливания водой, и избежать опасности во время поворота против волны. Следите за тем, чтобы пассажиры сидели держась за леерные ограждения и сидели равномерно от центра к корме. Можно добавить, что ветер одинаково влияет и на гребные лодки, поэтому поведение должно быть одинаковым.
Манёвренность моторных и гребных лодок при течении
Отдельно нужно рассмотреть поведение вёсельных лодок при движении в сторону берега, с сильным течением. Это делается под углом, в сторону выше причала против течения, таким образом, лодка движется именно к месту назначения. В сильный ветер попутно течению, отпускайте плавательное средство по течению и держите курс, в сторону берега. Потом вдоль берега вы всегда сможете вернуться. Не нужно опускать вёсла поглубже, вместо желаемого плавного и быстрого хода вы получите рывки и остановки, при этом быстро будете терять силы. Важно! Распределите силы и старайтесь наладить плавный ход. Опускайте вёсла на минимально допустимую глубину. Пользуйтесь перчатками, чтобы избежать ненужных мозолей.
Скоростные лодки, движущиеся в сторону причала, проходят ниже по течению, делают разворот и возвращаются левым бортом к причалу.
Самое главное помните: при любом ухудшении погодных условий старайтесь держаться берега максимально близко!
Как управлять моторной лодкой
Советы новичкам по управлению моторной лодкой
Сегодня мало какая рыбалка или охота обходится без использования моторной лодкой. Опытные рыбаки которые покупают меховые жилеты здесь http://tatet.ua/items1959-odezhda/f17578-20162/17582-20100 и охотники, съевшие не один пуд соли, прекрасно могут управлять моторной лодкой. Но новички этого хобби обычно не имеют никакого представления о лодке и ее управлении на воде. Заблуждением считается то, что лодка ездит как автомобиль. Сила трения лодки на воде гораздо меньше, чем колес автомобиля на асфальте. И также под водой не видно преград (камни, коряги, отмели) так, как видно на дороге (ямы, камни). Поэтому прежде чем сесть в лодку с важным видом опытного водителя, следует знать несколько очевидных правил по управлению моторной лодкой:
✔ Наличие удостоверения на право управления плавсредствами с подвесными моторами.
Такое удостоверение можно получить в управлении ГИМС, предварительно пройдя обучение и тестирование по данной программе.
✔ Присутствие опытного судоводителя рядом.
Во время первых пяти самостоятельных поездок на лодках желательно присутствие опытного водителя. При различных экстремальных ситуациях (поломка мотора, поступление воды, посадка лодки на мель) опытный судоводитель поможет полностью оценить ситуацию и подскажет оптимальное решение.
✔ Проверка наличия ремкомплекта и гребных весел.
При проверке экипировке в лодке необходимо обратить внимание на наличие гребных весел и набора ремонтных ключей. В случае поломки мотора только весла помогут добраться до берега и только при помощи ключей можно исправить мелкую поломку двигателя.
✔ Проверка сливной пробки.
Перед спуском лодки на воду необходимо проверить сливную пробку на герметичность. При неплотном прилегании пробки к корпусу лодки возможно поступление воды вовнутрь. Своевременное обнаружение водотечности поможет избежать ряда проблем.
При нахождении на борту лодки все люди должны быть одеты в спасательные жилеты. Это является не только правилами ГИМСа, но и первая мера безопасности при падении за борт.
Перед отплытием важно проверить количество топлива. В этом случае желательно придерживаться правила трех: одна треть топлива на поездку, одна треть на возвращение обратно и одна треть на запас.
✔ Воздушный клапан топливного бака.
Перед запуском двигателя следует проверить воздушный клапан на топливном баке. Он должен быть открытым, иначе при создании вакуума в баке во время работы двигателя может прекратиться подача топлива в мотор.
✔ Рукоятка хода в нейтральном положении.
Прежде чем запустить двигатель, необходимо убедиться в нейтральном положении рукоятки хода. При положении рукоятки «вперед» или «назад» моторная лодка может дать ход во время запуска двигателя. Это может привести к падению за борт человека.
После запуска лодочного мотора следует некоторое время его прогреть. Во время прогрева двигателя не стоит отвязывать лодку от берега (дока).
✔ Знание района плавания.
Перед отправлением в путь любой судоводитель обязан знать район плавания, в котором будет происходить передвижение моторной лодки. Это является залогом безопасности. Любой водоем имеет свои подводные камни, коряги и отмели. Наезд на одну из этих опасностей может привести не только к поломке двигателя, но и угрожать безопасности пассажиров.
✔ Управление при волне.
Во время передвижения при больших волнах (0,5–1 м) следует удерживать лодку носом на волну, тем самым разрезая волны. При волне, бьющей в борт, существует опасность переворота лодки.
✔ Отказ от резких поворотов.
При движении на моторной лодке не следует делать резких поворотов в стороны. Такие повороты могут привести к опрокидыванию лодки.
✔ Держаться дальше от судов.
При передвижении на судоходных водоемах следует держаться дальше от судов, так как их ходовые и инерционные силы могут повлиять на движение лодки. Это может привести к опрокидыванию лодки или затягиванию под другое судно.
✔ Расхождение левыми бортами.
Расхождение со встречными маломерными судами допускается только левыми бортами (Правила Плавания на ВВП). Немногие судоводители на моторных лодках придерживаются этого правила.
Плавание на моторной лодке является не только интересным и увлекательным, но и очень опасным и ответственным способом передвижения на воде. Поэтому к самостоятельному управлению моторной лодкой следует подходить после определенного обучения и практики.
Как правильно управлять моторной лодкой без прав и с правами — советы начинающим
Если вы приобрели лодку с мотором и хотите выйти на воду, то вам как начинающему лодочнику следует кое-что знать. Советы как правильно управлять моторной лодкой.
Моторные лодки являются современной и более совершенной альтернативой гребным моделям. Оборудование судна двигателем значительно увеличило скорость движения, в то же время освободив человека от необходимости расходовать свои силы.
При этом эффективно управлять лодкой с мотором можно только при наличии определенных знаний и навыков.
Советы начинающим лодочникам по управлению моторной лодкой
Выходя в лодке на воду (не имеет значения есть у тебя права или ты без прав), следует учитывать ряд моментов, влияющих на качество управления маломерным судном.
1. Подготовьтесь теоретически. Ответ на вопрос о том, как управлять моторной лодкой, всегда заключается в понимании процессов взаимодействия между твердым телом и жидкой средой. Имея представление об основных принципах гидродинамики, можно эффективно контролировать скорость и направление движения, а также избежать поломок двигателя.
2. Подготовьтесь к неожиданным ситуациям. Перед выходом на воду в моторной лодке, обязательно запаситесь индивидуальными средствами спасения, а также веслом – оно пригодится в случае выхода из строя двигателя. Проверьте количество топлива, желательно заранее распределить его количество на 3 равные части – для плавания, возвращения и резерва.
3. Установите и настройте мотор. Двигатель лодки необходимо размещать в кормовой части на транце. Важно заранее отрегулировать глубину погружения винта – если он будет захватывать воздух с поверхности, возникнет кавитация, разрушительно действующая на лопасти.
4. Контролируйте мощность мотора. Этот параметр двигателя определяет частоту вращения винта и, следовательно, скорость движения лодки. В большинстве подвесных моторов управление мощностью осуществляется с помощью вращения рукоятки по или против часовой стрелки.
5. Контролируйте направление движения. Управление небольшими моторными лодками осуществляется поворотом мотора вокруг вертикальной оси. Как правило, это осуществляется с помощью румпеля, но на тяжелых и мощных моделях может быть установлен рулевой редуктор.
6. Учитывайте условия среды. Сила и направление ветра и водных течений, глубина, наличие препятствий и многие другие факторы значительно влияют на характер движения лодки. Следует внимательно изучить особенности водоема перед выходом на воду, узнать погодные условия на момент плавания.
Четыре необходимых вещи без которых выходить на воду на лодке небезопасно
Если уж собрался устроить покатушки по воде на лодке с мотором или вышел на ней на рыбалку — следует захватить с собой 4 необходимых вещи:
- Нож,
- Поляризационные очки,
- Кепку или шапку,
- И конечно же спасательный жилет.
Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)! Семь футов под килем, да прибудет с вами конец Александрова! Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!
Управление моторной лодкой — важные советы
Для безопасного использования моторных лодок требуется обширное представление о взаимодействии твёрдого тела (лодки) с подвижной водной средой, которое обязательно должно закрепляться практикой.
Управление моторной лодкой совсем не схоже с управлением автомобилем, поэтому перед использованием водного судна стоит пройти специальные курсы или хотя бы попрактиковаться с опытными владельцами моторок.
Что влияет на управление лодкой
На уровень безопасности при обращении с лодкой влияют такие её характеристики, как обводы корпуса, конструкция винта и руля, а также сама мощность используемого двигателя .
Внешними или природными факторами, которые влияют на безопасность плавания, являются сила и направление ветра, течение, высота волны и глубина водоема.
Все стандартные манёвры при передвижении характеризуются рядом особенностей, которые присущи лишь моторной лодке.
У новичков часто возникают проблемы, связанные с осуществлением поворотов , а также с рулевым управлением.
При повороте штурвала вправо руль также разворачивается вправо, что способствует забросу кормы влево и развороту носа вправо. Но иная ситуация с реверсами, когда при том же положении руля корма уходит вправо.
Поэтому прежде чем пользоваться моторной лодкой, следует обстоятельно попрактиковаться, особенно в осуществлении манёвров с реверсами.
Что нужно знать владельцам лодок
Проверйте количество топлива
Чтобы избежать неприятных или и вовсе критических казусов, следует всегда проверять количество топлива до выхода в акваторию. У множества лодок, включая модели с подвесными моторами , топливо содержится исключительно в баке двигателя. На заправочных станциях для водных судов вам укажут, топливо какого типа нужно конкретному двигателю и нужно ли в него добавлять масло.
Спасательные жилеты
Для организации безопасного плавания стоит позаботиться о наличии нужного количества спасательных жилетов. Совсем не помешает предварительно поинтересоваться у пассажиров, все ли умеют плавать, и в дальнейшем учитывать это при планировке маршрута.
На скорость и управление лодкой влияют скопления воды в льялах, поэтому сначала нужно полностью их выкачать. Перед запуском подвесного мотора следует поднять кожух, дабы избавиться от опасных паров топлива .
Также для безопасности следует прихватить подробную карту, если вы плохо знаете акваторию, по которой будет совершать плавание.
Отмели, различные препятствия, перепады глубины и прочее могут не просто спровоцировать неожиданные поломки и мелкие проблемы, но и вовсе стать угрозой для жизни.
Перед отплытием стоит продумать комплекс действий в случае выхода из строя мотора . Курс лучше прокладывать так, чтобы при поломке ветер подогнал судно к берегу, а не от него. Не будет лишним прихватить хороший якорь с определённой длиной каната.
Дополнительное оборудование
Обязательно нужно брать с собой в плавание пару вёсел . Для повышения уровня безопасности не помешает взять с собой также огнетушитель и какое-нибудь устройство, способное издавать громкие звуковые сигналы для оповещения в случае ЧП. Если вы запланировали плавание в ночное время суток, обязательно проверьте исправность навигационных огней и запаситесь мощным фонарем .
Проверяйте двигатель
Перед выходом в плавание проверяйте двигатель и давайте ему пару минут поработать на холостом ходу. Проверяйте работу двигателя на реверсе.
Периодически проводите профилактический осмотр мотора. Не забывайте хорошо фиксировать швартовый трос, дабы тот не попал в винт.
Как и в случае с автомобильным движением, существуют определенные правила обгона других суден, расхождения с ними. С этими правилами также в обязательном порядке стоит ознакомиться.
Следуя указанным советам, вы сможете значительно обезопасить себя от опасных и попросту неприятных происшествий при плавании на моторной лодке.
Новые правила регистрации маломерных судов
Советуем ознакомиться с предыдущими нашими статьями по теме лодок:
Управление лодочным мотором
Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.
Безопасное управление лодкой с мотором
Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.
Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.
Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды. Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.
Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.
Ручное управление лодкой
Моторами мощностью до 50 л.с. управляют с помощью румпеля. Для движения на лодке с румпельной системой управления делают следующее:
• приехав на водоем лодку накачивают, устанавливают банки и жесткое дно, вставляют в уключины и прикручивают гайками весла;
• лодку спускают на воду, складывают в нее удочки, якорь, сумки и ящики с рыболовными и кемпинговыми принадлежностями;
• выносной бензобак привязывают ремнями к дну лодки или крепят к банке;
• мотор устанавливают на транец лодки, фиксируют струбцинами, дополнительно привязывают страховочным тросом к транцу;
• на бензобаке открывают воздушный клапан. Соединяют шлангом выносной бензобак и мотор;
• судоводитель и пассажиры садятся в лодку;
• лодку отталкивают от берега, отплывают не несколько метров;
• мотор опускают дейдвудом в воду, чеку вставляют в кнопку «стоп»;
• открывают (при наличии) топливный кран. Установленной на бензошланге «грушей» накачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;
• рычаг скорости устанавливают в положение «нейтраль»;
• вытягивают ручку подсоса, рычажок (или ручку) газа устанавливают на 1/3, румпель направляют вдоль лодки;
• несколько раз дергают за ручку стартера. Как правило, исправный двигатель заводится со второго – третьего рывка;
• несколько минут двигатель прогревают на холостом ходу, далее ручку подсоса ставят в режим рабочего хода, убавляют газ до минимума и включают необходимую передачу. На маломощных моторах для движения назад двигатель разворачивают на оси на 180°;
• прибавляя газ начинают движение лодки. Для изменения направления движения мотор румпелем поворачивают на оси. Для изменения скорости лодки двигают рычажок или поворачивают ручку газа.
Система дистанционного управления лодкой
Управление лодкой с помощью румпеля во время длительных переходов очень утомительно. У судоводителя устают руки и поясница, с кормы лодки сложно наблюдать за обстановкой впереди. Для облегчения длительных водных переходов на нос лодки устанавливают систему дистанционного управления.
Система дистанционного управления устанавливается на алюминиевые и полихлорвиниловые лодки, RIBы и пластиковые катера. Состоит она из следующих частей:
• консоль или рулевая стойка с штурвалом;
• система электрического запуска мотора;
• машинка газа-реверса и переключения скоростей.
Для подключения системы д/у пригодны лодочные моторы мощностью от 9 л.с. Мотор устанавливают на транец лодки, снимают румпель, устанавливают троса и рычаги системы д/у, электрический стартер и аккумулятор. Консоль устанавливают на нос лодки, крепят к баллонам бортов или к полу (в зависимости от ее конструкции).
Как правило, оборудованную системой д/у лодку сдувают только для зимнего хранения. Все лето лодка лежит накачанная с установленным мотором на прицепе. Приехав на водоем водномоторник заезжает прицепом в озеро или реку, спускает лодку на воду.
Для управления оборудованной системой дистанционного управления лодкой водномоторник ключом зажигания заводит лодку, несколько минут прогревает двигатель на холостом ходу, включает скорость, начинает движение. Для поворотов лодки судоводитель крутит штурвал, для изменения скорости и переключения передач передвигает рычаг машинки газ-реверса.