0 просмотров

Как сделать самодельный якорь для надувной лодки

Как сделать якорь для лодки ПВХ?

Ловить без утяжелителя (он же якорь) даже на самой крутой надувной лодке ПВХ при течении невозможно или очень сложно (а под водой течения есть почти на всех водоёмах). Что и говорить о ветреной погоде. Утяжелитель можно купить, а можно и сделать своими руками. Понадобится только время и набор инструментов. Сегодня расскажем, как сделать якорь для лодки своими руками (а если не получится сделать – подскажем как купить).

Каким должен быть хороший утяжелитель?

Тяжёлым? Безусловно, на то он и якорь! Но каким именно? Вот основные моменты вычисления веса утяжелителя для надувной лодки:

  1. Приблизительно 10% от грузоподъёмности лодки.
  2. Не менее одного процента от лодочной длины. К примеру, длина вашего плавучего товарища 5 метров (500 см). Нужно умножить сантиметры на 0,01, в нашем случае получим вес в 5 кг (по сути, оставляем цифру длины в метрах, но используем кг).

Кроме веса, якорь должен соответствовать другим нормам. К примеру, важен тип грунта там, где будет рыбалка, особенности водоёма и другие моменты. Например, в местах с “глубокой водой” хорошо подойдет якорь-плуг, а для сильного течения лучше выбирать гриб или Нортхилл.

Конечно, сделать один якорь, идеально приспособленный под все ситуации, невозможно (или очень сложно), но можно соорудить несколько видов или один для условий, в которых вы рыбачите чаще всего. Выбор за вами!

В любом случае, якори-самоделки должны соответствовать хотя бы минимальным требованиям:

  1. Без многочисленных и слишком острых элементов, которые могут повредить лодку (некоторые хорошие якоря имеют заостренные элементы, просто с такими нужно обращаться аккуратно).
  2. Из хороших материалов, которые выдержат столкновение с разными препятствиями на своём пути.
  3. Надёжно держат судно.
Статья в тему:  Когда можно плавать на лодке с мотором 2020

Делаем разборный якорь

Простой вариант разборного якоря удобно перемещать, он компактен. Но не стоит использовать его там, где много коряг.

Понадобятся материалы и инструменты:

  1. Пару килограмм свинца.
  2. Пару винтов на 10.
  3. 2 рым-гаечки.
  4. Шайба из металла.
  5. Альпинистская застёжка.
  6. Труба из металла (длина около 30 см).
  7. 4 отрезка листового материала (толщина 5 мм, длина около 250 мм, ширина 50 мм).
  1. Закрутить один винтик в трубное отверстие.
  2. Залить трубу с другой стороны приготовленным свинцом (делим визуально на три части, заполняем только две).
  3. Подождать, пока застынет.
  4. Закрутить другой винтик в отверстие, куда заливали.
  5. Отпилить головки у двух винтов.
  6. Обработать места спила с помощью напильника.
  7. Загнуть концы отрезков из металла под 30-тиградусным углом кверху.
  8. Просверлить отверстие в середине каждого отрезка.
  9. На один винт накрутить рым-гайку. Это якорный верх.
  10. На второй винт надеть металлические отрезки (так, чтобы края были загнуты вверх).
  11. Зафиксировать отрезки, чтобы образовались прямые углы (для этого используется рым-гайка и шайба).
  12. К верхней гаечной петельке закрепить альпинистскую застёжку.

Застёжка и рым пригождаются, если якорь зацепляется за что-то.

Чтобы не потерять сделанный утяжелитель, правильно привяжите его: сначала пустить через застёжку, после надёжно зафиксируйте на нижней гаечке. Если якорь зацепился за что-то, просто тяните за канат: застёжка расстёгивается, конструкция переворачивается и легко освобождается.

Делаем «кошку»

Утяжелитель тоже удобный, занимает мало места, в основном используется на участках с чистым грунтом.

Для создаваемой сбственными руками конструкции нужны:

  1. Труба из металла, длина около 30 см, диаметр — 3 см.
  2. 4 прутика (можно взять и арматуру), диаметр около 1 см.
  3. Трос.
Статья в тему:  Ямаха вк 540 3 катушка зажигания куда приходит торс фото

Также понадобится болгарка и сварка.

Создаваемый якорь-кошка будет полезным, если следовать такой простой инструкции:

  1. Сначала заботимся о наличии рыма. Хорошо, если он имеется с двух сторон, то есть для двух якорей.
  2. Сгибаем пруты из металла, образовывая подобие крючка (на то он и якорь под названием кошка). При необходимости края потом можете заострить.
  3. Привариваем пруты к трубе по кругу.
  4. На верх трубы варим кольцо (можно просто сделать отверстие), чтобы крепить канат.
  5. К концу утяжелителя присоединяем канат и крепим его к плавсредству.

Будьте аккуратны, чтобы не проткнуть такой конструкцией лодку.

Делаем «конструкцию Курбатова»

Это проволочный хомут и одна пластина, точнее, лапа. Она проникает в грунт при падении, угол наклона обеспечивается фиксирующей планкой (то есть использовать якорь Курбатова лучше в местах с мягким дном). Чертёж:

Для изготовления такой самоделки не понадобится много элементов, а вот опыт работы со сваркой нужен. Зато благодаря сварке процесс создания конструкции становится не столь длительным.

  1. Прутик из качественного металла, диаметром чуть больше одного сантиметра.
  2. Проволока из стали.
  3. Шайбы (конечно, металлические).
  4. Стальной лист (толщина — 3 мм).
  1. Изгибаем проволоку так, чтобы она напоминала веретено.
  2. Вверху «скелета” из проволоки ввариваем планочку из металла, чтобы наша система не смогла разогнуться в ходе использования.
  3. На концах нашего “веретена” делаем петельки.
  4. Вставляем шток (он делается из прута)
  5. Сваркой присоединяем к штоку шайбочки и планки для крепления, затем “лапу”, которую необходимо получить из листового металла.
  6. Соединяем каркасные края полосочкой листового металла для укрепления изделия и ограничения поворотного угла.
  7. Всё тем же методом сварки присоединяем к лапе ребро из металла с такой же толщиной.
Статья в тему:  Сколько стоит надувная лодка в оренбурге

Если вес такой конструкции маловат, можно дополнить её грузом из свинца.

Делаем якорь Данфорта

Особенность — удлинённая нижняя поперечина, благодаря чему конструкция не опрокидывается, соприкасаясь с дном. Лапы похожи на треугольник, плоские, находятся рядом друг с другом. Такая конструкция может очень глубоко зарыться в дно водоёма.

Для такой самоделки нужны:

  1. 2 шайбы Д8.
  2. Рым-гайка с болтом.
  3. Прочное кольцо из хорошего металла.
  4. 5 гаек: две М5 и три М8.
  5. 3 болта: один 8 на 60, другой 5 на 35.
  6. Трубка из качественной стали: длина 60 см, диаметр 3 см.
  7. Лист из стали: толщина около 4 мм.

Полезное видео о том, как сделать якорь для лодки:

  1. Делаем полотна стали пару лап в форме треугольника (углы должны скашиваться, как на фото выше).
  2. Разрезаем трубку на 2 части — 20 и 40 см.
  3. В отрезке, который покороче, проделываем два пропила, размеры должны подходить для лап.
  4. Посередине вырезаем секцию длиной немного больше 3 сантиметров, глубина должна быть чуть больше половины трубчатого диаметра.
  5. Делаем пять дырочек: одно для рым-гайки посередине заготовки, четыре — для установки лап (по две с каждой стороны).
  6. Вставляем прорези в лапы, просверливаем на одной оси с дырочками в трубе.
  7. На другом отрезке с одной стороны делаем отверстия под кольцо. С другой стороны делаем косые спилы так, чтобы осуществлялось вращение куска трубы, который покороче. Также сверлим отверстия под болтик М8 в остаточных ушках.
  8. Начинаем собирать конструкцию. Для этого к короткому отрезу прикручиваем рым-гайку для крепления каната.
  9. Делаем заготовочку для вращательной оси: соединяем болт, шайбу и гайку.
  10. В отрезок, что подлиннее, вставляем короткий. Продеваем вращательную ось сквозь отверстия и фиксируем гайкой. Накладываем шайбу, хорошо затягиваем ось другой гайкой.
  11. Болтами устанавливаем лапы. Чтобы исключить зазор, забиваем заглушки (из дерева).
  12. Вставляем кольцо вверху длинной трубы.
Статья в тему:  Как рассчитать мощность мотора для лодки

Утяжелить такой якорь можно, залив свинец в трубу.

Надеемся, вам была полезна статья о том, как сделать якорь для лодки. Но есть и другие практичные способы. Делитесь своими методами и полезными советами в комментариях, и помните, что огромный ассортимент классных лодок для начинающих и опытных рыбаков ждёт вас в магазине “КОВЧЕГ”.

Вопрос — ответ

Вопрос: Как сделать хороший якорь для лодки?

Имя: Азат

Ответ: Для каждой конструкции своя инструкция. Например, основные шаги для разборного якоря такие: закрутить винтик в отверстие трубы; залить свинцом две части трубы; после застывания закрутить другой винтик; отпилить у винтиков головки. Затем следует работа напильником, также нужно загибать концы, сверлить отверстия, накручивать рым-гайку и т.п.

Вопрос: Из чего можно сделать надежный якорь для лодки ПВХ?

Имя: Никита

Ответ: Всё зависит от типа якоря. Для “Кошки” нужна металлическая труба, 4 прутика (подойдет и арматура), а также трос. Конструкция Курбатова делается из стального листа, металлических шайб, стальной проволоки и металлического прутика.

Вопрос: Как изготовить настоящий якорь для лодки?

Имя: Радик

Ответ: В соответствии с типом конструкции. Например, для конструкции Курбатова нужно изогнуть проволоку по типу веретена. Сверху вварить металлическую планочку, на концах “веретена” сделать петельку, вставить шток, присоединить шайбочки, планки и “лапу”, соединить каркасные края и ребро из металла.

Вопрос: Как и чем можно утяжелить якорь для лодки?

Статья в тему:  Почему бетонная лодка не тонет

Имя: Альберт

Ответ: Металлической цепью: её можно обмотать вокруг тренда или привязать к веретену как фал. Для утяжеления можно использовать свинцовый груз.

Якорь своими руками — описание и постройка простых самодельных якорей для ПВХ, металлических и деревянных лодок

Отсутствие у рыбака малого плавсредства зачастую серьезно затрудняет процесс ловли или даже делает его невозможным. Без резиновой, деревянной или металлической лодки довольно трудно что-либо поймать где-нибудь на затерянном в приморских степях озерце.

С большой вероятностью его берега окажутся заслонены частоколом из камышей, и потому рыбаку будет крайне необходимо выбраться на открытую воду. В некоторых подобных случаях даже длинная удочка с катушкой не позволит забросить крючок на нужное расстояние, особенно при ловле с морского пляжа.

Содержание

Неизбежность постоянного дрейфа по волнам

Имея же в своем распоряжении простейшую одноместную плоскодонку, в таких местах можно за полтора часа наловить целое ведро пресноводной или морской рыбы. Правда, одного лишь наличия лодки будет явно недостаточно.

  • Речное течение;
  • Морской отжимной ветер;
  • Возникающие на озере волны непрерывно будут сносить малое плавсредство, причем хорошо, если не вдаль от берега, а только вдоль него.

Весо-габаритные параметры якоря

Все эти проблемы легко решаются с помощью забрасывания якоря, а при ловле на море в легкий шторм — сразу двух-трех. Данную рыбацкую принадлежность вовсе не обязательно покупать в специализированном магазине.

Якорь для лодки своими руками сделать будет не только совсем не трудно, но и полезно для общего развития и более глубокого приобщения к рыбопромысловой специальности.

Хороший якорь на все случаи жизни обладает такими параметрами:

  • Масса составляет не меньше десятой части веса лодки;
  • Длина превышает один процент лодочной длины.
Статья в тему:  Резиновая лодка сколько стоит

  • Учет местных погодных условий

    Чтобы уточнить размеры якоря для лодки, тем самым приспособив их к конкретным погодным и прочим условиям, необходимо принять во внимание следующие аспекты:

    • Наибольшую высоту волн на выбранном водоеме;
    • Максимальную скорость дующих там ветров;
    • Особенности конфигурации лодочного днища;
    • Длину и толщину троса.

    Надежный канат для якоря

    Прочности троса, к которому будет привязан якорь, следует уделить повышенное внимание.

    Тонкий и короткий трос может при сильных порывах ветра элементарно:

    • Лопнуть;
    • Полностью вырвать якорь из дна;
    • Частично вытянуть его оттуда, что приведет к ползучему дрейфу, периодически замедляющемуся и возобновляющемуся.

    Подобное волочение железного изделия по каменистому дну может привести к затуплению шипов на лапах и загибанию концов штока. В итоге рыбаку придется делать ремонт якоря своими руками путем замены его поврежденных на дрейфе компонентов.

    Особенности выбора троса

    Перемотка якоря своими руками должна осуществляться с учетом того факта, что для тяжелой многоместной лодки, вес которой к тому же будет заметно увеличен солидным уловом, совершенно не подойдет якорный трос, вполне пригодный для двухместной плоскодонки.

    В продаже можно встретить две разновидности тросов:

    • Искусственные, имеющие долгий срок службы и не подверженные процессам загнивания;
    • Из природного сырья, которые находят ограниченное применение, так как уязвимы для разрушительного воздействия влаги.

    Кропотливый подбор подходящей конструкции

    Даже самая удачная конструкция якоря для рыбалки в уютной бухте может оказаться малопригодной для выхода в море с открытого пляжа.

    Вот почему не стоит хвататься за первый попавшийся чертеж, заслуживший множество похвальных отзывов у гостей того или иного рыбацкого форума.

    В то же время грамотный подход к выбору геометрии заметно повысит комфортность и результативность рыбной ловли.

    Статья в тему:  Как работает гальюн на подводной лодке

    Лучшая в данных условиях модель

    Оптимальным в каждом конкретном случае можно считать якорь, который

    • Прочно фиксирует лодку на выбранном участке водоема;
    • Выдергивается из дна без большого напряжения сил и создания крена;
    • Не занимает в лодке слишком много места;
    • Не очень тяжелый и потому не создает больших проблем при переноске;
    • За долгие годы хранения на балконе или в гараже почти не поддается ржавлению.

    Отказ от обходных технологий

    Опыт рыбной ловли с резиновой лодки дает четкое представление о том, что якорь должен иметь как минимум пару элементов классической конструкции, а именно рога с шипами на концах. Хотя бы один из них сможет зацепиться за донный грунт и углубиться в него.

    Что касается всевозможных заменителей в виде мешков со строительным мусором, кусков железобетона, тюков с песком, то они с большой вероятностью смогут лишь слегка замедлить дрейф.

  • Неэффективность и травмоопасность заменителей

    К весомым недостаткам подобных заменителей якоря можно отнести

    • Громоздкость, вынуждающую выделять под их перевозку всю носовую часть лодки;
    • Возможное наличие острых углов и граней, что опасно как для рук рыбака, так и для целостности лодочных бортов;
    • Ненадежность фиксации на тросе, создающую высокую вероятность самопроизвольного его развязывания.

    Единственным случаем, когда применение таких обходных конструкций целесообразно, является ловля в очень тихой заводи с упругим и пустынным песчаным дном.

    На илистом, мягком, заросшем водорослями дне такой псевдоякорь может сослужить рыбаку плохую службу.

    Основные недостатки заводских якорей

    Предлагаемые в специализированных магазинах якоря нередко привозятся туда с заводов-изготовителей, расположенных в нескольких тысячах километров.

    Статья в тему:  Как набить номер на лодку пвх

    Соответственно, покупка такого изделия повлечет:

    • Совершенно неоправданные высокие расходы;
    • Разочарование, вызванное неприспособленностью фиксирующего устройства к условиям местных широт.

    Самоличное проектирование конфигурации

    Учитывая приведенные соображения, можно сделать вывод о том, что якорь лучше изготовить собственноручно. Это не только сэкономит немалые деньги, но и предотвратит множество опасных событий, которые вполне вероятны даже на тихой воде.

  • Успех данной инициативы фактически гарантирован, если рыболов имеет ясное представление о том, как сделать якорь для лодки своими руками, чтобы он не подвел при резкой смене:

    • Облачности;
    • Розы ветров;
    • Направления господствующих течений;
    • Высоты волн;
    • Погоды в целом.

    Ловля на тихой воде

    Нет необходимости объяснять, что без якоря в штормящем море или на обдуваемом всеми ветрами озере рыбалка будет принципиально невозможна. Однако это вовсе не значит, что на тихой воде можно половить вообще без якоря. Так или иначе лодка, особенно с высокими бортами, будет смещаться с изначально выбранного места.

    Достаточно легкого дуновения ветерка, — и плавсредство незаметно сдвинется с зоны хорошего клева на десяток метров.

    Не исключено, что его сразу и уже до позднего вечера займет более дальновидный рыбак, позаботившийся о наличии одного-двух якорей разной конструкции.

    Самые популярные разновидности

    Наиболее популярными на сегодня являются следующие варианты якорных конструкций:

    • Якорь Холла;
    • Кошка;
    • Якорь Курбатова;
    • Грибоподобный якорь для ловли на быстрой реке;
    • Универсальный якорь Денфорта.

    Всякая из этих разновидностей обладает своими плюсами и минусами. Внимательно изучив фото якоря, сделанного своими руками согласно канонам перечисленных моделей, опытный рыбак безошибочно подберет наиболее подходящую из них.

    Статья в тему:  Какой лодочный мотор самый экономичный

    Якорь для лодки ПВХ своими руками

    Лодка является одним из главных помощников рыболова. Без нее не обойтись на диких водоемах, тем более, если они не имеют чистых берегов и обычной удочкой рыбы не поймаешь. Если рыболов располагает лодкой, то имеется возможность ловить на любом участке акватории. К сожалению, лодка должна иметь якорь, для фиксации.

    Особенно это актуально при наличии течения. Его можно либо купить, либо сделать самому, что, во-первых, интересно, а во-вторых, не займет много времени и средств.

    Требования к якорю

    Для начала лучше определиться с тем, нужен ли якорь для лодки вообще. Как показывает практика, почти в 90 % случаев, якорь просто необходим. При его наличии можно просто заниматься рыбной ловлей, и не думать о том, что лодку может унести ветром или течением.

    Подобный элемент лодки должен иметь следующие характеристики:

    • вес якоря должен соответствовать не менее 10 % веса самой лодки;
    • его масса должна быть больше 1 % длины лодки.

    Основные характеристики якорей

    Чтобы якорь смог удерживать лодку при любых условиях, следует брать во внимание все факторы:

    • определиться с максимальной высотой волн;
    • рассчитать максимальное усилие ветра;
    • взять во внимание характер дна лодки;
    • правильно подобрать трос для якоря.

    Особое внимание следует уделить качеству троса, поскольку он будет подвергаться большим усилиям. Чем больше вес лодки, тем на большие усилия должен быть рассчитан трос.

    Для якорей применяются два вида канатов:

    • искусственные. Они имеют длительный срок службы, так как не поддаются гниению;
    • натуральные. Мало применяются из-за малой устойчивости против влаги.

    Как правило, трудно подобрать якорь на все случаи жизни, особенно в магазине.

    Статья в тему:  Резиновая лодка сколько стоит

    Чтобы самодельный якорь выполнял свои функции в полной мере, следует провести ряд наблюдений:

    • ознакомиться с погодными условиями места рыбалки;
    • определиться с конструкцией;
    • заняться подготовкой необходимых материалов;
    • поинтересоваться у опытных рыболовов на предмет более удачной конструкции.

    Если придерживаться следующих рекомендаций, то якорь будет полностью соответствовать своим характеристикам:

    • удерживать лодку на одном месте;
    • легко сниматься с дна водоема;
    • иметь небольшой вес;
    • иметь компактные размеры и не занимать много места;
    • быть устойчивым к коррозии;
    • хорошо работать на конкретном водоеме.

    Достоинства самодельных якорей над магазинными

    Довольно часто, вместо реальных якорей, рыбаки применяют подручные средства, в виде камней, кирпичей, балласта с песком и т.д.

    Как правило, они обладают малой эффективностью:

    • такие подсобные устройства не компактные и занимают много полезного пространства лодки;
    • если имеются острые углы, то они могут повредить лодку;
    • на установку такого якоря тратится много полезного времени.

    Применение подобных устройств оправдано в том случае, если дно водоема твердое и чистое. Несмотря на это, заводские конструкции не всегда отвечают необходимым требованиям.

    К недостаткам можно отнести:

    • высокую, порой не оправданную цену;
    • изделия могут оказаться просто бракованными.

    Если взять во внимание вышесказанное, то якорь проще, дешевле и доступнее изготовить самому. Тем более, что рыболов понимает, какой именно нужен якорь, чтобы рыбалка была комфортной.

    Виды якорей для лодки ПВХ своими руками — чертежи фото

    Без якоря, тем более на течении, вряд ли можно рассчитывать на рыбалку вообще. Но это совсем не означает, что на водоеме без течения якорь не понадобится. Как правило, на любых водоемах могут присутствовать подводные течения. Кроме этого, ни дня не бывает без ветра, который способен гонять лодку по водоему без проблем. Наличие якоря поспособствует решению многих задач. В связи с этим не следует недооценивать наличие якоря, тем более, что сделать его самому не так уж и сложно. Самыми популярными на сегодняшний день являются следующие конструкции:

    • якорь Холла;
    • якорь-кошка;
    • якорь-Курбатова;
    • устройство в виде гриба для рыбалки на течении;
    • якорь Денфорта, предназначен для любого характера дна.
    Статья в тему:  Почему бетонная лодка не тонет

    Каждая конструкция обладает своими достоинствами и своими недостатками. Чтобы понять, какой из вариантов наиболее подходящий, нужно детально рассмотреть каждую конструкцию.

    Простая модель разборного якоря

    Чтобы его сделать нужно иметь следующие детали:

    • металлическую трубу, диаметром 25 мм и длиной 270 мм;
    • одну гайку и одну втулку;
    • четыре отрезка метала: два меньших и два больших;
    • два кольца из метала;
    • два килограмма свинца.

    Сборка:

    К концу трубки крепится втулка. Четыре полоски из стали послужат в качестве лап. Вся конструкция скрепляется гайкой. Для увеличения веса якоря, внутрь трубки заливается свинец.

    Сварной якорь Курбатова

    Это сварная конструкция, поэтому деталей понадобится меньше. Вот они:

    • прут из стали;
    • стальная проволока;
    • металлические отрезки.

    Из проволоки нужно согнуть, что-то похожее на веретено, и уже к этой заготовке привариваются остальные детали. За счет приваренных кусочков металла конструкция надежно удерживается на дне.

    Якорь-кошка

    Этот якорь отлично послужит для небольших надувных лодок из ПВХ. Как правило – это складная конструкции, которая занимает минимум полезного пространства. Конструкция довольно легкая и при наличии ветра ее нужно утяжелять. Лапы якоря крепятся к своеобразному веретену, согнутому из проволоки. Расположение лап можно регулировать, передвигая их по этой проволоке.

    Пирамидальный якорь

    Для изготовления подобной конструкции нужна форма в виде пирамиды. Как вариант, ее можно изготовить из листов железа. После этого, форма заливается расплавленным свинцом. Чтобы якорь можно было крепить, после заливки, в горячий еще свинец, вставляется отрезок проволоки. После того, как свинец застынет, проволока надежно укрепится в конструкции. Второй вариант позволяет обойтись без свинца. Он предусматривает крепление пластин различного размера, чтобы получилась пирамида. Достоинство такого способа заключается в том, что можно легко регулировать массу якоря, удаляя или прибавляя пластины. Это легко осуществить, если взять металлическую шпильку с резьбой, а в центре каждой пластины просверлить по отверстию. Вся конструкция может быть скреплена при помощи гайки. При этом, следует набрать платины так, чтобы самая маленькая оказалась внизу.

    Статья в тему:  Какой лодочный мотор самый экономичный

    Некоторые советы по использованию якорей

    Сделать якорь своими руками – это несложно. Намного сложнее научиться его эксплуатировать. Если этого не сделать, то потерять его не составит большого труда, а изготавливать якорь для каждой рыбалки – это очень накладно. Поэтому, важно знать, как порыбачить так, чтобы не потерять якорь.

    Как не утопить якорь

    Каждый водоем характеризуется своим типом дна, который может быть разным на различных участках одного и того же водоема. Поэтому, трудно определить на твердом или илистом дне находится приспособление, если не попытаться его изучить. К сожалению, большинство рыболовов этого не делают. Чтобы не оставить якорь на дне водоема, нужно проделать следующее:

    • закрепить якорь к тренду;
    • обеспечить его буйком;
    • вытаскивать с помощью буйрепа.

    Сколько нужно иметь якорей

    Как правило, для нормального функционирования лодки ПВХ, достаточно одного якоря, тем более, при условии правильной эксплуатации. Главное, чтобы конструкция отличалась надежностью, а погодные условия благоприятствовали процессу рыбной ловли. Несмотря на это, лучше перестраховаться и брать с собой еще один якорь, как говорится, на всякий «пожарный» случай. При этом, очень важно учитывать характер дна водоема. Иногда приходится перемещаться от одного водоема к другому, где дно может быть совсем другим. Поэтому, лучше иметь два якоря: один должен предназначаться для твердого дна, а другой для илистого.

    Статья в тему:  Как набить номер на лодку пвх

    Заключение

    Рыбалка – это увлекательное занятие, которое приносит человеку массу положительных эмоций, что способствует заряду бодрости и энергии. Но это бывает только при условии, когда рыболов продумал все до мелочей и взял с собой все необходимые принадлежности. Мало того, они должны быть качественными и соответствовать различным условиям ловли. Подобное определение относится и к лодочному якорю. Если это будет качественный и функциональный помощник, то кроме удовольствия, рыбалка не принесет негатива. Если элемент окажется некачественным, то процесс рыбалки может быть испорчен. Кроме огромной досады этот процесс ничего не вызовет.

    Якорь: виды, выбор подходящего для лодок/малых судов, нюансы, изготовление самостоятельно

    Сделать якорь полностью своими руками владельцев малых плавсредств побуждает не только достаточно высокая цена фабричных якорей. Стандартные якоря выпускаются массой от 5 кг, что для лодки водоизмещением до 500 кг многовато. Особенно, если выходят на ней в закрытую спокойную акваторию (пруд, небольшое озеро, реку). Места в посудине один только якорь занимает немало, и в крохотной лодчонке, такой, напр., как популярная вследствие своих высоких качеств лодка динги или скиф, держать неоправданно большой якорь неудобно. Но и становиться вместо надежного якоря на что попало нельзя.

    Джозеф Конрад недаром назвал якоря «честными кусками железа»: пренебрежение надежностью якоря может стоить жизни судоводителю и пассажирам даже у самого берега. Самодельный якорь должен держать судно так же крепко, как патентованный фирменный, и теряться в грунте не чаще него. Надежность сверхлегких якорей из имеющихся в продаже не гарантирована. Фирменным сертификатам не верьте: никакой морской или речной регистр не включит в свой реестр якорь массой менее 5 кг. Запрещено международными правилами безопасности судовождения. А они, как и армейские уставы, написаны человеческими жизнями.

    Статья в тему:  Какой вес лодки южанка

    Рыбацкая лодка на якоре. Карикатура

    Настоящий клубок проблем представляет якорь для лодки ПВХ. Во-первых, якорь лишь часть якорного устройства, состоящего из нескольких конструктивных узлов. Каждый из них по главному правилу сопромата «Где тонко, там и рвется» должен быть надежен не менее самого якоря. Разместить все это в надувной лодке просто негде. Во-вторых, когда надувные лодки бюджетной ценовой категории начали делать не из авторезины или прорезиненной ткани, а из пластика, оказалось, что и поднятый якорь в такой лодке может быть опасен – число несчастных случаев на воде, вызванных порывом баллона или днища лодки якорем, резко возросло.

    Цель настоящей статьи – помочь начинающему судоводителю решить задачи выбора прототипа якоря для своего судна и рассказать, как правильно сделать якорь сообразно типу конструкции судна, его водоизмещению и условиям плавания. Существенная часть материала посвящена выбору и особенностям изготовления якорей для «сверхмалых» судов (до 0,5 т), эксплуатируемых на внутренних водоемах. Дно в них часто топкое, илистое или торфянистое; на таком трудно как обеспечить должную держащую силу якоря, так и не дать ему утонуть в грунте.

    Примечание: у всех надувных лодок есть еще одно отличие от нормально водоизмещающих судов – очень малое сопротивление трения о воду. Надувная лодка цепляется за воду слабее, чем глиссер. С одной стороны, это хорошо для тихой воды, поскольку удержать лодку на течении легче. Но на волнении, наоборот, труднее, т.к. лодка-поплавок сильно дергает якорный канат. И встать на якорь надувной лодке тоже труднее: ему нельзя полагаться на то, что судно его потянет, уложит как надо на грунт и поможет за него зацепиться. Тут якорь для надувной лодки должен полагаться только на себя: сам укладываться правильно без рывка со стороны судна и обладать абсолютной цепкостью (см. далее).

    Якорь ли кошка?

    Людям, выходящим на рыбалку на старой лодке-резинке, все эти соображения могут показаться надуманными: как же, ведь известно, что издавна прижившийся якорь для резиновой лодки это кошка. И сделать ее несложно: три куска арматурин, из которых у двух расплющены концы, немного гнутья, немного сварки, и кошка готова. А цепкость кошки абсолютная, если ее правильно бросить. Недаром же кошки-зацепы используются и в других видах деятельности.

    Статья в тему:  Сколько стоит надувная лодка в оренбурге

    Во-первых, по держащей силе кошка якорь довольно-таки средненький. Правда, для лодки, которая скользит по воде чуть ли не как палый лист, это не так существенно. Существенно другое: на каменистом или топком грунте кошку очень легко потерять. Когда металлолом валятся везде под ногами, а мастер на работе и без бутылки позволял пользоваться в личных целях сваркой и гибочным станком, это не имело значения, но сейчас другие времена.

    Во-вторых, и тогда происшествий на воде из-за якорей-кошек хватало. А ныне выяснилось, что кошка опасна на только в лодке ПВХ, но и в сшитой из фанеры без набора корпуса, как те же динги или скифы. Литые складные кошки безопасны, хорошо держат сверхмалое судно на любом грунте, компактны, но стоят нечестно дорого. Хотя для шитой лодки с жестким корпусом прим. 2,5-3,5 м длиной подойдет и самодельная складная кошка с поворотной лапой, см. напр. видео

    Видео: самодельный якорь-кошка

    Однако в лодке ПВХ и такая кошка оказывается громоздкой и травмоопасной для судна. Поэтому, включая то, что сказано выше, жители прибрежий большой воды, кошку якорем вообще не считают. А моряк никогда не скажет: «отдать кошку» или «встать на кошку», также как не скажет «бросить якорь». Кошка не якорь. Но кошку все-таки возможно превратить в якорь! Именно для надувной лодки малой воды водоизмещением до 300-400 кг. Причем очень компактный, удобный, надежный и безопасный. Как именно – к этому мы вернемся далее.

    Статья в тему:  Как рассчитать мощность мотора для лодки

    Основные правила

    Вес и трос

    Главное, что определяет надежность якоря – его масса, вес. Для гребных и моторных лодок с жестким корпусом длиной до 5 м массу якоря нужно брать не менее 1% от водоизмещения судна в полном грузу, но при водоизмещении до 500 кг – не менее 2,5 кг. Для тех же судов, снабженных постоянным или штатным съемным парусным вооружением, массу якоря увеличивают на 25-50%, на случай стоянки на якоре под рангоутом. Если якорь адмиралтейский (см. далее), его массу увеличивают еще на 20%. Прочность на разрыв якорь-цепи или троса должна быть не менее 50 весов якоря.

    Примечание: надежность якоря многократно увеличивает замена части якорного троса, ближайшей к якорю, цепью. Для лодки длиной до 4,5 м и водоизмещением до 500 кг достаточно заменить цепью первые, от якоря, 1,5-2,5 м троса.

    Массу якоря для надувных лодок, используемых во внутренних водоемах, целесообразно брать согласно их человековместимости. Формула расчета, если нет парусов и судно не более чем на четверых, проста: кладем на якорь столько кг, сколько людей держит лодка, и добавляем 0,5 кг. С парусами и цепью сложнее; общие данные сведены в таблицу:

    Вместимость, челМасса якоря, не менее, кг (лодка без парусов)Калибр якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов)Масса якоря, не менее, кг (лодка с парусами)Калибр якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов)
    11,53,52,54,0
    22,54,03,04,5
    33,54,54,05,0
    44,55,05,06,0

    Примечание: если якорь адмиралтейский, его массу увеличивают на 20% против табличной.

    Центр тяжести

    Следующий момент – распределение массы якоря по его высоте (считая, что якорь стоит вертикально). Якорь, перетяжеленный вверху, будет волочиться по дну, подпрыгивая, и не зацепится за него. Якорь, слишком тяжелый внизу, может встать на пятку и тоже не зацепится, или его засосет в грунт. Центр тяжести (ЦТ) якоря должен приходиться на 1/6-1/8 его высоты, но у якорей разных типов его положение фиксировано. Поэтому произвольно менять пропорции якорей не позволяют себе и опытные судостроители. Если же это делать приходится, то нужно посмотреть, где находится ЦТ прототипа, в стандарте на него, или, если это неизвестно, то вычислить. ЦТ самодельного якоря должен находиться на той же относительной высоте, что и у типового якоря или проверенного на практике образца.

    Вес и держащая поверхность

    Важно также отношение массы якоря к площади его держащей поверхности, т.е. к поверхности лап, нормально заглубленных в грунт, противодействующей силе тяги со стороны судна. Якоря в этом отношении подчиняются закону квадрата-куба: при изменении размеров якоря его масса меняется по кубу, а держащая поверхность по квадрату. Если, к примеру, уменьшить размеры типового якоря под свою посудину, то его вес уменьшится относительно больше держащей поверхности, и якорь может потерять надежность. Поэтому размеры якоря нужно будет изменить так, чтобы отношение масса/держащая поверхность осталось в допустимых пределах. А начинающим – не мудрите с размерами выбранного образца.

    Примечание: способ довести вес уменьшенного якоря но нормы – залить часть полого веретена (см. ниже), или полностью веретено, свинцом. Мы о нем еще вспомним.

    Цепкость

    Для сверхмалых шитых и надувных лодок особое значение приобретает цепкость якоря. Она характеризуется тем, какой нужен рывок за якорный канат/цепь, чтобы якорь лег в нужное положение, и сколько он при этом проволочится, прежде чем зацепится. Абсолютно цепкими считаются якоря, которые сами укладываются на дно как надо и тут же вгрызаются к грунт. Для любых маломерных судов следует выбирать именно такие.

    Типы якорей

    Якорями все плавающие по воде пользуются тысячелетия, и конструкций их придуманы тысячи. Но на практике прижились немногие – уж больно важен якорь для безопасности судовождения.

    Типы распространенных в настоящее время якорей и названия основных частей якоря показаны на рис.:

    Типы якорей для больших и маломерных судов

    Если трос или цепь крепятся не к свободно болтающемуся кольцу – рыму – а к закрепленному жестко на веретене, или к скобе, поворотной либо закрепленной наглухо, то это уже не рым, а обух якоря. Очень часто небольшой рым или обушок крепят к тренду, а к нему привязывают тонкий линь – буйреп – с плавающим на поверхности воды буйком. Потянув за буйреп, чаще всего удается высвободить застрявший якорь, а если дергать за трос/цепь, то он только сильнее цепляется.

    Примечание: что значит М, см. ниже.

    Пропорции адмиралтейского якоря

    Адмиралтейский якорь известен с каменного века: тогда он был деревянным с каменным штоком. Этот якорь надежен на любом дне, но, во-первых, тяжел, т.к. реализует не более половины потенциально возможной держащей силы, и громоздок. На старых парусниках его, поднятым, подвешивали к специальным, торчащим наискось из носа судна, мощным балкам – крамболам. Во-вторых, на мелководье или при падении уровня воды (напр., при отливе), судно может сесть днищем на торчащий вверх рог якоря. От громоздкости можно частично избавиться, сделав шток съемным. Большое преимущество адмиралтейского якоря – простота конструкции и пропорций, выверенных веками, см. рис. справа, и пригодность для судов любого водоизмещения, включая игрушечные кораблики. Чтобы получить размеры адмиралтейского якоря меньшего веса, прямые на рис. просто продлевают влево. Серьезный недостаток – слабая цепкость: чтобы шток опрокинул якорь в правильное положение и лапа вгрызлась в дно, за трос/цепь нужно довольно сильно потянуть и проволочить якорь. Адмиралтейский якорь можно рекомендовать для лодок, снабженных парусами и выходящих на большую воду.

    Якоря Портера (точнее, Портера-Тротмана, на рис. именно он) и Нортилла (Northill) являются модификациями адмиралтейского. Используются редко, т.к. не лишены его недостатков, давая взамен мало преимуществ. Якорь Холла – поистине гениальная находка: Холл додумался возложить задачу штока на развалистые лапы с юбкой внизу, и, чтобы обеспечить полную цепкость якоря, сделал их поворотными. Якорь Холла для судов прим. от 5 т водоизмещения не имеет недостатков и в настоящее время абсолютно доминирует на флотах. Но он применим и для надувных лодок без парусов: слишком малое отношение веса к держащей поверхности в данном случае компенсируется малым трением лодки о воду. Поэтому даем и стандартные пропорции якоря Холла (см. рис.), для сверки с любительскими образцами.

    Чертежи и размеры якоря Холла

    Примечание: якорь Холла – технологические сложное изделие. Для его надежности важно и расположение центров тяжести его составных частей, что также нормируется.

    Буква М на рис. с типами якорей обозначает якорь Матросова (см. рис.). В диапазоне водоизмещений судна прим. 1-100 т он оказывается надежнее якоря Холла при меньшей массе; особенно на слабом донном грунте. Нам якорь Матросова интересен тем, что способ создания держащей силы у него принципиально иной, чем у якорей адмиралтейского и Холла: якорь Матросова фактически однолапый. Этот способ позволяет создавать абсолютно цепкие якоря предельно малой массы для очень легких судов, чего нам и надо.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: