16 просмотров

Как сделать парус на надувную лодку

Как сделать парус на надувную лодку

Парус для надувной лодки.

Вспомогательный парус на лодке дает рыболову известные преимущества. Во-первых, он позволяет рыбачить на крупных водоемах, где запрещено плавание на моторных судах.

Во-вторых, под парусом лодка может идти с минимальной скоростью и бесшумно, что важно при ловле, например, на дорожку.

Нет необходимости копировать парусное вооружение спортивной яхты: оно хорошо только в сочетании с типично яхтенным корпусом, позволяющим судну идти к направлению ветра под углом 30— 35°. Корпус обычной лодки на это не рассчитан, ее просто понесет боком.

Парусное вооружение для надувных лодок должно быть компактным, максимально облегчающим его установку, хранение и управление, мачта и другие части рангоута — легкими и небольшой длины, чтобы их можно было без особого труда уложить в лодке, когда в них нет необходимости.

Самое важное требование к вспомогательным парусам — безопасность плавания. Поэтому площадь парусов и высота центра парусности не должны превышать величин, допустимых для данной лодки с учетом ее остойчивости.

Надувная лодка должна быть снабжена хотя бы выносным килем, который будет препятствовать дрейфу, или боковому сносу, при плавании под углом к ветру.

Прежде чем приступить к изготовлению паруса, следует знать:

для открытых гребных лодок с высотой надводного борта (при загруженности по ватерлинию) 0,3 метра, а также для лодок, имеющих хотя бы узкую палубу вдоль бортов, площадь парусов рассчитывается по формуле:

S=1,3 ٭ L ٭ В ( м 2 ) , где L — длина лодки;

Статья в тему:  Что делать если тошнит на лодке

В — ширина лодки по ватерлинии.

Рис. 1. Парусное вооружение лодки «Волна»

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м 2 .

Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м 2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа «Волна» шпринтовым гротом и стакселем показан на рис. 1.

Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины.

Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов.

К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами.

Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов.

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Статья в тему:  Что такое гребная лодка

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера.

Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шкотов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Рис. 2. Крепление мачты на «Нырке-1»

Если в лодке установлены пайолы, то самый ответственный узел — крепление мачты и шверцев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2). В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц.

Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров.

Они вращаются на штырях по торцам шверц-балки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении.

При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками.

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы «змейкой», а стаксель — передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке.

Статья в тему:  Как написать подводная лодка на английском

Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки «Нырок-1».

Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте.

Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки.

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок.

На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.

Грот крепится к мачте и к гику тонким тросом способом «змейка».

Статья в тему:  Как сделать радиоуправляемую лодку своими руками

Мачта состоит из двух отрезков трубы 45×1,5×1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.

Парус на резиновой лодке

Надувную резиновую лодку (даже маленькую, например, с габаритами 2200×1000 мм) тоже можно превратить в парусную. На ней не удастся установить мачту обычного типа, поэтому применяют парусное вооружение, несколько напоминающее латинское.

Стоячий такелаж отсутствует. Рангоут (рис. 1) состоит из базовой трубы-поперечины 15 , двух трубок 7 (собственно мачты) и рея 4 . Базовая труба диаметром 25—30 мм вставляется в уключины 14 . Затем к ее концам винтами 13 (М5) крепят нижние концы трубок 7 сдвоенной Л-образной мачты, верхние концы трубок соединяют между собой и с реем сквозным соединительным винтом 16 с гайкой 17 . Трубки, образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из дюралюминиевых лыжных палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку 5 длиной 200 мм удобно поставить как раз в месте соединения рея с мачтой.


Рис. 1. Парус на резиновой лодке:
а — схема основных размеров деталей вооружения; б — парус типа Люндстрома (в развернутом виде); в — рангоут и шверцы (вид сбоку); г — поперечный разрез.

На верхнем конце рея устанавливают блок 6 для фала; своим нижним концом рей крепится к резиновой петле 2 на носу резиновой лодки при помощи мочки (скобы) 3 . Петля представляет собой круг из листовой резины толщиной 5 мм, диаметром 60 мм; нижнюю часть круга приклеивают к корпусу 1 лодки, а в верхней, свободно отгибаемой половине делают отверстие для мочки.

Статья в тему:  Кто гуляет в заповедных лесах атамана из пьесы лодка

Рей наклонен под углом 60° (меньший угол ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление рея на корпус лодки). Размеры трубок зависят от длины резиновой лодки. Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние а до базовой трубы, продетой через уключины.

Затем можно вычислить длину трубок мачты по формуле

где b — расстояние между уключинами по базовой трубе.

Длина рея зависит от выбранной центровки. При центровке 10% длину рея можно вычислить по формуле Lp = 1,8 а . Место крепления рея к мачте находится на расстоянии а от нижнего его конца.

Шверцы 11 изготовляют из дюралюминия толщиной 3 мм и надевают на концы базовой трубы, выступающие за борта лодки. Деревянные щеки-накладки 10 толщиной 10 мм (из фанеры или доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их поворота к ДП. Положение шверцев по длине базовой трубы фиксируется надеваемыми на нее кольцами 12 из трубы большего диаметра; кольца стопорятся винтами 8 и гайками 9 (М5).

Парус представляет собой равносторонний треугольник, вершина (фаловый угол) которого сдвинута к носу относительно оси базовой трубы на размер С=(6-12%) lm. Длина каждой шкаторины Lш = 1,7 а .

Удобно использовать парус Люнгстрома, позволяющий увеличить площадь парусности на полных курсах вдвое. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия n-n1) пришивают ликтрос, к которому крепятся сегарсы или сезни. Ими закрепляют парус. Во всех четырех углах паруса имеются люверсы. Шкоты заводятся в люверс шкотового угла паруса, а для крепления галсового угла используется та же скоба, которая соединяет нижний конец рея с резиновой петлей.

Статья в тему:  Как увеличить мощность китайского лодочного мотора

Рулем служит весло, продетое в резиновую уключину, закрепленную в корме.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Парусное вооружение для надувной лодки

Надувные лодки это одни из самых простых и удобных маломерных судов. Они обладают хорошей остойчивостью и достаточной вместимостью. Но вот поставить на них стандартную мачту и парус и превратить в парусное судно не так то просто. Так что гафельное и бермудское парусное вооружение на надувной лодке не применимо. Но есть решение, которое немного напоминает щатинское вооружение.

Конструкция рангоута здесь простая, её легко быстро собрать и разобрать. Стоячего такелажа нет. Сам рангоут состоит из:

  • Базовая труба-поперечина (15),
  • Две трубки, собственно сама мачта (12),
  • Рей (4).

Конструкция-чертеж паруса для надувной лодки

Базовая труба (15) диаметром 25-30 мм вставляется в уключины (14), которые есть на бортах надувной лодки. Далее нижние концы трубок (12) сдвоенной Д-образной мачты с помощью винтов М5 (11) крепят к концам базовой трубы (15). Верхние концы трубок соединяются между собой и с реем (4) сквозным соединительным винтом (13) с гайкой (16). Трубки, которые и составляют конструкцию мачты и рея имеют диаметр 15 мм и их можно изготовить из обычных алюминиевых лыжных палок. Рей легко можно сделать разборным, соединительную трубку (5) длиной 200 мм лучше поставить в месте соединения мачты с реем.

Статья в тему:  Как завести мопед ямаха без ключа

На верхний конец рея монтируется блок (6) для фала. Нижний конец рея крепится к резиновой петле на носу надувной лодки с помощью скобы (3). Петля (2) – это круг диаметром 60 мм из 5 мм листовой резины. Нижняя часть круга крепится к корпусу лодки (1) (можно с помощью клея), а в верхней свободно отгибаемой половине делается отверстие для скобы.

Угол наклона рея 60 град. Уменьшение угла снизит эффективность паруса на полных курсах, а увеличение повысит давление рея на корпус лодки.

Размеры трубок зависят от длины самой лодки. После выбора места крепления рея на носу лодки, нужно замерить расстояние “a” до базовой трубы, продетой через уключины (14). Длина трубок мачты вычисляется по формуле:

где b – расстояние между уключинами по базовой трубе.

Длина рея зависит от выбранной центровки. При центровке равной 10% длина рея вычисляется по формуле:

Место крепления рея к мачте находится на расстоянии “а” от нижнего его конца.

Шверцы (10) изготавливаются из дюралюминия толщиной 3 мм. Их надевают на концы базовой трубы, которые выступают за борта лодки. Деревянные накладки (17) делают из доски или фанеры толщиной 10 мм. Они придают жесткость шверцам и уменьшают их угол поворота к ДП. Шверцы на базовой трубе фиксируются кольцами большего диаметра (9) и стопорятся они винтами (7) и гайками М5 (8).

Статья в тему:  Гель для стирки куда заливать yamaha

Парус представляет собой равносторонний треугольник, вершина (фаловый угол) которого сдвинута к носу относительно оси базовой трубы на размер С = (6÷12)%lш. Длина каждой шкаторины lш = 1,7α.

В качестве паруса для надувной лодки отличной подойдет парус Люнгстрома. Он увеличит площадь парусности на полном курсе примерно в 2 раза. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия n = n1) пришивается ликтрос, к которому крепятся сегарсы или сезни. Во всех четырех углах имеются люверсы. Шкотовые углы m, m1 на острых курсах соединяются.

Чтобы закрепить галсовый угол подойдет та же скоба, соединяющая нижний конец рея и резиновую петлю.

В качестве руля выступает весло, которое продевают в приклеенную на корму резиновую уключину.

Как сделать парус на лодку ПВХ своими руками?

Практически у каждого рыболова-любителя или профессионала есть лодка ПВХ. На озерах со спокойной водой ею легко управлять, но на водоемах с более-менее сильным течением возникает необходимость фиксировать лодку в одном положении, чтобы она не крутилась от ветра и волн. Для этого используются якорь-паруса, направляющие лодку по течению с одной с ним скоростью, чтобы при этомснасти не выносило из-под нее. Сделать такой парус своими руками несложно, такое приспособление поможет повысить эффективность рыбной ловли, подарив возможность наслаждаться процессом, не отвлекаясь на попытки усмирить плавсредство. Основным преимуществом использования водного паруса является то, что руки освобождаются от весел, следовательно, не устают от постоянной гребли.

Статья в тему:  Какой двигатель на yamaha xg250 tricker

Водный парус-якорь своими руками

Водный парус представляет собой изделие в форме конуса или пирамиды с открытым основанием. Основание состоит из металлического обруча или крестовины, к нему присоединены четыре стропы для крепления к якорному канату. Якорь тянется благодаря оттягивающему тросу, прикрепленному к вершине паруса. У якорь-паруса имеется специальный буек для спуска и подъема конструкции в воду, а также определения его местонахождения в воде.

Современные водные паруса имеют две основных функции: первая заключается в помощи плоту, яхте или лодке оставаться на плаву и не переворачиваться от волн и ветра, а вторая – в замедлении дрейфа плавсредства. При изготовлении паруса на лодку ПВХ своими руками следует иметь ввиду, что длина якорного троса должна соответствовать периоду волны и быть не меньше пяти длин маломерного судна. Для его изготовления используется нейлон, закрученный в три пряди.

Паруса своими руками из ткани

Паруса из ткани своими руками делаются достаточно просто.Для изготовления парусного купола необходимо взять брезентовую или капроновую ткань, плащевку размером 1,5 на 2 метра. Чтобы получился ровный купол, ее складывают вчетверо, рисуется кривая линия от верхнего конца, затем по этой линии делается разрез. В результате получится четыре куполообразных отрезка, которые необходимо сшить друг с другом. Чтобы получить купол правильной формы, рекомендуется предварительное изготовление бумажных заготовок парусного якоря. Для этого можно воспользоваться любой графической программой-редактором, чтобы затем распечатать и вырезать чертеж основной части водного паруса, или же сделать его из бумаги своими руками с помощью чертежных принадлежностей.

Статья в тему:  Как написать подводная лодка на английском

По нижней кромке получившегося купола пришивается полоска, внутрь которой вставляется капроновый шнур. Его длину можно регулировать, тем самым уменьшая или увеличивая диаметр кольца водного паруса. Но лучше всего использовать каркас для кольца из металла. Для этого понадобится кольцо из проволоки диаметром 6-8 мм или обычный, спортивный алюминиевый обруч. Размер обруча позволит лодке из ПВХ оставаться на плаву и обеспечит оптимальную скорость ее хода во время рыбалки.

Кольцо из проволоки или обруча обтягивается брезентовой или капроновой тканью так, чтобы не образовалось провисания. Диаметр круга нужно разделить на три равные части, к этим участкам привязать стропы метровой длины, которые соединяются концами воедино. К верхней части водного паруса из ткани нужно привязать пятилитровую пластиковую бутылку, а к нижней – небольшой груз. Благодаря такой конструкции якорь будет держаться струе течения, и оставаться на плаву в вертикальном положении. Однако, если погода слишком ветреная, пятилитровую емкость нужно заменить пол-литровой, чтобы якорь немного уходил под воду, а не надувался над ней. Тогда он позволит стабильно удерживать курс корабля по течению.

Если лодка маленькая, вместо обруча можно использовать круг поменьше, например, изготовить его из тонких веток. Они прочно связываются между собой, к образовавшемуся кольцу привязывается груз. Пластиковая бутылка не нужна, поскольку ветки и без того прекрасно держатся на воде. Конечно, якорь из веток уступает по функциональности обручу, обтянутому тканью, но хорошо справляется со своей задачей, особенно, когда под рукой нет других материалов для его изготовления. Установка паруса выглядит следующим образом: расправляется якорный трос, парус опускается в воду, позволяя ему отплыть на расстояние не более 10 метров от лодки (оптимальным расстоянием считается 6-7 метров). Веревка привязывается к носу лодки. Когда она натянется от течения, лодка будет направлена строго по ветру, а якорь не позволит ей вилять из стороны в сторону.

Статья в тему:  Какой двигатель на yamaha xg250 tricker

Вторым способом изготовления паруса из ткани является следующий:

  • Полотно из брезентовой или капроновой ткани в виде прямоугольника присоединяется одним краем к деревянной штакетине.
  • В нижнюю часть полотна вшит пруток арматуры.
  • Чтобы усилить плавучесть паруса, к штакетнику прикрепляются три бруска из пенопласта на саморезы.
  • Все четыре стороны водного паруса соединяются капроновыми веревками, связанными в один узел. К ним привязывается веревка, которая соединяет парус с лодкой.
  • По центру парусного полотна делается отверстие диаметром 15 см, чтобы пропускать через себя воду, обеспечивая ровный ход плавсредства.

Когда парус опущен в воду, он расправляется под давлением воды, занимая вертикальное положение, и следует за лодкой в расправленном виде.

Парус своими руками

Кроме того, что можно изготовить подводный парус для снижения скорости дрейфа и придания устойчивости судна на воде, можно сделать обычный парус для лодки ПВХ, чтобы иметь возможность проходить по водоемам, где запрещена эксплуатация моторных суден, а также увеличить скорость хода лодки. Перед тем, как сделать парус, очень важно правильно рассчитать площадь паруса в соответствии с размером судна, учитывая высоту надводного борта надувной лодки. Для повышения жесткости корпуса судна и равномерного распределения нагрузки на его днище устанавливается опора из дюралюминиевых трубок, которые можно добыть, разобрав спортивный обруч. В продольном направлении они закрепляются лыжными палками, точнее, их трубками. На получившуюся опору крепится отрезок от трубы, мачтовая опора крепится к кольцу из трубы диаметром 40 мм.

Статья в тему:  Что такое гребная лодка

Мачта изготавливается из отрезков дюралюминиевой трубы, для удобства транспортировки они разбираются. Ее длина составляет примерно 2,5 метра. Ванты и штаг крепятся к верхушке мачты, к бугелю из крученой проволоки. Их делают из синтетических канатов. Под ручки на концах баллонов, которые служат для переноски лодки, прокладывают доску с отверстием для баллера, на которую крепится руль. Верхнюю часть руля изготавливают из двух планок, а между ними располагается откидывающееся рулевое перо. Это перо фиксируется на специальном кронштейне. Управление парусом происходит с помощью гик-шкота, который пропущен через блок, установленный на рулевом кронштейне. Когда остов для натягивания паруса будет готов, можно приступать к изготовлению тканевой основы.

Для изготовления паруса используют льняную ткань (парусину), хлопчатобумажные ткани (авизент, фильтроткань и т.п.), а также полотна, используемые для изготовления палаток – плащевки, тентовой ткани, пленочные полотна. Главное требование к парусной ткани – она должна быть легкой, но водо- и воздухонепроницаемой и плотной. Кроме того, она не должна растягиваться от нагрузки и должна иметь гладкую поверхность. Поскольку специальную ткань для паруса приобрести сложно, а обычные льняные или хлопчатобумажные полотна не обладают вышеперечисленными качествами в достаточной степени, можно использовать для них специальную пропитку из раствора смолы ПВХ и ацетона в соотношении 50 гр на 0,5 литра.

Для новичка может показаться трудным процесс изготовления парусов для надувной лодки, но всегда можно посмотреть видео, воспользоваться рекомендациями и практическими советами человека, сделавшего подобное приспособление, найденные на просторах интернета.

Статья в тему:  Как сделать радиоуправляемую лодку своими руками

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: