0 просмотров

Как сделать лодку долбленку

Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева

На наш взгляд, незаслуженно забыт еще один тип маломерного судна. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой и «несуразностью» скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества. Отсутствие дефицитных материалов и минимальный набор требуемых инструментов позволяют изготовить такую лодку-долбленку непосредственно на берегу, вдали от населенных пунктов, в местах охоты или рыбалки.

На протяжении многих десятилетий секреты мастеров-лодочников передавались «из уст в уста», от отца к сыну, без чертежей и расчетов. А поскольку занималось этим промыслом ограниченное количество людей, найти сегодня специалиста, способного грамотно, по всем правилам сделать настоящую долбленку, очень трудно. Усугубляется это и тем, что сейчас, в эпоху современных материалов и технологий, практически не существует мастеров молодого поколения, а старые, к сожалению, уносят с собой опыт и мастерство: их искусство умирает с ними. Поэтому мы и решили познакомить самодельщиков с процессом изготовления лодки-долбленки. Возможно, кто-то из них заинтересуется этой темой. Надеемся, традиции народного ремесла с их помощью сохранятся и продолжатся, принося пользу.

При описании порядка работы над лодкой мы исходим из возможностей в основном мастера-одиночки, без применения им станочного оборудования и каких-либо подъемных механизмов. Однако в любом случае и сам процесс изготовления, и сама лодка принесут вам истинное удовольствие.

Статья в тему:  Сколько подводных лодок на вооружении сша

Общие рекомендации по постройке лодки-долбленки

Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:

1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.

2. Не пренебрегайте рекомендациями в вопросах выбора материала, размеров, а также временем сруба древесины. Они диктуются не нашей прихотью, а многолетними наблюдениями не одного поколения. Именно так советовали наши прадеды.

3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.

4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.

Выбор материала и размеров лодки-долбленки


Лодку-долбленку можно сделать непосредственно на берегу реки.
На фото — старейший мастер-лодочник Яков Евменович Соломенников.

Самодельную лодку-долбленку из цельного дерева можно изготовить из сосны, кедра, лиственницы, осины или тополя. В нашей местности предпочтение отдается осине и тополю, так как их древесина долговечна и легко подвергается обработке. Время года для сруба дерева особого значения не имеет; это может быть и зима, и лето. Важно, чтобы это выполнялось на полную луну. По опыту старых мастеров, если рубить дерево «на молодой месяц», то изготовленную лодку будет очень трудно разводить, а при эксплуатации она быстро выйдет из строя. Возможно, кому-то это покажется предрассудками, но такой совет дошел к нам из старины.

Длина лодки выбирается, исходя из необходимой грузоподъемности (обычно около полутоны), состояния водоема, где она будет использоваться, а также из наличия древесины подходящего размера. Обычно используются следующие размерения: 4,5 м, 7 м и 9 м. Чем длиннее лодка, тем она, естественно, более трудоемка в изготовлении, но зато она лучше на ходу. Подходящий диаметр ствола подбирается так: обхватывают дерево двумя руками, и если пальцы не сходятся на 30–40 см, это то, что надо (длина окружности примерно 180–200 см).

Статья в тему:  Как подключить счетчик моточасов к лодочному мотору

Инструмент, необходимый для изготовления долбленой лодки


Тесла: А — боковая левая, Б — прямая.

Для изготовления лодки потребуются следующие инструменты: топор; тесла — прямая и боковая (изготавливаются из топора с последующей закалкой); отвес; коловорот или дрель со сверлом диаметром 10 мм; рубанок двуручный (подойдет и обычный, одноручный, но им работать труднее); поперечная столярная пила или бензопила.

Подготовка дна лодки-долбленки

Уложив срубленный ствол выбранных размеров на две толстые жерди (так будет удобнее работать в одиночку), приступают к подготовке дна будущей лодки. Для этого осматривают заготовку по длине и находят ровный по всей длине участок, без видимых провалов и искривлений посередине — это и будет дно. Выбранное место ошкуривается шириной чуть больше ширины лезвия топора, а затем на получившейся полосе с помощью отвеса и шнура отбивается черта. Теперь вдоль черты аккуратно снимаем слой древесины, следя, чтобы не было горбов и впадин.


Начало работы. Отбивка разметочной линии.

Перевернув ствол на жердях и закрепив его так, чтобы плоскость дна оказалась горизонтально, определяем середину бревна. Для этого используется отвес и линейка. Пробив шнурком середину, отступаем вправо и влево от этой линии примерно на 40–45 мм (на два пальца) и прочерчиваем еще две боковые линии.


Определение средней линии, обработка и разметка дна лодки.

Подготовка носа и кормы лодки

Приступая к разметке носа и кормы, нужно помнить, что комель заготовки будет носом лодки, а вершина — кормой, то есть нос по размерам должен быть больше кормы. Этот фактор связан с особенностями эксплуатации, например — с подвесными моторами.

Статья в тему:  Где можно взять лодку напрокат

После выполнения всего перечисленного со стороны носа и кормы по отвесу отбиваем линии, являющиеся как бы продолжением серединной и боковых линий дна. Отступив от нижнего края бревна на 120–150 мм, перпендикулярно вертикальным линиям прочерчиваем нижние кромки носа и кормы.


Разметка торцов заготовки.

Теперь надо определить длины носа и кормы. При изготовлении лодки рекомендованных габаритов они равны примерно 500–600 мм и 400–500 мм соответственно. В общем случае они зависят от диаметра ствола и могут меняться в ту или другую сторону. Но при любом значении длина носа должна быть больше длины кормы на 100–120 мм. Чтобы впоследствии «не потерять» нужные точки (места пересечений линий нижней кромки с вертикальной разметкой на торцах и боковых линий горизонтальной разметки с ограничителями длин кормы и носа) выделите их ярким карандашом или углем.


Определение длины носа и кормы лодки. Выделение реперных точек.

Разделка носа и кормы выполняется топором. Здесь важно не торопиться и не зарубать за отмеченные точки. Наклон щек должен быть не слишком крутой и не слишком пологий. Какие-либо другие рекомендации при этом вряд ли уместны: дерево нужно просто чувствовать и при выборе размеров полагаться сперва на интуицию, а впоследствии на опыт. Итак, остро отточенным топором придаем щеке форму, показанную на рисунке. Точно так же обрабатываем заготовку с другой стороны. Затем соединяем реперные точки и удаляем лишнее так, чтобы получилась узкая наклонная поверхность.

Статья в тему:  Как да си направим лодки от хартия

Обработка оконечностей:
А — формирование щек, Б — обработка штевня.


Обработка оконечностей заготовки лодки.

Обработав описанным способом обе оконечности и не переворачивая заготовки, ошкуриваем ее по всей видимой поверхности. От крайних горизонтальных разметочных линий снимаем древесину лентами, чтобы в сечении ствол принял яйцеобразную форму. Обычно для этого требуется пройти 4–5 лент. Конечно, надо не забывать о симметричности бортов, а также не допускать видимых провалов и выпуклостей. Выход ленты к носу и норме должен быть плавным. Эта работа несложная, но требует аккуратности и не терпит торопливости. В заключение заготовку переворачиваем и окончательно ошкуриваем.

Я. Соломенников, И. Соломенников, с. Каратуз, Красноярский край.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Как изготовить лодку-долбленку. Уникальную технологию сохранили новосибирские чатские татары

Деревня Юрт-Акбалык в Новосибирской области считается поселением чатских татар. Ее название переводится как “двор” или “дом белой рыбы”. Директор местной школы Вильлюр Мавлютов пытается сохранить знания об укладе жизни своих предков и об их ремеслах. Сейчас он помогает изготавливать лодки-долбленки по особой технологии.

Ствол дерева вырезают изнутри по форме лодки, а затем вымачивают и распирают так, чтобы лодка была широкой.

Сегодня в селе есть только один опытный мастер, который умеет делать такие лодки:

В селе Юрт-Акбалык Колыванского района Новосибирской области можно встретить рыбаков на необычных лодках-долбленках. Их делают из ветлы, которая веками росла вдоль Оби. Технология изготовления лодок остается неизменной с древнейших времен, а это татарское село – одно из немногих, где еще есть мастера, которые сохраняют старинный промысел и пытаются передать его молодому поколению.

Статья в тему:  С какого числа разрешена рыбалка на лодке в челябинской области

“Уже редко кто стал изготавливать. Буквально остались два-три мастера, которые знают все секреты и тонкости этого ремесла. По определению новосибирских ученых, говорят, что это полностью осталось только вот в нашей деревне”, – рассказывает местный житель Вильлюр Мавлютов.

Он учитель истории, работает директором местной школы. Вильлюр не владеет мастерством изготовления долбленок, но старается сохранить секреты ремесла для потомков, снимает небольшие ролики: “В разное время по лодкам интерес возникал, и ученые с Новосибирска приезжали, изучали, спрашивали. Тогда еще были живы старики, которые тоже были мастерами-лодочниками. И возможно, вот какие-то моменты тоже они рассказывали. Возможно, показывать не показывали. Все-таки сам процесс, как это все начинать, как это все делать, это очень важно. Одно дело сказать, а другое дело показать”.

Сейчас в деревне остался только один мастер, способный самостоятельно изготовить долбленку: “Вот Гумар Мавлютов, который просто чувствует эту лодку. Вот по нему видно, что он прямо знает каждый определенный такой нюанс по этой лодке по изготовлению. На сегодняшний день его ученик в первую очередь вот Ильмир, мой сын”.

“Первую лодку научил дед. Я в шестом классе учился. Я сам захотел сделать. До этого делал, но там пацаны помешали мне”, – вспоминает мастер Гумар Мавлютов. Он добавляет, что лодки нужно делать из ветлы. Раньше ее было много в этих краях, но из-за весеннего пала многие деревья гибнут. По берегам Оби ветлы практически не осталось, и приходится постоянно искать новые места, где есть подходящий лес.

Статья в тему:  Как определить год выпуска лодочного мотора yamaha

Дерево выбирают “обнимая” его, оно должно быть чуть больше обхвата рук взрослого человека, а ствол прямой “как свечка”, чтобы будущую лодку не повело.

Сначала с дерева снимают кору, выводят обводы будущей лодки, потом забивают пробки, по которым будет выводиться общая толщина лодки. После этого наступает самый ответственный процесс: в лодку наливают воду, чтобы размягчить дерево, и начинают ее разводить при помощи распорок: “Если дошла, как нам надо, разводка, тогда останавливаемся и начинаем подбирать упруги. Упруги прибили – все, сушится долбленка и спускается на воду, на рыбалку”.

Если ошибиться с выбором леса и нарушить технологию, будущая лодка может лопнуть.

На создание одной долбленки может уйти неделя, но, по словам Гумара, лучше не торопиться, иначе можно испортить лодку. Сейчас из-за проблем со зрением и спиной мужчина может потратить месяц на создание одной долбленки. Дерево он научился чувствовать руками: “Зрение обманчиво. Рукой ощущения лучше. Даже когда пробки я пробиваю, изнутри ощущаю, я все равно рукой проверяю, где чуть возвышенность, чтобы убрать, чтобы она не задерживала. Небольшая возвышенность, полоса осталась вот в этом месте именно, где толстая лодка и переход на тонкое, вот в этом месте она обязательно лопнет. Вся она должна быть одной толщины”.

Мастер сетует, что желающих сохранить древнее ремесло мало, сейчас людям проще купить готовую лодку.

Статья в тему:  Сколько стоит регистрация резиновой лодки

“Раньше сколько рыбаков – столько долбленок было, раньше рыбаков много было. Раньше не было вот этих сетей китайских. Мы сами вязали. После работы до двух, до трех часов, – рассказывает Гумар, – душа заставляла. А сейчас каждый сопляк, ему 10–12 лет, китайские сети, а лодок нету. Вот они и так делают: где лежит что долбленка, их не их, они или срубают, или замок ломают, берут, угоняют, бросают. А покупать-то неохота, денег жалко, делать тоже лень”.

Учеников у Гумара немного. Среди тех, кто пытается научиться делать долбленки, сын Вельлюра – Ильмир: “Ильмир учится, способности есть. Он старается запоминать. У него желание было, он сам ко мне пришел, дядя Гумар, помоги, хотя бы, говорит, форму выведи. Я ему помог, форму вывел, он сам пробки забил, сам все вычистил, но я приходил, контролировал. И позвал он меня разводить, я ему дня четыре разводил, потому что это не моя долбленка. Лопнет, и скажут – специально, может быть. А хотя и труд жалко, не хочешь такой труд выбрасывать”.

“Это уже мое хобби, чтобы не забыть ремесло деда, прадеда. Как бы тоже – мастеров не осталось. Получается, прадед умел, дед умел, вот надо было и мне. Потому что, если я не это самое, потом ремесло пропадет”, – рассказывает ученик мастера Ильмир. Первую свою лодку он сделал под руководством Гумара два года назад и в этом году снова отправился в лес за ветлой, чтобы уже самостоятельно создать долбленку.

Статья в тему:  Сколько стоит ремонт лодки

Мужчины рассказывают, что готовы делать уникальные лодки на продажу, но заказов уже давно не поступало, к тому же стоимость долбленки, по сравнению с лодками из магазина, высока.

Вельлюр говорит, что они готовы обучать всех желающих этому ремеслу, лишь бы было желание: “У меня мечта даже создать с этими ребятами, ну, как бы похожий на дом ремесел, где именно вот занимаются и знают, эти мастера могут давать мастер-классы, как это все делается, как изготавливается, из чего, какие там инструменты используются”.

Легкая гребная лодка ветка-долбленка

Эта фотография сделана в Туруханском районе, на одном из многочисленных озер поймы реки Енисей. Весенний промысловый отстрел ондатры, переезды по заросшим озерам я мелким таежным рекам, любительская весенняя и осенняя охота на водоплавающую дичь в этих краях немыслимы без легкой лодки. Исстари здесь все пользуются челном. Он имеет несколько местных названий: в Енисейском районе его называют обласок, в Туруханском — ветка. По всему плесу реки Енисей применяется общее название — долбленка. Чаще говорят ветка-долбленка, в отличие от ветки-дощаника.

В ветках-дощаниках стремятся повторить обводы ветки-долбленки, но даже сами строители дощаников признают превосходство долбленок. Долбленка легче, быстроходнее (до10 км/ч), удобнее для постановки рыболовецких сетей — в ней нет гвоздей, за которые цепляются сети. Считают, что долбленка остойчивее дощаника одинаковых размеров, но это, мне кажется, преувеличение.

Статья в тему:  Как правильно приклеить навесной транец на лодку пвх

Ветки-долбленки, вероятно, были изобретены тунгусами-эвенками, и лишь позднее ими стали пользоваться русские охотники-промысловики. И до сих пор в Туруханском районе лучшие долбленки изготовляют эвенки, проживающие в фактории Келлог.

Обычно размеры такой лодки колеблются по длине от 3,5 до 3,7 м, по ширине от 0,7 до 0,75 м, высота борта в середине — около 0,3 м. При собственном весе около 35 кг лодка хорошо держит одного человека и 15—20 кг груза. Без груза и по тихой воде можно перевезти второго человека через неширокую реку или озеро.

Изготовление долбленки — трудоемкая ручная работа, требующая исключительной аккуратности и терпения.

Мастера-умельцы, а их становится все меньше и меньше, какими-либо специальными инструментами не пользуются. Острый топор и охотничий нож — вот фактически и все. Но неплохо, если под рукой имеется обычный столярный инструмент; пила, рубанок, долото, стамеска, сверло и горбач с выпуклой колодкой.

Исходный материал — осина диаметром не менее 40 ем на уровне груди, как говорят лесники. Дерево выбирается очень тщательно. Недопустимы гниль, сучья диаметром свыше 10 мм, морозобоины — вообще какие-либо внешние и внутренние повреждения.

От ствола осины отпиливается бревно по длине будущей лодки. С бревна снимается кора и заболонная часть древесины. Размечаются линии борта, которые симметричны и образуют плавные кривые, сближающиеся к середине бревна. По этим линиям бревно стесывается топором. Затем, отступая от торцов на 40 см, по всей поверхности бревна (за исключением затеса) в шахматном порядке высверливаются отверстия диаметром полдюйма (примерно 13 мм) и одинаковой глубины. Конечно, глубина их не должна превышать половины диаметра бревна и быть меньше 20 мм.

Статья в тему:  С какого числа разрешена рыбалка на лодке в челябинской области

В отверстия забиваются контрольные нагеля или колки, как их здесь называют. Колки делают строго одинаковой длины, обычно — 15 мм; диаметр их на 1—1,5 мм больше диаметра отверстий. Расстояние между колками 20 см.

После того как колки забиты, приступают к долблению древесины. Долбить начинают, отступив от торцов на 40 см и постепенно приближаясь к середине.

Бревну не дают сохнуть, и на ночь выдолбленную часть заливают горячей водой. Долбление прекращают, как только показывается контрольный колок.

Развод бортов начинают с середины, причем бревно распаривают горячей водой и греют над тлеющим длинным костром типа нодьи. Борта разводят до ширины 70—75 см в средней части. Нос и корму (для них в торцах бревна и были оставлены по 40 см) обрабатывают уже после того, как разведена середина ветки. Сначала подрезают торцы по водорезу и внешней линии кормы. Подрез делается почти под одним углом к днищу как в носовой, так и в кормовой частях.

После того как вытесаны внешние обводы носа и кормы, здесь сверлят отверстия, забивают колки, и долбление продолжается.

В носовой и кормовой частях, где начинают расходиться борта, делают сквозные отверстия и борта стягивают сыромятными ремнями. Они предохраняют нос и корму долбленки от раскалывания, к ним привязывается веревка для швартовки, буксировки и вытаскивания на берег.

Статья в тему:  Как правильно установить були на лодку

Чтобы разводка бортов не изменялась при высыхании древесины, между бортами вставляют поперечные распорки. Концы их упираются в зарубки, сделанные на внутренней поверхности бортов.

Сиденьем для гребца служит дощечка, положенная на дно ветки. Двухлопастное весло длиной до трех метров может быть цельным, а чаще лопасти весла крепятся к шесту гвоздями или привязываются сыромятным ремнем.

Долбленка выглядит красивее, если борта снаружи обшиты привальной доской шириной 8—10 см и толщиной 15 мм.

На фотографии носовая часть ветки-долбленки прикрыта щитком. Щиток съемный и служит для того, чтобы закрывать от дождя ружье и охотничьи припасы.

Лодка “Долбленка” по старинной технологии

Уважаемые посетители сайта “Самоделкин друг” из представленного материала вы узнаете старинную и почти уже забытую технологию изготовления лодок “Долбленок” из ствола целого дерева. В основном на Руси для этого использовали дерево мягкой породы, такое как (ива или осина) … Как вы знаете в старину практически все делалось из дерева, дома, мебель, посуда, орудия труда, охоты и ловли рыбы. Потому как материал был самый доступный для простого человека, а главное абсолютно бесплатный, дарованный человеку самой Матушкой Природой.

В стародавние времена существовали целые артели плотников и мастеров, занимавшихся изготовлением лодок “Долбленок” дело это очень непростое, трудоемкое, а так же занимающее очень много времени.

Лодки начинали делать именно в зимнюю пору, когда дерево еще спит. Выбиралось дерево прямое и имеющее как можно меньше ответвлений и сучков, дабы судно получилось ровное и правильной формы, без изъяна. Спиливали и вырубали топорами форму лодки, после чего оставляли в лесу и засыпали снегом, под снежком ладья оставалась вплоть до весны, дабы древесина как следует вымокла. А как сойдет снег мужички возвращались и доставали замоченные лодки из болота талой воды, просушивали на костре придавая форму вставляя распорки. А потом просто волокли до деревни.

Статья в тему:  Как определить год выпуска лодочного мотора yamaha

Вот к примеру Автор: Иван Петрович Овчинников из станицы Мигулинской расположенной на берегу реки Дон, решил срубить для своих нужд лодочку, по технологии которой его еще Дед обучил. Спилил значит Иван Петрович большую (иву) и приступил к работе….

Так, давайте рассмотрим, что конкретно понадобится автору?

Материалы

  1. дерево мягкой породы (ива, осина)

Инструменты

  1. топор
  2. коловорот
  3. тесло
  4. бензопила

Процесс изготовление лодки “Долбленки” по старинной технологии своими руками

И так, начал Иван Петрович с того, что выбрал подходящую по размеру (иву) спилил, а так же очистил ствол от коры. Затем приступил к формированию основания лодки. Все делается постепенно и расчетливо, сначала делается запил 10-15 см от края, а потом скалывается топором. Закончив с верхней частью, мастер начал топориком придавать форму сужающуюся к основанию. Далее автор начинает при помощи топора и тесла выдалбливать внутреннюю часть лодки. Обратите внимание! мастер оставляет 2 перегородки, они будут служить некими “ребрами жесткости. Вот таким образом, потихоньку, выдалбливалась внутренность. Главное в этом деле, по словам автора, “Не рубануть лишнего” Лучше делать медленно и аккуратно, не торопясь, расчетливо, ибо сильный удар по борту лодки, сможет привести всю работу в негодность. Теслом обрабатывает внутренние края лодки. Готовую лодку потом еще следует обжечь на костре или опалить при помощи паяльной лампы, это нужно для того чтобы дерево во время эксплуатации не боялось воды. Вот собственно такая замечательная лодка получилась у Ивана Петровича Овчинникова из станицы Мигулинской. Самое главное, что материал дан природой, абсолютно бесплатно и соблюдены все традиции наших предков. Большое Спасибо Вам дядь Ваня за ваш труд!

Статья в тему:  Где можно взять лодку напрокат

Если Вам понравился материал, то приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Так же Вы можете посмотреть очень хороший и качественный фильм о мастерах и сделанных ими лодках, все снято профессионально и подробно, приятно смотреть . Вам покажут все этапы строительства лодки наглядно, что закрепит пройденный материал. Фильм “Сделай себе ботник” 2 серии

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: