Как самому заменить транец на лодке пвх
Как закрепить транец под мотор на лодке из ПВХ НДНД
Что делать, когда появляется надувная лодка? Конечно приобрести к ней мотор!
Но не каждая лодка оборудована транцем. Часто возникает необходимость правильно закрепить транец под мотор на лодке.
Узнаем, как это сделать качественно, надежно и по всем правилам.
Что такое навесной транец для надувной лодки
Навесной транец – это приспособление из бакелитовой, водостойкой фанеры на металлической конструкции, которое подвешивается на кормовой лодочной части на леерные шайбы.
Навесной транец предназначен для установки и закрепления подвесного мотора, мощностью до 5 лошадиных сил.
Обычно навесные транцы используются для надувных, малогабаритных моторно-гребных лодок ПВХ, длина которых не превышает 2,5 метров.
Хотя встречаются модели транцев, конструкция и каркас которых рассчитаны на двигатели с мощностью до 15 л.с.
Рассмотрим, как правильно закрепить транец под мотор на лодке из ПВХ.
Подготовка к установке транца
Для того, чтобы надежно и правильно закрепить транец под мотор на лодке из ПВХ понадобится:
- Навесной транец;
- Две пары леерных шайб;
- Клей для лодки ПВХ;
- Растворитель;
- Кисточка;
- Строительный фен.
Здесь можно найти леерные шайбы – специальные пластиковые насадки с отверстием. Их приклеивают на лодочный клей для ПВХ ткани.
Навесной транец бывает различных марок. Чаще всего производитель лодок ПВХ предлагает собственный ассортимент навесных транцев, которые подойдут к определенным моделям надувных ПВХ лодок.
Они отличаются по функционалу, например, бывают складными или регулируемыми по наклону.
Также встречаются модели для маломощных моторов до 5 лошадиных сил или транцы под двигатели до 15 л/с.
Материал транца не имеет особого значения. Производители выпускают транцы из пропитанной водостойкой эмульсией фанеры или пластика.
Что удобнее для установки на лодку ПВХ – транец фанерный или пластиковый- решать непосредственно владельцу лодки, исходя из бюджета, особенностей эксплуатации, мощности мотора и личных предпочтений.
Обычно транец от производителя уже поставляется в комплекте со всей необходимой фурнитурой для установки и закрепа.
Но, если транец изготавливается собственноручно, то необходимо запастись леерными шайбами и металлическим каркасом.
Для установки на корму леерных шайб понадобится клей для ПВХ.
Можно воспользоваться ремонтным комплектом, который предоставляется вместе с лодкой, или купить клей для лодочной фурнитуры отдельно.
Установка транца на лодку ПВХ своими руками
Чтобы правильно закрепить транец под мотор на лодке из ПВХ, необходимо:
- Наживить леерные шайбы на транцевую конструкцию.
- Приложить транец, обутый в транцевые шайбы к корме лодки.
- Отрегулировать установку по верхней части борта, стараясь не опускать ниже бортовой привальной ленты.
- Если нижние крепления транца приходятся на привальный брус, то необходимо обвести разметку маркером и обрезать препятствующие части бруса.
- Перед работой с клеем надеть защитные перчатки.
- Обработать поверхность ПВХ лодки и шайб растворителем, нанесенным на тряпочку.
- Приложить транец и обвести шайбы карандашом по контуру.
- Нанести клей на шайбу с помощью кисточки и выждать 20 минут.
- Приспустить кормовую часть лодки.
- Включить строительный фен и слегка нагреть смазанную клеем шайбу и поверхность лодки.
- Приложить шайбу и прижать.
- Проделать аналогичные манипуляции с остальными шайбами.
- Продеть металлический поручень в отверстие шайбы.
- Отрегулировать посадку легким похлопыванием по корпусу.
Видео: как закрепить транец под мотор на лодке
Видеосюжет демонстрирует, как правильно закрепить транец под мотор на лодке ПВХ.
Замена транца у ПВХ лодки
В конце прошлого года мы с товарищем продали верно прослужившую нам 2 года старенькую уфимку (надо сказать, что 2 года владения лодкой обошлось в 1 тысячу рублей — очень выгодно!) и начали думать, что же купить в этом году.
В целом мы рассчитывали на ПВХ лодку начального уровня с транцем, с тем, что бы иметь возможность плавать с небольшим (до 5 л.с.) мотором. В очередной раз проглядывая avito.ru наткнулись вот на этот экземпляр:
… nissamaran 290! Лодочка 2007 года, очень толстый ПВХ (1100 гр/м2), не рваный, не замятый, все отлично, практически полный комплект (нет сумки под сиденьем). Одна беда — «немного» гнилой транец (фанера), поэтому лодка нам досталась в четверть цены новой.
Изначально был вариант просто подлатать, например залив эпоксидкой, но отклеив ПВХ от транца, стало ясно, что это не поможет. Фанера по низу прогнила насквозь, и как она держалась до сих пор — непонятно.
Прочитав пару статей из интернета, определились, что все довольно просто: отклеиваем старый транец, меняем фанеру и заклеиваем вновь. Ну что ж, приступим!
Этап 1. Разбираем!
Для этого этапа понадобится Промышленный фен, что бы греть ПВХ, так клей легче отстает, терпение, несколько рук и что нибудь типа отвертки. В принципе по низу ПВХ от гнилой фанеры отвалился сам, а вот в верхней части пришлось помучаться. Клей держит очень хорошо, особенно связку ПВХ-ПВХ. Но понемногу прогревая феном и отрывая небольшими кусками смогли вынуть фанеру.
Этап 2. Вырезаем!
Теперь нужно найти замену сгнившей фанере. В оригинале ее толщина 24 мм. Найти такую в продаже не удалось, поэтому за 600 рублей был куплен кусок фанеры ФСФ (влагостойкой) размером 1,5*1,5 метра и от него отрезаны два куска размером 1*0.5 м. Фанеру купили влагостойкую, но вся ее влагостойкость заключена в том, что она склеена клеем, который не боится воды. А сама фанера воды боиться =)
Теперь берем эпоксидный клей, саморезы 3.5*20 с потайной головкой, обильно смазываем один кусок фанеры клеем (у меня ушло примерно 150-200 мл клея), и склеиваем, стягивая саморезами (около 20 штук, равномерно). Под саморезы предварительно сверлятся в верхнем листе фанеры отверстия диаметром 2 мм. Еще нужно обратить внимание, что бы они не попали на границу будующей детали.
Оставляем сохнуть на сутки в теплом месте (это важно, эпоксидка сохнет при t выше 15 градусов).
После просушки обводим контур по оригиналу и вырезаем при помощи циркулярки и электролобзика:
Этап 3. Пропитка фанеры
Для защиты от воды было решено пропитать фанеру от воды. Для этого купили пропитку тикурилла, литровую банку и в 3 слоя покрыли всю доску. Сушка между слоями была сутки.
Получилось плотное покрытие, которое пропитало немного вглубь дерево и покрыло его снаружи, как краска.
Как оказалось — есть обратная сторона — к покрытию клей не прилипает. Клеишь — а он отходить очень легко. В итоге доска была зашкурена, не полностью конечно, но сильно, что значительно ослабило толщину пропитки.
Этап 4. Обклейка.
Спустя неделю настало время обклеить фанеру ПВХ, для придания декоративного внешнего вида и для 100% защиты от воды.
Сначала я попробовал использовать обычную толстую ПВХ ткань, но оказалось что на углах приходится клеить ее аж в 3 слоя, что сделало фанеру в этих местах толщиной не 24 мм, а все 28, и она уже точно не влезла бы в держатель транца на лодке.
Решение было найдено весьма специфичное — надувной бассейн для детей за 59 рублей =)
Он сделан из тонкого ПВХ, и даже будучи наклеен в несколько слоев не дает значительной толщины. Им я проклеил торцы с небольшим (1-2 см) нахлестом на боковые стороны.
Клеить этот ПВХ очень тяжело, вся проблема в том, что клей его очень сильно коробит, ПВХ начинает скручиваться и слипаться сам с собой. Клеить лучше в 4 руки. Я клеил небольшими отрезками по 10-15 см, внахлест.
После оклейки торцов — вырезал и приклеил боковинки из ПВХ ткани.
Их клеить одно удовольствие конечно. Вся работа заняла много времени, примерно 5 часов.
Клеил клеем УР-600 по инструкции, «горячим» методом. Сушка клея — минут 10-15 (при рекомендуемых 15-30).
Этап 5. Вклейка транца
Вклейка транца прошла в целом без особых трудностей, хотя сначала бало непонятно и казалось что его не запихнуть.
Хорошо промазываем клеем держатели транца, сам транец, сушим клей. Затем вставляем транец. Общий рецепт — прилично спускаем лодку, но не до конца, и через низ вставляем. Соответственно снизу необходимо все расклеить.
После того, как транец на месте, но еще плохо сидит — хорошо надуваем лодку и запихиваем его на свое место, что бы и сверху он хорошо встал и снизу, как на рисунке выше…
Теперь отгибаем резину и прогреваем феном, после чего приклеиваем. Эта процедура не сложная.
Последним этапом приклеиваем пол к транцу.
Этап 6. Разное всякое.
А теперь крепим к транцу разные элементы снятые с него ранее. Для крепежа можно смело использовать саморезы к примеру 4*25, в магазине спрашиваем нержавеющие. Мы саморезы сажали предварительно хорошо обмазав их герметиком, что б вода не пошла под саморез.
После этого решили еще в один слой обклеить снизу углы транца, что бы еще лучше защитить от воды их.
Установка транца на лодку
В первую очередь транцы классифицируются в зависимости от варианта крепления к корпусу судна. По данному параметру они делятся на съемные и вклеенные. Первые применяются практически для любых лодок. Чаще всего съемные транцы используются в лодках с подвесными моторами, мощность которых не превышает 7,35 кВт. На судах с более слабыми двигателями (мощность до 2,20 кВт) такие транцы немного увеличивают вес лодки, а также количество времени, необходимое на сборку.
Самый распространённый вариант крепления съёмных транцев – установка на кронштейне . Он монтируется к специальным деталям, расположенным чаще всего попарно сверху и снизу. Лодки О-образной и У-образной формы с надувной банкой на корме оснащаются специфическими кронштейнами в форме изогнутой рамы, которая повторяет кривизну борта судна.
Также встречаются и кронштейны, сделанные в виде пары трубчатых рам. Стержни последних выгибаются по длине борта, а их концы на корме прилегают к банке или размещаются на небольшом расстоянии от неё, что обеспечивает точность установки транца для мотора. Транец закрепляется на корпусе судна по-разному. К примеру, его можно пристегнуть или пришнуровать к борту.
Вклеиваются транцы чаще всего на оптимальном расстоянии от носовой части (4/5 длины корпуса), под углом в 7-8 градусов . Следуя таким требованиям, вы повышаете безопасность судна, его скорость перемещения, улучшаете условия для выхода на глиссирование .
Иногда транец закрепляют и в центральной части судна, дабы по разным причинам получить в пользование кормовую часть. Мотор устанавливается на конкретной высоте, из-за чего зачастую делается специальный вырез в транце массивных лодок для опускания мотора на нужную глубину.
Также с целью регулирования высоты транца используются подвижные накладки. А чтобы укладка больших лодок с довольно жестким днищем обладала большей компактностью, транец делают из двух шарнирно соединенных деталей, при этом важным условием является расположение такого соединения выше уровня воды.
Установка транца на пвх-лодку (видео)
Навесной транец для лодки ПВХ своими руками
Стремление к совершенству не имеет границ, в особенности когда речь идет о совершенствовании того что является любимым делом.
Любительская рыбалка, бесспорно, относится к таким делам, которые требуют не только трепетного отношения и совершенствования личных навыков, но и применения изрядной смекалки терпения для создания иногда даже уникальных и неповторимых приспособлений. Одним из таких необходимых приспособлений для надувных ПВХ лодок является навесной транец для крепления мотора.
Транец навесной для лодки ПВХ своими руками
Большинство производителей резиновых ПВХ лодок в своем ассортименте продукции предлагают лодки различных видов и классов, что называется от «эконом класса», до «элит» или «экстра» класса.
Однако среди рыболов любителей в основном встречаются ПВХ лодки предназначенные для хождения на веслах, а это в основном маломерные одно или двухместные лодки, предназначенные для небольших водоемов.
Вместе с тем, учитывая то, что на рынке давно появились как новые, так и бывшие в употреблении электромоторы для ПВХ лодок импортного производства по вполне подъемной цене даже для начинающего рыболова, у многих появилось желание обеспечить свою лодку таким двигателем.
Кроме того, некоторые рыболовы в своем арсенале имеют и более серьезные лодки и катамараны способные обеспечить нормальное передвижение и с помощью лодочных моторов с двигателем внутреннего сгорания, обеспечивающих движение со скоростью до 12-15 км/ч.
Однако дело за малым – обеспечить надежное крепление мотора к плавсредству, и хотя интернет пестрит предложениями магазинов различных видов навесных транцев у настоящих умельцев всегда получается поистине уникальная конструкция, индивидуальная для каждой лодки.
Транец и мотор
В основном навесные транцы предназначаются для установки электромоторов практически всех модификаций. Мощности электрического двигателя с аккумулятором вполне достаточно для обеспечения ровного хода лодки с двумя пассажирами со скоростью 6-8 км/ч. Для этого достаточно установка небольшого транца с креплением к заднему борту лодки или установки транца с креплением к жесткому основанию днища лодки.
Для установки более мощного бензинового лодочного мотора требуется не только более мощная конструкция крепления, но и соответствующая по своим ходовым качествам лодка, поэтому при самостоятельном изготовлении навесного транца для лодок с бензиновым двигателем следует подходить более внимательно.
Конструкция
Практически все конструкции навесных транцев похожи между собой.
В основном она состоит их доски, крепежных дуг и рым:
- доска – это квадратная или прямоугольная пластиковая, фанерная или деревянная плита, покрытая соответствующим влагостойким покрытием, толщиной 20-25 мм, имеющая в зависимости от конструкторского решения дополнительные отверстия.
- дуги служат для крепления доски к борту лодки. Сами дуги изготавливаются из стали или алюминия, концы дуг должны быть тщательно обработаны, фаска не должна иметь заусениц и зазубрин, которые могут повредить баллон лодки. Дуги могут соединяться с лодкой посредством болтового соединения или с помощью заклепок. Как и дуги головки болтов и резьба должны быть тщательно обработаны.
- рымы – специальные резиновые держатели, приклеенные к борту лодки для крепления дуг. Рымы могут быть как фабричного изготовления, так и кустарного, основным критерием которых выступает надежность крепления к баллону лодки.
Материалы для изготовления
Для изготовления доски используется специальная водостойкая фанера, пропитанная водоотталкивающим составом, такой материал не боится влаги и способен долгое время находиться в неблагоприятной среде.
Фанера склеивается эпоксидным клеем в несколько слоев до достижения толщины 20-25 мм. После склеивания заготовка обрабатывается, скругляются края, убираются заусеницы, и производится покраска в несколько слоев.
Для дуг используется:
- алюминиевый прут или труба;
- металлическая труба;
- металлический профиль или полоса.
Основным вопросом при самостоятельном изготовлении дуг будет сварочные работы, при этом если металлические детали можно сварить в любом гараже, где есть электричество и электросварочный аппарат, то вот относительно алюминиевых конструкций дела обстоят намного хуже, здесь без специального оборудования не обойтись.
Что касается рым, то безопаснее и дешевле заказать в магазине крепление для лееров безопасности, они сделаны из мягкой, но прочной резины, не требуют дополнительной обработки и хорошо приклеиваются к баллону. Ничего нельзя сказать относительно самостоятельно изготовленных креплений, это дело творческое и здесь советовать нечего.
Изготовление
Как уже говорилось, доска изготавливается из фанеры или пластика.
Для этого:
- выпиливается прямоугольник или прямоугольники требуемого размера;
- производится склеивание;
- после высыхания обрабатываются углы – зачищаются от сколов и заусениц, затираются наждачной бумагой, пропитываются водоотталкивающим лаком;
- размечаются места соединения с дугами, просверливаются отверстия;
- проводится дополнительная обработка внутренних поверхностей отверстий – отверстия шлифуются и пропитываются лаком;
- производится окончательное окрашивание лаком или краской, просушивается до окончательного высыхания.
Изготовление дуг производится следующим образом:
- отрезаются по размерам заготовки;
- производится сваривание дуг между собой для получения жесткой конструкции;
- привариваются пластины с отверстиями для крепления болтов или заклепок;
- обрабатываются торцы, сварочные швы, зачищается металл для покраски;
- производится грунтование и окончательная покраска.
Совет: грунтование металлического каркаса рекомендуется производить железным суриком, а окрашивание молотковой эмалью. Приклеивание лееров или рым производится на заранее размеченные места в соответствии с технологией ремонта ПВХ лодок:
- размечаются места крепления на лодке;
- производится обезжиривание склеиваемых поверхностей;
- наносится на обе поверхности небольшой слой клея, и после непродолжительного времени высыхания склеиваемые поверхности прижимаются друг к другу;
- полученное соединение помещается под пресс и выдерживается до полного высыхания.
Установка транца на резиновую лодку
После завершения подготовительных работ производится сборка полученной конструкции:
- накачивается лодка;
- доска прикрепляется к дугам и закрепляется болтами или заклепками;
- концы дуг вставляются в рымы и фиксируются;
- проверяется правильность крепления и высота установки транца.
Высота транца
И хотя устройство транца вещь весьма простая, но и здесь нелишне семь раз отмерить и только один раз сделать. Это касается, прежде всего, высоты транца.
При слишком большой высоте это создаст определенное неудобство – мотор будет расположен слишком высоко, лопасти винта будут находиться практически под баллоном лодки. Вследствие чего существенно будет снижена скорость и управляемость судна. Наоборот низкое расположение транца может существенно препятствовать движению из-за погружения доски в воду.
К тому же слишком низкая посадка мотора требует изменения положения тела рулевого и как результат изменение распределения массы внутри лодки, что может сказаться на безопасности плавания.
Наилучшим вариантом в таком случае рекомендуется устройство транца с изменяемой высотой доски, которую можно отрегулировать в зависимости от условий на месте.
Усиление навесного транца
Для усиления транца и придания жесткости конструкции рыболов иногда прибегают к нестандартным решениям – усиление транца боковыми тягами к дополнительно установленным леерным креплениям по бортам лодки или изготавливают жесткое основание лодки и к нему жестко крепят транец.
В любом случае, как показывает практика даже самое идеальное техническое решение рано или поздно в процессе эксплуатации будет требовать дополнительного усовершенствования и модернизации. Так что совершенству здесь практически нет предела.