Как разобрать редуктор лодочного мотора салют
Редуктор лодочного мотора – устройство, принцип работы и обслуживание
Оглавление:
- Редуктор лодочного мотора – устройство, принцип работы и обслуживание
- Замена масла в редукторе лодочного мотора самостоятельно
Редуктор на лодочном моторе предназначен для уменьшения оборотов вращения гребного винта относительно оборотов вращения коленчатого вала двигателя для обеспечения оптимальной передачи мощности от двигателя на винт. Как правило коэффициент уменьшения редукции составляет значение около 2 (пишется как 2,0:1). Вращение от коленчатого вала двигателя к винту передается через вертикальный вал, конические шестерни с круговым зубом на вал винта. Более подробно показано ниже.
Редуктор – самый сложный механизм лодочного мотора, который при правильном обращении служит годами, и мы не видим что происходит у него внутри и большей частью даже не знаем как он устроен.
Но все же лучше заглянуть внутрь редуктора лодочного мотора и посмотреть, как все это устроено, взаимодействует, и знать как работает.
Чтобы выяснить, что к чему из этой кучи частей, необходимо посмотреть на схему сборки редуктора лодочного мотора.
В случае полной разборки редуктора даже не думайте о попытке собрать его без схемы, особенно если работа выполняется «под пивко».
Ремонт редуктора любого лодочного мотора вполне по силам осуществить самостоятельно любому лодочнику или водномоторнику, не говоря уже о водкомоторнике.
Сервис-мануалы описывают исключительно применение всяческих спецсъемников и спецключей, но можно обойтись и подручными средствами при наличии прямых рук.
Для того, чтобы понять, как устроен редуктор на лодочном моторе, достаточно посмотреть на основные узлы и их взаимодействие.
1. Муфта. Эта деталь находится на шлицах гребного вала – она вращается с валом (и передает крутящий момент на вал гребного винта). Она свободно скользит вперед и назад по валу. Муфта имеет по два зуба с каждой стороны для зецепления с шестернями переднего или заднего хода.
2. На этой фотографии муфта в «нейтральной» позиции на гребном валу.
Ремонт, разборка редуктора лодочного мотора
Если вы решили самостоятельно заняться ремонтом и обслуживание вашего мотора. Представляем вашему вниманию процедуру разборки и ремонта редуктора подвесного лодочного мотора с целью технического обслуживания или замены какой либо детали. Для того, чтобы сделать все правильно, рекомендуем строго следовать инструкции и рекомендациям. Сборку производить в обратной последовательности.
Резьбовые соединения на большинстве деталей имеют правостороннюю резьбу. Если требуется применение пресса, тисков или молотка обязательно используйте мягкие материалы (дерево, медь) в качестве прокладок для предотвращения деталей от повреждений. Выпрессовку и запреоссовку подшипников производить только с оправками нужно диаметра, которая будет касаться только торца подшипника. Если необходимо применение компрессора со сжатым воздухом для очистки или просушки, обязательно убедитесь, что в линии сжатого воздуха нет воды, влаги или масла.
Проверка, чистка и смазка подшипников
Если вы разбираете редуктор лодочного мотора, то обязательно проведите ревизию всех подшипников. Их нужно обязательно проверить и почистить. Чистим растворителем, сушим сжатым воздухом. В качестве новой смазки для подшипников используйте смазку Premium Gear Lubricant или аналогичную. Все подшипники обязательно проверяются на шероховатости, заедания и износ. Для этого держим подшипник за внешнюю обойму и качаем внутреннюю обойму в поперечных направлениях. Также следует проверить и конические подшипники на точечную коррозию, не равномерный износ и повреждения (борозды, царапины). Если замечено изменение цвета от первоначального, то это скорее всего следствие перегрева, что свидетельствует о недостаточной смазке или повреждении самого подшипника. При обнаружении повреждений или износа конического подшипника, его надлежит менять комплектом.
Кроме того проверяем обоймы подшипников в редукторе на предмет проворачиваемости. Если таковая имеется – меняем редуктор целиком. Роликовые подшипники можно проверить осмотрев вал, который этот подшипник держит. Если на поверхности вала заметны повреждения в виде задиров, коррозии, царапин или неравномерного износа, то и вал и сам подшипник под замену.
Разборка редуктора лодочного мотора для ремонта
Разборку и сборку редуктора лодочного мотора обязательно проводить с отсоединенной аккумуляторной батареей, дабы избежать случайного пуска мотора. Последовательность разборки редуктора:
- Датчик положение Механизма Переключения Передач должен находится в том же положении как и при установке редуктора на свое место.
- Рекомендуем слить масло из поддона дабы не потерять его при съема редуктора, а это около 1 литра.
- Зафиксировать мотор в крайнем верхнем положении (для буксировки).
- Снять гребной винт с вала. Снимаем и отворачиваем все по порядку (a, b, c, d, e, f).
- Снимаем резиновую заглушку на торсионном валу. Снимаем анодную пластину, отвернув болт 13мм., который ее крепит.
- Как только пластина будет снята, внутри кармана откручиваем болт на 14.
- Снимаем боковую панель, откручивая 4 винта.
- Отсоединяем спидометр (при наличии).
- Ослабляем боковые крепежные контргайки. Перед снятием редуктора ВСЕ гайки должны быть ослаблены иначе не исключен вариант повреждения редуктора.
- Стягиваем редуктор с торсионного вала на длину ослабленных гаек, а затем уже отварачиваем их, поддерживая редуктор. Осторожно, не уроните его.
Проверка масла в редукторе
Для этого нужно закрепить редуктор так, чтобы торсионный вал стоял вертикально. После этого подставляем под редуктор чистую емкость и отворачиваем заправочную пробку и вентиляционную пробку. Как только все масло вытечет, необходимо проверить его состояние на наличие металлических частиц. Если эти частицы имеют порошкообразную форму (металлическая пленка на масле), то это свидетельствует о нормальном износе. Если же есть крупные частицы, то тут потребуется разбирать редуктор и проверять все его узлы. Также обратите внимание на цвет этого масла. Если оно светлое, кремовое и т.п., то это скорее всего свидетельствует на водную эмульсию, т.е. в редуктор попадает вода. В таком случае нужно проверить все масляные сальники. Только что слитое масло имеет цвет шоколада, а отстоявшееся – прозрачное, желто-коричневого цвета.
Вал гребного винта
Как можно проверить вал гребного винта. Для этого на редукторе крепим индикатор биения и начинаем проворачивать вал. Если индикатор показывает отклонения более чем на 0,22 мм, то значит вал погнут.
Также проверяем люфт на конце вала, его не должно быть. При наличии люфта нужно также разбирать весь редуктор, т.к. это свидетельствует о большом износе.
Замена сальников лодочного мотора
При техобслуживании, замене масла в редукторе настоятельно рекомендуется провести замену всех сальников и уплотнительных колец вне зависимости от их текущего состояния. Все поверхности перед установкой сальников необходимо очистить и просушить. Если сальник или кольцо туго заходит или вообще не желает заходить на свое место, то можно воспользоваться смазкой с тефлоновой присадкой. Также такую смазку можно нанести на внутренние поверхности сальников для уменьшения их износа.
Для того, чтобы добраться до внутренностей редуктора снимаем крышку (та, что со стороны гребного винта), которая крепится зачастую на двух болтах. Для снятия крышки, возможно, понадобится съемник, но может хватить и двух плоских отверток.
Сняв крышку вы увидите резиновое уплотнительное кольцо, которое “сидит” в канавке. Проверьте его состояние, оно должно быть без повреждений. А лучше его заменить. Далее съемником (или аккуратно выбиваем) снимаем подшипник и видим сальник гребного вала. Если в масле была эмульсия, то это первый “подозреваемый”, которого следует проверить. Он может износится сам собой из-за сроков эксплуатации или “благодаря” леске, которая очень часто наматывается на винт и на вал соответственно. Этот сальник прижимается к валу с помощью пружины, которая находится внутри него. Зачастую она ослабевает и сальник “перестает держать”. Можно конечно поставить новую пружину или поджать ее на несколько витков, но по хорошему сальник лучше заменить.
По тому же принципу осматриваем и сальник приводного вала. Благо он изнашивается гораздо медленнее, леске до него не добраться. При заметном износе меняем.
После ревизии сальников осматриваем шестерни редуктора на предмет повреждений. Очищаем их от возможного мусора и смазываем.
Собираем все в обратном порядке, строго следуя последовательности. На масле не экономим, заливаем качественное, купленное в надежном источнике. Смазываем гребной вал и ставим на место гребной винт.
Как разобрать и собрать лодочный редуктор
Необходимость разобрать и впоследствии собрать лодочный редуктор подвесного мотора возникает по множеству причин – от планового обслуживания до ремонта. Назначение редуктора на лодке – уменьшение оборотов вращения гребного винта относительно оборотов вращения коленвала мотора для обеспечения оптимальной передачи мощности от двигателя на винт.
Конструкция редуктора лодочного мотора
Коэффициент снижения редукции, или передаточного отношения, составляет около 2 (пишется как 2,0:1). Вращение от коленвала мотора к винту передается через вертикальный вал, конические шестерни с круговым зубом на вал винта.
Редуктор состоит из множества элементов, поэтому после полной разборки собирать его лучше по схеме, чтобы не наделать ошибок.
Составляющие лодочного редуктора:
Муфта
Находится она на шлицах гребного вала. Вращается с валом и передает крутящий момент на вал гребного винта. Муфта свободно скользит вперед и назад по валу, имеет по два зуба с каждой стороны для зецепления с шестернями переднего или заднего хода.
Шестерни переднего и заднего хода
Зубья муфты совмещаются с соответствующим углублением шестерен переднего или заднего хода, обеспечивая требуемое направление вращения. Когда муфта находится в зацеплении с одной из шестерен, мощность передается на вал гребного винта.
Шестерня приводного вала
На вертикальный приводной вал от двигателя насажена небольшая шестерня. Она постоянно вращает две шестерни передач, которые вращаются на валу свободно в противоположных направлениях.
Рычаг
Для перемещения муфты используется рычаг, подключенный через тягу. Вращение передается от верхней шестерни на шестерню заднего хода и через муфту на вал гребного винта. Шестерня переднего хода при этом свободно вращается на валу.
Чтобы включить передний ход – надо потянуть тягу и переместить муфту другую сторону – для зацепления с шестерней переднего хода.
Подшипники
Слева от муфты, на гребном валу, расположен подшипник опоры в сборе (закрываемый снаружи сальниками).
Синхронизаторов в рулевом редукторе лодочного мотора нет, зацепление происходит достаточно жестко – поэтому необходимо переключения производить четко и на холостых оборотах.
Конический роликовый подшипник на передней части вала передает усилие винта на корпус редуктора.
Все это находится в корпусе. По центру – посадочное место конического упорного роликового подшипника.
Механизм герметично закрывается стаканом из алюминиевого сплава, в котором расположен подшипник, снаружи закрытый двумя сальниками, и заполняется маслом. Выхлопные газы двигателя направляется вниз редуктора, вокруг него, и через ступицу винта выходят наружу. Сальники меняются снаружи, без разборки редуктора.
Основные проблемы лодочных редукторов не износ, а разрушение от столкновения с подводными препятствиями. В результате срезаются зубья у шестерен, гнутся гребные валы и лопасти винтов, даже лопаются корпуса редукторов.
Как самостоятельно разобрать и собрать редуктор лодочного мотора
Разбирать и собирать редуктор лодочного мотора необходимо с отсоединенной аккумуляторной батареей, чтобы исключить риск запуска мотора.
Последовательность разборки редуктора:
Сначала сливается масло из поддона. Двигатель фиксируется в крайнем верхнем положении (для буксировки).
Гребной винт снимается с вала. В нижеуказанном порядке (по алфавиту) с него отвинчиваются все элементы.
Снимается резиновая заглушка на торсионном валу, затем анодная пластина (нужно открутить крепящий ее 13-миллиметровый болт).
После снятия пластины внутри кармана откручивается болт на 14.
Снимается боковая панель – для этого нужно открутить четыре винта.
Если есть спидометр – на этом этапе он отсоединяется.
Ослабляются боковые крепежные контргайки. Перед снятием редуктора ВСЕ гайки должны быть ослаблены, иначе не исключен вариант его повреждения.
Редуктор стягивается с торсионного вала на длину ослабленных гаек, после чего гайки полностью скручиваются. Редуктор в процессе их скручивания нужно поддерживать, чтобы он не упал.
Как отрегулировать рулевой редуктор лодочного мотора после ремонта
Обычной замены подшипников и шестерен в редукторе иногда недостаточно – если их после сборки редуктора правильно не отрегулировать, они могут снова сломаться.
Это случается по той просто причине, что место зацепления шестерен не подогнано. Как результат – нагрузка на зубья шестерен распределяется неравномерно и приводит к их поломке или очень быстрому износу.
Неправильные пятна контакта:
Зацепление шестерен на вершине зуба. Это приводит к поломке верхней кромки зубьев и последующем разрушением остальных шестерен.
Контакт шестерен на корне зубьев. В итоге возникает излишнее трение, что приводит к быстрому износу пары.
Контакт на узком или широком конце зубьев. В этом случае пара также подвержена поломке краев зубьев и выхода из строя остальных шестерен.
Где должно располагаться пятно контакта:
Следует помнить, что лучше одновременно менять все шестерни в редукторе, даже если повреждена только ведущая. Это обусловлено тем, что износ на остальных шестернях, хоть визуально и не просматривается, но все равно присутствует, соответственно, и новая шестерня быстро износится.
Как установить рулевой редуктор на лодку
Прежде чем поставить рулевой редуктор на лодку, важно выяснить его характеристики, поскольку многие модели позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые – только по определенному.
Если лодочный мотор в комплектации «дистанционник», то он готов для установки рулевого редуктора. Если мотор румпельный, то потребуется его подготовка и переоборудование.
На румпельный ПЛМ нужно поставить крепежную пластину, за которую будет цепляться рулевая тяга. Затем надо проверить, есть ли на моторе место крепления рубашки троса. Если ее нет, то необходима транцевая опора рулевого троса (она бывает в простом исполнении или в комплекте с транцевой накладкой).
Комплект для подключения рулевого ДУ:
- Крепежная пластина (если нет специального отверстия на моторе)
- Рулевая тяга
- Транцевая опора рулевого троса (если нет специальной трубы для подключения троса)
Окончание рубашки рулевого троса крепится на трубе или транцевой опоре, установленной под мотором, с помощью гайки. Шток проходит сквозь трубу и выходит с противоположной стороны.
Лодочный мотор соединяется с ухом на конце штуртроса через рулевую тягу. В дистанционном моторе всё готово к стандартному подключению, румпельный мотор доукомплектовываем всем необходимым из предыдущего пункта.
Все редукторы предполагают использование специального установочного комплекта. Он содержит:
- скобу для крепления редуктора к панели управления,
- декоративный кожух,
- крепежные болты,
- гайки и шайбы,
- шпонку и гайку фиксации рулевого колеса.
С применением установочного комплекта редуктор легко монтируется на консоль лодки (нужно только просверлить отверстия)
Ремонт редуктора у Салюта
Подскажите пожалуйста нужно ли разбирать редуктор полностью для замены сальников у валов. И вообще можно ли где нибудь купить эти самые сальники. Спасибо.
Разбирать не и надо совсем аккуратненько выковырюешь и всего то делов, а купить ту БОЛЬШОЙ . если на месте сервиса или магаза с запчастями нет то в Инет магазах много встречал стоят капейки
ЭСП написал :
Подскажите пожалуйста нужно ли разбирать редуктор полностью для замены сальников у валов. И вообще можно ли где нибудь купить эти самые сальники. Спасибо.
Не нужно. Порядок замены хорошо расписан здесь » > пост 1.
Чем принципиально Салют отличается от Агата?
Techred написал :
Чем принципиально Салют отличается от Агата?
2 Veps25
Так не бывает.
Techred написал :
2 Veps25![]()
Так не бывает.
Еще как бывает. Салют, Агат и Пермская Целина МБ-501 это все Салют изготовленный на Агате в Гаврилов Яме. Москва Салют уже давно не делает.
viktor48 написал :
это все Салют изготовленный на Агате в Гаврилов Яме. Москва Салют уже давно не делает.
Стоп. А почему же два названия стало? По моему Салют так и выпускают в Москве, а Агат в Гаврилов Яме или я не прав?
Мой Салют, купленный пять лет назад сделан был в Гаврилов Яме, а ремонтировался, что интересно (по гарантии) ив Москве.
valerich написал :
А почему же два названия стало?
Не два а три. Не забудь еще Целину МБ-501 от Пермской «Академии инструмента» тоже сделан в Гаврилов Яме.
Не нравится скоро Салют начнут делать и в Китае вместо Гаврилов Ям. Благо Салют-100 уже поступает из Китая и продается.
viktor48 написал :
Не два а три. Не забудь еще Целину МБ-501 от Пермской «Академии инструмента» тоже сделан в Гаврилов Яме.
Ну как это Пермский (Пермь) В Гаврилов Яме? Не серьёзно как то.
viktor48 написал :
Не нравится скоро Салют начнут делать и в Китае вместо Гаврилов Ям
Только хотел сказать:
viktor48 написал :
Благо Салют-100 уже поступает из Китая и продается.
Techred написал :
Чем принципиально Салют отличается от Агата?
Нашёл я отличия. Можете смеятся, но на Агате шкивы двухручьевые. Инет в помощь! У них везде при описании две передачи вперёд, одна назад, в отличие от Салюта 4+2 и косилку им спереди не прилепишь, те же два ремня, а свободных ручьёв нет.