Как разобрать надувную лодку
Ремонт резиновой лодки своими руками
Резиновые лодки, особенно от известных и зарекомендовавших себя производителей, достаточно надежны. У заядлых рыбаков некоторые образцы, созданные еще во времена СССР, до их пор служат верой и правдой. У охотников, как правило, износ лодок происходит быстрее. В процессе использования резиновых лодок, особенно в жестких условиях, могут появляться различные повреждения и нарушения целостности резинового полотна. Наиболее часто встречаются проколы от острых камней, сдиры днища и бортов лодки или даже разрывы. Если неприятность произошла на воде и заметно, что лодка начинает сдуваться, что можно увидеть по уменьшающейся упругости ее бортов, нужно немедленно плыть до берега. После этого лодку необходимо осмотреть, смачивая водой возможные места проколов. Такой способ позволяет быстро и своевременно определить даже микроповреждения.
Если сразу место прокола резиновой лодки определить не удалось, ее необходимо максимально накачать воздухом. Если отверстие достаточно большое, всегда можно услышать характерное шипение выходящей струи воздуха. Если выход воздуха услышать не удается, необходимо взять тряпку, смоченную разведенным шампунем или мыльной водой и протереть ей возможные места повреждений. В местах разрывов резиновой лодки пенистая жидкость будет надуваться в виде пузырей, это основной признак того, что резиновая лодка нуждается в ремонте. Найденное место необходимо отметить маркером или доступным пишущим предметом для избавления от проблем поиска на месте, где будет производиться ремонт лодки.
Если критическое повреждение было найдено и ремонт неминуем, необходимо осмотреть всю лодку на наличие других повреждений, это позволит провести комплексные ремонтные работы лодки, что продлит срок ее службы и избавит от неприятностей при дальнейшей эксплуатации.
Ремонт резиновой лодки
Как только поврежденная лодка доставлена на место для проведения ремонта, необходимо максимально выкачать из нее весь воздух. После этого необходимо определиться с видом ремонта. Выделяется два варианта ремонта резиновой лодки. Первый – холодный вариант. Ремонт лодки по данному способу можно провести самостоятельно как в полевых условиях так и дома. Для холодного ремонта потребуется ножницы, прикаточное оборудование, наждачная бумага (чтобы убрать поверхностный резиновый слой), мягкая кисть для нанесения клея, растворитель и специальный клей для резины. Многое можно найти в специальном комплекте, поставляемом вместе с резиновой лодкой для ремонта.
Перед началом проклейки тюбик с клеем необходимо перемешать. Если консистенция клея слишком густая, его необходимо разбавить растворителем до приемлемой. При ремонте мелких повреждений необходимо наложить заплатку, усиливающую целостную структуру лодки и способную закрыть проколы. Важным условием такой работы является размеры заплатки, которые должны быть больше места потертости или иного повреждения минимум на 2-3 сантиметра в обе стороны. Если повреждение достаточно велико, необходимо вырезать заплатку по его форме, при этом зашить место разрыва нитями из капрона до поклейки. Заплатка при ремонте надувной лодки должна иметь ровные скругленные края без углов, что защитит возможное отклеивание ее при дальнейшем применении изделия.
Заплатка для лодки должна быть изготовлена из того же материала, что и изделие. Как правило, материал для заплатки поставляется в ремонтном комплекте при покупке лодки. При сборе на длительную охоту или поход рекомендовано взять весь комплект для ремонта резиновой лодки с собой, либо несколько лоскутов материала лодки, клей и иное мелкое оборудование для быстрого ремонта в походных условиях. Все инструменты необходимо сложить отдельно и полностью обеспечить им защиту от влаги. При ремонте поврежденную часть лодки и заплатку необходимо обработать наждачной бумагой с крупным зерном, при отсутствии же шкурки в походных условиях можно аккуратно провести операцию ножом, режущая кромка которого должна быть расположена перпендикулярно обрабатываемой поверхности. После ошкуривания необходимо обработать поврежденное место и заплатку растворителем, таким как этилацетат или бензином, который служит не только для удаления мельчайших частичек пыли, но и обезжиривает поверхности. В условиях охоты или похода можно применить обычную воду, но такой ремонт резиновой лодки будет не долговечен. После проделанных процедур лодку и заплатку необходимо хорошо высушить от остатков влаги и нанести кистью резиновый клей.
Примерно через 20 минут первый слой клея высохнет, можно наносить второй слой. Второй слой клея необходимо просушить до состояния, когда к нему еще будет незначительное прилипание, что можно проверить, коснувшись поверхности ножиком. После этого взять заранее приготовленную заплатку и уложить ее на место прокола, не касаясь при этом проклеенного места пальцами. При правильном выполнении всех операций заплатка схватится с поверхностью лодки сразу и оторвать ее будет достаточно нелегко.
Установленную заплатку нужно сразу начать проглаживать специальным роликом, прокатывая от центра к периферии. Правильные действия позволят полностью удалить возможные пузыри воздуха между заплаткой и лодкой. После окончания всей действий место установленной заплатки лучше засыпать мелом или тальком для снижения уже ненужных адгезионных свойств остатков клея.
Ремонт резиновой лодки лучше проводить в теплое время года, когда столбик термометра будет иметь стабильную температуру в пределах от 15 до 25 градусов. Ремонт должен проводиться в сухую погоду, в тени. При иных погодных условиях качественный ремонт лодки своими руками лучше проводить в мастерских или помещениях. После окончания ремонта лодке необходимо отлежаться в течении не менее 24 часов, минимально необходимый срок – 3 часа.
И напоследок предлагаем посмотреть видео, на котором наглядно показан весь процесс ремонта надувной лодки.
Видео «Ремонт резиновой надувной лодки своими руками»
Горячая техника ремонта применяется для ремонта фатальных повреждений лодок. Проводится данный вид ремонта только в заводских условиях и опытными мастерами. В домашних условиях и условиях похода к такому ремонту резиновой лодки лучше не прибегать.
Как разобрать надувную лодку
Для облегчения этой задачи в любом Паспорте (руководстве по эксплуатации) лодки есть подробное, поэтапное описание процесса сборки-разборки. Следуя руководству не составит труда разобрать и собрать любую надувную лодку.
Самостоятельная сборка и разборка надувной лодки ПВХ
Несколько рекомендаций для тех, кто первые попытки по сборке надувной лодки ПВХ будет делать самостоятельно, получив надувную лодку из организаций по доставке товаров. Прежде всего, необходимо произвести осмотр полученного и проверить соответствие комплектации документам, то есть убедиться, что всё пришло в целости и сохранности, включая упаковочные сумки или рюкзаки. А уже потом дома, не спеша, можно приступать к сборке надувной лодки.
Начинаем сборку надувной лодки развернув её на ровной поверхности. Для облегчения всего процесса (если сборка проводится на грунте) монтаж лодки можно проводить положив под днище полиэтилен. Это даст возможность минимизировать попадание песка, камней и веток в кокпит нашей лодки. Более того, такая подстилка просто необходима, когда надувную лодку приходится упаковывать на песчаном берегу.
Перед накачиванием лодки ПВХ необходимо установить все воздушные клапана на баллонах в положение «закрыто». Что бы сделать это, нужно слегка нажать шток клапана и немного повернув зафиксировать его в положении, где бы он выдвинулся в своём гнезде на максимальную высоту. В результате, будет «прижата» тарелка клапана, которая и отвечает за поступление воздуха из баллона лодки к самому клапану.
Теперь накачиваем баллоны лодки. Для решения этой задачи можно использовать ножную помпу, которая входит в обязательный комплект надувной лодки. Но в большей степени эту монотонную работу необходимую при сборке надувных лодок может значительно облегчить использование электрической помпы. Разумеется, это должны быть электропомпы, которые рекомендованы(!) для накачивания надувных лодок. Даже самый дешевый электронасос позволит до минимума снизить «ножной» физический труд.
Что бы насос работал эффективно нужно подобрать переходник, который способен обеспечить надёжную фиксацию, как в гофрированном шланге, так и в клапане надувной лодки. Если переходник где-то входит слишком свободно, то его диаметр можно увеличить несколькими оборотами изоленты или скотча. Если переходник не входит в гофрированный шланг, то эту часть шланга можно слегка «подогреть» в кипящей воде. После этого всё прекрасно встанет на свои места.
Производим все подключения насоса к лодке и наполняем до «принятия формы» баллоны лодки воздухом. Фиксируем надувной вкладыш или пайол, а также все оставшиеся элементы конструкции надувной лодки.
После чего следует подкачать баллоны и кильсон лодки до рекомендованного давления. В завершении закрываются и надёжно затягиваются крышки воздушных клапанов баллонов лодки.
Разборка надувной лодки ПВХ после окончания эксплуатации производится в обратной последовательности. Для пайольных конструкций важно на этом этапе следовать определённому алгоритму действий.
Начинать нужно со снижения давление в баллонах лодки до потери формы, при этом в кильсоне давление снижать нужно незначительно. В таких условиях распирающий эффект, который и фиксирует днище пайольных конструкций, перестанет действоать. После чего стрингера можно будет снять без усилий. Пайол лодки можно будет разобрать также легко.
Приминительно к полностью надувным лодкам тоже есть несколько хитростей, которые позволят облегчить их разборку. Это нужно учитывать, особенно при низкой температуре воздуха (около и ниже 0 грудусов Цельсия). Важно при сворачивании надувной лодки с помощью электропомпы равномерно выкачивать воздух из всех секций лодки. Следуя этому несложному правилу, вам всегда удастся компактно свернуть любую надувную лодку, даже самую большую.
Чего «боится» надувная лодка?
Стоит акцентировать внимание на нескольких запрещающих пунктах правил эксплуатации надувных лодок из ПВХ-ткани. Запреты приведенные ниже применимы для всех надувных лодок из ПВХ.
• Нельзя применять для накачивания баллонов лодки любые источники сжатого воздуха (кроме рекомендованных для накачивания надувных лодок ножных и электрических помп), так как они не могут обеспечить точного значения рекомендованных давлений.
• Нельзя накачивать герметичные отсеки надувной лодки давлением, которое превышает номинальное (паспортное) значение на 10% и более.
• Запрещается использовать надувную лодку с открытыми крышками воздушных клапанов. Крышки должны обеспечивать защиту механизма клапанов от грязи и воды. Если этого не происходит, то быстро утрачивается герметичность отсеков лодки.
• Перед тем, как оставить надувную лодку ПВХ в зоне прямых солнечных лучей на берегу необходимо снизить давление в баллонах на 20-50% от номинального. Длительное (более 1 часа) нахождение на Солнце неукрытой надувной лодки с несдутыми до этих значений секциями может быть чревато неприятными последствиями для баллонов лодки.
• Нельзя эксплуатировать надувную лодку при давлении в отсеках баллона ниже рекомендованного. Из-за того, что лодка потеряет свою оптимальную гидродинамическую форму, будет затруднен выход в режим глиссирования. Кроме этого, жёсткие элементы конструкции лодки способны быстро повредить ткань ПВХ и привести лодку в негодность.
• После сброса давления для хранения надувной лодки на берегу при дальнейшем спуске на воду требуется восстановить давление в баллонах до необходимого значения.
• Не оставляйте резьбовую часть штока уключины без закрывающей ее колпачковой гайки (как с установленными, так и со снятыми вёслами). Открытый шток может привести как к потере вёсел на воде, так и повредить ткань лодки при транспортировке судна.
Автор: Владимир Колгин
Важно: Перепечатка материала допустима только с письменного разрешения администрации сайта Все лодки Петербурга
Как правильно собрать надувную ПВХ лодку
Надувные лодки ПВХ – популярное, практичное в использовании и доступное по стоимости плавательное средство. В отличие от пластиковых и деревянных лодок, модели ПВХ можно сложить до компактных размеров, что позволяет легко транспортировать их и хранить, не занимая много места. Но, если для опытного пользователя сборка и разборка конструкции вполне знакомые и простые операции, легкие даже для одного человека, то для новичка, который только приобрел плавсредство, вопрос о том, как собрать лодку ПВХ с жестким дном сопряжен с некоторыми трудностями. Легко справиться с ними, можно если знать все нюансы этого процесса.
Подготовка к сборке
Сборка ПВХ лодок с жестким надувным или пайольным полом, должна осуществляться только на ровной поверхности. Если работы проводятся на открытом грунте, то под плавсредство необходимо положить полиэтиленовую пленку, брезент или другой материал, который позволит избежать загрязнения днища и попадания в лодку песка, почвы, травы, камней. В случае, когда плавсредство из ПВХ хранили при температуре 0°С и ниже, необходимо его предварительно нагреть. Перед раскладыванием лодка должна иметь температуру не ниже 20°С. Для получения этих значений, рекомендуется подержать лодку при комнатной температуре около 12 часов.
После подготовки основания и перед накачиванием обязательно нужно проверить, чтобы каждый воздушный клапан был установлен в закрытое положение. Для этого достаточно надавить на клапанный шток, немного повернуть и после того, как он выдвинется на максимальную высоту, зафиксировать. Это обеспечит надежное прижатие клапанной тарелки и исключит выход воздуха из баллона.
Технология сборки лодки ПВХ
Тем пользователям, кто не знает, как собрать лодку ПВХ с жестким дном, следует действовать согласно следующей инструкции:
– распаковать плавсредство из сумки;
– развернуть лодку, просто расправляя все поверхности;
– установить клапан в положение для накачивания;
– зафиксировать на механической или электрической помпе специальный переходник, который должен соответствовать размеру лодочного клапана;
– установить насос в клапан и поочередно подкачать баллоны на 50%;
– при наличии киля жесткого типа произвести его установку, обеспечивая правильную ориентировку всех элементов конструкции по направлению и местоположению, для того чтобы добиться полного выравнивания;
– собрать пайолы, если производится сборка пайольной модели;
– для лодки НДНД накачать дно на 100%;
– несколько раз подкачать баллоны – сначала до 90% и затем до 100% до достижения давления около 240–270 мбар или 0.24–0.25 атм.
– надуть надувной киль при его наличии сразу на 100%.
На заключительном этапе закрыть сливной клапан, зафиксировать в уключинах весла и закрыть все клапаны крышками, входящими в комплект.
Как разобрать надувную лодку: ценные советы
Чтобы лодка прослужила как можно дольше и была удобна в транспортировке, ее разборку необходимо осуществлять только после тщательной очистки и просушки, как снаружи, так и внутри. Перед тем как спустить баллоны следует снять все комплектующие и жесткие элементы и проверить на наличие дефектов. Если в ремонте нет нужды и вся поверхность целая, то можно производить откачку воздуха с помощью насоса, при этом слегка надавливая коленом на складываемые отсеки. Это обеспечит постепенный воздух из баллонов и исключит риск повреждения швов от чрезмерного давления.
Для защиты ПВХ от воздействия сырости и полного абсорбирования влаги, перед сворачиванием лодку обрабатывают тальком. В процессе сворачивания полностью сдувшиеся части складывают пополам вдоль длины лодки, чтобы получить ширину менее, чем длина сумки для хранения. Скрутить материал в рулон так, чтобы получился сверток без выступающих элементов, имеющий правильную форму. В заключении, с помощью стропы зафиксировать сверток и поместить его в сумку.
Как поменять клапан на лодке ПВХ?
Клапан — важный элемент надувной лодки. Если этот компонент выходит из строя, судно становится небезопасным для использования. Это происходит из-за износа манжет на внутренней части клапана, если лодка старая. Причиной может стать застрявший камешек или другой предмет, который повредил прижимной механизм. Также не исключено и механическое воздействие — владелец может случайно наступить на клапан. Так как поменять клапан на лодке ПВХ правильно? Сейчас расскажем.
Какие клапаны есть в лодке ПВХ?
Есть 2 основных типа клапанов:
- воздушные — отвечают за то, чтобы воздух удерживался в баллонах лодки. К ним также относятся предохранительные клапаны для стабилизации давления. Через них удаляются излишки воздуха, чтобы лодка не лопнула под солнцем;
- сливные — через них удаляется вода, которая проникает в кокпит лодки.
Как поменять клапан на лодке ПВХ? Все зависит от типа клапана.
Виды воздушных клапанов
- Простейшая модель — пробка, основание из полиэтилена и соединяющая их резиновая прокладка. Такой клапан часто можно встретить на старых лодках российского производства.
- Второй вид также отличается достаточно простой конструкцией: «стакан» (фланец, вклеенный в баллон), запорная пробка и прорезиненная прокладка для герметичности. Такой клапан обычно используется на прогулочных лодках.
- Третий вариант — современный мембранный клапан с механизмом push-push. При первом нажатии начинается нагнетание воздуха в баллоны, при повторном клапан закрывается. Конструкция состоит из стакана (он внутри баллона) и вкрученной в него ответной части. Она отвечает за открытие и закрытие клапана.
Сливной клапан
Сливной, или дренажный, клапан крепится с нижней стороны транца. Этот компонент присутствует не на всех лодках, но значительно упрощает эксплуатацию. Ведь вода попадает в кокпит даже при аккуратном и медленном движении. И удалить ее можно именно через дренажный клапан без использования помпы. Сделать это можно прямо во время движения лодки на воде или же на берегу.
Как поменять воздушный клапан на лодке ПВХ?
Если клапан засорился или в него попал инородный предмет, не спешите его заменять. Можно обойтись только прочисткой. Для этого клапан нужно извлечь и тщательно продуть, чтобы внутри не осталось грязи и пыли. Далее — смазать автомобильной смазкой и зафиксировать обратно. Если компонент все-таки вышел из строя, придется купить новый. Но в обоих случаях старый клапан нужно демонтировать. Рассказываем, как:
- сдуть лодку;
- через материал нащупать, где находится основание стакана клапана, и надежно зафиксировать в нем ключ;
- аккуратно вращать ключ по часовой стрелке.
Подбор ключа
О каком ключе идет речь? Точно не о гаечном! Для демонтажа клапана нужен специальный инструмент. Вы можете найти его в ремонтном комплекте или изготовить своими руками. Для этого понадобится трубка из металла или пластика длиной 200-250 мм. Ее диаметр должен соответствовать диаметру клапана. Далее в верхней части трубки нужно проделать 2 отверстия под проволоку — это механизм для вращения клапана. В нижней части с помощью болгарки или ножовки делаются рубцы, которые упростят демонтаж.
Извлечение
Ключ готов, баллоны спущены — можно приступать. С его помощью пользователь извлекает клапан из стакана. Дополнительно могут пригодиться обычные плоскогубцы. Если корпус клапана закис и не хочет выходить, воспользуйтесь специальным спреем для авто «жидкий ключ». Также может возникнуть другая проблема — поломка стакана. Что делать? Есть 3 решения:
- нагреть материал лодки вокруг клапана. Вам понадобится строительный фен. С повышением температуры ПВХ смягчится достаточно, чтобы вы могли извлечь стакан. В этом деле важно не переусердствовать, чтобы не деформировать ткань;
- извлечь стакан по фрагментам, аккуратно и не задевая материал;
- сделать надрез вокруг стакана, извлечь его и наклеить заплату.
Осмотр
На этапе осмотра выносится вердикт: ремонтировать старый клапан или покупать новый. В первом случае можно продуть его сжатым воздухом, чтобы удалить всю грязь, или же воспользоваться сухой чистой ветошью для этих же целей. Для очистки пружинного механизма от пыли, песка и грязи подойдет мыльный раствор и смазка солидолом.
Замена
Если без замены все же не обойтись, обязательно возьмите клапан с собой в магазин. Не стоит выбирать этот компонент на глаз. Особенно, если речь идет о старых лодках. Резьба нового клапана должна в точности совпадать с «родным» вариантом. Если такой на прилавке магазина нашелся, значит можно продолжать ремонт.
При установке нового или очищенного старого клапана не рекомендуется закручивать его до упора. Оставьте место для маневра. Дотянуть клапан ключом до нужного положения лучше уже после накачивания баллонов. Так вы увидите, если он все еще спускает воздух. Также чрезмерное усилие может элементарно повредить изделие.
Для дополнительной герметичности резиновую прокладку клапана можно смазать тонким слоем силикона. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы он не оказался в других местах лодки.
Как поменять сливной клапан на лодке ПВХ?
Сливной клапан, как и воздушный, может выйти из строя. Обнаружить это легко — он начинает пропускать воду. Расскажем, как быть в этом случае:
- для начала нужно выкрутить клапан;
- убедитесь, что он не поврежден механически. В этом случае одной чистки будет недостаточно, придется покупать новый. Если клапан целый и невредимый, нужно очистить его от грязи и других застрявших инородных тел.
Частой причиной того, что в лодке появляется вода, может быть не только клапан, но и образовавшиеся вокруг него щели. Чтобы их устранить, понадобится герметик — им нужно обработать место вокруг клапана. Не будет лишним и слой силикона по резьбе непосредственно перед вкручиванием изделия.
Итоги
Клапан — пусть и небольшой, но незаменимый компонент лодки ПВХ. Поэтому очень важно проводить ее своевременную профилактику. Бережное и аккуратное отношение обязательно продлит срок службы вашего судна.
Что касается клапана, важно, чтобы при хранении он находился в закрытом положении. Прежде, чем надувать лодку, убедитесь, что в резьбе нет песка. При спуске на воду проследите, появляются ли пузырьки. Это значит, клапан пропускает воздух. В этом случае вооружитесь инструкциями, как поменять клапан на лодке ПВХ, и замените его. В этом случае ваше судно прослужит вам долгие счастливые рыболовные годы.
Вопрос — ответ
Вопрос: Как быстро поменять клапан на лодке ПВХ, чтобы не пропускал?
Имя: Дмитрий
Ответ: Работы проводятся на спущенной лодке. Нужен специальный ключ, с помощью которого клапан извлекается из стакана. После этого устанавливается новый клапан, но сразу закручивать его до упора не стоит, лучше после накачивания баллонов. При необходимости прокладку клапана можно смазать силиконом.
Вопрос: Как своими руками подтянуть клапан на лодке ПВХ?
Имя: Даниил
Ответ: Для этого нужно использовать специальный ключ, который есть в ремонтном комплекте или специализированном магазине. В крайнем случае, его можно изготовить своими руками из металлической или пластиковой трубки. Ключом нужно аккуратно вкрутить клапан. До конца сделать это лучше на надутой лодке, чтобы увидеть, пропускает воздух или нет.
Вопрос: Как аккуратно снять клапан с лодки ПВХ, чтобы починить?
Имя: Андрей
Ответ: Сдуть лодку, нащупать основание стакана и зафиксировать в нем ключ, который потом вращать по часовой стрелке. В некоторых случаях для извлечения клапана нужно воспользоваться плоскогубцами или специальным спреем.
Вопрос: Как лучше всего проверить клапан на лодке ПВХ?
Имя: Иван
Ответ: Мыльным раствором: смешать воду и мыло (можно взять моющее средство). Если видны пузыри — нужен ремонт. Другой способ — надуть лодку до половины, опустить в воду (чтобы клапан был в ней) и посмотреть, есть ли пузырьки.
Вопрос: Из чего состоит и как устроен воздушный клапан на лодке ПВХ?
Имя: Матвей
Ответ: Это зависит от вида клапана. Простая конструкция состоит из стакана, запорной пробки и прорезиненной прокладки. Мембранный клапан имеет механизм push-push.