6 просмотров

Как рассчитать необходимую мощность лодочного мотора

Как рассчитать необходимую мощность лодочного мотора

Подвесные лодочные моторы.
Выбор двигателя для надувной лодки.

Ну вот, пройдя все муки выбора, вы все-таки стали счастливым обладателем лодки и, казалось бы, осталось совсем немного для полного счастья – приобрести еще и лодочный мотор.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как выбор лодочного мотора – задача не менее трудная.

Сделав правильный выбор, вы сможете не только сэкономить на топливе, но и сберечь нервы и здоровье. Вот два крайних случая: недостаточно мощный мотор и лодочный мотор с избыточной мощностью.

В первом случае, при недостаточной мощности, ее самом минимальном значении, у вас будут проблемы при выходе в режим глиссирования, например, против несильного ветра, против течения, при неправильном размещении груза в лодке.

К примеру, при сильном ветре на реке , имея большую лодку и слабый мотор, вы даже не сможете двигаться против течения, что довольно не безопасно.

Но вернемся к главному. Как же выбрать правильный лодочный мотор?

О минимальной мощности лодочного мотора.

Рассчитаем минимальную мощность двигателя, то есть мощность, которой будет достаточно для выхода на глиссирование при обычной загрузке.

Что мы имеем в виду под обычной загрузкой? Это количество пассажиров, вес самой лодки, мотора, багажа, запасного бензина и оборудования. Далее суммируем все веса и делим на 30, если лодка имеет малую килеватость, то есть днище практически плоское.

Статья в тему:  Как снять карбюратор с лодочного мотора

Соответственно, делим на 25 при большой килеватости лодки. У современных лодок ПВХ в большинстве случаев имеется надувной киль, вполне прилично выступающий на днище, поэтому было бы правильнее брать цифру 28-29, но расчет будем вести по лодке, имеющей практически плоское дно.

Для примера сделаю расчет для своей лодки Дека. Вес лодки 25 кг, мотор 24 кг, рыболов 80 кг, снасти, бензин, запчасти 25 кг.

Итого: (25+24+80+25)30 = 5, 1 лошадиных сил.

На этой лодке я пользуюсь мотором Меркури 5. Для рыбалки, когда один в лодке вполне хватает. Если груз разместить равномерно и мотор прогрет, то на глиссер выходит хорошо, идет стабильно, скорость около 30 км/ч по течению и ветру. То есть, как вы видите, расчетные данные совпадают с реальной эксплуатацией.

Это, что касается глиссера. Но, как мы уже говорили, на лодку можно поставить мотор меньшей мощности, ведь не всем нужен глиссирующий режим, хотя, лично я не понимаю смысла в таком тандеме.

Если только недостаток денежных средств, а покататься на лодке хочется. Так вот, в данном случае давайте рассчитаем минимально допустимую мощность двигателя, который можно эксплуатировать на определенной лодке.

Берем максимальную загрузку нашей лодки (по паспорту), в моем случае 400кг, плюс вес самой лодки и все это делим на 30. Кстати, это получилась мощность мотора, нужная для глиссирования полностью загруженной лодки. От полученного числа берем 14 часть.

Статья в тему:  С какого числа нельзя рыбачить с лодки

(400+25)30)4 = 3,5 лошадиных сил.

В итоге, с такой лодкой и загрузкой это будет минимально допустимая мощность мотора. С более слабым лодочным мотором вы рискуете при внезапной перемене погоды в худшую сторону просто не добраться до берега.

О максимально возможной мощности двигателя для вашей лодки.

По поводу предельной мощности лодочного мотора, применяемого на определенной лодке можно сказать, что его мощность никак не должна быть больше максимально допустимой, отмеченной на бирке вашего транца.

Конечно же, производитель лодки заложил больший предел прочности, чем указан на бирке. Но заранее подвергать себя и пассажиров неоправданному риску, устанавливая больший по мощности мотор, а вам это надо?!

Мало того, что лодка может просто банально разрушится от повышенных нагрузок, особенно, в районе транца, так же вы можете потерять управляемость и просто перевернуться. Поэтому, мы рекомендуем вам не превышать допустимой мощности, указанной заводом-изготовителем.

Возьмем, к примеру, эту же лодку Дека 2.90. По паспорту, максимальный вес, который можно перевозить на лодке – 400 кг. Плюс вес лодки – 25кг.

Итого: (400+25)30 = 14,2 лошадиных сил, то есть пятнашка. В вес 400 кг входит все, что мы описывали выше с максимальным количеством пассажиров – 2. Практически, разница в 2 раза. С 8-сильным мотором, однозначно, при полной загрузке глиссера не будет. Но и 15-ку ставить на такую лодчонку я бы не рискнул.

Статья в тему:  Как поднять транец на лодке крым

Допустимый вес груза в лодке.

Теперь давайте посчитаем, сколько полезного веса можно взять с собой в лодку, чтобы можно было передвигаться в глиссирующем режиме. Сложим массу лодки и мотора, приплюсуем вес пассажиров. Применим это к конкретной мощности двигателя Р. В моем случае Р=5 и один человек в лодке.

Итого: 30х5 – (25 + 24 +80) = 21кг

Это вес груза, с которым я должен выйти на глиссер, что собственно, и есть на самом деле. С 8-сильным мотором, что является максимальной мощностью для моей лодки (по бирке):

30х8 – (25+24 +80) = 111кг.

То есть с 8-сильным мотором я смогу взять в лодку еще 1 человека с грузом и свободно передвигаться в глиссирующем режиме.

Теперь у вас не должно быть трудностей при решении, какую лодку и мотор вам брать. Сразу, перед покупкой, определитесь, будете ли вы чаще всего находиться в лодке один, или с пассажирами, вес лодки и мотора всегда можно найти через интернет.

Какой фирмы лодка предпочтительней, все зависит от вашего кошелька и отзывов владельцев. Моторы известных марок практически все достаточно надежны при правильной обкатке и эксплуатации.

Можно только заметить, что при выборе и покупке мотора, обязательно сразу же купите запасную свечу, масло для редуктора, узнайте, есть ли возможность приобрести винт и в какие сроки. Случаев поломки винта о камни и другие предметы вполне предостаточно, поэтому наличие запасных винтов в продаже меня бы несколько успокоило.

Статья в тему:  Как сделать водяной парус для торможения лодки

В следующей статье мы рассмотрим разницу между двухтактным и четырехтактным мотором и как его правильно установить на транец лодки.

Предел мощности лодочного мотора

Так какой же мощности двигатель можно ставить на лодку?

Многие обладатели глиссирующих моторных лодок пытаются разогнаться на них как можно быстрее, не взирая ни на какие ограничения. Но у каждой лодки есть свой расчетный предел скорости, превысив который судно будет двигаться по воде неустойчиво и зачастую непредсказуемо. Она будет дельфинировать, постоянно рыскать, раскачиваться, пытаясь сбросить своего ездока за борт, как бы намекая ему, что что-то идет не так. Когда подобное случается, а происходит это как правило, когда лодка идет “на легке”, водитель чаще всего сбрасывает обороты мотора и тем самым снижая скорость, срабатывает инстинкт самосохранения.

Хорошо если на больших скоростях лодка идет прямо и вода спокойная, другое дело, когда необходимо совершить резкий маневр (впереди препятствие), а времени сбросить скорость нет совсем. В таких ситуация, на предельных для себя скоростях, моторная лодка ведет себя совсем непредсказуемо, водитель или пассажиры могут вылететь за борт, лодку может подбросить или резко развернуть, не редки случаи, когда маневрирование на больших скоростях приводит к перевороту судна, утоплению мотора и всего скарба и даже травмам.

Для определения максимальной безопасной скорости лодки (и соответственно максимально допустимой мощности мотора), при которой водитель и пассажиры будут чувствовать себя комфортно и безопасно, производители маломерных судов обязаны проводить испытания своих лодок по методике ISO 11592:2001 на скорость и маневренность под разными по мощности моторами. Результаты таких испытаний дают максимально допустимую для каждой модели лодки мощность мотора, которую категорически не рекомендуется превышать. Это и есть “предел мощности”.

Статья в тему:  К чему снится ловить рыбу с лодки

Но часто приходится сталкиваться с не совсем добросовестными производителями лодок, которые такие испытания не проводит или проводит “для галочки”, а для повышения продаж своих маломерных судов завышают максимально допустимую мощность мотора, тем самым ставя под угрозу безопасность людей.

Как рассчитать максимальную мощность лодочного мотора для лодки

Для определения максимально допустимой мощности лодочного мотора для той или иной лодки вам понадобится две вещи: рулетка и калькулятор.

  1. Для начала измеряем в метрах наибольшую длину лодки (Lнб) от носа до транца, не учитывая выступающие площадки и т.п. Такие данные можно еще получить из паспорта лодки, но он зачастую не всегда под рукой.
  2. И измеряем ширину транца в метрах по кромкам скуловых брызгоотбойников (Вск).

Предельная мощность мотора N определяется по формуле:

  • для маломерных судов с дистанционным управлением:
  • для лодок с румпельным управлением:

Это зарубежные формулы, которые были выведены по результатам испытаний не одного десятка различных лодок. Погрешность у них не более 10%. Если формула выдала вам результат в 30 л.с., то на такую лодку можно ставить мотор от 27 до 33 л.с.

Таким образом вы достаточно точно сможете определить какой лодочный мотор вам стоит покупать, чтобы не переборщить с мощностью и не угробить себя и своих близких, ну и не потратить лишних денег за лишние лошадиные силы.

Статья в тему:  Почему не заводится скутер yamaha jog

Мощность лодочного мотора

От мощности лодочного мотора зависит интенсивность и комфортность передвижения на судне. Однако прежде чем выбрать подвесной лодочный мотор, следует учитывать ряд особенностей, а также знать параметры конструкции плавательного средства.

Размера лодки и мощность мотора

Существует прямая связь между габаритами судна и характеристиками мотора. В общем случае более длинная модель предполагает использование более мощного агрегата. Помимо этого есть ряд других особенностей, которые также стоит учитывать.

1. К судну, длинной в 3 м рекомендуется применять установки от 2.5 до 5 л.с. Также отметим, что это пороговая величина для необходимости получения прав на управления судном.

2. Если лодка длинной в 3.5 м, то следует выбирать установки в пределах 6 – 7 л.с. Тестирование показали необходимость производительности не менее 10 л.с. В противном случае не удастся выйти на режим глиссирования. Также стоит учитывать количество тактов, которые связаны с массой агрегата. Так у двухтактной установки это значение в 1.5 раза меньше, чем у четырехтактного.

3. Судна с длинной от 3.5 м предполагают применение установок от 18 л.с. и более. Расход горючего у двухтактного агрегата для развития производительности будет меньше, чем у четырехтактной модели.

Помимо этих особенностей также стоит прислушиваться к рекомендациям специалистов.

1. Агрегатирование двигателя определенной мощности зависит от высоты кормового транца (дейдвуда). Это основной элемент ПВХ лодки в этом плане. До 15 л.с. рекомендуемый параметр составляет 2.5 см. Более мощные установки монтируют на дейдвуд с толщиной не менее 3.5 см.

Статья в тему:  Как сделать лодку из салфетки

2. Не стоит размещаться в надувном судне больше, чем двум рыбакам. В противном случае будет проблематичен вывод на режим глиссирования.

3. Смешивать горючее с маслом следует не ранее, чем за пару суток до выезда. Это позволит избежать снижения октанового числа. Подобное произойдет по причине прекращения действия присадок. Которые увеличивают данную характеристику.

Применение моторов 2 – 10 л.с.

Большинство рыбаков, которые выбирают подвесные лодочные моторы, останавливают выбор на маломощных представителях. Одним достаточно спрятаться от конкурентов, другие выбирают мощность для троллинговой ловли.

Более того, эта категория установок отличается доступностью. Также для их использования не нужно проходить регистрацию и делать права. Однако есть и ряд нюансов, учитывая которые, рыболовы смогут сделать правильный выбор.

Подвесные лодочные моторы до 3.5 л.с. используются для спокойной ловли в стоячей воде. Такие модели имеют ряд особенностей.

1. Многие установки оборудованы пластиковыми винтами. При наезде на отмель или корягу узел приходит в негодность. Рыбаку необходимо опускать в воду весла, чтобы добраться береговой линии. В таком случае опытные лодочники используют алюминиевые винты. Помимо прочности они увеличивают скорость.

2. Для агрегатов с малой мощностью нет необходимости во вместительных бензобаках. Достаточно приобрести канистру в пределах 0.5 – 1.5 л. Объема хватит для нескольких часов плавания.

3. Активация установок данной модели осуществляется на нейтрали. Движение начинается при переводе особой рукояти газа.

Статья в тему:  Как самому сделать тент на надувную лодку

4. Фиксирование на судне осуществляется за счет специальной струбцине С ее помощью осуществляется повороту мотора на 360 градусов.

5. Румпель и заслонка дросселя обладают упрощенной конструкцией. Для управления используется полозковый регулярно на передней панели.

Моторы с мощностью 4 – 10 л.с. имеют более обширную сферу применения.

1. Практически каждая модель имеет в комплекте алюминиевые винты.

2. Для предотвращения перегрева используется водяная система охлаждения.

3. Ряд моделей имеют одинаковую струбцину, которая обеспечивает поворот мотора на 360 градусов.

Применение моторов 10 – 30 л.с.

Установки до 30 л.с. это более дорогие модели, которые имеют большую массу. С их помощью можно передвигаться на лодке с 4 пассажирами. Принято агрегатировать устройство на цельнометаллические судна. Также они не рассчитаны на частое снятие и транспортировку отдельно от лодки.

Применение таких моторов разрешено только после прохождения регистрации в ГИМС и получения соответствующих прав.

Применение моторов более 30 л.с.

Силовые агрегаты с мощностью более 30 л.с. отлично себя показывают практически в любых условиях. Большая мощность установок позволяет развивать значительную скорость.

Как и на предыдущие модели, эти моторы следует регистрировать в ГИМС и получать соответствующие права для управления.

Выбор мотора для лодки

В инструкции по эксплуатации плавательных средств ПВХ указывается максимальная мощность силового агрегата. В действительности это значение может быть ниже установленного. Это связано с тем, что при полной загрузке и высокой волне увеличивается вероятность проникновения воды внутрь.

Статья в тему:  С какого числа разрешается ловля рыбы с лодки

Базой расчет является предельная загрузка – суммарный вес судна, пассажиров и инвентаря. Далее стоит рассчитать килеватность – уровень погружения в водоем. Для низкого параметра расчетный вес делят на 25, а для высокого – на 30.

В обязательном порядке стоит учитывать предельно допустимую нагрузку. Фактический вес не должен превышать данное значение. Также на практике следует оставлять запас в 10 – 15%.

Если нет документов, тогда самостоятельно можно высчитать данное значение. Для этого к критической массе стоит прибавить вес плавательного средства, затем разделить на 30 и 4.

В любом случае при выборе силового агрегата стоит в первую очередь ознакомиться с инструкцией, затем посоветоваться со специалистами, а после выбирать правильный мотор.

Как выбрать мотор для лодки или катера

Зная мощность и скорость, на которые рассчитана ваша лодка, нетрудно правильно подобрать мотор. При самостоятельном же выборе следует принять во внимание следующие соображения.

Во-первых, чтобы лодка достигла определенной скорости, мотор должен развивать мощность не ниже какого-то определенного предела, зависящего от типа обводов и нагрузки судна.

Для тяжелых водоизмещающих лодок, которые обычно ходят со скоростью 9 – 18 км/ч, достаточна мощность в 1,5 – 3 л. с. на тонну водоизмещения (правда, при условии, что винт подобран для данной скорости).

На водоизмещающей лодке длиной 4 – 5 м практически достаточно 5-сильного «Прибоя», отличающегося экономичностью, бесшумной работой. На такую лодку длиной 5 – 7 м лучше поставить мотор мощностью 8 – 12 л. с., например «Ветерок-8» или «Москву», чтобы иметь запас мощности на случай волнения и сильного ветра, когда высокобортный корпус становится плохо управляемым.

Статья в тему:  Как найти прокол в резиновой лодке

Если речь идет о быстроходной глиссирующей лодке с остроскулыми обводами, вес ее – нагрузка – приобретает гораздо большее значение и его нужно подсчитать поточнее. Просуммируйте вес корпуса лодки с оборудованием и снабжением, вес экипажа (из расчета 75 кгс на человека), вес подвесного мотора (его можно принять для начала равным 40 кгс) и вес запаса горючего (стандартный бачок с топливом весит 20 кгс). Разделив теперь сумму на 25, вы получите значение минимальной мощности, необходимой, чтобы вывести судно на глиссирование.

Второе, что нужно иметь в виду, это безопасность плавания. При чрезмерной мощности мотора легкая лодка может опрокинуться на крутом повороте или при внезапном обрыве штуртроса. Максимальная допустимая мощность мотора обычно указывается в паспорте лодки или, если корпус самодельный, определяется, как указано ниже в разделе «Допустимая мощность подвесного мотора».

Наконец, большая мощность – это и большой расход топлива, причем, несмотря на выигрыш в скорости, расстояние, которое пройдет лодка на одном баке при более мощном моторе, всегда будет меньше.

Не забывайте и о весе самого мотора: одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «Прибой», другое – «Вихрь» или даже «Нептун».

Запасной мотор на лодке в дальнем плавании необходим. Если есть возможность, возьмите с собой любой маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и «Салют»).

Допустимая мощность подвесного мотора

Любители большой скорости нередко считают допустимой ту мощность, которую имеет самый мощный из имеющихся в продаже моторов. Необходимо использовать более разумные критерии, основанные на соображениях безопасности.

Статья в тему:  Как сделать лодку из салфетки

По американским стандартам ВIА исходя из условий безопасности плавания наибольшая мощность устанавливается в зависимости от произведения наибольшей длины L на наибольшую ширину лодки по транцу Втр (подразумевается, что соотношение этих величин выбрано в соответствии с требованиями остойчивости):

Мощность, л. с.357,51015202530405060
L x Bтр, м 23,253,3-3,63,7-3,94,0-4,24,3-4,54,6-4,95,0-5,36,47,07,58,0

Следует, однако, подчеркнуть, что для легкой и узкой плоскодонной лодки, такой например, как «Казанка», и эта мощность может оказаться небезопасной при управлении малоопытным водителем. В подобных случаях правила ВIА рекомендуют устанавливать подвесной мотор вдвое меньшей мощности, чем определено выше.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: