Как работает кнопка стоп на лодочном моторе
Кнопка стоп. (Страница 1 из 2)
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений с 1 по 25 из 48
1 Тема от Kvasnik 24-03-2013 17:13
- Kvasnik
- Профи
- Неактивен
- Откуда: Энгельс
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 208
Тема: Кнопка стоп.
Сегодня слепил аварийку.
Кнопка -дверь ВАЗ
Плстина 2мм.
3 самореза.
Чека от трубы ПННД
Шнур-леска от бензокосы.
Работы на час.
2 Ответ от dagaev71 26-03-2013 00:48
- dagaev71
- Профи
- Неактивен
- Откуда: Нижний Новгород
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 228
Re: Кнопка стоп.
Дешево и сердито 😎 Можно сделать углубление,чтоб не выпадала.
3 Ответ от Игорь М 26-03-2013 05:47
- Игорь М
- Профи
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 385
Re: Кнопка стоп.
Можно сделать углубление,чтоб не выпадала.
Kvasnik Геннадий, спрячь концевик. Профиль , вроде позволяет Полезные доработки мотособак. Отредактировано Игорь М (26 марта, 2013г. 05:48)
4 Ответ от Kvasnik 26-03-2013 06:57
- Kvasnik
- Профи
- Неактивен
- Откуда: Энгельс
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 208
Re: Кнопка стоп.
Он в профиле 20х20 не помещается.
5 Ответ от эд 09-09-2013 10:27
- эд
- Активный участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 74
Re: Кнопка стоп.
ребята подскажите-как вывести кнопку стоп на руль надо ли разбирать выключатель?если нет то какой провод надо делать в рзрыв выключателя 😎
Отредактировано эд (9 сентября, 2013г. 10:31)
6 Ответ от анатолий коми 09-09-2013 10:37
- анатолий коми
- Активный участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 74
Re: Кнопка стоп.
к желтому проводу подключаешь другой нужной длины и тянешь на руль через выключатель на массу
7 Ответ от эд 09-09-2013 10:51
- эд
- Активный участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 74
Re: Кнопка стоп.
именно к какому желтому?на двс стоит красный выключатель через него идет желтый провод и садится на массу если к этому концу -то ничего не работает вчера пробовал :dontknow:может к желтому который до выключателя?
Отредактировано эд (9 сентября, 2013г. 11:19)
8 Ответ от анатолий коми 09-09-2013 11:23
- анатолий коми
- Активный участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 74
Re: Кнопка стоп.
ДА от черной коробочки который его к выкл тянешь чтоб когда выкл включаешь он замыкал на массу
9 Ответ от эд 09-09-2013 11:30
- эд
- Активный участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 74
Re: Кнопка стоп.
наконец-то до меня доперло 😎 спасиб 😎
10 Ответ от анатолий коми 09-09-2013 11:34
- анатолий коми
- Активный участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 74
Re: Кнопка стоп.
11 Ответ от эд 07-10-2013 15:10
- эд
- Активный участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 74
Re: Кнопка стоп.
хотелось бы узнать какие самые распространенные кнопки ставятся на буксы 😎
12 Ответ от ВасьВась 07-10-2013 23:13
- ВасьВась
- Спец 1 класса
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 193
Re: Кнопка стоп.
Стандартная китайская кнопка, на Стоп или Фару
Частенько на морозе кембрик трескается, я на своих кнопках его срезал и запускал провода в термоусадку, купленную метражом 😎
Отредактировано ВасьВась (7 октября, 2013г. 23:15)
13 Ответ от Константин175 08-10-2013 12:43
- Константин175
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 19
Re: Кнопка стоп.
Стандартная китайская кнопка, на Стоп или Фару Частенько на морозе кембрик трескается, я на своих кнопках его срезал и запускал провода в термоусадку, купленную метражом Отредактировано ВасьВась (Вчера 23:15)
добрый день! а можете сказать сколько примерно весит эта кнопка, хотел заказать транспортной компанией
14 Ответ от Дедушка 08-10-2013 13:33
- Дедушка
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: Северо -Запад
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 8,365
Re: Кнопка стоп.
да 200 250гр -бандеролью Константин или Павел вышлют .Не давно была инфа.
15 Ответ от Константин175 08-10-2013 14:07
- Константин175
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 19
Re: Кнопка стоп.
да 200 250гр -бандеролью Константин или Павел вышлют .Не давно была инфа.
а можно поподробнее? что за инфа?
16 Ответ от Kvasnik 08-10-2013 19:39
- Kvasnik
- Профи
- Неактивен
- Откуда: Энгельс
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 208
Re: Кнопка стоп.
Есть еще такие
17 Ответ от Kvasnik 08-10-2013 21:04
- Kvasnik
- Профи
- Неактивен
- Откуда: Энгельс
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 208
Re: Кнопка стоп.
18 Ответ от Дедушка 08-10-2013 21:12
- Дедушка
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: Северо -Запад
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 8,365
Re: Кнопка стоп.
Ну напиши прямо Константину в его тему ,про магазин .скажет есть ли в наличии . Там и фото было . я на даче, плохо комп загружает .
19 Ответ от юрий 08-10-2013 21:48
- юрий
- Профи
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 380
Re: Кнопка стоп.
Дедушка, направь человека куда ему нужно.Ты же у меня в почёте,да я думаю не только у меня.
20 Ответ от Константин175 16-10-2013 13:24
- Константин175
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 19
Re: Кнопка стоп.
спасибо всем большое!
21 Ответ от Константин175 16-10-2013 13:56
- Константин175
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 19
Re: Кнопка стоп.
И еще хотел спросить эта чека аварийная с кнопкой выключения или без? Отредактировано Константин175 (16 октября, 2013г. 14:03)
22 Ответ от Kvasnik 16-10-2013 19:44
- Kvasnik
- Профи
- Неактивен
- Откуда: Энгельс
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 208
Re: Кнопка стоп.
Ну да, вон та красная кнопка.
23 Ответ от Константин175 16-10-2013 23:25
- Константин175
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 19
Re: Кнопка стоп.
благодарю вас! буду заказывать!
24 Ответ от Константин175 25-10-2013 12:38
- Константин175
- Участник
- Неактивен
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 19
Re: Кнопка стоп.
а может кто подскажет как ее подключать? она у меня разомкнутая
25 Ответ от Дедушка 25-10-2013 12:54
- Дедушка
- Старейшина
- Неактивен
- Откуда: Северо -Запад
- Зарегистрирован: 07-10-2015
- Сообщений: 8,365
Re: Кнопка стоп.
Константин175
ну и правильно ,один конец на массу второй на выход с катушки .При работе ДВС катушка пробивает на массу через свечку .При нажатии, нормально разомкнутой кнопки, катушка благополучно замкнётся на массу ,искра пропадёт и букс, собака, заглохнет ! Ну вот как то так .
вопросы есть ? пока я здесь !
Как работает кнопка стоп на лодочном моторе
Как предотвратить западание поршневых колец.
Снимите крышку выхлопных окон (на «Вихре» — выхлопной глушитель) и убедитесь в хорошей подвижности поршневых колец в канавках поршня.
Нужно, чтобы они не только утапливались в глубь канавки (это можно проверить, просунув отвертку через выхлопное окно), но и имели небольшую «игру» вдоль продольной оси поршня (убедитесь в этом, проворачивая коленвал за маховик).
Если есть хотя бы малейшее подозрение, что кольца частично «залегли» и имеют плохую подвижность, — снимите цилиндры и очистите канавки от нагара.
Проверить выполненную работу можно так: кольцо в канавке должно утапливаться под действием собственного веса. Обратно кольца нужно ставить на свои места, т. е. на те же поршни, в те же канавки и в том же положении, в каком они находились раньше: ведь они уже приработались к зеркалу цилиндра.
Пока цилиндры сняты, очистите нагар и с поршней пластинкой из алюминия или меди. Отверстия в картере двигателя закройте тряпками во избежание попадания в них кусочков нагара. Нагар на головке цилиндров обычно мягкий; его удается удалить, протирая тряпкой.
Можно отмыть от нагара поршни, головку цилиндров и выхлопной тракт, не разбирая двигатель.
Для этой цели обычно используется смесь ацетона с бензином в пропорции 1 : 5. Эту операцию проделывают периодически в течение всего сезона и даже во время похода, когда мотор изо дня в день работает с большой нагрузкой.
Вывернув свечи и залив на ночь ацетоновой смесью камеру сгорания, вы предотвратите западание колец. Особенно это рекомендуется делать владельцам «Вихрей», «Москвы-25» и «Нептуна». Правда, есть опасность, что кусочки нагара при этом попадут в зазор между поршнем и цилиндром.
Если компрессия у мотора недостаточна, следует заменить поршневые кольца. Однако если на них нет заметных повреждений, можно заменить лишь верхнее кольцо, которое подвергается наибольшему износу. После замены колец двигатель должен не менее 20 мин проработать в обкаточном режиме.
При установке колец (и вообще при сборке мотора) ни в коем случае нельзя применять тавот, вазелин и другие густые смазки, иначе сгорят подшипники, которые рассчитаны на смазку топливной смесью.
Поэтому пользуйтесь автолом или маслами МС, МК, а уж если все-таки применили густую смазку, то перед сборкой смойте ее бензином.
Фиксация реверса на «Вихре».
На моторах «Вихрь», выпущенных до 1971 г., отсутствует четкая фиксация переключателя реверса во всех трех его положениях («передний ход», «холостой ход», «задний ход»).
Это затрудняет управление лодкой и нередко бывает причиной аварий. Простейший и достаточно надежный фиксатор можно сделать самому.
Из пружинной 1,5-миллиметровой проволоки согните фиксатор 3 (рис. 182).
Снимите ручку для переноски мотора, отверните рукоятку переключения реверса и просверлите в приливе 1 поддона отверстие.
Вставьте в отверстие фиксатор до упора и закрепите его, согнув конец, выступающий с обратной стороны прилива.
Найдем положение тяги 2, которое нужно зафиксировать, и в точке ее соприкосновения с фиксатором сделаем пропил 4 глубиной примерно в половину диаметра проволоки, из которой сделан фиксатор.
Четкость фиксации будет зависеть от глубины и конфигурации пропила, поэтому при работе надфилем рекомендуем время от времени проверять, как фиксируется тяга.
Как удержать маховик.
При снятии маховика для осмотра магнето довольно трудно удержать маховик от проворачивания при пользовании обычным съемником, входящим в комплект инструмента.
Сделать это можно при помощи тонкого прочного шнура и палки. Намотав в канавку маховика два витка этого шнура с достаточной слабиной (рис. 183), связав его концы
и просунув в витки палку, затягивают витки, закручивая палку. Теперь достаточно упереть один конец палки в обод маховика, а другой придерживать рукой, — при завинчивании болта съемника маховик не провернется.
Чтобы не перетерся пусковой шнур.
У стартера «Вихря» часто перетирается пусковой шнур. Советуем поставить на корпус стартера (там, где шнур выходит из него) текстолитовый или фторопластовый ролик 3 диаметром 25—30 мм (рис. 184) так, как это сделано на моторе «Нептун».
Закрепить ось 2 ролика можно с помощью накладки 1, вырезанной из 2-миллиметровой пластинки. На рисунке обозначены: шайба 4 диаметром 15 мм; винт 5 с резьбой М4; шайба 6, Как установить ролик, показано на рис. 185.
Не оставляйте «ногу» мотора в воде.
При остановках, даже если под килем больше трех футов, лучше откинуть мотор на защелку.
Дело в том, что сальники горизонтального вала, рычага переключения хода и торсионного вала не являются вакуумными уплотнениями.
При длительном напряженном режиме работы мотора смазка в редукторе от трения шестерен разогревается и увеличивается в объеме.
При остановках же, наоборот, она охлаждается и сжимается. В результате внутрь редуктора засасывается вода. Чем холоднее вода, тем это явление происходит быстрее.
Шум подвесного мотора можно уменьшить.
Не прибегая к конструктивным изменениям двигателя, можно сделать его работу менее шумной, если оклеить кожух мотора изнутри шумоизоляционным материалом (поролоном или, что проще, ковриком из порорезины).
Чтобы снизить вибрацию, которая от мотора передается на лодку и является еще одним источником шума, поставьте на транце в месте крепления струбцин мотора резиновую прокладку.
Как устранить реактивный момент «Вихря».
«Выровнять» ход лодки под «Вихрем» (устранить реактивный момент, создаваемый винтом) можно, переделав выхлопной патрубок на корпусе редуктора.
Выверните резьбовую пробку К (рис. 186) и отрежьте ножовкой патрубок на расстоянии 25 мм от его торца вместе с расположенной внутри него трубкой подвода воды к помпе.
Внутри этой трубки нарежьте резьбу М9х X 1,25 под пробку К на глубину 9 мм.
С помощью сверла увеличьте диаметр отверстий для забора воды на укороченном патрубке с 3 до 4 мм и самым тщательным образом зачистите и удалите все заусенцы.
Ввернув в трубку резьбовую пробку К, закерните ее по торцу в трех точках.
Удлинитель румпеля мотора.
Тот, кто ловит рыбу на дорожку на легкой лодке с подвесным мотором, знает, как трудно на малом ходу добиться правильной дифферентовки: лодка садится кормой и сильно задирает нос.
Единственным средством избавиться от дифферента является перемещение рыбака ближе к носовой части, но при этом не дотянуться до румпеля мотора.
Управлять мотором поможет простой удлинитель из 25-миллиметровой дюралевой трубки (рис. 187, а).
На одном конце трубки при помощи дисковой пилы делаются два взаимно перпендикулярных пропила на длину 150 мм (рис. 187, б).
Можно эту работу выполнять и обычной ножовкой по металлу, смазав полотно мылом или парафином. Полученные четыре лепестка немного отгибаются таким образом, чтобы удлинитель можно было насадить на рукоятку румпеля.
Затем, используя хомутик (например, применяющийся в дюритовых соединениях), удлинитель закрепляют на рукоятке. Хомутик стоит приклепать к одному из лепестков трубы, чтобы он не терялся при хранении удлинителя отдельно от мотора.
Дистанционное управление дроссельной заслонкой.
Большинство выпускаемых промышленностью лодок снабжается рулевым устройством для управления поворотом подвесного мотора.
Дистанционное же управление дроссельной заслонкой карбюратора и реверсом нередко приходится делать самому.
На моторах с мотоциклетными карбюраторами типа К-36 («Москва», «Ветерок, «Нептун») управлять заслонкой можно (рис. 188) с помощью одного троса, отсоединив поводок магнето от карбюратора.
Опережение зажигания устанавливается постоянным для эксплуатационного числа оборотов мотора.
Трос привода 3 с напаянным наконечником 4 прикрепляется вместо штатного тросика к заслонке 1 карбюратора.
Трос имеет только один рабочий ход — на открытие заслонки; на место она возвращается под действием пружины 2.
Второй конец тросика (он должен быть заключен в боу-деновскую оболочку, которую можно взять, например, от мотоколяски «СЗА» или мотоцикла) крепится к рукоятке (манетке) управления газом, установленной у штурвала.
Тросик крепится с помощью бобышки (8, рис. 189), плотно вставляемой в отверстие в рукоятке. Боуденовские оболочки обеспечивают гибкую связь с мотором и свободное перемещение самих тросов.
Для крепления концов боуденовской оболочки на карбюраторе и на основании манетки должны быть смонтированы упоры, один из них должен быть регулируемым.
Недостатком устройства является то, что опережение зажигания не регулируется в зависимости от числа оборотов; в результате на малых оборотах мотор работает с сильной вибрацией и с неполным сгоранием топливной смеси.
При значительной длине троса в боуденовской оболочке силы пружины карбюратора оказывается недостаточно для надежного сброса газа.
Для совместного движения заслонки карбюратора и панели магнето требуется более сильная возвратная пружина.
В этом случае трос прикрепляется к рычагу, выведенному в нижней части поддона наружу специально для подключения дистанционного управления (рис. 190, а).
Один конец цилиндрической возвратной пружины 8 закрепляется на рычаге 7 валика 6, другой — на поддоне или задней ручке мотора с помощью скобы 9.
Пружина диаметром 10 мм навивается из миллиметровой проволоки; длина ее (ориентировочно 120 мм) подбирается таким образом, чтобы усилие пружины возвращало рычаг газа 7 в исходное положение — до полного закрытия карбюратора.
Приводы с возвратными пружинами не могут считаться абсолютно надежными; так, при неправильной термообработке пружины она может сломаться от усталости металла.
Более надежны системы управления с «бесконечным» тросом. Здесь трос и при прямом действии, и при возврате работает как тяговый.
В самом простом виде такое управление может быть применено для дроссельной заслонки на моторе «Вихрь» (рис. 190, б). В отверстие прилива, который имеется с правой стороны поддона мотора за основанием румпеля, вставляется и крепится гайкой боуденодержатель 2.
Второй такой же держатель, но с более коротким концом, крепится на задней ручке 10 мотора (нужно для него просверлить отверстие диаметром 8,2 мм).
На конец вертикального валика 6 дроссельной заслонки, выступающий снизу поддона, надевается рычаг 7, фиксируемый винтом М3х12.
На свободный конец рычага 7 ставится втулка 11 с прижимным винтом 12 для троса 3, с таким расчетом, чтобы она имела вращение в отверстии рычага 7.
Рукоятка управления — обычного типа; оба конца троса закрепляются на шкиве диаметром 100—120 мм (манетка, показанная на рис. 189, здесь не годится из-за значительною хода рычага 7).
Для надежной работы системы возвращающая ветвь троса должна иметь достаточный радиус изгиба. Устройства для дистанционного переключения реверса более сложны для самостоятельного изготовления; к тому же, можно обходиться и штатным рычагом на моторе.
Однако при этом совершенно необходимо установить на пульте управления дублирующую кнопку «Стоп» (или тумблер) для экстренной остановки мотора. Провода от этой кнопки подключаются к проводникам штатной кнопки «Стоп» на моторе.
Кнопка «Стоп» на моторе «Москва» .
Кнопку «Стоп» 2 для замыкания первичной обмотки 1 катушек зажигания «Москвы» нужно подключать следующим образом (рис. 191):
подсоединить два провода под винты, которыми крепятся выводы первичных обмоток трансформаторов к конденсаторам 4, и соединить подвижный контакт кнопки с массой.
На рисунке показаны также вторичная обмотка трансформатора 6, прерыватель 3 и свеча зажигания 5.
Поиск и устранение неисправностей 4-х тактного лодочного мотора
Небольшие 4-х тактные подвесные лодочные моторы достаточно просты. И мы сейчас попробуем рассмотреть основные неисправности (от забитого карбюратора до сломанного термостата), с которыми сталкиваются владельцы ПЛМ и расскажем как их оперативно устранить.
Топливная система
Самая частая причина поломки ПЛМ – это топливная система. Мотор либо вообще не запускается, либо работает нестабильно, постоянно глохнет. И чаще всего это происходит из-за того, что владелец забыл слить топливо перед постановкой мотора на зимнее хранение. Топливо проходит химическую реакцию с течением времени в результате чего выделяется метанол, которые и не даёт запустить двигатель. Также среди частых причин не запускающегося мотора можно назвать: грязь в топливном фильтре, в топливных магистралях, карбюраторе. Чтобы всё почистить нам понадобиться сначала снять топливный бак. Для этого открываем крышку мотора и снимаем маховик и достаем сам бак, предварительно отсоединив топливный шланг.
Сливаем всё топливо, бак промываем уже чистым топливом. Так же рекомендуется промыть и топливный фильтр тоже чистым топливом. Воду для промывки топливной системы использовать категорически не рекомендуется.
Снятый топливный бак
Карбюратор
Следующим узлом на проверке будет карбюратор. Он также может быть причиной не запуска двигателя или нестабильной работы. Отключите подачу топлива, затем выкрутите сливной винт сбоку карбюратора и слейте топливо в ёмкость. Закрутите сливной винт, включите подачу топлива и залейте в него чистого бензина. Если двигатель после таких манипуляций все еще не заводится, придется снимать карбюратор и чистить его (вручную самостоятельно или ультразвуком в мастерской).
Слив топлива с карбюратора
Свечи зажигания
Затем проверяем наличие искры в свече зажигания. Если нет искры, то и не чем воспламенять топливно-воздушную смесь, а без этого любой двигатель внутреннего сгорания работать не будет. Вы можете использовать тестер свечей зажигания, подключенный между вилкой и проводом зажигания высокого напряжения. Если у вас нет тестера, выкрутите свечу, подключите ее к проводу, затем прикоснитесь ей к корпусу двигателя, перед тем как дергать шнур. Вы должны будете увидеть искру в момент прокручивания маховика. Если искры нет, то возможно придется заменит свечу зажигания.
Свеча зажигания
Килл-корд
Если сам килл-корд подключен правильно, следует проверить кнопку “Стоп”. Внутри нее есть пружина, которая со временем может заржаветь и прийти в негодность и перестать работать как надо. Такое часто случается если килл-корд оставлен подключенным на долгое время. Если кнопка не отстреливает назад, нужно заменить либо всю кнопку полностью со всеми потрохами, либо только пружину. Плохо работающая кнопка вообще может на дать запустить мотор.
Килл-корд и кнопка “стоп” на 4-х тактном лодочном моторе
Система охлаждения двигателя
Если ваш подвесной лодочный мотор оснащен водяной системой охлаждения (некоторые 4-х тактные моторы имеют воздушное охлаждение, особенно старые модели) и вы эксплуатируете свое моторное судно в соленой воде и продолжительное время не промывали систему охлаждения в каналах оной могут возникнуть солевые отложения, которые будут препятствовать эффективному охлаждению блока двигателя. Такая ситуацию приведет в итоге к перегреву двигателя и выходу мотора из строя. Промойте свой мотор в бочке с пресной водой или подсоедините шланг к специальному отверстию для промывки (если таковое имеется) или подсоедините “ушки” к отверстиям забора воды. Во время промывки проверяйте контрольную струю, соответствует ли она норме и если с ней все в порядке, то промывку можно прекращать.
Маломощные моторы не оснащаются системой предупреждения о перегреве двигателя, но при этом будут все равно отключаться при перегреве. Если мотор запускается и быстро глохнет нужно проверить термостат и для этого его нужно снять и положить в ёмкость с кипящей водой. Если его пружина двигается при изменении температуры воды, то термостат рабочий, если нет, его нужно заменить на новый.
Термостат 4-х тактного ПЛМ
Масло
Четырехтактные подвесные моторы имеют масляный поддон для смазки. В нем должно быть указано, сколько масла вам нужно. Заливать масло нужно медленно, постоянно сверяясь со смотровым окошком, но если вы перельете масло, слейте лишнее в ёмкость через сливной винт, расположенный под смотровым окошком.
Смотровое окошко уровня масла в 4-х тактном ПЛМ
Подготовка к зиме
В конце сезона не забудьте подготовить ваш 4-х тактный мотор к зимовке. Убедитесь, что слили все топливо с карбюратора и высушили его. Не лишним будет осушить и вымыть топливный бак. Свечу зажигания выкручивать не нужно, дабы избежать попадания влаги в цилиндр. Если вы храните зимой ваш мотор на боку, убедитесь, что это правильный “бок”.
Управление лодочным мотором
Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.
Безопасное управление лодкой с мотором
Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.
Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.
Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды. Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.
Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.
Ручное управление лодкой
Моторами мощностью до 50 л.с. управляют с помощью румпеля. Для движения на лодке с румпельной системой управления делают следующее:
• приехав на водоем лодку накачивают, устанавливают банки и жесткое дно, вставляют в уключины и прикручивают гайками весла;
• лодку спускают на воду, складывают в нее удочки, якорь, сумки и ящики с рыболовными и кемпинговыми принадлежностями;
• выносной бензобак привязывают ремнями к дну лодки или крепят к банке;
• мотор устанавливают на транец лодки, фиксируют струбцинами, дополнительно привязывают страховочным тросом к транцу;
• на бензобаке открывают воздушный клапан. Соединяют шлангом выносной бензобак и мотор;
• судоводитель и пассажиры садятся в лодку;
• лодку отталкивают от берега, отплывают не несколько метров;
• мотор опускают дейдвудом в воду, чеку вставляют в кнопку «стоп»;
• открывают (при наличии) топливный кран. Установленной на бензошланге «грушей» накачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;
• рычаг скорости устанавливают в положение «нейтраль»;
• вытягивают ручку подсоса, рычажок (или ручку) газа устанавливают на 1/3, румпель направляют вдоль лодки;
• несколько раз дергают за ручку стартера. Как правило, исправный двигатель заводится со второго – третьего рывка;
• несколько минут двигатель прогревают на холостом ходу, далее ручку подсоса ставят в режим рабочего хода, убавляют газ до минимума и включают необходимую передачу. На маломощных моторах для движения назад двигатель разворачивают на оси на 180°;
• прибавляя газ начинают движение лодки. Для изменения направления движения мотор румпелем поворачивают на оси. Для изменения скорости лодки двигают рычажок или поворачивают ручку газа.
Система дистанционного управления лодкой
Управление лодкой с помощью румпеля во время длительных переходов очень утомительно. У судоводителя устают руки и поясница, с кормы лодки сложно наблюдать за обстановкой впереди. Для облегчения длительных водных переходов на нос лодки устанавливают систему дистанционного управления.
Система дистанционного управления устанавливается на алюминиевые и полихлорвиниловые лодки, RIBы и пластиковые катера. Состоит она из следующих частей:
• консоль или рулевая стойка с штурвалом;
• система электрического запуска мотора;
• машинка газа-реверса и переключения скоростей.
Для подключения системы д/у пригодны лодочные моторы мощностью от 9 л.с. Мотор устанавливают на транец лодки, снимают румпель, устанавливают троса и рычаги системы д/у, электрический стартер и аккумулятор. Консоль устанавливают на нос лодки, крепят к баллонам бортов или к полу (в зависимости от ее конструкции).
Как правило, оборудованную системой д/у лодку сдувают только для зимнего хранения. Все лето лодка лежит накачанная с установленным мотором на прицепе. Приехав на водоем водномоторник заезжает прицепом в озеро или реку, спускает лодку на воду.
Для управления оборудованной системой дистанционного управления лодкой водномоторник ключом зажигания заводит лодку, несколько минут прогревает двигатель на холостом ходу, включает скорость, начинает движение. Для поворотов лодки судоводитель крутит штурвал, для изменения скорости и переключения передач передвигает рычаг машинки газ-реверса.