Как проверить безударные гласные в слове лодка
Проверочное слово к слову лодка
В русском языке существует очень много слов, которые пишутся совсем не так, как мы их произносим. Существительное «лодка» — один из таких примеров, в котором при произношении происходит оглушение звонкого согласного [д] перед глухим согласным [к] в корне слова.
Мы произносим это слово как [л о т к а], поэтому очень часто у учеников возникает сомнение: какая буква должна стоять при написании в корне слова лодка — «д» или «т»?
Учимся правильно писать слово «лодка» — что такое проверочные слова
Для начала давайте разберем слово по составу: корень — лодк , окончание — a . Это существительное женского рода, которое представляет собой небольшое судно для плавания (весельное, моторное) или определенный вид военного судна.
Как подобрать проверочное слово к слову «лодка»
В грамотном написании слова «лодка» помогут однокоренные проверочные слова, в которых после буквы «д» появляется гласный звук:
- лод очка,
- лод очник,
- лод ок (много чего? лодок — форма существительного родительного падежа множественного числа).
Появление гласного звука после проверяемого согласного в проверочных к «лодка» словах делает звук «д» звонким и ясно слышимым.
Таким образом, это доказывает, что правильно писать в корне слова букву «д», а не «т», как слышится.
Несколько примеров аналогичного способа проверки
Давайте рассмотрим, в каких еще словах наблюдается оглушение звонкого согласного звука перед глухим. И как к ним подбираются проверочные слова (по аналогии к «лодка»).
Подряд идут два согласных (звонкий + глухой) в таких словах:
- будка, звучит как [б у т к а], проверочные слова — будочка, много будок;
- ошибка, звучит как [о ш и п к а], проверочные слова – ошибочка, много ошибок;
- ножка, звучит как [н о ш к а], проверочные слова — ноженька, много ножек;
- книжка, звучит как [к н и ш к а], проверочные слова – книжечка, много книжек;
- указка, звучит как [у к а с к а], проверочные слова — указочка, много указок;
- ложка, звучит как [л о ш к а], проверочные слова – ложечка, много ложек;
- сказка, звучит как [с к а с к а], проверочные слова — – сказочка, много сказок;
- рыбка, звучит как [р ы п к а], проверочные слова – рыбочка, много рыбок.
Точно так же, как и в слове «лодка» проверочные слова в данных примерах помогают проверить их правильное правописание.
Цитаты известных людей со словом «лодка»
Давайте рассмотрим примеры использования слова «лодка» в литературе и высказываниях знаменитых людей:
- «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень…». (Анна Ахматова)
- «Далеко идущий человек — тот, кто отваживается пойти на риск. Трусливая лодка не уйдет далеко от берега». (Дейл Карнеги)
- «Маяки не бегают по всему острову, выискивая, какую бы лодку спасти, они просто стоят и светят». (Энн Ламотт)
- «Мы словно лодки пытаемся пробиться в настоящее, но нас безжалостно относит в прошлое…». (Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби)
- «Пока вы не научитесь управлять веслами, бесполезно менять лодку». (Шри Шри Рави Шанкар)
- «Огромная, наверное, с башенный кран, волна накрыла резиновую лодку с глупыми взрослыми и начинающим оперативником». (М. Некрасова. Толстый — сыщик подводного царства).
Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 3
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Проверочное слово к слову «лодка»
Проверочное слово «лодочка», а также «лодочник», словоформа существительного «нет лодок» докажут написание буквы «д» в слове «лодка«.
При произнесении слова «лодка» в его корне происходит типичное в русском языке оглушение звонкого согласного [д], находящегося перед глухим согласным [к]:
ло́дка [л о т к а]
Возникает сомнение, какую букву, «д» или «т», следует писать в корне слова «лодка».
В русском языке большинство слов пишутся не так, как произносятся. В их написании используется принцип русской орфографии, что минимальные значимые части слов, которые называются морфемами, сохраняют единое написание в любой грамматической форме или в однокоренных словах независимо от их фонетического звучания, кроме случаев чередования гласных и согласных звуков.
Проверим букву «д» в слове «лодка»
Чтобы правильно написать это существительное с буквой «д» в корне, подберем проверочное слово среди родственных лексем или изменим грамматическую форму существительного так, чтобы после сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснит звучание нуждающегося в проверке согласного звука.
- Ло́ д ка — лодочка, лодочник;
- ло́ д ка — нет лодок
Аналогично проверяем согласные в корне следующих слов:
- бу д ка — будочка, много будок;
- но ж ка — ноженька;
- ука з ка — указочка, указать.
Написание буквы «д» в корне слова «лодка» проверят однокоренные слова «лодочка», «лодочник» и форма существительного родительного падежа множественного числа (нет) лодок.
Значит, в корне слова, несмотря на его звучание, напишем букву «д».
Примеры
Ло́дка рыбака надежно привязана к причалу.
На реке виднеется одинокая ло́дка.
Зашуршали прибрежные камыши, и из их зарослей показалась небольшая рыбацкая ло́дка.
Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
В словах часто встречается безударный гласный. Всегда ли удается проверить эту букву, поставив ее под ударение? В одних случаях это удается сделать, но бывает и так, что от проверочных слов толку нет, и «работает» иное правило. В таких случаях правописание безударных гласных в корне слова окажется серьезной проблемой для начинающих школьников.
- Проверяемые гласные в корне слова
- Непроверяемые гласные
- Когда проверка бесполезна
- Полногласие/неполногласие
- Слова с чередованием е и и
- Слова с чередованием о и а
- Полезное видео
- Подведем итоги
Проверяемые гласные в корне слова
Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:
- изменение формы, если слово – глагол,
- изменение числа, если слово – имя существительное,
- изменение части речи,
- «упрощение».
Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.
Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно
Есть и другие случаи, когда проверяемые безударные гласные в корне слова не проблема. Например, может возникнуть вопрос, как писать стволы, с буквой о или через а? Изменим множественное число на единственное, получится ствол. Все, сомнений нет.
Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.
Помня о способах словообразования, нетрудно проверить сомнительный е в слове лесник. Отбросим -ник, получится лес.
Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.
Это интересно! Повышаем грамотность: что такое слова архаизмы
Непроверяемые гласные
Нередки случаи, когда безударные гласные проверяемые ударением, требуют двойной проверки. Наглядный пример – слова, где есть полногласные сочетания оро, оло, ере:
- борода.
- золоченый,
- берега.
Во всех этих случаях нужна двойная проверка. Вот как проверяются сомнительные гласные:
- бороды, бородка,
- золото, позолота,
- берег, побережье,
Однако зачастую невозможно проверить безударную гласную. Это слова с безударной гласной в корне типа экватор, единичный, картошка, морковка. Есть лишь один способ избежать ошибки – запомнить такие проблемные слова.
Интересно! Среди гласных есть безопасная – у. Почему же безопасная? Все просто: у неё нет пары, тогда как а, о, я, е, и, э образуют пары типа а – о, я – е, я – и, э – и, е – и. Благодаря непарности у всегда в сильной позиции – хоть под ударением, хоть без него. А потому, например, для слова уголок подходящая проверка – треугольник.
Когда проверка бесполезна
Кроме корней, подчиняющихся так называемому «главному правилу», связанному с ударением, есть «коллеги», «играющие по другим правилам».
Эти правила нужно хорошенько запомнить, чтобы узнавать их «в лицо» и избежать ошибки.
В этих правилах правописание безударных гласных в корне слова связано с сочетаниями букв или чередованием звуков:
- полногласные и неполногласные сочетания (оро – ра, оло – ла, ере – ре, оло – ле),
- корни гор, клон, твор, зар, плав,
- чередование раст (ращ) – рос, скак – скоч,
- чередование е – и, о – а, связанные с отсутствием или присутствием суффикса а.
Если в случае с полногласными и неполногласными сочетаниями проверка зачастую возможна, то во втором случае проверка лишь «добавляет тумана».
Достаточно вспомнить такой пример, как озарился. Неопытный школьник, только передшедший во 2 класс, невольно задумается о том, что писать, о или а. Проверка вместо ответа на вопрос лишь усилит сомнения – то ли писать о, как в зорька, то ли а, как в зарево. Тут и до ошибки недалеко.
Чтобы избежать ошибки, нужно помнить правило: гор-, клон-, твор- пишутся через о, а зар-, плав- – через а, а также исключения из этого правила.
Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры
Полногласие/неполногласие
Хотя в этих случаях возможна проверка безударных, намного важнее помнить отличительную особенность пар с полногласием и неполногласием. Примеры таких пар:
- город – град, ворота – привратник,
- золото – злато, молодой – младший,
- дерево – древо, берег – брег,
- молоко – млекопитающее, молочный – млечный.
Запомнить принцип подобного правописания несложно. Помня об этой тонкости, школьник вряд ли попытается проверить сомнительную гласную, изменив молодость на младость (а ведь такая ошибка типична для тех, кто незнаком с правописанием полногласных/неполногласных слов).
Важно запомнить! О полногласии или неполногласии говорят только тогда, когда у слова есть пара. Если это городской, то здесь можно уверенно сказать о полногласии, потому что есть «родственник» – градостроительство. Наглядный пример неполногласия – небрежный, потому что у него есть «родственник» – бережный.
А как же страховка? Здесь нельзя говорить о неполногласии, так как нет пары вроде «стороховка». Пример, когда невозможно говорить о полногласии – полоса, потому что нет «родственника» вроде «пласа».
Слова с чередованием е и и
В этом случае правописание безударных гласных в корне слова связано со своеобразной орфограммой. Где же своеобразие? Оказывается, здесь командует парадом суффикс -а-. Правило звучит так: если за корнем стоит суффикс -а-, то в корне пишется и, а если суффикса нет, пишется е.
Знакомство с этим правилом лучше всего начинать с наиболее простого примера – орфограммы с женским именем. Часть корня, а именно -ир-, соединяется с суффиксом -а-, вот и получается женское имя. Примеры: обтирать – обтереть, замирать – замереть.
Это интересно! Что такое подчинительная связь в сложном виде предложений
Чуть сложнее примеры, где чередование е–и сохраняется. Например, в словах с суффиксом -а- – расстилать, зажигать, блистать, рассчитать стоит и, а если суффикса нет, то е (расстелить, зажечь, блестеть, расчет).
Однако у суффикса -а- характер поистине генеральский: мало «командования парадом» в корнях с чередованием е–и, так еще нужно активно участвовать в чередовании одной буквы с двумя. Как это получается? А вот как: если нанять пишется через я, то в слове нанимать при появлении суффикса получается буквосочетание има. Похожий пример – начать – начинать: как только появился суффикс, а сменяется буквосочетанием ина. Такие вот интересные орфограммы с безударными гласными.
Слова с чередованием о и а
Это чередование безударных встречается в нескольких разных правилах:
- чередование типа раст (ращ) – рос,
- чередование скак – скоч,
- корни, где «командует парадом» суффикс -а-.
В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с. Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки).
Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.
Полезное видео
Подведем итоги
Как быть с безударной гласной в корне слова? Все зависит от нескольких нюансов: подчиняется ли корень главному правилу или нет. Если «главное правило» работает, то нужно попытаться поставить сомнительную гласную под ударение (если попытка неудачна, нужно посмотреть в орфографический словарь и запомнить проблемное слово). Если работают иные правила, нужно запомнить их нюансы.
Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять
Оказывается, проверять надо не только ударением.
Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.
Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.
Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.
Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.
А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.
Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.
Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.
Какие они бывают
Выделяется три типа:
- Проверяемые – можно проверить ударением.
- Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
- Чередующиеся – надо знать правила чередования.
Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.
Совет : сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.
Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.
Внимание . Проверять таким способом можно только родственные слова. То есть лексическое значение слов обязательно должно быть общим: лесник от слова “лес”, “домовой” от слова “дом”, “водолаз” от слов “вода”, “воды”.
Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.
Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.
Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.
Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.
На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.
Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.
Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.
Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.
Пример правила на чередование . Если после корня -к..с- есть суффикс “А” – в корне пишется А, если нет – О: кАсАние, прикОсновение.
Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.
Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.
Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе
Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].
Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.
И, Ы, У не меняются.
Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].
Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.
Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?
Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:
- Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
- Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
- Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ–2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
- Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).
Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.
Немного теории из высшей школы
В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.
Все слоги в словах делятся на четыре группы:
- Ударные – на которые падает ударение.
- Заударные – находятся за ударным слогом.
- Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
- Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.
Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.
В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.
Теперь разбираемся с безударными гласными.
О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).
О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].
Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/ва’н].
Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]
Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].
Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].
Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.
Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:
Заключение
- Безударные гласные – такие гласные слова, на которые не падает ударение.
- Три типа безударных гласных: проверяемые (можно проверить ударением), непроверяемые (надо смотреть в словаре и запоминать), чередующиеся (надо знать условия чередования).
- Количественная редукция безударных – звук произносится короче, чем ударный.
- Качественная редукция – звук меняется.
- В школе О без ударения – всегда [а], Е, Э без ударения – всегда [и].
- А, О после твердых в первом предударном – [/].
- А, О, Э после твердых во втором предударном и заударных – [ъ].
- Э в первом предударном – [ыэ].
- А, О, Э после мягких в первом предударном – [иэ].
- А, О, Э после мягких во втором предударном и заударных – [ъ].
Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.