5 просмотров

Как пройти шлюз на лодке

Прохождение шлюза на маломерном судне

Как проходить шлюзы на маломерном судне? Какие требования предъявляются к судну, к экипажу? Какие нужны для этого документы, каким подчиняться сигналам? — Эти и многие другие вопросы интересуют любителей водно-моторного туризма и дальних спортивных плаваний, особенно на реках Европейской части страны, где почти все они перегорожены плотинами.

Как известно, шлюз — это гидротехническое сооружение, предназначенное для подъема и спуска судов на величину перепада уровней воды. Но, к сожалению, строители и проектировщики в свое время не учли, что через шлюзы пойдут не только баржи и «Метеоры», но и небольшие моторные лодки. Среди ста пройденных мною на моторке шлюзов попался только один — Перервинский на Москва-реке, специально построенный для небольших катеров в стороне от большой камеры. В подавляющем же большинстве мотолодкам приходится шлюзоваться вместе с большими судами в общей камере.

С интенсивным развитием водного туризма и спортивных плаваний участились и несчастные случаи при шлюзовании. И чаще всего — от незнания правил. Порой видишь, как новичок мечется в камере, не зная, что ему делать. Громада бетонной коробки действует подавляюще, а тут еще диспетчер что-то кричит по радио, а что — трудно разобрать из-за резонанса. Вот почему диспетчерские службы весьма неохотно шлюзуют маломерные суда.

Статья в тему:  Как сшить чехол на колпак лодочного мотора

Шлюз — это объект повышенной опасности, и только дисциплина — строгое соблюдение всех правил гарантирует успешное его прохождение.

Прежде чем сесть за руль, а тем более — отважиться шлюзоваться, вы должны получить удостоверение на право управления маломерным судном. Ваш катер должен пройти технический осмотр, нужно иметь все документы и необходимое снабжение. В удостоверении на годность к плаванию, судовом билете или судовом свидетельстве должна быть запись, разрешающая плавание в районе, где расположен данный шлюз. Без соблюдения этих формальностей диспетчер вправе не допустить мотолодку к прохождению шлюза.

Итак, вы подходите к шлюзу снизу вверх по реке. Учтите, что лодкам и катерам шлюзоваться разрешается только в светлое время суток; если вы чувствуете, что через 2—3 часа будет темно, не спешите в подводной канал п не пытайтесь получить разрешение на проход шлюза. Вы убьете массу времени и, не получив разрешения, в темноте будете вынуждены искать место для ночлега. Спать в лодке вблизи шлюза опасно — всю ночь здесь будут проходить суда, буксиры таскать плоты, уровень воды будет постоянно изменяться. Лучше засветло найти удобную бухточку в 4—5 км ниже плотины и, расчалив лодку, спокойно ждать утра.

Желательно, чтобы в лодке при шлюзовании было два человека; лишних высадите вблизи шлюза на берег, пусть они прогуляются пешком — времени будет достаточно. При подходе к шлюзу с правой стороны вы увидите бетонную причальную стенку для швартовки судов, ожидающих шлюзования. К ней не становитесь — это причал для больших судов; лучше встать у берега в более безопасном и удобном месте. На упомянутом бетонном причале есть телефон прямой связи с диспетчером; если найти его не можете, спросите у персонала. Снимите трубку, представьтесь — куда и с какой целью идете — и просите разрешение пройти шлюз. У вас могут попросить документы — держите их при себе. Диспетчер скажет, с каким судном и когда вы можете зайти в шлюз. Как исключение, если камеру предстоит наполнить для пропуска судов, идущих сверху, лодку могут пустить в камеру одну.

Статья в тему:  Какие лодки ставят на учет

Наконец, вы получили разрешение диспетчера шлюза и дождались подхода судна, с которым вам разрешили шлюзоваться. Но не спешите в открывшиеся ворота — первыми в камеру заходят большие суда. Находитесь на плаву в поле видимости диспетчера, чтобы он знал, что вы готовы. Дождитесь, пока судно ошвартуется окончательно и, если горит зеленый входной светофор, заходите в шлюз, становитесь на место, указанное диспетчером. (На бочку именно с тем номером, который вам указали, — диспетчер лучше знает безопасное место в камере).

Если вы услышали, как что-то объявляют по трансляции и не смогли разобрать, выключите двигатель и ждите повторения. Вас могут, например, попросить выйти из шлюза на время, если на подходе есть еще большие суда и диспетчер намерен их ждать.

Не становитесь под корму стоящего судна — на нем могут работать винты при наполнении камеры шлюза.

Не суетитесь и не спешите, становясь у бочки. На вас обязательно должны быть надеты спасательные жилеты или нагрудники. Вам придется сейчас работать стоя, рымы у бочек находятся очень высоко и стоит немалых трудов закинуть на них швартовные концы. Концы на рымах завязывать не надо — они должны быть пропущены «серьгой».

Свободные концы к лодке не привязывайте, держите их в руках. За борт спустите кранцы: при наполнении вода в камере неспокойна и лодку будет бить о бетонную стенку. Стоять и сидеть на борту во время шлюзования не разрешается. Потерпите. Самое трудное — попасть в шлюз, а это у вас уже позади. Ожидание подходящего судна длится порой 3—4 часа, а само шлюзование занимает 15—20 минут.

Статья в тему:  Музей подводная лодка москва как добраться

На большинстве же наших шлюзов становиться на лодках к бочке не разрешается, и нужно швартоваться к борту уже стоящего в шлюзе судна. Надежно расчалив лодку, экипаж должен покинуть ее и все время наполнения камеры находиться на борту судна: такое требование продиктовано соображениями безопасности.

Позаботьтесь, чтобы стекло вашей лодки не разбило о привальный брус судна.

Будьте внимательны. Судно может сорвать со швартовых, особенно если оно не самоходное, и навалить на противоположную стенку шлюза. Так случилось с нами в 1970 г., когда лопнули швартовы и три бетонных плавучих причала навалило на стенку камеры. Только чудом удалось вытолкнуть лодку в безопасное место. Вот почему нежелательно, если даже вам разрешили, становиться на бочку под борт несамоходного судна. Не рекомендуется также проходить близко к верхним воротам, где при наполнении камеры самое неспокойное место.

Но вот камера заполнена, и в ней стало спокойно. Можно сесть в лодку и приготовиться отдать швартовы. Подготовьте двигатель 1 . Если суда стоят в один ряд у стенки и есть достаточно места, лучше уходить из камеры первыми, но обязательно дождитесь зеленого огня выходного светофора. Пока не открылись ворота, можно пройти в верхний конец камеры. Если нет возможности уйти из камеры первыми, старайтесь не попасть в кильватерную струю работающих винтов — лодку может сильно ударить о бетонную стенку. Если шлюзуются крылатые суда, постарайтесь выйти раньше них; они обычно выходят на большой скорости и при старте создают опасную волну.

Статья в тему:  Как заделать царапину на лодке пвх

При выходе из шлюза будьте внимательны! Здесь много судов.

Если вы намерены продолжить путь дальше, посмотрите на погоду, ведь ваш дальнейший путь идет по водохранилищу. Небольшой ветер создаст только рябь в узком русле реки при подходе к шлюзу, а на открытом водохранилище может быть уже приличная волна. А если ветер 5—6 баллов? Взвесьте возможности — свои и своей техники. (Кстати, можно узнать сводку погоды у диспетчера шлюза.)

Несколько советов на тот случай, если вы подходите к шлюзу сверху.

На рейде зачастую можно видеть плоты, которые готовят к шлюзованию. Правая камера шлюза, как правило, плотогонная, но не советую заходить в шлюз вместе с плотом! Мне но неопытности удалось раз упросить плотогонов прошлюзоваться с плотом; мы вытащили лодку на плот, а когда буксир потащил его в камер), мое суденышко чуть не раздавило бревнами. После этого случая я равнодушно провожаю взглядом уходящие в камеру плоты.

Опускаться значительно проще и безопаснее.

Если вам разрешили стать к бочке, то становитесь сейчас уже ближе к верхним воротам: тут спокойнее. Концы не завязывайте — бочка может «зависнуть», и лодка повиснет вместе с ней.

Прохождение шлюзов на лодке ПВХ (Просматривает: 1)

alerantrop

  • 09.06.2013
  • 09.06.2013

Ихтиолог

  • 09.06.2013

Шлюзование на маломерном судне

Порядок шлюзованияПроцесс шлюзования является одной из сложных и опасных операций, выполняемых судоводителем маломерного судна. Судоводителю без достаточного опыта проходить шлюзы самостоятельно не рекомендуется.
Порядок шлюзования установлен Правилами пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних водных путей. На основании Правил в бассейнах разрабатываются и утверждаются в установленном порядке конкретные требования по пропуску через шлюзы маломерных судов. Эти требования, как правило, дублируются в правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в субъектах Российской Федерации.

Статья в тему:  Курск подводная лодка куда делся нос

Маломерным судам разрешается шлюзоваться только в светлое время суток. К пропуску допускаются суда, прошедшие техническое освидетельствование на годность к плаванию и имеющие бортовые номера. У судоводителя должно быть действующее удостоверение на право управления соответствующим типом судна. Гребные и парусные суда, не имеющие двигателей могут быть прошлюзованы только с буксирующим их судном. Для маломерных судов также регламентируется минимальное расстояние от кормы впереди стоящего транспортного судна (от 20 до 40 м). Вход в шлюз и выход из него должны осуществляться только по команде начальника вахты, с минимальной скоростью и на разрешающие сигналы светофоров. Обгон судов в подходных каналах и в камере шлюза запрещается. На маломерном судне во время шлюзования не должно быть пассажиров и особенно детей.

Техника шлюзования заключается в следующем:

Подойдя к указанному начальником вахты месту в шлюзе, судоводитель закладывает швартевый конец за плавучий рым (как правило “серьгой”, чтобы обеспечить возможность подбирать его либо потравливать), предварительно опустив за борт кранцы.

Двигатель должен быть готов к немедленному пуску либо работать на холостых оборотах (по согласованию с начальником вахты на судне может находиться еще один человек, который обеспечивает шлюзование либо на швартовых, либо обслуживает двигатель). Во время наполнения (опорожнения) камеры особое внимание уделяется швартовому концу, слабину которого необходимо своевременно выбирать, а при натяжении потравливать. На случай зависания судна у судоводителя под рукой должен находиться острый нож (топорик) для перерезания при необходимости швартового конца. Также необходимо следить за тем, чтобы судно не зацепилось за облицовку камеры. Нельзя забывать о том, что плавучий рым может заклинить, а затем либо резко выскочить из воды (при наполнении камеры), либо опуститься вниз (при опорожнении камеры). Поэтому для предотвращения рывков, сильного крена или повисания судна работа со швартовым концом требует сноровки и опыта. На шлюзах, которые не оборудованы плавучими рымами, на стенках установлены стационарные крюки. На них одевается огон швартова, пропущенного восьмеркой через кнехт. По мере наполнения (опорожнения) камеры и подъема (опускания) судна, швартовый конец подбирается (травится), а когда борт судна подходит к крюку, огон снимается и переносится на следующий крюк. При этом особое внимание уделяется технике безопасности, чтобы исключить попадание руки между бортом и стенкой шлюза.

Статья в тему:  Почему сгорела подводная лодка

Наиболее безопасный способ для маломерного судна шлюзование под бортом транспортного судна. В этом случае процесс шлюзования обеспечивает команда транспортного судна. Разрешение на швартовку к транспортному судну может дать только начальник вахты.

Перед открытием ворот, после опорожнения камеры, образуется течение, вызванное выравниванием горизонтов воды нижнего бьефа и камеры. Это течение довольно сильное и вызывает хаотичное движение судов, стоящих на швартовых со слабиной. Судоводитель должен учитывать это явление, оценить ситуацию и заранее спрогнозировать свои действия для предотвращения возможных повреждений судна.

Пример шлюзования маломерных судов

Судно идет сверху и если идет ночью, нужно внимательно разглядеть бакены, ограждающие подход к плотине, т. к. у каждого шлюза есть плотина, и подходить к ней очень опасно. Надо иметь в виду, что маломерным судам шлюзоваться ночью не разрешается.

Зеленый светофор дальнего действия сигнализирует о том, что можно подойти к причальным сооружениям входного канала. Нужно обратить внимание на направление ветра. Из шлюза суда выходят очень медленно, руль малоэффективен, и их может навалить ветром на прогулочное судно. Когда камера будет свободна, зеленый светофор даст разрешения на вход в камеру транспортным судам, а малым — диспетчер.

Может быть камера пустая, а горит красный. Скорее всего ждут подходящее судно. Прогулочные суда входят в камеру в последнюю очередь. Золотое правило: как вошел, сразу швартуйся, вперед не ходи. Почему? Судно идет вниз. Когда закроются верхние ворота, начнется выпуск воды. Откроются выпускные водоводы нижних ворот. Вода начнет закручиваться воронкой как в умывальнике. Диаметр водоводов — порядка двух метров, но напротив каждого водовода стоит бетонная стенка, которая разбивает поток, уменьшая его скорость. Имея в виду изложенное, войдя в шлюз, необходимо надежно ошвартоваться.

Статья в тему:  Лодки эрлан что означает

На швартовом должен быть огонь (петля) диаметром не менее 500 мм. Узлом вязаться нельзя, в случае необходимости не сможете быстро отдать швартовый. Очень полезно иметь багор или отпорный крюк.

Если вы ошвартовались за неподвижные рымы, то по мере опускания необходимо швартовый переносить на следующий рым. Если ошвартовались за плавающий рым, переносить швартовы не нужно, но бывает, что он заклинивается, если под направляющие рыма что-нибудь попадает, например, щепка. Через некоторое время плавающий рым может рухнуть и, если зацепит судно, наделает бед.

Швартовы на судне нужно крепить ближе к кормовой части. Когда начнется выпуск воды, то в нижней части камеры шлюза будет ощутимое понижение уровня, а, следовательно, течение. Если завести швартовый в носовой части, судно начнет разворачивать течением.

Теперь шлюзование вверх. При подходе те же сигналы светофора. Судно вошло в камеру и стало швартоваться. Как только начнется наполнение камеры, у верхних ворот вода закипит огромным ключом. Порядка ста пятидесяти тысяч кубометров наполняются за 15-20 минут. Волна, весьма ощутимая, но пологая, пойдет вдоль камеры, отразится от нижних ворот и пойдет обратно. Здесь ей встретится следующая волна и т. д.

В камере образуется волновая толчея, на которой прогулочные суда будет мотать во все стороны. Швартовы необходимо завести с носа и кормы за плавучий рым. С борта опустить кранцы и держать наготове багор. Судно на стенку шлюза будет наваливать постоянно, если ее не одерживать. Плавучий рым будет перемещаться вверх-вниз, при этом амплитуда колебаний может достигать метра. За плавучим рымом также следует поглядывать. Если его заклинило, то по мере наполнения камеры и увеличения его подъемной силы он может внезапно вынырнуть и наделать немало бед.

Статья в тему:  Какое масло использовать для двухтактных лодочных моторов

Существуют шлюзы с так называемым встречным шлюзованием. Это двухкамерные шлюзы (восьмой и седьмой канала им. Москвы), куда суда заходят сверху и снизу одновременно. Когда вода в обеих камерах сравняется, переходят в соответствующие камеры, а дальше одни поднимаются, другие продолжают опускаться. Экономия воды и времени.

Для прогулочных судов опасным является момент перехода судов из камеры в камеру, в этот момент может произойти навал. Маневрировать можно тогда, когда транспортные суда ошвартуются.

В России шлюзы существуют с петровских времен, через них благополучно прошли миллионы судов. Процедура не сложная, но требует внимания и осторожности, к чему мы и призываем. Существуют Правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних водных путей РФ.

Следует помнить, что прогулочным судам запрещается:

  • шлюзоваться в темное время суток и в непогоду (туман, сильный ветер, снегопад, ледоход);
  • шлюзоваться без буксирующих судов гребным лодкам и парусным яхтам без мотора;
  • обгонять в подходных каналах и в камерах шлюза;
  • приближаться к шлюзу ближе дальних светофоров без разрешения начальника вахты шлюза.

На своей лодке мимо московского Кремля

Немного фотографий и деталей сентябрьского сплава до Кремля и обратно.
Только сейчас дошли руки написать развернутые комментарии ко всему материалу — опыт может быть кому-то полезен. В целом все не так старшно и сложно, как казалось сначала.

Сплав начинается в клубе водного туризма “Круиз”, который по совместительству приютил у себя территораильное подразделение ГИМС (здесь проводят регистрационные действия для маломерных судов).
Въезд на территорию платный — 100р + 400р за пользование слипом (платишь за целый день, пользуешься столько раз, сколько захочешь). Спуск и подъем моего комплекта на воду на таком слипе не вызывает абсолютно никаких пороблем — машина справляется играючи.

Проходим Сабуровский мост

Пришлось подождать судно покрупнее, чтобы пройти вместе ним.
Пока ждем, можно пристать к необорудованному берегу напротив Коломенского — это не запрещено правилами ГИМС. В черте городе нельзя приставать к любым оборудованным берегам, дебракадерам, коммерческим или другим причалам и т.п. По факту получается, что приставать практически негде.

Очень живописные окрестности, если можете добраться к ним с воды.

Для прохода через шлюзы ФГУП Канала имени Москвы необходимо написать заявление, чтобы вам присвоили регистрационный номер. Это бесплатно. Заявление принимают по электронной почте — можно написать от руки, отсканировать и прислать на указанную почту. Все, что нужно делать, расписано по адресу fgbu-kim.ru/go/navigating
Разрешение на проход дается на один год. Начиная со второго года нужно писать заявлене на продление действия регистрационного номера. Желательно делать это до начала навигации (февраль-март). Пытаться уговорить шлюз пропустить вас без разрешения, как я делал в этом году оказалось бесполезно (пройти дали со второй попытки только после продления регистрации, через пару недель).
Для прохода через шлюз нужно иметь свободный конец не короче 8 метров. Если вы идете снизу — уровень воды в шлюзе раходится ниже на 7 метров примерно. Работник шлюза перед шлюзованием бросает вам веревку сверху, вы привзяваете к ней свою веревку, он поднимает и привязывает к шватовой утке. По мере наполнения камеры шлюза нужно выбирать слабину — во время наполнения в шлюзе достаточно сильное волнение. На маленькой лодке даже было не по себе местами. Плюс на обратном пути было сильное течение в сторону слива. Лодку приходилось постоянно подтягивать обратно. Я еще подумал, что если упасть в момент опоржнения камеры в воду — утащит в глубину и присосет к какой-нибдь решетке — пиши пропало.
Кусочек процесса шлюзования

Кожуховский затон — настоящее суровое море посреди Москвы

Дальше около часа хода до главной цели нашего путешествия — Кремля.

Было получено замечание по поводу некорректно нанесенных бортовых номеров и мы были отпущены с миром.

Дальше мы уже устали, замерзли и нас начал приследовать тот самый катер МЧС с целью побыстрее выдавить из центра, наверное. Это был день выборов в гос. думу (18 сентября) и еще при проверке документов нас деликтно попросили по возможности быстрее выйти из зоны усиления )

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: