0 просмотров

Как правильно садится в лодку

Как управлять лодкой, байдаркой и плотом

На лодках обычно ходят на веслах, а по быстрым рекам против течения — бечевой или на шестах.

На небольших лодках каждый гребец обычно гребет двумя веслами, такие весла называются парными. Иногда на лодках бывает руль, а если его нет, рулевой для управления пользуется небольшим кормовым веслом—гребком; управлять лодкой может и сам гребец.

Очень важно научиться правильно садиться в лодку. Делается это так. Сначала надо положить в лодку весла, затем подтянуть ее вплотную к причалу или к берегу, взяться за борт руками, поставить ногу как можно ближе к килю 2, перенести в лодку другую ногу и, не выпрямляясь, занять место на банке (скамейке). Прыгать в лодку, становиться на банку, стоять в лодке во весь рост нельзя. От этого лодка портится и может перевернуться.

Чтобы отойти от причала или берега, нужно упереться в него рукоятью весла, оттолкнуть лодку на свободную воду, где вы не будете никому мешать, и вставить весла в уключины.

Статья в тему:  Метро исход как опустить лодку

Движения, которые производятся во время гребли, имеют специальные названия, их надо знать каждому туристу-воднику.

Движение весла в воде — гребок называется проводкой, начало гребка — захватом, окончание — концом и движение по воздуху — заносом.

Учиться грести и управлять лодкой лучше под руководством инструктора или хорошего гребца. Но можно научиться этому и самостоятельно. Правильно грести нужно так: ногами упереться в опорную планку (упорку), согнув слегка колени; весла взять в обхват (большой палец снизу, остальные сверху), наклониться вперед и, одновременно выпрямляя руки, сделать занос. Затем погрузить лопасти весел до шейки в воду и, разгибая спину и сгибая руки, сделать гребок. От правильного наклона лопасти весла зависят успех проводки и скорость движения лодки. Поэтому, чтобы во время проводки лопасть весла была погружена в воду правильно (по шейку), надо немного наклонить ее верхней кромкой к корме, как бы накрыть воду. Наклон верхней кромкой к носу называется о т-крытым веслом. Накрытие должно быть таким, чтобы вода не выталкивала и не опускала лопасть. Чтобы найти нужный наклон лопасти, достаточно сделать несколько гребков. Рукоять весла во время проводки не следует крепко сжимать в руке. Такой хват весла утомляет руки. Чтобы замедлить движение лодки или затормозить ее, нужно сделать гребок в обратную сторону. Грести веслами в обратную сторону — табанить можно научиться на первом занятии.

Статья в тему:  Как сделать самому деревянную лодку чертежи

На первых же занятиях надо учиться делать повороты. Сделайте несколько гребков одним веслом, и лодка, набирая скорость, начнет поворачиваться по пологой дуге в сторону, противоположную гребущему веслу. Проделайте то же самое другим веслом — лодка будет поворачиваться в другую сторону. Попробуйте набрать скорость, а затем табанить правым веслом. Скорость заметно снизится, и лодка одновременно повернется в сторону табанящего весла. Проделайте то же самое другим веслом. Вам станет ясно, что, загребая веслом, можно сделать поворот, не снижая скорости, а даже увеличивая ее; тормозя же, замедляя движение, можно закончить поворот полной остановкой. Чтобы сделать очень крутой поворот или развернуть лодку на месте, нужно пользоваться одновременно и тем и другим способом поворота: одним веслом табанить, а другим загребать.

Управлять лодкой с помощью руля несложно, так как она всегда будет поворачиваться в ту сторону, куда повернуто перо руля. Рулевым веслом можно управлять теми же способами, что и обычными веслами, т. е. табанить или грести. Рулевой сидит на самой корме лодки и держит весло одной рукой за рукоять, другой около середины веретена. Расстояние между кистями его рук должно быть несколько больше ширины плеч. Для облегчения работы гребца рулевой обычно подгребает с одного или с другого борта. Чтобы лодка в этот момент не уходила в сторону, проводку делают параллельно борту, а весло держат почти вертикально; заканчивают проводку около самого борта небольшим отведением лопасти в сторону от лодки, повернув ее плоскостью параллельно линии движения.

Статья в тему:  Какие документы выдаются при покупке лодочного мотора

Чтобы сделать поворот, лопасть отводят подальше от борта и проводку делают по дуге. На некоторых лодках на корме для рулевого весла ставятся уключины. В этом случае веслом пользуются так же, как и рулем, — поворачивают лопасть в сторону поворота. Когда действий руля или рулевого весла для выполнения поворота, недостаточно рулевой дает команду гребцу: «табань», или «загребай правым (левым)».

В туристскую двухместную разборную байдарку можно садиться только тогда, когда она находится на плаву, т. е. не касается дна. Садятся в нее по очереди. Один гребец держит байдарку за фальшборты, другой, став лицом по ходу движения, кладет весло поперек байдарки, так, чтобы лопасти в случае крена опирались о воду. Если посадка производится с берега, то весло кладется так, чтобы лопасть его опиралась на берег. Затем, обхватив весло и придерживаясь за фальшборты, гребец ставит ногу впереди сиденья, быстро переносит корпус в байдарку и садится. Так же садится и второй гребец, первый же в это время держится за берег или сдерживает байдарку веслом. Сидят в байдарке лицом по ходу движения и гребут одним двухлопастным веслом; гребок делают поочередно то правой, то левой лопастью. Ширина хвата весла должна быть немного больше ширины плеч. Не следует высоко поднимать локти — это утомляет гребца. Во время проводки корпус несколько разворачивается, но не наклоняется.

Статья в тему:  Какая лодка лучше под мотор 15 л с

Управляют байдаркой веслом или рулем, соединенным веревочками (брасиками) со стременами; они одеваются на ноги второго гребца, который считается старшим.

На плоту ходят вниз по течению с шестами или гребями — продольно расположенными большими веслами, которыми пользуются для управления плотом. Участники похода располагаются на носу и на корме плота и, управляя гребями или отталкивая шестами то нос, то корму, держат плот в наиболее выгодном потоке. Если течение недостаточно быстрое, два человека становятся на кормовой части плота и, равномерно отталкиваясь шестами, продвигают плот в нужном направлении. Юным туристам не рекомендуется путешествовать на плотах с гребями, так как построить такой плот и управлять им сложно.

Туристу-воднику необходимо свободно управлять выбранным для похода средством передвижения и обязательно уметь хорошо плавать, нырять, оказывать помощь утопающему.

Чтобы совершать путешествия по голубым дорогам, необходимо предварительно посоветоваться с врачом и только с его разрешения начинать подготовку к походу: систематически закаливать и укреплять свой организм утренней зарядкой и занятиями различными видами спорта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правила плавания на лодке

ПАМЯТКА

населению по соблюдению правил плавания на лодке

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил плавания на лодке.

Правила эти несложны, но необходимы для предупреждения несчастного случая:

— Перед тем как сесть в лодку, надо внимательно осмотреть ее, убедиться в ее исправности и прочности, проверить, на месте ли весла, руль, уключина, спасательные средства (круг или жилет) и черпак для отлива воды.

Статья в тему:  Как правильно оформить лодку

— Чтобы не нарушать во время посадки устойчивого равновесия лодки, надо входить в нее по одному, стараясь ступать на середину настила, равномерно рассаживаясь на сиденья.

— Во время движения лодки во избежание крена нельзя меняться местами и садиться на борт лодки.

— Грести веслами надо равномерно, сидящий «на вёслах» должен быть особенно внимательным, чтобы не удариться о борт другой лодки.

— Совершая прогулки по воде, надо двигаться всегда по правой стороне реки, по ходу лодки, стараясь держаться не дальше 20 метров от берега. Если же потребуется обогнать другую лодку, то это можно сделать, лишь обходя ее с левой стороны по движению лодки.

— Гребная лодка во всех случаях должна уступать дорогу моторным судам. Надо остерегаться пересекать путь теплоходам и катерам — это опасно. Услышав частые и короткие сигналы этих судов, гребная лодка должна уклониться в сторону или отойти от проходящего судна на безопасное расстояние. При этом, удаляясь от судна, надо стараться резать волну носом лодки. В противном случае волны от идущих по реке судов могут перевернуть лодку. Ни в коем случае нельзя допускать шалости во время движения лодки — это опасно для жизни.

— перегружать лодку сверх установленной нормы;

— пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;

— брать в лодку детей, не достигших 7 лет;

Статья в тему:  Как подключить сабвуфер к усилителю ямаха

— пересаживаться с одного места на другое;

— переходить с одной лодки на другую;

— прыгать с лодки в воду;

— кататься в вечернее и ночное время.

Если лодка все-таки опрокинулась, теряться нельзя. В первую очередь, надо оказать помощь не умеющим плавать. Очутившись в воде, следует держаться за борт лодки и, не наклоняя лодку на одну сторону, общими усилиями толкать ее к берегу.

Несчастного случая не произойдет, если строго соблюдать правила поведения на воде.

Как правильно садиться в лодку

Уважаемые судовладельцы! Сегодня мы хотели бы коснуться вопроса безопасной эксплуатации резиновых надувных лодок. Первая и самая распространенная причина повреждения надувной лодки — это контакт с острым предметом, находящимся на дне, когда надувная лодка прикасается дна водоема своей нижней частью. Чаще всего это происходит, когда мы причаливаем к берегу или отходим от него. В прибрежном грунте, особенно в местах часто посещаемых туристами, очень велика вероятность напороться днищем надувной лодки на осколок стекла, проволоку, железную консервную банку и так далее. А происходит это тогда, когда рыболов садится в пришвартованную надувную лодку и пытается отплыть. При повышении нагрузки, надувная лодка проседает под весом севшего в нее человека и скребет по дну, с большой вероятностью повреждения.

Что делать, чтобы этого избежать? Лучшим вариантом будет, прежде чем садиться, зайти в воду и отогнать надувную лодку немного дальше, и когда глубина достигнет хотя бы полуметра (а больше в основном и не требуется), аккуратно залезть и начинать грести от берега. В этом случае, если вода в водоеме холодная, лучше всего использовать сапоги.
То же самое, в обратном порядке, нужно проделать при причаливании. То есть, высаживаться до того момента, когда надувная лодка уткнется носом в берег. Это требует некоторой сноровки, но при некоторой тренировке (а лучше тренироваться летом, когда вода комфортной температуры), это будет получаться.
Правильно причалить и правильно выйти на воду на надувной лодке более чем на половину исключит возможность повреждения. В местах, где выходы оборудованы причалами и мостками, эта процедура немного упрощена, хотя нужно внимательно осмотреть плоскость, которой будут касаться надувная лодка. В старых изношенных мостках могут торчать гвозди, острые обломки досок и прочее, что может повредить борт надувной лодки. Для соблюдения мер безопасности, при посадке и выходе из надувной лодки на причале, свой вес переносите плавно, надежно поставив ногу и слегка согнув колено. Очень важно, чтобы в этот момент ваши руки были свободны.
Следующее распространенной ошибкой эксплуатации надувной лодки является невнимательность при ловле крючковыми снастями, большей частью при ловле спиннингом. Воблеры и блесны снаряжены острыми тройниками, которыми очень легко при забросе можно чиркнуть по борту и повредить его. Каждый заброс с надувной лодки, особенно если в ней вы находитесь не один, тщательно готовьте, отводя приманку как можно дальше от надувной лодки. Какой бы азартной не была бы рыбалка — не торопитесь, ведь это увлекательное занятие может в любой момент быть прерванным повреждением борта надувной лодки. То же самое касается и вываживания, особенно крупной рыбы. В последний момент она может уйти под вашу надувную лодку и если форсировать события, может провести свободным тройником по днищу или борту. Держите рыбу подальше от надувной лодки и берите ее в подсачек или рукой только в тот момент, когда она уже достаточно измотана и не будет делать резких рывков.
Как только рыба окажется в надувной лодке, постарайтесь как можно быстрее ограничить ее движения, пока приманка не будет извлечена из пасти. Когда она бьется в надувной лодке, так же велик риск повреждений уже изнутри. Если рыба крупная и сильная, а извлечь крючок на весу не получается, прижмите ее и только после этого, приступайте к извлечению приманки.
Избежать повреждений надувной лодки при ловле в отвес, особенно снастями типа «самодур», где свободновисящих крючков может быть много, можно, если использовать бортовые удилища достаточной длины. Так, оптимальной длиной удочки для отвесной ловли с надувной лодки, будет как минимум, 1м. Тогда, при вываживании или просто при извлечении снасти, крючки будут находиться на достаточном расстоянии от борта надувной лодки.
Находясь в надувной лодке, нужно помнить так же еще одно правило, которое повысит вашу безопасность и ее сохранность. Любые острые предметы, как-то ножи, топоры, багорики и прочие, должны находиться в надувной лодке только в зачехленном состоянии и расчехляться только во время их использования. Не поленитесь сложить нож после того, как что-то порезали, надеть на багорик защитную трубочку и тогда досадных неожиданностей не произойдет.
Большое значение имеет соблюдение мер безопасности на берегу, когда вы перемещаете лодку от водоема к лагерю и наоборот. Ни в коем случае не пытайтесь тащить надувную лодку по песку или по траве. Там могут быть острые предметы, которые сразу и не заметишь. Так же, соблюдайте осторожность при прохождении кустов и деревьев — сухие сучья вполне могут нанести повреждение надувной лодке. Такие места лучше обойти, а при невозможности, попросите кого-нибудь помочь вам — вдвоем легче пронести надувную лодку так, чтобы не задеть сучья.
Располагая надувную лодку в лагере, положите или поставьте ее как можно дальше от костра или мангала. Бывает так, что ветер неожиданно раздувает огонь и до вашей надувной лодки могут достать языки пламени или долететь искры. В таком случае, ремонта не избежать.
И последнее, когда вы сдуваете надувную лодку, внимательно осмотрите площадку, на которой это будет происходить. Скатывая надувную лодку по земле, так же вероятны проколы и порезы. Лучше этого избежать заранее.

Статья в тему:  Как правильно должен висеть лодочный мотор

Как правильно плыть на байдарке

Байдарки представляют собой небольшие маневренные лодки с гребным управлением, обладающие малой осадкой, хорошей остойчивостью и отличной плавучестью. Они комплектуются двухлопастными веслами и используются в водном спорте, туризме, для дальних походов по сложным маршрутам, для рыбалки, охоты, сплава. Это универсальные маломерные суда, которые сейчас постепенно вытесняют классические гребные лодки. Но если обычные лодки не нуждаются в каких-либо специфических навыках в применении, то управление байдарками требует предварительного обучения, так как связано с некоторыми нюансами.

Посадка в байдарке

Байдарки оборудуются анатомическими сиденьями и упорами для ног. И то, и другое регулируется под особенности телосложения каждого гребца так, чтобы он сидел плотно и мог чувствовать все движения корпуса лодки и управлять ими. Особенности посадки в байдарке заключаются в том, что человек в них жестко зафиксирован и может раскачивать лодку, не позволяя ей делать крен, только одними ногами.

Гребцы в байдарках располагаются либо внутри кокпита (посадка «сит ин»), либо наверху корпуса (посадка «сит он топ»). Их ноги вытянуты вперед и слегка согнуты в коленях, которые немного раздвинуты и закреплены упорами. Стопы упираются в нижние упоры, играющие роль своеобразных педалей. Для удерживания равновесия в байдарке человек в ней должен сидеть так, чтобы линия позвоночника была строго перпендикулярна поверхности воды, иначе лодка будет давать крен и уходить от прямого курса, а гребля потребует лишних физических затрат.

Статья в тему:  Сколько стоит ямаха юбр 125

При посадке «сит ин» торс гребцов наполовину закрыт корпусом лодки, за счет чего они получают возможность управлять байдаркой не только веслами, но и нижней частью тела. Вариант «сит он топ» такой возможности не предусматривает, однако он более удобен в случаях, когда люди намерены заниматься дайвингом или купаться прямо с лодки.

Что касается посадки в байдарку, то она заключается в следующем. Гребцы в лодку забираются только тогда, когда она находится в воде на глубине не меньше, чем 20 сантиметров. Перед тем, как садиться в байдарку, ее необходимо развернуть так, чтобы нос судна находился в направлении вниз по течению. При посадке нельзя наступать на оболочку и перемычки кильсонов. Ноги ставят только на толстые трубки.

Посадка начинается с того, что гребцы кладут весла перед передним и задним сиденьем поперек лодки. Тот, кто находится у кормы, удерживает борта, человек возле носа берется руками за борта, заносит в байдарку правую ногу, затем левую, и занимает свое место. Затем он упирается веслом в дно водоема и помогает сесть в байдарку второму гребцу.

Как правильно плыть (грести) на байдарке

Байдарки – это изначально весельные лодки, гребля на которых имеет некоторые нюансы. Байдарочные весла имеют две лопасти и состоят из рукоятки, черенка, горлышка. Лопасти соединяются с черенком при помощи горлышка. Длина весел подбирается индивидуально и должна соответствовать росту гребца, длине его рук и туловища. Лопасти на них развернуты под прямым углом по отношению друг к другу.

Статья в тему:  Ведьмак 3 как чинить лодки

Весло захватывается двумя руками так, что расстояние между ними равно расстоянию между локтями разведенных рук. Сама гребля представляет собой замкнутый процесс. Гребцы свободно располагаются в байдарке при немного наклоненном вперед туловище и повернутом в сторону гребка примерно на 50º плечом. Их нижняя рука с веслом вытянута вперед и опущена вниз. Её кисть располагается на уровне груди в центре линии между продольной осью байдарки и бортом. Верхняя рука согнута в локте, ее кисть находится на уровне виска гребца, локоть поднят до уровня плеча. Верхняя рука является толчковой, нижняя – тянущей.

Гребок начинается с того, что прямая нижняя рука опускается, а верхняя рука в это время разгибается с кистью, продвигающейся вперед и немного вверх. Весло вводится в воду под углом примерно 45º. Туловище гребца в данный момент поворачивается в сторону гребка. Проводка весла под водой заканчивается тогда, когда поворот туловища достигнет примерно 45º. Кисть толчковой руки в конце проводки находится на уровне подбородка, кисть нижней руки вместе с предплечьем отводится в сторону и немного вверх. Весло вынимается из воды, гребец разворачивается, расслабленной и вытянутой вперед рукой переносит весло через борт, вытягивая его вперед в области продольной оси байдарки, разворачивает торс в другую сторону и опускает весло. При этом нижняя рука становится верхней, верхняя – нижней. Весло опускается в воду с другой стороны лодки, совершается гребок.

Статья в тему:  Сколько атомных подводных лодок было в советском союзе

Для прямолинейного движения лодки используются гребки со средней длиной проводки и средним темпом. Они называются прямыми. Для движения байдарки назад применяют обратные гребки, которые по схеме аналогичны прямым. Такая гребля позволяет увеличить скорость судна до максимальной и называется слаломной. Важно, чтобы она была ритмичной и синхронной при наличии двух или трех гребцов. Иначе байдарка начнет рыскать из стороны в сторону, крениться набок и плохо подчиняться управлению.

Управление байдаркой и разворот

Управление байдарками происходит либо с помощью руля, либо с помощью весел. Множество современных туристических моделей лодок снабжаются рулем, но зачастую он мешает движению, поэтому гребцы переходят на весла. Кроме того, изменять направление движения лодки помогает крен. Если накренить байдарку направо, она делает поворот налево, если накренить налево – поворачивается направо. Отрабатываются такие наклоны на спокойной воде. Судно разгоняют на веслах, потом гребцы поднимают их и накреняют лодку то в одну, то в другую сторону. Такое управление осуществляется главным образом при движении вперед для корректировочных маневров.

Веслами маневрируют при поворотах и разворотах лодки. Для того, чтобы потери скорости при этом были минимальными, используют управляющие гребки, которые делаются по дуге с той или иной стороны байдарки, отталкиваясь от носа или притягивая корму. Весло в этом случае проходит по самой поверхности воды. Гребок осуществляется непосредственно сильно развернутым туловищем гребца и верхней рукой. Весло относится далеко к носовой части и проводится до самой кормы, и наоборот. Усилие на него передается при помощи максимально вытянутой нижней руки.

Статья в тему:  Какая лодка лучше под мотор 15 л с

Для управления лодкой используются кормовые гребки, которые позволяют сохранить скорость и не тормозят движение. Они могут осуществляться от прямого гребка или от управляющего гребка. Кормовые от прямого гребка представляют собой выталкивание весла как можно дальше и поворот лопасти так, чтобы она затолкнула поток воды под нос или корму. При управляющих кормовых весло переносится горизонтально, опускается в воду и возвращается назад, притягивая нос или корму.

Если необходимо немного притянуть кормовую или носовую часть байдарки, не теряя при этом скорость, используют полуподтягивающие гребки. Весло выносят немного в сторону, опускают в воду и проводят им дугу, одновременно ногами притягивая лодку к веслу.

Один из ведущих приемов в управлении байдаркой – завес. Он применяется тогда, когда необходимо резко изменить направление движения лодки. Весло ставится под определенным углом против движения байдарки при развороте корпуса гребца, который передает на него вес своего тела, а затем опускается в воду и подтягивается к байдарке.

Еще один управляющий прием – закол. Он используется в потоках с большой разницей скоростей. Весло ставят почти вертикально возле борта лодки так, чтобы лопасть располагалась перпендикулярно направлению движения воды. Они играет роль неподвижной стойки, вокруг которой байдарка разворачивается благодаря тому, что гребцы держат ее ногами.

Эффективность всех управляющих гребков зависит от того, чем дальше выносится весло, и от того, чем лучше гребцы работают туловищем. Главное при этом – контролировать движения лодки и вовремя маневрировать.

Статья в тему:  Какие документы выдаются при покупке лодочного мотора

Где можно плавать на байдарке

Байдарки – универсальные лодки, которые подходят практически для любых водоемов. Они могут плавать по рекам любой сложности, свободно проходить бурные пороги, водопады, мелководье, заболоченные места. На байдарках отправляются в путешествия по морям, их используют для рыбалки и охоты в самых труднодоступных местах и для экспедиций по сложным маршрутам с переходами по суше. Во всех случаях важно правильно подобрать модель, чтобы лодка в пути не доставила неприятностей, и принять все меры по безопасности ее эксплуатации.

Техника безопасности на байдарке

Байдарки поворотливы, маневренны, послушны в управлении, но могут доставить немало проблем, если не соблюдать правила их эксплуатации. Во-первых, в байдарку нельзя садиться без спасательного жилета, даже если предстоит недолгая прогулка у берега. Всегда существует риск переворота лодки, вызванный неожиданными факторами.

Во-вторых, в байдарке нельзя вставать во всех рост и облокачиваться на борт. В лодке можно только сидеть, даже не пытаясь приподниматься. В-третьих, все вещи в ней должны быть привязаны и упакованы в герметичные мешки. Иначе они могут намокнуть, утонуть или расползтись по дну и нарушить равновесие лодки.

И, наконец, перед любым походом на байдарке надо тщательно проверить маршрут, определить степень его сложности и сообщить всем знакомым и близким о том, какое планируется направление. А если по пути встретятся спасательные службы, обязательно в них отметиться, чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств они знали, где искать лодку и ее пассажиров.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Как правильно должен висеть лодочный мотор
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector